Вторник, 26.11.2024, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Европейское Космическое Агентство как модель коллективного сотрудничества для ОИС в исследовании и использовании космического пространства

Европейское Космическое Агентство (EKA) - это удачная коллективная модель среди государств определённой территории и группой государств той же политической идентичности путём создания международных организаций, цель которых - служить интересам государств-членов.

EKA - это международная межправительственная организация из 20 государств-членов и модель международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства.

EKA занимает активную позицию в этой области. В 1975 году Совет ЕКА решил принять права и обязанности, предусмотренные:

а) Соглашением о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство,

Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами,

в) Конвенцией о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство.

Соответствующие решения были приняты Советом в форме «Деклараций», единогласно одобренных тогдашними государствами-членами ЕКА, с учётом того, что большинство из них подписывали соответствующие международные договоры и или являлись их участниками, признавая, что установление правил и процедур в от

 

ношении космической деятельности способствует «укреплению международного сотрудничества». ЕКА потому и применяла и поддерживала космическое право не только в качестве нормативной необходимости, но и как инструмент международно-

79

го сотрудничества .

Спустя два десятилетия после окончания Второй Мировой войны, у ЕКА как механизма международного сотрудничества, политическое сотрудничество между Европейскими государствами продемонстрировало, что настало время для сотрудничества в области науки, космоса в том числе.

После создания Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) в 1954, в 1964 были созданы две межправительственные космические организации: Европейская организация космических исследований (ЕСРО) и Европейская организация по разработке и созданию ракет-носителей в области транспортных средств (ЭЛДО); у них были разные миссии, разное членство и разные методы управления контрактами.

К тому же, в 1960-е годы Европейская конференция по спутниковой связи (СДСЕ) прошла оперативно в рамках переговоров Соглашения Интелсат, и была создана Европейская конференция по космосу (ЕКК). В начале 1970-ых, было достигнуто политическое соглашение о пересмотре конвенций ЕСРО и ЭЛДО и, в конечном счёте, было принято решение создать новую космическую организацию, ЕКА, посредством институционального слияния между двумя предшествующими институтами. В 1975, ЕСРО и ЭЛДО были объединены для того, чтобы стать ЕКА.

Попытка поиска институционализированного сотрудничества в области космической деятельности предпринимается в преамбуле Конвенции ЕКА: «Г осударст- ва-участники настоящей Конвенции, с учетом того, что величина людских, технических и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления деятельности в области космоса такова, что эти ресурсы находятся за пределами средств какой-либо

 

страны, [...]. ». Следовательно, основным принципом является объе

динение ресурсов с тем, чтобы дать право на космическую деятельность. Такова преамбула к Конвенции ЕКА. Цель ЕКА - укреплять и продвигать сотрудничество, исключительно в мирных целях, между европейскими государствами в области космических исследований и технологий, а также применения космической техники, будь то для научных целей или для операционных систем применения космической техники. Сотрудничество является «Смыслом существования» ЕКА . Такое сотрудничество должно быть достигнуто за счёт четырёх направлений деятельности:

а) разработкой и реализацией долгосрочной политики в европейском пространстве;

разработкой и осуществлением космической деятельности;

в) взаимодействием европейской космической программы и национальных программ;

разработкой и реализацией соответствующей промышленной политики.

Поэтому ЕКА поручено быть действующим институтом в области космической политики, космической деятельности и космической координации. Государства-члены, вместе с ЕКА, будут способствовать обмену научно-технической информацией, в том числе - в сфере развития космических транспортных систем. ЕКА должно создать благоприятные условия, доступные любому государству-члену одной из национальных космических программ, а также должно оказывать помощь государствам-членам за пределами своих собственных программ, но в рамках своей цели. Поэтому ЕКА является интегратором национальных программ, а также создателем, координатором и руководителем Европейской космической программы.

Деятельность ЕКА ограничивается известным термином «исключительно в мирных целях», в контексте международного космического права. Понятно, что правовая интерпретация этого термина должна строиться на уважении публичного меж- [1] [2] дународного права, с учётом таких документов, как Устав Организаций Объединённых Наций, Договор по космосу и обычное международное право.

