Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года ФЗ-144 в ст. 6 упоминает контролируемую поставку в качестве оперативно-розыскного мероприятия, однако не дает ее определения.
Ознакомление с предметными нормативно-правовыми источниками свидетельствует о том, что одним из первых актов, где мы встретили определение контролируемой поставки, является Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Там контролируемая поставка отнесена к специальным методам расследования (наряду с электронным наблюдением и агентурными операциями), которые проводят уполномоченные органы государств, присоединившихся к Конвенции в пределах полномочий и на условиях действующего внутригосударственного законодательства. Упомянутая Конвенция определяет контролируемую поставку как метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома или под надзором компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления. По данным проведенного опроса сотрудников правоохранительных органов подобную оперативно-тактическую комбинацию в процессе раскрытия и расследования преступлений использовали 12,3% опрошенных респондентов, 87,7% ответили отрицательно.
Конвенция достаточно подробно регламентирует данный метод борьбы с преступностью и рекомендует к реализации конечных целей контролируемой поставки такие методы, как перехват грузов и оставление их не тронутыми, или их изъятие, или замену, полностью или частично.
Несмотря на то, что контролируемая поставка, реализуемая в рамках оперативно-тактической комбинации, практически всегда относится к международным оперативным мероприятиям правоохранительной деятельности, режим ее правовой регламентации подчиняется законодательству страны, на территории которой она реализуется. Однако внутригосударственное законодательство в этой части принимает за основу положения указанной Конвенции, Шенгенскую конвенцию (1990 г.), Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (2002 г.). В этой связи, например, контролируемой поставкой по определению Таможенного кодекса РФ (ст. 435) является поставка товаров, перемещенных через таможенную границу, при котором с ведома и под контролем оперативно - розыскных органов допускается ввоз на таможенную территорию РФ, вывоз с этой территории или перемещение по ней ввезенных товаров. В этом кодифицированном нормативно-правовом акте указано, что контролируемая поставка по содержанию представляет собой оперативно-розыскное мероприятие.
Исходя из смысла и содержания как международного, так и российского законодательства, к числу контролируемых предметов могут быть причислены все предметы (вещества и продукция), свободная реализация которых запрещена, либо оборот ограничен (54,7% эпизодов использования оперативно-тактической операции «Контролируемая поставка» по данным опросов сотрудников правоохранительных органов); предметы, добытые преступным путем либо сохранившие на себе следы преступления (21,1%); орудия и средства совершения преступления (6,9%).
Субъектом, осуществляющим перемещение контролируемых предметов, является лицо, осведомленное о противоправном характере перемещения контролируемых предметов и осознанно совершающее это действие, или лицо, которое преступники используют «в темную», не осведомленное о противоправном характере перемещения предметов.
В соответствии с определенной нами выше теоретической структурой оперативно-тактической комбинации типовая модель оперативнотактической комбинации «Контролируемая поставка» может иметь следующую сложную оперативно-тактическую задачу - раскрытие преступления и лиц, подготавливающих, совершающих и совершивших эти
преступления, а также добывание ориентирующей криминалистически значимой информации о событиях и действиях, которые создают угрозу государственной и общественной безопасности.
Система целей рассматриваемой оперативно-тактической комбинации носит достаточно общий характер и может корректироваться в зависимости о оперативно-тактической ситуации, предметов, поставку которых предполагается контролировать, субъектов данного контроля, сил и средств оперативно-розыскных органов, планирующих проведение указанной оперативно-тактической комбинации. С учетом этих особенностей ее система в самом общем виде может быть представлена следующим образом: 1) установление каналов поступления запрещенных (ограниченных) к свободному обороту предметов; 2) установление лиц, причастных к этим действиям (отправители, получатели и др.); 3) установление на основе контроля поставки предметов лиц, совершивших и совершающих преступление; 4) собирание ориентирующей криминалистически значимой информацию и доказательств преступной деятельности. Последняя цель представленной системы представляет собой законную деятельность оперативных сотрудников, реализующих оперативно-тактическую комбинацию, которая предусматривает создание условий, при которых следы совершаемого преступления и преступников отражаются в допускаемых уголовно-процессуальных источниках.
