Экономическое содержание транспортного налога обусловлено объектом транспортного налогообложения, которым признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До 2003 г. налогообложение транспортных средств базировалось на двух налогах:
-налоге с владельцев транспортных средств;
-налоге на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.
С 1.01.2003 г. вступила в действие гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации «Транспортный налог», в результате чего было произведено объединение двух вышеуказанных налогов. Так, сегодня действующий транспортный налог установлен Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие законами субъектов Федерации, после принятия которых транспортный налог становится обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации.
Законодательные органы субъекта Российской Федерации при принятии региональных законов о транспортном налоге устанавливают:
-конкретную ставку налога (на основе базовой ставки налога);
-порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законы субъектов Российской Федерации предусматривают также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Транспортный налог можно охарактеризовать как:
Рис.1. Характеристики транспортного налога[1]
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о лицах, на которых зарегистрированы или сняты с регистрации транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Субъектами транспортного налогообложения, т.е. плательщиками транспортного налога выступают юридические и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства-объекты налогообложения.
Налогоплательщики - лица, которые владеют транспортным средством по законному основанию (например, собственность, аренда и т.п.), приводящему к обязанности регистрации данного транспортного средства.
Объекты налогообложения, приведенные в ст. 358 НК РФ можно разделить на следующие вида:
Рис. 2. Объекты транспортного налогообложения[2]
От правильного определения категории транспортного средства зависит ставка налога, которую в рамках, определенных НК РФ, субъекты Российской Федерации имеют право установить в соответствии с принятыми законами о транспортном налоге в каждом отдельном субъекте.
При определении видов транспортных средств и отнесении их к соответствующей категории (грузовые автомобили, легковые автомобили, специальные машины) принято руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) и Венской конвенцией о дорожном движении 1968 г.
Налоговым кодексом РФ установлен широкий перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения. Согласно п. 2 ст. 358 НК РФ, транспортным налогом не облагаются:
Рис. 3. Транспортные средства, не являющиеся объектами налогообложения[3]
Экономическое содержание транспортного налога РФ, содержится в Налоговом кодексе РФ. Так, транспортному налогу отведена 28 глава действующего НК РФ.
Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении каждого транспортного средства.
Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение календарного года, то налог исчисляется с учетом коэффициента (К), учитывающего фактический период владения транспортным средством:
К = Ф/О,
Где Ф – число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика (месяц регистрации принимается как полный месяц, аналогично месяц снятия с учета принимается как полный месяц);
О – число месяцев в отчетном или налоговом периоде.
Если налогоплательщик владел транспортным средством в течение всего отчетного или налогового периода, то значение коэффициента К будет равно 1.
Сумма авансового платежа за i-тый квартал (Аi) рассчитывается как четвертая часть произведения налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС):
Аi = ¼ х НБ х НС х К.
Сумма налога (ТН) за год определяется как произведение налоговой базы на налоговую ставку:
ТН = НБ х НС х К
Сумма налога (ТНуп), подлежащая уплате в бюджет по итогам года (налогового периода), определяется за минусом начисленных в течение года авансов:
ТНуп = ТН – А1квартал – А2квартал – А3квартал
Физические лица (индивидуальные предприниматели) уплачивают налог на основании налогового уведомления, полученного из налоговой инспекции. Налоговое уведомление не может быть составлено более чем за три предшествующих календарных года.
Таким образом, алгоритм расчета транспортного налога выглядит следующим образом:
Рис. 4. Алгоритм расчета транспортного налога[4]
Транспортный налог относится к региональным видам налогов, что означает его поступление в бюджеты субъектов федерации. Законодательством установлено, что каждый субъект РФ самостоятельно устанавливает налоговые ставки и льготы по данному виду налога, а также срок и порядок его уплаты. Вся информация о транспортном средстве, его владельце, и об уплате последним соответствующих налогов, хранится в Федеральной налоговой службе и в ГИБДД.
Опыт зарубежных стран показывает, что государство выступает крупнейшим инвестором в строительстве объектов транспорта. Доказано, что только государства с развитой транспортной инфраструктурой и грамотным налогообложением в данной области способны вывести национальную экономику на высокий уровень[5].
На сегодняшний день Российская Федерация является членом следующих международных организаций:
Рис. 5. Участие РФ в международных организациях
Таким образом, членство Российской Федерации в организациях, представленных на рис. 5. дает право российским строительно-подрядным организациям:
-участвовать в международных тендерах на строительство автомобильных дорог и мостов;
-устанавливать партнерские контакты с дорожно-строительными компаниями по всему миру;
-привлекать новые инвестиционные ресурсы.[6]
Также важным международным финансовым институтом является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Специалистами министерства транспорта РФ отмечена высокая эффективность транспортных кредитов ЕБРР на создание в России современной дорожной сети и темов ввода в эксплуатацию нового дорожного полотна.
Другой формой международного сотрудничества является реализация двусторонних программ по строительству объектов дорожной инфраструктуры. Например, строительство мостового перехода и его эксплуатация на платной основе в Читинской области совместно с китайской провинцией.
[1] Романовский М.В. Налоги и налогообложение: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 71 с.
[2] Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 253 с.
[3] Майбуров И.А. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс: учебник для магистров. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 302 с.
[4] Косов М.Е., Крамаренко Л.А., Эриашвили Н. Д. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: учебник. – М.:Юнити-Дана, 2014. – 400 с.
[5] Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 155 с.
[6] Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 258 с.
|