Вторник, 26.11.2024, 09:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Применение принципов МКП группой мусульманских государств, расположенных в Северной и Западной Африке

Алжир. Алжир является одним из четырех ведущих африканских государств в области наблюдения Земли из космоса . Космическая деятельность Алжира сделала шаг вперед с момента создания в 2000 г. национальной программы исследований (PNR) «Космические технологии и их применение». Она способствовала: разработке, созданию и запуску первого алжирского спутника Alsat-1 в сотрудничестве с британской компанией «Surrey Satellite Technology Ltd» (SSTL, Великобритания) в ноябре 2002 г.; развитию прикладных проектов в отношении различных национальных потребностей (мониторинга стихийных бедствий, разведки и оценки природных ресурсов и т.д.) на основе снимков с Alsat-1; подготовке научных кадров высокого уровня, которые отвечали бы за технологические и прикладные аспекты слежения за

~ ~231

космической программой .

С расширением космической деятельности 16 января 2002 г. президентским декретом № 02-49 было создано Алжирское космическое агентство (ASAL) . Основными задачами ASAL, которое отвечает за содействие в исследованиях и мирного использования космического пространства, стали: предложение правительству элементов национальной стратегии в области космической деятельности и обеспечения их реализации; введение в эксплуатацию объектов инфраструктуры для укрепления национального потенциала, обеспечения безопасности и благополучия нации в [1] [2] [3] целом; содействие экономическому, социальному и культурному развитию; налаживание совместной работы национальных исследовательских учреждений, промышленности и потребительского сектора; охрана окружающей среды и рациональное

233

использование природных ресурсов .

Алжир активно сотрудничает по космическим проектам как на региональном, так и на международном уровнях. Алжир является членом Комитета ООН по космосу, он активно участвует в сессиях Научно-технического и Юридического подкомитетов Комитета ООН по космосу , состоит в Африканской организации по картографии и дистанционному зондированию (АОКДЗ), Африканском региональном центре космической науки и технологий, работа которого ведется на французском языке (CRASTE-LF) . Алжир подписал меморандумы о взаимопонимании с различными международными партнерами: Аргентиной, Францией, Украиной и Российской Федерацией. Правительственные рамочные соглашения были подписаны с Францией, Великобританией и Аргентиной. Обсуждаются также меморандумы с Южной Африкой, Китаем, Индией и Южной Кореей[4] [5] [6] [7].

Как уже упоминалось в начале, Алжир запустил свой первый спутник, названный Alsat-1, 28 ноября 2002 г., через своё космическое агентство (ASAL). Этот спутник был разработан и построен британской компанией «Surrey Satellite Technology Ltd» с участием одиннадцати алжирских специалистов в рамках технологической программы передачи оснащения Алжиру для будущего производства собственных спутников. В 2006 г. ASAL начало свою 15-летнюю национальную космическую программу, направленную на укрепление космической инфраструктуры страны и увеличение объемов и возможностей ее космической системы. В рамках программы АСАЛ (Видение 2020), планируется дальнейшее строительство серии спутников наблюдения Земли (а именно ALSAT-1B, ALSAT-2[8], ALSAT-3 и ALSAT-4)[9] и спутниковой связи Alcomsat-1 (Телекоммуникации 2012-2020[10])[11] [12] [13] [14]. Алжир также активно участвует в двух международных проектах - «Африканский спутник созвез- дие»(АЕМ$) и «Арабские спутники для наблюдения за Землей» (ASEO) .

Алжир в декабре 2009 г. подписал соглашение с Управлением ООН по вопросам космического пространства (UNOOSA) о создании Управления региональной поддержки в Алжире для использования информации, полученной посредством космической деятельности, с целью ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (SPIDER Program). Управление будет отвечать за координацию в Северной Африке .

Таким образом, отмечается, что Алжир с небогатым прошлым в космической области сумел укрепить свое сотрудничество с другими странам и занять особое место среди африканских стран в рассматриваемой области.

Применение принципов МКП в Алжире. Согласно официальным данным ООН, Алжир ратифицировал три из пяти договоров ООН по космосу[15] [16], включая Договор по космосу 1967 г. Тем не менее, в Алжире отсутствует национальный закон о

245

космической деятельности .

В соответствии со ст. 70 и пп. 3-9 ст. 77 Конституции Алжира[17], президент Республики является гарантом конституции и, в соответствии с полномочиями, дарованным ею, имеет также следующие прерогативы: определяет и проводит внешнюю политику нации (3); заключает и ратифицирует международные договоры (9).

С одной стороны (в соответствии со ст. 132 Конституции) договоры, утверждённые президентом Республики в соответствии с условиями, предусмотренными конституцией, имеют главенствующее положение по отношению к закону. С другой, (в соответствии со ст. 168 Конституции) в том случае если Конституционный совет посчитает, что международный договор не является конституционным, то таковой не будет подлежать принятию. Таким образом, Алжир следует дуалистической системе в вопросах юридической силы международных договоров во внутреннем законодательстве.

