Институт местных Советов депутатов трудящихся в послевоенное время развивался, как отмечалось выше, на основе Конституция СССР 1936 г.1
Л
(соответственно и Конституция РСФСР 1937 г. ), в соответствии с которой местные Советы представляли собой низшее звено строго централизованной вертикали власти, на формальной вершине которой находился Верховный Совет СССР. При этом следует заметить, что после принятия Конституции СССР 1936 г. произошел ряд изменений в наименовании, структуре, компетенции некоторых государственных органов. В этой связи Верховный Совет СССР создал в марте 1946 г. Редакционную комиссию для подготовки предложений об изменении Конституции СССР. В феврале 1947 г. Верховный Совет Союза ССР принял закон об изменении Конституции СССР, однако [1] [2] эти изменения носили преимущественно редакционный характер. Вместе с тем несколько расширилась компетенция Союза ССР, ведению которого отнесли установление союзных основ законодательства о браке и семье, образование в составе союзных республик новых автономных областей,1. Верховный Совет СССР в первые годы после войны чаще, чем в военное время, но все же реже двух раз в год, как это было предусмотрено Конституцией СССР. Например, с 1946 по 1954 гг. сессии Верховный Совет СССР проходили только девять раз. Круг вопросов, включаемых в повестки сессий Верховного Совета СССР, сводился, по сути дела, к внесению изменений и дополнений Конституции СССР, а также утверждению планов развития народного хозяйства, государственного бюджета, санкционированию указов Президиума Верховного Совета. Всего с 1946 по 1954 гг. Верховным Советом СССР было обсуждено 37 вопросов, при этом на пяти сессиях рассматривались исключительно государственные бюджеты и указы Президиума Верховного Совета СССР . Вместе с тем в структуре самого Верховного Совета происходили некоторые изменения.
Так, 25 февраля 1947 г. Верховным Советом СССР было утверждено Положение о комиссии законодательных предположений Совета Национальностей. Комиссии становились субъектами законодательной инициативы, их работа определялась по мере необходимости, но, во всяком случае, комиссия должна была собираться не реже раза в три месяца. В марте 1946 г. состав Президиума Верховного Совета СССР был сокращен на 9 человек (из прежних 42). Год спустя были расширены полномочия Президиума Верховного Совета СССР, в частности, к его ведению перешло денонсирование международных договоров, установление почетных званий, воинских званий, а
-3
также дипломатических рангов и ряда других специальных званий . [3] [4] [5]
Следует заметить, что Президиум Верховного Совета СССР неоднократно рассматривал вопросы функционирования органов власти на местах. Помимо этого, попытки совершенствования деятельности местных Советов предпринимали Верховные Советы как союзных, так и автономных республик, а также их Президиумы. Так, в 1948 - 1952 гг. в тринадцати союзных республиках Президиумы Верховных Советов утвердили Положения о постоянных комиссиях, создаваемых в местных Советах депутатов трудящихся. В частности, Положение о сельском Совете в 1946 г. утвердил Президиум Верховного Совета Латвийской ССР, а в 1951 г. Положение об областном Совете депутатов трудящихся и его исполнительном комитете принял Президиум Верховного Совета Грузинской ССР.
В этом смысле РСФСР несколько отставала от других республик, хотя, забегая вперед, нужно отметить, что принятые указанные правовые акты ничего принципиально нового не вносили, и имели, скорее, технический характер, связанный с заменой терминологии, которая некоторым образом изменилась с принятием новых конституционных актов, начиная с самого названия местных Советов, которые теперь везде приобрели единый и более короткий вид «Советы депутатов трудящихся».
И в целом, таким образом, законодательная база деятельности местных Советов депутатов трудящихся в РСФСР, будучи сформированной в предвоенное время, в послевоенный период не претерпела существенных измене- ний1. Так, ни Верховным Советом СССР, ни Верховным Советом РСФСР не было принято законов, функционально регламентирующих деятельность местных Советов депутатов трудящихся[6] [7]. Такая деятельность осуществлялась на основе союзной и республиканских конституций, а также на основе законов, принятых намного ранее, причем силу имели те части таких законов, которые не противоречили конституциям1.
