Современный период правового регулирования хозяйственного оборота и функционирования субъектов предпринимательской деятельности характеризуется практически общим для всех правовых систем условием — они
корпораций,
в последующие периоды его конструкция становилась все более совершенной, в настоящее время она приобрела достаточно привычный характер и уже практически никем не оспаривается. В то же время практика признания статуса юридического лица и порядок регистрации и юридического подтверждения приобретения статуса юридического лица различны в разных странах и к настоящему времени прошли разные этапы становления и развития. Введение системы государственно установленных требований к хозяйствующим субъектам для признания и приобретения данного статуса и процедур, предусматривающих государственный контроль их соблюдения, имеет исторические предпосылки их становления и получает свое развитие в настоящее время. Это объективно необходимое требование практически для каждого общества, легализирующего предпринимательскую деятельность или создающего условия для организации и функционирования свободного экономического рынка, формирования многоукладной экономики, участниками которой являются коммерческие организации разных организационно-правовых форм.
В контексте исследования разных аспектов становления и развития процедур признания статуса юридического лица хозяйствующих субъектов и коммерческих организаций, выработки процедур, обеспечивающих реализацию интересов государства и хозяйствующих субъектов, формирования
административно-правового института регистрации интерес представляет исторический опыт России.
Следует отметить, что исторический аспект формирования процедур совершения юридически значимых действий, легализующих
предпринимательскую деятельность в России, позволяет решить ряд исследовательских задач, в том числе: выявить хронологию становления и развития институтов административного разрешения в сфере предпринимательской деятельности, исследовать и охарактеризовать разные этапы становления института государственной регистрации, раскрыть правовую природу правоотношений, складывавшихся в сфере государственной регистрации в России на разных исторических этапах.
Становлению публично-правового института регистрации юридического лица и признания права на занятие предпринимательской деятельностью предшествовало зарождение и развитие на Руси предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В исторической литературе, посвященной исследованию становления и развития предпринимательства в России, отмечается, что начало российскому предпринимательству было заложено в VII—VIII вв., в период когда русские предприниматели торговали с Царьградом и со странами Востока. Данный период характеризуется тем, что предпринимательская деятельность регламентировалась актами, либо имеющими общую межгосударственную природу, либо систематизированными кодифицированными актами феодального законодательства. В литературе обоснованно отмечается особое значение Русской Правды как кодифицированного правового акта русского феодального права XI—XII вв. в регулировании предпринимательской деятельности на Руси.
Последующий период формирования правового регулирования предпринимательской деятельности в XIV—XV вв. отмечается появлением складничества в Москве (действовало до XVII в.), которое характеризуется коллективной формой осуществления предпринимательской деятельности. Так называемые складники объединяли свои товары и капиталы, вели торговые операции совместно, и их отношения во многом были построены на договорах о совместной деятельности. Принятие Судебника 1497 г. обозначило начало систематизации и кодификации законодательства единого централизованного Российского государства, которые в основном были завершены созданием Соборного уложения 1649 г. На основе анализа нормативно-правового регулирования зарождающегося предпринимательства в России в исторической литературе обоснованно указывается, что в XVII в. в России были созданы определенные условия для юридического оформления деятельности предпринимателей в качестве особой социальной группы — купеческого сословия.
При исследовании предпосылок и условий возникновения и становления института регистрации как юридической формы публичного признания права на занятие предпринимательской деятельностью, следует отметить, что данный институт возник практически одновременно с патентным, лицензионным и паспортным институтами и развивался в России в виде системы разрешительных мер в сфере предпринимательской деятельности. Такой разрешительный характер предопределил его публичную административноправовую природу регистрации, поскольку условия и процедуры получения разрешения на занятие предпринимательской деятельностью исходили от государства и осуществлялись органами государства.
Таким образом, регистрация субъектов предпринимательской
деятельности как организационно-правовой институт возникла в условиях формирования разрешительной системы в абсолютных монархиях Западной
Европы и России в XVII—XVIII вв. Аппарат монархий осуществлял полицейский надзор за подданными и почти тотально регламентировал их жизнь и деятельность. В структуре аппарата создавались органы государства, обеспечивающие реализацию разрешительных мер в различных сферах и регулирование общественных отношений, возникающих при их осуществлении.
