Вторник, 26.11.2024, 09:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Выборы депутатов местных Советов депутатов трудящихся разных уровней: анализ законодательного регулирования и практики

В Конституции СССР 1936 г.1 избирательное право провозглашалось всеобщим, равным и прямым, и, разумеется, самым демократичным в мире[1] [2] [3]. Не обладали избирательным правом только умалишенные, а также и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав (ст. 134, 135). Женщины могли избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Выборы депутатов Советов всех уровней производились избирателями непосредственно. В ст. 52 Конституции СССР провозглашался депутатский иммунитет, то есть депутат не мог быть привлечен к уголовной ответственности или арестован, если на то не было согласия Верховного Совета СССР или, в период между сессиями, не было согласия Президиума Верховного Совета СССР, и такое положение в столь четкой форме закреплялось на конституционном уровне

-5

впервые . Таким образом стал формироваться и в дальнейшем развиваться институт неприкосновенности советского депутата.

Следует заметить, что первоначально речь шла только о депутате Верховного Совета, то есть высшего органа союзной власти. В дальнейшем, однако, законодательство стало закреплять неприкосновенность депутатов не только Верховного Совета СССР, но и депутатов Советов всех уровней, следовательно, и депутатов местных Советов. К тому времени в СССР, как отмечалось выше, уже полным ходом функционировала административнокомандная система управления. Соответственно Советы всех уровней составляли звенья единой и соподчиненной вертикали власти. Разумеется, депутаты всех уровней Советов действовали в русле официальной идеологии.

Мы полагаем, что в рассматриваемый период и произошло окончательное включение местных органов в жесткую вертикаль власти. Этот процесс начался еще до войны и проходил достаточно болезненно, вызывая резкую критику и неприятие в нелегальной политической литературе. Например, известный партийно-советский деятель оппозиционно направленности М.Н. Рютин1 отмечал в одном из своих писем Сталину, что «выборность Советов ... заменена, по существу, назначенством». И далее следовала довольно нелицеприятная оценка: «В Советах ныне сидят люди, которые прислушивающиеся не к голосу масс, а к голосу начальства, смотрящие не вниз, а вверх, люди, которые по приказанию начальства учинить какой угодно произвол и насилие над массами, прикрываясь именем и волей этих масс»[4] [5] [6]. Такая позиция, однако, разделялась немногими по простой причине - причине страха (тот же М.Н. Рютин был репрессирован).

К тому же формально депутаты всех уровней Советов отражали принцип народовластия, и это обстоятельство часто подчеркивали советские руководители . Поэтому редко кто решался столь резко, как Рютин, критиковать систему Советов. Что касается выборов и конституционно-правового статуса депутатов, то в действовавшей в послевоенный период Конституции РСФСР[7] данным вопросам посвящена отдельная глава (Г лава XII). Указывалось, что выборы депутатов всех уровней Советов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Этот принцип вполне соотносился с демократическими принципами европейских стран (в реальности, однако, ситуация складывалась иным образом, и далее мы покажем это более подробно).

Выборы депутатов объявлялись всеобщими - в них могли участвовать все граждане, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Исключение, как отмечалось выше, составляли умалишенные и лица, осужденных судом с лишением избирательных прав. Первая проверка советской избирательной системы прошла на выборах депутатов Верховного Совета СССР (состоялись 10 февраля 1946 г.), причем накануне в литературе довольно подробно описывалась избирательная система - вероятно, для того, чтобы напомнить разным слоям населения о предстоящих выборах[8]. Тогда 99,2% избирателей проголосовали за «нерушимый блок коммунистов и беспартийных», а 0,8% проголосовали «против» практически при абсолютной явке.

Затем, ровно через год, 9 февраля 1947 г. состоялись выборы депутатов Верховного Совета РСФСР, где результат был ожидаем и таким же. Необходимо подчеркнуть, что в период подготовки ко всем уровням выборов в средствах массовой информации (прежде всего в газетах) довольно подробно освещались все вопросы, связанные с проведением выборов. Так, газета «Колхозное знамя» - (орган Тимашевского райкома ВКП (б) и районного Совета депутатов трудящихся Краснодарского края) публикует Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении «Положения о выборах в Верховный Совет РСФСР» от 26 ноября 1946 г., а также информацию об избирательных округах по выборам в Верховный Совет РСФСР (были образованы 740 избирательных округов по выборам в Верховный Совет РСФСР, в том числе по Краснодарскому краю 20 округов, из них Тимашевский избирательный округ № 114 в который входят Тимашевский, Кагановичский, Ивановский и Красноармейский районы1). Большое значение выборам в местные Советы придавалось в центральной печати, где, в стиле того времени, власть представляла выборы как вершину советской демократии, указывалось, что выборы «будут новым величественным триумфом непобедимой советской демократии - подлинной демократии для народа»[9] [10] [11]. Это было характерно для всех уровней выборов.

В день выборов в Верховный Совет РСФСР вышел очередной номер газеты «Колхозное знамя», в котором содержались не только призывы «Все на выборы», но и агитационные. Например, «Товарищи избиратели! Голосуйте за кандидата сталинского блока коммунистов и беспартийных товарища Федина! », биография, статьи о Федине Александре Андреевиче - министре земледелия РСФСР, кандидате в депутаты Верховного Совета РСФСР по Тимашевскому округу, призывающие отдать голос за него, портрет Федина. На первой странице, в четверть ее объема, занимал портрет Сталина, а рядом призыв: «Товарищи

-5

избиратели! Все как один к избирательным урнам!» . Получив в этот день газету, с портретом на первой странице Сталина невозможно было не придти на избирательный участок. Не удивительно, что явка в день голосования составляла свыше 99 %[12], хотя дело, конечно, было не только в публикации портрета Сталина, и к этому аспекту мы ниже еще вернемся.

Содержащиеся в конституционных нормах выборные принципы, бесспорно, в своем большинстве были прогрессивным шагом «сталинской» конституции, поскольку они, как мы отмечали являлись общепринятыми в то время в развитых странах, они сохраняются в своей основе и в нынешнем избирательном праве России. Вместе с тем в практике прежних времен, включая послевоенный период, они очень сильно извращались, а ряд норм имели недемократический характер, на что ниже будет обращено внимание.

