Вторник, 26.11.2024, 11:57
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Зарубежный опыт правового регулирования государственной регистрации коммерческих организаций

Сложившаяся мировая практика правового регулирования регистрации и системы органов, осуществляющих регистрацию, представляет интерес в контексте ее значения в механизме государственного управления экономикой. В мировой практике сложились разные подходы к определению объема функций и видов органов, регистрирующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей \

Интересен сложившийся опыт в странах с традиционным правопорядком континентальной правовой семьи, где функции по государственной регистрации возложены на судебные органы. Одним из таких примеров судебного порядка регистрации является Федеративная Республика Германия, где, согласно параграфу 8 Торгового уложения (без морского торгового права) от 10 мая 1987 г., регистрация юридических лиц производится посредством внесения сведений в Торговый реестр, который ведется судами, при этом предусмотрена его электронная форма. Установлена эксклюзивность названия реестра и положение о том, что иные собрания сведений не могут вводиться в оборот с использованием или добавлением обозначения «торговый реестр».

Согласно установленному порядку запись о регистрации приобретает силу с момента ее внесения в базу данных, предназначенную для хранения

 

Торгового реестра. Следует отметить разнопорядковый подход и определенную самостоятельность земель как субъектов федерации в установлении процедуры государственной регистрации, поскольку порядок ведения и объем данных, подлежащих внесению в торговый реестр, определяются правительствами земель (субъектом федерации) или

министерством юстиции (параграфы 8а и 8b Торгового уложения)[1].

Как следует из практики государственной регистрации во Франции, где регистрирующими органами также являются суды. В соответствии со ст. L.123—6 главы III раздела I Коммерческого кодекса Франции 2000 г. реестр коммерсантов и товариществ ведется секретарем каждого коммерческого суда под наблюдением председателя суда или назначенного для этой цели судьи. Любое юридическое лицо, которое подлежит регистрации и местонахождение которого расположено в департаменте, должно подать заявление об этой регистрации в канцелярию суда по месту своего нахождения. В случае когда местонахождение расположено вне департамента или за границей, заявление о регистрации подается в канцелярию суда, в округе которого открыто первое учреждение или находится коммуна, упомянутая в последнем предложении части первой ст. 2 Декрета от 31 июля 1970 г. № 70-7-8 (о применении титула I и некоторых положений титула II Закона от 3 января 1969 г. № 69-3 о занятии передвижными видами деятельности и о режиме, применяющемся к лицам, кот емещаются по Франции, не имея в этой стране местожительства

или по естонахождения)[2].

 

Судебные органы осуществляют процедуру государственной регистрации юридических лиц в Республике Болгария[3]. В соответствии со ст. 2 гл. 2

Торгового закона данного государства установлено, что в окружных судах заводится Торговый регистр, в который заносятся данные о торговцах и связанных с их деятельностью обстоятельствах, предусмотренных настоящим Законом. Данным Законом определены случаи, когда по м видам

торговой деятельности может существовать иная регистрация.

В Венгрии обязанность регистрации юридического л

 

областной (столичный) суд, ведущий регистрацию фирм по местонахождению


В Республике Хорватия действует единый порядок государственной регистрации коммерческих юридических лиц. Все коммерческие юридические

 

лица, в том числе полные товарищества, коммандитные товарищества, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, подлежат обязательной регистрации путем занесения важнейших сведений о них в специальный Торговый реестр, который ведется судом.

В Чешской Республике государственная регистрация юридических лиц регулируется Гражданским и Торговым кодексами\ Согласно п. 1 § 19 Гражданского кодекса юридическое лицо возникает со дня регистрации в Торговом или ином предусмотренном законом реестре. В торговом реестре регистрируются торговые товарищества, кооперативы и иные юридические лица, а также иностранные лица. Он ведется специально созданными регистрационными судами. Внесенные в реестр данные являются открытыми, и любое лицо обладает правом: доступа к содеращимся в реестре сведениями; на получение копий и выписок; на получение сток о наличии или отсутствии в нем определенных записей.

Судебная процедура государственной регистрации хозяйствующих субъектов установлена в Венесуэле. Статьей 17 гл. II Торгового кодекса Республики Венесуэла от 26 июля 1958 г. предусмотрено, что секретариатом коммерческих судов ведется реестр, куда коммерсанты вносят сведения и свои документы, которые в соответствии с положениями Торгового кодекса должны быть включены в Торговый реестр.

Интерес представляет установленная в данном государстве форма реестра. Реестр ведется в виде сшитой нитями бумажной книги, переплетенной, с пронумерованными страницами, использовать которую можно лишь после того, как на первом листе будет проставлена запись, датированная и скрепленная печатью, подписанная судьей и его секретарем или же коммерческим регистратором, в которой указывается количество листов, составляющих книгу.

 

Записи нумеруются в соответствии с датой их внесения и подписываются секретарем суда или руководителем учреждения, а также заинтересованным лицом, в соответствии с просьбой которого делается указанная запись в реестре.

В другой переплетенной книге ведется в алфавитном порядке список документов, содержащихся в реестре, по мере того как они регистрируются, с указанием соответствующего номера и листа, на который внесены соответствующие записи. Все имена заинтересованных лиц, указанных в регистрируемом документе, заносятся в список на букву, соответствующую первой букве фамилии[4].

