Этимология слова франчайзинг происходит от английского языка «franchising», что в переводе означает привилегию либо право [40, с. 213].
Одного точного понятия франчайзинга в природе не существует. У каждого учёного свои формулировки, которые имеют право на существование.
Если объяснять простым языком, франчайзинг — это есть «аренда» брендового знака [50]. Использование франшизы в Беларуси регламентируется договором комплексной предпринимательской лицензии между франчайзером (предоставитель франшизы) и франчайзи (получатель франшизы).
Например, в соседней России договор франчайзинга называют договором коммерческой концессии. В Беларуси, повторимся, это договор комплексной предпринимательской лицензии.
Содержание условий договора франчайзинга может быть разным по сложности, может содержать мельчайшие подробности использования бренда [2].
Договором комплексной предпринимательской лицензии устанавливается сумма отчислений за право использования франшизы (эти отчисления могут быть фиксированными, единоразовыми за временной период, либо могут являться процентом от продаж).
Подобных требований об отчислениях может и не быть, но тогда пользователь обязуется покупать у правообладателя некоторое количество товаров, работ, услуг.
Дополнительным пунктом договоров франчайзинга могут служить критерии использования брендового знака. Такие требования могут быть как очень несложными (например, пользователь имеет право использовать бренд в определённой отрасли), так и суровыми (к примеру, пользователь обязуется использовать технические устройства в торговой точке в точном соответствии с установленными требованиями правообладателя начиная от размеров и цвета полок, заканчивая униформой работников).
Профессор Ф. Коттлер выделяет следующие отличительные особенности франчайзинга, зная которые мы с точностью сможем отличить франчайзинг от других правовых институтов [50]:
Правообладатель получает выплаты за использование собственного бренда;
Пользователь оплачивает начальный взнос за право быть частью организации (роялти);
• Правообладатель обеспечивает пользователя полнофункциональной системой осуществления предпринимательской деятельности.
Франчайзинг, или по-другому франшиза, означает на английском языке слово «лицензия». Это вид отношений между субъектами рыночных отношений, характеризующийся передачей от одной стороны (правообладатель) за плату, другой стороне (пользователю) право осуществлять предпринимательскую деятельность, с готовыми инструментами его ведения [13, с. 106].
рисунок 1
Такая передача по договору является развитой формой лицензирования, суть которой состоит в том, что одна сторона, правообладатель, предоставляет другой стороне, называемой пользователь, право на возмездные действия от собственного имени, используя при этом товарные знаки и/или бренды правообладателя [14].
Цель правообладателя заключается в получении прибыли. За исключением этого, правообладатель может иметь прочие цели, такие как присутствие на рынке какой-либо страны торговой марки правообладателя и т. п.
В нынешнее время в Беларуси уже никого не удивишь продукцией, с товарными знаками таких организаций как «Кока-Кола», «Найки», «Папа
Джонс» и прочих. А ведь эти бренды появились в нашей стране благодаря договору комплексной предпринимательской лицензии [23].
Эти брендовые наименования, «Папа Джонс», «Найки» и др., с положительной стороны ассоциируются у нас с зарубежным учредителем, имеющим достаточно высокую репутацию. Видя подобные бренды, человек знает, что за ними стоит точно не низкое качество продукции и оказываемых услуг.
Одним из самых продуктивных каналов распространения товаров внутри зарубежных стран и по всему миру, является не для всех известный франчайзинг [47].
Действительно небольшое количество людей могут ясно рассказать что же такое франчайзинг. Для тех, кто знаком с франчайзингом, будет новостью то, что в Соединенных Штатах одна из двух организаций малого предпринимательства осуществляет свою деятельность по договору
франчайзинга [50].
Этот факт является прямым свидетельством популярности франчайзинга за рубежом.
Договор франчайзинга это отражение системы человеческих связей, в которой фигурируют как минимум два контрагента [41]. Франчайзинг характеризуется тем, что конечный потребитель обычно не может отличить точку франчайзинга от организации-правообладателя. Чаще он не будет знать или задумываться откуда, и благодаря какому договору появился бренд «Папа Джонс» в Минске.
В Республике Беларусь произвести товар очень сложно. Кроме того есть ряд препятствий, таких как организация сбыта с целью получения как можно большего количества прибыли от продаж.
Как раз, именно институт франчайзинга является одним из эффективнейших вариантов осуществления разного рода предпринимательской деятельности. Он обеспечивает дополнительную прибыль и оказывает содействие в продвижении на рынки: работ, товаров и услуг, которые производит или продает правообладатель, с одной стороны, а с другой - предоставляет возможность молодым предпринимателям перенимать соответствующий опыт, в том числе по руководству и организацией сложных процессов предпринимательской деятельности у организаций-лидеров.
Со временем скорость процесса обучения тем или иным механизмам ведения производства максимизируется, и создаются предпосылки для высокой эффективности и результативности ведения предпринимательской деятельности, к чему и стремятся все субъекты, задействованные в данных процессах.
Объектом договора франчайзинга выступает франшиза. Это есть комплекс благ, включающий в себя права пользования торговым знаком, или брендом [17]. Сюда относится модель организации правообладателя, и другие блага, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности.