Исключением в развитии законодательной базы деятельности местных Советов являлся только один акт - закон РСФСР 1947 г., которым было утверждено Положение о выборах в местные Советы депутатов трудящихся; позже, в 1950 г, . была утверждена обновленная редакция этого закона, о котором ниже будет сказано подробнее, но и в нем, как будет показано, немного сущностных новелл.
Такая уникальная ситуация, когда в СССР несколько свыше двадцати лет не обновлялось кардинально законодательство о деятельности местных Советов, объясняется прежде всего тем обстоятельством, что после окончания войны внимание властей было сосредоточено на восстановлении народного хозяйства. Кроме того, собственно, и причин менять это законодательство у власти не было, поскольку в сложившейся системе властеотношений, когда после прошедших выборов во все уровни Советов в 1946-1948 гг. стало ясно, что война не повлияла каким-либо заметным образом на выбор советского избирателя, такие Советы вполне устраивали властную элиту. Иначе говоря.
Следует заметить, что после вступления в силу Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. органы представительной власти всех уровней стали формироваться по единым принципам, а именно путем выборов на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, на что справедливо обращается внимание в научной литературе . Функционировавшая ранее система съездов Советов подлежала упразднению. Согласно ст. 94 Конституции СССР органами государственной власти во всех публично-правовых образованиях уровня местных Советов (области, края, автономные области, автономные округа, районы, города, села [8] [9]
являются местные Советы депутатов трудящихся.
Конституция в ст. 97 определяла также полномочиям Советов депутатов трудящихся. К конституционным полномочиям относились такие, как руководство деятельностью подчиненных им органов управления, соблюдение законов и охрана прав граждан, обеспечение охраны государственного порядка, руководство хозяйственным и культурным строительством на местах, установление и исполнение местного бюджета.
Местные Советы являлись самыми многочисленными органами госвласти. Депутаты местных Советов депутатов трудящихся осуществляли свои полномочия как правило без отрыва от основной производственной (служебной) деятельности. Предусматривалось, что избиратели дают наказы своим избранникам, а последние обязаны периодически отчитываться о проделанной работе, причем публично, обычно перед трудовыми коллективами. Вместе с тем в практике, как будет ниже показано, очень часто такие отчеты выливалось в формальность - наказы подгонялись под установленные предприятиям планы, доводимые из вышестоящих инстанций, а от избирателей принимались и оформлялись только те наказы, которые не требовали слишком больших хлопот.
В Конституции РСФСР 1937 г.[10], вслед за союзной Конституцией и в соответствие с ней была изменена система местных Советов депутатов трудящихся, также изменилось название Советов. Вместе с тем надо подчеркнуть, что, несмотря на принятие новых конституций, политико-правовая основа местных Советов по-прежнему осталась неизменной, и в этом смысле упразднение тех же съездов Советов как лишнего звена местной власти не изменило значения местных Советов в общей системе властеотношений. Несколько другим стало разве что технико-юридическое оформление самого института местных Советов. Кроме того, вопросы местного управления стали регулироваться в Конституции РСФСР более подробнее и системно.
Так, в Конституции РСФСР совершенно четко подчеркивается вертикаль власти снизу доверху - согласно ст. 77 «Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) являются Советы депутатов трудящихся».
В соответствии со ст. 79 местные Советы депутатов трудящихся руководят хозяйственным и культурно-политическим строительством на территории, на которую распространялась власть местных Советов, устанавливают местный бюджет, направляют деятельность подчиненных местным Советам органов управления, содействуют укреплению обороноспособности страны, обеспечивают охрану порядка, соблюдение законов и защиту прав граждан. Далее в ст. 81 Конституции РСФСР указывается, что исполнительными и распорядительными органами местных Советов депутатов трудящихся являются исполнительные комитеты, избираемые депутатами местных Советов. Определялась и структура исполнительных комитетов местных Советов, а именно в исполком должны были входить председатель исполкома, заместители председателя исполкома, секретаря исполкома и члены исполкома. Конституцией предписывалось, что исполнительные комитеты местных Советов осуществляют руководство хозяйственным и культурно-политическим строительством на соответствующей территории на основе решений, которые принимаются Советами депутатов трудящихся, а также вышестоящими органами власти и управления.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что разделение основных направлений деятельности местных Советов и их исполнительных комитетов осуществлено нечетко. Их приведенных формулировок получается, что у них одни и те же основные функции. Далее мы покажем, что отсутствие конституционных норм, которые однозначно определяли бы функции и полномочия, с одной стороны, представительной власти на местном уровне, и, с другой стороны, исполнительной власти, являлось одним из основных недостатков законодательного регулирования института местных Советов депутатов трудящихся.
