В современном мире каждое из государств-членов ООН, с одной стороны, имеет свое право в одной из основных правовых систем , а с другой - неизбежно его соотношение и взаимодействие с остальными государствами и институтами международного права на мировой арене.
Г осударства не могут замкнуться исключительно на самих себе, отказаться от контактов и связей . Устав ЮНЕСКО предусматривает укрепление взаимопонимания между народами и отмечает, что «взаимное непонимание было на протяжении всей истории человечества причиной подозрительности и недоверия между народа- [1] [2] ми, вследствие чего их разногласия слишком часто приводили к войне. Подписавшие настоящий Устав государства выразили твердую решимость развивать и расширять связи между своими народами в целях взаимного понимания и приобретения более точного и ясного представления о жизни друг друга» . Особую актуальность этот вопрос приобретает при изучении международного взаимодействия национальных правовых систем, которое давно воспринимается как «глобальное юридическое яв-
30
ление» .
Некоторые исследователи даже отмечают, что «человечество стоит на пороге создания новой модели права» , иными словами, «формируется единое правовое пространство в глобальном масштабе», а также происходит и международная унификация права (по охвату участников международной унификации необходимо различать региональную и универсальную унификацию). Создание единообразия имеет ряд преимуществ, в том числе и для правового регулирования космической деятельности.
Мусульманские страны, благодаря своему особому географическому и политическому положению, а также особому экономическому потенциалу в современном мире, создали довольно сильные группировки, что стало предметом пристального внимания мирового сообщества .
Территория мусульманских государств составляет около 22 % суши Земли[3] [4] [5] [6] [7] [8]. Большая их часть находится на африканском и азиатском континентах. В Европе и
Америке расположены лишь два мусульманских государства, которые территори-
35
ально и по численности населения весьма малы .
Исторически предшественницей ОИС стала Организация исламской конференции (ОИК), которая основана 25 сентября 1969 года на Конференции глав мусульманских государств в Рабате. Решением 38-ой сессии Совета министров иностранных дел ОИК 28-30 июня 2011 года в Астане данная Организация была переименована в «Организацию исламского сотрудничества»[9] [10] [11] [12].
ОИС - международная организация, обладающая мировым влиянием. На сегодняшний день эта организация объединяет все крупнейшие мусульманские страны мира. В нее входят 57 мусульманских стран, расположенных в разных частях мира, обладающих важными ресурсами, в том числе человеческими, огромными запасами нефти и газа, минеральными ресурсами, продуктами сельского хозяйства и промыш-
37
ленности .
Однако в то же время отмечается снижение среднегодового дохода организации, а также снижение доходов на душу населения (доход на душу населения в 30 мусульманских странах является самым низким в мире) .
Очевидна связь таких показателей и деятельности некоторых мусульманских стран в сфере космоса. Они, имея растущий потенциал в современном мире, не могут занять достойное место в космической деятельности. Поэтому мусульманские страны, ведущие космическую деятельность, которая формирует значительную часть национального дохода в развивающихся странах, сталкиваются со многими проблемами и сложностями, которые могут быть решены только через широкое сотрудничество между ними. Страны-члены могут посредством коллективного сотрудничества кроме научно-технической базы обеспечить развитие для всех государств-членов, сыграть существенную роль в реализации договоров и принципов МКП и облегчить решение будущих проблем в космической деятельности.
Политика и правовые аспекты. В мусульманском мире существует множество сект, принадлежащих разным мазхабам (религиозным течениям ислама) и расхождений в различных социальных сферах, включая политические и правовые системы в разнообразных формах . В результате мы сталкиваемся с появлением в мусульманских государствах многочисленных разнящихся между собой политических и правовых систем.
Кроме того, на всех континентах отмечается ряд факторов, которые сильно влияют на общественную среду в мусульманских государствах. Например, господство над ними иностранных государств в течение длительного времени и навязывание чужеземцами в них своих секулярных политических и правовых систем, ставших помехой для внедрения в этих странах исламских политических и правовых систем. Практически можно найти мало государств, в которых бы реализовывались в
40
полном смысле слова исламские политические и правовые системы .
В соответствии с пунктом 2 ст. 3 нового Устава ОИС, принятого 14 марта 2008г., членство в этой организации обусловлено следующим[13] [14] [15]:
членство в Организации Объединённых Наций;
наличие среди населения государства мусульманского большинства;
следование уставу;
просьба о членстве.
Данная просьба должна быть одобрена исключительно Советом министров иностранных дел государств - членов Организации на основе критериев, принятых этим Советом.
Хотя эти новые условия заметно строже тех, которые содержались в статье 8 устава предшественницы ОИС - Организации Исламская конференция , и относятся к государствам, которые подадут просьбу о членстве, начиная с 2008г., тем не менее, новый устав был принят членами Организации.
Иными словами, на основании п. 1 ст. 3 устава Организации 57 государств- членов ОИС (за исключением Палестины), являются членами ООН. Большинство населения данных государств составляют мусульмане, которые строго следуют положениям нового устава, в том числе ст. 1 и 2, которые гласят, что целями и задачами Организации является консенсус в соответствии с учением и ценностям ислама. То есть, такие цели и принципы, которые, несмотря на различия в политической и правовой системах и благодаря консенсусу, в ходе практической реализации способствуют достижению этими государствами своих целей.