Механизмом европейского сотрудничества в космической сфере, официально признанным по состоянию на 1975 год, является международная межправительственная организация (МПО), названная Европейским космическим агентством - EKA, которое является производным субъектом международного публичного права . Оно способно иметь и соблюдать права и обязанности, а также иметь право на действия и обязанности, отличные от своих государств-членов. Договор о создании ЕКА широко известен как «Конвенция ЕКА».

Конвенция о создании Европейского космического агентства, была открыта для подписания 30 мая 1975 года и вступила в силу 30 октября 1980 года. Это международный договор, который содержит 26 статей и пять приложений .

Этот договор в некоторых государствах-членах был и остаётся основным юридическим текстовым ориентиром космической деятельности.

С момента вступления в силу Конвенции ЕКА в 1980, к основным государствам присоединились другие европейские государства путём присоединения в соответствии с решением Совета ЕКА, принятого единогласно всеми государствами- членами (Ст. XXII п. Конвенция ЕКА): Австрия и Норвегия 1986, Финляндия (1995), Португалия (2000), Греция и Люксембург (2005), Чехия (2008), Румыния (2011) и Польша (2012). Другие государства проявили интерес в присоединении к Конвенции ЕКА в будущем; они готовятся с помощью специального механизма, чтобы, в конечном счёте, стать членами. Отношения между ЕКА и Канадой основаны на Соглашении о сотрудничестве.

Все государства-члены должны принимать участие в так называемых обязательных мероприятиях (см. ниже) и делают взносы, установленные общими расхо- [3] [4]

 

дами Агентства (Ст. 1 п.3 Конвенции ЕКА). Содержание Конвенции может быть структурировано по четырём составляющим:

цель, деятельность и программы ЕКА;

промышленная политика;

административные и финансовые органы структуры ЕКА; а также

договорно-технические статьи.

Все акты ЕКА находят свою правовую основу и степень компетентности в Конвенции ЕКА.

Органы ЕКА. Основными органами ЕКА являются Совет и Г енеральный директор, при содействии персонала (Ст. 10 конвенции ЕКА).

Совет. Совет является «высшим законодательным органом, принимающим решение» ЕКА . Как заседательный (т.е. коллегиальный) орган, он может принимать различные формы:

Совет на делегатском уровне: На рабочем уровне в ходе квартальных встреч, Совет состоит из делегатов, выдвинутых соответствующими правительствами (а иногда и при содействии консультантов).

Совет на уровне министров: Совет на уровне министров по своей форме состоит из министров, компетентных в космической сфере государств-членов ЕКА. Такие заседания Совета проводятся регулярно, как правило, каждые два - четыре года, в зависимости от политических соображений и разработок.

Г енеральный директор. Вторым органом ЕКА является Г енеральный директор. Его функция заключается в том, чтобы быть главным исполнительным директором и юридическим представителем ЕКА (Ст. 12 Конвенции ЕКА). Выбор кандидата на пост Г енерального директора ЕКА проходит определённую процедуру под руководством Совета.

Генеральный директор избирается большинством, 2/3 всех государств-членов

85

G. Lafferanderie, European Space Agency, Kluwer Law International, The Hague 2005, p.57.

 

Конвенция ЕКА является основным источником и всеобъемлющей структурой для широкого спектра актов, в том числе многие из которых содержат юридические обязательства. Совет утверждает обязательные мероприятия, определяет уровень ресурсов агентства, принимает резолюции и рекомендации, а также дополнительные программы, утверждает годовые планы работы, ежегодный общий бюджет, проверенные годовые счета, принимает правила и положения, а также принимает решение о допуске новых государств-членов ЕКА.

Генеральный директор, как «Главный исполнительный директор Агентства и его законный представитель» (Ст. 12 п.1.б Конвенции ЕКА), принимает все необходимые меры для управления Агентством, в том числе административные и другие инструкции, которые являются обязательными для сотрудников ЕКА, и, в определённых случаях, делегирование полномочий. Апелляционный совет решает вопрос занятости между Агентством и его сотрудниками в отсутствии упадка возможностей национальной юрисдикции.

С точки зрения международного сотрудничества наиболее интересными представляются различные виды международных соглашений, в том числе договоры, которые могут быть заключены а) в рамках механизма или б) с ЕКА.

