Перспектива создания такого органа в ОИС рассматривается диссертантом в рамках аналитики SWOT[1] [2].
Среди факторов, обуславливающих ясную перспективу в создании такого агентства, можно отметить:
Схожесть отдельных моментов в вышеперечисленных странах - общие угрозы, интересы и ценности, структурное соответствие, которые определяют контекст
299
связей между странами исламского мира .
Страны-члены ОИС расположены в двух больших географических регионах - от Юго-Восточной Азии до Западной Африки и от Юго-Восточной Европы до севера Южной Америки, которые занимают 22% земной поверхности (на 4-х континен- тах)[3].Следует учитывать природное, климатическое , биологическое разнообразие этих стран, а также их различное место и задачи в космической деятельности.
Интерактивное отношение на основе уравновешенного и «умеренного подхода» как официального метода для стран-членов ОИС, призывающее их к партнёрству на основе гуманных и «умеренных идей» и подготавливающих необходимую
почву для взаимодействия на следующих принципах: принцип международного
301
партнерства и принцип сотрудничества .
Сотрудничество ОИС с ООН, Комитетом по использованию космического пространства в мирных целях, а также с учреждениями ООН, которые участвуют в развитии сотрудничества в области космической деятельности в рамках различных программ, среди которых Международный союз электросвязи (МСЭ), Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО) .
Различный объем капиталовложений государств-членов ОИС и, особенно, каждого из двенадцати, изучаемых в данном исследовании государств, в научнотехническую сферу, в сферу создания инфраструктуры и необходимых механизмов в своих политических и правовых институтах для выполнения международных обязательств и применения принципов МКП.
Коллективные капиталовложения в ISNET, в научно-техническую сферу, в людские ресурсы и обучение в области космической деятельности, в конкурентные преимущества в развитии частной деятельности.
Активное участие большинства стран-членов ОИС в деятельности по подписанию и ратификации договоров в сфере космической деятельности .
Финансовые ресурсы и высокий уровень доходов стран с большими нефтяными, газовыми и другими ресурсами.
Культурное взаимодействие и развитие средств массовой информации между странами-членами ОИС в связи с возрастающей ролью спутников. [4] [5] [6]
10. Экономические и торговые взаимоотношения, сделки с акцентом на создание потенциала и технического сотрудничества в сфере космоса между странами- членами ОИС[7] [8].
Демографический рост населения исламского мира к 2030 г. и его огромные потребности в экономической, социальной, культурной и образовательной сфе-
рах
Однако в реализации данного проекта есть и слабые стороны, а именно: ограничение в ресурсах или, зачастую (в некоторых странах) полное отсутствие таковых, отсутствие навыков, возможностей и вообще экономических средств в ОИС и у его коллективных и индивидуальных членов ISNET.
Для эффективной космической деятельности организации объективно являются препятствием следующие факторы:
1. Возникновение конфликтов на почве религиозных, идеологических, политических, правовых различий, территориальных претензий, отсутствие экономической и политической независимости отдельных государств, наличие их договоров в сфере безопасности с внешними игроками на международной арене, а также конкуренция внутри исламского мира среди стран, участвующих в космической деятельности[9].
2. Отсутствие участия в коллективных программах и проектах и отсутствие единого и ясного видения возможного участия в сотрудничестве и самого сотрудничества в крупных региональных, континентальных, межконтинентальных и мировых программах и проектах.
3. Недооценка потенциала исламских стран в космической деятельности и их коллективной роли в обеспечении мирного использования космического пространства.
4. Дорогостоящие структуры космической деятельности в странах-членах ОИС и отсутствие конкурентоспособности с другими субъектами в этой области.
Отсутствие доступа к объектам и инфраструктуре космического пространства для членов ОИС и особенно для ISNET.
Отсутствие поддержки со стороны лидеров государств-членов крупных космических проектов на региональном, континентальном, межконтинентальном и гло-
307
бальном уровнях .
Внешними факторами, не находящимися под влиянием ОИС и влияющими на ОИС извне, можно полагать международные стандарты и обязательства по применению принципов МКП.
Возможности, связанные с наиболее благоприятными факторами для ОИС, включают в себя:
Участие России, имеющей развитую космическую программу, в качестве страны-наблюдателя в ОИС.
