Бангладеш. Космическая программа в Бангладеш началась в тогдашнем Центре атомной энергетики Дакка с создания системы автоматической передачи изображений с искусственных спутников Земли (APT) наземной станции для получения в реальном времени снимков о погоде напрямую с метеорологических спутников. Впоследствии, в 1972 г. Комиссия по атомной энергетике Бангладеш создала
Центр исследований космоса и атмосферы (SARC) , в состав которого вошла наземная станция APT.
С появлением спутника с технологией исследования природных ресурсов Земли (ERTS)[1] [2], в 1973 г. Бангладеш начал программу под названием Программа ERTS. После переименования спутника ERTS в Landsat, программа ERTS Бангладеш была также переименована в программу Landsat (BLP[3])[4].
В ноябре 1980 г. в результате слияния SARC и BLP была создана Организация по космическим исследованиям и дистанционному зондированию Бангладеш (SPARRSO)[5], курируемая Министерством науки и технологий. Изначально деятельность Организации регламентировалась нормами и правилами Комиссии по атомной энергетике. SPARRSO была передана в ведение Министерства обороны 14 августа 1985 г. согласно распоряжению № 4/10/83 - Правило / 146. SPARRSO была основана как автономная организация в соответствии с Законом №29 1991 г. под названием «Mahakash Gobeshona O Dur Anudhaban Protisthan». SPARRSO была вовлечена в различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с использованием технологии дистанционного зондирования в различных географических регионах[6].
Основными целями функционирования SPARRSO являются:
Мирное использование космоса и технологий ДЗЗ в области сельского, лесного, рыбного хозяйства, геологии, картографии, водного хозяйства, землепользования, метеорологии, охраны окружающей среды, географии, океанографии, науки, образования, естественных наук и других научных отраслей, связанных с космосом.
Организация также выполняет научно-исследовательскую деятельность по разработ-
164
ке этой технологии и ее практического применения .
Обеспечение правительства и различных, связанных с отраслью, учреждений необходимой информацией и результатами исследований.
Предоставление данных о развитии технологии дистанционного зондирования в различных странах, а также консультирование правительства при разработке национальной политики.
Проведение обучения, технических исследований, опросов и мониторинга по проблемам космоса и технологии дистанционного зондирования, а также сотрудничество с национальными и международными организациями и институтами в соответствующем вопросе.
Разработка проектов, планирование и реализация научно-исследовательской деятельности, связанной с космосом и технологиями дистанционного зондирования. Такая деятельность осуществляется при предварительном одобрении правительства.
Принятие в случае необходимости каких-либо мер в отношении вышеуказанной деятельности[7] [8].
В соответствии с правовыми обязанностями, возложенными на SPARRSO Законом о SPARRSO 1991 г. (см раздел 8 и 9), SPARRSO играет активную роль в развитии международного сотрудничества и взаимодействия, участвуя в международной космической деятельности.
SPARRSO поддерживает очень тесное, эффективное и плодотворное сотрудничество с международными организациями и учреждениями различных стран.
Участие SPARRSO в международном сотрудничестве происходит в рамках таких международных организаций и форумов как: Комитет Организации Объединенных Наций по мирному использованию космического пространства, Сообщество исламских государств по космической науке и технике (ISNET), Азиатская конференция по дистанционному зондированию (ACRS), Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), АзиатскоТихоокеанский Образовательный центр космических наук и технологий (CSSTE- AP), Европейское космическое агентство (ERA), Азиатско-тихоокеанский региональный форум космических агентств (APRSAF), Азиатско-Тихоокеанское региональное агентство по многостороннему сотрудничеству в области космической техники и ее применения (AP-MCSTA), Индийской организации космических исследований (ISRO), Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA)[9].
Кроме того, SPARRSO играет активную роль в региональном и международном сотрудничестве в космической программе[10].
Применение принципов МКП в Бангладеш. Согласно официальным данным ООН[11], Бангладеш ратифицировал один из пяти ключевых договоров по космосу. Договор по космосу 1967 г. был ратифицирован 17 января 1986 г.
Согласно пп. 1-2 ст. 7[12], вся власть осуществляется только в рамках настоящей конституции. Эта конституция как торжественное волеизъявление народа - высший закон Республики. В случае несоответствия конституции какого-либо закона, он аннулируется.