Ст. 2(1)а Венской конвенции о праве международных договоров (ВКПМД) содержит широко принятое определение термина «договор», предложенное Международным Судом (МС) и отражающее обычное международное право: «договор» означает международное соглашение, заключённое между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, воплощено оно в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от специфического наименования. Следуя этому подходу, и зная, что ВКПМД применяется к договорам между государствами, можно утверждать, что:

а) в рамках системы ЕКА, международное договорное право генерируется каждый год; и что

 

б) Само ЕКА не обязательно и не всегда является стороной любого такого договора.

Программные заявления

Государства-члены ЕКА, достигающие согласия («Программное заявление») друг с другом, являются легитимными сторонами в случае установки дополнительной программы. Совет, как орган ЕКА, может принимать только (принципы) такой программы, на основании изложенного выше (когда он проверяет, что масштабы и цели находятся в соответствии с Конвенцией ЕКА).

Совет может принимать к сведению соответствующую программную декларацию, как только она будет представлена ему в качестве информации, а также утверждать связанные между собой соответствующие правила (с указанной целью выполнения программы, которая проводится ЕКА, а не участвующими государствами; поэтому выполнение должно быть не только в соответствии с Конвенцией ЕКА, но и с выполнением правил). Программные заявления дополнительных программ ЕКА являются международными соглашениями[5]. Они заключены в рамках Конвенции ЕКА, которая ставит правовые условия для их формирования исполнения и прекращения.

Другие международные договоры

ЕКА может заключать международные договоры, кроме прочего, с третьими сторонами, будь то государства-члены ЕКА или другие субъекты международного права, такие как государства (представленные через правительства, правительственные учреждения или другие учреждения, компетентные вступить в соответствующее соглашение), или межправительственные организации. В этих случаях ЕКА становится договаривающейся стороной и принимает на себя юридические права и обязанности, с которыми она связана как организация. Здесь ЕКА можно считать деяте

 

лем международного сотрудничества с правоспособностью быть создателем и участником международных обязательств и актов.

Правовые гарантии и политическое обоснование

Под эгидой Конвенции ЕКА, реализация заключенных международных договоров, памятных записок или обмена письмами с юридически обязывающими положениями - существенно упрощается.

Благодаря межправительственному мандату и эффективной чёткой правовой системе, можно создать, изменить, повторно организовать, добавить или прекратить Европейские космические программы без прохождения длительных ратификаций и включения процессов, предусмотренных для новых международных обязательств на национальном уровне. Учитывая, что такой механизм уже содержится самой Конвенцией в национальных законах о ратификации, представители государств имеют право при помощи своего национальным законодательством заключать такие международные акты. Кроме того, это является важным аспектом гибкого принятия решения, необходимым условием для сотрудничества в космической сфере.

В то время как законность таких актов непосредственно вытекает из Конвенции ЕКА, политическая легитимация ещё больше усиливается тем фактом, что Совет - это не только встреча на уровне делегатов, но и зачастую на уровне министров. Поэтому на заседании Совета на уровне министров, правительства государств- членов ЕКА представлены на самом высоком политическом уровне, способные обеспечивать компетентность принятия решения.

Правовая и договорная право- и дееспособность в соответствии с национальным законодательством

Конвенция ЕКА предусматривает: « [ЕКА], в частности, должно иметь возможность заключать договоры, приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, а также быть стороной в судебном разбирательстве» . Это имеет огромное значение для ЕКА: только благодаря этой способности, ЕКА может [6]


 

осуществлять цели космической деятельности и программ, а также соответствую-

88

щую промышленную политику через размещение промышленных контрактов .

EKA как Сторона в международном сотрудничестве

А) Общие рамки ЕКА по международному сотрудничеству

Как и любой другой аспект ЕКА, общие рамки Агентства по международному сотрудничеству вытекают из Конвенции. Хотя международное сотрудничество не перечислено в качестве одной из целей ЕКА, оно явно или неявно упоминается в различных положениях - в особенности в Ст. 14 Конвенции ЕКА - и очевидно, что сотрудничество является центральным инструментом для достижения целей ЕКА.