Оперативно-тактическая комбинация по особенностям решения сложной тактической задачи и достижения системы целей зависит от характера оперативно-тактической ситуации. Она фактически определяет вид указанной комбинации. Однако в связи с тем, что не представляется возможным разработать частные теоретические модели оперативнотактических комбинаций, предпримем попытку объяснить их на основе наиболее типичных их видов, которые определяются по различным основаниям в зависимости от способа наблюдения, тактики относительно контролируемого предмета, наличию сопровождающих лиц и другим основаниям.
Традиционными для подобных оперативно-тактических комбинаций являются контролируемые поставки путем наблюдения за перевозками (34,2% по данным опроса оперативных сотрудников правоохранительных органов), характер которого определяется видом используемого для этого транспортного средства, (автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного назначения), а также слежения за почтовыми отправлениями (65,8%). Последние могут быть перемещены на основе традиционной почтовой деятельности (письма, бандероли, посылки) или габаритных багажных перевозок, а также курьерской деятельности.
Выбор оперативной тактики реализации оперативно-тактической комбинации связан с оперативно-тактическим решением на ее проведение и обосновывается отношением оперативных сотрудников к предмету, контроль за поставкой которого установлен.
В зависимости от этого оперативно-тактические комбинации контролируемой поставки могут быть двух видов: обычные и так называемые «чистые» контролируемые поставки. Проведение обычных основано на неизъятии предмета контролируемой поставки из преступного оборота на протяжении всего периода проведения оперативно-тактической комбинации (38,1% по материалам изученных уголовных дел) до ее окончания (например, это могу быть наркотические вещества), «чистые» оперативно-тактические комбинации проводятся в условиях, когда предмет преступного посягательства заменен частично или муляжом (61,9%). Это, как правило, делается с целью уменьшения риска утраты контролируемого предмета либо по соображениям безопасности в ситуациях, если эти предметы представляют повышенную общественную опасность (радиоактивные материалы и пр.) и на этом основании должны быть безусловно заменены.
В соответствии с пространственно-временными характеристиками проведение оперативно-тактических комбинаций, связанных с контролируемыми поставками, может быть классифицировано на межгосударственные (проводимые оперативными службами нескольких государств на их территориях, 14,7% по материалам изученных уголовных дел), внутрироссийские (проводимые на российской территории, 80,2%) и транзитные (через российскую территорию по запросу другого государства, 5,1%).
Контролируемая поставка как оперативно-тактическая комбинация может сопровождаться или не сопровождаться оперативными сотрудниками, которые несут ответственность за ее результаты. Опросы свидетельствуют, что первый вариант в правоприменительной практике является предпочтительным. В 86,2% реализаций оперативно-тактической комбинаций данного вида оперативные сотрудники «вели» контролируемую поставку в соответствии с планом оперативно-тактической комбинации и только в 13,8% случаев не сопровождали ее.
Типовая модель оперативно-тактической комбинации «Контролируемая поставка», как было отмечено выше, представляет собой обобщенные криминалистические рекомендации, однако определенные особенности на содержание ее организации и проведения накладывают правовые основания, определенные ст. 7 ФЗ об ОРД.
В этой связи, приближая рассматриваемую оперативно-тактическую комбинацию к предмету нашей работы, исследуем ее относительно п. 3 указанной статьи, где правовым основанием является поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
Наряду с указанным поручением обязательным правовым основанием для проведения оперативно-тактической комбинации является постановление в порядке ст. 8 ФЗ об ОРД.
Оперативно-тактические и криминалистические рекомендации относительно реализации контролируемой поставки как оперативно- тактической комбинации основываются на общих принципах, которые оперативным сотрудникам следует рассматривать в качестве общих правил и руководств в оперативной-розыскной деятельности. В их ряду мы выделяем следующие правила: единство руководства и управления комбинацией (концентрация усилий, единство подхода к системе целей и этапам проведения комбинации, оперативность управления, конспиративное обеспечение); активность; рациональность; гибкость; своевременность реагирования на изменение оперативной ситуации; безопасность ее участников; всесторонняя обеспечительная деятельность.
Рассматриваемая типовая модель оперативно-тактической комбинации представляет известную сложность в процессе ее практической реализации по причине необходимости использования методов рефлексивного управления. В этой связи, наверное, главным следует считать процесс ее планирования и организации, так как часть условий для реализации возникшей оперативной проблемы создается непосредственно, а другая - опосредовано, так сказать, «руками преступников», в результате оказания на них активного целенаправленного влияния.