В Аргентинской Республике учредительный договор торговых товариществ подлежит регистрации в Государственном реестре по месту нахождения товарищества на условиях и в срок, установленный ст.ст. 36 и 39 Торгового кодекса Аргентины. Согласно данным статьям каждый коммерсант обязан в течение 15 дней с момента выдачи представлять на регистрацию документы, подлежащие регистрации. Регистрация производится после удостоверения личностей учредителей судьей, кроме случаев, когда факт создания товарищества подтверждается изданием публичного акта или подписи учредителей удостоверены нотариусом либо другим компетентным лицом. Если учредительным актом предусматривается также принятие устава, он подлежит регистрации в Государственном торговом реестре в таком же порядке в соответствии со ст. 5 Закона о торговых товариществах.

едует отметить упрощенный порядок деятельности иностранных инвесторов в Аргентине, который установлен Декретом от 8 сентября 1993 г., им предусмотрено, что иностранные компании могут действовать в стране без регистрации или предварительного одобрения на тех же условиях, что и местные инвесторы.

 

В отличие от порядка регулирования процедуры регистрации и ее осуществления судебными органами в рассмотренных государствах в Соединенных Штатах Америки отсутствует закон, который бы регламентировал единый порядок регистрации юридических лиц, при этом государственная регистрация юридических лиц любой организационно-правовой формы является обязательной\ Все юридические лица регистрируются специальным должностным лицом — секретарем штата. Регистрация производится по месту предполагаемой деятельности юридического лица. Секретарь штата выдает представителям юридического лица грамоту о регистрации. С момента регистрации юридическое лицо считается созданным. Однако не во всех законах штатов это положение прямо сформулировано. В порядке правового регулирования государственной регистрации учитывается федеративное устройство США и имеет место определенная самостоятельность штатов в процедурах государственной регистрации. Так, следует отметить, что срок регистрации юридического лица различается по штатам, но при этом установлены единые организационно-правовые формы ее проведения. Законами штатов срок регистрации устанавливается от одного до пяти дней с момента подачи документов.

Административный внесудебный порядок государственной регистрации принят в Великобритании, которая является одной из первых стран, установивших правила работы компаний. В 1844 г. была введена регистрационная модель создания английских компаний, 7 августа 1862 г. нормы корпоративного права были кодифицированы в единый Закон о компаниях (Companies Act). Данный Закон стал источником для последующих версий корпоративного английского законодательства. В дальнейшем Закон о компаниях многократно пересматривали, дорабатывали, исправляли и

 

консолидировали. В настоящее время английская законодательная система, устанавливающая правовые основы создания компаний и управления ими, является важнейшей частью нормативно-правовой базы, регулирующей ведение коммерческой деятельности в Великобритании.

В соответствии с разделом 1 Закона о компаниях Великобритании одно, два или несколько лиц имеют право зарегистрировать компанию для законных целей, соблюдая формальные требования к документам. При подаче документов необходимо уплатить регистрационный сбор и направить в государственный реестр компаний (Companies House) документы.

К числу государств, где регистрация хозяйствующих субъектов осуществляется в административном порядке специально уполномоченными органами государства, относится Кипр. Статьей 14 Закона Республики Кипр, консолидирующего и учитывающего изменения, внесенные в Закон о Компаниях от 16 февраля 1958 г., предусмотрено, что учредительный договор и Устав при его наличии должны быть направлены Регистратору компаний и Регистратор должен сохранить и зарегистрировать их. Понятие «регистратор» означает официального ликвидатора или лицо, осуществляющее регистрацию, назначенное Советом министров Республики Кипр для осуществления всех или каких-либо конкретных полномочий и выполнения всех или каких-либо определенных обязанностей регистратора[5].

Представляет интерес исследование сложившегося порядка правового регулирования и государственного управления в государствах, входящих в Содружество Независимых Государств (далее — СНГ, Содружество). Такой интерес обусловлен двумя основными критериями. Во-первых, достаточно длительным единым порядком управления в экономической сфере,

 

существовавшим в период их нахождения в составе СССР, что не могло не отразиться на сложившихся в них правовых системах. Во-вторых, необходимостью выработки единых подходов в регулировании экономической сферы и сферы коммерции и предпринимательства в связи с их объединением в СНГ, имеющее в своей сущности экономическую природу.

Основным подходом в осуществлении государственной регистрации входящих в состав Содружества государств является осуществление регистрации специально уполномоченными органами исполнительной власти. Правовое регулирование отношений, связанных с регистрацией, осуществляется нормативными правовыми актами разного уровня, как законами, так и иными нормативными правовыми актами подзаконного уровня и международными договорами. Наиболее распространен законодательный характер регулирования, однако часто встречается и практика регулирования регистрационных отношений актами президентов. Необходимо отметить, что, несмотря на то что регистрация относится к административным процедурам публично-правовой природы, зачастую в общем порядке вопросы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются гражданскими кодексами, законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной

ответственностью, о товариществах, о некоммерческих организациях и другими

законами и нормативными правовыми актами, относящимися к частноправовой сфере . Такой гражданско-правовой порядок регламентации не всегда отражает административно-правовую природу государственной регистрации

коммерческих организаций, тогда как законы об иностранных инвестициях в странах — участницах СНГ по своей правовой природе носят выраженный административно-правовой характер и являются обязательными для


 

определения правового режима деятельности иностранных инвесторов, а также иностранных юридических лиц[6].