Помимо политических положений о выборах, Конституция РСФСР включала в себя квоты. Так, согласно ст. 145 выборы депутатов в Советы должны производиться исходя и численности населения и по следующим нормативам:

а) выборы депутатов областного Совета - один депутат не менее, чем от 1500 человек населения, но не более чем от 60000 человек населения;

б) выборы депутатов областного Совета автономной области - один депутат не менее чем от 1500 человек населения, и не более, чем от 3500 человек населения;

в) выборы депутатов окружного Совета национального округа - один депутат не менее, чем от 300 человек населения, и не более, чем от 3000 человек населения;

выборы депутатов окружного Совета административного округа - - один депутат не менее, чем от 500 человек населения, и не более, чем от 10000 человек населения;

д) выборы депутатов районного Совета - один депутат от 1000 человек населения; если в районе население составляет до 25000 человек, то в этом случае избирается 25 депутатов; если в районе население составляет свыше 60000 человек, то в этом случае избирается не более 60 депутатов;

е) выборы депутатов городского Совета, а также выборы депутатов районного Совета в городах - один депутат не менее, чем от 350 человек населения, и не более, чем от 1000 человек населения; если в городе (городском районе) населения составляет до 12000 человек, то в этом случае избирается 35 депутатов;

выборы депутатов городских Советов в Москве и Ленинграде - один депутат от 3000 человек населения;

выборы депутатов сельского и поселкового Советов - один депутат от 100 человек населения; если население села (станицы, деревни, аула) составляет до 1000 человек, то в этом случае избирается 9 депутатов; если население составляет свыше 2500 человек, то в этом случае избираются не более 25 депутатов.

Кандидаты в депутаты местных Советов всех уровней выставлялись по избирательным округам, причем это положение подробно разъяснялось в литературе того времени1. Право выставления кандидатов в депутаты закреплялось за следующими субъектами - партийными организациями, профессиональными союзами, организациями молодежи, кооперативами, культурными обществами. Каждый депутат должен был отчитываться перед избирателями о своей деятельности в качестве депутата и мог быть в любое время по решению большинства избирателей отозван, что, как отмечалось в советской литературе, отражало именно советскую систему взаимодействия власти и общества[13] [14].

Следует заметить, что советский законодатель в нормах избирательного права не акцентирует внимания на возможности выдвижения не одного, а нескольких кандидатов по одному и тому же избирательному округу, то есть такой вариант не исключался, однако законодатель лишь упоминал об этом, как бы будучи вынужденным соответствовать провозглашенной в Конституции СССР и Конституции РСФСР демократии (ниже бы заострим на этом аспекте более пристальное внимание), тем более, что к послевоенному времени уже сложилась вполне однозначная практика выдвижения только одного кандидата в депутаты, и этот кандидат представлял обязательно «нерушимый блок коммунистов и беспартийных», который, разумеется, всегда выигрывал выборы.

Конкретные избирательные нормы по выборам депутатов всех уровней местных Советов устанавливались соответствующими законами, что в советской правовой литературе отмечалось как достижение советской демократии1, в РСФСР это было Положение о выборах в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудя-

Л

щихся РСФСР. Данное Положение было принято сначала в 1947 г. , а затем в

-5

новой редакции в 1950 г. Выборы в местные Советы депутатов трудящихся были наиболее массовыми с точки зрения численности избираемых депутатов, и в этой связи наиболее хлопотными, но, как мы покажем, административно-властная вертикаль позволила справиться с этой задачей.

В связи с предстоящими выборами в местные Советы депутатов трудящихся в средствах массовой информации публиковались материалы, объясняющие несоблюдение конституционных сроков проведения таких выборов в предыдущие годы.

Типичным в этом плане был такой текст: «Прошло около 8 лет со дня выборов в местные Советы, так как последние выборы проходили в декабре 1939 года. Война, навязанная нашей стране гитлеровской Германией, помешала провести следующие выборы в сроки, установленные Сталинской Конституцией»[15] [16] [17] [18]. И далее подчеркивается, что «местные Советы - наиболее многочисленные, наиболее разветвленные, непосредственно наиболее близкостоящие к массам органы государственной власти. Подготовка к выборам в местные Советы депутатов трудящихся начинается в дни великого патриотического подъема, охватившего весь советский народ»[19]. Следующим шагом власти было принятие указанного выше Положения о выборах от 8 октября 1947 г.[20], который мы проанализируем подробнее.

В этом Положении о выборах первая глава посвящена общей характеристике избирательной системе и в ней имеется немало ссылок на конституционные нормы, некоторые из которых воспроизводятся буквально. Так, указывается, что выборы депутатов всех уровней местных Советов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным округам. Выборы провозглашались всеобщими (ограничения ранее нами указывались) и прямыми. От каждого избирательного округа по выборам в соответствующий Совет депутатов трудящихся избирается один депутат. Расходы по организации и проведению выборов в местные Советы всех уровней производятся за счет государства (ст. 1-12 Положения).

В целом такого рода общие нормы мало отличались от общепризнанных в развитых странах того времени (однако чем детальнее они становились в последующих разделах данного Положения, тем по ряду аспектов различия становились более отчетливыми). Далее законодатель значительное внимание уделяет спискам избирателей (глава вторая Положения). Указывается, в частности (ст. 13-21), что в избирательные списки включаются все граждане, которые имеют активное право и постоянно или временно проживающие (на день утверждения избирательных списков) в населенных пунктах на территории, подведомственной соответствующему местному Совету. Избиратель мог быть внесен только в один избирательный список. Не могли внесены в списки лица, лишенные избирательных прав по суду, а также лица, признанные умалишенными. Составление списков избирателей в городах возлагалось на исполкомы городских Советов, в городах, где имелось районное деление - соответствующими исполкомами, районах - районными исполкомами, в сельских местностях - исполкомами сельских Советов. Списки избирателей, являющихся военнослужащими, находящимися в воинских частях, составлялись за подписью командира воинской части. Все прочие военнослужащие должны были вноситься списки по месту жительства на общих основаниях. В литературе того времени избирательные права военнослужащих освещались довольно подробно1. Предписывалось, что за 35 дней до выборов исполком местного Совета вывешивает списки избирателей для общего сведения или же обеспечивает возможность избирателям для ознакомления с ними в помещении местного Совета или избирательной участковой комиссии.

Как видно, и здесь демократичность имела место. То же касается и возможности обжалования замеченных нарушений в списках, что, по мнению А.В. Иванченко, можно отнести к достоинства данного избирательного закона[21] [22] [23], и с этим следует согласиться. Так, согласно ст. 22 Положения о выборах от 8 октября 1947 г. указывалось, что заявления о невключении в список, искажении фамилии и по другим поводам подаются в исполнительный комитет соответствующего местного Совета который обязан в трехдневный срок принять решение по такому заявлению. В случае несогласия с решением исполкома заявитель имел право подать жалобу в суд, который также в трехдневный срок с вызовом заявителя и представителя исполкома должен в открытом судебном заседании рассмотреть жалобу и решение без промедления сообщить как заявителю, а также известить исполнительный комитет. Решение народного суда полагалось окончательным.