В соответствии со ст. 12 и 25 Конституции Алжира, согласно применимым принципам и нормам международного права, государство обладает суверенитетом на своей территории, в своем воздушном пространстве, а также в территориальных водах.

Таким образом, следует обратить внимание на то, что Алжир, согласно указанным положениям конституции, являющейся основой для международных договоров, в том числе, и в области МКП, на высшем уровне сформировал свою политику, программы и прочие законы, связанные с космической деятельностью. Такая позиция полностью прозрачна и подкреплена позицией официальных представителей страны в космической отрасли. В этой связи представители Алжира считают важным укрепление международного сотрудничества в сфере космического права на благо развивающихся стран.

Наконец, говоря о вопросах, касающихся осуществления пяти договоров ООН по космосу, эта страна осуществляет космическую деятельность в рамках действующего международно-правового режима. Алжир ратифицировал Договор по космосу 1967 г., Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный

космическими объектами и Конвенцию о регистрации объектов, запускаемых в кос-

247

мическое пространство .

Более того, Алжир вписывает свою космическую программу в перспективу развития благополучия государства в целом. Она распространяется на космическую технику и требует юридических рамок, которые должны регулировать эту деятельность и определять ответственность различных ее участников[18] [19].

Египет. Работа в области дистанционного зондирования началась в 1971 г. под началом Египетской Академии научных исследований и технологий (ASRT) в рамках совместного американо-египетского проекта. Это позволило создать в 1972 г. Центр дистанционного зондирования в составе ASRT. Египет участвовал в атмосферных аэрозольных исследованиях в 1980-х годах[20] [21].

Национальное управление по дистанционному зондированию и космическим наукам (NARSS) было создано в 1991 г. как Главное управление в этой области с подчинением Министерству по делам научных исследований. После вступления в силу Президентского указа № 261 за 1992 г., управление было признано национальным органом по дистанционному зондированию и космическим наукам. Затем NARSS был реструктуризирован в 1994 г. Основным направлением деятельности NARSS является содействие использованию высокого уровня космической техники и наблюдения Земли в интересах рационального природопользования в Египте и внедрения обширных технологических возможностей на местном и региональном рынках[22].

Для достижения лучшей координации, в 1998 г. в Египте был создан Научноисследовательский Совет космической науки и техники . Совет является филиалом египетской Академии научных исследований и технологий и действует под эгидой Министерства по делам научных исследований. В состав Совета входят 125 членов, которые представляют основных египетских деятелей в области космических исследований и научных разработок . В 1999 г. Совет одобрил начало текущего этапа Египетской космической программы (ESP)[23] [24] [25] [26] под эгидой национального органа по дистанционному зондированию и космических наук (NARSS) .

Для претворения в жизнь целей ESP[27] [28] [29] - разработки и запуска собственных спутников, а также перенятию соответствующих технологий, - Египет начал процесс строительства малых спутников для дистанционного зондирования. В 2001 г. он договорился с украинским Государственным предприятием «Конструкторское бюро “Южное” им. М.К. Янгеля» о проектировании и разработке первого спутника дистанционного зондирования Египта Egyptsat-1, об обеспечении технической экспертизы и обучении на рабочем месте египетского персонала, а также о передаче технологий . Хотя, конечно, EgyptSat-1 не первый спутник страны. Два спутника связи Нилсат-101 (запущен в 1998 г.) и Нилсат-102 (запущен в 2000 г.) - были лишь ступеньками развития космической науки Египта .

Этот процесс продолжался с 2002 г. по 2007 г. и 17 апреля 2007 г. спутник был запущен. Основываясь на разработке первого спутника, Египет планирует провести изменения в проекте и построить второй египетский спутник - MisrSat-2. Целью станет создание производственной базы и технологии технической помощи из многих источников. Это стало тем более важным в связи с потерей связи с Egyptsat-1 19 июля 2010 г., а также с тем, что срок службы MisrSat-2 охватывал период с 2012 г. по 2015 г. В планах третий спутник - Desert Sat - египетского проектирования и производства, иностранная помощь сведена к минимуму, проектирование и фазы производства предположительно пройдут с 2014 г. по 2017 г. Весь проект спутника должен быть поддержан организацией диспетчерских и приемных станций (две станции уже установлены в Каире и Асуане). Конечно, программа в тот момент столкнулась с некоторыми трудностями, в том числе не очень благоприятной экономической средой. Однако желание реализации космической программы по-прежнему весьма

259

сильно .

Применение принципов МКП в Египте. Согласно официальным данным ООН, Египет ратифицировал и подписал три из пяти договоров ООН по космосу. Договор по космосу 1967 г. был ратифицирован 10 октября 1967 г.[30] [31] Тем не менее, в Египте отсутствует национальный закон о космической деятельности.