В соответствии со ст. 145 A Конституции Бангладеш, все договоры с зарубежными странами должны быть представлены президенту, который в свою очередь должен представить их парламенту. Если таковой договор связан с национальной безопасностью, он должен рассматриваться в ходе секретного заседания парламента.
Таким образом, Конституция Бангладеш признается главным законом об основах безопасности, которым придается особый статус по отношению к международным договорам. Такой статус космической программы Бангладеш при отсутствии специальных законов о ней усложняет официальную политику и планирование. По объективным причинам (историческое прошлое, экономические факторы, технологическое отставание в сравнении с другими исламскими государствами, активными в аэрокосмической сфере), Бангладеш считается страной, только начинающей собственные исследования и разработки в сфере космических технологий и использования космоса.
В Законе «О Бангладешском Учреждении космических исследований и дистанционного зондирования Земли» №29 от 1991 г. отмечены ряд принципов МКП, в том числе о мирном использовании космического пространства и сотрудничестве с другими странам в использовании космоса. Страна также приняла на себя обязательства по мирному использованию космоса.
Сегодня, принимая во внимание различные факторы, такие как климат, особое географическое положение, многочисленные природные катаклизмы, острые экономические и культурные нужды Бангладеш, использование космических достижений превратилось в неотъемлемую государственную необходимость. Для успешной реализации космических программ в государстве необходимо создать правовую базу путем принятия дополнительных обязательств по космосу, создания национального законодательства о космической деятельности, которое соответствовало бы международно-правовым нормам в этой сфере.
Индонезия. Республика Соединённые Штаты Индонезии начала осваивать космос в начале 1960-х годов с акцентом на ракетные исследования и разработки. В 1963 г. ракеты с зондами, построенные Индонезией, и ракета Kappa (купленная у Японии) были успешно запущены с ракетной стартовой площадки в Памёнгпёке на Западной Яве. [13]
Космическая деятельность приостановилась на несколько лет до 1970 г. в связи с политической ситуацией, но не потеряла своего значения. Программы, связанные с космическими науками и техникой, возобновились с 1980 г. , однако комплексный кризис, с которым Индонезия столкнулась в 1997 г., значительно ослож-
172
нил достижение ею приоритетных космических целей и программ .
В 1993 г. индонезийская Программа национального развития космоса заняла прочное место в Принципах руководства и государственной политики 1993-1998 гг., утвержденных индонезийским Народным консультативным конгрессом. Акцент в развитии национальной космической программы был сделан на практическом применении космических технологий. Один из важнейших аспектов этой программы -
173
сотрудничество с другими странами .
В Индонезии существует Национальный совет по аэронавтике и исследованию
174
космического пространства Республики Индонезии (DEPANRI) , который является высшим координационным органом с главной функцией формирования политики в отношении использования национального воздушного и космического пространства в авиации, телекоммуникациях и других сферах национальных интересов. Он также представляет президенту свои предложения, советы и мнения относительно правил
175
использования воздушного и космического пространства .
Помимо этого государственного института, в Индонезии существует также Национальный институт аэронавтики и космоса (LAPAN)[14] [15] [16] [17] [18] [19]. LAPAN действует как национальный координатор при исследованиях и разработках, связанных с мирным использованием космического пространства. LAPAN непосредственно подчиняется президенту Индонезии, в то время как деятельность института технически координируется Министерством по делам исследований и технологий. Его основные функции включают использование дистанционного зондирования спутниковых данных, а также исследование и наблюдения за нижними и верхними слоями атмосферы .
В 1976 г. Индонезия, первой из развивающихся стран, стала владеть и управлять спутником под названием «Palapa», как элементом собственной системы внутренней связи . В данное время государственные и частные предприятия работают над строительством телекоммуникационных спутников, таких как: 2-Palapa-B; 1 Palapa-C спутник; Indostar (Cakrawarta) - спутник непосредственного телевизионного вещания; Telkom-1 - спутник для фиксированной связи, радиовещания и мобильных устройств; Гаруда-1 - спутник для личной глобальной мобильной связи . В настоящее время работает шесть индонезийских спутников (5 в GSO и 1 на LEO)[20] [21] [22] [23].