В России в начале XVIII в. в качестве органов государственного управления в сфере предпринимательства были созданы Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия, Коммерц-коллегия. Дальнейшим важным этапом становления предпринимательства и развития организационно-правовых форм его осуществления стало издание в 1712 г. Указа «Об организации торговопромышленных компаний». Данным указом были предусмотрены новые организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности в России. Торгово-промышленные компании учитывали уже сложившиеся в России формы осуществления предпринимательской деятельности в виде складничества. Таким образом, по инициативе органов государства или по собственной инициативе купцы объединяли капиталы, создавали промышленные и торговые объединения, оформляя совместную предпринимательскую деятельность договорами товарищества.
В правление Елизаветы Петровны были учреждены акционерные компании (заимствование из Западной Европы), однако в силу специфики ведения предпринимательства в России эта организационно-правовая форма предпринимательской деятельности не получила широко распространения.
С 1762 г. после запрета покупать и приписывать крестьян к заводам и предприятиям стал складываться рынок вольнонаемного труда, это обозначило смену характера отношений в предпринимательской сфере и начало развития в России капиталистических производственных отношения, основанных на наемном труде. По мере развития предпринимательской деятельности менялось законодательство, регламентирующее организационно-правовые формы его
Все большее развитие получали коллективные формы занятия предпринимательством Так, в 1785 г. было издано специальное «Ремесленное положение», являвшееся частью «Жалованной грамоты городам», по которому не менее пяти ремесленников определенной специальности составляли цех, избиравший своего старшину. На развитие коллективных форм
предпринимательства в сфере торговли был направлен Манифест императора Александра I от 1 января 1807 г., который рекомендовал купцам осуществлять торговлю путем образования купеческих товариществ, создаваемых на основе договора. Таким образом, к началу ХХ в. разнообразие организационноправовых форм стало реальностью: предпринимательская деятельность осуществлялась на основе использования наемного труда, в разнообразных, как правило, коллективных, организационно-правовых формах. Это требовало государственного контроля через сложившуюся разрешительную систему, к которой относилась государственная регистрация как основание для возможности заниматься предпринимательской деятельностью.
Что касается советского периода, то интерес представляет обзор развития отечественного законодательства, представленный в работе А. С. Лазариди[1]. На основе системного анализа нормативно-правовых актов России и СССР в сфере государственной регистрации за 1917—1990 гг., он предложил выявленную им динамику изменения и выделил периоды становления государственной регистрации как административно-правового института, не подразделяя ее на виды по объектам регистрации. Им определены четыре периода:
1) 1917—1923 гг. — наличие большого количества разрозненных нормативно-правовых актов, регулировавших порядок образования и деятельности коммерческих организаций, которые не устанавливали единой, централизованной, упорядоченной системы их создания. Однако при этом
Лазариди отмечает наличие определенной «упорядоченности в регулировании отдельных организаций по предмету деятельности, по принадлежности к определенной организационно-правовой форме»;
1923—1931 гг. — создание института торговой регистрации;
3) 1931—1956 гг. — отмена института торговой регистрации и введение государственной регистрации;
1956—1990 гг. — отмена государственной регистр
предприятий по их ведомственной принадлежности .
При определении природы государственной рег после принятия Гражданского кодекса РСФСР от 31 октября 1922 г/, предусматривавшего альтернативный порядок приобретения гражданской правосубъектности юридических лиц посредством государственной регистрации и путем утверждения их уставов, Лазариди отмечает, что «на практике помимо разрешительного и нормативно-явочного порядков имел место и смешанный порядок, при котором для образования коммерческой организации требовалось и разрешение, и государственная регистрация»1 [2] [3]. При этом им на примере религиозных организаций обоснован вывод, что государственная регистрация имела публичный характер и была введена в качестве механизма поэтапного общегосударственного контроля и фискального учета за созданием и деятельностью религиозных объединений граждан. Наряду с контрольным и фискальным характером регистрации при анализе порядка государственной регистрации первых кооперативных организаций Лазариди указывает на то, что она имела учредительное значение и «преследовала как минимум две цели: 1) создание централизованной базы данных всех
существующих кооперативов — государственный учет; 2) контроль за
законностью возникновения и деятельностью кооперативных организации — государственный контроль».
