При рассмотрении вопроса о космической деятельности во всех государствах- членах ОИС следует учитывать огромную сложность и стоимость такой деятельности, что заметно тормозит соответствующий прогресс.
В реализации задач по устойчивому развитию в освоении космоса ОИС опирается на такие основные факторы: общие принципы прав и обязанностей по отношению к исследованию и использованию космического пространства, доступ к космическим технологиям, укрепление международного сотрудничества в области космической деятельности.
Сам факт подписания большинством государств-членов ОИС основных договоров ООН по космосу свидетельствует о том, что они согласились с основными правами и обязанностями в отношении международного космического права для регулирования космической деятельности. В этом контексте следует понимать и тот факт, что некоторые государства-члены ОИС являются членами Комитета ООН по мирному использованию космического пространства (UNCOPOUS)[1] [2].
Договор по Космосу 1967 и устанавливает общие принципы исследования и использования космического пространства, в настоящее время не существует принципа на равный доступ государств к космическим технологиям и результатам космических исследований. Такой принцип нужен.
Тем не менее, как это отражено в Ст.1 (п.1) Договора 1967 г., преимущества и интересы такого исследования и использования космического пространства должны осуществляться на благо и в интересах всех стран.
Кроме того, в соответствии с этим пунктом, страны должны извлекать выгоду из указанной деятельности, «независимо от степени экономического или научного развития».
Юридически, термины «ради выгоды» и «в интересах» употребляются во всех странах, которые имеют возможность изучать и использовать космическое пространство, и означают не только «на благо» и «в интересах стран». Эти термины действуют и в других странах (в том числе в странах без космических технологических возможностей) в духе международного сотрудничества в попытке расширить доступ к космическим технологиям и их применению в интересах всех стран, включая страны третьего мира.
Однако, Ст. 1 (п. 1) утверждает общий принцип, который сформулирован нечётко. Следовательно, он не может быть легко реализован на практике.
Более того, космические державы обычно предоставляют техническую помощь (к примеру, оборудование и другие услуги) странам третьего мира, основанную на возмещении. Однако, они не передают секреты технологий. Если страны- союзники ОИС хотят разорвать замкнутый круг технологической зависимости, а также хотят открытий в космической области от несвязанных со странами ОИС державами, они должны объединить свои усилия для исследования и развития космических технологий, которые могут быть использоваться в использовании космического пространства в мирных целях.
И, наконец, существует весьма важный документ (хотя и относящийся к «мягкому праву») - Декларация ГА ООН 1996г . Цель Декларации: поддержка нынеш
него международного сотрудничества в области космической деятельности, в который входят поддержка развития космической науки и техники, их применения; способствование развитию соответствующих и надлежащих возможностей в космиче-
ской отрасли в заинтересованных государствах; способствование обмену знаниями и
313
технологиями между странами .
Странам-союзникам ОИС, как не космическим державам, а, в основном, развивающимся странам, следует рассмотреть и уделить большое значение международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства для мирных целей.
Международное сотрудничество в сфере космоса очень важно для того, чтобы страны ОИС могли участвовать в мирной космической деятельности. Это сотрудничество и соответствующие документы должны гарантировать, чтобы все страны - члены ОИС имели доступ к технологиям для исследования и использования космического пространства, независимо от степени их экономического, социального, научно-технологического развития.
Хотя государства - члены ОИС сотрудничают в космической деятельности не только между собой, но и с другими государства и организациями, это не удовлетворяет их потребности в достаточной мере для развития устойчивой космической отрасли, отмечаются недостаток знаний о космосе, а также компьютерного оборудования и программного обеспечения, нехватка опытного персонала.
Соответствующие исследования должны строиться на позитивных результатах совместных крупномасштабных космических систем в мире, при объединении ресурсов распределения расходов и прибыли, обеспечивающих доступ к необходимому оборудованию, к технологиям и опыту, а также увеличению внутренней поддержки космических программ.
Национальные институты, ответственные за космическую деятельность или исследования, должны быть официально учреждены или укреплены таким образом, чтобы работать в совместной сети.
При изучении возможности создания институтов ОИС для развития космической деятельности, ОИС следует внимательно изучить позитивный опыт других [3]
«космически» организаций, например, Европейского Космического Агентства (ЕКА), о котором говорилось выше.
Предполагается, что Межисламская сеть по космической науке и технологиям обладает наибольшим потенциалом в сфере коллективной космической деятельности, а также является важнейшим и лучшим плацдармом, необходимым для дальнейшего учреждения специального агентства по космосу.
Но надо сказать, что ISNET в период своей деятельности с 1987 г. до настоящего времени, то есть почти за три десятилетия, оказалась неспособной донести до стран-членов ОИС конкретные результаты в практическом исследовании и использовании космического пространства.
Основная проблема ISNET лежит в самой ее природе. Она является по своей сути символом коллективного сотрудничества, служит укреплению национальной безопасности, развитию экономики, науки и техники. Но, как упоминалось, ISNET- организация некоммерческая и неполитическая, которая, по идее её создателей, должна способствовать достижению больших научных результатов, развитию производства на основе использования новейших технологий, обмену национальными научно-техническими продуктами стран-членов. Однако неспособность конкурировать с другими аналогичными межгосударственными организациями не дали ожидаемых результатов.
Другая основная проблема здесь состоит в далеко не полном использовании потенциала таких структур ОИС, как: Постоянный комитет по экономическому и торговому сотрудничеству ОИС (СОМСЕС); Постоянный комитет по вопросам информации и культуры (COMIAC); Телерадиовещание исламских государств; Исламский банк развития (IDB) - международная финансовая организация, расположенная в Джидде (Саудовская Аравия)[4].
[1] См.: ГЛАВА I.
[2] Документ ООН A/AC. 105/L. 259.
[3] Там же.
[4] Например, в сфере высшего образования, технологий и права юридическое образование занимает особое место, ISNET может использовать сеть виртуальных ВУЗов исламского мира (КОМСТЕК Межисламская сеть виртуальных университетов -CINVU), список которых был утвержден в соответствии с 14-м заседанием Генеральной Ассамблеи Постоянного комитета по научно-техническому сотрудничеству (COMSTECH) при ОИС, которая состоялась 13 января 2011 г. в столице Пакистана .
Координаторы COMSTECH 8 февраля 2012 г. официально открыли CINVU в университете «Пайаме нур» в г. Тегеране, который является постоянным секретариатом виртуальной сети.
Страны-члены ОИС, таким образом, с установлением такой сети будут иметь доступ к научному обмену, образовательным и исследовательским центрам стран-участниц и смогут расширить с помощью этого метода область выполнения различных проектов. Университеты, которые представят свою образовательную деятельность и проекты в электронной системе исламского мира, также смогут стать членами этой виртуальной сети, и в этой сети кроме интернет - поставщиков, появятся библиотечные залы, звуковые студии и виртуальные классы. COMSTECH Inter Islamic Network on Virtual Universities (CINVU) [электронный ресурс]. Режим доступа:/^Рр://ати.пе1АМ see Noichim C .The Asean Space Organization.PP.154-198.
|