Теперь перейдём к истории, и попытаемся проследить становление института франчайзинга благодаря историческим материалам.
Конец девятнадцатого века. Первое упоминание франчайзинговой схемы, по которой работали германские пивовары. Они предоставляли разрешения только определенным питейным заведениям эксклюзивно торговать их напитком [21, с. 22].
Власти города не отставали от мастеров пивоварения, и предоставляли права монопольных франшиз транспортировщикам с улиц, а также на использование инженерных канализационных систем, водо- и газоснабжения, а вслед за тем и электроснабжения [21, c. 22]. Но само становление именно коммерческого строя франчайзинга произошло в Соединенных Штатах.
Франчайзинговые отношения возникли в Америке в девятнадцатом начале двадцатого века. Наиболее известными для широкого круга людей примерами являются организация по производству устройств для пошива «Зингер», «Дженералс Моторс», «McDonalds» и «Coca-Cola» [50].
Историю развития франчайзинга можно рассматривать в двух направлениях. Первое — развитие франчайзинга услуг. Второе — развитие франчайзинга товаров.
Крупный рывок в развитии именно коммерческого института франчайзинга произошел в Северной Америке, где франчайзинг после Гражданской войны впервые стал использоваться американской организацией по производству устройств для пошива «Зингер», её основателем Исааком Зингером (родоначальник современного франчайзинга).
Проблема заключалась в том, что женщины (целевая аудитория машинок Зингер), с неохотой приобретали новые механические устройства, а создание сети собственных продавцов на немалых территориях Северной Америки предписывало «Зингеру» значительные траты материальных ресурсов.
Ситуация была решена месяц спустя, как только обладатель бренда стал реализовывать право на продажу, а так же на сервис машинок для шитья организации на разных территориях свободным продавцам.
Продавцы покупали швейные машинки в два раза дешевле, за 60$, а продавали их в два раза дороже, по 120$. Хотя такая система и прекратила свое существование к концу века, все же многие производители благодаря ей успели стать состоятельными, а передовые предприниматели открыли для себя дополнительную возможность повысить конкурентоспособность благодаря резкому расширению рынка продаж. Наиболее быстро франчайзинг развивался в Соединенных Штатах в 50-60-е годы [50].
Скорому развитию способствовало принятие в Соединенных Штатах нормативно-правового акта о товарном знаке, ведь приобретая право на использование брендового наименования и знака популярного учредителя, пользователь автоматически перенимал его авторитет. Товары и услуги вседневных потребностей и сервисы мгновенного обслуживания стали основой предпринимательства многих организаций, работавших на условиях договора франчайзинга.
Одна из первых популярных франчайзинговых технологий и решений была внедрена корпорацией «Дженерал Моторс» [50].
В 1898 году корпорация «Джи Эм», не имеющая обязательного количества денежных средств, нужного для открытия пунктов продаж, начала продавать двигатели на пару через уже всем известную дилерскую систему.
Эта система до сих пор является главным видом реализации машин. Одними из первых франчайзеров были собственники торговых точек по реализации велосипедного транспорта и торговых точек по продаже товаров промышленного назначения [50].
Во многих странах стремительно начала формироваться франчайзинговая система основания отелей и ресторанного предпринимательства. Всему этому поспособствовало появление в Соединенных Штатах законодательства о товарном знаке, в соответствии с которым, организация-производитель сферы услуг или товаров, обладающее среди конкурентов собственным уникальным торговым предложением, немалой репутацией качества обслуживания на определенных условиях приобретало торговую марку (бренд или торговый знак), о котором упоминалось выше.
Собственником брендового логотипа могли быть выданы лицензии другим организациям на некоторое время, в течение которого собственник контролирует качество услуг и продукции, реализуемой под его брендовым знаком, что как раз и является франчайзингом.
Продажа сторонним организациям возможности нахождения под своим товарным знаком, под многогранным надзором и под охраной такого законодательства давала возможность собственнику увеличить географию своей организации без больших материальных трат.
В 1920-1930 г. в Соединённых Штатах идея франчайзинга, как формы осуществления предпринимательской деятельности перешла в сторону отношений: оптовик — розничный продавец. Оптовый продавец (или правообладатель) предоставлял шанс небольшим розничным торгующим командам получать добавочную выгоду от присутствия системы скидок, использовать бренд организации и при этом сохранять свою самостоятельность.
С 1930 г. в Северной Америке после окончания кризиса в экономике организации, специализировавшиеся на нефтепереработке, перешли на систему управления собственными станциями заправки как франчайзинговыми единицами. Предоставляя в аренду бензоколонки для пользователей, такие корпорации получали ренту и могли распространять деловой образ организации, в то время как пользователи могли применять систему фиксированных расценок на основании местных условий.
В 1945 г. Рэй Крок, в дальнейшем собственник сети закусочных Мак Дональдс, договорился с владельцем популярного ресторана и спустя две недели получил лицензию на возможность покупки и продажи заведений такого же типа [50]. В 1955 году Рэй Крок создал именитый «Макдональдс», который уже считается прародителем современного франчайзинга в нынешнем виде, когда одновременно с франшизой выдается полнофункциональная система ведения предпринимательской деятельности.