Тенденция на дальнейшую централизацию местного управления подтверждают и другие конституционные нормы. Так, согласно ст. 89 Конституции РСФСР исполнительные органы местных Советов непосредственно подотчетны и Совету, который избрал исполком, и исполнительному органу Совета более высокого уровня. В Конституции РСФСР указывается также. что вышестоящие исполкомы Советов имеют правомочие отменять решения и распоряжения, принятые нижестоящими исполкомами, а также приостанавливать решения нижестоящих Советов (ст. 90). Наконец, вышестоящие Советы получали полномочие отменять решения нижестоящих Советов, равно как и их исполнительных комитетов» (ст. 91).
Такой конституционный подход довольно сильно отличает статус местных Советов по предшествующей Конституции РСФСР 1925 г.[11], согласно которой нижестоящие Советы «в исключительных случаях» могли ни много ни мало приостанавливать решения, принимаемые вышестоящими органами и касающиеся нижестоящих Советов. В данном случае очевидно, что централизация государственной власти в СССР получила логическое завершение в виде конституционного закрепления.
В Конституции РСФСР 1937 г. имеются и другие нормы, в том числе о видах и структурном построении местных Советов, однако более детально будет сказано ниже. Вместе с тем нужно заметить, что централизация местного управления отнюдь не означала, что местные Советы депутатов трудящихся, равно как и их исполнительные комитеты все вопросы решали по распоряжениям вышестоящих органов государственной власти, поскольку все вопросы местного значения, а их большое количество, по определению нельзя решить только по указке сверху. Поэтому местные Советы не могли не выполнять функции, которые присущи действительному самоуправлению в современном понимании этого института. В этой связи Н.М. Алешенко отвергает мнение о том, что в советском государстве местные Советы депутатов трудящихся якобы были совсем бесправны, всецело находились в подчинении партийных инстанции и поэтому существенной роли в жизни страны не играли. На самом деле не совсем так. И хотя действительно по отношению к местным Советам партийные органы являлись директивными, однако их указания и разнообразные вопросы местной жизни местные Советы решали самостоятельно. Для этого они, в частности, имели пусть и не достаточные, но свои бюджетные ассигнования»1.
Что касается текущих законов, регулировавших институт местных Советов в послевоенный период (1945-1954 гг.), то, как мы указывали, за исключением избирательного закона 1950 г., о котором мы ранее упоминали и котором более подробно речь пойдет ниже, никаких других актов на этом уровне после конституционной реформы 1936-1937 гг. принято было.
Соответственно в послевоенный период действовали соответствующие нормативно-правовые акты, которые были приняты до конституционной реформы. И поскольку они являлись руководством к действию в рассматриваемый нами период, то рассмотрим основные из них более подробно. Речь идет о совокупности Положений о Советах разных уровней[12] [13]. Так, согласно Положению, регулировавшему уездный уровень Советов, права уездных съездов в решении вопросов в хозяйственной и политической области были значительно, в частности, уездному съезду Советов были даны полномочия заслушивать отчеты о деятельности органов, которые непосредственно не подчиненных исполкому уездного Совета, но находившихся на территории уезда; распределять по ходатайству уездного исполкома Совета доходы и расходы между бюджетами разных уровней (уездными, городскими, волостными); утверждать ставки местных налогов (в размерах не свыше определенных губернским съездам Советов).
Такого рода подход при определении полномочий местных Советов с этого времени станет неизменно включаться в правовые акты, регулирующие статус местных Советов. Положение об уездных Советах достаточно полно определяло правомочия уездного исполнительного комитета в основных областях социально-экономической жизни, в том числе по вопросам охраны революционного порядка, вопросам судебного управления, финансовой деятельности, налогов и промышленности, вопросам регулирования и охраны труда, в сфере социального обеспечения, по вопросам культурно-просветительной работы, в области охраны народного здравия, а также благоустройства и жилищного дела. Помимо этого, исполнительный комитет получил возможность контроля за работой органов и учреждений, которые были расположены на территории уезда (в этом полномочии были лишь некоторые исключения, в числе которых значились учреждения Красной Армии, а также органы прокурорского надзора.
