Итак, бюджет – это основа любого государства, именно благодаря заложенным в бюджете средствам определяются возможности государства на ближайший год.
Следовательно, подобное планирование и есть основа последующего качественного и количественного использования средств.
Бюджетное планирование - это комплекс организаций-но-технических, методических и методологических мероприятий на таких стадиях бюджетного процесса как составление, рассмотрение и утверждение бюджетов для определения объемов в и источников формирования и направлений использования бюджетных ресурсов государства с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития обществ.
Важно отметить, что на данном этапе развития российского общества наблюдается негативная динамика увеличения количества нуждающихся граждан. Показатели Таблицы 1 дают основания считать, что уровень жизни людей падает, в то время как цены растут и обнищание населения не преодолимо.
Таблица 1
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
Дефицит денежного дохода:
Величина прожиточного минимума рублей в месяц; до 1998 г. – тыс. руб.
млн. человек
в процентах от общей численности населения
млрд. руб. (до 1998 г. - трлн. руб.)
в процентах от общего объема денежных доходов населения
1992
49,3
33,5
0,4
6,2
1,9
1993
46,1
31,3
4,3
5,4
20,6
1994
32,9
22,4
11,1
3,1
86,6
1995
36,5
24,8
34,9
3,9
264,1
1996
32,5
22,1
42,8
3,2
369,4
1997
30,5
20,8
46,2
2,8
411,2
1998
34,3
23,4
61,5
3,5
493,3
1999
41,6
28,4
141,3
4,9
907,8
2000
42,3
29,0
199,2
5,0
1210
2001
40,0
27,5
238,6
4,5
1500
2002
35,6
24,6
250,5
3,7
1808
2003
29,3
20,3
235,3
2,6
2112
2004
25,2
17,6
225,7
2,1
2376
2005
25,4
17,8
288,7
2,1
3018
2006
21,6
15,2
277,1
1,6
3422
2007
18,8
13,3
272,1
1,3
3847
2008
19,0
13,4
326,7
1,3
4593
2009
18,4
13,0
354,8
1,2
5153
2010
17,7
12,5
375,0
1,2
5688
2011
17,9
12,7
424,1
1,2
6369
2012
15,4
10,7
370,5
0,9
6510
2013
15,5
10,8
417,9
0,9
7306
2014
16,1
11,2
478,7
1,0
8050
Источник: оценка на основании данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения.
Бюджетное планирование является составляющей общегосударственного экономического планирования и занимает центральное место в финансовом планировании. От уровня сбалансированности бюджета на стадии планирования, точности экономичным них и социальных прогнозов зависит стабильность функционирования бюджетной сферы и уровень исполнения программ в течение будущего бюджетного периоду.[1]
Государство использует бюджетное планирование для обеспечения эффективного функционирования бюджетной системы Оно имеет следующие особенности:
- объектом бюджетного планирования выступают бюджетные ресурсы государства;
- субъектами являются органы государственной власти и управления и местного самоуправления;
- предметной области (сфере применения) бюджетного планирования являются бюджетные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и связанные с формированием и использования финансовых ресурсов государства на всех стадиях воспроизводственных процессов;
- в процессе бюджетного планирования обеспечиваются необходимые финансовые пропорции согласно прогнозам экономического и социального развития, устанавливаются прямые связи предприятий и организаций обладающих необходимыми формами собственности с бюджетом на плановый период;
- с помощью бюджетного планирования создается надлежащая финансовая база, определяются параметры и конкретные механизмы реализации программ социальной защиты населения;
- бюджетное планирование основывается на денежной оценке бюджета, что позволяет определять эффективные варианты финансового обеспечения прогнозных показателей социально-экономического развития;
- бюджетное планирование является действенным инструментом бюджетной политики государства.[2]
Эффективное использование бюджетного планирования в обществе зависит от качества выполнения задач, стоящих перед ним на всех стадиях бюджетного процесса Важнейшими среди них являются:
- формирование важнейших народнохозяйственных пропорций развития экономики на плановый период;
- определение рациональных путей бюджетного обеспечения предполагаемого уровня социально-экономического развития на основе эффективного использования имеющихся в обществе ресурсов;
- выявление резервов в отраслях экономики и направления их на выполнение плана экономического и социального развития;
- установление рациональных форм мобилизации денежных поступлений по отдельным источникам и формирование доходов бюджетов с учетом резервов их увеличения;
- рациональное распределение расходов государственного бюджета между отдельными звеньями бюджетной системы и сбалансирования бюджетов низшего уровня
Конечным результатом процесса бюджетного планирования является совокупность решений и бюджетных показателей в виде государственного и сводного бюджетов с учетом изменений, произошедших или ожидаются в бюджетной сфере[3].