До 1950 г. большая часть организаций, заключавших договора франчайзинга, рассматривали его как перспективный способ реализации продукции и предоставления услуг. Всё это есть образцы традиционного франчайзинга.
Основанная в 1977 году Британская ассоциация франчайзинга (BFА) трактует франшизу как контрольную лицензию, которая выдается одним субъектом (правообладателем) другому лицу (пользователю), которая:
Предоставляет право или ограничивает пользователя осуществлять деятельность на протяжении договора франчайзинга, используя эксклюзивное название ассоциируемое или принадлежащее правообладателю;
Наделяет правом правообладателя контролировать в течение всего периода франшизы качество осуществления предпринимательской деятельности, являющегося предметом франшизы;
Обременяет правообладателя оказывать пользователю всевозможную помощь при осуществлении деятельности, являющейся предметом франшизы (помощь в становлении производства, информирование работников, управление продажами и т. д.);
Обязывает пользователя на постоянной основе в течение действия договора франчайзинга отчислять правообладателю часть денежных активов на оплату продукции, услуг, предоставляемых правообладателем для пользователя;
Не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней организацией или между частным лицом и компанией, контролируемой им [50].
В Законе Англии 1986 года «О финансовых услугах» франчайзинг трактовали как сделку на возможность осуществления льготной предпринимательской деятельности. Согласно этому акту, лицо получает доход, при этом пользуется предоставленной возможностью применять бренд, оформление или другие предметы интеллектуальной собственности либо авторитет, ассоциируемый с правообладателем [50].
Положение франчайзинговых организаций с начала 80-х годов, в период президентства Р. Рейгана, в Соединенных Штатах переживало подъем экономики. В американских журналах приводились такие статистические данные: в эти годы в Соединенных Штатах каждые шесть минут
открывалось франчайзинговая организация [50].
Рост множества организаций, работавших по договору франчайзинга, имел некоторые недостатки, большую часть которых связывали с тем, что некоторые правообладатели желали реализовать больше лицензий пользователям, чем позволяло увеличение объемов продаж продукции и услуг гражданам, а также потенциала обучения и помощи для пользователей.
Эти правовые допущения постепенно сформировали судебную практику Соединенных Штатов в данной области.
К тому времени франчайзинг создает тринадцать процентов национального богатства в ВНП, это в три раза выше, чем реализация автотранспорта. Как гарант рабочих мест, франчайзинг представляет более чем семь миллионов рабочих мест, когда большинство из них для низко квалифицированных рабочих, у которых не было другой возможности найти работу [50].
Таким образом, Американский франчайзинг, набравшись практического опыта, направился за пределы родной страны, для продолжения своего развития на еще не переполненных торговых площадках. В итоге некоторые организации продали свои франшизы за пределами страны, а некоторые из них более быстрыми темпами уже распространяют международные сети по всему миру.
В соседней России институт франчайзинга появился лишь в 90-х годах. Одним из родоначальников такого рынка, в 1997 году стала франшиза «Сбарро».
В этом году начала плодотворную работу группа организаций «sport- master». Именно он привёл в Российскую Федерацию популярные для многих иностранные бренды одежды (Кеттлер, Коламбия, и другие), и начал создавать собственные магазины (Футерра, Sportlands). Благоприятно росла и франшиза оператора туров «ВКО тревел» [50].
В 2003 году была организована начальная знаменательная выставка франшиз Байбренд Экспо. На тот момент на территории страны существует десять, либо пятнадцать франчайзинговых организаций.
В 2004 г. в РФ появились франчайзинговые организации «Села» и «Сабвэй». В этот же год вышел в свет журнал «Франчайзинг в России».
Кризис 2008 г. значительно повлиял на субъектов рынка франчайзинга не только России, но и по всем соседним странам, Беларуси и Украине — в течение 2008-2009 г. большинство организаций либо прекратило франчайзинговую деятельность, либо ушла с рынков России, Беларуси и Украины [8].
Если вернуться к Макдональдс, то для многих будет новостью, что, лишь 15 % сети закусочных Макдональдс в мире принадлежат самой организации, основанной Реем Кроком; все другие являются собственностью национальных распространителей (пользователей). Условия по договору франчайзинга у Макдональдс очень суровые — их договором регламентируются такие детали, как палитра цветов и величина мебели.
Бурное развитие франчайзинга наблюдается во многих странах. Эта тенденция стабильно растёт, лишь замедляясь во времена экономических кризисов [27, с. 67].
Таким образом, можно сделать общий вывод, что данная тема очень перспективна, интересна и полезна для исследований. Если договор франчайзинга показал себя с положительной стороны за рубежом, что подтверждают исторические и статистические данные, — то, скорее всего этот институт окажет положительное влияние на экономику нашей страны в долгосрочной перспективе [46].
Но делать прогнозы ещё рано. Так как страны разные, экономики разные, и главное разные люди. Да, сходства всегда есть, но мелкие детали в своей совокупности обычно выливаются в большие, существенные отличия.
|