По мере восстановления и развития экономических связей между государствами, входящими в Содружество, возникает необходимость унификации порядка правового регулирования их экономической сферы. Одним из примеров этому является модель Гражданского кодекса для стран СНГ[7] [8], которая стала самым крупным результатом «унификации законодательства этих стран» и выглядит впечатляющей «даже на фоне унификации частного права в Европейском союзе, унификации более жесткой, но фрагментарной». Гражданские кодексы во всех странах СНГ были приняты на основе этой разработанной и одобренной Модели Гражданского кодекса.

Юридическим лицам посвящена глава 5 Модели Гражданского кодекса для стран СНГ. В ст. 61 дано определение юридического лица, под которым рекомендовано понимать организацию, «которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» . Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В п. 3 ст. 62 закреплено важное правило, согласно которому «правоспособность юридического лица возникает в момент создания и прекращается в момент завершения его ликвидщи». В соответствии с п. 2 ст. 64 «юридическое лицо считается

созданным с момента его государственной регистрации»[9]. В целом ст. 64 Кодекса посвящена государственной регистрации юридических лиц. В ней предусмотрено, что «юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом»[10] [11]. Данную норму восприняло законодательство Азербайджана, Казахстана, Киргизии,

Узбекистана.

В Азербайджанской Республике в соответствии с Законом от 12 декабря 2003 г. № 560-11Г «О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц» для государственной регистрации структуры, желающей получить статус юридического лица, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган исполнительной власти Азербайджанской Республики . Согласно Указу Президента Азербайджанской Республики от 12 апреля 2004 г. № 48 «О применении Закона Азербайджанской Республики "О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц"» полномочия соответствующего органа исполнительной власти осуществляют в пределах своих полномочий налоговые органы, подчиненные непосредственно Министерству налогов Азербайджанской Республики, а также Министерство налогов Нахчыванской Автономной Республики, Министерство юстиции Азербайджанской Республики и районные (городские) отделы регистрации Министерства юстиции Азербайджанской Республики, Государственный аботе с религиозными структурами Азербайджанской Республики стиции Нахчыванской Автономной Республики[12].

Обращает на себя внимание тот факт, что в Республике Казахстан с 2012 и 2014 гг. законодательно установлены облегченные условия для коммерческой деятельности субъектов малого предпринимательства. В соответствии со ст. 6-2 рассматриваемого Закона № 560-11Г установлен уведомительный порядок государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства[13]. Для государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства, в регистрирующий орган учредителем (учредителями) подается уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан. Законодательно закреплена упрощенная процедура уведомления посредством подачи электронного уведомления, которое заполняется на веб-портале электронного правительства. При этом уставы (положения) юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства, их филиалов и представительств в процессе государственной регистрации не представляются. Подтверждением о принятии уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности является выдача справки о государственной регистрации юридического лица. Ее выдача осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности[14].

Безусловно, такой уведомительный порядок регистрации устраняет административные процедуры регистрации для начала коммерческой деятельности субъектов малого бизнеса и является позитивным примером для внедрения в практику государственной регистрации в России. В анализируемом Законе Республики Казахстан установлена возможность судебного обжалования
отказа в государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов (представительств), а также уклонения от такой регистрации и рассмотрения в суде иных споров между учредителями юридического лица и регистрирующим органом. При этом судебное обжалование не предусматривает обязательное предварительное обращение с жалобой и ее рассмотрение в вышестоящий орган исполнительной власти, в отличие от ныне действующего порядка судебного обжалования в России.

Из стран СНГ представляет интерес практика регистрации юридических лиц и коммерческих организаций в Киргизской Республике. Постановлением Правительства Киргизской Республики от 23 апреля 2008 г. № 182 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия между государственными органами при государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридических лиц, филиалов и представительств по принципу "единого окна"» предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц, учредителями которых являются граждане Киргизии и юридические лица, зарегистрированные на территории Киргизской Республики, осуществляется областными отделениями Министерства юстиции Киргизии, отделением Министерства юстиции Киргизии по городу Бишкек, а государственная регистрация юридических лиц с участием иностранных граждан и (или) юридических лиц осуществляется Министерством юстиции Киргизской Республ!

)ащает на себя внимание особый порядок осуществления субъектов коммерческой деятельности в Республике Узбекистан. В целях формирования благоприятных условий для субъектов предпринимательства и снятия бюрократических барьеров в развитии частного предпринимательства Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 20 августа [15]
2003 г. № 357 «О кардинальном совершенствовании системы регистрационных процедур для организации предпринимательской деятельности» установлен порядок, в соответствии с которым осуществляется государственная регистрация, а при хокимиятах районов (городов) созданы Инспекции по регистрации субъектов предпринимательства. В настоящее время к ведению инспекций отнесены такие полномочия, как прием документов заявителя, который намерен заниматься предпринимательской деятельностью, и в случаях, предусмотренных законодательством, экспертиза документов и необходимых обоснований; определение соответствующих инстанций, с которыми необходимо обязательное согласование и получение от них разрешений на осуществление предпринимательской деятельности в пределах их компетенций, как то: оформление в установленном порядке технических условий на подключение к инженерным коммуникациям (газоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение, канализация, теплоснабжение, телефонная связь), перевод жилых помещений в категорию нежилых, строительство и реконструкцию объектов; государственная регистрация субъектов предпринимательства с учетом оформления разрешительных документов, ведение реестра, а также постановка их на учет в налоговых и статистических органах; выдача заявителю свидетельства о его государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности вместе со всеми разрешительными документами1. Постановлением установлен порядок, в соответствии с которым при оформлении и государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности обеспечивается резкое сокращение количества согласующих инстанций и осуществление всех согласований в рамках только одной инстанции, которая регистрирует субъектов [16]
предпринимательской деятельности. Установленный особый порядок государственной регистрации коммерческих организаций как субъектов предпринимательской деятельности является дополнительной формой их защиты от бюрократических процедур и гарантией реализации свободы предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан.