Данное полномочие также будет в дальнейшем включаться в статус местного Совета. Наибольшее внимание рассматриваемое Положение об уездных Советах уделяло бюджетно-хозяйственной сфере. В частности, исполнительные комитеты уездных Советов должны были заниматься организацией ветеринарных и агрономических пунктов, принимать необходимые меры к обеспечению школами и детсадами, организовывать работу учреждений здравоохранения, коммунальных служб и т.д. Уездный исполком имел полномочия утверждать волостные бюджеты, а также бюджеты заштатных городов, принимать отчеты об исполнении бюджетов, устанавливать сроки платежей местных налогов, предназначенных на финансирование отнесенных на уезд расходов, контролировать своевременное поступлению местных доходов, взыскание недоимок и др. Как видно, это Положение, исходя из партийных решений о необходимости оживления деятельности Советов, заметно повышало значимость уездных Советов в социально-экономической жизни уезда и соответственно наделяло их необходимыми правами.
Что касается более низкого уровня Советов (волостного), то в правовом регулировании их статуса также произошли изменения. Так, эти Советы ранее решали преимущественно административно-управленческие задачи, в частности, волостной исполком должен был принимать меры к охране порядка, а также к «поднятию волости» в хозяйственном и культурном отношении. Учреждения, действовавшие на территории волости, были подчинены сразу уездным Советам. Волостные исполкомы не имели полномочий налагать административные взыскания - в этом отношении они могли только вносить в уездный Совет предложения, и окончательное решение принимал уездный Совет, то есть фактически волостные органы имели минимум полномочий[14].
Такое положение вызывало справедливые нарекания с мест, которые, вероятно были услышаны, поскольку в отмеченном выше Положении о волостных Советах ситуация существенно изменилась. В частности, Положение предусматривало некоторую демократизацию в формировании уездных Советов - была установлена новая норма представительства депутатов в уездные Советы от сельских Советов, а именно один сельский депутат теперь избирался от трехсот жителей, то есть представительство выросло сразу в семь раз. Положение устанавливало обязательным проведение расширенных (то есть сессионных) заседаний исполкомов волостных Советов с обязательным участием не только руководителей сельских, поселковых и городских Советов, но также и представителей профсоюзов предприятий, которые располагались на территории волости, и крестьянского общества взаимопомощи. Такие заседания предписывалось волостным исполкомам проводить не реже раза в три месяца. Таким образом, расширенные заседания, являясь новой формой волостных Советов (до этого применявшаяся лишь на губернском уровне), стали обязательной для всех исполнительных комитетов всех Советов[15]. Положение по-новому регулировало вопрос об основных задачах и полномочиях волостных Советов.
В частности, в качестве центральной задачи волостных Советов ставилось руководство местным хозяйством, всемерное привлечение трудящихся к своей работе, забота о нуждах трудящихся. Положение дублировало основные положения закона «О местных финансах и местных имуществах», где регулировался главный вопрос, связанный с хозяйственной деятельностью волостных Советов, а именно вопрос о бюджете и связанных с ним хозяйстве и имущественных правах. Полномочия волостных Советов были расширены, например, к ведению волостных Советов было отнесено рассмотрение ряда важнейших вопросов: утверждение волостного бюджета и соответственно утверждение отчета волостного исполкома об его исполнении; представление проекта нового волостного бюджета в уездный исполнительный комитет. Кроме того, Положение о волостных Советах предоставляло им полномочие заслушивать отчеты о работе государственных организаций, действовавших на территории волости, но подчиненных вышестоящим органам власти и управления.
Таким образом, Положение о волостных Советах повышало авторитет этого уровня местных Советов как органов, осуществляющих в пределах своей территории советскую власть. Важно еще заметить, что Положение наделяло волостные исполкомы полномочиями юридического лица, и соответственно исполнительные комитеты могли принимать обязательства и вступать в договорные отношения с другими субъектами (в пределах, установленных инструкцией ВЦИК). Кроме того, волостные исполкомы впервые стали издавать «обязательные постановления» и налагать административные взыскания в случае нарушения этих постановлений. Аналогичным образом можно говорить в отношении сельских Советов - отмеченное нами ранее Положении о сельских Советах также расширило полномочия этого нижнего звена государственной власти.