Сотрудничество некоторых членов ОИС с региональными космическими агентствами, отдельными государствами с развитой космической программой, особенно с НАСА[10] [11] [12].
Огромный и растущий мировой рынок продукции космической промыш-
309
ленности .
Уменьшение ограничений и препятствий для доступа к мировым технологиям в космической сфере.
Наличие больших программ и проектов в космической сфере, для выполнения которых необходимо сотрудничество и кооперация.
Предоставление возможностей для использования науки и техники, а также обмен знаниями и техническое обучение по стандартам космической деятельности на основе международных обязательств и принципов в рамках деятельности Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях.
Неблагоприятными внешними факторами для ОИС, которые препятствуют развитию коллективного сотрудничества в организации в сфере космоса и ставят перед ней серьезные проблемы можно считать:
Появление новых технологий в этой сфере, монополия на них со стороны развитых в этой области стран.
Сепаратное сотрудничество некоторых государств-членов ОИС с западными государствами в ущерб интересам других государств-членов ОИС, что содействует разжиганию конфликтов между такими государствами.
Интеграция конкурентов ОИС в космической сфере и резкий рост этой сферы деятельности по всему миру.
Формирование региональных космических агентств и ослабление потенциала стран-членов ОИС в этом вопросе.
Увеличение числа спутников-шпионов в околоземном пространстве.
Развитие коммерческих космических проектов, формирование новой правовой системы без учета потребностей государств, в которых эта сфера деятельности не развита.
Засорение космического пространства в результате космической деятельности.
Таким образом, развитие сотрудничества между государствами-членами ОИС
в космической сфере напрямую связано с созданием космического агентства исламских государств, однако это полностью зависит от политической воли руководителей этих государств.
Решение об участии в космической деятельности ОИС станет не только большим шагом в развитии космической науки и технологий и других смежных областей, но и представит наилучшие возможности для установления международных стандартов по исполнению международных обязательств и применению принципов международного космического права.
Это в состоянии вывести данную организацию на уровень серьёзного мирового участника в космической деятельности.
[1] SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа; возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (см.: Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - № 1 (21). С. 151-157.
[2] Геополитический анализ факторов сотрудничества и расхождения в исламском мире // Журнал политических исследований исламского мира. Ч. 1. Выпуск 2. - 2012. - С. 56-72; Хафез Ниа Мохаммад Реза. Зоргани Сайед Хади. Геополитические исследования сотрудничества в исламском мире // исследования географии человека. Выпуск 80. -2012.
[3] Геополитический анализ факторов сотрудничества и расхождения в исламском мире // Журнал политических исследований исламского мира. Ч. 1. Выпуск 2. -2012.- С. 56-72.
[4] Глава II. Отношение исламских государств к международному праву и международному космическому праву.
[5] Последующий отчет о сотрудничестве ОИК и ООН, OIC-UN Coop Rev.3, Organization of Islamic Cooperation (OIC), Jeddah, Апрель 2012. C. 1-41.
[6] Глава II. Отношение исламских государств к международному праву и международному космическому праву.
[7] List of member states who signed/ratified the different agreements statutes on economic commercial and technical cooperation among OIC member states, OIC/ECO-04/38/2008.
[8] Будущее мирового мусульманского населения, прогнозы на 2010-2030, январь 2011 г.
[9] Hafezniya Mohammad-Reza. The main of Social and Political Sciences, Vol. 2. P. 142-143.
[10] Asli Guveli, Serdar Kiligkaplan. Рейтинг исламских стран с точки зрения их уровня социально-экономического развития. Journal of Economic Cooperation 2000. 21, 1. Р. 97-114.
[11] НАСА заключило 30 договоров с мусульманскими странами. Администратор NASA Чарльз Ф. Американский университет в Каире, 15 Июня, 2010. C. 7.
[12] Космическая индустрия стала одной из крупнейших отраслей промышленности в мире. В перспективе в ближайшие 10-15 лет коммерческий космический сектор станет одним из крупных и высокодоходных на мировом рынке прикладных информационных технологий, важным инструментом решения социальных и экономических задач и источником большого числа рабочих мест для квалифицированных специалистов (см.: Колосов Ю.М., Штодина И.Ю. Некоторые тенденции развития международного космического права. - М.: МГИМО-Университет, 2006. С. 5).
|