Согласно внесенным в положение по состоянию на июнь 2016 г. изменениями и дополнениями[17] государственная регистрация осуществляется с одновременной постановкой на учет в государственных налоговых и статистических органах Инспекциями по регистрации субъектов предпринимательства, коммерческих организаций, действующих в

экономических и финансовых сферах, в тоже время Министерством юстиции Республики Узбекистан осуществляется регистрация аудиторских организаций, страховщиков и страховых брокеров, бирж, органов хозяйственного управления в форме акционерных компаний (включая государственно-акционерные компании и холдинги), создаваемых соответствующими решениями президента и правительства Республики Узбекистан, а также предприятий с иностранными инвестициями, рынков и организаций налоговых консультантов, создаваемых в городе Ташкенте, и других организаций, в случаях, предусмотренных законодательством, а также Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей — предприятий с иностранными инвестициями и рынков, создаваемых соответственно в Республике Каракалпакстан и областях, и других организаций, в случаях, предусмотренных законодательством. Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) ведется Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике на основе заполняемых органами статистики на местах регистрационных карт. Такой порядок исключает сосредоточение в одном контрольно-надзорном органе исполнительной власти — налоговых органах — всего объема полномочий по разрешению и контролю ведения коммерческой деятельности.

В остальных государствах СНГ государственная регистрация возложена на иные органы. Так, в Беларуси регистрацию субъектов хозяйствования осуществляют исполкомы, а также Министерство юстиции в отношении ряда организаций действующих в свободных экономических зонах и с иностранными инвестициями. Анализ порядка регистрации коммерческих организаций в Республике Беларусь свидетельствует о том, что, в отличие от сложившейся практики государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в других государствах, в Белоруссии в нормативных актах используется собирательное понятие хозяйствующего субъекта, понятие же юридического лица используется только в названии Государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, куда направляются сведения после проведенной государственной регистрации. Такой порядок правовой регистрации позволяет разделить административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и гражданско-правовой статус субъектов, прошедших государственную регистрацию и приобретших статус юридического лица. Разделение полномочий по регистрации и ведению государственного Регистра юридических лиц также можно признать позитивным, так как это исключает избыточную концентрацию полномочий по совершению юридически значимых регистрационных действий и предоставлению информации о юридических лицах в одном административном органе, благодаря чему препятствует злоупотреблениям в этой сфере, вводит систему дополнительного контроля в органах юстиции за достоверностью сведений, вносимых в Регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Из стран СНГ представляется необходимым рассмотреть вопросы правового регулирования государственной регистрации коммерческих организаций в Республике Молдова. Закон Республики Молдова № 220-XVI от

19 октября 2007 г. «О государственной регистрации юридических лиц и

1

индивидуальных предпринимателей» регулирует процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядок ведения государственных регистров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает правовой статус органа государственной регистрации и регистратора. В соответствии со ст. 35 данного Закона в редакции от 26 октября 2012 г. государственная регистрация юридических и физических лиц, предусмотренных в Законе, осуществляется Государственной регистрационной палатой, имеющей статус государственного предприятия, посредством ее территориальных отделений. Основные функции Палаты: государственная регистрация юридических лиц и индивидуальный предпринимателей, ведение Государственного регистра, оказание юридической помощи и предоставление иных услуг в области государственной регистрации и участие в разработке законодательства в сфере регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содействие или участие в изучении, оценке и анализе государственной регистрации. Статус регистратора определен ст. 36 Закона: им является лицо, уполномоченное осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, он осуществляет свою деятельность в территориальном отделении Палаты. На должность регистратора принимаются на конкурсной основе лица, имеющие соответствующую лицензию. Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности регистратора утверждается органом, осуществляющим [18]
государственную регистрацию. Деятельность и поведение регистратора ежегодно оцениваются, порядок, условия и критерии служебной оценки регистратора устанавливаются Министерством юстиции.

 

или отказывает им в регистрации, принимая соответствующее решение, заверяет копии и выписки из учредительных документов, хранящихся в учетном деле юридического лица; удостоверяет подписи, используемые в учредительных документах юридического лица, рассматривает повторные заявления о государственной регистрации, ведет прием и дает консультации по вопросам государственной регистрации, предоставляет информацию о государственной регистрации органам публичного управления и территориальным налоговым инспекциям; ведет учет индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с территориальным делением и предоставляет необходимую информацию Палате, обеспечивает целостность и постоянную сохранность учетных дел; выполняет иные функции, связанные с государственной


Законодательно определены полномочия регистратора. К его ведению отнесен следующий круг вопросов: рассмотрение заявлений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о регистрации изменений в учредительных документах и данных, внесенных в Государственный регистр, о регистрации реорганизации, приостановления или возобновления деятельности, а также заявлений об исключении из Государственного регистра; он проверяет личность физических лиц — управляющего и учредителей юридического лица, а также индивидуального предпринимателя в соответствии с базой данных Государственного регистра населения; заверяет учредительные документы юридических лиц, а также изменения учредительных документов и данных, внесенных в Государственный регистр, регистрирует юридические лица, индивидуальных предпринимателей

регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[19]. В свой деятельности Палата взаимодействует с публичными органами и учреждениями и с другими лицами на основании заключенных с ними соглашений об обмене информацией и установлении порядка совместной деятельности, предпочтительно в режиме онлайн, для выполнения возложенных на нее законом полномочий.

