Воскресенье, 24.11.2024, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Инновации как фактор развития экономики

Инновация, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Например, выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

То есть, инновация — это введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio»: «обновление» (или «изменение»), и приставки «in»: «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений».

Понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях XIX в. В начале XX в. понятие получило новую жизнь в научных работах австрийского и американского экономиста Йозефа Шумпетера который впервые ввёл этот термин в экономику [1, стр.302] в работе «The Theory of Economic Development» (1934).

Инновация это не всякое новшество или нововведение, а то, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [11]. Обобщённо понятие применяется также и к творческой идее, которая была осуществлена.

«Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло») определяет инновации как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей.

Инновация является результатом инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Т.е., необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и/или:

обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;

достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Большое распространение приобрела так называемая концепция «Футуродизайна», принцип которой «Обгонять, не догоняя» - то есть, для того, чтобы придумать более технически совершенный и новый проект высокого уровня – не обязательно выходить на уровень конкурентов. Можно разработать абсолютно новый, свой проект, руководствуясь собственным опытом и знаниями.

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение – или использует что-то уже существующее новым образом – для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Инновации подразделяются на следующие видовые категории:

Технологические – получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

Социальные – процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

Продуктовые – создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

Организационные – совершенствование системы менеджмента.

Маркетинговые – реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность. Эти затраты (в % к ВВП) видны из табл.1.

Табл.1. Инвестиции правительств некоторых стран в научные исследования и инновационную деятельность (в % к ВВП)

Страна

%ВВП

Германия

2,7 %

США

2,8 %

Япония

3,5 %,

Белоруссия

0,74 %

Россия

1,04 %

 

Составлено по данным из [12]

Из таблицы видно, что развитые государства тратят на инновационную деятельность около 3% ВВП, а страны с переходной экономикой тратят значительно меньше [12].

Однако в условиях кризиса мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности. Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard — EIS) [20]. Так же в 2007 году на основе метода анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

Инновационные лидеры;

Инновационные последователи;

Страны-умеренные инноваторы;

Догоняющие страны[8,стр.3].

На основе метода анализа среды функционирования был проведён анализ конкурентоспособности белорусской экономики и влияние инновационной деятельности на данный показатель. В данном исследовании автор использует 43 страны, 3 входных параметра (наукоёмкость ВВП, количество учёных на один миллион человек, затраты на образование в % от ВВП), а также 3 исходящих переменных (количество национальных заявок на выдачу патентов, высокотехнологичный экспорт в % от промышленного экспорта, экспорт ИКТ в % от всего экспорта). Полученные результаты наглядно показывают, что наилучшие показатели преобразования затрат в результаты инновационной деятельности у таких стран как США, Япония, Южная Корея, Германия, в то же время Республика Беларусь, Российская Федерация и другие страны с переходной экономикой используют средства неэффективно.

Тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий, называется инновационной экономикой (экономикой знаний, интеллектуальной экономикой)

Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Исследователи Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др. считают: для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство. Сейчас в число стран с инновационной экономикой и развитым венчурным бизнесом – важнейшей составляющей инновационной экономики – входят США, Германия, Япония, Австралия, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Израиль и другие страны.

Инновации возникли вместе с человеком разумным ещё в древности в виде огня, дубинки, каменного топора и т.д. И сопровождают человечество до сих пор. Теорию развития, инноваций и, соответственно, инновационной экономики создал выдающийся ученый, австрийский экономист Йозеф Шумпетер в начале ХХ века [16, стр.150]. Его фундаментальная монография «Теория экономического развития» была издана и переиздана в 1911, 1926 и 1934 годах. С тех пор теория развития и инноваций постоянно углублялась многими выдающимися учеными, включая лауреатов Нобелевской премии по экономике[3]. Й. Шумпетер первым ввел различия между ростом и развитием экономики, дал определение инновации и классифицировал их следующим образом. По Шумпетеру концепция инновации включает пять случаев:

Создание нового товара, с которым потребители ещё не знакомы, или нового качества товара.

Создание нового метода производства, ещё не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.

Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране ещё не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.

Открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.

Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции».

С возникновением капитализма образовался и сектор инновационной экономики, включающий специальное образование, науку, креативных предпринимателей и заинтересованное в инновациях государство.

Во второй половине ХХ века, ведущие в научно-техническом отношении страны мира создали постиндустриальное общество, в котором сектор инновационной экономики стал доминирующим. И эту экономику принято называть инновационной, поскольку инновации создавались и использовались во всех отраслях и сферах экономики и жизнедеятельности.