Помимо этого, Индонезия активно сотрудничает на региональном и международном уровне в рамках космических программ, разрабатываемых Комитетом ООН по космосу, Международным союзом электросвязи (далее - МСЭ), региональной программой применения космической техники в целях развития рационального природопользования в Азиатско-Тихоокеанском регионе (RESAP), проекте EC-ASEAN, Подкомитете по применению космической техники (SCOSA), Комитете по науке и технике (COST) ASEAN, Региональном форуме космических агентств АзиатскоТихоокеанского региона (APRSAF), Азиатско-Тихоокеанской сети по исследованиям глобальных изменений (APN), Центром подготовки в области космической науки в
Азиатско-Тихоокеанском регионе (COST), Международной астронавтической феде-
181
рацией и Комитетом по космическим исследованиям (КОСПАР) .
Применение принципов МКП в Индонезии. Согласно официальным данным ООН, Индонезия ратифицировала четыре из пяти ключевых договоров ООН по кос-
1R9 1Я"3
мосу . Договор по космосу 1967 г. был ратифицирован Законом № 16 в 1992 г.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Конституции Республики Индонезия , суверенитет находится в руках народа, а власть осуществляется в соответствии с конституцией. Пункт 3 гласит, что Государство Индонезия основано на верховенстве закона. По пп. 1-3 ст. 11 президент с одобрения Совета народных представителей (СНП) имеет право заключать договоры с другими странами, вступать в другие международные соглашения, имеющие фундаментальное значение для государства в целом (например, связанные с государственной финансовой нагрузкой). Дальнейшие положения, касающиеся международных соглашений, регулируются специальным законом[24] [25] [26] [27] [28] [29] [30].
Индонезийский Закон «О космической деятельности» (ISA) 2013г. , является
примером законодательного закрепления приоритетов государства в использовании космоса.
Основные положения Закона ISA отражают следование принципам МКП таким как: международное сотрудничество; исполнение обязательств и ответственность за их неисполнение; охрана и сохранение окружающей среды. В ст. 2 закона ISA говорится, что космическое пространство является достоянием всего человечества и что исследование и использование космического пространства должно проходить в соответствии с действующими принципами МКП. Космос также должен быть открыт для исследования и использования всеми государствами без какой-либо дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом.
В соответствии со ст. 7, национальная космическая деятельность должна быть под ответственностью и управлением Правительства Республики. Также ст. 39 гласит, что спасение любого астронавта и возвращение его и космического объекта
188
должно осуществляться запустившему его государству .
Таким образом, Индонезия, утвердив Закон «О космической деятельности» (ISA), предприняла важные шаги для реализации принципов МКП на национальном уровне.
Малайзия. Космическая деятельность в Малайзии первоначально сводилась к дистанционному зондированию . Наука занималась метеорологическими приложениями, используемыми Национальным управлением по океаническим и атмосферным исследованиям (NOAA), телевидение использовало инфракрасный спутник наблюдения (ТИРОС)[31] [32] [33]. Дистанционное зондирование Земли из космоса с целью обнаружения природных ресурсов и экологических исследований началось в 1970-х годах с использованием изображений, полученных с помощью спутников Landsat. В 1990-е годы использовались спутники для наблюдения Земли (EOS)[34].
Космическая деятельность в стране началась с создания Отдела Планетариум при канцелярии премьер-министра в 1989г. Учитывая большие масштабы исследовательской работы по космосу, в 1993 г. был организован Отдел космических исследо
ваний (BAKSA) , который в 1995 г. вошёл в состав Министерства науки, технологии и окружающей среды (MOSTE) .
В 2002 г. было создано Национальное космическое агентство Малайзии (ANGKASA)[35] [36] [37]. Его целью было сформулировать политику, регулировать, координировать, осуществлять и контролировать космическую деятельность страны. В 2004 г. BAKSA был объединен с ANGKASA. Миссия ANGKASA заключается в развития потенциала страны в космической отрасли для поддержания экономического и социального роста, а также укрепления национальной безопасности.
Основные программы Агентства включают также связанные с космосом элементы инфраструктуры. Помимо этого, агентство отвечает за мониторинг развития космической науки в Малайзии, обеспечивая лидерство в области образования и научных исследований[38].
Малайзия, приняв решение в середине 90-х годов о создании собственных спутников, на первоначальном этапе приобрела два спутника связи MEASAT-1 и MEASAT-2 у компании Boeing Ltd[39] [40].
Разработка первого малазийского микроспутника TiungSAT-1 или MySat (малазийский спутник) была завершена в 1998 г. , но успешно запущен он был только в конце 2000 г.
Затем следуют проектирование, создание и запуск спутников RazakSAT (20042009 гг.) и RazakSAT-2 (2011-2015 гг.)[41].