Рассмотренный опыт организации государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Республике Молдова свидетельствует о сложившейся в данном государстве практике государственной регистрации, осуществляемой не органом исполнительной власти, а организацией, сочетающей в себе регистрационные функции и функции по оказанию консультационно-вспомогательных услуг при осуществлении регистрации. Такая практика во многом меняет сложившийся в других государствах, в том числе России, характер регистрации как государственно значимой контрольно-надзорной разрешительной процедуры. Такой подход по своей сути можно признать направленным на снятие административных барьеров в сфере бизнеса и упрощение приобретения статуса юридического лица коммерческими организациями.

В практике организации государственного регулирования и управления в сфере государственной регистрации юридических лиц и коммерческих организаций стран СНГ есть примеры, когда регистрация и ведение Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется органами исполнительной власти, функционирующими в сфере экономики, и имеет место совмещение функции регистрации коммерческих организаций и учета инвестиционных проектов.

Такой подход влечет за собой необходимость дифференциации государственных коммерческих организаций и их инвестирования и коммерческих организаций без государственного участия, а также дифференциации регистрации юридических лиц в зависимости от их организационно-правовых форм и сфер их деятельности. Примером такой практики является опыт Туркменистана. Государственная регистрация юридических лиц и коммерческих организаций в данной стране осуществляется на основании Постановления Президента Туркменистана от 8 сентября 2006 г. № 8054 «О совершенствовании государственной регистрации юридических лиц и инвестиционных проектов»[20]. Целевым назначением данного акта является осуществление упорядочения государственного учета и государственной регистрации юридических лиц, а также работы по привлечению иностранных инвестиций, государственный контроль за реализацией инвестиционных проектов. Постановлением было утверждено положение о порядке

государственной регистрации и учета юридических лиц, определен состав Межведомственной комиссии по государственной регистрации юридических лиц по должностям. В структуре Министерства экономики и финансов Туркменистана было создано управление по государственной регистрации

геестиционных проектов (Регистрационное управление), его территориальные отделы[21].

следует отметить определенное усложнение процедуры регистрации. Так решение Регистрационного управления о государственной регистрации (отказе в государственной регистрации) не является
окончательным и вступает в законную силу на основании решения Межведомственной комиссии по государственной регистрации юридических лиц. Постановлением №8054 установлены разные требования к перечню документов и разные процедуры регистрации в зависимости от их учредителей и организационно-правовых форм.

Основанием для осуществления процедуры регистрации и внесения в Реестр сведений о вновь образованных крестьянских объединениях и сельскохозяйственных акционерных обществах является решение Кабинета министров Туркменистана, регистрация осуществляется на основании решения учредителя через территориальные отделы Регистрационного управления.

Анализ государственной регистрации коммерческих организаций в Туркменистане дает основания для вывода о том, что процедура государственной регистрации юридических лиц и коммерческих организаций в этом государстве достаточно усложнена.

В отличие о рассмотренных процедур регистрации в ряде государств, входящих в состав СНГ, где регистрация осуществляется органами юстиции, регистрация в Туркменистане имеет иные правила, которые обусловлены не столько реализацией права на занятие предпринимательской деятельности, сколько целью государства осуществлять контрольную функцию в сфере предпринимательства и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Усложнена и процедура государственной регистрации, она имеет несколько этапов и уровней органов, осуществляющих регистрацию: это Регистрационное управление Министерства экономики и финансов, его территориальные органы и Межведомственная комиссии по государственной регистрации юридических лиц. Сама регистрация проходит фактически в три этапа: предварительный, предусматривающий принятие решения Регистрационным управлением о регистрации (или отказе в таковой); утверждение Межведомственной комиссией принятого Регистрационным управлением решения,
сопровождающееся выдачей временной выписки из реестра о государственной регистрации, и устава, утвержденного Министерством экономики и финансов Туркменистана; оформление и выдача удостоверенных печатью Министерства экономики и финансов Туркменистана удостоверения о государственной регистрации и выписки из реестра.

В Республике Армения государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется Гражданским кодексом Республики Армения, Законом Республики Армения от 26 апреля 2001 г. № ЗР- 169 «О государственной регистрации юридических лиц» (в ред. от 19.03.2012), Законом Республики Армения «Об основах администрирования и административном производстве»[22] и иными законами и нормативными правовыми актами Республики Армения.

ст. 1 Закон № ЗР-169 регулт отношения, возникающие в области государственной регистрации и государственного учета, устанавливает особенности административного производства по государственной регистрации и государственному учету, компетенцию органа, осуществляющего государственную регистрацию и государственный учет, объем информации, хранящейся в Едином государственном реестре, и условия и порядок предоставления информации. Государственную регистрацию и

государственный учет юридических лиц и в их числе коммерческих организаций осуществляет специально создаваемое и контролируемое Министерством юстиции Республики Армения Агентство, начальника которого назначает на должность и освобождает от должности в установленном законом порядке министр юстиции Республики Армения[23].

