На начало апреля 2016 года российское правительство разрабатывает и поддерживает 45 программ, из которых фактически имеют силу только 40, так как 2 программы еще не задействованы и находятся в стадии рассмотрения, а 3 программы в этом году завершились(как программа Управления федеральным имуществом).
В проекте у правительства на сегодняшний день стоят проекты по обеспечению обороноспособности страны и по развитию пенсионной системы. Но по факту, обе программы находятся в постоянной доработке, развитию, так как они предполагают не только обеспечение населения, но так же и развитие системы жизнедеятельности самого государства.
Но по факту, нет ничего более значимого, чем следующие уже утвержденные и имеющие срок длительности около 20 лет. Однако, осведомленность граждан по вопросу проводимых правительством программ недостаточна. Важно подчеркнуть, что в этом нет вины правительства, так как все программы есть в свободном доступе и через Интернет-ресурсы, сегодня вполне реально получить необходимую информацию. Но сами люди не заинтересованы в изучении государственных программ, что связано, в первую очередь, с существующим общественно-правовым нигилизмом, который и не дает значительным народным массам ознакомиться с предлагаемыми государством услугами и мероприятиями социальной поддержки.
По масштабам разработки и реализации государственных целевых программах делятся:
- на общегосударственные программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его регионов;
- программы для решения отдельных проблем развития экономики, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц[1].
По своей направленности государственные целевые программы есть таких видов:
- экономические, целью которых является решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышения его эффективности и качественных характеристик, обеспечения ресурсосбережения, создание новых производств
- программы регионального развития, имеющих государственное значение;
- научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук;
- научно-технические, разрабатываемых для решения важнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентоспособной продукции;
- социальные, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиление социальной защиты населения, улучшение условий труда, развитие здравоохранения и прч.
- национально-культурные, направленные на решение проблем национально-культурного развития, сохранения национально-культурного наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека;
- экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера и ликвидация их последствий;
- оборонительные, которые разрабатываются с целью усиления обороноспособности государства;
- правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности.
По срокам реализации государственных целевых программах классифицируются:
- на долгосрочные, срок реализации которых от 10 до 20 лет;
- среднесрочные, срок реализации которых от 1 до 10 лет;
- краткосрочные, срок реализации которых до 1 года.[2]
Итак, стратегия социально-экономического развития РФ основывается на формировании документационной базы, которая лежит в основе стратегического планирования развития государства. Важными документами являются программы по социально-экономической поддержки, в соответствие с которыми люди так же должны предоставлять документы для подтверждения необходимости в помощи.
Кроме того, сами программы разрабатываются только после того как будет произведен прогноз социально-экономического развития РФ. Важно учитывать, что подобного рода прогнозы проводятся на длительный срок – от 1 года до 20 лет и при необходимости будут продлеваться для дальнейшего обеспечения различных сфер жизни общества поддержкой и необходимыми ресурсами.
Кроме того, бюджетные программы это и есть основные направления бюджетной политики страны.
Государственная программа Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально - экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации[3].
Необходимо еще раз подчеркнуть, что сущность государственных программ развития тех или иных отраслей жизни основывается на выборе направления, целей, которые ставят перед собой разработчики, а так же будет зависеть от научно-технической базы, которая потребуется для разработки самой программы и ее дальнейшей реализации. Так же сущность будет зависеть от предпринятых мер, просчитанных рисков и сроков, на которые будет рассчитана программа.
Таким образом, развитие государственных программ нуждается в нормативном закреплении. Нормативно-правовая и методическая база для разработки государственных программ Российской Федерации опирается на следующие нормы: Бюджетный кодекс РФ; Федеральный закон о бюджете; Федеральный закон о государственных внебюджетных фондах; Федеральный закон от 25 июня 2014 г. № 172 - ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Перечень государственных программ РФ (распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р); Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (постановление правительства РФ от 19.04.2005 № 239); Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ (постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588); Порядок разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ (постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594); Методические указания по разработке и реализации государственных программ РФ (приказ Минэкономразвития РФ от 20.11.2013 № 690)[4].
Подпрограмма представляет собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащая ведомственные целевые программы и основные мероприятия. (Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» от 20 ноября 2013 г. №690)[5].
Федеральная целевая программа представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-
экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики. (Постановление Правительства Российской Федерации «.....Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация...» от 26 июня 1995 г. № 594)[6]
Ведомственная целевая программа является документом, содержащим комплекс скоординированных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы, а также измеряемые целевые индикаторы. (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»). В целях формирования эффективной бюджетной системы осуществляется переход к программно-целевому методу финансирования государственных расходов. Государственные программы Российской Федерации в данном процессе призваны обеспечить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики[7].