Ст. 14 Конвенции ЕКА уполномочивает ЕКА сотрудничать с другими международными организациями, учреждениями и правительствами, в том числе государств - не членов ЕКА. Это позволяет предположить, что такое сотрудничество может принимать форму участия в обязательной научной программе или в дополнительных программах. Любое сотрудничество утверждается Советом с единогласным голосованием всех государств-членов. Это требование единогласия гарантирует, что любое международное сотрудничество основано на основе общем, твердом политическом мандате со стороны всех государств-членов ЕКА.

Существуют и другие формы сотрудничества, такие как ассоциированное членство в соответствии с государствами - не членами, а также формулировка Ст. 14 26 оставляет простор для дальнейших путей сотрудничества.

Вторым уровнем общих рамок Агентства по международному сотрудничеству является резолюция Совета от 1977 года «Постановление об Агентстве и его внешним связям». Спустя два года после подписания Конвенции ЕКА, Совет на уровне министров признал этой Резолюцией. И решил, что ЕКА важно установить, поддерживать и развивать отношения с государствами, не являющимися членами и международными организациями, а также необходимость в гармонизации таких мероприятий в области сотрудничества с государствами-членами ЕКА. Эта резолюция обеспечила основу, на которой Агентство должно осуществлять свою международную деятельность по сотрудничеству:

а) Г енеральный директор ежегодно предлагает перечень международных мероприятий по сотрудничеству в Совете;

б) Совет утверждает этот список единогласно («Рассмотрев политические, промышленные, экономические и финансовые аспекты предполагаемого сотрудничества»);

Позже модификации подлежат единогласному утверждению Советом;

Просьбы или инициативы, исходящие от государств, не являющихся ее членами, или международных организаций должны представляться Генеральным директором Совету, который может единогласно принять их и определить соответствующие методы;

Генеральный директор продолжает информировать Совет о переговорах и соглашению или исполнениях, а также и выносит Совету подробный отчёт всей деятельности по внешним связям «по крайней мере, один раз в год».

Соответственно, на этом основании, Совету предлагается полный перечень видов деятельности ЕКА в области международных отношений каждый год, как правило, в декабре, на предстоящий календарный год, после того, как он был рассмотрен и рекомендован Комитетом международных отношений. Затем Совету предлагается утвердить направления, которых Главный директор намерен придерживаться

89

при осуществлении иностранных дел в течение предстоящего года .

Б) Комитет по международным отношениям ЕКА

Будучи одним из 28 подчиненных ему органов, установленных 29 Советом ЕКА, Комитет по международным отношениям встречается три-четыре раза в течение календарного года, чтобы выполнить следующие функции:

 

а) оказывать помощь Совету в концентрации космической политики государств-членов ... с целью достижения общих точек зрения в международных органах;

принимать решения Советом, касающихся международных отношений

ЕКА;

предоставлять Совету мнения относительно международных отношений;

представлять свои мнения и рекомендации другим органам-делегатам ЕКА или Генеральному директору.

С этой целью Комитет по международным отношениям получает отчеты и информацию, например, доклады о ходе переговоров по международным соглашениям, информационные записки о космической деятельности государств, не являющихся членами и международными организациями или записки по вопросам международного права, включая космическое право.

Положения, касающиеся Комитета по международным отношениям, также предусматривают, что представители правительства, участвующие в работе комитета, должны проводить «Встречи» во время встреч (других) международных организаций и учреждений, в случае необходимости. Это основание, на котором ЕКА ежегодно организует встречи между ее государствами-членами при подготовке и во время сессий КОПУОС ООН и его двух подкомитетов.

Юридические инструменты, используемые ЕКА в международном сотрудничестве

Есть несколько форм правовых документов, используемых ЕКА при определении прав и обязанностей в отношении с партнерами по сотрудничеству.

В то время, как все они могут быть, по сути, расценены как международные договоры, до тех пор, как они соответствуют некоторым основным элементам определения (международный / соглашение / между субъектами международного права / в письменной форме / регулируемый международным правом), они различаются по своей цели, назначению, характеру и глубине детализации, по правовой основе, а также по административной процедуре, необходимой для того, чтобы разработать инструмент (в том числе возможное делегирование полномочий от лица Г енерально- го директора, чтобы заключить соглашение о ЕКА). Инструменты включают в себя:

а) Соглашения о сотрудничестве;

Другие международные соглашения;

в) Реализация механизмов (как правило, зависит от наличия соглашения более высокого уровня);

Меморандумы о взаимопонимании (поскольку они содержат правовые обязательства);

д) Обмен письмами (в той мере, в какой они содержат правовые обязательства).

