Вторник, 26.11.2024, 09:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Криминологическая характеристика преступлений против государственной власти

В последние годы наблюдается крайне высокая степень пораженности сферы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления коррупционными и иными видами криминальных деяний. Это признается не только средствами массовой информации, государственными и общественными деятелями, но и всеми слоями населения России. Острота проблемы уголовно-правового противодействия дальнейшему негативному развитию ситуации в рассматриваемой сфере заключается прежде всего в том, что, во-первых, эта сфера, как и всякая иная сфера социальной деятельности, подвержена преступным посягательствам, в защите от которых она нуждается, во-вторых, это та сфера деятельности, состояние которой значительно снижает или усиливает криминогенность общества в целом, активно влияет на динамику, структуру и уровень преступности, в-третьих, система государственной власти является главным субъектом борьбы с преступностью, обеспечивая правоохранительную функцию государства.

В 2008 году было зарегистрировано 20 444 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что на 12,7% выше уровня 1998 года. В общем массиве зарегистрированной преступности удельный вес рассматриваемой группы преступлений составил 5,4% 2.

Прогнозируемые тенденции динамики этого вида преступности также не внушают оптимизма. Например, в ближайшей перспективе ожидается рост активности сформировавшихся масштабных вертикальных коррупционных связей, увеличение количества криминального совместительства государственными и муниципальными служащими своей деятельности с работой в подконтрольных коммерческих структурах, рост участия должностных лиц с использованием своих полномочий в организации и руководстве коммерческими структурами, обеспечении им неправомерно полученных льгот, использования положения должностного лица в продолжающемся процессе приватизации государственных предприятий в целях приобретения в свою собственность недвижимого и движимого имущества, акций, незаконной передачи с использованием статуса должностного лица коммерческим организациям государственных финансов, предназначенных для социальных нужд. В этой связи борьба с коррупционными и другими преступлениями в изучаемой сфере остается одним из приоритетных направлений уголовной политики.

Отметим, что на заседании Совета Федерации генпрокурор отметил значительный рост числа преступлений против государственной власти в 2008 году. Таких преступлений в минувшем году было зафиксировано более 28 тысяч. Согласно отчету генпрокурора, в последнее время отмечено увеличение количества правонарушений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, число случаев взяточничества выросло вдвое.

В действующем уголовном законодательстве не содержится определения понятия преступлений против государственной власти, интересов государственной службы.

В ранее действовавшем уголовном законе России рассматриваемая группа деяний называлась должностными преступлениями, т.е. преступными посягательствами, совершенными должностными лицами в связи с занимаемым должностным положением. К числу должностных преступлений можно отнести злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате Российской Федерации, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, халатность.

Вместе с тем совершение служебного подлога предусмотрено как должностным лицом, так и иным государственным служащим или служащим органа местного самоуправления. Присвоение полномочий должностного лица может быть совершено только государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, дача взятки совершается общим субъектом.

В примечании 4 к ст. 285 УК разъясняется, что государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Приведенная формулировка приравнивает в порядке исключения отдельные деяния не должностных лиц, предусмотренные ст. 292, 288 УК, к должностным преступлениям. Следовательно, в состав включенных в главу 30 УК преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления входят как должностные преступления, так и приравненные к ним в порядке исключения деяния государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, а также деяния, совершенные иными лицами. Исходя из изложенного, под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует понимать группу преступных деяний, посягающих на порядок осуществления государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемых должностными лицами в связи с занимаемым должностным положением, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами.

Отметим, что для большинства лиц, совершивших преступления в рассматриваемой сфере, характерен заранее обдуманный умысел. Так, например, при получении взятки, лицо, получающее такую взятку оказывается в условиях выбора, когда есть вероятность оказаться в неблагоприятных условиях.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в России признается и гарантируется местное самоуправление, которое осуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная служба включает: 1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; 2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Функции государственной службы осуществляются государственными служащими, которыми признаются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Правом поступления на государственную службу обладают только граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Вопросами местного значения закон признает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым его уставом.

Согласно Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. 2 под муниципальной службой понимается оплачиваемая профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которую осуществляют муниципальные служащие.

Следует отметить, что в настоящее время в научных исследованиях вопросам классификации различных категорий уделяется особое внимание. Объясняется это тем, что они служат одним из наиболее часто используемых юридико-технических приемов в праве. Классификация позволяет выявить определенные явления по различным отличительным признакам, устанавливать их характеристики, признаки, функциональную направленность расширять границы познания. Все это способствует их глубокому и всестороннему исследованию.