В соответствии со ст. 1, 2, 94, 70 Конституции Арабской Республики Египет[32], государство является частью исламского мира, с демократическим республиканским строем, основанным на верховенстве закона[33]. В соответствии со ст. 101, 139 Конституции на парламент возложены полномочия принимать законы и утверждать общую политику государства. Президент Республики как глава государства и глава исполнительной власти должен заботиться о соблюдении положений конституции. В соответствии с п. 9 ст. 167 Правительство, в частности, должно выполнять функции по реализации законов. В соответствии со ст. 151 Конституции, президент Республики заключает договоры и ратифицирует их после одобрения парламентом. Такие договоры вступают в законную силу после их опубликования в соответствии с положениями конституции[34].

Однако во всех случаях, ни один договор не может быть заключен, если он противоречит положениям конституции. Таким образом, Египет следует дуалистической системе по отношению к юридической силе международных договоров во внутреннем законодательстве.

В национальной космической программе придаётся большое значение исполнению и соблюдению принципов МКП. Так, в частности, подтверждается приверженность принципам мирного использования космического пространства, а развитие космической программы называется одним из приоритетных направлений развития государства[35].

М.Х. Елатави, уполномоченный представитель Египта, отметил на Конференции о безопасности в космосе, прошедшей в Женеве в начале апреля 2013 г., что еще одной угрозой, которая представляет опасность полному и мирному использованию космического пространства, является угроза переноса гонки вооружений в космическое пространство. Космос всегда должен рассматриваться как общее наследие человечества. Таким образом, за космическим пространством должен быть признан статус зоны свободной от международных конфликтов, поскольку, если конфликт когда-нибудь там разгорится, каждая страна пострадает, независимо была ли она участницей конфликта или нет[36]. Принимая во внимание то, что Египет видит свою космическую программу частью развития и будущего благополучия, особенно следует подчеркнуть необходимость разработки юридических основ, которые должны регулировать национальную космическую деятельность и определять ответственность различных ее участников в космической деятельности.

Нигерия. Нигерия объявила о намерении начать космическую программу в 1976 г., и с 1978 по 1980 гг. были выделены средства для создания центра дистанционного зондирования[37]. В 1987 г. в Нигерии был создан Национальный комитет по космическим технологиям, что свидетельствует о быстром росте космического потенциала, особенно для развивающейся страны. В 1993 г. был создан комитет для разработки национальной политики в сфере космической науки и технологий, в результате работы которого деятельность в сфере освоения космоса была определена в качестве основного вектора развития научно-технического потенциала страны. Национальный центр дистанционного зондирования, работы над созданием которого начались еще в конце семидесятых и велись на протяжении восьмидесятых, начал функционировать в 1996 г.[38] [39]

Ввиду вышеизложенного можно сказать, что Федеративная Республика Нигерия решила развивать космическую политику для решения своих национальных интересов. В 1998 г. была разработана Доктрина космической политики Нигерии. В этом документе четко определено значение освоения космического пространства для страны . Можно выделить следующие концепции и задачи космической программы Нигерии:

- Видение: развитие технологий в области космических технологий позволит Нигерии достичь регионального лидерства в этой сфере, ускорить темпы развития национальной экономики, внести свой вклад в развитие технологий для освоения космоса на благо всего человечества.

- Миссия: Нигерия должна развить технологическую базу, достаточную для создания и запуска спутников.

Цель космической программы Нигерии - сделать космические исследования и разработки частью общей стратегии устойчивого национального развития. Для достижения этих целей была разработана национальная космическая программа, а в 1999 г. было создано Агентство национальных космических исследований и разработок (NASRDA)[40] [41] [42]. Также, для достижения своих целей и задач космической политики, Нигерией предусмотрено создание специального совета и двух комитетов: (а) Национальный совет по космосу под председательством президента; (б) Технический консультативный комитет и Комитет по международному сотрудничеству .

Г лавными целями NASRDA было установление базовых направлений развития космической науки и техники, а также создание специализированных научноисследовательских центров и координация их деятельности . Для реализации вышеуказанных целей были созданы шесть центров, расположенных в разных частях страны и имеющих разные задачи, направленные на достижение целей, определенных руководством NASRDA. В свою очередь, учреждение NASRDA ознаменовало начало активных космических исследований в Нигерии. Такими центрами являются: Центр по развитию спутниковых технологий (CSTD), Абуджа; Центр космического транспорта (CSTP), EPE, Лагос; Центр изучения фундаментальной космической науки и астрономии (CBSSA), Nsukka; Центр космической науки и технического образования (CSSTE), Иле-Ифе; Национальный центр по дистанционному зондированию, Йос; Центр геодезии и геодинамики, Торо[43] [44].

Благодаря учреждению NASRDA, Нигерия повысила уровень космических исследований и запустила 27 сентября 2003 г. свой спутник дистанционного наблюдения Земли, NigenanSat-1 . Этот успех привел к дальнейшему развитию технологий освоения космического пространства и вылился в создание Нигерией спутника связи

274

NigcomSat-1 (запущен в 2007 г.) и второго спутника дистанционного наблюдения Земли NigerianSat-2 (запущен в 2011 г.) .