Различие между соглашениями о сотрудничестве и отдельными реализующими механизмами, является особенностью системы ЕКА. Несмотря на то, что первый тип устанавливает правовые рамки и излагает принципы сотрудничества с определённым партнёром - цель, направления сотрудничества, условия осуществления, обязательства, урегулирование споров - последние инструменты конкретно выражаются в конкретном сотрудничестве на основе проекта, который будет осуществляться в общих рамках.

Соглашения о сотрудничестве требуют единогласия на уровне Совета, несмотря на то, что для одобрения «детальных договоренностей», две трети голосов госу- дарств-участников достаточно. Подобно этому, ЕКА может быстро реагировать на потребности сотрудничества, выраженных партнерами, с которыми сотрудничество в принципе уже установлено и официально действует.

ЕКА является участником любого международного соглашения с третьей стороной, регулируемого международным правом (его государства-члены не являются). Это означает, что при заключении любого такого соглашения Совет действует как коллективный орган ЕКА, формирующий и выражающий определённую волю (т.е.

 

воля ЕКА). Затем EKA, в лице Г енерального директора, может заключить договор со всеми правовыми последствиями.

ЕКА в сотрудничестве с международными организациями

ЕКА поддерживает отношения и участвует в деятельности по международному сотрудничеству с несколькими МПО по всему миру. Среди них: Европейский союз (ЕС), Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников (ЕВМЕТСАТ) и ООН, а также связанные с ними организации.

ЕКА устанавливает контакты, в том числе, путем проведения совместных мероприятий и обмена информацией, с несколькими организациями в рамках системы ООН. Эти организации включают в себя Международный союз электросвязи (МСЭ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО), Всемирную метеорологическую организацию (ВМО) и Организацию Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Деятельность ЕКА с этими организациями варьируется от предоставления информации и данных (например, данных спутника дистанционного зондирования) или технической помощи до организации учебно-тренировочных занятий, поддержки общественных мероприятий или участия в международной координации деятельности, всё перечисленное является элементами космического и человеческого развития. ЕКА также было активным сторонником конференций ЮНИСПЕЙС в 1982 и 1999 [7]. Таким образом ЕКА представляет собой механизм международного сотрудничества в области космической деятельности, принимающий форму международной межправительственной организации с международным статусом юридического лица, признанный государствами- членами и многими другими государствами международного сообщества.

Изложенное по ЕКА может служить примером для заимствования mutatis mutandis (изменяя то, что следует изменить) при создании Космического Агентства государств - членов ОИС (КА ОИС).

 

[1] Преамбула, высказывание! ЕКА конвенция 1975.

[2] 5 ст. Конвенция ESA II;

[3] The international legal personality of an IGO can be concluded from the existence of all main elements required for an IGO by the doctrine of public international law. In the case of ESA, such a conclusion is pre-empted by the ESA Convention clarifying that: “The Agency shall have legal personality.” (Art. XV para.1 ESA Convention).

[4] Annex I (Privileges and Immunities), Annex II (Financial Provisions), Annex III (Optional Programmes Covered by Article V,1 b of the Convention), Annex IV (Internationalisation of National Programmes) and Annex V (Industrial Policy).

[5] Они также могут рассматриваться в качестве договоров в Ст.2(1) ВКПМД. Фактическое определение не меняет утверждения о том, что программные декларации содержат общие обязательства, а также юридические между государствами и инициируют применение базового принципа «договоры должны соблюдаться».

[6] Art. I sentence 2 of Annex I to the ESA Convention.

[7] EКA/EСРО является наблюдателем в КОПУОС ООН с 1973, а также постоянным наблюдателем с 1975. Оно активно продвигает важность КОПУОС ООН и его работу. ERA также выступает в роли посредника, через сессий Комитета по международным отношениям и специальных совещаний, для согласования точек зрения между своими государствами- членами. Документ ООН A/AC.105/C.2/2014/CRP.28.P18

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (10.04.2017)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%