В соответствии со ст. 1 нового Устава основные цели ОИС следующие:
Г арантировать и защищать общие интересы, поддерживать и согласовывать законные основания Стран-членов, а также объединять усилия Стран-членов с учётом задач, стоящих, в частности, перед Исламским миром и международным сообществом, в общем (п.2);
Обеспечивать активное участие Г осударств-членов в глобальных политических, экономических и социальных процессах посредством принятия решений, укрепляющих их общие интересы (п.5); [16]
Развивать межгосударственные отношения, основанные на справедливости, взаимоуважении и добрососедстве для обеспечения глобального миролюбия, безопасности и согласия (п.6);
Укреплять внутри-Исламское экономическое и торговое сотрудничество для того, чтобы достигнуть экономической интеграции, ведущей к созданию Исламского общего рынка (п.9);
Прилагать усилия для достижения устойчивого и всестороннего человеческого развития, а также экономического благополучия в Государствах-членах (п.10);
Распространять, поддерживать и сохранять Исламские учения (доктрины) и ценности, основанные на сдержанности и толерантности, охранять Исламское наследие и способствовать распространению культуры Ислама (п.11);
Расширять и развивать науку и технологии, а также поддерживать исследования и сотрудничество среди Г осударств - членов в этих сферах (п.13);
Продвигать и отстаивать единую позицию по вопросам, вызывающим всеобщий интерес на международных форумах (п.17);
Способствовать сотрудничеству в социальной, культурной и информационной сферах среди Государств - членов (п.20).
Страны-члены гарантируют, что для достижения целей Ст. 1 они должны руководствоваться и вдохновляться благородными Исламскими учениями и ценностями и действовать в соответствии со следующими принципами:
Все страны-члены обязаны следовать целям и принципам Устава Организации Объединённых Наций (п.1);
Все страны-члены должны урегулировать свои споры мирными способами и воздерживаться от применения или угрозы применения силы в своих отношениях (п3);
Все Страны-члены обязуются внести свой вклад в поддержание международного мира и безопасности (п.5);
Страны-члены должны поддерживать и поощрять верховенство закона на национальном и международном уровнях (п.7);
Страны-члены должны прилагать усилия для того, чтобы защитить и сохранить окружающую среду (п.8) [17].
В Уставе ОИС отображены общие рамки этого принципиального и логичного отношения с упором на необходимость исполнения обязательств не только по договорам (принцип Pacta sunt servanda), но и возникших в обычно-правовом порядке, приверженность Уставу ООН и основам ислама.
При этом, как мы понимаем, следует исходить из того, что проблемы, возникающие при толковании соотношения этих разных систем права, будут рассматриваться на основе принципа добросовестности.
Помимо этого, в статьях 1 и 2 Устава ОИС перечислены общие принципы и цели Организации:
Устав ОИС для того, чтобы укрепить международное сотрудничество, действует согласно принципам Устава ООН и общего регламента Ислама;
Устав ОИС способствует развитию сотрудничества в стратегических областях среди стран - членов;
Устав ОИС обеспечивает активное участие стран- союзников для налаживания международного мира и безопасности;
Устав ОИС распространяет и сохраняет Исламистские учения и ценности, основанные на «сдержанности», которые соответствуют основным принципам международного права;
Устав ОИС распространяет и сохраняет взаимодействующее отношение на основе умеренного подхода стран-членов ОИС к международному праву, что является общепризнанным [18];
Основываясь на таком подходе, страны-члены ОИС должны, во-первых, активно развивать партнёрские отношения на международной арене. Во-вторых, многие нормы исламской системы могут служить ориентирами для установления внешних связей и международных отношений. В-третьих, такой вид отношений в странах-членах ОИС к международному праву является логичным и соответствующим реалиям международного сообщества. В-четвёртых, такого рода отношение и подход к соблюдению норм международного права, выполнению обязательств между ОИС и другими государствами, находит реальное понимание в современном мире.
Таким образом, в целом объектом нашего исследования являются государства- члены и ОИС, которые рядом исследователей подразделены по географическому местоположению на три группы - азиатская неарабская, арабская азиатскоафриканская и африканская[19].
Структура и организация ОИС. В соответствии со ст. 5 своего нового Устава главными органами ОИС являются: Исламской саммит; Постоянные комитеты; Исполнительный Комитет; Исламский международный суд[20] [21]; Независимая постоянная комиссия по правам человека; Комитет постоянных представителей; Генеральный секретарь ; Вспомогательные органы; Специализированные учреждения; Аффилированные институты.