Было издано также Положение о городских Советах[16]. В этом правовом акте указывалось, что городские Советы образуются во всех городах и во всех поселках, на территории которых городские Советы являлись органами государственной власти. Были определены следующие основные задачи городских Советов: решение всех вопросов местного значения; поднятие культурно-хозяйственного уровня города (поселка); проведение в жизнь постановлений высших органов Советской власти; улучшение жизни и быта населения; руководство деятельностью предприятий и учреждений, подведомственных городскому Совету; охрана революционного порядка в огороде (поселке); составление, утверждение и исполнение принятого городского бюджета и др. Положением предусматривалось проведение пленумов городских Советов (позже пленумы стали именоваться сессиями - в остальном же нормы этого и ранее отмеченных актов о полномочиях Советов действовали и в 1945-1953 гг.). Согласно ст. 5 Положения о городских Советах исполкомы наделялись правом юридического лица.
В Положении довольно подробно регулировались вопросы формирования городских депутатов и исполнительных комитетов. Указывалось, в частности, что избирательным правом пользуются все граждане согласно Конституции РСФСР. Г ородской совет избирался на один год. Досрочные перевыборы всего совета производились по предложению вышестоящих исполнительных комитетов и съездов Советов или в случае выбытия не менее, чем одной трети всех членов совета.
Городские Советы избирались по определенным нормам. Так, в городах и поселках с населением 1000 человек избирался один депутат на пятнадцать избирателей; в городах и поселках с населением от 1000 до 3000 человек - одни депутат на двадцать избирателей и т.д. В городах от 100000 тысяч человек и более избирался один депутат от двухсот избирателей. В дальнейшем, как мы покажем, будет иметь место выравнивание избирательных прав, что найдет также отражение Законе РСФСР о выборах в местные Советы депутаты трудящихся 1947 г. (соответственно и в обновленной редакции 1950 г.).
Отдельными разделами в Положении регулировались предметы ведения горсоветов, организация деятельности пленума городского Совета, работа депутатских секций и комиссий горсовета, обязанности и права депутатов городских Советов, вопросы о связи депутатов с избирателями, вопросы деятельности мандатной комиссии. Несколько позже ВЦИК принял Положение
городских Советах в обновленной редакции[17], где основе сохранялись те же нормы, но были и некоторые коррективы. В этой редакции Положение о городских Советах с некоторыми (малозначительными) изменениями будет действовать как в течение послевоенного времени, так и во время хрущевской «оттепели» (только в конце 1960-х гг. будут приняты новые акты о местных Советах депутатов трудящихся).
В числе изменений, которые были внесены в Положение о городских Советах, одним из основных являлся вопрос об организационной структуре местных Советов городского уровня. Так, указывалось, что исполнительные комитеты Верховных Советов автономных республик, исполнительные комитеты областного уровня могли вносить в Президиум ВЦИК предложения о том, чтобы вместо городских советов образовать в рабочих поселках с небольшим количеством населения сельские Советы. А в городах с населением более ста тысяч человек в том же порядке могли быть образованы, помимо городского, также и районные Советы в соответствующих частях города. Была также смещена политическая составляющая - согласно новому Положению о городских Советах горсоветы, как и до 1925 г., обозначались как «органы диктатуры пролетариата, призванные проводить политику центра на местах». В целом рассмотренные Положения о местных Советах разных уровней сохраняли свое действие довольно длительное время, на что ранее мы уже обращали внимание.
Если говорить об основных тенденциях, то следует назвать расширение компетенции местных Советов. Что касается материально-финансовой основы деятельности местных Советов, то нужно выделить довоенный закон о местных финансах, где предусматривалась децентрализация местных бюджетов. Все эти меры активизировали работу низшего звена государственной власти1. Мы полагаем, что был объективный процесс. Здесь еще заметим, что в довоенное время в РСФСР завершился переход к новому административнотерриториальному делению - вместо губерний, уездов, волостей были образованы области, края, районы, и с тех пор административно-территориальное деление стало стабильным, и, по сути, во многом сохраняется до сих пор.