Для осуществления государственной регистрации регламентирована

 

возможность свободного обращения в Агентство. Предусмотрено, что для обслуживания Агентства функции могут осуществляться офисами нотариусов, адвокатов и других лиц. Агентство выполняет свои функции под руководством Министерства юстиции Республики Армения.

Представляется, что есть правовые основания признать, что

установленный в Республики Армения порядок регистрации коммерческих организаций и юридических лиц специально созданн подконтрольным Министерству юстиции, направлен на созд обеспечения свободы предпринимательской деятельности

Также обращают на себя внимание особенности осуществления процедуры государственной регистрации, которые не предусмотрены в других государствах — членах СНГ. Это процедура проведения слушаний в ходе осуществления государственной регистрации. Законодательно установлено, что производство по государственной регистрации, как правило, осуществляется без слушаний, путем принятия решений по изучении представленных документов. Однако согласно Закону слушания в процессе государственной регистрации проходят тогда, когда имеется письменное заявление другого лица, или спорность сведений, представленных в документах, или спорность достоверности какого-либо существенного для государственной регистрации

факта1

Законодательно предусмотрена также процедура выяснения обстоятельств письменным способом (далее — письменная процедура). В случае применения письменной процедуры Агентство принимает решение об этом в виде электронного документа, который направляется по адресу электронной почты заявителя, по адресу электронной почты лица, подавшего жалобу, а также опубликовывает его на официальном интернет-сайте публичных уведомлений

Республики Армения. Отказ в государственной регистрации или государственном учете, уклонение от проведения государственного учета или государственной регистрации, а также уклонение от предоставления информации могут быть обжалованы в апелляционном порядке министру юстиции Республики Армения или в суд. В отличие от порядка судебного обжалования в России в Республике Армения установлена процедура альтернативного порядка обжалования или в Министерство юстиции, или в суд, которая не предусматривает обязательного досудебного порядка административного обжалования в вышестоящий орган исполнительной власти1.

Следует признать, что четкая законодательная регламентация процедур осуществления государственной регистрации юридических лиц в Республике Армения, безусловно, является положительным опытом и заслуживает его использования при регламентации порядка государственной регистрации юридических лиц в других государствах, в том числе и в Российской Федерации.

Представляет рассмотрения пре процессуальны документов или со стороны, проверить

заинтересованным лицом документа или информации, в нем содержащейся, на стадии регистрации, дать оценку их обоснованности и исключить случаи необоснованного отказа при отсутствии достаточных оснований, с другой стороны — обеспечить своевременную государственную защиту прав лица, которые могут быть нарушены регистрацией. Дифференцированный порядок

 

процедур регистрации позволяет установить эффективный государственный контроль за достоверностью информации, содержащейся в документах, представляемых на регистрацию, и сделать ее процедуру менее забюрократизированной и более открытой.

В практике государственной регистрации юридических лиц в странах СНГ существует практика регистрации юридических лиц, и в их числе коммерческих организаций, налоговыми органами. Такой порядок регистрации установлен в России и в Республике Таджикистан (на основании Закона Республики Таджикистан от 19 мая 2009 г. № 508 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)[24] [25].

На республиканском уровне орган, осуществляющий государственную регистрацию в Республике Таджикистан: обеспечивает проведение единой политики в области государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, филиалов и представительств иностранных юридических лиц; ведет Единый государственный реестр и обеспечивает доступность его сведений; утверждает формы заявлений для государственной регистрации, для внесения изменений и дополнений в Единый государственный реестр Законодател

юридических лиц и в их числе коммерческих организаций

юснованными представляются новеллы в законодательстве

Таджикистана от 14 мая 2016 г., устанавливающие необходимость предоставления при регистрации сведений в отношении лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, передавшего на основе права
доверительного управления на время нахождения на государственной службе доли (акции) его собственности, находящиеся в уставном капитале коммерческих организаций. Это создает механизм реализации ограничений для занятия предпринимательской деятельностью государственных служащих и должностных лиц Республики Таджикистан. На защиту прав субъектов коммерческой деятельности направлены положения о предоставлении при регистрации сведений об опекуне и попечителе учредителя (учредителей) юридического лица, которые несут субсидиарную ответственность по обязательствам такого учредителя.

Законодательно установлен судебный порядок отказа в государственной регистрации и уклонения от таковой. В отличие от законодательно установленного в России порядка защиты прав субъектов регистрации в Республике Таджикистан не ^установлена обязательная досудебная

административная процедура обжалования отказа (уклонения) перед обращением в суд за защитой нарушенных прав.

В то же время обращает на себя внимание достаточно обширный перечень оснований для отказа в регистрации. Такими основаниями определены: предоставление документов, не соответствующих установленным требованиям, несоответствие фирменного наименования требованию законодательства; наличие под идентичным наименованием на территории Республики Таджикистан зарегистрированного другого юридического лица; наличие у учредителя создаваемого юридического лица задолженности перед бюджетом по налогам и другим обязательным платежам; состояние юридического лица — учредителя на стадии ликвидации; наличие судебного спора между учредителями юридического лица — в соответствии с их письменным обращением; наличие ситуации, если налогоплательщик и (или) ответственное лицо налогоплательщика является учредителем и (или) руководителем другого юридического лица, которое находится в списке безответственных

 

налогоплательщиков; лишение лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на основании приговора суда.