В развитие конституционных норм в Положении о выборах от 8 октября 1947 г. детализировались вопросы избирательных округов и избирательных комиссий, причем по каждому виду местных Советов (краевые, областные, автономной области, районов, городов, поселков и сельсоветов) регулирование осуществлялось подробно и отдельными блоками соответствующих норм, что отмечается в литературе как достаточно совершенная юридическая

-5

техника . Определялось, в частности, что образование с целью выборов избирательных округов производится опять же исполнительными комитетами местных Советов.

При этом избирательные округа образовывались по определенным нормативам, в частности, по выборам депутатов в областные Советы нрормат ив был следующим: в областях с населением от 500 тысяч до 900 тысяч человек формировался один избирательный округ из расчета на каждые 8 тысяч человек населения; в областях с населением до 500 тысяч человек - 70 округов; в областях с населением от 900 тысяч до 1 миллиона человек - один округ на каждые 10 тысяч человек населения; в областях с населением от 1 миллиона до 1 миллиона 500 тысяч человек - один округ на каждые 11 тысяч человек населения; в областях с населением от 1 миллиона 500 тысяч до 1 миллиона 900 тысяч человек - один округ на каждые 12 тысяч человек населения; в областях с населением от 1 миллиона 900 тысяч до 2 миллионов 100 тысяч человек - один округ на каждые 13 тысяч человек населения; в областях с населением от 2 миллионов 100 тысяч до 2 миллионов 500 тысяч человек - один округ на каждые 14 тысяч человек населения; в областях с населением от 2 миллионов 500 тысяч до 3 миллионов 500 тысяч человек - один округ на каждые 15 тысяч человек населения; в областях с населением от 3 миллионов 500 тысяч человек и свыше - один округ на каждые 30 тысяч человек населения. Подобным образом, то есть столь детально, определялись нормативы по образованию избирательных округов применительно к другим местным Советам.

Соответственно образовывались краевая, областная избирательная комиссия по выборам в краевой, областной Совет депутатов трудящихся. В каждом избирательном округе также формировалась окружная избирательная комиссия. Согласно ст. 27 Положения о выборах членами избиркомов могли быть представители от профессиональных организаций, кооперативных организаций, научных и технических обществ и иных общественных организаций, а также представители от собраний трудящихся по предприятиям и учреждениям, военнослужащих по воинским частям, представители от собраний крестьян по колхозам и селам, представители от собраний рабочих совхозов - по совхозам.

Указывались полномочия избирательных комиссий каждого вида, в частности, указывалось, что областные избиркомы: наблюдает за исполнением Положения о выборах в ходе проведения выборов; рассматривают заявления на действия избиркомов и выносит по ним окончательные решения; изготавливают избирательные бюллетени; регистрируют избранных депутатов; сдают мандатной комиссии местного Совета делопроизводство по выборам. Что касается окружной избирательной комиссии по выборам в областной Совет, то таковая: устанавливает порядковые номера избирательных участков; регистрирует выставленных кандидатов в депутаты; обеспечивает избирательные комиссии избирательными бюллетенями; определяет результаты выборов по округу; представляет в областную избирательную комиссию делопроизводство о выборов по округу; выдает избранному депутату удостоверение депутата. Как справедливо отмечает А.В. Иванченко, вопросы технического характера в части деятельности избирательных комиссий были отрегулированы на высоком уровне[24]. Аналогичным образом регулировались вопросы нарезки избирательных округов и формирования избирательных комиссий на выборах в районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся.

Вот здесь уже наблюдаются отступления от общепризнанных избирательных норм (пока мы ведем речь об отступлениях в законодательных нормах, а позже речь пойдет об отступлениях в правоприменительной практике, которые окажутся еще более сильными), и заключаются они в том, что при формировании избирательных комиссий не предусматривается территориальный признак, то есть выдвижение кандидатов члены избиркома от собраний избирателей по месту жительства. Кроме того, нарезка избирательных округов осуществлялась по неравным нормам - так, анализ указанных выше соответствующих нормативов, исходя из численности населения субъекта РСФСР, показывает, что в равноправных субъектах один округ в одном случае нарезался на 11 тысяч человек населения, а в других - на 30 тысяч человек, и это при выборах в один вид местных Советов депутатов трудящихся (краевой, областной), где такого рода квоты должны были быть примерно равными.

Представляет интерес порядок выставления кандидатов в депутаты, определенный в конституционных нормах и продублированный в несколько подробной форме в главе девятой Положения. Здесь в ст. 77 указывается, что право выдвижения кандидатов в депутаты предоставляется общественными организациями и обществами трудящихся, к числу которых советский законодатель относил прежде всего коммунистические партийные организации. На второе место были поставлены профессиональные союзы. Затем следовали кооперативные организациями, а также организациями молодёжи и на последнем месте были поставлены культурные общества. Однако этот перечень дополнялся еще одним субъектом выдвижения кандидатов в депутаты, указанным в ст. 78 Положения: общими собраниями рабочих и служащих по предприятиям и учреждениям, а также общими собраниями военнослужащих по воинским частям, общими собраниями крестьян по колхозам и сёлам, и, наконец, общими собраниями рабочих и служащих совхозов - по совхозам.

При этом право выдвижения кандидатов в депутаты осуществляли как центральные органы указанных организаций, так и их нижестоящие органы, что позволяло существенно расширить возможности таких организаций по выдвижению кандидатов в депутаты[25]. Далее отмечалось, что кандидат в депутаты может выдвигаться только в один и тот же местный Совет только в одном избирательном округе.

Определялись ограничения для кандидатов в депутаты. Указывалось, в частности, что они не могут быть членами избиркомов округа, где они выдвинулись кандидатами в депутаты. Организациям, выдвинувшим кандидатов, предписывалось не позднее, чем за 35 дней до выборов зарегистрировать кандидатов в соответствующей окружной комиссии, для чего следовало представить в соответствующую окружную комиссию ряд документов, в том числе протокол собрания, на котором был выдвинут кандидат в депутаты (протокол подписывают члены президиума собрания c указанием их местожительства; должны быть указaны также наименование организации, время, место и количество участников собрания, сведения о кандидате в депутаты, заявление самого кандидата o его согласии выдвигаться то данному избирательному округу от данной организации.

При наличии таких документов окружная комиссия должна зарегистрировать всех кандидатов, выдвинутых по данному избирательному округу. На каждого кандидата окружная комиссия составляет соответствующий протокол регистрации, один экземпляр которого высылается немедленно в соответствующую (областную, районную, городскую и т.д.) избирательную комиссию вместе с заявлением кандидата в депутаты о его согласии выдвигаться по данному округу. Отказ окружной комиссии по выборам в краевой, областной, окружной, районный, городской, районный в городах, сельский или поселковый Совет в регистрации кандидата может быть обжалован в двухдневный срок в вышестоящую избирательную комиссию, решение которой являлось окончательным. В литературе отмечается, что по поводу этих норм дискуссий при составлении проекта Положения о выборах не было[26].