Внедрение программного бюджета в настоящий период получило повышенное значение, поскольку сложности, связанные с формированием доходной части бюджета подталкивают к поиску инноваций построения бюджета, имеющихся в мировой практике. В этой связи, программный бюджет представляет собой одну из лучших практик в достижении эффективной бюджетной политики. Переход на программное формирование бюджета позволяет повысить прозрачность и результативность государственных расходов, сосредоточить все инструменты, которыми располагает государство для развития экономики в рамках государственных программ.
Основанием для разработки государственных программ РФ является их перечень, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. No1950-р.
Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально - экономического раз вития и безопасности[4].
Можно выделить общие принципы разработки и реализации государственных программ:
● государственная программа формируется из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
● определяется орган исполнительной власти, который отвечает за реализацию и достижение конечных результатов государственной программы;
● устанавливаются результаты государственной программы, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и объемы и качество оказания государственных услуг;
● в государственные программы включаются все сферы деятельности органов исполнительной власти и, следовательно, распределяется большая часть бюджетных ассигнований и других ресурсов, которые находятся в распоряжении органов;
● органы исполнительной власти по управлению государственных программ должны наделяться полномочиями, которые необходимы и достаточны для достижения целей и задач программ;
● должна проводиться постоянная оценка результативности и эффективности реализации государственных программ.
Государственная программа должна содержать в себе:
● паспорт программы;
● ответственного исполнителя и соисполнителя программы;
● подпрограммы программы;
● программно-целевые инструменты;
● цели и задачи программы;
● целевые индикаторы и показатели программы;
● этапы и сроки реализации программы;
● объемы бюджетных ассигнований программы;
● ожидаемые результаты реализации программы[5]. (см. Приложение 1)
В то же время, необходимо учитывать и то, что Правительство постоянно занимается прогнозированием и проектированием бюджета.
Проект бюджета - финансового плана на среднесрочный период (три года) содержит такие параметры, как: прогнозируемый общий объем доходов соответствующего бюджета; объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам (например, 07 «Образование»), подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета; распределение трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций); нормативы отчислений от налоговых доходов в соответствующие бюджеты; дефицит (профицит) бюджета; верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга.
Показатели среднесрочного финансового плана (бюджета) могут быть изменены при разработке и утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу ориентируется на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. При этом внимание сосредоточивается на решении следующих основных задач:
превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования, включая снижение инфляции до трех-четырех процентов в год. Этому должно способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени;
обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
дальнейшее удлинение бюджетного планирования;
в основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств;
проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к улучшению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов; главные распорядители бюджетных средств должны быть наделены полномочиями самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг; в сферах, где это целесообразно, необходимо внедрение форм финансирования, обеспечивающих увязку между результатами деятельности учреждений и суммой выделяемых ему средств; Правительству РФ следует принять меры по реализации системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования с учетом результатов проводимых экспериментов в ряде субъектов РФ; бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения показателей задания;
повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы;
должно быть уделено особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию[6].
Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления производственным процессом.
Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетноаналитический, экономико-математические, графоаналитический и программноцелевые.
Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.
Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.
Гоафоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция отдельных помещений гостиницы, освоение нового оборудования и др.
Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черта программы — ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель — стратегические и тактические цели — программы работ) составляется граф типа «дерево целей» — исходная база для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления.
Таким образом, можно заключить, что современная система планирования бюджета основывается не только на перечисляемых в казну налогов, но так же на доходы от использования госсобственности или других источников. Кроме того, важно подчеркнуть, что государственный бюджет распределяется с целью реализации наиболее перспективных и нуждающихся в поддержке проектов. В то же время государственный бюджет реализуется в соответствие с рядом функций, по контролю и обеспечению государственных объектов.
Кроме того, на современном этапе государственный бюджет действует в соответствие с рядом принципов, которые основываются на экономии, рентабельности и функциональности распределения средств.
Следовательно, государственный бюджет направлен на улучшение жизни общества, а с этой целью государство создает специальные проекты – государственные программы, которые и позволяют говорить о Российской Федерации, как о социальном государстве – стране, которая заботится об интересах своих граждан.
[1] Александров И.М. Бюджетная система РФ// http://knigi.news/ekonomika/metodyi-byudjetnogo-regulirovaniya-15835.html
[2] Бюджетная система России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юнити,2010 г.
[3] Сущность бюджетного планирования// http://uchebnikionline.com/ekonomika/byudzhetniy_menedzhment_-_pankevich_lv/byudzhetne_planuvannya-2.htm
[4] Маркова А.А. Разработка и реализация государственных программ РФ//Науковеденье. 2013. №6 (19) с.8-16
[5] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. №588// / http://base.garant.ru
[6] Бюджетное прогнозирование// http://www.ug.ru/archive/32339
|