Малайзия заявила о своей готовности производить спутники для стран ЮгоВосточной Азии, включая процесс сборки, интеграции и тестирования (AIT) космического объекта[42].
В октябре 2007 г. в рамках совместной программы с Россией Малайзия отправила на МКС своего астронавта с космодрома Байконур( Казахстан) на космическом аппарате Союз ТМА-11. Малайзия ожидает от своего космического проекта упрочения международной репутации страны как активного исследователя и пользователя в сфере космических технологий. Предполагается, что это станет экономическим и научным импульсом развития космической техники и космических исследований в Малайзии[43] [44]. Сама же космическая деятельность Малайзии ,с учетом планируемых достижений к 2020 г., отныне была признана национальной стратегической отраслью.
Применение принципов МКП в Малайзии. Согласно официальным данным ООН, Малайзия подписала два из пяти ключевых договоров ООН по космосу, в том
901
числе Договор по космосу 1967 г.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Конституции Малайзии, она является высшим законом Федерации и любой закон, принятый после »Дня Мердека» (День провозглашения свободы и независимости), не совместимый с настоящей Конституцией, в части такого противоречия, аннулируется. Также в соответствии с п.1 ст. 76 Парламент может принимать закон в рамках любого из пунктов, перечисленного в Г осударствен- ном Списке Конституции Малайзии.
Однако Договор по космосу 1967 г. до сих пор не ратифицирован, и ситуация осложняется, кроме того, еще и отсутствием какого-либо национального законодательства, регулирующего космическую деятельность[45].
Все же правительство Малайзии продемонстрировало ясное намерение разработать и принять в кратчайшие сроки закон о космической деятельности . При этом, в настоящий момент Малайзия все больше склоняется к приватизации и коммерциализации космических запусков и средств, расширению возможностей страны по освоению космоса , созданию спутников и проведению пуско-наладочных работ со своих объектов. Всё это также является основанием для Малайзии разработать национальное законодательство для регулирования космической деятельности[46] [47] [48]. «Национальная космическая политика (NSP)» не противоречит принципам МКП[49] [50] [51].
Национальное космическое агентство в своих официальных заявлениях подтверждает приверженность следованию основным принципам МКП и их применению в контексте работы Национального космического агентства .
Примером тому является Доклад о космической деятельности Малайзии 2011 г. Генерального директора Национального космического агентства (ANGKASA)
ЛЛО
доктора Мустафы Дин Субари .
Постоянное представительство Малайзии при Организации Объединенных Наций в связи с космической деятельностью страны заявило: «Малайзия стремится к дальнейшему развитию международного сотрудничества в области мирного использования космического пространства в будущем»[52] [53].
Пакистан. Пакистанский комитет по исследованию космоса и верхних слоев
Л1Л
атмосферы (SUPARCO) был создан в 1961 г. . Он получил статус Комиссии в 1981г. SUPARCO сосредоточилось на разработках и исследованиях в области космической науки и технологий и их внедрении для мирного использования космического пространства . Он также прилагает усилия для разработки собственного потенциала в области космической технологий с целью ее использования для социаль-
212
но-экономического подъема страны .
SUPARCO всегда уделял первоочередное внимание дистанционному зондиро-
213
ванию в своих научно-исследовательских программах .
Он также активно участвует, в течение трех последних десятилетий, в многопрофильной прикладной программе удаленного зондирования [54] [55] [56] [57].
Космическая программа Пакистана охватывает различные отрасли науки и технологии и включает в себя исследования в области атмосферных и космических наук с использованием спутников и ракет-зондов, спутниковой метеорологии, исследования атмосферы, мониторинга окружающей среды, исследования изменений климата, ионосферы и геомагнитные научные исследования.
Пакистан активно сотрудничает с региональными и международными космическими программами, а также является членом ряда международных организаций, институтов, научных комитетов, органов ООН по международному сотрудничеству при обмене научно-технической информацией, предоставлению данных, обучению, консультациях, совместных исследованиях и совместной организации конференций, семинаров и т.д[58]
Пакистан также заключил множество двусторонних и многосторонних соглашений в области космических исследований в частности, с государствами-членами ОИС и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Страна также подписала большое количество меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области космической деятельности. Эти соглашения скоординированы между ведомствами и в соответствии с действующими национальными законами и международным правом, Пакистан сотрудничает с некоторыми международными организациями, научными комитетами и органами ООН: Комитетом ООН по космосу, Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихоокеанского региона (UN ESCAP), Международным обществом фотограмметрии и дистанционного зондирования (ISPRS), Национальным координационным комитетом системы КОСПАС-САРСАТ, АзиатскоТихоокеанской организацией по сотрудничеству в исследовании космоса (APSCO), Азиатской ассоциацией по дистанционному зондированию (AARS), Американским институт аэронавтики и астронавтики (AIAA), Международной академией астронавтики (IAA), Международной Исламской сетью космических наук и технологий (ISNET)[59] [60] [61] [62].