В соответствии со ст. 86 Положения о выборах сведения о зарегистрированном кандидате подлежали опубликованию соответствующей окружной комиссией не позднее, чем за 30 дней до выборов. Все зарегистрированные кандидаты подлежали обязательному включению в избирательные бюллетени. Окружные избирательные комиссии выборaм в областные, окружные, районные, городские и районные в городах Советы депутатов трудящихся, a также сельские и поселковые избирательные комиссии обязаны были разослать всем участковым избирательным комиссиям избирательные бюллетени не позднее, чем за 10 дней да выборов.

В Положении о выборах указывалось, что избирательные бюллетени печатаются по форме, установленной Президиумом Верховного Совета РСФСР, на языках населения Соответствующего избирательного округа в количестве, обеспечивающем всех избирателей. Каждой организации, выставившей кандидата, зарегистрированного в соответствующей Окружной избиратель ной комиссий, равно как каждому гражданину РСФСР, обеспечивается права беспрепятственной агитации за этого кандидата в депутаты местного Совета на собраниях, в печати и иными способами, согласно статье 129 Конституции РСФСР.

В части организационном отмечалось, что выборы местные Советы проводятся в течение одного дня, причем определялся единый день выборов для РСФСР, который устанавливался не позднее, чем за два месяца до срока выборов Президиумом Верховного Совета РСФСР. День выборов должен был быть нерабочим днем. Предписывалось, что участковая комиссия должна «широко оповещать» избирателей о дне и месте выборов, причем это следовало делать ежедневно в течение последних 15 дней перед выборами посредством опубликования сведений или иным способом. Голосование предусматривалось с 6 часов утра до 12 часов ночи по местному времени.

Пред началом голосования председатель участковой комиссии в присутствии её членов должен был проверять избирательные ящики и наличие спдока избирателей, после чего следовало закрыть и опечатать избирательные ящики печатью участковой комиссии, после чего избиратели могли опускать бюллетени.

Образцы печатей и избирательных ящиков устанавливались Президиумом Верховного Совета РСФСР. B помещении участковой комиссии предписывалось оборудовать отдельные кабины для заполнения избирательных бюллетеней, где могли находиться только голосующие. В Положении указывалась, что каждый избиратель голосует лично, для чего является в помещение для голосования. Избиратель оставлял в каждом бюллетене фамилию того кандидата, за которого он голосует, соответственно вычеркивая фамилии остальных.

На данном этапе регулирования избирательного процесса также наблюдаются отступления от общепризнанных демократических норм. Здесь их несколько. Прежде всего обращает на себя внимание существенные ограничения в субъектах выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов депутатов трудящихся - в числе таковых отсутствуют опять же собрания граждан по месту жительства, то есть оказался под запретом территориальный признак (исключение составляла возможность выдвижения кандидатов в сельские Советы на общих собраниях крестьян по селам, но опять же речь идет не о гражданах или избирателях, а именно о крестьянах, чем, на наш взгляд, территориальный признак был дискредитирован).

Отсутствует и возможность самовыдвижения граждан кандидатом в депутаты. А основное внимание уделено производственному принципу, что в практике чаще всего и использовалось, причем такой подход имел место практически до второй половины 1980- гг. Далее, как указывалось, в случае жалобы заявителя по вопросу регистрации кандидата в депутаты решение избирательной комиссии являлось окончательным, то есть отсутствовала возможность судебной защиты в такого рода вопросах.

Следует сказать также о том, что советский законодатель того период нигде не говорит прямо о возможности альтернативных кандидатов по округам, но и запрета также нет, то есть по существу была выбрана позиция умолчания, когда закон разрешал (не запрещал) возможность выдвижения по одному округу несколько кандидатов, но не акцентировал на этом своего внимания (о возможности альтернативы, более одного кандидата по одному округу, можно косвенно судить по отмеченному выше правилу заполнения избирательных бюллетеней избирателями, где требовалось оставлять фамилию кандидата, за которого голосует избиратель, а фамилии остальных кандидатов следовало вычеркнуть). Это было, на наш взгляд, не случайно. Дело в том, что еще с 1920-х гг. в практике установилось, а позже закрепилось положение, при котором по одному округу выдвигался всего один кандидат в депутаты, то есть избирателю и вычеркивать-то ничего не нужно было[27]. В свою очередь, безальтернативность объяснялась жесткой административно - партийной вертикалью.

Вместе с тем некоторые подходы в регулировании избирательного процесса следует оценивать позитивно. Это касается, в частности, детальности и тщательности такого регулирования на законодательном уровне. Кроме того, заслуживает внимания опыт регулирования вопросов, связанных с определением результатов выборов, которые регулировались в главе двенадцатой Положения о выборах.

Здесь указывается, в частности, что в помещении участковой избирательная комиссия, где производится подсчёт голосов, имеют право присутствовать, кроме членов комиссии, только уполномоченные представители общecтвенных организаций, а также представители печати. Участковая комиссия, вскрыв ящики, подсчитывает бюллетени па округам и результаты сверки заносит в протоколы, составляемые по итогам голосования по каждому округу. Председатель участковой комиссии оглашает pезультаты голосования по каждому бюллетеню в присутствии членов избирательной комиссии. При этом недействительными признавались бюллетени, в которых оставлено более одного кандидата, и, кроме того, бюллетени не установленного образца. Если возникали сомнения в действительности бюллетеня, то в этом случае вопрос решался избирательной комиссией. Участковая комиссия составляла по каждому избирательному округу протокол голосования в двух экземплярах, подписываемых членами комиссии, при этом подписи председателя и секретаря комиссии были обязательными

После подписания протоколов председатель участковой комиссии обязан был немедленно направить один экземпляр протокола голосования в запечатанном виде c нарочным в соответствующую окружную комиссию. Все бюллетени опечатывались печатью участковой комиссии и вместе со вторыми экземплярами протоколов голосования, делопроизводством и печатью участковой избирательной комиссии сдавались хранение исполкомы местных Советов.

Согласно ст. 114 Положения о выборах, согласно которой в помещении, где окружная комиссия производит подсчет голосов (на основании протоколов участковых комиссий), могут присутствовать уполномоченные представители общественных организаций и представители печати. По окончании подсчёта и подписания протокола руководитель окружной комиссии на заседании комиссии должен был огласить результаты выборов - как видно, в этом отношении повторялась норма применительно к участковой комиссии. Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, поданных по округу, считается избранным. Затем председатель окружной комиссии выдавал этому кандидату удостоверение об избрании депутатом соответствующего Совета.