Нигерия является важным международным космическим партнером, активно взаимодействует с Управлением Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства, является членом программы Платформа ООН для использования космической информации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и экстренного реагирования (UN-SPIDER)[45] [46] [47] , Африканского регионального центра космической науки и технологий(ARCSTEE)[48] [49] [50].

План 25-летнего развития Нигерийской космической программы был утвержден в 2006 г. Исполнительным советом Федерального собрания. За это время в Нигерии планируется: к 2015 г. подготовить первого нигерийского астронавта; запустить искусственный спутник Земли между 2018 г. и 2030 г.; добиться участия астро-

278

навтов из Нигерии в международной космической миссии на Луне к 2030 г.

Применение принципов МКП в Нигерии. Согласно официальным данным ООН, Нигерия ратифицировала четыре из пяти договоров ООН по космосу .

Договор по космосу 1967 г. был ратифицирован в соответствии с п. 1 Главы 1 Конституции Нигерии 1960 г. Эта Конституция имеет законную силу на всей территории Нигерии и в соответствии с положениями раздела 4, если любой другой закон (в том числе региональная конституция) противоречит основной конституции, он не имеет силы и должен аннулироваться. В соответствии с п. 69 Главы V, Парламент может принимать законы для реализации любого договора, конвенции или соглашения между Нигерией и любой другой страной или международной организацией, членом которой является Нигерия. Следовательно, договор имеет силу закона только тогда, когда его одобрило Национальное Собрание . Однако в штатах законы, принятые в таком порядке, действуют лишь с одобрения губернатора. В результате, при заключении международных договоров, следует учитывать внутренне законодательство Нигерии.

В Нигерии, в 2010 г., был принят Закон «О космических исследованиях и разработках» , чтобы упростить исполнение обязательств по государственному контролю и наблюдению над национальной космической деятельностью согласно Договору по космосу. Национальный закон «О космических исследованиях и разработках» 2010 г., помимо учреждения NASRDA, также предусматривал создание Национального совета по космосу. По этому закону на Совет возложены обязательства по контролю за научно-производственным партнерством и связями агентства с любой неправительственной организацией, юридическим или физическим лицом.

По вопросам лицензирования космической деятельности, Совет, по рекомендации Агентства, имеет право выдавать лицензии на деятельность в сфере космических технологий, если она не противоречит международным обязательствами страны и не вредит ее национальной безопасности. Лицензирование подобной деятельности поможет, в частности, предотвратить загрязнение космоса или негативные изменения в окружающей среде, избежать вмешательства в деятельность других лиц, участвующих в деле мирного исследования и использования космического про- странства[51] [52] [53], избежать нарушения каких-либо международных обязательств и сохранить национальную безопасность Нигерии. Законом также предусмотрена ответственность третьих лиц, действующих на территории Нигерии или в других местах, за ущерб или утрату нанесенный оборудованию, людям или территории. Закон о НА- СРДА предусматривает регистрацию запускаемых космических объектов .

Кроме того, ряд внутренних законов Нигерии, охватывающих, в частности сферы страхования, коммуникации, интеллектуальной собственности, защиты базы данных и экспортного контроля, также в какой-то степени относится к космической деятельности. Особенно это касается договоров, заключаемых частными лицами.

На стадии разработки находиться Закон «О Спутниковой связи». Данный законопроект был принят в Палате представителей и в настоящее время ожидает одобрения Сената. Тем не менее, в Законе «О нигерийских комиссиях связи» от 2003 г., Законе «О коммуникации в Нигерии» 2003 г., Законе Нигерии о Связи (2003г. No.19), а также в Потребительском кодексе 2007 г. присутствуют положения о спутниковой связи, лицензировании космической деятельности и правилах эксплуатации космических объектов. Закон о NASRDA не устанавливает каких-либо существенных положений о юридической и финансовой ответственности, что может негативно повлиять на развитие космической деятельности в будущем .

Таким образом, Нигерия имеет определенный взгляд на свою космическую программу, которая соответствует всем принципам МКП. На сегодняшний день Нигерия проявляет озабоченность состоянием внутреннего законодательства в области исследования и использования космоса и обеспечением прав своих граждан при осуществлении ими таковой.

На 49-ой сессии Комитета ООН по космосу, прошедшей в Вене 7-16 июня 2006 г., делегат Нигерии заявил следующее: «Ввиду того, что мы выступаем в поддержку идеи создания универсальной всеобъемлющей конвенции по космическому праву, мы понимаем, что для того, чтобы укрепить правовую основу для глобальной космической деятельности, государства-члены должны взять на себя обязательство [54] [55] по ратификации и скрупулезному выполнению своих обязательств по этим договорам, хотя договоры и резолюции по международному космическому праву Организации Объединенных Наций обеспечивают минимальную основу для проведения космической деятельности, моя делегация убеждена, что развитие технологий ставит на повестку дня вопрос о необходимости расширить наше понимание масштабов,

285

содержания и применения правил космического права» .