Пакистан начал работать со спутниками с программы проектирования, разработки и запуска научных и метеорологических ракет. Это вылилось в экспериментальные спутники Бадр-1 (запущен в июле 1990 г.) и Бадр-2 (декабрь 2001 г.). Действующий МПТ/ЦУП для поисковой системы спасания COSPAS-SARSAT - наземная спутниковая станция в Исламабаде принимает от спутников серии Landsatand SPOT метеорологические и экологические данные . В декабре 2001 г. Правительство Пакистана взяло в аренду спутник Palapa C1, переименовав его в PakSat-1. Спутник сдается в аренду Пакистану при 38° в. д. на геостационарной орбите и активен с апреля 2004 г. с основной целью сохранения слот на 38°E и для защиты стратегических интересов Пакистана в космосе. Вторичной целью также была и коммерческая эксплуатация его транспондера с мощностями для работы различных телекоммуни-
219
кационных и вещательных услуг .
Пакистан продолжает развивать свои спутниковые технологии. Г осударствен- ная программа Пакистана по развитию спутников включает запуск и эксплуатацию спутников связи на геостационарной орбите Земли (ГСО), а также спутники дистанционного зондирования на низкой околоземной орбите (НОО). В Пакистане развита инфраструктура и созданы объекты с новейшим оборудованием, требующимся для реализации программы развития спутников[63] [64].
Пакистан продолжает программы производства спутников связи, которая включает в себя запуск 4-5 спутников в ближайшие 20-25 лет в зависимости от востребованности в современном применении спутников дистанционного зондирования и ГС .
В настоящее время, космическая программа Пакистана довольно широка и диверсифицирована. Она охватывает многие области космической науки, техники и их применения[65] [66] [67] [68]. 15 июля 2011 г., премьер-министр Пакистана, Юсуф Раза Гилани, утвердил Космическую программу-2040. Она предполагает развитие спутников и программу комиссии Исследования (СУПАРКО) по запуску объектов в космос и верхние слои атмосферы в период с 2011 по 2040 гг.
Применение принципов МКП в Пакистане. Согласно официальным данным ООН, Пакистан ратифицировал все пять ключевых договоров ООН по космосу . Договор по космосу 1967 г. был подписан 9 декабря 1967 г. и ратифицирован 4 августа 1968 г. Тем не менее, в Пакистане нет национального закона о космической дея-
225
тельности .
Ст. 40 Конституции Пакистана обязывает стремиться к укреплению международного мира и безопасности, в том числе дружественных отношений между всеми народами, уважать международно-правовые обязательства, а также разрешать международные споры путем арбитража[69] [70] [71].
Это обеспечивает законодательную базу для принятия национального законодательства по космической программе и соблюдение политических принципов в соответствии со ст. 40 в национальных интересах. Соответственно, Пакистан следует дуалистической системе по отношению к международным договорам во внутреннем законодательстве. Это означает, что международный договор должен быть сначала включен в национальное законодательство путем принятия соответствующего акта парламента, прежде чем национальные суды могут применять его.
Согласно ст. 175(2) Конституции Исламской Республики Пакистан, «ни один суд не имеет какой-либо юрисдикции, если это не оговорено законом или Конституцией», поэтому договор, не включенный в закон с тем, чтобы стать частью национальных законов страны, не подпадает под юрисдикцию судов, а следовательно для него не может быть обеспечено в судебном порядке соблюдения любого обязатель-
227
ства, вытекающего из него .
В результате, как подчеркивают некоторые авторы, наиболее сложной задачей для «Космической программы Пакистана-2040» является внедрение эффективных, прозрачных и всеобъемлющих правовых рамок космической деятельности. Для того чтобы ответить на сложные юридические вопросы, с которыми сталкиваются международные организации и частные лица в правовой среде, крайне важно, введение в действие национальных космических законов, чтобы обслуживать космический сектор Пакистана в более эффективном режиме[72].