Далее следовало еще несколько довольно интересных норм. В частности, устанавливалось, что если никто из кандидатов по избирательному округу не получил абсолютного большинства голосов, то в этом случае окружная сообщает об этом в соответствующую территориальную избирательную комиссию, выявляет двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов, и объявляет одновременно перебаллотировку по этим двум кандидатам, назначая день голосования двухнедеаьный срок после первого голосования. Если количество голосов по округу оказывается меньше половины от общего числа избирателей по этому округу, то в этом случае окружная комиссия сообщает об этом в соответствующую территориальную избирательную комиссию, которая должна назначить новые выборы, причем не позднее, чем в двухнедельный срок после первого голосования.

Как видно, эти нормы вполне созвучны с ныне действующими в России (исключение составляет установленный порог явки и условие абсолютного большинства для победы в выборах). И более того, опыт регулирования, связанный с гласностью подсчета голосов и требованием немедленного их оглашения, как представляется, заслуживает внимания и современной России.

Как отмечалось, первые выборы послевоенного времени в местные Советы депутатов трудящихся были назначены на 21 декабря 1947 г. В средствах массовой информации этому событию было уделено первостепенное внимание, при этом, разумеется, печатались в абсолютном большинстве чисто пропагандистские материалы1, корреспонденции об участии в выборах отдельных социальных групп[28] [29], статьи, приукрашавшие, и значительно, действительность, шаблонные материалы-славословия Сталину и партии.

Так, в типичной передовице газеты «Культура и жизнь» накануне выборов указывалось: «Завтра, 21 декабря 1947 года, трудящиеся Российской Федерации, Украины, Армении, Молдавии, Карело-финской ССР изберут своих лучших сынов и дочерей в местные Советы депутатов трудящихся. В ближайшее время состоятся выборы в местные Советы и в других союзных республиках. Страна готовится к этому знаменательному событию, как к большому торжеству советской социалистической демократии. Десять лет назад товарищ Сталин в своей речи на предвыборном собрании избирателей, проводимому по Сталинскому избирательному округу Москвы говорил, что только в нашей стране, где нет капиталистов, нет помещиков, а стало быть, и нет давления со стороны имущих классов на неимущих, выборы являются действительно свободными и действительно демократическими ... Выборы в местные Советы депутатов трудящихся проходят в обстановке высокого патриотического подъема в стране. Всенародное социалистическое соревнование за выполнение послевоенной сталинской пятилетки в четыре года, развернувшееся по призыву славных ленинградцев, ширится с каждым днем . Трудящиеся нашей страны горячо благодарят большевистскую партию, советское правительство, великого вождя и учителя, родного Сталина за отеческую заботу о нуждах народа, о благе и счастье народном. В ответ на эту заботу растет новая волна трудового под'ема, неиссякаемой творческой активности, советских людей ... Ярчайшим подтверждением активного участия советского народа в управлении своим социалистическим государством является тот факт, что в местные Советы депутатов трудящихся будет избрано более полутора миллионов депутатов-кандидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных. Советский народ принимает самое деятельное участие в подготовке к выборам в местные Советы. Работает многомиллионная армия агитаторов - коммунистов и беспартийных. Только в избирательных комиссиях по выборам в местные Советы участвует свыше 8 миллионов человек»[30]. Далее следовала информации о том, что народ, разумеется, единодушно выдвинул кандидатами в местные депутаты деятелей партии и правительства.

Указывалось, например, что «первым всенародным кандидатом в депутаты Московского, Ленинградского, Киевского, Тбилисского, Бакинского, Минского и ряда других местных Советов наш народ единодушно назвал великого вождя товарища И.В. Сталина, кандидатами, в депутаты выдвинуты т.т. В. М. Молотов, А. А. Жданов, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, А. А. Андреев, Г. М. Маленков, А. И. Микоян, Л. М. Каганович, Н. А. Вознесенский, Н. С. Хрущев, Н. М. Шверник, Н. А. Булганин, А. Н. Косыгин, А. А. Кузнецов, М. А. Суслов, Г. М. Попов. Народ выдвинул в местные Советы пламенных патриотов социалистической Отчизны, способных оправдать доверие народа своей самоотверженной работой. Например, в Московский городской Совет депутатов трудящихся выдвинуто 1.392 кандидата. Кто они, эти люди? 559 человек являются рабочими промышленных предприятий, 79 - инженерно-техническими работниками, 65 - преподавателями школ и вузов, 54 - научными работниками, 41 - врачами, 28 - работниками искусства, 302 - партийными и советскими работниками, 94 - руководителями предприятий и учреждений. Среди кандидатов в депутаты Моссовета - государственные, общественные деятели, военнослужащие, архитекторы, писатели, профсоюзные и комсомольские работники, студенты, домашние хозяйки. Кандидаты в депутаты представляют и выражают насущные народные интересы; своей жизнью и деятельностью они неразрывно связаны с судьбой народа. В старой, царской России народ был лишен права участвовать не только в государственной, но и: в городском управлении. В составе Московской городской думы за последний период ее существования были исключительно промышленники, купцы. Московская дума была оторвана от народа и глубоко чужда ему. Среди кандидатов в депутаты Моссовета-17 Героев Социалистического Труда, 16 Героев Советского Союза, 26 академиков, 53 лауреата Сталинской премии, 38 профессоров, 43 генерала. Такие же наиболее достойные и преданные делу партии Ленина-Сталина люди, верные сыны и дочери нашей социалистической Родины выдвинуты и в другие местные Советы депутатов трудящихся»1. Справедливости ради следует сказать, что в числе кандидатов (затем депутатов) в большинстве своем были действительно достойные люди, а что касается Сталина и других советских высших руководителей, то, разумеется, депутатские полномочия они не выполняли, но само участие в выборной кампании, конечно, было эффективным, пользуясь современной терминологией, пиар-ходом.

Г азета сообщала также, что «на многочисленных собраниях, митингах, на встречах кандидатов в депутаты с избирателями трудящиеся всесторонне критиковали работу местных Советов, внесли немало деловых предложений, высказали пожелания, направленные на улучшение работы местных Советов, на устранение недостатков в их работе. Выполнить наказы трудящихся, улучшить деятельность местных Советов - насущное дело избираемых народом депутатов. Подготовка к выборам в местные Советы является наглядной демонстрацией морально-политического единства советского народа, сплотившегося вокруг большевистской партии и советского правительства, вокруг родного Сталина. В дни подготовки к выборам еще более скреп нерушимый блок коммунистов и беспартийных, умножились 'связи большевистской партии с массами»[31] [32]. И в конце повторенный тысячекратно в разных газетах лозунг: «Все - на выборы в местные Советы депутатов трудящихся! Выберем в местные Советы кандидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных! Пожелаем избранникам народа плодотворной работы на благо нашей великой социалистической Родины!».

