Вторник, 26.11.2024, 13:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Повышение эффективности криминологических мер предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести

Изучение поставленной в исследовании криминологической проблемы в конечном результате имеет целью предупреждение преступности. Для осуществления эффективной целенаправленной работы правоохранительных и иных органов и учреждений исполнительной власти необходимо создание системы предупреждения рассматриваемых нами преступлений, посягающих на свободу совести.

Проведенный анализ преступлений, исследование особенностей их совершения, данные о личности преступника и потерпевшего, анализ правоприменительной практики позволили выделить ряд условий, выполнение которых, на наш взгляд, качественно улучшит направления профилактической работы органов государственной власти в целом и деятельности ОВД в частности по борьбе с преступлениями, посягающими на свободу совести.

Привлечение внимания государства к формированию духовнонравственной сферы общества:

- развитие системы управления религиозным и (или) атеистическим воспитанием и образованием через систему государственной политики, реализуемой в том числе и средствами массовой информации;

- комплексное развитие системы охраны, регулирования, стимулирования, развития религиозно-атеистической свободы граждан в государстве через систему права в целом и юридических норм в частности;

- проведение активной работы по снижению социально-демографической напряженности в обществе.

Как пишет Н.В. Исаева, среди действенных мер, способных снизить остроту социальной напряженности в обществе и, следовательно, сократить рост числа преступлений и правонарушений, совершаемых в ее условиях, следует назвать противодействие демографическому кризису посредством нейтрализации проявлений депопуляции населения (миграция, низкая рождаемость, высокие показатели смертности в странах бывшего Советского Союза провоцируют серьезную региональную убыль населения). Благоприятное воздействие на стабилизацию обстановки может оказать политика стимулирования рождаемости, субсидии, пропаганда полной традиционной семьи через СМИ, иммиграция, решение проблем здравоохранения. Предотвращение обнищания населения и минимизация отрицательных последствий безработицы особенно в дотационных регионах. Сдерживание процесса имущественного расслоения наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионов России. Регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами[1];

- культивирование в обществе религиозной терпимости, развитие установок уважения к атеистическим воззрениям;

- просвещение общественности (особенно молодежи) по вопросам толерантности и недопущения дискриминации, развитие толерантного поведения и сознания в целом.

Совершенствование российского законодательства в целях создания унифицированной правовой основы для системной реализации эффективных мер государственной политики в сфере противодействия рассматриваемым преступлениям.

В качестве одного из принципов, лежащих в основе реализации мер противодействия преступлениям, посягающим на свободу совести, следует назвать рациональное разграничение компетенции государственных органов различного уровня, участвующих в противодействии таким преступлениям.

К приоритетным направлениям совершенствования российского законодательства, помимо определения, уточнения и согласования терминологии и понятийного аппарата, используемого при правовом регулировании в сфере противодействия исследуемым преступлениям, изменений в уголовное законодательство, необходимо отнести распределение полномочий между субъектами противодействия преступлениям, посягающим на свободу совести в пределах своей компетенции, что в том числе подтверждается проведенным автором исследованием (приложение 31).

В целях координации деятельности взаимодействия государственных органов и иных организаций в сфере противодействия преступлениям, посягающим на свободу совести, необходимо разработать пакет нормативных правовых документов, регламентирующих порядок создания и функционирования специализированных органов (общественных советов, экспертных групп и т. д.), к основным задачам которых отнести:

- разработку мер, направленных на предупреждение преступлений, посягающих на свободу совести и на устранение способствующих им причин и условий;

- мониторинг информационных ресурсов;

- мониторинг, анализ и оценка состояния противодействия преступлениям, посягающим на свободу совести;

- выработку мер, направленных на совершенствование деятельности в этой области органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.

Координация деятельности правоохранительных и иных органов и организаций по вопросам профилактики преступлений, посягающих на свободу совести.

