Безопасность на море является ключевым элементом транспортной морской политики ЕС в контексте защиты пассажиров, членов экипажа, морской среды и прибрежных районов.
Морские перевозки являются одним из самых распространенных способов перемещения граждан Европейского Союза (ЕС). Ежегодно более 400 млн людей проплывают через порты ЕС, 120 млн передвигаются морским путем в пределах одного государства - члена ЕС.
Разработка нормативной базы ЕС в области обеспечения безопасности пассажирских судов получила широкое развитие после ряда крупных морских катастроф, таких как крушение теплохода «Herald of Free Enterprise» близ порта Зебрюгге в 1987 г. и гибель парома «Эстония» в Финском заливе в 1994 г., которые унесли жизни 193 и 852 человек, соответственно.
Правовые инициативы ЕС в рассматриваемой сфере направлены на включение международных правил охраны человеческой жизни на море в правовую систему ЕС в целях придания им юридической силы и создания условий для их единообразного применения во всех государствах - членах ЕС[1]. Нормативные
основы ЕС дополняют международные и национальные правила охраны человеческой жизни на море, обеспечивая безопасность морских перевозок и эффективное реагирование на кораблекрушения.
Стоит отметить, что безопасность морских пассажирских судов представляет собой одно из направлений в политике ЕС по обеспечению безопасного использования морского транспорта. Так, ЕС принимает соответствующие правовые шаги в таких областях, как обучение и подготовка специалистов, работающих на морских судах[2]; использование морского оборудования[3]; государственный портовый контроль[4]; осмотр судов и сертификационных компаний[5]; мониторинг движения судов[6] [7]; безопасность на судах и портовых со-
332
оружениях и пр.
Что касается нормативной базы ЕС непосредственно в области безопасности морских пассажирских судов, то данный правовой массив разрабатывался на протяжении 15 лет и, в конце концов, сложился в комплексную разветвленную систему. В свете указанного Комиссия ЕС решила провести проверку соответствия (fitness check) четырех директив, представляющих собой ключевое звено в системе стандартов и требований безопасности пассажирских судов, плавающих в водах ЕС[8], целям политики ЕС в указанном секторе. В результате проверки в октябре 2015 г. Комиссией был принят отчет, установивший, что несмотря на значительное повышение уровня безопасности человеческой жизни, все еще имеется пространство для совершенствования правовой базы ЕС, включая упразднение устаревших, неоднозначных, непропорциональных требований, а также усиление эффективности поисковых и спасательных опера
ции.
В 2016 г. Комиссия планирует предложить упрощенные правовые рамки обеспечения безопасности морских пассажирских судов[9] [10].
Примечательно, что Комиссия выступила с инициативой совершенствования международных правил в изучаемои области также и на универсальном уровне. 13 ноября 2015 г. ЕС адресовал ИМО совместное предложение по совершенствованию международного стандарта остойчивости поврежденных пассажирских судов. Кроме того, это предложение также повышает стабильность повреждения круизных судов. Предложение касается и повышения остойчивости круизных лайнеров. Итоги международных переговоров в данном направлении в ходе 2016 г. будут определять дальнейшие действия ЕС в этом
335
отношении .
Стоит отметить, что основной правовой инструмент ЕС в области обеспечения безопасности морских судов - это Директива ЕС 2009/45[11], которая охватывает пассажирские суда, изготовленные из стали или другого равноценного материала, и высокоскоростные суда, выполняющие внутренние рейсы. Данная директива основывается на международных универсальных нормах, а именно - СОЛАС. Она также устанавливает требования получения доступа и необходимой информации для лиц с ограниченными возможностями передвижения или инвалидов.
Более того, Директива 2003/25[12] предусматривает дополнительные меры по обеспечению остойчивости поврежденных пассажирских судов, осуществляющих трейлерные перевозки по международным и внутренним маршрутам. Кроме того, разработаны правила ЕС, регулирующие обязательные обследова-
ния таких пассажирских судов и высокоскоростных судов, осуществляющих регулярные международные или внутренние рейсы из или в порты ЕС (Директива 1999/35 ). Судоходные компании также должны следовать требованиям
Директивы 98/41 о регистрации лиц, находящихся на борту , в целях обеспечения эффективности поисково-спасательных операций и содействия надлежащей ликвидации последствий любого несчастного случая (оказание медицинской помощи, услуги страхования и т.д.).