Но при этом Пакистан строго соблюдает международно-правовые основы, регламентирующие космическую деятельность, особенно это касается мирного использования космического пространства и сотрудничества в этой сфере. Предопределенные программой SUPARCO мирные задачи, уровень регионального и международного сотрудничества и связанные с ними программы проходят в рамках международно-правовых основ.
[1] The Space and Atmospheric Research Centre.
[2] Earth Resources Technology Satellite.
[3] Bangladesh Landsat Programme.
[4] Bangladesh Space Research and Remote Sensing Organization[электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. sparrso. gov .bd/x/organization. htm.
[5] Bangladesh Space Research and Remote Sensing Organization.
[6] Muzibur Rahman. Earth Observation Satellite for Multi-sectoral Use of Bangladesh’s Resources and Contributions to the Socioeconomic Development and Disaster &Environment Management in Bangladesh APRSAF-16, Bangkok, January 26, 2010. P. 3.
[7] Suraiya Begum, Mehrun Nessa. Remote sensing technology contributes towards food security of Bangladesh // Remote Sensing. 2013. Vol. 1, No. 3, Р. 67-71; Anwar Ali, Climate change impacts and adaptation assessment in Bangladesh, 27 August 1999. Vol. 12. P. 109-116; SPARRSO NewsLetter // 1 January 2010. Vol. 23, Issue; Suraiya Begum, Mehrun Nessa, Md. Shah Alam and Saheb Ali, Space Technology to monitor the tornado that hit Brahmanbaria District of Bangladesh in 2013 and damaged a lot, Journal of Future Internet, 2014, 1(2), P. 16-20.
[8] Bangladesh Space Research and Remote Sensing Organizatюn[электронный ресурс]. Режим доступа:: http ://www. sparrso. gov .bd/x/mandate. htm.
[9] Bangladesh Space Research and Remote Sensing 0^а^аДоп[электронный ресурс]. Режим
доступа://http://www.sparrso.gov.bd/x/mandate.htm; Iffat Huque. National report of Bangladesh // International Archives of Photogrammetry and Remote Sensing. Amsterdam 2000. Vol. XXXIII, Part B6. P. 370.
[10] Iffat Huque. National report of Bangladesh. Ibidem.
[11] Документ ООН: A/AC. 105/C. 2/2013/CRP. 5. P. 6.
[12] Конституция Бангладеш 1972 г. с изменениями, до 2011 г.
[13] Космическое законодательство стран мира : тематическое собрание (на русском и английском языках). Т. 1. Общие вопросы космической деятельности. Государственное регулирование / под. ред. Н.Р. Малышева, Ю.С. Шемшученко. - Киев: Атика, 2001. С. 237-240.
[14] Mardianis. The Indonesian Space act № 21/2013, LAPAN of Indonesia, Fifty third session of UNCOPUOS Legal Subco m- mittee. Vienna, 24 March-4 April 2014. P. 3.
[15] Supancana I.B.R. Legal Advisor LAPAN Indonesia // Susetyo Mulyodrono Senior Scientist LAPAN Indonesia. Indonesian space policies and institutions. P. 10; The United Nations Office for Outer Space Affairs (UNOOSA) [ электронный ресурс]. URL: http://www.unoosa.org/pdf/sap/2003/
repkorea/presentations/bagusdoc.pdf
[16] Mardianis. The Indonesian Space act. Ibidem. P. 4.
[17] The National Aeronautic and Space Council (DEPANRI).
[18] Supancana I.B.R. Legal Advisor LAPAN Indonesia, Ibidem.
[19] The National Institute of Aeronautics and Space (LAPAN) (см.: I.B.R .Supancana Legal Advisor LAPAN Indonesia, Ibidem. Р. 11-12).
[20] Supancana I.B.R. Legal Advisor LAPAN Indonesia, Ibidem. Р .11; Mardianis. The Indonesian Space act. Ibidem. P. 4.
[21] С тех пор были запущены и другие спутники, эксплуатируемые как государственными предприятиями, так и частными лицами, такие как спутник подвижной связи (MSS) «Garuda» и спутники вещания «Cakrawarta» и «Telcom». Также недавно был запущен микро-спутник «LAPAN-TUBSAT» - совместное творение Национального института ае- ронавтики и космоса(LAPAN) и Технического университета Берлина (TUB) (см.: Supancana I.B.R. & Mardianis. The Importance of Adopting Standards of International Space Law into National Space Legislation: Indonesia’s experience. Proceedings of International Conference on the Law of Outer Space «The Role of Law in an Asian Space Age: Institutions and Applications», International Institute of Space Law. Indonesian Society of International Law, Universitas Pelita Harapan, Jakarta (Tangerang), Indonesia, 6-7 June 2011. P. 4.
