В доктрине государства и права применяется основным образом отраслевая классификация правонарушений. В зависимости от степени общественной опасности и вредоносности правонарушения разделяются на преступления и проступки (административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные).
Наибольшей степенью общественной опасности характеризуются преступления, поскольку они посягают на самые важные общественные отношения и ценности.[1] Ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, закрепляется понятие данного антисоциального поведения. «Преступлением признается виновно совершенное, общественно опасное деяние запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания». Так же в части 1 статьи 15 УК РФ разграничивает преступления по видам: небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие. Квалифицировать правонарушение в качестве преступления вправе только суд, и он же назначает наказание.
Административными правонарушениями являются те, которые направлены на права и свободы человека и гражданина, его здоровье собственность, общественную безопасность, социальную нравственность, установленный порядок осуществления государственной власти, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства. Важной особенностью является то, что правонарушитель не находится в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными лицами, обладающими правом наложения административных наказаний.[2] От преступлений административные проступки отличаются только степенью общественной опасности. Только уполномоченные органы, должностные лица и в особом порядке, именуемом административным производством имеют право применять меры административной ответственности вправе применять.
Гражданские правонарушения совершаются в сфере имущественных и неимущественных отношений и представляют собой действия, нарушающие нормы гражданского законодательства, условия договора, обычаи делового оборота и причиняющие вред личности или ее имуществу. При этом под вредом понимается умаление личного или имущественного блага.[3] Гражданские - правонарушения возможны и без одного из главных условий любого правонарушения - вины, например ответственность должника без вины, т.е. «за случай» (п. 3 ст. 401 ГК РФ). В ранее действовавшем гражданском законодательстве предусматривалась ответственность без вины за вред, причиненный источником повышенной опасности. На сегодняшний день идет расширение сфер действия этого принципа на многие нарушения договорных обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В качестве основного условия гражданско-правовых проступков выступает требование возмещения убытков и иных имущественных потерь для потерпевшего, а так же восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности, отмена незаконных сделок и многое другое. На основании этого, санкции за гражданские деликты носят компенсационный и правовосстановительный характер. Гражданские правонарушения могут возникать из договора, т.е. они связаны с нарушением обязательств одной из сторон договора или могут быть обусловлены внедоговорными фактами, например в связи с нарушением гражданско-правовых норм.[4]
Под дисциплинарными проступками понимается нарушения учебной, трудовой или воинской дисциплины, которая установлена в учебных заведениях, организациях, воинских частях.[5] Санкции за совершение дисциплинарных проступков устанавливаются Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, ведомственными уставами, положениями, инструкциями и другими локальными актами.
В качестве процессуальных правонарушений принято рассматривать нарушение закрепленным законодательством юридических процедур при рассмотрении в суде различных споров, а так же при производстве конституционного правосудия, регламентации уголовно-процессуальной процедуры, в арбитраже, административного судопроизводства. В действующем законодательстве процессуальные нормы остаются во многом не урегулированы, поскольку процессуальные кодексы по многим отраслям права не приняты или не соответствуют новым кодексам. Однако процессуальным вопросам уделяется важное внимание как правовой наукой, так и практикой, ведь от соблюдения процессуальных норм зависят законность и обоснованность юридических решений. К процессуальным правонарушениям можно отнести неявку в суд свидетеля, подсудимого, эксперта, нарушение сроков рассмотрения жалоб граждан в административных органах, несоблюдение порядка подачи иска в суд и др. Санкции за такого рода правонарушения разнообразны: от штрафа до признания принятого в результате нарушения процедуры акта недействительным.
Международные правонарушения характеризуются противо-правностью деяния, причинением ущерба защищаемым международным правом интересам других государств или всему международному сообществу. Что касается вины, то хотя она в международных документах прямо не указывается, однако считается, что государство при любых обстоятельствах проявляет свою волю. Следовательно, при международном правонарушении проявление воли носит неправомерный характер, т.е. предполагается наличие вины.