А.С. Лазариди делает обобщенный вывод на основе анализа отечественного законодательства периода 1917—1990 гг. о том, что в советский период регистрационная функция являлась одной из важнейших государственных функций, реализуемых исполнительными органами государственной власти, она определялась выражением публичного интереса в ходе осуществления полномочий властного характера. По его мнению, регистрационная функция преследовала реализацию механизма общегосударственного учета и контроля, осуществлявшихся в процессе легализации, приобретения правового статуса коммерческими и
некоммерческими организациями в качестве основных целей»1. В юридической литературе обоснованно отмечалось, что установленный действовавшим в тот период «Положением о добровольных обществах и союзах» (утвержден Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1932 г.) порядок имел регистрационносанкционирующий порядок.
В целом позитивно оценивая такой подход к определению значения государственной регистрации в советский период российской государственности, следует в то же время отметить, что едва ли в контексте многообразия функций исполнительных органов государственной власти обоснованно столь высоко определять значение функции по регистрации юридических лиц. Набор функций исполнительно-распорядительных органов включал и экономические, и социальные, и координационные, и контрольные функции, а также функции по планированию экономики, в связи с чем вряд ли можно согласиться с предложенным А.С. Лазариди принижением значения
данных функций в пользу регистрации, в которой контроль и статистический учет реализовались косвенно[4] [5] [6].
Следует отметить, что и в 1990-е гг. институт государственной регистрации претерпел существенное реформирование. Оно было связано с изменением экономических отношений и переходом от плановой экономики к рыночным отношениям в экономической сфере, что обусловило изменение организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности и изменение форм собственности в процессе приватизации государственной собственности и разгосударствления производственных мощностей и объектов предпринимательской деятельности. В процессе реформирования экономики достаточно остро встала проблема по принятию нормативных актов, призванных обеспечить правовые основы изменения экономических отношений и упорядочить процесс государственной регистрации, создать систему специализированных органов, осуществляющих государственную регистрацию.
Базовыми нормативными актами, регулирующими в тот период государственную регистрацию юридических лиц, были Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» . Данные нормативные акты наделяли правом государственной регистрации некоммерческие организации (кроме общественных объединений) и местные органы власти. Такой децентрализованный порядок государственной регистрации привел к отсутствию единообразной практики государственной регистрации юридических лиц и конфликтным ситуациям по срокам и порядку
регистрации юридических лиц. На недостатки порядка государственной регистрации обоснованно указывалось в научной литературе.
Так, профессор Т. В. Закупень обоснованно указывает на широкое распространение в тот период практики учреждения одним физическим лицом десятков, а иногда и сотен юридических лицом и разрозненности информации о них, как проблему осуществления контроля правоохранительными органами за их деятельностью и неуплату ими обязательных платежей в бюджеты разного уровня[7] [8].
Обоснованно отмечается и то, что проблема заключалась также в наличии разных уровней правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности - федеральном, субъектов федерации и муниципальном и, в этой связи, разнообразии органов, осуществляющих государственную регистрацию которыми в одних субъектах могли быть территориальные органы исполнительной власти, а в других — органы местного самоуправления. Т.В. Закупень констатирует сложившуюся в этой связи ситуацию, при которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию коммерческих организаций, имели возможность по своему усмотрению отказать в регистрации организации со ссылкой не несоответствие положений уставов установленным требованиям, или предъявить требования о предоставлении документов, не предусмотренных федеральным законодательством. При этом она аргументирует вывод, что отсутствие системности в регистрации коммерческих организаций объективно требовало принятие федерального закона, чтобы упорядочить отношения в сфере регистрации коммерческих организаций
Существенные изменения в сфере регистрации и унификация регистрации юридических лиц в целом и коммерческих организаций, в частности, в Российской Федерации произошли с принятием в 2001 г. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С этого периода законодательно был создан единый административно-правовой механизм государственной регистрации коммерческих организаций: он установил единый порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на всей территории Российской Федерации. Закон стал важным этапом в становлении и развитии инсти х лиц в целом и
административн ределена единая
регистрационна е предусмотрена
административно-правовая процедура исключения из реестра юридических лиц,
щих отчетность, во внесудебном порядке.