При ОИС действует ряд самостоятельных организаций , созданных по решениям её конференций и деятельность которых координируется Генеральным секретариатом: Исламский банк развития; Исламское агентство новостей; Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств; Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам; Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям; Исламский фонд научно-технического развития; Центр по исследованию исламского искусства и культуры[22] [23]; Фонд Иерусалима, Комитет по Иерусалиму; Исламская торгово-промышленная палата; Организация исламских столиц; Центр по статистическим, экономическим и социальным ис- следованиям[24]; Комитет исламской солидарности с мусульманскими африканскими странами зоны Сахеля; Исламская ассоциация судовладельцев; Исламский центр развития торговли[25]; Исламский фонд развития; Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры[26].
Космическая деятельность государств с каждым днём развивается и принимает всё большие масштабы. Соответственно, развивается и международное сотрудничество в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, в том числе - в правовом регулировании космической деятельности. Уровень участия и заинтересованность государства-члены ОИС в данном вопросе можно определить по следующим критериям:
Членство в Комитете ООН по космосу;
Участие в пяти договорах ООН по космосу: Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.); Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.); Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.); Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.); Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.) .
В соответствии с резолюциями Г А ООН54, в состав Комитета ООН по космосу входят 27 из 57 государств-членов ОИС: Азербайджан, Албания, Алжир, Бенин, Буркина-Фасо, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Казахстан, Камерун, Ливан, Ливия, Малайзия, Марокко, Нигер, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Сирийская Арабская Республика, Судан, Сьерра-Леоне, Тунис, Турция, Чад.
По вопросу участия в пяти договорах по космосу следует отметить, что 6 из 57 государств-членов ОИС (Гамбия, Иордания, Иран, Камерун, Малайзия и Сомали) подписали, и еще 28 из 57 государств-членов ОИС подписали и ратифицировали от 1 до 5 из этих международных договоров.
Кроме того, 22 государства из 57 членов ОИС подписали и ратифицировали от 3 до 5 договоров55. Иными словами, эта цифра составляет средний показатель и отражает внимание исламских стран к международному космическому праву.
Таблица 1
Страны ОИС, участвовавшие в подписании и ратификации договоров
ярус Страна
Договоров ООН
1
2
3
4
5
1967
1968
1972
1975
1979
1
Алжир
р56
-
Р
Р
2
Афганистан
Р
-
-
3
Бангладеш
Р
-
-
-
-
4
Бенин
Р
-
Р
-
-
5
Буркина-Фасо
Р
-
-
-
6
Гамбия
П57
Р
П
-
-
7
Г винея-Бисау
Р
Р
-
-
-
8
Египет
Р
Р
П
-
-
53 Эти договоры играют ключевую роль в развитии космического права (см.: Колосов Ю.М., Штодина И.Ю. Некоторые тенденции развития международного космического права. - М.: МГИМО-Университет, 2006. С. 5).
54 Документ ООН A/AC. 105/L. 259.
55 Документ ООН A/AC. 105/c.2/2013/CRP. 5.
56-ратификация
57
-подписание
9
Индонезия
Р
Р
Р
Р
-
10
Иордания
П
П
П
-
-
11
Ирак
Р
Р
Р
-
-
12
Иран
П
Р
Р
П
-
13
Йемен
Р
П
-
-
-
14
Камерун
П
Р
-
-
-
15
Казахстан
Р
Р
Р
Р
Р
16
Катар
Р
Р
Р
Р
-
17
Кувейт
Р
Р
Р
-
-
18
Ливан
Р
Р
Р
Р
Р
19
Ливия
Р
Р
Р
Р
Р
20
Малайзия
П
П
-
-
-
21
Мали
Р
-
Р
-
-
22
Марокко
Р
Р
Р
Р
Р
23
Нигер
Р
Р
Р
Р
-
24
Нигерия
Р
Р
Р
Р
-
25
ОАЭ
Р
-
Р
Р
-
26
Пакистан
Р
Р
Р
Р
Р
27
Саудовская
Аравия
Р
Р
Р
Р
28
Сирия
Р
Р
Р
-
-
29
Сомали
П
П
-
-
-
30
Сьерра-Леоне
Р
П
П
-
-
31
Того
Р
-
Р
-
-
32
Тунис
Р
Р
Р
33
Турция
Р
Р
Р
Р
Р
34
Уганда
Р
-
-
-
-
Постоянный комитет ОИС по научно-техническому сотрудничеству (КОМСТЭК)
В январе 1981 в Саудовской Аравии на III исламском саммите в Мекке, Организацией Исламская Конференция (ОИС), был возглавлен Постоянный комитет министров по научно-техническому сотрудничеству. За его установками являлось целями предпринять последующие действия и осуществление резолюций ОИС, а также внести свой вклад в укрепление потенциала науки и техники из стран-членов ОИК на основе взаимного сотрудничества, совместной работе и создании ресурсов в единую сеть.
Миссия КОМСТЭК заключается в содействии укреплению индивидуального и коллективного потенциала стран-членов ОИС в науку и технику на основе взаимного сотрудничества, совместной работы и взаимодействии ресурсов.
Кроме того, его цели направлены на разрешение странам-членам ОИС использовать науку и технику в качестве одной из основных причин социальноэкономического развития, а также быстрой индустриализации.
