Степень развития науки, культуры, права и технологий принято считатьсамым важным показателем цивилизованности общества и государства. От уровня интеллектуального потенциала этого общества на прямую зависит возможность решения политических и экономических задач государства. Основной Закон (Конституция) Российской Федерации гарантирует в ст. 44 «свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности». Причем, подчеркивая не декларативный характер этих гарантий, государство устанавливает различные виды юридической ответственности за посягательство на свободу творчества и интеллектуальную собственность. Однако, историко-правовой анализ как отечественного, так и зарубежного и международного права показывает, что интеллектуальная собственностьвыделяется в качестве особого объекта относительно недавно. До 18 века большинство стран рассматривали право на интеллектуальную собственность, как привилегию, которая даровалась, в большинстве случаев, вовсе не автору произведения, а издателю. Необходимо отметить, что указанные привилегии носили личный характер и выдавались на определенный срок.
Первым законом об охране интеллектуальной собственности является принятый Венецианской республикой в 1476 г. «Указ о патентах или привилегиях», который действовал в отношениинекоторых творенийчеловеческого разума, в частности изобретений и книг. «Считается, что исключительное авторское право возникло 3 января 1491 г., когда была выдана первая привилегия на книгу «Phoenix», автором которой был юрисконсульт Петр из Равенны. Содержание этой привилегии свидетельствует о том, что она защищала не права автора, а интересы издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение: «повелевается, чтобы никто не осмеливался в городе Венеции и во всех подвластных нам славных владениях печатать или продавать напечатанные экземпляры сказанного сочинения». (См.: Канторович Я.А. Авторское право.Пг., 1916. С. 10 - 11)»[1].
В Англии в 1628 г. был принят Статут о монополиях, в соответствии с которым первому изобретателю устройства предоставлялась патентная грамота сроком на 14 лет на право изготовлять новые виды изделий в пределах государства, причем никто иной такого права не имел.
Однако общепринято первым законодательным актом, направленным на охрану авторского права, считать английский закон 1709 года, не имевший термина «интеллектуальная собственность», но при этом использующий понятие «исключительное право».
К появлению Статута Анны в Англии в 1709 г. привела невозможность дальнейшего регулирования предоставления монопольных прав на печатание и продажу книг королевской властью.
Основным действием этого закона было обеспечение за автором книги исключительного права на напечатание и опубликование своей книги в течение 14 лет с даты первой публикации книги, которое могло быть продано (иным образом передано) книгопродавцу (книгопечатнику). В случае, если в конце этого первого срока в 14 лет автор был в живых, начинался второй 14летний срок охраны, который опять-таки предоставлся первоначально автору, имевшему возможность распорядиться таким правом по своему усмотрению. В целом охрана авторского права гарантировалась на срок 28 лет с даты, первой публикации. В отношении уже напечатанных на момент принятия закона книг предусматривалась охрана авторского права на 21 год.
Вместе с тем, действие закона распространялось только на опубликованные произведения. В отношении неопубликованных произведений вплоть до принятия Закона об авторском праве в 1911 г., действующего по настоящее время, применялись положения общего права, т.е. автор имел исключительное право напечатать и опубликовать свои книги, но как только книга была опубликована, права на нее регулировались исключительно Статутом Анны.
Авторское право в Соединенных Штатах до 1976 г. также базировалось на положениях Статута Анны. В настоящее время при условии соблюдения строгих требований регистрации и депонировании, авторское право в США предусматривает срок охраны на время жизни автора плюс 50 лет. Первый патентный закон в США появился в 1790 г.
Французская система авторского права обеспечивала право автора на публичные исполнения его произведений в течение всей его жизни, а также в течение пяти лет после его смерти в пользу его наследников и лиц, которым уступлено это право, а также исключительное право воспроизведения его произведений в течение его жизни и 10 лет после его смерти в пользу его наследников и правопреемников. «В 1791 г. был принят Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений, а в 1793 г. - Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков»[2]. Патентный закон, принятый во Франции в 1791 г., впервые провозглашал право изобретателя на свое творение и его использование только с разрешения патентообладателя.