Однако в Положения о местных Советах, которые были рассмотрены, так и не были внесены соответствующие изменения, и в 1945-1953 гг. (как и в последующее время до конца 1960-х гг.) в них фигурировали старые названия административно-территориальных единиц. Одновременно центр тяжести работы по претворению социально-экономических планов перемещался в низовое звено, и прежде всего в районные Советам, которым передавались дополнительные права и обязанности. Помимо отмеченных выше правовых актов, регулирующих местные Советы, принимались и другие отдельные законы СССР и РСФСР, которые в основном касались выборов в местные Советы .
В такой юридической оболочке функционировали местные Советы в 1945-1953 гг., поскольку, как мы неоднократно отмечали, законодательство, которое регулировало институт местных Советов, оставалось прежним по боль- [18] [19] шинству вопросов. Не было в рассматриваемый период, как и до Великой Отечественной войны, и такого подхода в правовом регулировании местных Советов, когда сначала принимаются союзный акт, а уже потом на его основе разрабатывались и принимались в союзных республиках собственные республиканские акты (такой порядок стал применяться с конца 1950-х гг.). Соответственно такого рода акты принимались не во всех союзных республиках (как отмечалось, в РСФСР в послевоенные годы они приняты не были), а в некоторых других республиках принимались в основном уже после смерти Сталина.
Для примера можно привести закон о местных Советов всех уровней, утвержденный Верховным Советом Узбекской ССР[20]. В этом акте воспроизводятся конституционные принципы формирования и деятельности местных Советов как нижнего звена государственной власти. Указывается, что местные Советы призваны руководствоваться Советской конституцией, законами, указами, а также правительственными постановлениями и распоряжениями. Кроме того, в такого рода Положениях о местных Советах, как отмечалось, менялась терминология, которая была характерна для довоенного периода (например, ранее местные Советы обозначались как «Советы рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов», использовались такие выражения, как «массовая коллективизация», «беднота», о «поражении в политических правах» и т.д.), что после конституционной реформы в значительной степени потеряло актуальность.
Но в РСФСР, как мы отмечали, подобного акта, как в Узбекской ССР, принято не было, поэтому действовали прежние законы, в которых соответствующие термины еще сохранялись, что, впрочем, не мешало их использовать в 1945-1953 гг. и в последующее время. Оценивая такого рода законодательные акты ряда союзных республик, касающиеся местных Советов, нужно заметить, что их достоинством является более подробная регламентация статуса областных, районных, городских, поселковых и сельских Советов трудящихся. Вместе с тем в них не проводится четкого разграничения представительских и исполнительных функций местных Советов. А по некоторым позициям республиканские законы о местных Советах даже сделали шаг назад. Например, в Положении o городских Советах детально определялись функции горсоветов в области государственного строительства, однако в принятых после окончания войны актах столь подробно функций городских Советов не определялись. В РСФСР соответствующие законы о местных Советах разных уровней были приняты значительно позже остальных республик, и уже за пределами исследуемых в настоящей работе хронологических рамок (1945-1953 гг.).
Таким образом, законодательная база деятельности местных Советов депутатов трудящихся в послевоенный период основывалась на соответствующих нормативно-правовых актах, принятых в довоенный период. По- прежнему действовали Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г., где изменений в части местных Советов депутатов трудящихся не произошло, то есть конституционно-правовая концепция института низшего звена государственной власти оставалась неизменной. Развитию такой ситуацию способствовали ряд факторов, в частности, для власти более актуальными были иные проблемы, и прежде всего восстановление разрушенного народного хозяйства; кроме того, действующая система местных Советов депутатов трудящихся вполне устраивала правящую элиту, поскольку позволяла закреплять ее властвующее положение. В результате в послевоенный период (1945-1953 гг.) правовые акты, регулирующие отдельные аспекты деятельности местных Советов депутатов трудящихся, были приняты только в нескольких союзных республиках; вместе с тем эти акты принципиально новых норм не содержали, и в основном лишь более детально регулировали некоторые полномочия местных Советов, была также обновлена устаревшая терминология. Исключение составляет законодательство о выборах депутатов местных Советов депутатов трудящихся, когда в 1947 г. законом РСФСР было утверждено соответствующее положение (обновлено в 1950 г.).