Главным драйвером массовой генерации инноваций и создания инновационной экономики стал накопленный высококачественный и креативный человеческий капитал.

Работа Белла о постиндустриальной экономике описывает следующую трансформацию, в которой сверхприбыль создаётся не за счёт производства, а за счёт организации новых рынков. Инновационная экономика является следующей экономической формацией, которая приходит на смену индустриальной экономике.

Инновационная экономика впервые появилась в США. Известный американский футуролог Э. Тоффлер указывает её начало – 1956г. «первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны: «белые воротнички» и служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими воротничками»» (Э. Тоффлер «Третья волна»).

Инновационная экономика характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами:

Высокий индекс экономической свободы

Высокий уровень развития образования и науки

4-6-е технологические уклады экономики

Высокое и конкурентоспособное качество жизни

Высокие стоимость и качество человеческого капитала в его широком определении

Высокая конкурентоспособность экономики

Высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции

Замещение капиталов

Конкуренция и высокий спрос на инновации

Избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции

Инициация новых рынков

Принцип разнообразия рынков

Развитая индустрия знаний и их высокий экспорт.

Замещение капиталов происходит на каждом этапе инновационного процесса. Государство финансирует фундаментальную науку через научные гранты, вложения в инновационную инфраструктуру. Это привлекает разного рода научные коллективы, которые конкурируют между собой за получение финансирования всевозможных исследований и разработок. Задача этого этапа — получить избыток инновационных идей, понимая, что большинство из них не увенчаются успехом, но это позволяет создать условия для замещения капитала. Патенты и изобретения приобретаются частными фирмами, чьи акции покупают инвесторы в надежде на получение сверхприбыли. Таким образом, инновационная экономика получает следующий приток финансирования уже не за счёт государства, а за счёт частных инвесторов.

Как только разработки достигают следующего уровня, инновационные компании вырастают до состояния, когда становятся интересными для более крупных корпораций, инновационных и венчурных фондов и прочих организаций. Таким образом, ещё до этапа доведения будущих разработок до опытных образцов, рынок разогревается, начинают привлекаться иностранные инвесторы, производственные компании, покупающие разработки, на основе которых они смогут запустить технологические новинки. К примеру, корпорация Интел объявляя, что к 2015г. она создаст компьютер на основе нанотехнологий, уже сегодня обеспечивает рост своих акций. В конце процесса идёт замещение капитала конечным потребителем изделий, в которых собраны самые разнообразные разработки, о которых он знает только то, что содержится в их рекламе. При этом никто не финансирует всю цепочку от научной идеи до конечного изделия.

Замещение капиталов происходит на нескольких рынках одновременно. На каждом последующем этапе инновационного процесса замещение происходит со все большей выгодой. Инновационная экономика построена на том, что ещё несуществующие разработки или идеи, большинство из которых не имеют практического значения сами по себе, уже сейчас закладываются в основу новых рынков инновационных продуктов. Замещение капиталов происходит несколько раз.

В инновационной экономике – основной процесс замещения капиталов - замещение физического и природного капиталов в национальном богатстве человеческим капиталом.

Национальный человеческий капитал России отстает в росте своей стоимости и качества от ведущих стран мира и конкурентов.

Инновационная экономика предполагает избыточное количество своей продукции, услуг и агентов на каждой стадии инновационного процесса: избыток знаний, идей, разработок, патентов, высоких технологий, компаний, предпринимателей, ученых, инфраструктур и т.д.

Эта избыточность инициирует и поддерживает конкуренцию, которая приводит к повышению разнообразия и качества товаров и услуг. И к росту производительности труда за счет избыточности инноваций и конкуренции между ними.

Инновационные системы в развитых странах с инновационными экономиками – эффективны и самоподдерживают конкуренцию во всех своих элементах.

Это главное отличие рыночной экономики с конкурентными рынками во всех отраслях и сферах экономики от нерыночной экономики с низким индексом экономической свободы.

Именно конкуренция и является двигателем развития личности, экономики, общества и человеческого капитала, как главного интенсивного фактора развития [11, стр.90]

Инновационная рыночная экономика предполагает одновременный рост разного рода рынков, который обеспечивается в случае, если есть разнообразная избыточность, которую можно получить только при очень высокой производительности труда и высоких технологиях.

Избыточность научных открытий, изобретений, идей, профессионалов и т.д. инициируется научной и инновационной системами в зависимости от потребностей и спроса потребителей.

В то же время креативность ученых и инноваторов, конкуренция между ними подвигают их на опережение роста предложения инноваций над их спросом со стороны экономики и общества.

В этом и проявляется опережающее развитие человеческого капитала и его ведущая роль в современной экономике как фактора развития.

