Несмотря на то, что каждый договор о создании аудиовизуального произведения (далее по тексту также договор о САП), обладает своей спецификой, которая зависит во многом от того, автор какого творческого вклада является стороной договора и контрагентом продюсера, он (договор) обладает определенным набором общих черт, которые позволяют исследовать его в качестве вида (типа) договора о распоряжении исключительным авторским правом.
Основным источником регулирования договора о создании аудиовизуального произведения во Франции является Кодекс об интеллектуальной собственности (Code de la propriete intellectuelle, CPI). Статьи L. 132-24 по L. 132-30 CPI посвящены регулированию таких вопросов как: презумпция уступки имущественных прав авторов аудиовизуального произведения продюсеру (ответственному продюсеру в случае совместного производства - фр.producteur delegue), вознаграждение авторам аудиовизуального произведения, взаимные обязательства продюсера и авторов аудиовизуального произведения, прекращение деятельности, неплатежеспособность и ликвидация продюсера.
Специальное регулирование дополняется во Франции общими нормами, применимыми ко всем авторским договорам, а также некоторыми правилами, применимыми к условиям издательского договора, договора о публичном представлении (например, требования о соблюдении обязательной письменной формы для таких договоров) и общими нормами договорного права.
CPI не содержит специальных предписаний для договоров о создании аудиовизуального произведения, обязывающих авторов совершить те или иные действия при создании аудиовизуального произведения (создать, сделать, написать или приготовить что-либо). Общие правила о договоре подряда (фр.к contrat d’ entreprise), содержащиеся в Гражданском кодексе (Со de civil), применяются для регулирования таких действий (предоставлений) с учетом особенностей предмета такого договора и неимущественных прав автора (фр.к droit moral de l’ auteur).
Другими источниками регулирования договора о создании аудиовизуального произведения являются особые профессиональные соглашения (фрЛеБ accords professionals etendus). Так, абзац 3 статьи L. 132-25-1 CPI предусматривает, что соглашения о вознаграждении авторов, заключаемые между профессиональными авторскими организациями и организациями управления коллективными правами, будут обязательны для лиц, участвующих в создании аудиовизуального произведения, если они санкционированы специальным постановлением министра, наделенного соответствующими полномочиями (министром, отвечающим в правительстве Франции за культуру).
Типовые договоры (фр.^ contrat-types), своды обычаев (фр.^ codes d'usage) также играют определенную роль в регулировании договора о создании аудиовизуального произведения.
Сразу оговоримся, что французская научная литература, за исключением нескольких монографий, на наш взгляд, замечательных авторов[1], сдержанно относится к вопросу квалификации авторского договора и, в частности, договора о создании аудиовизуального произведения.
Договор о создании аудиовизуального произведения, на основании которого продюсер получает право использовать произведение, определенное в статье L. 112-2 CPI, был закреплен французским законодателем в 1985 году[2]. Необходимо отметить, что фактически закон не дает определения данному договору, сконцентрировав внимание на презумпции уступки прав, авторском вознаграждении и на гарантии о беспрепятственном осуществлении уступленных авторских прав, предоставляемой автором продюсеру.
Договор о САП может быть охарактеризован двумя своими элементами: объективным (предмет договора, объект уступки прав) и субъективным (стороны договора). Принимая во внимание специфику объекта авторских прав, мы будем рассматривать его совместно с субъективным элементом, то есть будем рассматривать понятие аудиовизуального произведения и анализировать его режим через призму принадлежности авторских прав и особенности их осуществления.
[1] См .:Pascal Kamina. Droit du cinema; Benjamin Montels. Contrat de l’audiovisuel; Michel Vivant, Jean-Michel Bruguiere. Droit d’auteur et drois voisin; Nathalie Blanc. Les contrats du droit d’auteur a l’epreuve de la distinction des contrats nommes et innommes; Carine Bernault. La propriete litteraire et artistique appliqu ee a l’audiovisuel; Sebastien Raimond. La qualification du contrat d’auteur.
[2] Закон № 57-298 от 11 марта 1957.
|