Вторник, 26.11.2024, 13:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Реализация права на обращение в арбитражный суд: отдельные вопросы подачи юридически значимых документов

Квинтэссенцией обращения в орган экономического правосудия без преувеличения может быть назван факт подачи заявления, искового заявления в арбитражный суд. Право на судебную защиту не может быть реализовано без предъявления иска или подачи заявления. Данное действие в арбитражном процессе имеет ряд и чисто технических, и правовых особенностей.

Одним из основных отличий арбитражных судов от органов правосудия общей юрисдикции судоустройственного плана является наличие единственного арбитражного суда на территории каждого субъекта Российской Федерации (ст.ст. 4, 25 и др. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; ст. 34 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»)[1].

Определенные трудности практического характера возникают у лиц, имеющих намерение обратиться в арбитражный суд за защитой своих прав и законных интересов, территориально находящихся в удалении от органа экономического правосудия (в другом городе, например), либо вынужденных обращаться в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации. Также, в отличие от судопроизводства в судах общей юрисдикции, экономическая и (или) предпринимательская деятельность имеет меньшую

тенденцию к локализации в пределах одной области, края, города и т.п. Специфика последней выражается в наличии многочисленных правовых, фактических и финансовых отношений субъектов экономической деятельности, находящихся в различных частях Российской Федерации. Третьим фактором, способствующим возникновению проблем при обращении в арбитражный суд на этапе подачи иска, заявления, может быть назван географический, подразумевающий существенные размеры России, значительность расстояний, не везде надлежащую транспортную инфраструктуру. Таким образом, первоочередным препятствием к своевременной подаче заявления, искового заявления в арбитражный суд может стать его удаленность от места нахождения истца или заявителя.

Предъявление искового материала в арбитражный суд, как начальный этап арбитражного процесса, всегда были сориентированы на поступление процессуальных документов традиционным способом, т.е. на бумажном носителе путем сдачи в канцелярию лично или через организацию почтовой связи. Однако, учитывая современный уровень развития телекоммуникационных средств связи и информации, незаменимой представляется возможность подачи в арбитражный суд процессуальных документов в электронном виде. История электронного документооборота в Российской Федерации начинается с Федеральной целевой программы «Электронная Россия»[2], подразумевающей создание доступных средств предоставления услуги информации с помощью информационнотелекоммуникационных технологий. За основу разработчиками программы был принят зарубежный опыт, показывающий эффективность применения современных технологий в сфере судопроизводства, доказывающий работоспособность электронного правосудия.

Наличие богатого опыта, в частности у европейских стран, подтверждается не сразу воспринятой Россией (по причине отсутствия достаточной технической базы) Рекомендацией Комитета министров Совета Европы от 28 февраля 1984 г. R(84)5^ Названным актом Государствам- участникам рекомендовано обеспечить органы правосудия наиболее современными техническими средствами для отправления правосудия самым эффективным образом, в том числе посредством облегчения доступа к информации, источникам права, ускорения судопроизводства. Примечательно, что учеными процессуалистами было сделано оказавшееся правильным предположение не только об удобстве и значительных преимуществах рассматриваемого способа передачи документов и получения услуг, но и о лучших перспективах электронного правосудия в системе арбитражных судов[3] [4].

Возможность подачи процессуальных документов, в том числе - искового заявления, в арбитражный суд в электронном виде стала возможной с внесением соответствующих изменений в АПК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ[5]. В соответствии с ч. 1 ст. 125 АПК РФ в редакции указанного закона исковое заявление в качестве альтернативного способа может быть подано в орган экономического правосудия путём заполнения специальной, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, формы.

Задачей системы электронного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия, гарантирование справедливого публичного судебного разбирательства, сокращение сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел[6]. Возможность подачи документов в электронной форме предусмотрена не только для искового заявления, но и для любых других видов процессуальных документов, письменных доказательств. До настоящего времени электронный документооборот альтернативен классическому бумажному делопроизводству. Арбитражный суд вправе требовать представления в судебном заседании подлинников или надлежащим образом заверенных копий документов, направленных с применением средств электронного документооборота. Последний не заменяет и, вероятно, ещё продолжительное время не сможет заменить традиционный бумажный документооборот. Необходимым видится обеспечение принципа диспозитивности - выбор между электронным и бумажным носителем должен быть сделан стороной. Законодателем же, как представляется, достигнута цель создания благоприятных условий использования достижений прогресса в арбитражном судопроизводстве. К числу несомненных достоинств такого нового способа подачи документов в арбитражный суд следует отнести круглосуточную доступность арбитражного суда к приему входящей корреспонденции, не зависящую, к тому же от выходных и праздничных дней, режима работы в течение дня и без затрат времени на ожидание своей очереди[7].