Таким образом, учитывая множество законов, направлений и программ в области космической деятельности в Нигерии, диссертант полагает, что наилучшим выходом было бы разработать национальный закон о космической деятельности, отражающий положения космической программы.

Тунис. Тунис объявил о намерении начать космическую программу в 1984 г., когда была создана Национальная комиссия по космосу . В 1988 г. в Тунисе создан Национальный центр картографии и дистанционного зондирования .

Национальная космическая программа находится в ведении Национальной комиссии по вопросам космического пространства, роль которой заключается в координации деятельности различных министерских департаментов и организаций, занимающихся вопросами космоса и предоставлением информации для СМИ. Наличие большого количества лиц, заинтересованных в космической программе, способствовало созданию пяти дискуссионных групп по нормативно-правовым вопросам, проблемам космической техники и технологий, космической связи, дистанционного зондирования, учебных и информационно-пропагандистских аспектов . Эти группы были созданы для того, чтобы добиться участия большего количества учреждений, имеющих интерес или опыт в вопросах исследования космоса. Ведутся дискуссии по составлению национальной космической программы. Основные достижения Туниса в области космической деятельности заключались в использовании и экс- [56] [57] [58] [59] плуатации существующих космических систем, а именно космической связи, местоположения и сбора данных, наблюдения Земли и других исследований и разработок. Для удовлетворения потребностей международных телекоммуникаций, в частности телефонии, Тунис создал свою станцию спутниковой связи[60]. Одним из способов ее применения является передача метеорологических данных, предоставленных Национальным метеорологическим институтом.

Тунис с 1993 г. является пользователем международной системы по поиску и спасанию (Коспас-Сарсат)[61] [62]. Целью присоединения к этой системе являлось ее внедрение в национальную поисково-спасательную систему. Тунис использовал эту систему для сбора данных, отображения, мониторинга и оценки природных ресурсов. В связи с этим, экспериментальный проект ARZOTU, который начался в 1975 г., позволил Тунису оценить вклад первых спутников наблюдения в изучение засушли-

-291

вых территорий .

Тунис играет значительную роль в отслеживании геостационарных спутников АРАБСАТ и принимает участие в крупных региональных и международных программах и проектах космической спутниковой связи системы GMPCS-l (в Северной Африке и Южной Европе). Он также вносит вклад в деятельность Международной астронавтической федерации (IAF), Международной академии астронавтики (IAA) и Международного института космического права (IISL) и принимает деятельное участие в международных конгрессах и конференциях ООН[63].

В дополнение к использованию прикладных космических технологий, в Тунисе действует центр для отслеживания геостационарных спутников АРАБСАТ. Основной функцией этого центра является мониторинг и корректировка высоты и орбиты спутников АРАБСАТ. Центр обладает национальной квалификацией в геостационарном слежении за спутниками. В области наблюдения Земли Тунис сосредоточил повышенные усилия на оперативном применении космической техники, метео-

293

рологии и дистанционного зондирования .

В настоящее время Тунис разрабатывает национальную космическую программу и стратегию ее реализации; принимает более активное участие в мероприятиях и деятельности, направленных на укрепление партнерства и сотрудничества с

294

учреждениями и региональными и международными организациями .

Применение принципов МКП в Тунисе. Согласно официальным данным

ЛАГ

ООН, Тунис ратифицировал пять Договоров ООН по космосу . Законом № 6 от 8 марта 1968 г. ратифицирован Договор по космосу 1967 г.; Законом № 11 от 23 марта 1973 г. ратифицирована Конвенция о об ответственности 1972 г.; Законом № 70-63 от 8 декабря 1970 г. ратифицировано Соглашение о спасании 1968 г.[64] [65] [66] [67]

Несмотря на то, что в Тунисе нет национального закона о космической деятельности, видения и политики в этой сфере, можно, тем не менее, сделать выводы относительно применения принципов МКП в этом государстве. В Тунисе признается преимущественная сила пяти ратифицированных договоров ООН по космосу. Наблюдается продуктивное сотрудничество с этой страной в области международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях в рамках, установленных МКП. Тем не менее, можно было бы рекомендовать принятие актов национального законодательства, включающих принципы МКП, а также выработку механизмов их применения.

Результаты всесторонней оценки применения принципов МКП в 12 государствах-членах ОИС в настоящем диссертационном исследовании, а также анализ теоретических основ применения принципов МКП свидетельствуют о том, что:

В соответствии с потребностями и национальными интересами экономического, социального, экологического и научно-технического развития, 12 государств - членов Организации исламского сотрудничества, предприняли эффективные усилия для создания и развития космической инфраструктуры на своей территории с соблюдением принципа международного сотрудничества в области освоения космического пространства, а также подтвердили добросовестность в выполнении своих международных обязательств, норм и принципов МКП.