Действительно, для того чтобы полно, всесторонне и объективно представить какую либо систему, используют такой научный метод, как классификацию составляющих ее элементов. Не является исключением и уголовно-правовой институт преступлений против государственной власти. В данном случае одним из важнейших аспектов его глубокого изучения является проблема классификации. С помощью классификации не только отражаются признаки всех включенных в раздел X УК РФ «Преступления против государственной власти» четырех глав, их многообразие, особенности каждой из них, но и раскрываются вопросы совершенствования правоприменительной практики, так как каждый рассматриваемый объект получает определенную оценку. По мнению известного российского ученого С.В. Познышева классификация как технико-юридический прием имеет двоякое значение для научного исследователя: со стороны внешней, – это прием, который вносит в изучение систему и порядок; со стороны внутренней, – это прием который предопределяет полноту и правильность выводов изучения.

Законодатель, исходя из демократических начал уголовного права и переоценкой в связи с этим приоритетов, а также родового объекта группы преступлений в УК РФ включил четыре главы:

преступления против основ конституционного строя и безопасности государства;

преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

преступления против правосудия;

преступления против порядка управления.

Таким образом, в качестве главного критерия уголовно-правовой охраны и основы классификации выступают общественные отношения, которые обеспечивают стабильность государства, нормальное, законодательно регламентированное функционирование государственной власти и ее отдельных компонентов: институтов и органов.

Отметим, что уголовно-правовые нормы, включенные в этот раздел, предусматривают ответственность за общественно опасные деяния, посягающие на регламентированную законом деятельность органов государственной власти, государственного и местного самоуправления, сопряженные с причинением вреда, либо ставящие под угрозу причинение вреда правам и законным интересам общества и государства, либо могущими подорвать их авторитет, а также нарушить права и интересы граждан.

Прежде чем преступить к рассмотрению проблемы классификации преступлений против государственной власти необходимо сформулировать следующее определение преступлений против государственной власти. Под преступлениями против государственной власти следует понимать – умышленно совершаемые общественно опасные деяния, направленные на подрыв основ конституционного строя и ослабление государственной власти в лице законодательных, исполнительных и судебных органов.

Раздел X УК РФ начинается с главы 29, предусматривающей ответственность за совершение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Основы конституционного строя Российской Федерации регламентированы в главе 1 Конституции Российской Федерации, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества, они являются приоритетными, базисными, определяющими правовыми положениями, позволяющими, как сказано выше, обеспечивать нормальное функционирование государственной власти.

Общественная опасность преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства состоит в том, что они подрывают конституционный строй, социально-экономическую и политико-правовую систему государства, его безопасность, внутреннюю и внешнюю стабильность, ослабляют защищенность жизненно важных благ и интересов личности, общество от исходящих угроз.

Таким образом, видовым объектом данных преступлений являются основы конституционного строя и безопасности государства. Основным непосредственным объектом выступают конкретные общественные отношения, на которые посягают соответствующие преступления рассматриваемой главы, причиняя им ущерб, вред. В научной и учебной литературе предлагаются различные классификации преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

Так, А.И. Рарог в зависимости от непосредственного объекта рассматриваемую группу преступлений классифицирует на виды преступлений против:

внешней безопасности Российской Федерации;

политической системы РФ;

экономической безопасности и обороноспособности РФ;

конституционного принципа недопущения пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду;

сохранности государственной тайны.

Исходя из непосредственного объекта А.В. Наумов все преступления против основ конституционного строя и безопасности государства предложил классифицировать как преступления против:

внешней безопасности Российской Федерации;

легитимности государственной власти;

политического многообразия и многопартийности;

экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации;

конституционного запрета на разжигания расовой, национальной и религиозной розни.

Предложенная научной общественностью классификация была подвергнута взыскательной критике со стороны С.В. Дьякова считающего, что такая классификация уязвима по ряду причин.

Во-первых, в ней не просматривается единое основание классификации, без чего она лишается научной четкости.

Во-вторых, преступления, предусмотренные в п. 2 посягают не на легитимность государственной власти, а на внутреннюю безопасность или политическую систему Российской Федерации.

По мнению ученого, легитимность нельзя считать объектом указанных преступлений, несмотря на то, что она страдает при совершении указанных преступлений.

Не согласен С.В. Дьяковым и с отнесением разглашения государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну, к преступлениям, посягающим на экономическую безопасность и обороноспособность, так как государственная тайна имеет место не только в сферах экономики и обороны. На наш взгляд, можно согласиться с высказанными предложениями, в отношении отнесения государственной тайны в указанную группу исходя из того, что государственную тайну образуют и иные сферы интересов, охраняемых государством.