Первоначально процедура подачи документов в арбитражные суды России в электронном виде регламентировалась одноименным Временным порядком.[8] Названный документ регулировал лишь подачу документов в посредством заполнения форм, размещенных на официальных сайтах арбитражных судов в сети Интернет, и в силу прямого указания не распространял своё действие на направление документации иными способами, в том числе по электронной почте, не применялся к обороту информации, представляющей собой государственную тайну.

Высокую оценку со стороны ученых, практикующих юристов и работников арбитражных судов система подачи документов, получившая наименование «Электронный страж», получила за простоту работы с ней - для начала работы в системе достаточно прохождения процедуры «обычной» регистрации. Электронный страж взаимосвязан с информационным ресурсом картотекой арбитражных дел и базой данных ЕГРЮЛ, предоставляемой в порядке ведомственного взаимодействия Федеральной налоговой службой России, без чего полноценная работа с Электронным стражем была бы немыслима.

Раздел II Временного порядка подтверждал установленную АПК РФ возможность подачи, наряду с другими видами документов, заявления, искового заявления в арбитражный суд, что имеет наибольшую ценность в разрезе минимизации проблем обращения в органы экономического правосудия. При этом требования к документам в электронном виде могут быть охарактеризованы как приемлемые и реально выполнимые. Так, достаточно отсканировать материалы в формате Adobe PDF, придерживаясь качества не менее 200 точек на дюйм и не превышая размера файла 10 Мб. Достижение приведенных характеристик действительно не становится препятствием к подаче документов в электронном виде, особенно учитывая наличие большого количества бесплатного и условно-бесплатного программного обеспечения, позволяющего выполнить названные требования.

Ранее временным порядком (Раздел V) был предусмотрен и механизм «обратной связи» с лицом, обращающимся в арбитражный суд, как необходимый элемент двустороннего взаимодействия между субъектом, нуждающимся в судебной защите прав и свобод, и органом правосудия. Аналогом оттиска входящего штампа канцелярии арбитражного суда или документа о вручении корреспонденции, выдаваемого организацией почтовой связи, при подаче документов в электронном виде служит уведомление о поступлении документов в систему подачи документов с указанием даты поступления, поступающее в личный кабинет пользователя Электронного стража. Указанная в таком уведомлении дата учитывается применительно к положениям ч. 6 ст. 114 АПК РФ. Поступившие в электронном виде в арбитражный суд документы проходят проверку - ответственный сотрудник органа правосудия должен убедиться в соответствии их предусмотренным АПК РФ и п. 3 Раздела V Временного порядка условиям. В отсутствие нормативного регулирования, приемлемым выглядело и установление исчерпывающего перечня из восьми причин невозможности считать документы поступившими в арбитражный суд Временным порядком.

Если обращающийся в арбитражный суд субъект подготовил и направил документы должным образом, то ему направляется второе уведомление от арбитражного суда - о получении органом правосудия документов, поданных в электронном виде. В противном случае пользователь получает сообщение о невозможности признания документов поступившими в арбитражный суд с указанием причин этого. В дальнейшем электронные документы переводятся на бумажный носитель - распечатываются, их последующее движение не отличается от поступивших в арбитражный суд традиционными образами.

Пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. № 12[9] было разъяснен порядок действий судьи при рассмотрении поступивших в электронном виде документов. На первом этапе (на стадии возбуждения судопроизводства) арбитражный суд лишь проверяет соответствие обращения формальным требованиям процессуального законодательства, применяя, в зависимости от найденной диспозиции, те или иные нормы АПК РФ. Установление же действительности факта подачи искового заявления лицом, его подписавшим, проверка подлинников, оригиналов документов производится на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и в ходе рассмотрения дела по существу. В свое время названное Постановление Пленума ВАС РФ раскрыло все же ряд ограничений по подаче процессуальных документов в арбитражный суд в электронном виде. Так, не предусмотрена подача рассматриваемым способом заявлений об обеспечении иска, обеспечении имущественных интересов, а также ходатайства о приостановлении исполнения решения или иного судебного акта. Перечисленные заявления, ходатайства, будучи направленными в электронном виде, считаются не поданными в арбитражный суд.

Практика доказала жизнеспособность и пользу рассматриваемого нововведения, и Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 г. № 80 был утвержден действующий Порядок подачи документов в арбитражные суды России в электронном виде[10]. Сохранив в целом достижения Временного порядка подачи документов, новый регламент уточнил и структурировал отдельные моменты работы с системой подачи документов «Мой Арбитр». Негативным изменением представляется лишь то обстоятельство, что перечень причин отклонения документов, поступивших в электронном виде, становится открытым. В нём появляется пункт 9 - иные причины, полномочие по установлению наличия которых предоставлено не судье, а сотруднику арбитражного суда, ответственному за приём документов в электронном виде.