На основании проведенного сравнительно-правового исследования можно сделать ряд выводов.

Зарубежный опыт свидетельствует о различных подходах в определении системы органов, осуществляющих государственную регистрацию хозяйствующих субъектов. В качестве таковых выступают судебные органы, органы юстиции, органы общей компетенции, налоговые органы и иные специализированные органы государства. Это отражает различие подходов и традиций в пределах государственного контроля и публичного признания гражданской правоспособности юридических лиц и предпринимателей в разных государствах. В странах с традиционным правопорядком континентальной правовой семьи функции по государственной регистрации возложены на судебные органы[26]. К числу таких государств с судебным порядком регистрации коммерческих организаций общими судами и судами специальной компетенции относятся: Федеративная Республика Германия, Франция, Болгария, Венгрия, Польша, Хорватия, Чехия, Аргентина. Административный, внесудебный порядок установлен в США, Великобритании, на Кипре - государствах

вой системы.

етствии с законодательством государств, входящих в состав СНГ, остаточно длительный период идентичного регулирования управления в сфере экономики, обусловленный их вхождением в современное состояние правового регулирования и равления в сфере государственной регистрации коммерческих организаций имеет ряд институциональных и функциональных особенностей. Функции регистрирующих органов в этих государствах
выполняют специализированные органы исполнительной власти, наиболее распространена государственная регистрация коммерческих организаций, осуществляемая органами юстиции. В Республике Армения ее осуществляет Государственный регистр, подотчетный Министерству юстиции Республики, в Республике Казахстан, Республике Киргизия, Республике Таджикистан регистрирующим органом являются министерства юстиции республик. В республиках Беларусь и Узбекистан регистрирующими органами определены органы исполнительной власти общей компетенции (в Беларуси — это облисполкомы, в Узбекистане — инспекции по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов и городов). В Республике Молдова — территориальные отделения органа государственной регистрации, на территории действия которого они находятся, в Туркменистане — регистрационная служба1.

тенденция к передаче регистрационных полномочий органам исполнительной власти, осуществляющим государственный налоговый надзор. Так, до 2009 г. в Республике Таджикистан государственная регистрация коммерческих организаций, как и остальных юридических лиц, осуществлялась органами юстиции, с принятием в 2009 г. нового закона, регулирующего процедуры государственной регистрации, она осуществляется налоговыми органами, что аналогично практике, существующей в настоящий период в Российской Федерации. Представляется предпочтительной практика

государственной регистрации коммерческих организаций органами исполнительной власти, поскольку по своей природе она, как правило, имеет бесспорный характер и по существу является публичным признанием и удостоверением права быть субъектов хозяйственного оборота, обладающих гражданской правосубъектностью. В то же время органом, осуществляющим

 

должен выступать орган юстиции или создаваемая при нем (или им) специализированная структура, что более соответствует

правореализационной и правозащитной государственной функции органов юстиции, при осуществлении государственной регистрации реализуется право лица на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Предоставление регистрационных полномочий налоговым органам влечет за собой смешение государственных функций по реализации прав и свобод и по государственному налоговому контролю и надзору и меняет идеологию государственного управления в данной сфере с правозащитной на контрольно-надзорную — фискальную.

В государствах СНГ сложились различные процедуры государственной регистрации и определены разные основания для отказа в ее осуществлении. Наряду с традиционными основаниями отказа в регистрации по причине предоставления неполного объема требуемых документов или недостоверности содержащихся в них сведений, предусмотрены в качестве оснований ограничения для занятия предпринимательской деятельностью в связи с нахождением на государственной службе и государственной должности, наличие задолженности по уплате налогов у учредителя, нахождение в стадии банкротства организации-учредителя (например, в Республика Таджикистан). В процедурах регистрации выявлена тенденция к переходу от подзаконного к законодательному уровню их регламентации, что является позитивным примером, поскольку в процессе регистрации коммерческих организаций осуществляется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции Российской Федерации). Обращает на себя внимание законодательная детализация процедур прохождения государственной регистрации. Примером, заслуживающим распространения в других государствах, является практика государственной регистрации коммерческих организаций в Республике

Армения, где установлены разные административные процедуры регистрации и наряду с общепринятой заочной процедурой рассмотрения документов и проверки содержащихся в них сведений без вызова сторон, установлены административные процедуры слушаний и письменная процедура, направленные на снятие конфликта интересов субъектов регистрации и устранение проблем по содержанию документов в административном порядке.

Во всех государствах СНГ законодательно гарантирована судебная защита прав субъектов государственной регистрации коммерческих организаций, при этом только в Российской Федерации установлена обязательная досудебная процедура административного обжалования отказа в регистрации или уклонения от такового, в остальных государствах СНГ предусмотрен альтернативный порядок обжалования по усмотрению лица или в суд, или в административном порядке. Такая процедура представляется эффективным способом защиты нарушенного права, направленной на реализацию права на судебную прав и свобод каждого. Введенная в последнее время в России[27] обязательная административная досудебная процедура обжалования отказа в государственной регистрации или уклонения от ее совершения создает административные барьеры для судебной защиты и удлиняет сроки восстановления нарушенного права субъектов регистрации.