На развитие континентального авторского права оказала большое влияние философская концепция Канта, который понимал авторское право или право автора не просто как форму собственности, обеспечивавшую автору или владельцу права имущественные выгоды, а как продолжение или отражение личности автора в его литературной и иной творческой деятельности, в связи с чем автору следовало дать гарантии охраны его прав, как прав на охрану части его личности, наряду с охраной имущественного потенциала произведения. Все это позволяет определить концепцию континентального авторского права как концепцию моральных прав (неимущественных прав авторов).
Представляется, что именно отношение к произведению автора, как выражению части его личности и составляет существо концептуальных различий между системами общего и гражданского права.
История защиты прав интеллектуальной собственности в Росси имеет весьма глубокие корни. Начиная с периода царствования Петра I в России начинают оформлять привилегии на изобретения. Однако, отечественное право законодательно закрепило права на изобретения только в 1812 г. в Манифесте «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах»[3].
Право на защиту интеллектуальной собственности было легально закреплено лишь в 1828 году «Цензурным уставом», т.е. спустя более, чем столетие после английского закона. Несмотря на это фактическая защита прав на результаты интеллектуального труда аналогично ситуации того времени, когда такое право предоставлялось издателям, а не авторам произведения в отечественной истории имело место, как уже подчеркивалось выше, в 1698 году по велению Петра I[4]. Такое положение как показывает исследование, обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем развития книгопечатания в Российском государстве и никак не может свидетельствовать обуровне развития отечественного права, науки и культуры. Отечественная типографская деятельность того периодабылаподведомственна государственной власти. Только в последней четверти XVIII века в России стали открываться частные типографии, но их владельцам были доступны для печатания только материалы на иностранных языках, так государство сохраняло за собой прерогативу в печатании текстов отечественных авторов. Еще одной существеннойособенностью указывающей на наличие правового регулирования вопросов защиты интеллектуальной собственности выступает то обстоятельство, что в авторском праве Российской империи установление ответственности связано с цензурным законодательством. 17 июня 1812 г. правительство Александра I издает Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», который сталосновой патентного законодательства Империи[5].
До утверждения цензурного устава 1826года,действовало распоряжение Министерства народного просвещения 1816 года, исходя из которого,одним из условий принятия рукописи цензором для опубликования являлось согласие автора, т.е. права издателя ставились в зависимость от прав авторов в классическом понимании. По мнению И.В. Савельевой[6] такое положение сложилось в связи с обращением А.С. Пушкина с требованием о недопущении опубликования его произведения «Кавказская пленница», которое еще до его официального представления было опубликовано с приложением его перевода на немецком языке, что, в свою очередь, являлосьнарушением действовавшего в тот период порядка регулирования[7].
Исходя из классической модели периодизации отечественной истории, можно выделить три основных периода, характеризующиеся спецификой в регулировании вопросов уголовной ответственности за нарушение интеллектуальных прав:
- дореволюционный период (с 1698 по 1917 г.г.);
- советский период (с 1917 по 1991 г.г.);
- современный период (с 1991 по настоящее время).
В период правления Николая 1,22 апреля 1828 г. был утвержден новый Цензурный устав пришедший на смену уставу 1826 г. Вторая часть указанного устава носила название «О сочинении и издании книг» с приложением «Положения о правах сочинителей»[8]. В 1830 году утверждено«Положение о правах сочинителей, переводчиков, издателей», а в 1845 году вышло в свет«Положение о порядке регулирования музыкальных и художественных произведений»[9]. При этом отметим, что в самом Уставе было закреплено только 5 статей.
Положение о привилегиях 1833 г., существенно расширило права обладателя привилегии (в современном понимании - патентообладателя). В соответствии с ним привилегии выдавались не только на изобретения, но и на усовершенствования общеполезных предметов.