Речь следует вести об укреплении межведомственного взаимодействия правоохранительных органов по вопросам противодействия преступлениям, посягающим на свободу совести, посредством подготовки соответствующих планов мероприятий, содержащих конкретные направления работы министерств и ведомств Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации и муниципалитетов следует формировать и координировать деятельность общественно-экспертных советов по противодействию проявлениям различной нетерпимости (религиозной, расовой, национальной, идеологической) преступлениям, посягающим на свободу совести. В состав данных советов следует включить представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей научной общественности, общественных деятелей, священнослужителей. Основной функцией советов должен быть мониторинг за проявлениями религиозной, национальной, расовой, идеологической нетерпимости и разработкой предложений по их нейтрализации.

Предусмотреть в качестве основных направлений системы мониторинга:

- мониторинг национальных доменов сети Интернет на предмет определения держателей сайтов, провайдеров и отдельных лиц, размещающих и распространяющих материалы, содержащие сведения о религиозной, расовой, национальной, идеологической нетерпимости;

- мониторинг социальных сетей пользователей, размещающих и распространяющих материалы, содержащие сведения о религиозной, расовой, национальной, идеологической нетерпимости;

- мониторинг общественного мнения о состоянии религиозной, расовой, национальной, идеологической нетерпимости в России.

Для установления наличия в действиях, высказываниях, различных материалах проявлений религиозной, расовой, национальной, идеологической нетерпимости предлагается создать при органах исполнительной власти в сфере юстиции отдельные межведомственные экспертные комиссии. В их полномочиях предусмотреть: проведение психолингвистических и психологических экспертиз, квалифицированную оценку СМИ (печатных, аудио-, видеоматериалов) для установления в действиях субъектов преступлений признаков преступлений и (или) административных нарушений в вопросах религиозной, расовой, национальной, идеологической нетерпимости.

Повышение эффективности работы правоохранительных органов в целом:

- в вопросах конструктивного налаживания межведомственной деятельности по данному направлению работы

Речь идет не только о деятельности правоохранительных органов, но и о работе ОВД с различными неправительственными общественными организациями.

Например, по опыту стран ОБСЕ, в которых преступлениям на почве религиозной нетерпимости уделяется серьезное внимание и значение, необходимым условием успешной профилактической работы является активное взаимодействие с неправительственными общественными организациями.

Такое взаимодействие может касаться следующих направлений:

- консультирование по поводу устранения барьеров, удерживающих потерпевших от заявления в полицию о совершенном в отношении него преступлении;

- работа по улучшению реагирования местного населения на преступления, посягающие на свободу совести, и в целях развития профилактических мер;

- информирование населения о том, какие деяния, совершаемые в отношении их прав и свобод, являются преступными и как на них нужно реагировать;

- налаживание рабочих отношений с полицией и повышение их осведомленности о преступлениях и инцидентах, посягающих на свободу совести, в том числе посредством проведения общественных кампаний1;

- антипропаганда религиозной ненависти, нетерпимости и вражды, недопущение распространения идеологии национальной, расовой и религиозной нетерпимости в средствах массовой информации и сети Интернет.

- в вопросах снижения уровня латентности данных преступлений и инцидентов

Как уже говорилось, одной из проблем, препятствующих эффективной предупредительной работе правоохранительных органов в данной сфере, является высоколатентный характер таких преступлений, не позволяющий объективно судить об их масштабах, причинах и последствиях. В этой связи весьма показателен наработанный десятилетиями зарубежный опыт криминологической науки. Так, в Министерстве юстиции США ведется две статистические программы: «The Uniform Crime Reporting program» и «National Crime Victimization Survey»[2] [3]. Наличие разных целей и методик указанных программ дает возможность комплексно исследовать проблему преступности в США. Наряду с этим дважды в год сотрудники Бюро переписи населения США по заданию Минюста страны опрашивают лиц в возрасте от 12 лет, проживающих в частных домовладениях, по вопросам совершения в отношении них преступлений и правонарушений, заявляли ли они об этом в полицию и если нет, то каковы причины несообщения. Такая работа в течение трех лет позволяет охватить около 135 тысяч граждан ежегодно.