В той же газете была информационная подборка о ходе избирательной кампании. Указывалось, например, что «в депутаты местных Советов Москвы и Московской области будет баллотироваться 35.461 кандидат. Массовополитическую работу на избирательных участках ведет более 366 тысяч агитаторов. Последние дни подготовки к выборам совпали с проведением денежной реформы и отменой карточек. Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) было встречено трудящимися столицы, как и всей страной, с огромным удовлетворением. Особенно велик политический под'ем среди трудящихся Сталинского района столицы. Здесь будет баллотироваться в депутаты Московского областного и Московского городского Советов великий вождь партии и народа товарищ Сталин. В честь выборов в районе еще ярче разгорелось социалистическое соревнование. В последние дни состоялось много встреч избирателей с кандидатами в депутаты местных Советов столицы. Горячо приветствуя кандидатов блока коммунистов и беспартийных, передовых представителей советского народа, избиратели по- деловому обсуждают недостатки в работе районных Советов. На встрече с кандидатом в депутаты районного Совета председателем исполкома Первомайского райсовета тов. Макаровым избиратели внесли много предложений по улучшению торговли, работы городского транспорта, асфальтированию улиц и т.д. Многие предложения избирателей уже проводятся в жизнь»[33]. А в Петрозаводске «горячо приветствуя постановление партии и правительства о проведении денежной реформы и отмене карточек, стремясь достойно встретить день выборов, коллективы промышленных предприятий Петрозаводска закончили выполнение плана 1947 года, увеличив выпуск продукции по сравнению с прошлым годом более чем на 70 процентов. В деловой обстановке проходят встречи избирателей с кандидатами в депутаты местных Советов - работницей Петрозаводской слюдяной фабрики М. И. Заяц, лесорубом А. П. Готчиевым, мастером-стахановцем В. Э. Хуусари и другими. В агитпунктах Петрозаводска регулярно проводятся лекции и беседы. С большой активностью проходят в Петрозаводске собрания избирателей с докладами; о деятельности исполкомов городских и районных Советов. Обсуждая работу городского и районных Советов, трудящиеся вносят ценные предложения»1. Подобные материалы размещались во всех советских газетах.

Следует заметить, что в правоприменительной практике указанные нормы Положения о выборах 1947 г. (этот документ, заметим, организованно изучался среди населения, в основном форме «громких читок»[34] [35] [36]) довольно четко выполнялись. Приведем ряд примеров. Так, вскоре после публикации

-5

Указа о проведении выборов (11 октября 1947 г. ), в Каневском районе Краснодарского края была образована Каневская районная избирательная комиссия № 26, которую возглавил Свинобой Сергей Сергеевич. В состав комиссии вошли лучшие люди Каневского района, передовики производственных, сельскохозяйственных предприятий, организаций и школ района. Всего было утверждено 9 членов комиссии. Кстати, за 60 лет количественный состав районной избирательной комиссии не изменился и также составляет 9 человек. Весьма разветвленной была сеть избирательных комиссий, проводящих выборы на территории района. Были образованы 2 окружных избирательных комиссии, районная, сельские, участковые избирательные комиссии, членами которых являлись 821 человек[37]. Интерес для нас представляет процедура выдвижения кандидатов в депутаты, обозначенная в Положении о выборах как «порядок выставления кандидатов в депутаты».

Всего на выборах 1947 г. в Каневском районе было выдвинуто в районный и местные Советы депутатов 187 кандидатов (для сравнения: в настоящее время в Советах депутатов сельских поселений представлено 175 депутатов). Местная газета писала: «Трудящиеся выдвигают в новый состав Советов людей, выросших за годы Великой Отечественной войны и в период мирного строительства на трудовом фронте. Сообщения из станиц и хуторов говорят о том, что при выдвижении кандидатов трудящихся учитываются те высокие требования, которым должен отвечать депутат народа»1. Основная часть кандидатов - это лучшие колхозники колхозов Каневского района, каждому из которых посвящается большая заметка на страницах газеты. Также газета много пишет о встречах кандидатов с избирателями, на которых выступают не только кандидаты, но и их доверенные лица. Номер газеты, вышедший в день выборов, активно призывает: «Все на выборы!», публикуя материалы о кандидатах, а также воспоминания старожилов[38] [39]. Так, колхозник колхоза «Политотделец» И.С. Шилько вспоминает, как проводилась выборы в местную управу в 1913 году. «Собирался общий сход станичников, на котором участвовали только мужчины, достигшие 40-летнего возраста. Они избирали членов управы. Избранными тогда могли быть только богачи. Ими руководил атаман - какой-либо чинуша. А сегодня Конституция предоставила право всем трудящимся на равных правах избирать и быть избранными в органы государственной власти без различия пола, национальности и имущественного положения». 100 процентов избирателей приняли участие в выборах 1947 года, 99,8 % из них проголосовали за кандидатов, против голосовало 40 избирателей, что составляет 0,2 % от общего числа избирателей. В краевой Совет депутатов трудящихся были избраны от Каневского района Себельдина Елизавета Ефимовна и Кузнецов Сергей Васильевич. В районный Совет: ст. Каневская - Еремин Павел Терентьевич, Боженко Николай

Петрович, Передерий Иосиф Антонович, Тонконогов Павел Афанасьевич, Бердоносов Павел Петрович, Ткаченко Светлана Федоровна, Рева Петр Петрович, Сокол Татьяна Петровна, Потапенко Анастасия Андреевна, Коломиец Иван Герасимович, Симоненко Терентий Тимофеевич, Образцова Надежда Михайловна, Токарев Иван Устинович, Сергеева Валентина Григорьевна, ст. Старо-Деревянковская - Мисенев Терентий Ильич...»1. И далее перечислялись выбранные депутаты по всем станицам района.

Вскоре после выборов была опубликована в газете передовая статья «Депутаты советского народа», лейтмотивом которой явились слова: «Вручая депутатские мандаты своим избранникам, народ говорит им: смело преодолевайте трудности, вдумчиво и мудро решайте сложные государственные вопросы, будьте правдивы и честны до конца, любите, оберегайте, крепите нашу Родину»[40] [41]. По справедливому мнению Т. Ивановой, эти слова по- прежнему актуальны и для депутатов разного уровня нашего времени[42]. Как представляется, на самом низком уровне публичной власти (в данном случае - сельсоветы) традиции настолько сильны, что ни сталинское, ни последующее время не смогло их сломать.

В средствах массовой информации широко освещались итоги выборной кампании. Так, в «Известия» писали: «Исполнительным комитетом Московского городского Совета депутатов трудящихся получены от районных избирательных комиссий следующие данные о результатах голосования по выборам в районные Советы депутатов трудящихся города Москвы. По всем 4.696 избирательным округам по выборам в районные Советы города Москвы приняло участие в голосовании 99,95 проц. от общего количества избирателей. За кандидатов блока коммунистов и беспартийных голосовало 99,37 проц. от количества всех избирателей, участвовавших в голосовании. Против кандидатов в депутаты голосовало 0,63 проц. от общего числа избирателей.