Цели КОМСТЭК включают в себя:
Оценка людских и материальных ресурсов государств-членов, а также определение научно-технологических нужд и требований уммы,
Выстраивание местного потенциала стран-членов в области науки и техники на основе сотрудничества и взаимной помощи,
Продвижение дальнейшего сотрудничества и координации в научнотехнических областях среди стран-членов ОИС с целью достижения коллективной мощности в области науки и техники и для решения проблем, а также
Создание эффективной институциональной структуры для планирования, исследований, разработок и мониторинга научно-технической деятельности на национальном, региональном и международном уровнях.
С момента своего создания, КОМСТЭК предпринимает множество инициатив по продвижению науки и техники в странах-членах ОИС.
Некоторые из этих программ включают в себя исследовательские гранты, учебные курсы, поддержку путешествий, строительство организаций, создание Межисламских сетей, Сервис поиска литературы и т.д. Он также инициировал ряд других мероприятий, кратко изложенных в разделе 4 настоящего документа. Одним из них является создание КОМСТЭК научно-исследовательского учебного центра науки, технологии и инноваций (НТИ) в 2006.
КОМСТЭК функционирует в сотрудничестве со странами-членами ОИС и поддерживает рабочие отношения не только со всеми своими крупными научно - техническими учреждениями, но и с некоторыми другими международными организациями. К числу последних относится Всемирная академия наук (TWAS), Исламская научная, образовательная и культурная организация (ISESCO), Исламская всемирная академия наук (IAS), Исламский банк развития (IDB), Глобальный экологический фонд (GEF), Образовательная программа Организации Объединенных Наций (UNEP), программа развития Организации Объединенных Наций (UNDP), Международный фонд по науке, Стокгольм (IFS) и т.д.
КОМСТЭК пытается предпринять новые попытки для достижения своих целей и поставленных задач. Этот отчёт даёт всестороннюю оценку программ и мероприятий КОМСТЭК по наращиванию потенциала в науке и технике, в конечном счёте, направленное на социально-экономическое развитие стран-членов ОИС. Это дает подробную информацию о развитии исследовательских грантов, семинаров, учебных курсов и грантов на поездки. Резюме других инициатив были предоставлены таким образом, что читатель может иметь полное представление о программах и достижениях КОМСТЭК.[27]
В своей программе по строительству институтов, КОМСТЭК установил Исламскую академию наук со штаб-квартирой в Аммане, Иордании и тринадцати Межисламских сетях, включая космические науки и технологии (ISNET), Карачи, Пакистан.
Межисламская сеть по космической науке и технологиям. В начале 1987 г. в рамках ОИС активную разработку получила концепция роста научно-технического потенциала государств - членов и самой Организации, В результате была создана Интер - Межисламская сеть по космической науке и технологиям (далее - ISNET)[28], которая первым необходимым условием провозгласила данную концепцию, а также обучение специалистов в ее рамках. Эффективные шаги, которые были до определенной степени основой для коллективного сотрудничества согласно целям ОИС и в интересах стран-членов, были сделаны в рамках Постоянного комитета по научнотехническому сотрудничеству (КОМСТЭК)[29].
Благодаря результатам проведенной работы страны-члены заинтересовались космическими проектами и, сосредоточившись на основных преимуществах, влились в единую научно-техническую сеть в области космической деятельности.
ISNET является межгосударственной, неполитической и некоммерческой сетью между исламскими государствами. Этот независимый и автономный институт существует под эгидой постоянного комитета по научно-техническому сотрудничеству (КОМСТЭК) в рамках ОИС.
ISNET был основан девятью странами-членами ОИС, такими как: Бангладеш, Ирак, Индонезия, Марокко, Нигер, Пакистан, Саудовская Аравия, Тунис и Турция в 1987 г. Сирия присоединилась к сети в 1997 г.; Иран и Судан в 2004 г.; Азербайджан и Сенегал в 2009 г.; Египет и Иордания в 2011 г. и 2013 г., соответственно (тем самым увеличив членство ISNET до 16 исламских стран)[30].
Секретариат ISNET находится в г. Карачи (Пакистан). SUPARCO обеспечивает его людскими ресурсами, служебными помещениями, а также административной и материально-технической поддержкой. ISNET имеет трехуровневую структуру, а именно: Руководящий орган, Исполнительный совет и Секретариат. В Исполнительный совет входят представители государств-членов и представитель КОМСТЭК. Это принимающий решения высший орган, собирающийся, по крайней мере, один раз в
два года[31].
ISNET взаимодействует со странами-членами ОИС по мирному использованию космического пространства, использует потенциал космического пространства для развития и на благо этих стран. ISNET предоставляет платформу для экспертов космической науки стран-членов ОИС для обмена опытом, проведения совместных исследований и разработок. Он образует сеть обмена информацией, помогая в обучении и развитии качества и возможностей трудовых ресурсов стран ОИС в соответствующих областях. В этом контексте различные учебные программы объявляются каждый год, и соответствующие специалисты из стран-членов ISNET спонсируются для участия в таковых63.
