Особое место среди пяти основных международных многосторонних договоров в сфере исследования и использования космического пространства занимает Договор по космосу[1] [2], который закрепил основные принципы МКП, а также общие условия для развития МКП . В соответствии с Договором по космосу следует выделить следующие принципы МКП:
1. исследование и использование космоса осуществляются на благо и в интересах всего человечества;
2. космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами;
3. космическое пространство и небесные тела свободны для научных исследований;
4. космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению и являются достоянием всего человечества;
космическое пространство и небесные тела исследуются и используются в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания мира и международной безопасности и развития международного сотрудничества;
6. государства обязуются не выводить на орбиту объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения[3];
Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях
космонавты считаются посланцами человечества в космос;
9. государства несут международную ответственность за национальную космическую деятельность и ущерб, причиненный космическими объектами.
К этим принципам следует добавить такой «общий» принцип как запрещение испытаний ядерного оружия в космическом пространстве в соответствии с Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом про-
23
странстве и под водой 1963 г.
С самого начала следует определить, что вкладывается в понятие «применение принципа». Это неразрывно связано с понятием «применение права».
В юридической литературе и практике понятие «применение права» используется в общем и специальном смысле. В первом случае оно охватывает все юридические способы осуществления права, во втором, - лишь властное осуществление права в случае правонарушения или спора о праве[4] [5] [6]. В международно-правовой литературе это понятие используется преимущественно в общем или широком смысле, т.е. как осуществление норм в целом[7].
Применение охватывает все основные меры, которые используются субъектами международного права на международном уровне и в каждом государстве для того, чтобы нормы международного права выполнялись и соблюдались в полной мере. В данном разделе будет представлен, суммируя существующие точки зрения, способ применения принципов международного космического права.
Однако на самом деле вопрос состоит в том, какие способы можно использовать для применения принципов международного космического права, которые могут быть применены как на международном уровне, так и на внутригосударственном (во внутренних правовых системах государств)[8].
На базе принципов МКП осуществляется основное регулирование взаимоотношений и сотрудничества между государствами в рассматриваемой области. Согласно ст. IX Договора 1967 г. при исследовании и использовании космического пространства его участники должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи с должным учетом соответствующих интересов друг друга.
На универсальном уровне большую роль играет ООН, в том числе такие её органы, как Совет Безопасности ООН и Г енеральная Ассамблея ООН, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Международный суд ООН, а также специализированные учреждения, международные межправительственные организации и международные неправительственные организации.
На региональном уровне способ применения принципов МКП включает в себя региональные органы и программы, а также региональные космические организации.
По сути, есть три способа, благодаря которым международная система может помочь применению принципов МКП:
путем решений и рекомендаций в качестве превентивной меры для предотвращения нарушений;
путем принуждения субъектов международного права (принудительные меры);
по отчетности в отношении мер по применению.
В этих сферах сотрудничества принципы МКП имеют различные функции в международных договорах (двусторонних и многосторонних) о космосе, они дают значительное по своему усмотрению правовое регулирование этих договоров и обеспечивают нормативную согласованность среди государств-членов по исследованию и использованию космического пространства.
В этом правовом поле на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях подчёркивается, что стороны не должны нарушать положения принципов МКП, в том числе в интерпретации этих договоров.
[1] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, принят 19 декабря1966 г., вступил в силу 10 октября 1967 г.
[2] Международное космическое право / под ред. Г.П. Жукова, А.Х. Абашидзе. - М.: РУДН, 2014. С. 20.; Международное космическое право : учебник / В.С. Вещунов [и др.] ; под ред. Г.П. Жукова, Ю.М. Колосова. - М.: Международные отношения, 1999. С. 55-56.
[3] В соответствии с общепризнанным толкованием термина «оружие массового уничтожения» он охватывает такие виды оружия, как ядерное, химическое, бактериологическое и другие сравнимые с ними как по разрушительному, так и поражающему действию виды оружия, в том числе и те, которые могут быть созданы в будущем. Запрет размещения в космосе указанных видов оружия распространяется также на объекты, совершающие частично орбитальный полёт (см.: Космонавтика XXI века: попытка прогноза развития до 2101 года / под ред. Б. Чертока. - М.: РТС ОФТ, 2010. С. 403-404).
[4] Г.П. Жуков подчеркивает, что в соответствии с Договором 1967 года по космосу Луна и другие небесные тела должны использоваться «исключительно в мирных целях». На основе этого договора, на Луне и других небесных телах запрещены установка ядерного оружия или любых других видов оружие массового уничтожения, создание военных баз, сооружений, укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Допускается использование военного персонала для научныхисследований или каких-либо иных мирных целей, а также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел (п. 2 Ст. IV Договора по космосу).
[5]Международное право: учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Вылегжанина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2014. C. 243-244; Международное космическое право : учебник / В.С. Вещунов [и др.] ; под ред. Г.П. Жукова, Ю.М. Колосова. - М.: Международные отношения, 1999. С. 55-56.
[6] При этом зачастую они означают одно и то же. Достаточно обратиться к Венской конвенции о праве международных договоров, которая в значительной мере посвящена осуществлению норм международного права и готовилась специалистами высокого класса. Часть III Конвенции озаглавлена «Соблюдение, применение и толкование договоров». При этом термины «соблюдение» и «выполнение» использованы как равнозначные и означают реализацию норм. В разделе «Применение договоров» термин «применение» употреблен для обозначения лишь некоторых правил применения (см.: Лукашук И.И. Международное право : общая часть : учебник для студентов юридических факультетов и вузов. -3-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 222-223).
[7] Там же.
[8] Ram Jakhu. Implementation of Art VI of Outer Space Treaty in North America, Institute of Air and Space Law McGill University, Montreal, Canada. 2008, P. 2. Независимо от партнёрства государств в создании и признании этих принципов, ряд положений Договора по космосу приобрёл характер обычных норм международного права, юридически обязательных для всего международного сообщества государств. Взаимодействие национального и международного космического права имеет особое значение в сферах общественных отношений, поскольку некоторые государства ещё не имеют национального закона (законов) в области космической деятельности, а только приступили к принятию таких законов в соответствии с общими и отраслевыми принципами МКП. Комитет ООН по космосу начал устраивать семинары для обучения и поощрения принятия национального законодательства по космической деятельности. Lyall Francis and Paul B. Larsen. Space law: a treatise, ASHGATE, 2009, P. 468.
|