Большинство рассматриваемых государств являются активными членами Комитета ООН по космосу, в том числе, в вопросах международного сотрудничества с другими странами и международными организациями, реализации соответствующих планов, программ, научно-исследовательских и прикладных проектов на своей территории под международным надзором.

Все упомянутые государства установили административную систему надзора в сфере космической деятельности. Казахстан и Индонезия имеют национальные законы о космической деятельности, другие страны в законах, политике или проектах продемонстрировали ясное видение своей будущей деятельности, намерение добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства.

Национальная космическая деятельность большинства государств, упомянутых выше, развивается под влиянием подписания двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве со специализированными международными агентствами, международными и региональными организациями.

Некоторые государства-члены ОИС в своей официальной позиции выразили озабоченность относительно добросовестности в выполнении международных обязательств в сфере космической деятельности, а именно нарушением в применении отдельных принципов МКП.

Такая ситуация наблюдается во всех исследованных 12 странах, которые не равны с точки зрения практических достижений. Ситуация осложняется следующими факторами в исследовании и освоении космоса:

Различия и разнообразие правовых систем, а также смешивание национального законодательства с другими правовыми системами, следование дуалистической системе, по которой международные договоры МКП не являются автоматически частью национального законодательства. Нормы и принципы МКП должны, в случае необходимости, быть включены в национальную правовую систему посредством принятия соответствующих законов.

Различие политических систем упомянутых государств, государственных структур, должностных лиц, их обязанностей и полномочий также является причиной отсутствия единообразных форм применения принципов МКП на национальном уровне.

Отсутствие комплексного национального законодательства для регулирования космической деятельности. Даже в случае Казахстана и Индонезии, имеющих специальное законодательство в этой области, отсутствует комплексный, единый взгляд на вопросы применения принципов МКП.

Следует признать, что национальная космическая деятельность этих государств за последнее десятилетие заметно активизировалась. Однако, ввиду того, что упомянутые государства все еще обладают лишь начальными собственными космическими технологиями, для продвижения национальных программ указанные государства нуждаются в кооперации с государствами, уже располагающими развитыми технологиями. По этой причине ожидается внешняя, в том числе, и юридическая зависимость от партнеров по космической деятельности и поставщиков услуг.

Монополия государства в космической деятельности большинства изучаемых стран. Тем не менее, следует признать участие частного сектора, механизм наблюдения и контроля за деятельностью которого в указанных государствах не является достаточно проработанным.

Отсутствие реалистичных перспектив (видения) на основании технических возможностей, местного развития науки и человеческого фактора, а также экономического потенциала.

Ограничение видов космической деятельности этих стран, в отличие от Казахстана, в котором, пожалуй, тоже существуют своего рода ограничения ввиду международных обязательств. Рассматривая некоторые принципы МКП в интерпретации ряда стран, внимание диссертанта было обращено на их трактовку в официальных законах, политике и программах этих государств. Исходя из особенностей принципов международного права, а именно их взаимосвязанности, о которой было упомянуто в первой главе, при интерпретации каждого из них должны быть учтены и другие.

Слабость в изучении МКП в системах образования некоторых упомянутых

стран.

Имеющаяся на сегодня конкуренция между упомянутыми странами в космической деятельности, а также секретность в осуществлении национальных космических программ создают препоны для двустороннего и многостороннего сотрудничества государств.

Принимая во внимание изложенные сложности и барьеры, можно проанализировать возможные способы и методы их преодоления. Возможно ли создание единого международного стандарта для обеспечения выполнения упомянутых принципов и договоров? Может ли в этом вопросе быть единственно полезным принятие внутреннего законодательства для регулирования космической деятельности? Возможно ли в максимально короткие сроки, учитывая особенности правовых и политических систем анализируемых государств? Излагая кратко, каждое решение, принимаемое в данной сфере, для обеспечения доступа к правовым стандартам, на практике требует устранения существующих фундаментальных недостатков. Если политические, религиозные и правовые разногласия в этой области деятельности мусульманских государств не будут устранены, то вряд ли стоит ожидать желаемых практических результатов в коллективном сотрудничестве в освоении и использовании космоса эти-

297

ми государствами . [68]

По мнению диссертанта, 12 странам-членам ОИС с целью налаживания активного сотрудничества в космической деятельности необходимо использовать опыт ЕС и по аналогии с Европейским космическим агентством создать аналогичную структуру в рамках ОИС.

 

[1] Ведущие африканские страны, участвующие в наблюдении Земли - Южная Африка, Египет, Алжир и Нигерия (см.: Luncedo Ngcofe,Keith Gottschalk,The growth of space science in African countries for Earth observation in the 21st century // South African Journal of Science, January/February 2013. Vol. 109. № 1/2, Р. 1).

[2] Coordinating the Algerian Space Activities, Workshop on Space Law, 21-24 November 2005. P. 9.

[3] The Algerian Space Agency (ASAL).

[4] Документ ООН: A/AC. 105/C. 2/2013/CRP. 7; Coordinating the Algerian Space Activities, Workshop on Space Law, 2124 November 2005. P. 5.