[1] Конституция СССР 1936 г. М.: Госюриздат, 1947.
[2] Конституция РСФСР 1937 г. М.: Госюриздат, 1950.
[3] История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юристъ, 2002. С. 258.
[4] Там же. С. 259.
[5] Там же. С. 259.
[6] Фаляхов Т.Г.Деятельность местных Советов Татарии на завершающем этапе социалистической реконструкции (1933-1937 гг.). Дис. ...канд. ист.наук. Казань, 1971. С. 112.
[7] Назарова А.И. Городские Советы Чувашской АССР в 1946-1964 гг.: формирование и состав депутатского корпуса. Дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2005. С. 86.
[8] Винниченко О.Ю. Перестройка местных органов власти Урала на основе Конституции СССР 1936 г. // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ. Екатеринбург, 2001. С. 216-220.
[9] Кравчук С.С. Основные принципы первой Советской конституции (к сороковой годовщине Конституции РСФСР 1918 г.) // Советское государство и право. 1958. № 7. С. 21.
[10] Конституция РСФСР 1937 г. // СУ РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11.
[11] Основной Закон (Конституция) РСФСР. М., 1925.
[12] Алешенко Н. М. Особенности деятельности местных Советов в годы Великой Отечественной войны // Россия в ХХ веке: Историки мира спорят. М., 1994. С. 517.
[13] Положение об уездных съездах Советов и уездных исполнительных комитетах (утверждено постановлением ВЦИК от 16.10. 1924 г.) // СУ РСФСР. № 82. Ст. 825; Положение о волостных съездах Советов и волостных исполнительных комитетах (утверждено постановлением ВЦИК от 16.10. 1924 г.) // СУ РСФСР. № 82. Ст. 826; Положение о сельских Советах (утверждено постановлением ВЦИК от 16.10. 1924 г.) // СУ РСФСР. № 82. Ст. 827.
[14] Лепешкин А.И. Советы - власть трудящихся. 1917-1936. М.: Юрид. литература, 1966. С. 289.
[15] Недавний А.Л. Советы депутатов трудящихся в период развернутого строительства коммунизма / Материалы научно-теоретической конференции в Высшей партийной школе при ЦК КПСС // Советское государство и право. 1961. № 6. С. 103-108.
[16] Положение о городских Советах (утверждено постановлением ВЦИК от 24.10.1925 г.) // СУ РСФСР. 1925. № 91. Ст. 662.
[17] Положение о городских Советах (утверждено постановлением ВЦИК от 22.01.1933 г.) // СУ РСФСР. 1933. № 29. Ст. 103.
[18] Ковалев Н.С. Компетенция местных органов власти // Муниципальная власть. 1997. № 2. С. 95.
[19] Положение о выборах в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся от 8 октября 1947 г.; Положение о выборах в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся от 2 октября 1950 г.; Положение о плановых комиссиях при краевых и областных исполнительных комитетах от 16 января 1939 г.; Постановление ЦИК «О формах учета хода и результатов выборов на районные, областные, краевые, республиканские съезды Советов и на VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов» от 7 сентября 1936 г.; Постановление ВЦИК от 30 октября 1930 г. «О дополнении Постановления Президиума ВЦИК от 20 августа 1930 года о присоединении сельских местностей к городам» // СУ РСФСР. 1930. № 57. Ст. 683; Постановление ВЦИК от 1 июля 1933 г. «Об организационно - инструкторской и массовой работе наркоматов и отделов исполкомов» // СУ РСФСР. 1933. № 40. Ст. 149; Постановление Президиума ЦИК «О формах учета хода и результатов выборов в Советы, на съезды Советов и в исполнительные комитеты» от 29 июня 1934 г. // СЗ СССР. 1934. № 39. Ст. 309. С. 585-613; Постановление Президиума ЦИК «Обращение Центрального Исполнительного комитета Союза ССР о выборах в Советы в 1934-1935 г.» от 27 сентября 1934 г. // СЗ СССР. 1934. N 50. Ст. 392 и др.
[20] Положение об областном, городском, районном и поселковом Советах депутатах трудящихся Узбекской ССР от 06. 01. 1959 г. Ташкент, 1959.
|