Затем выборка меняется. Таким образом, основная цель данной деятельности заключается в сборе недоступной для официальной статистики преступности информации о не выявленных и незарегистрированных деяниях. В настоящее время программа «National Crime Victimization Survey» является первичным источником информации о криминальной виктимизации, о числе и видах преступлений, незаявленных в правоохранительные органы[4].

По мнению О.Н. Ведерниковой, опыт получения такого рода информации будет иметь положительное значение и для России[5]. Речь идет об активизации деятельности криминологов, направленной на привлечение внимания к проблеме преступности и ее жертвам. Отметим, что в данной работе непосредственное участие принимают сами жертвы преступлений, в том числе и через общественные объединения. Необходимо широкое информирование жертв таких преступлений и их непосредственное привлечение к указанной выше деятельности, в том числе и через общественные объединения. Именно таким путем граждане многих стран Европы добились процесса возобновления борьбы с преступностью и принятия на государственном уровне программ компенсации вреда, причиненного жертвам преступлений.

Адаптация зарубежных аналогов статистических программ к условиям нашего законодательства и правоохранительной практики в отношении преступлений, посягающих на свободу совести, на наш взгляд, позволит:

- выявлять наиболее точное количество жертв таких преступлений и административных правонарушений (с учетом того факта, что лицо, как правило, не желает сообщать о совершенном в отношении него преступлении);

- устанавливать количество инцидентов, совершенных по исследуемым нами мотивам, но не признанных преступлениями;

- устанавливать действительные причины антиобщественного поведения на религиозно-атеистической почве путем определения фоновых явлений преступности, уровня религиозной напряженности в обществе (в свою очередь такая информированность позволит более точно идентифицировать истинные мотивы преступного поведения лиц, повысить качество работы по распознанию преступлений, посягающих на свободу совести);

- выявить действительную криминогенную ситуацию в данной сфере.

- в вопросах подготовки и привития сотрудникам полиции достаточных этноконфессиональных навыков и знаний, способствующих компетентному и объективному решению возникающих проблем в ситуации нарушения (ограничения) прав граждан

Процесс формирования и поддержания высококвалифицированного кадрового потенциала в подразделениях полиции должен осуществляться через профилактику профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов.

Успешное решение такой проблемы во многом зависит от деятельности руководителей. В частности речь идет об обоснованности принимаемых ими решений, выбора адекватного стиля руководства, умения учитывать деловые качества, профессиональные возможности и индивидуально-психологические особенности подчиненных.

Важное значение имеет специальная подготовка по проблемам выявления и расследования данных преступлений, а также развитие базовых знаний по религиоведению как неотъемлемого условия успешного противодействия таким преступлениям на стадии вузовской подготовки будущих полицейских.

Как показали результаты исследования, одной из проблем, возникающих при выявлении преступлений, посягающих на свободу совести, является отсутствие дополнительной профессиональной специальной подготовки сотрудников ОВД по вопросам предотвращения и разрешения конфликтов (недопущения массовых конфликтов), возникающих на религиозной почве (приложение 24). В этой связи необходимо проводить дополнительное профессиональное обучение сотрудников полиции по вопросам выявления рассматриваемых преступлений на базе курсов повышения квалификации, что, в свою очередь, обеспечит снижение количества таких конфликтов, а также повысит эффективность превентивной работы.

В странах, где полиция работает в интересах меньшинств (в том числе и религиозных), такие общественные организации содействуют дальнейшему улучшению отношений между полицией и общинами путем сообщения членам общины, что полиция для них доступна, а также информации о том, как эту помощь получить[6].