[5] Coordinating the Algerian Space Activities, Workshop on Space Law, 21-24 November 2005. Р. 47-48.

[6] Этот центр, который способствует подготовке инженеров, расположен в Рабате и аффилирован при Организации Объединенных Наций (см.: Centre Regional Africain des Sciences et Technologies de l'Espace en Langue Frangaise [электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.crastelf.org.ma/.

[7] Space activities in Algeria, 2nd African Leadership Conference on Space Science and Technology for Sustainable Development, Pretoria, 2nd October 2007. Р. 37-38.

[8] Alsat-2 является спутниковым проектом по наблюдению Земли (см.: Coordinating the Algerian Space Activities. Ibidem. P. 35).

[9] Coordinating the Algerian Space Activities. Ibidem. P. 41.

[10] Там же. P. 35.

[11] Luncedo Ngcofe, Keith Gottschalk. The growth of space science in African countries for Earth observation in the 21st century. Ibidem. P. 2.

[12] African Satellite Constellation (ARMS).

[13] Space activities in Algeria, 2nd African Leadership Conference on Space Science and Technology for Sustainable Development. Р. 29-30.

[14] Kedjar A. Algerian Space Agency, COPUOS, Scientific and Technical Subcommittee 47eme session, Vienna, 8-19 February 2010. P. 17.

[15] Документ ООН: A/AC. 105/C. 2/2013/CRP. 5. P. 6.

[16] Президентский декрет № 06-225 «Ратификация Конвенции об ущербе, причиненном космическими объектами» от 24 июня 2006 г.; Президентский декрет № 06-468 «Ратификация Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство» от 11 декабря 2006 г. (см.: Документ ООН: A/AC. 105/C. 2/2013/CRP. 7.

[17] Конституция Народной Демократической Республики Алжир 1989 г. (с поправками, внесенными после пересмотра Конституции 1996 г.)

[18]

[19]

[20] ry. Ibidem. P. 2.

[21] National Authority for Remote Sensing & Space Sciences [NARSS] (см.: Ayman El-Dessouki - Chairman NARSS. Effectiveness of Technology Transfer Programs in High Tech Projects - The Egyptian Space Program, April 2011. P. 6.

[22] Egyptian Space Agencies [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globalsecurity.org/space/- world/egypt/agency.htm.

* NARSS является новаторским Египетским институтом в области космической техники и наблюдения за Землей.

[23] Egyptian Space Science and Technology Research Council (арабский'С1^1 Ua.jjjSjj o>k*")

[24] Egyptian Space Agencies [электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.globalsecurity. org/space/world/egypt/agency.htm.

[25] The Egyptian Space Program (ESP).

[26] Ayman El-Dessouki - Chairman NARSS, Effectiveness of Technology Transfer Programs in High Tech Projects - The Egyptian Space Program, April 2011. P. 6.

[27] Египетская космическая программа (см.: Ayman El-Dessouki - Chairman NARSS, Effectiveness of Technology Transfer Programs in High Tech Projects - The Egyptian Space Program, April 2011, Р. 6-7; Mohamed Hatem Elatawy,Counsellor, Officer in Charge of Disarmament Permanent Mission of the Arab Republic of Egypt to the United Nations and Other International Organizations in Geneva, Statement at the Space Security Conference, 2-3 April 2013).

[28] Mohamed Hatem Elatawy.

[29] Luncedo Ngcofe,Keith Gottschalk. The growth of space science in African countries for Earth observation in the 21st century. Ibidem. Р. 2.

[30] Mohamed Hatem Elatawy. Ibidem; Ayman El-Dessouki - Chairman NARSS, Effectiveness of Technology Transfer Programs in High Tech Projects - The Egyptian Space Program. April 2011. Р. 7-17.

[31] Документ ООН: A/AC. 105/C. 2/2013/CRP. 5. Р. 5-7

[32] Конституция Арабской Республики Египет, принятая 15 января 2014 г.

[33] Верховенство закона должно стать основой управления в государстве (ст. 94 Конституции Арабской Республики Египет).

[34] Законы публикуются в официальном бюллетене в течение 15 дней, законы применяются только с момента их вступления в силу (ст. 225 Конституции Арабской Республики Египет).

[35] Egyptian Space Agencies [электронный ресурс]. URL: http://www.globalsecurity.org/space/world/egypt/agency.htm.

[36] Mohamed Hatem Elatawy,Counsellor, Officer in Charge of Disarmament Permanent Mission of the Arab Republic of Egypt to the United Nations and Other International Organizations in Geneva, Statement at the Space Security Conference 2-3 April 2013.

[37] Dan Armstrong, Executive Memo on the Feasibility of a New Spaceport Facility in Cameroon, Draft Document, For Discussion. Revision No: 1.4, Distribution: Confidential. 06 September 2005.

[38] Mariel John. Space agencies in low-income Countries: Effects on development. IAC - 09-E3.4.3. Р. 3.