[22] Supancana I.B.R. Ibidem. P. 9.
[23] Mardianis. The Indonesian Space act. Ibidem. P. 6.
[24] Priyatna Abdurrasyid H. The Application of Remote Sensing in Indonesia // Singapore Journal of International & Comparative Law. 2001. Р. 147-148.
[25] Документ ООН: A/AC. 105/C. 2/2013/CRP. 5. P. 7; OST 1967, RA 1968, LC 1972, RC 1975 (см.: State Gazette of the Republic of Indonesia of 1996 Number 30, 1997 Number 12, 1999 Number 5.
[26] Supancana I.B.R. & Mardianis. Ibidem. Р. 10.
[27] Конституция Республики Индонезия 1945 г. (Первая поправка 1999 г., Вторая поправка 2000 г., Третья поправка 2001 г. и Четвертая поправка 2002 г.) (см.: Indrayana Denny. Indonesian constitutional reform 1999-2002 (an evaluation of constitution-making in transition), KOMPAS Book Publishing, Jakarta, December 2008).
[28] The House of Representatives (Dewan Perwakilan Rakyat or DPR).
[29] Supancana I.B.R. & Mardianis. The Importance of Adopting Standards of International Space Law into National Space Legislation: Indonesia’s experience. Proceedings of International Conference on the Law of Outer Space “The Role of Law in an Asian Space Age”. Ibidem. Р. 10.
[30] Закон Республики Индонезия «О космической деятельности» (ISA) был утвержден парламентом 9 июля 2013 г., подписан президентом в августе 2013 года и зарегистрирован как Закон Республики Индонезия № 21/2013 (см.: Erna Sri Adiningsih. Indonesia Space Act (ISA), UN/Indonesia International Conference on Integrated Space gp Technology Applications to Climate Change Jakarta, 2-4 September 2013).
[31] Supancana I.B.R. & Mardianis. The Importance of Adopting Standards of International Space Law into National Space Legislation: Indonesia’s experience. Proceedings of International Conference on the Law of Outer Space “The Role of Law in an Asian Space Age”. Ibidem. P. 12.
[32] Remote sensing (RS).
[33] Television Infrared Observation Satellite (TIROS).
[34] Earth observation satellite (EOS) (см.: Mustafa Din Subari & Azmi Hassan Building EOS capability for Malaysia-the options Building EOS capability for Malaysia // The Malaysian Journal of Remote Sensing & GIS (MJRS&GIS). 2014. Vol. 3. Num. Р. 46-53.
[35] Space Science Studies Division.
[36] Более подробно о Space Science Studies Division (BAKSA) см. Annual Report 1994-2000 / Tunku Intan Mainura, Tunku Makmar Nizamuddin. Outer space law in Malaysia, UiTM, February 2003. Р. 67-71.
[37] Malaysian National Space Agency.
[38] About ANGKASA,APRSAF News Letter NO12, July 2012. P. 2.
[39] 13 января 1996 г. Малайзия запустила в космос свой первый геостационарный спутник MEASAT 1. 13 ноября 1996 г. был запущен MEASAT 2. Оба этих спутника, которые находятся в собственности частной компании Binaring Sdn Bhd Куала-Лумпур, были запущены на борту ракеты Arianne 4 с космодрома Куру во Французской Гвиане (см.: Tunku Intan Mainura. Tunku Makmar Nizamuddin. Outer space law in Malaysia // UiTM, February 2003, P. 11-12).
[40] Договор между Великобританией и Малайзии 1997 г. предусматривает, в том числе, установку спутникового центра управления в Малайзии ^.Mustafa Din Subari & Azmi Hassan. Ibidem. P. 46).
[41] Mustafa Din Subari & Azmi Hassan. Building EOS capabilities for Malaysia: The options. Ibidem. P. 46.
[42] Statement, Representative of Malaysia on agenda item 51: International cooperation in peaceful uses of outer space, at the fourth committee of the 67th Session of The United Nations General Assembly. New York, 18 October 2012.
[43] Ni ls Fischer, Islamic Religious Practice in Outer Space // ISIM, REVIEW, 22 / autumn, 2008. P. 39.