Отметим, что исследователи считают оправданным включение преступлений, посягающих на сохранность государственной тайны в отдельную группу. В данном случае их выделение в отдельную самостоятельную группу произойдет за счет преступлений, посягающих и на внешнюю безопасность, и на экономическую, и на обороноспособность. По мнению ученых это не будет противоречить основным принципам классификации, исходя из ее некоторой условности и относительности, хотя в ряде случаев данная условность может приобретать характер необходимости и неизбежности. Например, в случаях перехода одного основания классификации в другую, либо когда одно основание классификации входит в содержание нескольких предметов.

По мнению С.В. Бородина в целом классификация государственных преступлений может быть представлена как преступления, посягающие на:

внешнюю безопасность;

на внутреннюю безопасность;

на экономическую безопасность.

Предложенная С.В. Бородиным классификация также не решила проблему отнесения ст. 283 и ст. 284 УК РФ в указанную группу, более того усложнила ее. В научной и учебной юридической литературе высказаны предложения о помещении ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны» и ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну» в главу 30 УК РФ о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исходя из видового объекта интересов службы.

Так, по мнению профессора Н.Ф. Кузнецовой уравнивать государственную измену с неосторожной утратой документов, содержащих государственную тайну, значит отступить от критериев структуризации Особенной части уголовного кодекса Российской Федерации по родовым и видовым объектам.

А.В. Наумов свое несогласие с С.В. Дьяковым высказывает и по поводу замены внутренней безопасности или политической системы РФ легитимностью государственной власти, аргументирует это тем, что никаких противоречий между указанными объектами не существует, они совпадают по своему содержанию.

В.В. Лунев, в свою очередь, все государственные преступления делит на две большие группы преступлений: против основ конституционного строя и против внешней безопасности государства.

Н.И. Ветров все преступления рассматриваемой категории классифицирует по видам.

А.С. Горелик в зависимости от более конкретных объектов посягательства выделяет преступления, которые посягают на: внешнюю безопасность; на основы конституционного строя и внутреннюю безопасность; конституционные основы национальных, правовых и религиозных отношений; сохранность государственной тайны.

Подчеркнем, что в УК РФ, а именно в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ были внесены изменения принципиального характера, что привело к существенной трансформации объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, кроме этого законодатель также включил в нее две новые статьи, ст. 282 УК РФ).

Таким образом, в связи с законодательными поправками возникает необходимость формулирования классификации рассматриваемых преступлений. Авторы предлагают классифицировать преступления, включенные законодателем в главу 29 УК РФ, следующим образом: преступления, посягающие на внешнюю безопасность; преступления, посягающие на внутреннюю безопасность; преступления, посягающие на конституционные основы национальных, правовых и религиозных отношений.

Заметим, что законодатель в главу 30 УК РФ включил 11 статей, содержащих описание признаков преступлений, совершаемых особой категорией субъектов – должностными лицами.

Общественная опасность анализируемых преступлений состоит в том, что в результате их совершения нарушается нормативная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. Преступления подобного рода подтачивают основы власти и управления, дискредитируют и подрывают их авторитет в глазах населения, ущемляют конституционные права и интересы граждан, разрушают демократические устои и правопорядок, извращают принципы законности, препятствуют проведению социально-экономических реформ в обществе.

Под преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления следует понимать умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, регулирующие нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершаемые должностными лицами в связи с исполнением ими своих служебных полномочий, а также в исключительных случаях, предусмотренных уголовным законом, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, не относящимися к числу должностных лиц, либо иными лицами, причиняющие существенный вред государственным и общественным интересам, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или содержащие реальную угрозу причинения такого вреда.

В сформулированном определении отражены три наиболее существенных признака, характерных для всех должностных преступлений:

посягательство на один и тот же видовой объект;

совершение только специальным субъектом – должностным лицом;

совершение с использованием служебных полномочий или благодаря занимаемому служебному положению.

Подчеркнем, что именно совокупность этих признаков и составляет содержание должностного преступления.

С учетом квалифицированных видов в данной главе содержится описание 25 составов должностных преступлений. Исходя из законодательных положений, закрепленных в ст. 15 УК РФ рассматриваемую группу преступлений можно классифицировать на: преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие.

В теории и практике до сих пор не достигнуто единого мнения о характере соотношения должностных посягательств с иными преступлениями, совершенными должностными лицами и государственными служащими. Представляет интерес классификация преступлений в зависимости от уголовно-правового статуса субъекта. Все они подразделяются на три группы:

общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и ответственность, за которые предусмотренными нормами этой главы;

специальные должностные преступления, которые могут быть совершены лицами в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и лишь должностными лицами, наделенными специальными признаками;

альтернативно-должностные преступления, которые могут быть совершены как должностными, так и частными лицами.