Основные цели ISNET64:
сотрудничество и партнерские отношения со странами-членами ОИС по использованию космического пространства в мирных целях65;
обмен информацией, опытом и поддержание диалога в области космической науки техники и их применения между государствами-членами ОИС;
инициирование совместных проектов в области космической науки, космической техники и их применения в государствах-членах ОИС;
координации консультационных и консультативных услуг между государствами-членами ОИС;
помощь и содействие в подготовке для развития качества ресурсов кадров странах-членах ОИС66 (организация периодических, краткосрочных и долгосрочных курсов, учебных семинаров, обучение на рабочем месте).
Программные элементы:
Организация тематических семинаров/ симпозиумов с помощью соответствующих учреждений, которые связаны работой в сети;
Специализированные программы подготовки в сетевых штабах; [32] [33] [34] [35]
Обеспечение координации деятельности в области консультационных услуг странам- членам ООН;
Проведение научных и узконаправленных исследований по определенным темам с помощью консультантов - выпускников учреждений, связанных с работой в сети;
Определение / реализация новых проектов, представляющих общий интерес для стран, входящих в состав ООН[36];
С целью содействия развитию международного сотрудничества в космических областях между странами-членами ОИС, а также выявления потенциальных совместных проектов, представляющих взаимный интерес, ISNET сотрудничало с соответствующими космическими учреждениями стран-членов ОИС и ООН, чтобы провести около 11 конференций / семинаров и совещаний экспертов, в которых, как следствие, приняло участие примерно 20 исламских стран.
Для того, чтобы добиться признания ISNET как международной организации, она стала постоянным наблюдателем Комитета Организации Объединенных Наций по мирному использованию космического пространства (UNCOPUOS) в 2013. Участие ISNET в качестве наблюдателя также было одобрено Группой по наблюдению за Землёй (GEO).
Для достижения поставленных целей и для помощи в дальнейшем развитии человеческих ресурсов и усилий по созданию потенциала государств-членов, ISNET спонсирует участников из своих государств-членов и членами ОИС для различных учебных курсов, организованных SUPARCO и другими координирующими организациями.
Включив широкий спектр вопросов, связанных с экологическими исследованиями и исследованиями в верхних слоях атмосферы, а также космической техники и ее применением[37]. В этих мероприятиях приняли участие специалисты из разных
слоев общества из различных учреждений и стран, и они предоставляют возможности для обмена опытом и налаживания отношений между участниками.
За период с января 2013 года и до настоящего времени, ISNET сотрудничал с соответствующими космическими учреждениями государств-членов ОИС для проведения множества научных мероприятий. Такие мероприятия организованы для того, чтобы способствовать развитию международного сотрудничества в космических областях между странами-членами ОИС, добиваться участия предметных специалистов из большего числа исламских стран, обеспечить форум для установления профессиональных связей между ними, а также выявить потенциальные совместные проекты, представляющие взаимный интерес. Текущие организованные мероприятия привели к участию около 11 исламских стран. Сеть спонсировала 60 из более, чем 300 ученых, исследователей и студентов, связанных с космической деятельностью, которые извлекли выгоду из этих событий69.
ISNET стала постоянным наблюдателем Комитета Организации Объединенных Наций по мирному использованию космического пространства (Комитет по космосу) в 2013 году см. пункт. 29 резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A / РЕЗ / 68/75 под названием «Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства», принятая без голосования 11 декабря 2013 г.
Статус постоянного наблюдателя при UNCOPUOS призван обеспечить ISNET следующими преимуществами:
а) Признание ISNET международной организацией;
б) Оставаться в курсе последних событий и мероприятий в области космической науки, космической техники, её применения по всему миру;
Развивать связи с другими межправительственными организациями;
Привлечь больше государств-членов ОИС для того, чтобы рассмотреть вопрос о членстве в Сети;
Создать осведомлённость об ISNET и план её деятельности.
Просьба ISNET в качестве наблюдателя также была принята Группой по наблюдению Земли (GEO) в 2015. Становление наблюдателем GEO должно не только принести пользу ISNET, оставаясь в курсе последних событий в области наблюдения за Землёй, но и также должно помочь в дальнейшем укреплении ISNET в качестве
70
международной межправительственной организации .
Проблемы. В настоящее время ISNET сталкивается со следующими проблемами:
а) Теоретически, ISNET имеет членство из 16 исламских государств. Однако, очень немногие из них были неактивны в течение длительного времени. В настоящее время Индонезия, Марокко, Нигер, Тунис и Турция неактивны. Членство Сирии было приостановлено ОИС в результате продолжающейся гражданской войны в стране. Членство Ирака также осталось приостановленным, но позже было возобновлено. Можно отметить, что отсутствие активности со стороны некоторых государств- членов ISNET обходится Секретариату ISNET в 24000$ США по ежегодным членским взносам.
б) Во-вторых, вложения остальных действующих государств-членов составляют лишь 77,000$ в год, основная часть которых обеспечивается Пакистаном, т.е. 50,000$ - подробности о взносах каждым государством-членом изложены в прило- жении-В.
Поэтому Секретариат не может приступить к значимым совместным проектам из-за нехватки ресурсов.