Впоследствии в Российской империи были также приняты: Закон «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения» и «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования», которые действовали до конца периода существования империи.
К середине XIX в. государствоофициально признало имущественные и неимущественные права авторов и изобретателей. Естественным образом, появилась необходимость в защите этих правоотношений со стороны государства, в том числе уголовно-правовым инструментарием. Необходимо сделать оговорку о том, что государственная защита интеллектуальной собственности согласно данному Положению, распространялась в отношении прав на литературные произведения.
Нормы авторского права, начинаяс 1887 г. были включены в «Свод законов Российской империи» в виде приложений к ст. 420, которые включали постановления о праве музыкальной собственности, о праве собственности наук и словесности, о праве художественной собственности[10].
Закон Российской империи «Об авторском праве» от 20 марта 1911г.[11] расширил перечень объектов интеллектуальной собственности подлежащих охране. Теперь охрана распространялась на астрономические, топографические, географические и иного рода карты, атласы, глобусы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, чертежи, рисунки, драматические, музыкально-драматические и фотографические и подобные им произведения.
Немного отходя от историко-правового анализа охраны
интеллектуальной собственности, необходимо отметить, что на сегодняшний день традиционно объекты интеллектуальной собственности не признаются предметами преступлений против собственности. Анализируя
интеллектуальную преступность, А.И. Бойцов указывает, что «о хищении таких неосязаемых и бестелесных «предметов», как научная идея, сюжет художественного произведения и другое, можно говорить лишь в фигуральном смысле, помня, что в строго юридическом смысле можно похитить книгу, аудиокассету и прочие материальные носители творческого труда, а также вещественные предметы, изготовленные в силу осуществления этих прав, но не произведение, мелодию и другие подобные продукты человеческого разума как таковые»[12]. Мы также считаем, что можно говорить о двойственной природе интеллектуальных прав, т.е. с одной стороны, такие права являются личными неимущественными правами, неотделимыми от их обладателя в силу самой природы этих прав (к примеру, право автора на имя). С другой стороны, интеллектуальные права являются имущественными правами, что позволяет осуществлять свободную передачу их другим лицам. Однако еще римское правоосуществляло деление вещей на «телесные» и «бестелесные», которое встречается в Институциях Гая (2.12- 14)[13]. Гай, показывая свое понимание бестелесных вещей, ссылался на право наследования, обязательственное право и право узуфрукта. Полагаем, что при попытке применить режим собственности к правам, так же как и при попытке включить права в перечень объектов гражданских прав в соответствии со ст. 128 ГК РФ, «бестелесные вещи» римского права едва ли могут служить эффективным инструментом регулирования отношений интеллектуальной собственности[14].
Признания прямой взаимосвязи между классическим правом собственности и правом интеллектуальной собственности явно недостаточно. Г.Ф. Шершеневич, описывая подобную ситуацию, указывал: «Распространять понятие о вещных правах на права, не имеющие своим объектом вещи, представляется теоретически неудобным. Порядок возникновения, перехода, прекращения вещных прав рассчитан именно на материальное их содержание, и потому распространение этих правил на совершенно иную область может создать нежелательное смешение понятий в теории и практике».[15] Вместе с тем, надо отметить, чтодетальное рассмотрение положений Цензурного устава позволяет отметить передовой характер предложенных в нем идей в отношении гражданско-правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности.
Одобренное в1845 г. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», установило уголовную ответственность за преступления против прав интеллектуальной собственности.
При этом отметим, что нормы уголовно-правовой охраны прав интеллектуальной собственности содержались в различных разделах Уложения. Так, нормы уголовно-правовой охраны прав промышленной собственности содержались в ст. ст. 1862 - 1864 Уложения[16].