- в вопросах по взаимодействию и доверию между соответствующими религиозными объединениями и сотрудниками полиции

По опыту стран ОБСЕ эффективное правоприменение и реагирование полиции на преступления, имеющие религиозную основу, существенно выигрывают при наличии постоянного взаимодействия и доверия между соответствующими религиозными объединениями и сотрудниками полиции. Способствовать этому может обучение, формирование специальных структурных подразделений (например, комитетов по связям с религиозными объединениями), выработка и применение новых форм взаимодействия[7].

В рамках проведенного нами исследования сотрудники органов внутренних дел отметили следующие направления взаимодействия с религиозными организациями:

- совместная просветительская и воспитательная работа по предупреждению правонарушений среди населения;

- выявление и профилактика деятельности религиозных объединений экстремистской направленности;

- взаимодействие в области обеспечения безопасности и общественного порядка в дни религиозных праздников, во время проведения богослужений, обрядов и церемоний в храме, церкви, мечети, синагоге, молельном доме и т. д.;

- противодействие пропаганде религиозной ненависти, нетерпимости и вражды, недопущение распространения экстремистских, «тоталитарных» и «деструктивных» религиозных учений и идеологий;

- совместная работа по вопросам обеспечения правопорядка и законности, защиты общественной нравственности, защиты прав и свобод человека и гражданина;

- профилактика беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних;

- взаимодействие и выявление нарушений прав и свобод граждан в сфере религиозной жизни общества, разрешение которых отнесено к компетенции МВД;

- содействие в обеспечении сохранности культовых сооружений и сакральных ценностей;

- сотрудничество по вопросам освещения в СМИ результатов противодействия преступлениям, связанным с хищением имущества религиозного назначения, посягательством на жизнь и здоровье священнослужителей и прихожан;

- участие в работе, направленной на повышение правовой культуры, правосознания и гражданской ответственности населения и др. (приложение 28).

Отметим, что обозначенные направления взаимодействия «по крупицам» были собраны из различных источников (соглашений ОВД и религиозных организаций, программ сотрудничества, отдельных отчетов и т. п.) разных регионов России. Единого документа, закрепляющего такое сотрудничество правоохранительных органов и религиозных организаций, нет.

На наш взгляд, в идеальном варианте все эти направления в тех или иных формах должны осуществляться на постоянной основе и быть консолидированы в соответствии с компетенцией подразделений правоохранительных органов. С учетом того, что в каждом субъекте РФ представлено достаточно большое конфессиональное многообразие, указанные направления должны реализовываться на территории всех субъектов РФ.

Несмотря на то, что сотрудниками полиции в качестве необходимых отмечены практически все предложенные нами направления взаимодействия, большая их часть не реализуется или реализуется весьма формально.

Среди наиболее реализуемых направлений взаимодействия: совместная просветительская и воспитательная работа по предупреждению правонарушений среди населения (13,44 %); выявление и профилактика деятельности религиозных объединений экстремистской направленности (11,84 %); взаимодействие в области обеспечения безопасности и общественного порядка в дни религиозных праздников, во время проведения богослужений, обрядов и церемоний в храме, церкви, мечети, синагоге, молельном доме (10,28 %); противодействие пропаганде религиозной ненависти, нетерпимости и вражды, недопущение распространения экстремистских, тоталитарных и деструктивных религиозных учений и идеологий (9,99 %). При этом результативность совместно проводимых мероприятий с религиозными организациями как условие повышения профилактики и выявления преступлений, по мнению сотрудников, достигается лишь в половине случаев (55,53 %), затруднились ответить на данный вопрос 17,79 % респондентов, сославшись на отсутствие данного опыта, 4,99 % говорят о том, что такая работа не приносит положительного результата (приложение 29).

Далеко не во всех подразделениях органов внутренних дел России отлажен механизм такой работы. Укрепление понимания между правоохранительными органами и религиозными объединениями представляет достаточно важную задачу особенно в случаях, когда полиция испытывает потребность в расширении границ знаний о культурных и культовых факторах, характерных для тех или иных религиозных объединений с учетом их территориального признака.

