Введение транспортного налога в РФ явилось этапом налоговой реформы, проводимой в России. Так, транспортный налог пришел на смену налогам:
-на пользователей автомобильных дорог;
-налогу с владельцев транспортных средств;
-акциз с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан;
-налогу на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств[1].
Таким образом, транспортный налог заменил дорожный налог, который платили только предприятия. Сегодня транспортный налог взимается с владельца конкретного транспортного средства, т.е. как с гражданина, так и с организации и выступает главным источником финансирования строительства и ремонта автодорог.
Характерной чертой, присущей транспортному налогу в РФ является то, что он собирается в региональные бюджеты, а от величины его сбора в конкретном регионе зависят объемы бюджетных ассигнований регионального дорожного фонда на очередной финансовый год.
На сегодняшний день транспорт - важнейшая часть экономики России. Происходящее в стране реформирование экономических отношений значительно усилило значение и модифицировало механизм исчисления региональных налогов, в том числе и транспортного налога. Так, транспортный налог выступает сегодня не только неотъемлемым источником доходов государства, но и принимает на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета субъектов Федерации.
Рис. 6. Функции транспортного налога в РФ[2]
Функции транспортного налога в РФ, представленные на рис. 6, определяют смысл и содержание преобразований региональных налогов в налоговой системе России.
Транспортный налог - региональный налог, т.к. он устанавливается Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов. Объектом налогообложения транспортного налога являются:
-автомобили;
-мотоциклы;
-мотороллеры;
-автобусы и другие самоходные машины;
-самолеты;
-вертолеты;
-теплоходы;
-снегоходы;
-моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства[3].
Плательщиками транспортного налога являются юридические и физические лица. Так как мало организаций обходится без транспортных средств, транспортный налог касается почти всех предприятий.
Транспортный налог является обязанностью, которая возникает также у гражданина перед государством с того момента, когда он приобретает автомобиль, т.е. становится автовладельцем.
Сумма транспортного налога поступает в территориальный бюджет, что прослеживается в динамике поступлений доходов в территориальный бюджет Ростовской области.
Поступления налогов, сборов и неналоговых доходов в бюджет Ростовской области за период с января по декабрь 2015 года составили 15 872 400 рублей, налоговые доходы составили 13 875 099 рублей от этой суммы, т.е. большую часть поступлений, администрируемых налоговыми органами.
Транспортный налог является прогрессирующей статьей в поступлении доходов в территориальный бюджет. Это говорит о том, что владельцев (налогоплательщиков) транспортных средств становится больше. Следует отметить, что депутаты Ростовского областного Совета выдвигали в начале 2015 г. предложения об увеличении налоговых ставок по транспортному налогу, поступления в бюджет Ростовской области будут увеличиваться.
Таким образом, транспортный налог представляет собой основной источник финансирования дорожной отрасли, а от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог - один из основных налогов субъектов Российской Федерации, занимающий центральное место в системе имущественного налогообложения России.
Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ.[4]
Несмотря на простоту процедуры исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль организаций, НДС и т.д., в процессе администрирования налога существуют серьезные недоработки, препятствующие его более полной собираемости. Данные пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.п. между органами, вовлеченными в процесс администрирования транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует отношение к нему большинства налогоплательщиков как к несправедливому, причиной чего являются показатели налоговой базы (ст.359 НК РФ)[5].
Отметим, что транспортный налог является прогрессирующей статьей в поступлении доходов в территориальный бюджет. Это говорит о том, что владельцев транспортных средств (налогоплательщиков) становится больше. Учитывая тот факт, что депутаты Ростовского областного Совета выдвигали предложения об увеличении налоговых ставок по транспортному налогу, поступления в бюджет Ростовской области в дальнейшем будут увеличиваться.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что дальнейшие пути совершенствования транспортного налогообложения в Ростовской области должны заключаться не только в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики.
[1] Корнеева Е.А. Офшорный мир. Взгляд изнутри. - М.: Экономика, 2013. - 115 c.
[2] Курноскина О.Г. Оффшорные компании. Новые схемы налогового планирования. - М.: Горячая линия бухгалтера, 2013. - 125 c.
[3] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ
[4] Иванова В.Н. Налоговое право: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 170 с.
[5] Грундел Л.П. Налоговое регулирование трансфертного ценообразования в России: учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 134 с.
|