В рамках инновационной системы совместно с наукой и системой образования происходит стимулирование создания различных компаний — разработчиков инноваций.

Это делается за счёт строительства центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков, особых налоговых зон, льгот и дотаций. Одновременно с этим должен создаваться избыток финансовых институтов, задействованных в инновационной экономике, чтобы инвесторы конкурировали между собой за покупку акций стартапов.

Инновационная экономика строится через образование новых рынков. На новых рынках идей, разработок, интеллектуальной собственности, инновационных продуктов заменяются старые структуры экономики и переводятся в новое качество.

В качестве отдельного рынка создаётся рынок всевозможных разработок новых организационных форм для компаний и структур инновационной экономики.

Используются такие организационные формы, как технопарки при университетах, корпоративные учебные центры, кластеры малого бизнеса, бизнес-инкубаторы для инновационных компаний, центры трансфера технологий при исследовательских институтах, специальные торговые площадки для инновационной сферы.

Разнообразие рынков

Рынок инновационных продукции и услуг, их предложения, спроса и ожиданий.

Рынок интеллектуальной собственности.

Рынок интеллектуального труда и конкурентоспособных профессионалов высокой квалификации.

Рынок инвестиций.

Рынок знаний и идей.

Рынок инноваций.

Рынок новых организационных форм инновационных и научных организаций.

Рынок инновационных менеджеров и бизнес-агентов.

Рынок услуг. Эксплуатация, лизинг и аренда сложного научного и высокотехнологичного оборудования.

Для развития инновационной экономики и стимулирования процесса формирования новых рынков необходимо создавать особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса[7]:

Развитие конкуренции с целью формирования спроса и предложения инноваций и их избыточности.

Создание эффективных наукоемких производств, секторов и отраслей.

Формирование процессов диффузии технологий к их потребителям.

Модернизация экономики и инфраструктуры.

Модернизация и повышение эффективности человеческого капитала в направлении повышения его креативности и инновационности.

Независимая экспертиза исследовательских проектов, направлений исследований, а также научных и инженерных коллективов.

Законодательство, регулирующие отношения в сфере инновационной экономики.

Форсайт-центры, форсайт-проекты, создание дорожных карт, которые позволяют снизить риски внедрения новых продуктов и координировать усилия коллективов-разработчиков.

Разнообразные экспертные и научные прогнозные организации, сообщества и сети, позволяющие формировать видение будущего.

Специализированные образовательные центры (например, Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет), институты и школы, позволяющие готовить не только учёных и инженеров, но и предпринимателей, способных к продвижению инновационных проектов.

Центры коммерциализации технологий и разработок.

Из приведенных данных следует, что будущее – за инновациями. Наука и технологии прогрессируют огромными темпами, практически каждый день что-то изобретается, улучшается, запатентовывается, рационализируется. Появляется огромное количество научно-исследовательских институтов.

Для того, чтобы направить прогресс в правильно русло и изобретать именно то, что пригодится для жизни человечеству, существует такой важный фактор продвижения науки, как экономический. Для экономики выгодно изобретать такие товары или услуги, которые придутся по вкусу потребителям различных уровней, тем самым принеся доход.

И наоборот – наука, инновации являются факторами развития экономики. Для признанных потребителями инноваций в любой области жизни появляется множество рынков сбыта, как в самом государстве, так и за рубежом, и высокие продажи нового блага приносят стране хороший доход.

На данный момент самый прогрессивный вид экономики – инновационная экономика, основанная на достижениях человеческого интеллекта. Не случайно в современном мире на передовой уровень выходят экономики таких стран, где имеется мощный инновационный сектор. Например, Япония, Германия, США. В будущем экономика всех государств должна перейти на инновационный уровень, т.к. индустриальный уровень ХХ в., устаревая, перестаёт приносить государству необходимый доход.

К сожалению, наша страна сейчас находится среди так называемых «догоняющих стран», у нас много пережитков советской эпохи, которые тормозят развитие нашей экономики. Один из них – неверное понимание типа «На том берегу трава зеленее», из-за которого, как советскую эпоху, одарённые изобретатели и инноваторы рвутся за границу, не желая работать на родине. Их манят большие зарплаты, а наша страна, к сожалению, остаётся как бы, «за бортом», тормозит в преодолении кризиса. Я надеюсь, скоро они поймут, что работа в родной стране, продвижение в ней прогресса – куда приятнее и нужнее, нежели работа за границей по кабальным контрактам, и не станут уезжать, давая нашей стране улучшить научно-технический и экономический уровень.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (26.02.2017)
Просмотров: 358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%