Интересны, в данном ключе изучения вопроса, цели программ, которые будут преследовать, как создатели, так и реализаторы программы. Цели подпрограмм должны соотносится с целями госпрограммы и соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации подпрограммы, в т.ч.:
- концепции долгосрочного социального экономического развития РФ,
- основным направлениям деятельности Правительства РФ на среднесрочный период,
- посланиям Президента РФ Федеральному Собранию РФ,
- отраслевым документам государственного стратегического планирования
- иным стратегическим документам и определять конечные результаты их реализации[8].
С другой стороны, необходимо учитывать необходимые условия для реализации и разработки программ, которым следуют разработчика (т.е. правительство):
1) В число используемых показателей должны включаться показатели, которые очевидным образом количественно характеризуют прогресс в достижении цели или решении задачи подпрограммы и охватывают все существенные аспекты;
2) Необходимо привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов), а также оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение;
3) Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, которые удовлетворяют одному из следующих условий:
- рассчитывается по методикам, принятым международными организациями и ссылка на открытый источник публикации показателя
- определяется исходя из данных государственного (федерального) статистического наблюдения
- рассчитывается на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения по определенной методике (формуле)
4) Для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год;
5) Характеристика основных мероприятий подпрограммы содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате их реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы;
6) Набор основных мероприятий подпрограммы должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы с учетом реализации предусмотренных в рамках подпрограммы мер государственного и правового регулирования;
7) При формировании набора основных мероприятий необходимо обеспечить выделение контрольных событий государственной программы в рамках их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий в течение года;
8) Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы;
9) Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения их наименований в целевых статьях расходов федерального бюджета;
10) Характеристика мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы (налоговые, таможенные, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования) включает обоснование необходимости и оценку результатов их применения (в том числе финансовую);
11) Если результаты введения мер государственного регулирования приводят к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы РФ и (или) увеличению долговых обязательств РФ, например по предоставлению государственных гарантий РФ, то приводится финансовая оценка таких мер
12) Необходимо указывать те же самые меры государственного регулирования, что и сформулированные в тексте программы, таблицах 2 и 3 и текстах подпрограмм;
13) При оценке влияния результатов применения мер государственного регулирования могут использоваться:
- данные финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов, содержащих меры государственного регулирования и результаты ОРВ указанных проектов нормативных правовых актов
- предложения, представленные в рамках проведения общественного обсуждения проекта государственной программы
- фактические данные о влиянии аналогичных мер гос. регулирования в сфере реализации гос. программы либо в других секторах экономики
- результаты ОРВ аналогичных актов
- оценки последствий реализации предлагаемых мер гос. регулирования;
14) В рамках обоснования объема финансовых ресурсов (указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой), необходимых для реализации подпрограммы, дается оценка степени влияния выделения дополнительных объемов средств федерального бюджета на показатели подпрограммы, сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий;
15) При обосновании объема финансовых ресурсов указываются реквизиты решений о выделении бюджетных средств на реализацию основных мероприятий в соответствии с решениями президента РФ или Правительства РФ (номер и дата постановления Правительства РФ, поручения Президента РФ или Председателя Правительства РФ)[9].
Разрабатываемые или дорабатываемые отраслевые стратегии в обязательном порядке должны сопровождаться разработкой или доработкой соответствующих государственных подпрограмм. Сформулированные задачи подпрограммы должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы предусматривает:
- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации подпрограммы
- качественную и количественную оценку факторов рисков
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации подпрограммы
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации подпрограммы приводятся:
- меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов),
- мероприятия подпрограмм, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию,
- мероприятия по управлению реализацией подпрограммы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию гос. программы.[10]
На федеральном уровне установлен перечень приоритетных проблем подлежащих программной разработке. В него входят:
- социальное развитие, включая повышение экологической безопасности;
- поддержка эффективных и свертывание бесперспективных и устаревших производств;
- развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований;
- эффективное использование ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала;
- сбалансированность производства и платежеспособного спроса;
- диверсификация экспортного потенциала.
Для решения особо важных общегосударственных задач целевым программам присваивается статус президентских программ, инициатором их выступает Президент РФ. В ряде случаев статус президентской может получить уже утвержденная программа. Координацию реализации президентских программ осуществляет Центр президентских программ Администрации Президента РФ.
Органы исполнительской власти РФ и субъектов РФ принимают участие в постановке проблем и обосновании необходимости их решения на основе программ под патронажем и по поручению Президента РФ. По поручению Президента РФ Центр проводит экспертизу представленных проектов программ. Прошедшие экспертизу проекты программ направляются Президентом РФ в Правительство РФ для дальнейшей проработке и реализации[11].