Законодатель все преступления главы 30 УК РФ, исходя из субъекта, предложил классифицировать на четыре группы:

совершенные только должностными лицами, 285, 286, 287, 289, 290, 293 УК);

совершенные должностными лицами, государственными служащими и служащими муниципальных органов;

совершаемые служащими государственных и муниципальных органов;

совершаемые общим субъектом.

Отметим, что глава 31 УК РФ «Преступления против правосудия» включает в себя 23 статьи, содержащие описание 48 составов.

Общественная опасность преступлений против правосудия состоит в том, что они нарушают гарантированные конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, наносят непоправимый ущерб интересам правосудия, правопорядку, обществу и государству.

Преступление против правосудия – это запрещенные уголовным законодательством умышленные общественно-опасные противоправные деяния, посягающие на общественное отношение в сфере отправления правосудия, совершаемые должностными лицами, указанных органов и иными лицами, призванными обеспечивать или содействовать реализации задач и целей этой деятельности.

В научной и учебной юридической литературе учеными предлагаются различные основания для классификации преступлений против правосудия.

При этом выделяется несколько подходов к классификации данных преступлений: по субъекту преступления, исходя из непосредственного объекта, по сходству признаков объективной стороны, а также исходя их объекта посягательства.

По субъекту преступления все составы против порядка правосудия Ш.С. Рашковская подразделяла на две группы:

против правосудия, совершаемые должностными лицами – работниками органов дознания, следствия, прокуратуры, судьями;

против правосудия, совершаемые иными лицами.

В.К. Глистин, в свою очередь, выделял три группы:

преступления, совершаемые должностными лицами органов дознания, следствия, прокуратуры и суда;

преступления, совершаемые частными лицами, привлекаемыми к отправлению правосудия;

преступления, представляющие собой уклонение от отбывания наказания.

Вполне уместной будет классификация, предложенная Ю.А. Красиковым. По субъекту преступления, он делит преступления против правосудия на совершаемые должностными лицами органов суда, следствия, дознания и прокуратуры и все остальные преступления против правосудия.

По мнению М.Н. Голоднюк, самой удачной является классификация преступлений против правосудия по непосредственному объекту, поскольку она отражает те общественные отношения, которым определенные группы данных преступлений причиняют вред. По непосредственному объекту преступления против правосудия она дифференцирует следующим образом: посягающие на жизнь, здоровье, честь и достоинство лиц, осуществляющих правосудие; препятствующие исполнению работниками правоохранительных органов их обязанностей по осуществлению целей и задач правосудия; совершаемые в процессе отправления правосудия должностными лицами; препятствующие исполнению наказания или возмещению вреда, причиненного преступлением.

Представляется, предложенная классификация отличается непоследовательностью: за основу классификации взяты, во-первых, различные критерии интегрирует деяния по признаку специального субъекта); во-вторых, широкое формулирование понятие лиц осуществляющих правосудие.

По мнению А.С. Горелика классификация преступлений против правосудия, также должна основываться на конкретных видах отношений, которые составляют нормальную работу органов правосудия. Исходя из этого, он предлагает следующую классификационную систему преступлений против правосудия в сфере:

обеспечения независимости судей и защиты их личной безопасности, чести и достоинства;

правильного отправления правосудия должностными лицами органов правосудия;

выполнения гражданами обязанностей содействовать или не препятствовать осуществлению правосудия;

исполнения приговоров, решений и других актов органов правосудия.

В главу 32 «Преступления против порядка управления» законодатель включил 16 статей, содержащих описание 30 составов преступлений. Общественная опасность преступлений против порядка управления заключаются в том, что преступления указанной группы противодействуют нормально законодательной регламентирование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, подрывает основы управленческой деятельности, дестабилизирует работу органов правопорядка, дезорганизует деятельность уголовно-исполнительных органов, ослабляет установленный режим государственной границы.

Под преступлениями против порядка управления необходимо понимать виновно совершенные общественно опасные деяния, посягающие на нормальную управленческую деятельность и причиняющие вред или ставившие под угрозу причинение вреда охраняемым отношениям.

Юридическому анализу составов преступлений против порядка управления посвящена достаточно обширная отечественная литература. Если обратиться к анализу конкретных уголовно-правовых составов, входящих в рассматриваемую главу данных в учебной и научной литературе, то можно обнаружить различные классификации.

Так, например, Ю.Ю. Бышевский классифицирует преступления против правосудия, которые посягают на: авторитет государственной власти; нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления; установленный порядок ведения, пользования, обращения официальной документации; неприкосновенность государственной границы.