Различают международные преступления и простые (ординарные) правонарушения. К международным преступлениям относятся международный терроризм, пиратство, работорговля, наркобизнес, геноцид и др. Их совершение вызывает вмешательство мирового сообщества в лице создаваемых международных трибуналов. Международные преступления не имеют сроков давности. Ординарные международно-противоправные деяния выражаются чаще всего в непринятии мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, нарушении торговых обязательств и т.д.[6] Они, как правило, не требуют реагирования всего мирового сообщества и разрешаются (регулируются) различными мерами внутригосударственного характера или взаимными примирительными процедурами.[7]
В юридической науке, идут дискуссии по поводу социальных и биологических причин правонарушений. Многие ученые предпочитают ссылаться на социальные причины, но помимо этого существует необходимость учета психофизических и биологических особенностей индивидов, которые оказывают влияние на формирование поведение в целом. То есть было бы лучше при объяснении причин правонарушений исходить из единства социального и биологического начал в поведении человека, в том числе и в выборе варианта поведения.
Правонарушаемость в настоящее время колоссально возросла, в том числе организованная преступность. Она характеризуется распределением ролей среди участников преступной группировки, со специализацией на конкретных видах преступлений, а иногда и международная. С появлением все новых правонарушений на первый план встает необходимость лучшего изучения их причин и условий которые дают почву для их совершения, а так же наилучшим образом определять политику государства по борьбе с ними.
Необходимо различать причины и условия совершения правонарушений. В правовой литературе указывается на то, что причина находится в прямой, закономерной связи со следствием, непосредственно вызывая его, а условие в сочетании с другими обстоятельствами способствует формированию следствия, усиливая или ослабляя действие причины, не вызывая с необходимостью данное следствие.
Выделяют следующие условия, способные вызывать причины совершения правонарушений. Во-первых, низкий уровень материальной жизни населения; во-вторых, низкий уровень общей культуры и правовой культуры в частности; в-третьих, несовершенство законодательства; в-четвертых, неэффективную работу правоохранительных органов; а так же деформации в образе жизни отдельных категорий людей, например алкоголизм и наркомания, распространенные в молодежной среде, и т.д.[8]
Ряд принципиальных положений разработан в юридической науке, они определяют общее направление развития законодательства о правонарушениях и санкциях за их совершение. Деяния, которые могут быть доказаны средствами юридического процесса и пресечены с помощью мер государственного принуждения можно запрещать. В ином случае запреты будут нарушаться безнаказанно, что в дальнейшем приведет к падению авторитета закона и государства. Однако запретов не должно быть слишком много; в общественном сознании существует некий порог восприятия правовых норм, запретов и санкций за их нарушение.[9] Слишком большое количество запретов приведет к тому, что невозможно покарать каждое их нарушение и потому складывается представление, что их можно безнаказанно нарушать.[10] Не должен каждый запрет сопровождать очень строгой санкцией. Так как если будут одинаково строго караться разные по степени вредности и опасности правонарушения, у лица или лиц не будет стимула воздерживаться от деяний более опасных. Но и недостаточно строгие санкции неэффективны: если за уклонение от уплаты налогов или за причинение в результате промышленной деятельности вреда природе установлены относительно невысокие штрафы, недостаточен стимул для прекращения противоправного поведения.
Причина правонарушений — это стремление лица удовлетворить противоправным способом свои интересы, стремления, эмоции.
Как выделяет, М. Н. Марченко причина правонарушений тесно связаны с такими факторами как условия и поводы.[11] Условия представляют собой отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие на нее.
Поводы — отрицательные обстоятельства ситуативного характера (т.е. возникающие и существующие в определенной ситуации), являющиеся толчком, побудительным стимулом для действия причины. Поводы «провоцируют» правонарушение. Ими могут быть ревность, обида, вспышки ярости и т.д.
С.С. Алексеев, предлагает следующую квалификацию причин правонарушений:
Низкий материальный уровень жизни населения. Это очень важный экономический фактор, который связан непосредственно с повышенной бедностью в России. В связи с этим люди не могут удовлетворить свои потребности, даже самые малый, в результате чего прибегают к противозаконным способам получения доходов.[12]
Низкий уровень правовой культуры граждан. Правовой нигилизм – называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.[13]
Причинами возникновения правового нигилизма считают:
1) деспотичный характер государственной власти;
2) особенность исторического развития государства;
3) использование репрессивного законодательства;
4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;
5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;
6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;
7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;
8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.