Нормы 4 отделения «О присвоении ученой и художественной собственности» главы IV «О присвоении и утайке чужой собственности» раздела XII «О преступлениях и проступках против собственности частных лиц», осуществлялиохрану авторского права и предусматривали уголовную ответственность за различные по степени тяжести и объективной стороне составы преступлений против интеллектуальных прав. Уголовно наказуемыми признавались такие деяния как:
- самовольное издание;
- продажа права на издание статьи, книги, рукописи, или музыкального сочинения или эстампа, нескольким лицам порознь без их согласия;
- самовольное представление драматического или исполнение музыкального произведения в публичном собрании.
Как справедливо указывают авторы, «российский законодатель уже в середине ХХ в. указывал на то, что авторское право по своей сути является правом собственности автора на свое произведение. То есть в совокупности всех прав авторов, которые традиционно делятся на личные неимущественные и имущественные, законодатель сделал упор именно на последних»[17]. Современное же отечественное законодательство во многом повторяет нормы советского законодательства относившего преступления против прав авторов и изобретателей к группе преступлений нарушающих трудовые права граждан[18] [19].
Вместе с тем, такое понимание позиции дореволюционного законодателя не совсем верно. Так, ст. 2275 Уложения устанавливала уголовную ответственность за плагиат, а статья 2277 - за размещение в своих книгах, журналах, гравюрах частичных заимствований чужих произведений в размере, превышающем установленный законом. При этом, как и в современном законодательстве, такие деяния относились к делам частного обвинения, т.е. к ответственности за них можно было привлечь исключительно по жалобе потерпевшего. Закреплялось в качестве преступного и контрафактное производство экземпляров произведений науки, литературы и искусства (ст. 2276 Уложения).
Ученые-юристы не раз критически высказывались о такой структуре уголовного законодательства.Так, например, Г.Ф. Шершеневич, отмечал, что: «в системе преступлений должна быть особая категория посягательств, именно самовольное пользование чужим исключительным правом, куда должны быть отнесены нарушения авторского, художественного,
19
музыкального права...».
Однако, несмотря на частный характер недовольства несовершенством уголовного законодательства, следует признать, что закрепленные в Уголовном уложении составы актуальны до настоящего времени и именно в таком виде выступают в современном отечественном законодательстве, а именно:
- право на авторство и право на имя;
- право на воспроизведение и распространение экземпляров произведения;
- право на публичный показ и публичное распространение произведения.
Существенным различием в регулировании этих вопросов в указанном Уложении и в современном уголовном правевыступает крайне строгий характер ответственности и строгость наказания. Еще одним отличием было отсутствие указаний на необходимость причинения материального ущерба действиями нарушителя прав интеллектуальной собственности. Таким образом, авторское право не ограничивается имущественными интересами, и,следовательно, обязательным условием наступления уголовной ответственности за преступления против интеллектуальных прав и свобод являлся признак самовольности осуществления чужого права. Кроме того, для квалификации никакого значения не имел и тот факт, что такое осуществление виновным чужого права может вполне принести автору выгоду, а виновному ущерб.
Реформагражданского законодательстванеизбежно привела и к отдельным изменениям в отечественном уголовном законодательстве, где любое нарушение авторского права признавалось контрафакцией, т.е. воспроизведением и распространение кем-либо чужого произведения с целью извлечения выгоды, в ущерб интересам автора или его правопреемника. При этом, как отмечал Г.Ф. Шершеневич, плагиат и контрафакция есть понятия не тождественные - «плагиат представляется заимствованием не противозаконным, потому что он не может перейти пределов, установленных законом... Не составляя явления противозаконного, оно считается явлением безнравственным.»[20].
Существенным выступало и то обстоятельство, что преступным нарушением интеллектуальных прав являлось лишь умышленное их нарушение. Посягательства, совершенные с неосторожной формой вины, считались проступком и уголовной ответственности не влекли.