в) Другой проблемой, стоящей перед ISNET, является орган, который наделён представителями, посещающими её Административный совет (GBM) - орган принятия решений.
В настоящее время в GBM принимают участие должностные лица, ранжирующиеся от менеджеров среднего звена или руководителями департаментов науч
но-исследовательских институтов до заместителей председателей космических агентств. Эти делегаты, по-видимому, но не обязательно, не обладают политическими и финансовыми полномочиями для поддержки совместных проектов, в частности, проектов, которые включают отдельные бюджетные ассигнования, превышающие их ежегодные членские взносы.
В отличие от других международных межправительственных организаций, у которых имеется бюджет для человеческих ресурсов, управления, транспорта, аренды и коммунальных услуг и т.д.; у Секретариата ISNET имеется персонал, который работает неполный рабочий день и состоит только из трети, оплачиваемой из бюджета SUPARCO, расположенного в своих помещениях. При отсутствии независимого бюджета для Секретариата, он не может организовывать масштабные события или выполнять сложные задачи, такие как разработка стратегий и механизмов сотрудничества; предприятие технической осуществимости; формулирование право-
71
вых, финансовых и административных отчётов; научные публикации и т.д. и т.п.
Арабская организация спутниковой связи .
Арабская организация спутниковой связи - 1976 (далее - АРАБСАТ) не является межправительственной, связанной с ОИС, а работает под эгидой лиги Арабских государств , а также является собственностью всех арабских стран. В состав АРАБСАТ входят 21 из 57 государств-членов ОИС: Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Государство Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис .
В соответствии со Ст. 2 своего Устава Организация, как юридическое лицо, имеет право, в рамках своих обязанностей, заключать соглашения, управлять и вла- [38] [39] [40] [41]
деть постоянным и непостоянным имуществом, а также совершать законные и юридические процессуальные нормы.
Эти страны создали Арабскую космическую сеть с использованием регионального спутника с целью коммуникации, информации, культуры, образования и других достижений, которые могут использовать эту сеть, чтобы реализовать цели Устава лиги Арабских государств .
В соответствии с п. 2 Ст. 3 Соглашения об АРАБСАТ, для осуществления обозначенных целей, корпорация может осуществлять следующие виды деятельности:
Оказание арабским странам финансовой или технической помощи в проектировании и строительстве наземных станций;
Проведение широких и узкопрофильных исследований, касающихся космической науки и техники;
Содействие созданию производств, необходимых для наземного оборудования в космической отрасли и наземных станций в Арабских государствах;
Проведение теле- и радиопередач между департаментами и организациями в Арабских странах по Арабской спутниковой сети, а также установление правил организации использования ТВ и радиоканалов в таком объёме, чтобы удовлетворить локальные и общие потребности Арабских государств;
Эта деятельность регулируется следующими органами:
Генеральная Ассамблея. Она состоит из министров связи Арабских государств- членов или их представителей. Ассамблея собирается один раз в год и представляет собой основную часть Арабской организации спутниковой связи.
Совет директоров. Он состоит из девяти ежегодно выбранных представителей Арабских государств-членов, что докладывается Генеральной Ассамблее. Исполнительный орган: Он управляется президентом, который является главным исполни-
тельным директором и законным представителем АРАБСАТ, у которого в помощниках три вице-президента [42].
Характеристики выпускаемого продукта:
Арабсат-1: это спутники первого поколения, построенные международной командой во главе с Аэроспасьяль Франции. Это трёх осевой устойчивый космический аппарат «Спэйсбас 100» с двумя выдвижными крыльями на солнечной батарее. Он имеет встроенный двигатель малой тяги, который использует гидразин и четы- рехокись азота, а также перемещается с исходной эллиптической орбиты на геостационарную путём запуска этого ракетного двигателя. Остаток топлива затем используется для удержания станции на орбите или перемещения в течение срока службы спутника.
Следующие модели основаны на Арабсат-1:
Арабсат-1А;
Арабсат-1Б;
Арабсат-1В;
Арабсат-1Г;
Арабсат-2: В 1994, система Арабсат была уменьшена только до одного спутника. В апреле 1993 был подписан контракт с «Аэроспасьяль» на два спутника Арабсат второго поколения, основанных на платформе «Спэйсбас» 3000А.
Следующие модели основаны на Арабсат-2:
Арабсат-2А;
Арабсат-2В.
Арабсат-3: С «Аэроспасьяль» был подписан контракт для изготовления первого из спутников третьего поколения, основанного на платформе «Спэйсбас» 3000В2. В 1999 был запущен Арабсат-ЗА в качестве первого спутника третьего поколения на орбиту 26° восточной долготы, на ту же орбиту, что и Арабсат-2А.
Арабсат-4: Арабсат-4А, потерялся в космосе из-за неудачного запуска. Это привело к заказу БАДР-6 (Арабсат-4С) в 2006. Второй спутник четвёртого поколения, названный БАДР-4 (Арабсат-4В), был запущен в 2006.
Арабсат-5: Система Арабсат провела церемонию подписания контракта на изготовление и запуск спутников пятого поколения Арабсат, а именно:
Арабсат-5А;
Арабсат-5Б;
Арабсат-5В.