Отдельно в ЕС регламентируется вопрос об ответственности перевозчиков в случае аварий при морских перевозках пассажиров. Пассажирам должна быть предоставлена адекватная компенсация за ущерб, который они понесли. В этих целях необходимо, чтобы владельцы судов предоставили соответствующие гарантии. Это, в том числе, касается и страхования. Регламент ЕС 392/2009 об ответ-
340
ственности перевозчиков пассажиров морем предусматривает согласованные правила, касающиеся ответственности и страхования судоходных компаний, и направлен на обеспечение достаточного уровня компенсации при возникновении несчастного случая. Правила применяются ко всем сферам использования судов, таким образом распространяя свое действие на деятельность всех перевозчиков, участвующих в международной перевозке, в том числе перевозке между государствами - членами ЕС, а также на некоторые виды внутренней перевозки (на расстояния более 5 миль от береговой линии).
Пассажиры могут требовать выплаты компенсации за причинение смерти или телесных повреждений, потери или повреждения багажа или ценностей, транспортных средств или другого специального оборудования при условии соблюдения следующих требований:
- судно плавает под флагом государства - члена ЕС или зарегистрировано в государстве - члене ЕС, или [13] [14] [15]
- договор перевозки был заключен в государстве - члене ЕС, или
- пункт отправления и/или назначения, указанный в договоре перевозки, расположен на территории государства - члена ЕС.
Соблюдение прав и обязанностей, вытекающих из регламента, относится к компетенции государства флага и государственного портового контроля, а также соответствующих систем, функционирующих в ЕС.
Комиссия на настоящий момент проводит оценку эффективности применения регламента[16] [17].
[1] См.: Вылегжанин А.Н. Европейский Союз: к созданию правовых основ комплексной морской политики // Ежегодник морского права. Юбилейное издание к 40-летию Ассоциации международного морского права. М., 2009. С. 84-105; Вылегжанин А.Н. Европейский Союз: к созданию правовых основ комплексной морской политики // Московский журнал международного права. 2009. № 1 (73). С. 289-305; Ringbom H. The EU Maritime Safety Policy and International Law. MartinusNijho.
Leiden, 2008; Christodoulou V.I. Maritime Safety Law and Policies of the European Union and the United States of America: Antagonism or Synergy? Berlin; Heidelberg: Springer, 2009.
[2] Directive 2008/106/EC of 19 November 2008; Directive 2012/35/EU of 21 November 2012.
[3] Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on marine equipment and repealing Directive 96/98/EC // COM_COM(2012)0772(PAR01).
Directive 95/21/EC of 19 June 1995.
Council Directive 94/57/EC of 22 November 1994; Regulation (EU) № 530/2012 of 13 June 2012.
Directive 2002/59/EC of 27 June 2002; Regulation (EU) № 100/2013 of 15 January 2013.
Regulation (EC) № 725/2004 of 31 March 2004.
Directive 2009/45/EC, Directive 2003/25/EC, Directive 1999/35/EC, Directive 98/41/EC.
[9] Simplification of the EU passenger ship safety legislation. 12.2015. URL: http://ec.europa.eu/ smart-regulation/roadmaps/docs/2016_move_050_refit_simplification_of_passenger_ship_ssafety_legislation_ en.pdf (дата обращения: 15.05.2016).
[10] URL: http://ec.europa.eu/transport/modes/maritime/safety/passenger_ships_en.htm (дата обращения: 15.05.2016).
[11] Directive 2009/45/EC of the European Parliament and of the Council of 6 May 2009 on safety rules and standards for passenger ships (Recast).
[12] Directive 2003/25/EC of the European Parliament and of the Council of 14 April 2003 on specific stability requirements for ro-ro passenger ships.
[13] Council Directive 1999/35/EC of 29 April 1999 on a system of mandatory surveys for the safe operation of regular ro-ro ferry and high-speed passenger craft services.
[14] Council Directive 98/41/EC of 18 June 1998 on the registration of persons sailing on board passenger ships operating to or from ports of the Member States of the Community.
[15] Regulation (EC) № 392/2009 on the liability of carriers of passengers by sea.
[16] Ex-post Evaluation of Regulation (EC) № 392/2009 on the liability of carriers of passengers by sea. 07.2015. URL: http://ec.europa.eu/smart-regulation/roadmaps/docs/2015_move_048_evaluation_liability_ of_passenger_carriers_by_sea.pdf (дата обращения: 15.05.2016).
[17] Официальный сайт морского порта Лос-Анджелеса. URL: https://www.portoflosangeles.org/ maritime/tonnage.asp (дата обращения: 17.05.16). См. также: Christodoulou V.I. Maritime Safety Law and Policies of the European Union and the United States of America: Antagonism or Synergy? Berlin; Heidelberg: Springer, 2009.
|