Анализируя Уголовное Уложение 1903 года, Н.С. Таганцев определял как уголовно наказуемое деяние самовольное пользование чужим правом литературной собственности, если это могло составить оригиналу произведения конкуренцию на рынке, другими словами, незаконное воспроизведение литературного произведения предполагало, прежде всего, механические способы издания (опубликование) произведения, а также и иные способы повторения, в том числе, путем фотографирования и даже переписи от руки[21]. Относительно исполнения музыкального произведения наиболее распространенной была позиция, что исполнение непублично (например, в частном доме) не могло быть признано преступным пользованием чужим авторским правом. В случаях самовольного пользования (вполне или частью) чужим правом художественной собственности преступным считалось повторение даже одного экземпляра художественного произведения без применения механических способов[22]. Необходимо обратить внимание на тот факт что, глава 35 Уголовного Уложения 1903 г. «О преступных деяниях против прав авторских и привилегий на изобретения» содержала три статьи об охране интеллектуальной собственности. Имущественная направленность этих преступлений подтверждалась не только формулировкой норм, но и расположением главы среди других имущественных посягательств.
Законодательство начала ХХвека относило, право интеллектуальной собственности к категории исключительных прав. Тем не менее, согласно Положению об авторском праве 1911 года[23] преступления против интеллектуальных прав граждан по-прежнему входили в раздел преступлений против собственности. Дела о нарушении чужого авторского права (Угол. Улож., ст.ст. 620 и 622) начинались не иначе, как по жалобе потерпевшего. Приговор о наказании виновного отменялся, если принесший жалобу примирится с виновным до исполнения приговора[24]. Вместе с тем, надо отметить, что дореволюционное уголовное законодательство, в достаточной степени детально регламентировавшее уголовную и гражданско-правовую ответственность за посягательства на права авторов и изобретателей, не содержало в себе возможностей уголовно-правовой охраны средств индивидуализации производимой продукции (работ, услуг), как, например, фирменные наименования, товарные знаки и т.д.
Анализ дореволюционного законодательства позволяет сделать следующие выводы:
Авторское право обладало охраноспособностью так как рассматривалось как одна из разновидностей права собственности.
В контексте противодействия нарушениям в сфере
экономической деятельности, а именно в рамках противодействия монополизации и в интересах конкуренции уголовно-правовая охрана предоставлялась правам промышленной собственности.
Дореволюционное законодательство устанавливало жесткие меры ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности.
Все нормы о нарушениях интеллектуальных прав
предусматривали в качестве обязательной, обязанность виновного возместить все убытки потерпевшим.
На начальном этапе советское уголовное законодательство весьма пренебрежительно относилось к охране интеллектуальных прав.
Любое произведение в соответствии с Декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях»[25] могло быть признано достоянием республики. Декретом «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» 17 произведений русских авторов были признаны достоянием Республики.
Первым советским законодательным актом, регулирующим патентные правоотношения, стал Декрет СНК от 30 июня 1919 г. «Положение об изобретениях», который отменил ранее действовавшее в России законодательство в области промышленной собственности и ввел новую форму охраны изобретений - авторское свидетельство. Предусмотренный этим декретом, специально созданный орган оценивал полезность изобретения. Получившие признание своей полезности изобретения объявлялись достоянием государства и могли свободно использоваться.
Позже было принято Постановление ЦИК и СНК СССР от 12 сентября 1924 г. «О патентах на изобретения»[26], которое восстановило действие патентов Российской империи.
Далее был принят Закон «Об авторском праве» 1928 г., действовавший вплоть до внесения положений об авторском праве в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.
Принятое 9 апреля 1931 г. Постановление ЦИК и СНК «Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях» вновь определило охранным документом авторское свидетельство, но лишь на служебные изобретения. Неслужебные изобретения могли охраняться патентом.
Далее было принято Положение СНК СССР от 5 марта 1941 г. «Об изобретениях и технических усовершенствованиях», отменившее ранее действовавшее Положение.
Следующим актом стало Положение Совета Министров СССР от 24 апреля 1959 г. «Об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях», которым впервые в мире была введена правовая охрана открытий.
