Международная торговля имеет решающее значение для многих африканских стран, потому что в 90% стран Африки импорт и экспорт осуществляется морским путем. Создание безопасной и надежной морской транспортной системы является ключевой задачей для обеспечения эффективной торговли и устойчивого развития экономики данного континента.
На данном этапе африканские государства сталкиваются с рядом проблем в морской сфере, включая пиратство и вооруженный разбой против судов; незаконную торговлю, кражу сырой нефти; нерегулируемый рыбный промысел; наркоторговлю и торговлю людьми; захоронения токсичных отходов и сброса нефти и других загрязняющих веществ и прочие угрозы безопасности судоходства.
государства прилагают значительные усилия в целях реагирования на вышеуказанные вызовы на национальном уровне в рамках региональных и субрегиональных организаций. Среди инициатив в данной области следует выделить морские стратегии, разработанные в Африканском Союзе от 31 января 2014 г. , Экономическом сообществе государств Центральной Аф
рики от 24 октября 2009 г., Экономическом сообществе западноафриканских государств 24 октября 2014 г., Комиссии стран Гвинейского залива 10 августа 2013 г., а также Кодекс поведения, касающийся пресечения пиратства, вооруженного разбоя против судов и незаконной морской деятельности в Западной и Центральной Африке, который был принят в июне 2013 г. главами 25 западных и центральных африканских государств.
Международная морская организация (ИМО) оказывает значительную [1] поддержку африканским государствам в области обеспечения безопасности на море, включая защиту жизни[2]. Так, в 2006 г. ИМО и 25 государств Морской ассоциации Западной и Центральной Африки инициировали процесс подписания Меморандума о взаимопонимании, касающегося создания субрегиональной функциональной сети интегрированной береговой охраны. В задачи данной сети входят: борьба с пиратством и вооруженным разбоем против судов; обеспечение безопасного энергоснабжения на море; борьба с незаконной миграцией; предотвращение незаконного оборота наркотиков, оружия и торговли людьми; эксплуатация поисково-спасательных служб; предотвращение загрязнения окружающей среды и защита морской среды. В рамках реализации указанного меморандума ИМО осуществляет мероприятия по наращиванию потенциала соответствующих африканских государств в указанных сферах, которые включают научно-практические семинары и тренинги по обеспечению безопасности на море.
Стоит отметить, что многие государства, подписавшие обозначенный Кодекс поведения 2013 г. и Меморандум 2006 г., достигли значительных успехов на пути имплементации международных документов, принятых в рамках ИМО, в особенности СОЛАС и МАРПОЛ.
[1] 2050 African Integrated Martime Strategy. URL: http://pages.au.int/sites/default/files/2050%20 AIM%20Strategy%20%28Eng%29_0.pdf (дата обращения: 25.05.2016). Этот и следующие упомянутые документы см.: Regional maritime strategies. International coordination centre (ICC) For the Implementation of Regional Strategy for Maritime Safety and Security in Central and West Africa. URL: http:// cicya- ounde.org/maritime-strategies-africa (дата обращения: 20.05.2016).
[2] См.: IMO. Implementing sustainable maritime security measures in West and Central Africa. January 2014. URL: http://www.imo.org/en/OurWork/Security/WestAfrica/Documents/IMO%20WCA%20 strat- egy%20January%202014.pdf (дата обращения: 20.05.2016).
|