Позднее, в связи с объединением Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Судов РФ первый в полной мере воспринял и признал необходимость использования возможностей, предоставляемых системой «Мой арбитр» для целей обеспечения доступности правосудия, а также целесообразность её использования. Президиумом Верховного Суда РФ был

утвержден Временный порядок подачи документов в электронном виде, не имеющий существенных отличий от правил, принятых ВАС РФ[11].

Позднее, а именно в 2016 г., данный порядок вновь был воспроизведен в «Порядке подачи в Верховный Суд РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа»[12], почти одновременно Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 г. № 252 бы утвержден «Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронной форме, в том числе в форме электронного документа» (вместе с «Порядком подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа»[13]). Названные документы сегодня находятся в стадии первичной апробации, но вполне понятно, что они базируются на ранее полученном успешном опыте.

В Концепции единого Гражданского процессуального кодекса РФ возможность подачи заявлений, исковых заявлений в электронном виде названа в числе наиболее удачных наработок существующего АПК РФ[14]. Возможность обращения в арбитражный суд в электронной форме стала частью нового процессуального явления, получившего наименование «электронное правосудие», является новым, прогрессивным этапом развития правосудия, однако не заменяющим и не отменяющим традиционную судебную процедуру[15]. Учитывая положительное влияние электронного правосудия на обеспечение доступности правосудия, следует признать целесообразным дальнейшее развитие и расширение возможностей работы с системами электронного документооборота между лицами, нуждающимися в защите своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, и судами, а также между органами экономического правосудия одного уровня и разных инстанций.

Что же касается традиционных способов подачи документов в арбитражный суд, то самым легким, общедоступным и простым выглядит предоставление документов непосредственно в канцелярию арбитражного суда. Проблемами, связанными с таким способом обращения в арбитражный суд, являются возможная и нередко встречающаяся на практике его удаленность от места нахождения заинтересованного субъекта, режим работы канцелярии органа экономического правосудия, а также физические очереди, в крупных регионах не всегда позволяющие сдать документ в течение разумного времени. Отдельные арбитражные суды пытаются решить данную проблему за счёт специализации «окон» или кабинетов канцелярии (отдела делопроизводства, экспедиции, общего отдела - от изменения названия суть не изменяется), распределения приема различных видов документов на различные часы. Однако, такой подход не позволяет решить существующую проблему в корне, поскольку общий входящий поток документов, в том числе первоначальных обращений с заявлениями, исковыми заявлениями, принятыми мерами структурируется, но не изменяется, не уменьшается.

Обращение в арбитражный суд с заявлением, исковым заявлением посредством направления документов через органы почтовой связи с практической точки зрения не создаёт особых проблем или препятствий в доступе в арбитражный суд. Если не принимать в расчёт риск утраты почтовой корреспонденции и не всегда имеющиеся в наличии в каждом отделении почтовой связи конверты или марки, то неоднозначные сроки пробега почтовой корреспонденции скомпенсированы механизмом исчисления сроков обращения в арбитражный суд. Так, для истца нередко принципиальным является обращение в арбитражный суд - подача искового заявления до окончания известного периода времени, то есть до истечения срока исковой давности.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 204 ГК РФ, срок исковой давности прекращает своё течение со дня обращения в суд в установленном порядке и такое положение сохраняется в продолжении времени осуществления судебной защиты нарушенного права. Согласно же ч. 2 ст. 194 ГК РФ письменные заявления, извещения другие документы, сданные в организацию почтовой или иной связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются совершенными в срок. Как установлено ч. 6 ст. 114 АПК РФ если заявление или иные документы были сданы в орган почтовой связи до окончания последних суток срока, он не считается пропущенным.

Несмотря на то, что первые две из приведенных норм регулируют материальные сроки, а последняя - процессуальный, в системной взаимосвязи они с успехом применяются арбитражными судами всех инстанций как устанавливающие факт соблюдения истцом срока исковой давности при условии сдачи им искового заявления в орган почтовой связи до истечения срока исковой давности. При этом дата поступления процессуального документа непосредственно в арбитражный суд значения не имеет и не учитывается. Аналогичного толкования действующего законодательства придерживается и Верховный Суд РФ.

Так, в одном из дел дата прекращения течения срока исковой давности была определена по датировке почтовой квитанции, являющейся подтверждением приема регистрируемого почтового отправления и справкой,

выданной Почтой России[16]. Такой подход характерен для большинства. дел[17].