[44] Документ ООН: A/AC. 105/C. 2/2013/CRP. 5. P. 8.
[45] В настоящее время в Малайзии действует законодательство (Закон о комплексе средств массовой информации 1998 г.), касающееся некоторых аспектов космической деятельности, как например, лицензирование малайзийской спутниковой деятельности.
[46] Malaysian Outer Space Act (MOSA).
[47] Azmi Hassan. Malaysia Space Act: A Catalyst for a Vibrant Space Industry // GeoSpatial Forum Melaka. 2012. P. 3-13.
[48] The National Space Policy (NSP).
[49] The Malaysian Journal of Remote Sensing & GIS (MJRS&GIS). Vol. 3. Num. 2. 2014, 49.
[50] Tunku Intan Mainura, Tunku Makmar Nizamuddin. Outer space law in Malaysia. Ibidem. P. 67-71.
[51] Эффективное управление для обеспечения мирного, безопасного и надежного использования космического про
(8 Политических направлений), (см.: The Asia-Pacific Regional Space Agency Forum(APRSAF) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aprsaf.org/annual_meetings/aprsaf18/-
pdf/program/day3/11_Malaysia%20Country%20Report.pdf
[52] Statement. Representative Of Malaysia. Ibidem.
[53] Pakistan Space and Upper Atmosphere Research Committee (SUPARCO).
[54] The functions as well as major R&D activities of the Commission: Space Research in Pakistan 2006-2007: national report to the 37th COSPAR Scientific Assembly Montreal, Canada 13-20 July 2008. Р. 1.
[55] Там же. - Пакистан, как и другие развивающиеся страны в регионе сталкивается с проблемами быстрой и незапланированной урбанизации, стихийных бедствий, вырубки лесов, ухудшения окружающей среды и т.д. (см.: Jawed Ali , An Overview of Space applications in Pakistan, Pakistan Space & Upper Atmosphere Research Commission (SUPARCO), PO Box 8402, Karachi-75270, Pakistan. Р. 2.
[56] Более подробно о функциях SUPARCO см.: Space Research in Pakistan 2004-2005: national report to the 36th COSPAR scientific Assembly Beijing, China, 16-23 July 2006. Р. 33-41.
[57] Более подробно о функциях SUPARCO см.: Space Research in Pakistan 2004-2005. Ibidem. P. 5-11.
[58] Space Research in Pakistan 2004-2005. Ibidem. P. 47-50.
[59] Space Research in Pakistan 2004-2005. Ibidem. Р. 47-50; Jawed Ali, An Overview of Space applications in Pakistan. Ibidem. P. 5; Arshad H Si raj. Pakistan’s space program, Conference on Security and Cooperation in South Asia, October 8-10 2007. Berlin, Germany. P. 10.
[60] Mестный подвижный терминал (MOT) / Центр управления полётами (ЦУП).
[61] Arshad H Siraj, Pakistan’s space program, Ibidem. P. 5.
[62] Space Research in Pakistan 2006-2007: National Report to the 37th COSPAR Scientific Assembly Montreal. Canada. 13-20 July 2008. P. 26.
[63] Space Research in Pakistan 2006-2007. Ibidem. P. 26.
[64] Геоинформационная система (см.: Arshad H Siraj. Pakistan’s space program. Ibidem. Р. 8).
[65] Jawed Ali, An Overview of Space applications in Pakistan, Ibidem. P. 1.
[66] Shah Murad, Regulation of Space Activities Emerging Issues & Regulatory Challenges for Pakistan’s Space Programme- 2040, NATIONAL SPACE CONFERENCE 2012, 17-19 September 2012, Islamabad - Pakistan. Р. 3.
[67] Документ ООН: A/AC. 105/C. 2/2013/CRP. 5. P. 9.
[68] Shah Murad. Regulation of Space Activities Emerging Issues & Regulatory Challenges for Pakistan’s Space Programme. Ibidem. P. 23-24.
[69] Принята парламентом 12 апреля 1973 г.
[70] Societe Generale De Surveillance S.A. v. Federation of Pakistan (2002 SCMR 1694), P. 1711; Shah Murad. Ibidem. P. 2729.
[71] Pakistan’s Space Programme-2040.
[72] Shah Murad. Regulation of Space Activities Emerging Issues & Regulatory Challenges for Pakistan’s Space Programme. Ibidem. P. 35.
|