Как показали результаты исследования, в своей деятельности сотрудники полиции в рамках работы взаимодействовали с некоторыми религиозными организациями (Армянская апостольская церковь, Духовное управление мусульман, Русская православная церковь, мормоны, иудаистские организации) (приложение 30). Однако в большинстве случаев такое взаимодействие осуществляется совместно с Русской православной церковью, Духовным управлением мусульман.

Анализ мнения сотрудников полиции[8], непосредственно контактирующих с религиозными организациями в вопросах консультирования и проведения религиоведческих экспертиз, назначаемых в ходе проведения предварительного расследования, показал, что в 79 % случаев отмечено положительное влияние данного взаимодействия на ход и качество проводимых оперативно-следственных мероприятий, а также на работу с потерпевшими. Однако нельзя не отметить, что имеют место случаи достаточно «прохладного» (12 %), иногда негативного отношения религиозных организаций в вопросах обращения по выявлению и расследованию таких преступлений, что отмечается 9 % опрошенных сотрудников и объясняется полицейскими как настороженность и нежелание религиозных организаций «быть втянутыми» в деятельность ОВД.

В целях предотвращения разногласий и устранения недостатков в вопросах взаимодействия ОВД, на наш взгляд, необходимо вести работу по подготовке региональных программ сотрудничества между правоохранительными органными и религиозными организациями, в которых предусмотреть возможную помощь религиозных организаций в вопросах профилактики преступлений, посягающих на свободу совести, во всех субъектах РФ, проводить мероприятия по обучению сотрудников полиции и консультированию о культурно-религиозных особенностях деятельности религиозных организаций, их мировоззренческой позиции. Это, на наш взгляд, позволит избежать ряд недоразумений и конфликтов и, несомненно, по мнению сотрудников полиции, станет положительным фактором как в работе по выявлению таких преступлений, так и в выработке мероприятий профилактического характера.

- в вопросах развития доверительных отношений со стороны общества к деятельности правоохранительных органов

Уровень доверия граждан к полиции, степень общественного уважения к современным правоохранительным органам, пропаганда престижности работы в МВД России играет немаловажную роль. Достижение высокого уровня доверия граждан к полиции позволит с большей уверенностью говорить о степени готовности жертв преступлений обращаться за помощью в правоохранительные органы, в том числе и по таким «деликатным» проблемам, как посягательство на религиозные, атеистические права и свободы человека.

- в вопросах взаимодействия со СМИ и объективного освещения деятельности полиции

Важную роль как положительного, так и отрицательного характера может сыграть деятельность СМИ. Если средства массовой информации, по мнению сотрудников, не будут распространять негативные заявления в отношении ОВД по факту принятых решений (в рамках проведения расследования по уголовным делам данной категории), то это не только значительно упрочит положительный образ полицейского в глазах населения, но и позволит спокойно и качественно (без давления извне) выполнять свою работу. Как отмечают сотрудники полиции, зачастую заявления СМИ носят необоснованно обвинительный характер. Публикуемая и транслируемая информация часто не имеет документального подтверждения, СМИ нередко игнорируют тот факт, что деятельность полиции строго осуществляется в рамках кодифицированного законодательства. Такой «обывательский» подход оказывает давление как на правоохранительные органы, заранее дискредитируя исход дела, так и на общее впечатление граждан о деятельности полиции, далеких от норм закона в целом.

СМИ, воздействуя на психику человека, вызывают в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное криминальное событие или явление. Виктимогенность СМИ, по мнению А.Г. Горшенкова и К.В. Вишневецкого, является достаточно опасным явлением современной действительности, способным обострить и так достаточно высокий уровень тревожности населения. В этой связи представляется необходимым проведение грамотной работы со СМИ, активно развивать сотрудничество по вопросам, связанным с правоохранительной деятельностью, в частности по проблемам выявления, расследования и предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести.