Сложившаяся система охраны объектов промышленной собственности была усовершенствована 21 августа 1973 г. Положением Совета Министров СССР «Об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях».
Завершили эволюцию советского законодательства об интеллектуальной собственности Основы гражданского законодательства СССР от 31 мая 1991 года[27], которыми:
- впервые предоставлялась охрана так называемым смежным правам;
- без согласия автора было запрещено свободное использование и публичное воспроизведение опубликованных результатов интеллектуального труда;
- продлен срок действия авторского права и расширен круг охраняемых произведений.
Данный законодательный акт просуществовал немногим более полугода.
Вопросы уголовной ответственности за нарушение интеллектуальных прав в отечественном законодательстве тоже не всегда регулировались однозначно.
Действовавшим в период НЭП УК РСФСР 1922 года[28] впервые в отечественном праве была установлена уголовная ответственность за самовольное пользование чужим наименованием или чужой фирмой. Однако относительно места размещения норм предусматривающих ответственность за нарушение интеллектуальных прав в системе отечественного уголовного законодательствана начальном этапе советского периода изменений не произошло - ответственность за них предусматривалась в главе «Имущественные преступления». Однако, указанный период выделяется принятием большого количества подзаконных нормативных актов, регламентирующих сферу интеллектуальной собственности. В УК РСФСР 1926 г.[29]так же предусматривалась ответственностьза нарушение авторских прав. Некоторые составы преступлений такие как, например, незаконное использование чужого товарного знака и чужого фирменного наименования, в связи с практически тотальной государственной монополией на производство товаров и услуг утратили свою актуальность и были в последствии декриминализованы в УК РСФСР 1960 г.[30]В рамках административно-командной плановой экономики невозможно было самостоятельно вводить в хозяйственный оборот результаты интеллектуального труда, в связи с этим оставшиеся в указанном УК составы располагались в главе 4 «Преступления против политических и трудовых прав граждан».
В современном отечественном уголовном законодательстве охране прав интеллектуальной собственности посвящены ст.ст. 146, 147 и 180 УК РФ[31].
Первые международные договоры в отношении интеллектуальной собственности появились лишь в конце XIX в.: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Советский Союз присоединился к конвенции в 1965 году.
23 декабря 1977 г. СССР ратифицировал Договор о патентной кооперации 1970 года. Соглашением в области авторского права является «Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений» 1886 года, пересмотренная, в частности, на дипломатических конференциях в Стокгольме в 1967 году и в Париже в 1971 году.
Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года заключена в Женеве, дополнена на конференции в Париже в 1971 г. Советский Союз присоединился к ней в 1973 году.
Кроме того, СССР присоединился к Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891 года (в 1976 г.) и ратифицировал (в 1980 г.) Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры 1977 года, участвовал в ряде других соглашений в области охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время Российская Федерация является участником нескольких десятков международных договоров и межправительственных организаций по вопросам охраны интеллектуальной собственности.
Анализ законодательства советского периода позволяет сформулировать следующие выводы:
На начальном этапе советское уголовное законодательство весьма пренебрежительно относилось к охране интеллектуальных прав, любое произведение могло быть признано достоянием республики.
Законодатель в рамках УК РСФСР 1922 годапо прежнему относит преступления против интеллектуальных прав к имущественным.
Декриминализация ряда составов преступлений в рамках административно-командной плановой экономики стала возможна ввиду отсутствия возможности самостоятельного ввода в хозяйственный оборот результатов интеллектуального труда.
В УК РСФСР 1960 года защита авторских и изобретательских прав предоставлялась в рамках единой статьи в главе политические и трудовые права и свободы граждан, что в свою очередь было спроецировано в УК РФ 1996 года.
Из проведенного исследования видно, что интеллектуальная собственность не рассматривалась законодателем как единый объект
уголовно-правовой защиты, что отражает отсутствие системного подхода в защите интеллектуальных прав.