 

[1] 1 Иванов Д.И. Международно-правовой опыт регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон и право. 2015. № 4. С. 131-137; Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Hagndelsgesetzburch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz : пер. с нем. / [сост. В. Герман ; пер. с нем. Е. А. Дубовицкая ; научн. ред. Т. Ф. Яковлева. 2-е изд. перераб. М. : Волтерс Клувер, 2009. (Серия «Германские и Европейские законы». Кн. 2). С. 24—27.

[2] См.: Коммерческий кодекс Франции (Реграментарная часть) / предисловие, пер. с фр., комментарии и примечания В. Н. Захватаева. М. : Волтерс Клувер, 2010. С. 16—18.

[3] 1

[4] См.: Законодательство Боливарианской Республики Венесуэла : сб. документов : в 3 т. Т. 1. М. : Международные отношения, 2011. С. 395—398.

[5] Иванов Д.И. Международно-правовой опыт регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон и право. 2015. № 4. С. 131-137; См.: Закон о Кампаниях Республики Кипр = Cyprus Companies Law Chapter 113: текст закона / пер. В. В. Денисенко, К. Куделларис, О. В. Маслова. М. : Волтерс Клувер, 2010. С. 10, 20.

[6] 1 Иванов Д.И. Международно-правовой опыт регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон и право. 2015. № 4. С. 131-137

[7] Гражданский кодекс. Модель. Рекомендательный законодательный акт Содружества Независимых Государств. Часть первая (принят в Санкт-Петербурге 29.10.1994 г. на 5-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ). URL: www.lawrussia.ru/bigtexts/law_1279/index.htm. ; Иванов Д.И. Международно-правовой опыт регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон и право. 2015. № 4. С. 131-137

[8] Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ. М.: СТАТУТ, 2012. // http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1 id=61691

[9] Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ. М.: СТАТУТ, 2012. // http://e.lanbookxom/books/element.php?pl1 id=61691

[10] Иванов Д.И. Международно-правовой опыт регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон и право. 2015. № 4. С. 131-137

[11] Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ. М.: СТАТУТ, 2012. // http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1 id=61691. Указ Президента Азербайджанской Республики от 12 апреля 2004 г. № 48 «О применении Закона Азербайджанской Республики "О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц"». http://azerights.info/index.php/zakony.

[12] Указ Президента Азербайджанской Республики от 12 апреля 2004 г. № 48 «О применении Закона Азербайджанской Республики "О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц"». URL: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=5782.

[13] О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002198_

[14] О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002198_

[15] Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: Россия и СНГ. М.: СТАТУТ, 2012. // http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1 id=61691.

[16] Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 20 августа 2003 г. № 357 «О кардинальном совершенствовании системы регистрационных процедур для организации предпринимательской деятельности» и утвержденное данным постановлением Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов. URL:

lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=24575.

[17] Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 20 августа 2003 г. № 357 «О кардинальном совершенствовании системы регистрационных процедур для организации предпринимательской деятельности» и утвержденное данным постановлением Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов. URL:

lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=24575.

[18] Закон Республики Молдова от 19 октября 2007 г. № 220-XVI «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». URL: http://lex.justice.md/ru/326009/. См., также: Интернет-сайт Государственной налоговой инспекции Республики Молдова //

http://old.fisc.md/ru/lege/acte_legislative/legi/legea_220/

[19] Закон Республики Молдова от 19 октября 2007 г. № 220-XVI «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». URL: http://lex.justice.md/ru/326009/. См., также: Интернет-сайт Государственной налоговой инспекции Республики Молдова //

http://old.fisc.md/ru/lege/acte_legislative/legi/legea_220/

[20] Постановлением Президента Туркменистана от 8 сентября 2006 г. № 8054 «О совершенствовании

государственной регистрации юридических лиц и инвестиционных проектов». URL: http ://cso -ctntral.asia/wp- content/uploads/2014/4. См., также: Отчет взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма июнь 2011 г.: документы, рефераты//

http://litcey.ru/finansi/56313/index.html?page=27

[21]

Постановлением Президента Туркменистана от 8 сентября 2006 г. № 8054 «О совершенствовании государственной регистрации юридических лиц и инвестиционных проектов». URL: http ://cso -ctntral.asia/wp- content/uploads/2014/4. См., также: Отчет взаимной оценки по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма июнь 2011 г.: документы, рефераты//

http://litcey.ru/finansi/56313/index.html?page=27

[22] Закон Республики Армения от 16 апреля 2012 года №ЗР-127 "О внесении изменения в Закон Республики Армения "О государственной регистрации юридических лиц7/http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=66028/#1

[23] Закон Республики Армения от 16 апреля 2012 года №ЗР-127 "О внесении изменения в Закон Республики Армения "О государственной регистрации юридических лиц7/http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=66028/#1

[24] Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 г. № 508 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2010 № 669, от 28.12.2012 № 912, от 23.11.2015 № 1251, от

№ 1319). URl: http://www.andoz.tj/index.php/ru/zakonodatelstvo/zakony-rt.

[25] Закон Республики Таджикистан от 19 мая 2009 г. № 508 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2010 № 669, от 28.12.2012 № 912, от 23.11.2015 № 1251, от

№ 1319). URl: http://www.andoz.tj/index.php/ru/zakonodatelstvo/zakony-rt.

[26] 1

[27] См.: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"» // СЗ РФ. 28.07.2014. № 30 (ч. I), ст. 4242.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (10.04.2017)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%