Па основании статьи 108 Положения о признано недействительными 224 бюллетеня. По всем округам в районные Советы депутатов трудящихся города Москвы избраны кандидаты блока коммунистов и беспартийных»1. Подобные сообщения публиковались во всех городах и районах.

Так, по Ленинградской области было образовано 210 избирательных округов но выборам в областной Совет депутатов трудящихся. По окончательным данным, полученным от окружных избирательных комиссий, в голосовании приняло участие 99,93 процента всего числа избирателей. Во всех 210 избирательных округах по выборам в Ленинградский областной Совет депутатов трудящихся за кандидатов блока коммунистов и беспартийных голосовало 99,34 процента всего числа избирателей, участвовавших в голосовании. По данным окружных избирательных комиссий, зарегистрировано избрание всех 210 выдвинутых кандидатов в депутаты областного Совета депутатов трудящихся. Все избранные депутаты являются кандидатами сталинского блока коммунистов и беспартийных. Ленинградская областная избирательная комиссия на основании статьи 29 Положения о выборах, рассмотрев материалы по каждому избирательному округу, зарегистрировала избранных депутатов в Ленинградский областной Совет по всем 210 избирательным ок-

л

ругам Ленинградской области» . По сообщению ТАСС, «С огромным под'емом прошли выборы в местные Советы в городах и селах Башкирии. По данным, полученным сегодня из всех 21.011 округов республики, приняло участие в голосовании 99,99 процента избирателей. Из них за кандидатов блока коммунистов и беспартийных голосовало 99,27 процента избирателей. Избранными оказались все кандидаты. В ознаменование славной школы блока коммунистов и беспартийных вчера и сегодня тысячи стахановцев Уфы несли почетную производственную вахту. Около 9 тысяч из них в полтора- [43] [44] два раза перевыполнили свои дневные задания»1. В г. Петрозаводске городская избирательная комиссия подвела итоги выборов в Петрозаводский городской Совет депутатов трудящихся. В выборах приняли участие 99,97 процента избирателей. Как и в предыдущих случаях, во всех 143 избирательных округах за кандидатов в депутаты местных Советов блока коммунистов и беспартийных голосовали 99,17 процента избирателей, против - 0,83 процента. Городская избирательная комиссия закончила регистрацию избранных депутатов - все они являются кандидатами блока коммунистов и беспартий-

Л

ных» . Собственно, других, альтернативных блоков, равно как и альтернативных кандидатов в депутаты, не было, однако нам ни разу не удалось встретить в официальной печати упоминаний об этом.

В дальнейшем законодатель решить издать обновленные законы о выборах, на основе которых и проводились следующие выборы. Так, Указами Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1950 г. был принят закон в

-5

виде Положения о выборах в Верховный Совет СССР , на основании которого были назначены выборы в Верховный Совет СССР на 12 марта 1950 г. Позже был издан такой же акт применительно к выборам в Верховный Совет РСФСР. А 2 октября 1950 г., как отмечалось ранее, было утверждено Положение о выборах в местные Советы в новой редакции[45] [46] [47] [48].

В начале этого также довольно обширного, фундаментального документа также повторяются многие нормы Конституции РСФСР. И в целом многие нормы Положения о выборах 1950 г. не отличаются от Положения 1947 г., соответственно в силе остаются и наши оценки отдельных норм.

В числе новелл, причем непринципиального характера, следует отметить несколько иную трактовку в Положении о выборах 1950 г. вопроса о тех, кто не мог принимать участия в выборах. Согласно Конституции СССР в выборах не могли участвовать умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав, и эту нормы ранее мы неоднократно об этом говорили. Однако несколько раньше Президиум Верховного Совета СССР принял Постановление1, в котором разъяснялось, что в списки избирателей вносятся лица, которые находятся под следствием, но не находящиеся под стражей, если при этом они не лишены избирательных прав. И вот данное положение вошло в избирательный закон.

Не менее своеобразно решался также вопрос с определением критерия, по которым лица считалось умалишенным. И именно в Положении о выборах от 9 января 1950 г. был впервые сформулирован юридический критерий признания лица умалишенным - таковым признавалось определение суда, основанные на актах судебно-психиатрических экспертиз, либо представленный в исполком Советов соответствующими отделами здравоохранения список лиц, находящихся на излечении в психиатрических больницах и колониях.

Таким образом, Положение о выборах принятое в 1950 г.[49] [50] содержало в основном своем объеме общепринятые демократические нормы. Вместе с тем имелся и ряд антидемократических норм, наличие которых не позволяют оценивать данный избирательный закон как демократический закон, исходя из общепризнанных понятий демократии, сложившихся к тому времени, и тем более, что у избирателя не было альтернативы, поскольку, как отмечалось выше, в действительности кандидат в депутаты Совета по округу был единственным числе, который должен был быть предварительно быть одобренным в партийных инстанциях.

Собственно, одобрение кандидатуры кандидата в депутаты партийной организацией делало невозможным противопоставление этому кандидату от какой-либо другой организации. Одновременно нельзя не отметить, что этот избирательный закон, наконец, освободился от классового признака, и если иметь в виду все годы советской власти, прошедшие к тому времени, то можно говорить о позитивной в целом оценке. В самом же СССР данный закон, разумеется, расценивался как вершина демократического развития общества1. Именно в таком, собственно, духе освещалась и выборная кампания 1950 г. по выборам в местные Советы депутатов трудящихся в РСФСР (состоялись 17 декабря 1950 г.).

Типичным было освещение этой выборной кампании в Кирсановском районе Тамбовской области. Так, в местной газете от 21 ноября 1950 г. напечатана информация о том, что на основании Конституции РСФСР и Положения о, окружными избирательными комиссиями кандидатами в депутаты районного Совета зарегистрированы:

Избирательный округ № 1 Самодурова Любовь Петровна, 1899 г. рождения, переездной сторож 6-го околодка ст. Кирсанов, беспартийная, выставлена рабочими и служащими 12-й дистанции пути.

Избирательный округ № 2 Трушин Иван Владимирович, 1905 г. рождения, секретарь Кирсановского райкома ВКП(б), член ВКП(б), выставлен рабочими и служащими узла ст. Кирсанов.