На наш взгляд, в условиях функционирования рыночной экономики и отмирания системы государственной монополии на результаты интеллектуальной деятельности в УК РФ необходимо изменить подход к регламентации таких посягательств, переместив указанные составы преступлений в раздел о преступлениях в сфере экономики, так как нарушение авторских и изобретательских прав не только причиняет вред имущественным интересам личности, но и наносит ощутимый экономический вред государству.
[1] Цит. по: Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник. М.: Проспект, 2010. С.27.
[2] См.: Дюма Р. Литературная и художественная собственность: авторское право Франции. М.: Международные отношения, 1989. С. 14.
[3] Патентный закон 1812г.//Свод законов Российской Империи. Т.11. Ч.3. СПб,1845.
[4]Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1981. С. 121.
[5] Вишевецкий Л.М., Иванов Б.И., Левин Л.Г. Формула приоритета. Возникновение и развитие авторского и патентного права. Ленинград: Наука, 1990. С. 47, 116. и др.
[6] Савельева И.В. Методологические и теоретические проблемы юридической науки. М., МГУ, 1985. С. 220.
[7] Впервые в мире посмертный 50-летний срок охраны авторского права был установлен в Российской империи в 1837 г. в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина. См.: Авторское право: Доклад комиссии С. -Петербургского литературного общества по поводу проекта закона об авторском праве. СПб.: Т-во художественной печати, 1908. С. 35.
[8] Полное собрание законов Российской Империи СПб.,1830.Т.3 (1828).№1979.С. 475.
[9]См.:Козлов А.В. Уголовно-правовая охрана авторских и смежных прав: дис. ...канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2002. С. 32.
[10] См.: Свод законов Российской империи. Свод законов гражданских. СПб.: Государственная типография, 1990. Т. X. Ч. I. С. 61, 291-297.
[11] См.: Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб.: Право, 1912. С. 142-143.
[12] Бойцов А.И. Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2002. С.113.
[13] Римское частное право // Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. С.148.
[14] Цит. по: Гражданское право. Учебник // Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. Т.1. С.298.
[15]Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С.254-255.
[16] Уложение о наказаниях уголовных и исправительных // Свод законов Российской империи. СПб., 1857. С. 469.
[17] Нерсесян А.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных и борьба с нарушением прав интеллектуальной собственности //История государства и права, 2006, № 6.
[18] Лановенко И.П., Чангули Г.И. Уголовно-правовая охрана трудовых прав граждан / АН УССР, Ин-т государства и права. Отв. ред. И.П. Лановенко. К.: Наукова думка, 1989. С. 16-17.
[19]Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1981. С. 286287.
[20]Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1981. С. 277.
[21] См.: Таганцев Н.С. Уголовное Уложение от 22 марта 1903 г. СПб.: Изд. Н.С Таганцева, 1904. С. 45.
[22] Бондарев В.Н. История развития российского законодательства об охране интеллектуальной собственности. Ростов-на-Дону, 1999. С.9.
[23] Положение об авторском праве 1911 г. //Собрание узаконений и распоряжений правительства, 1911. № 66. Ст. 560.
[24] Там же.
[25] См.: Декрет Совета народных комиссаров от 26 ноября 1918 г. «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» // Собрание узаконений. 1918. № 86. Ст. 900.
[26] См.: Колесников А.П. История изобретательства и патентного дела. М.: Роспатент, 2002. С. 75.
[27]Основы гражданского законодательства СССР от 31 мая 1991 года //Справочно-правовая система «Консультант-плюс» (Первоначальный текст документа опубликован в Ведомостях СНД СССР и ВС СССР, 1991, № 26.Ст. 733).
[28] Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. //Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
[29] Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. //Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
[30]Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. //Справочно-правовая система «Консультант-плюс» (Первоначальный текст документа опубликован в Ведомостях ВС РСФСР, 1960, № 40.Ст. 591).
[31] Уголовный кодекс Российской Федерации. //Справочно-правовая система «Консультант-плюс» (Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства РФ, 1996, №25.Ст. 2954).
|