[39] Mariel John. Ibidem. Р. 4.

[40] Boroffice R.A. The Nigerian Space Programme: An Update // African Skies / Cieux africains. October 2008. No. 12. P. 40; Luncedo Ngcofe. The growth of space science in African countries for Earth observation in the 21st century. Ibidem. Р. 2.

[41] Boroffice R.A. The Nigerian Space Programme. Ibidem. P. 41 .

[42] Oрганизации в Нигерии, которые связаны с пространством (см.: Dan Armstrong, Executive Memo on the Feasibility of a New Spaceport Facility in Cameroon. Draft Document, For Discussion. Revision №.: 1.4, Distribution: Confidential, 06 September 2005).

[43] Более подробно: Lanre Adetoro, Olalekan Aro., Nigeria Space Programs, National Space Research and Development Agency (NASRDA); Boroffice R.A. Ibidem. P. 41; Olusoji Nester JOHN, National Space Law and Regulation in Africa: A Case Study of Nigeria and South Africa, 2012. Beijing Space Sustainability Conference. P. 4.

[44] Первый нигерийский спутник наблюдения Земли, построенный Surrey Satellite Technology Limited (SSTL) в Великобритании, был успешно запущен на низкую околоземную орбиту (LEO) с космодрома Плесецк (Россия) 27 сентября 2003 года. Является одним из пяти спутников мониторинга чрезвычайных ситуаций (DMC), разработанный для глобального мониторинга и контроля стихийных бедствий и других динамических явлений. Другими космическими кораблями подобного характера являются A1SAT-1 для Алжира, BILSAT для Турции, DMC для Великобритании и Пекин-1 для Китая (см.: Boroffice R.A. Ibidem. P. 41).

[45] Более подробно см.: Boroffice R.A. Ibidem. P. 42.

[46] Luncedo Ngcofe .Keith Gottschalk.The growth of space science in African countries for Earth observation in the 21st century. P. 2.

[47] Mariel John. Space agencies in low income countries: Effects on development. IAC. Ibidem. Р. 8.

[48] Dan Armstrong. Executive Memo on the Feasibility of a New Spaceport Facility in Cameroon, Draft Document, For Discussion. Revision No.: 1.4, Distribution: Confidential, 06 September 2005.

[49] Boroffice R.A. The Nigerian Space Programme. Ibidem. Р. 44.

[50] Документ ООН: A/AC. 105/C. 2/2013/CRP. 5. Р. 8.

[51] Olusoji Nester JOHN, National Space law and regulation in Africa: case study of Nigeria and South Africa, 2012 Beijing Space Sustainability Conference. P. 5; п. 78(2), 79 Глава V Конституции Нигерии.

[52] National Space Research and Development Agency (NASDRA) Act 2010; Schematic Overview of National Regulatory Frameworks for Space Activities. Р. 7 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unoosa.org/- oosa/en/SpaceLaw/national/schematic-overview.html.

[53] Нигерия является одной из основателей, подписавших Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет. Momoh W. An Overview of Nigerian Space Activity and Space Law // African Skies/Cieux Africains, October 2008. No. 12. P. 105.

[54] Olusoji Nester john, National space law and regulation in Africa: a case study of Nigeria and South Africa, Beijing Space Sustainability Conference, 2012. Р. 5.

[55] Olusoji Nester John. National space law and regulation in Africa: a case study of Nigeria and South Africa. Ibidem; Momoh W., An Overview of Nigerian Space Activity and Space Law, African skies/cieux Africans, № 12, O c- tober 2008. Р. 106.

[56] Momoh .W. Ibidem. P. 106.

[57] National Commission for Outer Space Affairs.

[58] Thouraya Sahli Chahed, space activities in Tunisia. Vienne. 08 Fevrier 2010. Р. 4.

лоо QT

Kamel BESBES, building a university consortium in space technology in Tunisia 1 UNISEC-Global Meeting, 23-24 November 2013, the University of Tokyo. JAPAN. Р. 2.

[60] Dan Armstrong. Ibidem. P. 32-33.

[61] COSPAS-SARSAT is the International Satellite System For Search and Rescue.

[62] Dan Armstrong. Executive Memo on the Feasibility of a New Spaceport Facility in Cameroon, Ibidem.

[63] Thouraya Sahli Chahed, space activities in Tunisia, Vienne 08 Fevrier 2010. P. 5-6.

[64] Dan Armstrong. Executive Memo on the Feasibility of a New Spaceport Facility in Cameroon, Ibidem. P. 32-33.

[65] Thouraya Sahli Chahed, space activities in Tunisia, Vienne 08 Fevrier 2010. Р. 27.

[66] Документ ООН: A/AC. 105/C. 2/2013/CRP. 5. Р. 10.

[67] International agreements and other available legal documents relevant to space-related activities. United Nations,Vienna, 1999. Р. 44.

[68] Раздел «Политические и правовые системы» в главе II диссертации.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (10.04.2017)
Просмотров: 201 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%