жило начало новому этапу становления осударственной регистрации коммерческих [ и очередным этапом становления административно- сударственной регистрации коммерческих организаций.
данный Закон на момент его принятия не в него многократно вносились изменения, развитие процедур регистрации. Анализ этих изменений, 011 г., позволяет выделить определенные ых основ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обусловленные темпами роста экономики, необходимостью систематизации и учета субъектов рыночных экономических отношений, необходимостью упрощения процедуры государственной регистрации хозяйствующих субъектов.
Совершенствование установленного законом механизма государственной регистрации коммерческих организаций фактически имеет перманентный характер и продолжается в настоящее время. Так, например, Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 172 были внесены изменения в ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ, а именно, изменено название Реестра — на Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (или сокращенно Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц). Единый федеральный реестр представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных Законом № 129-ФЗ, а также другими федеральными законами.
Данные изменения обеспечивают доступность сведений о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органам государственной власти и хозяйствующим субъектов через информационную сеть Интернет. Информационная доступность позволила устранить те недостатки, на которые обоснованно указывалось в юридической литературе, в частности отсутствие системности в регистрации коммерческих организаций, что приводило к созданию множества коммерческих организаций — юридических лиц, реально несуществующих, или фирм-однодневок.
Внесенные изменения значительно расширили круг сведений, подлежащих государственной регистрации. Статьей 5 Закона № 129-ФЗ, определяющей содержание государственных реестров, к сведениям, подлежащим государственной регистрации в отношении коммерческих организаций, в частности, отнесены:
а) полное и (если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на
одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес в пределах места нахождения юридического лица (современные информационные технологии обусловили введение дополнительно требования по представлению адреса электронной почты юридического лица при условии указания таких сведений в заявлении о государственной регистрации), а также сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
г) способ образования (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях (участниках), в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом;
ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим
органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения, а также сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала;
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные
данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; сведения о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале хозяйственного общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников хозяйственного общества, а также сведения о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций);
м) сведения о полученных лицензиях;
н) сведения о филиалах и представительствах;
о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет в налоговом органе;
п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
р) номер и дата регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации или в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
с) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
т) сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.
Представленный анализ изменения законодательного регулирования перечня данных о коммерческих организациях, подлежащих государственной регистрации, свидетельствует о динамичном развитии данного правового института. Таким образом, можно сделать вывод, что система нормативных актов, регулирующих регистрацию юридических лиц, в том числе коммерческих организаций, прошла исторический путь становления и развития. Особенно активно законодательное регулирование общественных отношений в сфере регистрации юридических лиц в целом и коммерческих организаций в частности развивалось после принятия Закона № 129-ФЗ посредством внесения в него изменений, а также правотворчества Федеральной налоговой службы (далее — ФНС России), регламентирующей процедуры государственной регистрации. Однородность общественных отношений в сфере регистрации коммерческих организаций и публично-правовая сфера, где они возникают, система нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, дают основания для вывода о том, что в России сформировался административноправовой институт государственной регистрации коммерческих организаций. При этом выделение процедуры для субъектов предпринимательской деятельности и иных хозяйствующих субъектов получило свое правовое подтверждение в новом названии Государственного реестра как Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Система нормативных правовых актов, регулирующих процедуру государственной регистрации коммерческих организаций, может быть представлена на основании целостной системы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере экономики. Это Конституция
Российской Федерации, нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты федеральных органов государственной власти, законодательство субъектов Федерации и акты органов местного самоуправления.