Другие возможности, предлагаемые компанией, включают:
Непосредственное теле и радиовещание (дтх), цифровое и аналоговое;
Телевидение высокой чёткости;
«Глоубал Арабик Букет» (группа арабских премиум каналов);
Распределение радиально-узловых многоточечных связей, питающих агрегат и ретрансляцию сайтов (головные станции, приёмо-передающие башни и т.д.);
Ретрансляция связи от образования содержимого ячеек памяти до мультиплексирования (объединения), а также спутниковые сайты
Двухточечная репатриация связи;
Программные станции и каналы, например, Новости, спорт и специальные мероприятия.
Дистанционная связь:
Передача цифровых данных и речевых сигналов по шинопроводу;
Интернет-подключение к магистральной сети;
Региональное объединение телефонии;
Сети передачи данных;
Общественные/правительственные сети, в основном, региональные (внутренние);
Частные сети, либо внутри региональные или национальные .
На этом основании мы можем сказать, что АРАБСАТ служит увеличиваю-
78
щимся потребностям арабского мира на протяжении более 40 лет , а также всем мероприятиям в мирных целях в соответствии с «Договором о космосе» 1967г.
[1] Правовая система характеризуется как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативный элемент), как совокупность правовых учреждений (организационный элемент), как совокупность правовых идей и взглядов (идеологический элемент) (см.: Тихомиров Ю. А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. - 1998.- № 4-5. С. 8).
[2] Саидов А.Х.. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник / под ред. В.А. Туманова. - М.: Юристъ, 2003. С. 31.
[3] Там же.
[4] Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем / под. ред.
B. П. Мозолина. - М.: Наука, 1984. С. 11.
[5] Щербакова Н.В., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: обзор материалов «круглого стола» //Государство и право.-2004.-№ 12.С. 86.
[6] Всероссийская научно-практическая конференция. Нижегородский юридический институт, сентябрь 1995 г.: Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. - 1996.- № 3.
C. 25; Малеев Ю.Н. Новое международное право?- Россия и пути решения современных международно-правовых вопросов. - Сборник материалов научно-практической конференции Москва. 2010. С. 171-183.
[7] Ezzati Ezzatollah. Geopolitika, 4th edition. - Tehran.: The Organization for Researching and Composing University Textbooks in the Humanities (SAMT), 2001. С. 163-165.
[8] Goli-Zafar Gholamreza. Geography of the Islamic World. - Qom. :The Islamic Propagation Office, 1993. С. 61.
[9] Hafezniya Mohammad-Reza. The main of Social and Political Sciences, Vol. 2. - Qum.:The Organization of Abrood Howzeh and Islamic Schools, 2000. С. 244-257.
[10] Подробнее об ОИС см.: URL: http://www.oic-oci.org/oicv2/page/p_id=52&p_ref=26&lan=en; http://www. oicun.org/
[11] Страны члены ОИС: Азербайджан, Египет, Мавритания, Сомали, Алжир, Индонезия, Малайзия, Судан, Албания, Иордания, Мали, Суринам, Афганистан, Ирак, Мальдивы, Сьерра-Леоне, Бангладеш, Иран, Марокко, Таджикистан, Бахрейн, Йемен, Мозамбик, Того, Бенин, Камерун, Нигер, Тунис, Бруней, Казахстан, Нигерия, Туркмения, Буркина Фасо, Катар, ОАЭ, Турция, Габон, Киргизия, Оман, Уганда, Гайана, Коморы, Пакистан, Узбекистан, Гамбия, Кот- д'Ивуар, Палестинская автономия, Чад, Гвинея, Кувейт, Саудовская Аравия, Гвинея-Бисау, Ливан, Сенегал, Джибути, Ливия, Сирия. (подробнее об ОИС см.: URL: http://www.oic-oci.org/oicv3/states/?lan=en /)
[12] Съезд, объясняющий экспортные и инвестиционные возможности и маркетинг в исламских странах по методу ОАЭ, организация содействия торговле Ирана, министерство торговли арабских и африканских государств (см.: “The Organization of Islamic Conference (OIC) One-Page Summary”, Forum for Democratic Global Governance. Р. 1 [электронный ресурс]. URL: http://fimforum.org/en/library/OIC_Overview _and_Analysis.pdf, retrieved 14 October, 2013.
[13] См.: Hafezniya Mohammad-Reza. The main of Social and Political Sciences, Vol. 2. - Qum.:The Organization of Abrood Howzeh and Islamic Schools, 2000. С. 69-70.
[14] Berger Maurits. Islamic views on international law (Chapter 8. Culture and International Law). Paul Meerts (ed.). The Hague.
: Hague Academic Press/T.M.C. Asser Press Publishers, 2008. P.110; Сухарев А.Я. Правовые системы стран мира : энциклопедический справочник. - 3-е изд. - М.: НОРМА, 2003.
[15] Настоящий Устав заменяет Устав Организации Исламская конференция, которая была зарегистрирована в соответствии со ст. 102 Устава ООН 1 февраля 1974 г. (п. 3. ст. 39).