Избирательный округ № 3 Смородина Мария Марковна, 1919 г. рождения, врач спецамбулатории № 24 при ст. Кирсанов, член ВКП(б), выставлена

л

рабочими и служащими спецамбулатории № 24 . Далее следовали данные о всех других кандидатах. [51] [52]

О каждом из кандидатов в газете сообщалась позитивная информация в виде заметок и даже очерков. Такова была общая практика1. Так, о кандидате в депутаты Тамбовского областного Совета А.Г. Глазкове сообщалось: «Главный врач объединенной больницы Алексей Гаврилович Глазков почти ежедневно получает по нескольку писем от бывших своих пациентов. Они выражают в письмах чувства благодарности за возвращение их к жизни, за хорошую медицинскую помощь. "Родной Алексей Гаврилович! - пишет подполковник в отставке тов. Касьянов. - От всего сердца благодарю Вас за то, что Вы продлили мою жизнь" ... Подполковника доставили ночью в больницу в бессознательном состоянии. При осмотре у него была обнаружена прободная язва желудка - явление очень опасное, иногда со смертельным исходом. В час ночи была назначена операция. Когда положили больного на операционный стол, внезапно погас свет. Ждать нельзя было ни одно минуты. Тов. Глазков приказывает отнять от автомашины фару и при ее свете делает операцию, после которой больной быстро пошел на поправку. С того времени прошло 4 года. Тов. Касьянов чувствует себя превосходно. За всю свою плодотворную деятельность тов. Глазков

Л

сделал несколько тысяч операций» . Далее следовала биографическая справка о Глазкове, сопровождаемая хвалебными отзывами.

В ней, в частности, отмечалось: «Главный врач городской больницы Алексей Гаврилович Глазков родился в 1903 году, в семье крестьянина Бон- дарского района. Окончив в 1915 году сельское училище, он не мог продолжать свое образование в силу существовавших в то время порядков. Учебу он возобновил только после Великой Октябрьской социалистической революции, поступив в Тамбовскую школу 2-й ступени. Переживая большие лишения, тов. Глазков упорно учится, успешно оканчивает школу и поступает в Тамбовский институт народного образования, а затем переходит в Воронеж- [53] [54] ский университет на медицинский факультет. Будучи студентом, Алексей Г аврилович проявил большой интерес к хирургическим операциям. Все свободное время он проводит в клиниках, накапливая богатый опыт по хирургии. В 1936 году тов. Глазкова переводят хирургом в Кирсановскую районную больницу. Здесь он проявляет большую настойчивость, применяет все новое в лечении больных. По инициативе тов. Глазкова в Кирсанове в 1936 году впервые был организован пункт переливания крови. Хирург-новатор тов. Глазков в своей работе стремится применить новые методы лечения, продлить жизнь человека. К этому он приучает и своих товарищей по работе. С большим одобрением в объединенной больнице был воспринят новый метод лечения некоторых болезней, предложенный ростовским врачом Румянцевым. За короткое время тов. Глазков в месте с врачом-хирургом тов. Барановым сделали более 50 таких операций. Результаты получаются хорошие. Алексей Гаврилович, как крупный специалист, часто бывает в научных командировках. Там он совершенствует свои знания, обогащает свой опыт новыми методами лечения. Безграничным уважением и авторитетом пользуется Алексей Гаврилович Глазков среди медицинских работников и всех трудящихся Кирсановского района. Вот почему на своих собраниях работники объединенной больницы и коллектив рабочих и служащих чугунолитейного завода единодушно выдвинули кандидатом в депутаты областного Совета Алексея Г авриловича Г лазкова. Окружная избирательная комиссия зарегистрировала его кандидатуру для баллотирования в депутаты по Кирсановскому избирательному округу № 53»[55]. Это был типичный материал предвыборной агитации в районной печати.

Во время выборной кампании избиратели делали замечания действующей власти, вносили свои предложения. Так, критические замечания и предложения избирателей о работе Кирсановского городского Совета содержались в одном из номеров накануне выборов. Указывалось, в частности: «Горисполком и его отделы проделали некоторую работу по благоустройству города. В этом году хорошо оборудован городской сквер. Запах цветов, изобилие зелени и света - все располагает к приятному отдыху. По Советской улице и частично по Рабоче-Крестьянской улице перемощены тротуары. Это очень хорошее начало. Но останавливаться на этом не следует. Недоделок по благоустройству города очень много. Горкомхоз имеет штат дворников. Но управляющие домами превратили их в личных посыльных, а тротуары, как правило, не подметаются. В результате на улицах пыль и мусор. Бедны наши улицы зеленью. Но это не потому, что горожане не хотят сажать деревья, а потому, что зеленые насаждения частично или полностью ежегодно уничтожаются скотом. Я лично три года подряд сажаю деревья и три года подряд они уничтожаются скотом. Горисполкому необходимо навести порядок в этом деле, потребовать от владельцев коров, чтобы они сопровождали их в стадо. Г орячую поддержку у горожан вызывала инициатива горисполкома о благоустройстве реки Пурсовки. Поэтому прямо с весны работы на реке следует продолжить, углубить ее, построить купальни. Вместо ветхого моста построить через реку красивый мост из камня и железа. Водопровод наш, к сожалению, работает неисправно. Поэтому приходится часто брать воду из шахтных колодцев, но они у нас запущены. Об их очистке и приведении в надлежащий порядок должен подумать городской Совет»[56]. Как видно, замечания сугубо местного, бытового характера.

Политической критики, разумеется, не было и в той системе властеотношений быть не могло, поскольку районные газеты являли собой рупор действующей власти. И лишь спустя много лет появись воспоминания, в которых говорилось о том, что граждане между собой обсуждали избирательные законы и практику, и высказывали недовольство тем, что выборы подменяются голосованием и тем самым нарушается действующая тогда Конституция СССР (РСФСР). И лишь немногие осмеливались озвучивать такие мысли в письмах во власть. Так, старый большевик (с 1917 г.) А.Г. Губанов направил в 1946 г. письма Сталину, где писал о том, что даже если будут выставляться несколько списков кандидатов в депутаты (то есть если будет альтернативность), то интересы партии при этом не пострадают1. Он предлагал также отложить выборы в местные Советы - с тем, чтобы успеть подготовить альтернативные списки кандидатов депутатов[57] [58] [59]. Однако ответа на свое письмо он не получил. В бытовых разговорах граждане также высказывали недовольство избирательной системой , однако о том, что это имело повсеместный массовый характер, сведений мы не нашли.

Вместе с тем на местном уровне и не следовало ожидать иных замечаний и пожеланий со стороны жителей - таковые всегда были схожими, включая и настоящее время, например, высказанные тогда жителем г. Кирсанова А. Рединым и отмеченные нами выше замечания и сегодня актуальны едва ли не ко всем городам России, и они совершенно не зависят от вида политической власти в стране, что, собственно, и составляет специфику муниципальных отношений на уровне городов, сел и поселков.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (10.04.2017)
Просмотров: 213 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%