А.В. Кладков в зависимости от непосредственного объекта преступления против порядка управления подразделяет на следующие виды:

посягательства на представителей власти и иных лиц в связи с управленческой деятельностью государственных органов;

посягательства на неприкосновенность государственной границы Российской Федерации;

посягательства на порядок обращения официальных документов и государственных наград;

посягательства на порядок призыва на военную и альтернативную гражданскую службу;

посягательства на авторитет Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации;

посягательства на порядок осуществления оспариваемых прав.

Мы полагаем, что исходя из непосредственного объекта, преступления против порядка управления можно классифицировать на следующие три группы преступлений:

посягающие на нормальную управленческую деятельность;

посягающие на установленный режим и неприкосновенность государственной границы;

посягающие на установленный порядок обращения официальной документации.

Представляется, что предложенная классификация преступлений против порядка управления является наиболее предпочтительной, так как она позволяет учитывать особенность включенных законодателем в главу 32 УК РФ преступлений, их правовую природу, механизм причинение вреда отношениям, складывающимся в процессе принятия управленческих решений.

Таким образом, как результат криминологической характеристики преступлений против государственной власти необходимо отметить следующее.

1. В период реформирования российской экономики количество зарегистрированных преступлений против государственной власти выражается в следующих цифрах. Так, в 2008 году было зарегистрировано 20 444 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что на 12,7% выше уровня 1998 года. В общем массиве зарегистрированной преступности удельный вес рассматриваемой группы преступлений составил 5,4%. В период 1998–2008 гг. суммарно общее число выявленных преступлений против правосудия составило 39394, в число выявленных лиц, совершивших преступления, – 24861. Число же преступлений против правосудия специальных субъектов за этот же период оказалось равным 1875, а число выявленных специальных субъектов – 951.

2. Изучение личности преступника, совершающего преступление против государственной власти, показало, что данное преступление в подавляющем большинстве случаев совершают мужчины, женщины. Образовательный уровень лиц, совершивших преступление против государственной власти, свидетельствует о повышении числа осужденных, имеющих высшее и среднеспециальное образование.

3. Причины роста числа преступлений против государственной власти исследователи видят в экономических, социальных и нравственных изменениях, вседозволенности и бесконтрольности, в забвении традиций и ложном понимании демократических принципов общежития. А также в том, что централизованной системе противостоит скрытая, тайная и опытная сила, которая постепенно врастает в официальные учреждения и организации, парализуя их деятельность или подчиняя их себе.

Итак, анализ нормативно-правовых актов и опубликованной литературы, касающихся ретроспективной и криминологической характеристики преступлений против государственной власти позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В истории российского законодательства одно из первых упоминаний об уголовной ответственности за должностные преступления в Псковской грамоте и Судебниках 1497 и 1550 гг.

2. В развитии законодательства о государственных преступлениях можно выделить следующие этапы:

первый этап, закрепленный в Судебниках 1497 и 1550 гг.,

второй этап нашел отражение в законодательстве конца XIX – начале XX вв.,

третий этап выражен декретами и постановлениями власти,

четвертый этап – закрепление преступлений против государственной власти в УК РСФСР,

пятый этап – отражение указанного вида преступлений в ныне действующем УК РФ.

3. Исследование показало, что за преступления против государственной власти в различные исторические периоды назначалось самое строгое наказание, часто смертная казнь.

4. По данным правовой статистики за последние десять лет количество ежегодно совершаемых в России преступлений против государственной власти стабилизировалось на достаточно высоком уровне и занимает четвертую часть в общей структуре преступности.

5. Общественная опасность преступлений против государственной власти состоит в том, что в результате их совершения нарушается нормативная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

Преступления подобного рода подтачивают основы власти и управления, дискредитируют и подрывают их авторитет в глазах населения, ущемляют конституционные права и интересы граждан, разрушают демократические устои и правопорядок, извращают принципы законности, препятствуют проведению социально-экономических реформ в обществе.

6. Большинство преступлений против государственной власти в Российской Федерации совершают мужчины, женщины. Образовательный уровень лиц, совершивших преступление против государственной власти, свидетельствует о повышении числа осужденных, имеющих высшее и средне-специальное образование. для большинства лиц, совершивших преступления в рассматриваемой сфере, характерен заранее обдуманный умысел.

7. Причинами роста количества преступлений против государственной власти являются: экономические, социальные и нравственные изменения, вседозволенность и бесконтрольность, забвение традиций и ложное понимание демократических принципов общежития; коррумпированность представителей государственных органов, сращивание их с организованными преступными формированиями.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (08.04.2017)
Просмотров: 387 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%