Как уже ранее отмечалось, в Российской Федерации до 2001 г. не было единых подходов в регулировании процедуры государственной регистрации коммерческих организаций и ее правовое регулирование осуществлялось нормативными правовыми актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Такой порядок правовой регламентации изменился с принятием Закона № 129-ФЗ. Следует отметить, что на момент его принятия законодательство о регистрации юридических лиц включало в себя достаточно большое количество и иных нормативных правовых актов. В целях эффективного их учета и применения хозяйствующими субъектами необходимо было установить единый подход в определения понятия, сущности и содержания государственной регистрации как совершения юридически значимого действия уполномоченными органами государственной власти и юридического лица как субъекта правоотношений, в ходе которых оно наделялось гражданской правосубъектностью, необходим был системный подход и создание единой системы законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
Современное состояние государственного правового регулирования государственной регистрации коммерческих организаций характеризуется его специализацией, являющейся отражением реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса. В этой связи следует упомянуть Федеральный закон от 29 декабря 2015 года №408 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание единого реестра субъектов малого и среднего
предпринимательства к 1 августа 2016 года[9]. Законом определены критерии для отнесения с 1 января 2016 года коммерческих организаций при их регистрации с субъектам малого и среднего бизнеса.
В дополнение к ЕГРЮЛ введен Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в который вносятся сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным требованиям. Ведение данного реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - Федеральной налоговой службой России[10].
В едином реестре субъект содержатся следующие сведе предпринимательства:
наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика;
место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;
дата внесения сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
категория субъекта малого или среднего предпринимательства
(микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие);
указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем;
содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в отношении соответственно юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о лицензиях, полученных соответственно юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;
сведения о производимой юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем продукции (в соответствии с Общероссийским
классификатором продукции по видам экономической деятельности) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
сведения о включении юридического лица, индивидуального
предпринимателя в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства - участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"[11], и субъектами малого и среднего предпринимательства;
сведения о наличии у юридического лица, индивидуального
предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[12] [13] [14], и (или) договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N
223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
2
лиц .
Законом № 408 ФЗ от 29 декабря 2015 г. установлено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом (ФНС России) на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также ины сведений, представленных в омоченный орган .
законе № 408 ФЗ от 29 декабря 2015 г. закреплен порядок внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в
календарных лет, следующих за годом размещения таких "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа"[15].
Проведенный анализ дает основания для вывода, правовое регулирование государственной регистрации коммерческих организаций прошел определенный период становления и продолжает изменяться и совершенствоваться в настоящее время. Основными направлениями развития законодательства является расширение использования информационных и телекоммукационных технологий в сфере государственной регистрации юридических лиц и специализация государственной регистрации. Примером является установление требований и создания самостоятельного Реестра для субъектов малого и среднего бизнеса Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации".
стема нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере государственной регистрации коммерческих организаций в Российской Федерации, свидетельствует об их разнообразии и разном их иерархическом уровне, практически все они имеют административно-правовую природу, предметом их правового регулирования являются общественные отношения, возникающие в сфере функционирования исполнительной власти, по своей сути государственная регистрация
коммерческих организаций в качестве юридических лиц является актом публичного признания права на занятие коммерческой или иной, не запрещенной законом, экономической деятельности и приобретение гражданской правосубъектности хозяйствующими субъектами в гражданскоправовой сфере.
[1] Лазариди А. С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы) : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С.86 - 87.
[2] Гражданский кодекс РСФСР 1922 года // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 71, ст. 904.
[3]
[4] См.: Лазариди А. С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы) : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С.105
[5] Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ред. от 30.11.1994) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 27.12.1990. № 30, ст. 418.
[6] Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности») (ред. от 21.10.2002) // СЗ РФ. 11.07.1994. № 11, ст. 1194.
[7] См.: Закупень Т. В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : науч.-практ. пособие. М. : Норма, 2001.
[8] См.: Закупень Т. В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : науч.-практ. пособие. М. : Норма, 2001.
[9] Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016)// "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 28.
[10] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 21 декабря 2016 года): Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ // http://docs.cntd.ru/document/420326691./
[11] Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"// СЗ РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.
[12] Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)// СЗ РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652,
[13] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 21 декабря 2016 года): Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ // http://docs.cntd.ru/document/420326691./
[14] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 21 декабря 2016 года): Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ // http://docs.cntd.ru/document/420326691
[15] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 21 декабря 2016 года): Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ // http://docs.cntd.ru/document/420326691./
|