Кризис морали. На смену господствовавшей десятилетиями морали советского общества, во многом ханжеской, приходит новая мораль. Но она пока еще дальше от общечеловеческих начал и ценностей, чем прежняя. Низкий престиж государственных структур и должностных лиц, основательно дискредитирующих идею демократии, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей — это лишь некоторые показатели кризиса морали в нашем современном обществе. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия, цинизм, жестокость стали нормой жизни для многих наших сограждан. Названные обстоятельства — благодатная почва для формирования «противозаконного синдрома» у многих людей, особенно молодежи. Оздоровление морали, а с ним и сокращение правонарушений, связаны со стабилизацией экономической, политической, государственной и духовной жизни общества.[14]
Алкоголизм и наркомания. Зависимости, которые приводят общество к деградации. И в соответствии с эти увеличивается число правонарушений.[15]
Несовершенство законодательства. Действующее в настоящее время уголовное, исправительное и административное законодательство не отвечает целям и задачам борьбы с преступностью, её профилактики, а также исправлению и перевоспитанию правонарушителей[16].
Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов. Большой процент правонарушений являются латентными, вследствие того, что люди не обращаются за защитой в правоохранительные органы. Латентная – реальная, но скрытая или незарегистрированная часть фактически совершенных правонарушений. По механизму образования латентные правонарушения распадаются на 3 составные части:
незаявленные – были совершены, но потерпевшие, свидетели и другие граждане, в отношении которых они совершены, очевидцами которых они были или о которых они осведомлены, не сообщили об этом в правоохранительные органы;
неучтенные – о которых правоохранительные органы были осведомлены, но они их не зарегистрировали и не расследовали;
неустановленные – были заявлены, зарегистрированы, расследованы, но в силу халатности или недостаточного желания оперативных и следственных работников, их слабой профессиональной подготовки, ошибочной уголовно-правовой квалификации и иных причин в фактически содеянном не было установлено события или состава правонарушения.[17]
Наиболее важной задачей борьбы с правонарушениями является их предупреждение. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно. Достаточно очевидно, что число вредных и опасных для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены или за них были бы установлены неэффективные санкции.
[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений./ В.Н Хропанюк. - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2014. – С.184;
[2] Красавчиков О.А. Теория государства и права./ О.А. Красавчиков - М.: Проспект.- 2014. – С.155;
[3] Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права./ С.С. Алексеев, С.И.Архипов - М.: Проспект.- 2015. – С.233;
[4] Лазарев В.В., Афанасьев В.С.Общая теория государства и права: учебник. / В.В. Лазарев, В.С. Афанасьев.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014.-С.339.;
[5] Марченко М.Н., Е.М. Дерябина. Теория государства и права. Схемы с комментариями: учебное пособие./ М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. - М.: Проспект,2013.-С.185;
[6] Красавчиков О.А. Теория государства и права./ О.А. Красавчиков - М.: Проспект.- 2014. – С.151;
[7] Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.и., проф. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2014. – С.542;
[8] Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.и., проф. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2014. – С.546;
[9] Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.и., проф. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2014. – С.521;
[10] Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права./ С.С. Алексеев, С.И.Архипов - М.: Проспект.- 2015. – С.235;
[11] Марченко М.Н., Е.М. Дерябина. Теория государства и права. Схемы с комментариями: учебное пособие./ М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. - М.: Проспект,2013.-С.187.;
[12] Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права./ С.С. Алексеев, С.И.Архипов - М.: Проспект.- 2015. – С.245;
[13] Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права./ С.С. Алексеев, С.И.Архипов - М.: Проспект.- 2015. – С.246;
[14] Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права./ С.С. Алексеев, С.И.Архипов - М.: Проспект.- 2015. – С.245;
[15] Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права./ С.С. Алексеев, С.И.Архипов - М.: Проспект.- 2015. – С.246;
[16] Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права./ С.С. Алексеев, С.И.Архипов - М.: Проспект.- 2015. – С.246;
[17] Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права./ С.С. Алексеев, С.И.Архипов - М.: Проспект.- 2015. – С.246;
|