Следовательно, ни одна государственная программа не обходится без участия Президента и Правительства, так как в современных условиях Россия постепенно приобщается к нормам капиталистических стран и видит цель в формировании у населения идеалов индивидуального развития, а это означает, что все больше программ будет направленно на организацию безопасности, высокого уровня развития, специальных условий для роста экономики и влияния в международных отношениях. А программы, которые предполагают поддержку населения либо замораживаются (как планируется поступить с материнским капиталом), либо завершаются, либо ограничиваются всеми возможными способами (как возможность по социальной программе получить жилье молодой семье)[12].
Так, в ряде регионов реализуются государственные программы, которые не только следуют общим принципам разработки программ, но так же и имеют положительные результаты. (Табл.2)
Таблица 2
Перечень федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета, млн.руб.
Наименования разделов, программ и подпрограмм
Государственные капиталовложения
Текущие расходы
Общий объем финансирования
НИОКР
Прочие нужды
Развитие высоких
технологий
88201,0225
199209,0317
35635,5150
323045,5692
Транспортная
инфраструктура
273016,2439
943,6866
90504,9950
364464,9255
Жилье
11246,7200
11,4000
37086,8940
48345,0140
Развитие села
10027,1000
38,6600
6100,8100
16166,5700
Социальная
инфраструктура
53344,4655
730,4600
39611,4952
93686,4207
Безопасность
60845,9078
4518,8023
27422,3330
92787,043
Развитие регионов
21354,5490
0
33,0000
21387,5490
Развитие государственных институтов
6906,6100
281,8500
7003,7600
14192,2200
ВСЕГО:
572167,1429
205738,9330
243398,8022
1021304,8781
Источник: Сайт департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Министерства Экономического развития.
В то же время существуют программы, которые намерено предполагают реализацию интересов населения, так по программам помощи молодым специалистам исполнительные органы распределяют молодых ученых, врачей и у реализацию интересов населения, так по программам помощи молодым специалистам исполнительные органы распределяют молодых ученых, врачей и учителей по отдаленным регионам страны, предоставляя им и право льготного жилья и работу с достойной оплатой, а при наличии детей так же поддерживает льготами.
Т.е. с одной стороны вкладываться в отдельного человека государство не планирует, но с другой именно от отдельных людей и зависит общее благополучие страны, потому на сегодняшний день в стране действует достаточно много социальных программ, и еще планируются и разрабатываются дополнительные.
Таким образом, можно подвести итог и отметить, что государство разрабатывает целевые программы для обеспечения стабильного развития, повышения уровня жизни населения, а так же улучшить процесс взаимодействия общества и государства. Конечно, есть общедоступные программы, информация о которых есть в свободном доступе в Интернете, они направленны на привлечение внимания населения, так как предполагают участие людей в этих самых программах[13].
С другой стороны, возникает вопрос о том, какие программы направленны на организацию безопасности государства, а какие на решение проблем общества. Кроме того существуют экономические программы по развитию инновационных технологий, культуры, морали и права. Самая интересная программа, которая задействована буквально с 2016 года – это программа развития патриотического воспитания. Детей приобщают к ценностям государства, к культуре своего народа и поддерживают уровень безопасности населения через эту программу.
Важно так же и то, что вся реализация государственных программ основывается на четких нормах и законах. И как следствие, существует определенная последовательность для реализации программ или их выдвижения. Так как если не следовать последовательности можно нарушить не только закон, но и логику построения самого политического курса, направленного, в первую очередь, на развитие самого государства, а затем уже и общества.
[1] Государственные программы/Официальная информация предоставленная федеральными органами исполнительной власти, данные актуальны на 01.04.2016// http://programs.gov.ru/Portal/
[2] Гринева В.М. Государственное регулирование экономики// http://uchebnikionline.com/ekonomika/derzhavne_regulyuvannya_ekonomiki_-_grinova_vm/klasifikatsiya_derzhavnih_tsilovih_program.htm
[3] Филатов Н.Н. Модернизационный потенциал современной России//http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1759
[4] Распоряжения Правительства РФ// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_106979/
[5] Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690 “Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации”// http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70485826/
[6] Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями и дополнениями)// http://base.garant.ru/104578/
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»// http://www.mchs.gov.ru/document/3677919
[8] Приоритеты государственной политики в сфере реализации госпрограмм// http://www.gosprog.ru/gosprog-001-02/
[9] Юсупов Р.М., Бостанова А.И. Теоретико-методические аспекты разработки государственных программ на региональном уровне//Управление экономическими системами. 2014. № 4 (64). С.38-46
[10] Осьмаков В.С. Планирование и реализация государственных программ. Оценка их эффективности// http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Planirovanie_i_realizatsiya_gosudarstvennykh_programm._Otsenka_ikh_effektivnosti.pdf
[11] Сущность программно-целевого метода и порядок разработки программ// http://eclib.net/14/27.html
[12] Россия - социальное государство// http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-5/23.htm
[13] Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем:докл. К к XII Междунар. науч. конф. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апреля 2011 г. / рук. проекта Л. И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
|