В качестве вывода можно утверждать, что большая часть проблем, возникающих на этапе первоначальной подачи документов (предъявления иска) в арбитражный суд, была нивелирована введением элементов электронного правосудия. Нельзя не отметить также, что решение одних проблем породило некоторые новые, не известные и не характерные ранее для арбитражного судопроизводства. Примером, «лежащим на поверхности», могут быть непредсказуемые и начинающиеся без какого-либо предупреждения перерывы в работе электронных систем. В течение профилактических работ имеющиеся сервисы, как правило, временно недоступны для использования. Для уменьшения негативного влияния данного фактора на обеспечение доступности правосудия достаточным представляется со стороны арбитражного суда - размещать на официальном сайте объявление, предупреждающее о проведении плановых или внеплановых работ, во время которых работа электронных систем будет в той или иной степени ограничена. А заинтересованным лицам следует проявлять разумную заботливость и осмотрительность в защите своих прав и законных интересов, избегая оставления обращения в арбитражный суд на последние дни сроков исковой давности и тому подобных просчетов. Вместе с тем, такие, вновь образовавшиеся, проблемы представляются закономерными и преодолимыми. Зарубежный опыт приспособления правосудия к информационно-телекоммуникационным достижениям свидетельствует о том, что указанный процесс сопровождается такими негативными факторами как отсутствие желания интегрирования нового в деятельность по отправлению правосудия, недостаточность финансирования, невысокий уровень компьютерной грамотности, низкая скорость модернизации технического оснащения и прочими[18] [19]. В целом же полноценное электронное правосудие до настоящего времени является скорее перспективой, чем реальностью, но эффективность данного направления уже на начальных этапах весьма

высока, что позволяет говорить о необходимости его дальнейшего разви-

2

тия .

Ценность электронного правосудия тем более значительна, что его элементы с равным успехом могут быть использованы и на практике последовательно внедряются в работу не только арбитражных судов первой инстанции, но и органов экономического правосудия апелляционной и кассационной инстанций. А «признание» Верховным Судом РФ изначально разработанной в системе арбитражных судов системы электронного документооборота, в том числе и в первую очередь - между органами судебной власти и обращающимися в них субъектами свидетельствует о жизнеспособности данной высокотехнологичной системы и в условиях работы суда надзорной инстанции.

 

[1] См.: Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1; Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995 г. № 18. Ст. 1589.

[2] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 531.

[3] См.: Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 28.02.1984 г. № R (84) 5 «Комитет министров - государствам-членам относительно принципов гражданского судопроизводства, направленных на совершенствование судебной системы» // Российская юстиция. 1997. № 7. С. 3-7.

[4] См., напр.: Федосеева Н.Н. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы, перспективы // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 9. С. 2-5.

[5] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010 г. № 31. Ст. 4197.

[6] См.: Решетняк В.И. Электронное правосудие и судебное представительство в гражданском и арбитражном процессах // Адвокат. 2011. № 5. С. 16-23.

[7] См., напр.: Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства. М., 2013. С. 74-90.

[8] См.: Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде (утв. Приказом ВАС РФ от 12.01.2011 г. № 1) // Документ опубликован не был. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

[9] См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2011. № 4. С. 3-7.

[10] См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 г. № 80 «Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2014. № 1. С. 23-27.

[11] См.: Временный порядок подачи документов в электронном виде в Верховный Суд Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05 ноября 2014 г.) // Документ опубликован не был. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

[12] См.: Порядок подачи в Верховный Суд РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 ноября 2016 г.) // Документ опубликован не был. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

[13] См.: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 г. № 252 «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронной форме, в том числе в форме электронного документа» (вместе с «Порядком подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа») // Документ опубликован не был. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

[14] См.: Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской

Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 г. № 124(1)) // Документ опубликован не был. Справочная правовая система

«КонсультантПлюс».

[15] См.: Стюфеева И.В. Новый уровень правосудия // Справочная правовая система «КонсультантПлю с».

[16] Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 г. № 19-КГ14-17 // URL: http://www.vsrf.ru/vs_cases5.php?hearing_date=25.11.2014&search.x=21&search.y=14.

[17] См., напр.: Решение ВАС РФ от 13.03.2012 г. № ВАС-15916/10 // URL: Документ

опубликован не был. Справочная правовая система «КонсультантПлюс»; Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 г. № 17072/13 по делу № А40- 141398/12 // URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/fbf8d6d0-ee1a-4f89-b165-

afefa3df6f8b/A40-141398-2012_20140225_Reshenij a%20i%20postanovlenij a.pdf.

[18] См.: Фишер Н. Электронное правосудие в Германии (критические замечания относительно внедрения информационных технологий в гражданское судопроизводство) // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2007. № 6. С. 636.

[19] См.: Борисова В.Ф. Проблемы и перспективы обращения в суд в электронной форме // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 3. С. 14-16.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.04.2017)
Просмотров: 370 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%