[16] Любое исламское государство имело право стать членом Организации Исламская конференция путем представления заявки, выражающей его желание и готовность принять Устав организации. Заявка хранилась в генсекретариате и выносилась на рассмотрение на ближайшую после ее подачи Конференцию министров иностранных дел. Членство вступало в силу с момента одобрения большинством в 2/3 голосов членов Конференции.
[17]См.:СЬайег OIC[электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oicoci.org/oicv3/page/7p id=53&p ref=27 &lan=en
[18] Из всей правоведческой научной литературы на тему отношения исламского государства к международному праву можно выделить в общем три точки зрения:
конфронтационное отношение на основе радикальных подходов;
пассивное отношение на основе «несерьёзного, поверхностного» подхода;
в)интерактивное отношение на основе уравновешенного и умеренного подхода.
Несмотря на наличие универсальных идеалов ислама и его всемирной миссии, ислам не допускает насильственного пересмотра уже сложившихся в мире границ и исходит из их признания на основе нынешних требований мирового сообщества. Этот основополагающий принцип, который занимает центральное и важнейшее место в международном праве, является таковым и для мусульманских государств, залогом сохранения стабильности в современном мире.
В рамках признания территориальных границ и на основе принципа свободного волеизъявления человека, с одной стороны, принципа уважения человеческого достоинства и принципа самоопределения человека, - с другой, созданным в этих границах государствам необходимо проявлять взаимное уважение. Помимо этого, на международной арене, опираясь на исламскую мораль и отрицая насилие, угрозы и враждебность в любых проявлениях, необходимо призывать государства к партнёрству на основе гуманных и умеренных идей. Необходимая почва для взаимодействия подготавливается на основе принципа международного сотрудничества. СМ.: Исламские государства и международное космическое право / Х.А. Биарджоманди // Правовое государство: теория и практика / журнал. - 2014. - № 4. С. 160-163.
[19] Agaii David. International Organizations. -Tehran.: Nasle Nickan, 2003. C. 324-325.
[20] See Michele Lombardini, The International Islamic Court of Justice: Towards an International Islamic Legal System? // Leiden Journal of International Law. 01 September 2001. Vol. 14, , № 3.
[21] [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oic-oci.org/oicv3/page/?p_id=38&p_ref=14&lan=en
[22] [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oic-oci.org/oicv3/page/?p_id=64&p_ref=33&lan=en
[23] Research Center for Islamic History, Art and Culture (IRCICA)
[24] Statistical, Economic, Social Research and Training Center for Islamic Countries (SESRIC)
[25] Islamic Center for the Development of Trade (ICDT)
[26] International Economic Summit of Russia and OIC countries.: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://kazansummit.ru/wp-content/uploads/2015/04/spravochnik_OIS.pdf
[27] Контрибуция КОМСТЕК о Наращивании потенциала в области науки и техники в странах-членах ОИК, 33- Конститьюшшн Авеню, Г-5/2, Исламабад, Пакистан, октябрь 2016 пп. 1-3.
[28] Inter-Islamic Network on Space Sciences and Technology (ISNET). (подробнее об ISNET см.: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://isnet.org.pk/pages/membership.asp /)
[29] Standing Committee for Scientific and Technological Cooperation (COMSTECH).
[30] Islamic Network on Space Sciences and Technology (ISNET) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isnet.org.pk/#.
[31] Report for the Fourteenth General Assembly Meeting of COMSTECH, Islamabad 11-13 January 2011. Р. 1.
[32] Подробнее об ISNET Деятельность 2006-2016 см.: URL: http://isnet.org.pk/pages/isnet-activities.asp
[33] Деятельность 2006-2014 г. ISNET Activities [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isnet.org.pk/pages/isnet- activities.asp.
[34] Islamic Network on Space Sciences and Technology (ISNET) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isnet.org.pk/index.asp.
[35] Report for the Fourteenth General Assembly Meeting of COMSTECH, Islamabad. Р. 1-3, Р. 2-7.
[36] Деятельность 2006-2014 г. ISNET Activities [электронный ресурс]. Режим доступа: http://isnet.org.pk/pages/programme-elements.asp
[37] Reports for Fifteenth General Assembly Meeting of COMSTECH ISLAMABAD, May 2016.P.1.
[38] Reports for Fifteenth General Assembly Meeting of COMSTECH ISLAMABAD, May 2016.P. 6.
[39] В соответствии с п. (b) Ст. 1 Соглашение об Арабской организации спутниковой связи (АРАБСАТ)1976 г.
[40] Article 4 (1) of the ARABSAT Agreement. Cin.: [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.jaxa.jp/library/space_law/chapter_2/2-2-2-15/2-2-2-154_e.html
[41] См.: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arabsat.com/english/about. Соглашение об Арабской организации спутниковой связи (АРАБСАТ) 1976г. см.: URL: http://www.jaxa.jp/library/space_law/chapter_2/2-2-2- 15/index e.html
[42] В соответствии с ст. 9-15 Соглашение об Арабской организации спутниковой связи (АРАБСАТ)1976г.
|