Открытый диалог с обществом через наиболее влиятельные СМИ по имеющимся проблемам и способам их решения правоохранительными органами позволит в большинстве случаев избегать необоснованно негативной оценки работы полиции. Таким образом, процессу защиты деловой репутации российской полиции должны помогать активно привлекаемые СМИ, в противном случае «затворничество» негативным образом будет отображаться на правоохранительной системе России в целом.

Особое значение для противодействия преступлениям, посягающим на свободу совести, имеет виктимологическая профилактика.

Виктимологическая профилактика преступлений, посягающих на свободу совести, подразделениями органов внутренних дел представляет собой комплексную деятельность, в осуществлении которой должны принимать участие все службы органов внутренних дел.

Современное развитие виктимологической профилактики преступлений, посягающих на свободу совести, неразрывно связано с эффективным информационным обеспечением органов внутренних дел.

В этой связи необходимо разработать систему максимально полного информирования правоохранительных органов, в том числе и посредством подготовки аналитических обзоров и иных информационных материалов по проблемам преступлений, посягающих на свободу совести. Налаживать рабочие отношения с полицией и повышать их осведомленность о преступлениях и инцидентах, посягающих на свободу совести, в том числе посредством проведения общественных кампаний.

С учетом того, что жертва такого преступления в большинстве случаев отказывается заявлять в правоохранительные органы из-за убеждения в отсутствии результата, страха и недоверия к полиции, необходимо повышать уровень доверия к полиции населения через достижение высоких стандартов полицейской деятельности, повышение уровня взаимодействия с общественностью и других показателей.

Из-за неосведомленности в вопросах законодательной защиты прав от преступлений, посягающих на свободу совести, необходимо проводить активную открытую информационно-просветительскую работу среди населения: консультировать население по поводу устранения барьеров, удерживающих потерпевших от заявления в полицию о совершенном в отношении них преступлении; проводить мероприятия по улучшению реагирования местного населения на преступления, посягающие на свободу совести; в целях развития профилактических мер информировать население о том, какие деяния, совершаемые в отношении их прав и свобод, являются преступными и как на них нужно реагировать.

Внимание к данной проблеме и активная работа в обозначенных направлениях являются, на наш взгляд, важным шагом на пути эффективного выявления и предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести в России.

В этой связи, формулируя выводы, следует отметить, что применение мер общесоциального предупреждения преступлений, посягающих на свободу совести, должны основываться на положении о проведении преобразований в обществе, нацеленных повысить социально-экономический, образовательный, культурноидеологический и нравственный уровни. В свою очередь, меры уголовноправового и специально-криминологического характера по предупреждению преступлений, посягающих на свободу совести, должны базироваться на формировании правовых и организационных основ обеспечения безопасности личности, общества и государства исходя из реально существующих потребностей.

 

[1] Исаева Н.В. Конституционные ценности в правовой идентичности личности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

С. 2-5; Ларин В.А. Особенности детерминации преступности факторами социальной напряженности и меры по их нейтрализации // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 5. С. 150.

Преступления на почве ненависти: предотвращение и реагирование: методическое руководство для НПО в регионе ОБСЕ. Варшава, 2009. С. 52-84.

[3] Программа единого отчета о преступности и Национальный обзор криминальной виктимизации (перевод с английского).

[4]National Crime Victimization Survey // URL: www.fbi.gov/ucr/cius (дата обращения: 13.06.2014).

[5] Ведерникова О.Н. Латентная преступность и ее изучение в США // Российский криминологический взгляд. 2009. № 4. С. 269.

[6]Преступления на почве ненависти: предотвращение и реагирование. методическое руководство для НПО в регионе ОБСЕ. Варшава, 2009. С. 61-82.

[7] Там же.

[8] В интервью участвовали сотрудники подразделений уголовного розыска и следствия.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.04.2017)
Просмотров: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%