На этом основании процесс подготовки комбинации обычно включает: уяснение ее участниками сложной тактической задачи; всестороннюю оценку ими сложной оперативно-тактической ситуации; системная разработка оперативного замысла (в том числе и для проблем, связанных с изменением оперативной ситуации); расчет и выделение необходимых сил и средств (создание соответствующего резерва на случай изменения оперативной ситуации); рациональное распределение обязанностей между оперативными сотрудниками, участниками комбинации и их предварительный инструктаж с постановкой задач; получение «процессуального» разрешения на комбинацию; составление подробного плана; формирование органов управления и координации хода комбинации; постановка конкретных задач оперативным сотрудникам; формирование вспомогательных ресурсов сопровождения комбинации (финансирование, материально-техническое обеспечение, транспорт, средства связи пр.); отработка системы управления, связи, каналов прохождения информации; контроль готовности и координация в зависимости от оперативной ситуации.
Оперативно-тактические комбинации, связанные с контролем поставки, практически всегда характеризуются повышенным риском, так как они планируются и реализуются в ситуациях постоянной информационной неопределенности. Это обстоятельство может создавать условия наступления негативных последствий, в связи с чем оперативные сотрудники, ответственные за планирование и реализацию подобных комбинаций, должны всегда учитывать положения уголовного закона, связанные с обоснованным риском. Минимизировать его наступление могут соблюдение оперативными сотрудниками - участниками оперативно-тактической комбинации - правил конспирации, в первую очередь, основанные на творческой инициативе и способностью адаптации к меняющейся оперативно-тактической ситуации.
Важными элементами типовой модели рассматриваемой оперативнотактической комбинации следует считать условия, которые обеспечивают стабильность оперативной ситуации при ее реализации. Этими условиями могут быть: нормативная определенность и разрешенность проведения контролируемой поставки через территории, где планируется ее реализация; факт обнаружения контролируемых предметов не предан гласности в той мере, которая сделает проведение комбинации невозможной; вероятность установления всех участников преступной поставки контролируемых предметов достаточно высока и оправдывает затраты и риски проводимой комбинации; расчет сил и средств контролируемой поставки оптимален; пространственно-временные характеристики контролируемой поставки позволяют оптимально, в соответствии с поставленной задачей и целями, координировать оперативно-тактическую комбинацию.
В соответствии с вышеприведенной классификацией оперативнотактических комбинаций, ситуационно определенным тактическим решением, планово-организационными рекомендациями, планируется алгоритм гласных и негласных средств (оперативно-розыскных мероприятий).
Эта система основана на положениях ФЗ об ОРД, на который мы уже неоднократно ссылались. На наш взгляд, достаточно сложно подобрать оптимальный алгоритм для типовой модели оперативно-тактической комбинации «Контролируемая поставка», так как достаточно сложно просчитать условия протекания и возможное изменение оперативноследственной ситуации в ее конкретной практической реализации. Главной причиной этому являются широкие временные и пространственные рамки оперативно-тактической комбинации. Их не всегда возможно определить. Поэтому в практике наиболее эффективным следует признать использование ситуационно обусловленного алгоритма гласных (не гласных) оперативнорозыскных мероприятий и криминалистических рекомендаций для данной комбинации, основанного на общих принципах планирования и организации предложенной типовой модели оперативно-тактической комбинации «Контролируемая поставка».
Для оптимального управления ею можно предложить промежуточную оценку ее результатов для корректировки условий ее проведения с окончательной оценкой в конце реализации, когда возможно определить объем полученной ориентирующей криминалистически значимой информации и доказательств преступной деятельности лиц, причастных к оперативно контролируемым предметам.
Предложенная типовая теоретическая модель оперативно-тактической комбинации «Контролируемая поставка» является достаточно общей по своим целям и структуре, а поэтому может быть использована в расследовании преступлений различной объектной и предметной
направленности. В соответствии с возникающей (созданной оперативным сотрудником) оперативно-следственной ситуации она может быть дополнена конкретными целями к типовой системе вышепредложенных целей. В соответствии с чем могут быть изменены и дополнены соответствующие оперативные (гласные и негласные) способы и средства ее реализации. В этой связи мы полагаем, что предложенная модель вполне может выполнить функции типовой модели для правоприменительной деятельности.
|