В системе мероприятий по организации противодействия
преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов важное место занимает предупреждение. Именно оно позволяет не допускать массового криминального поведения со всеми его отрицательными последствиями.
Учитывая многообразие мер предупреждения наркопреступности, считаем необходимым осуществить их классификацию по уровням воздействия или целевому назначению: общие (общесоциальные), специально-криминологические и индивидуальные.
Общесоциальное предупреждение включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, нравственно- духовной сфере и т.д. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. В.Н. Бурлаков подчеркивает, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе[1].
Ю.В. Чуфаровский считает, что общесоциальный уровень предупреждения охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики[2].
Субъектами такой предупредительной деятельности являются государственные органы, общественные организации, отдельные граждане, религиозные и коммерческие организации. Согласно анализируемой дефиниции, весь круг субъектов призван воздействовать на факторы, причины и условия, детерминирующие преступность, связанную с незаконным оборотом наркотических средств с использованием компьютерных технологий (сети Интернет),и преступное поведение.
Объектами общесоциального предупреждения выступают субъекты социальной среды. Специфика детерминант наркопреступности в сети Интернет состоит с одной стороны, в существовании «серых зон», где объектом выступает та их часть, которая включает в себя субъектов социально отклоняющегося поведения, то есть криминогенные группы и маргинальные личности. Часть «серых зон», включающая субъектов преступной деятельности, является объектом специально- криминологического предупреждения. С другой стороны - в негативном влиянии повсеместно распространенной глобальной сети Интернет, где объектом выступает все виртуальное пространство всемирной паутины. В узком смысле объектами такого предупреждения выступают наркопреступники - пользователи компьютерной техники, в основном сети Интернет, а также отдельные группы пользователей сети: склонных к потреблению наркотиков или находящихся в неблагоприятных семейных или социальных условиях; имеющих опыт первых проб наркотиков, либо имеющих друзей, употребляющих наркотики; повышенного риска; употребляющих наркотики; имеющих зависимость от наркотиков; желающих прекратить их употребление.
К общесоциальным мерам предупреждения наркопреступности в сети Интернет следует отнести: общественный мониторинг сети Интернет, фильтрацию контента в сети Интернет, организацию "горячих линий" по вопросам нелегального контента в сети Интернет, сбор и регистрацию сведений об авторах сайтов в сети Интернет, поощрение создания социально - полезных Интернет-ресурсов, в том числе антинаркотической направленности, пропаганда здорового образа жизни в сети Интернет, совершенствования нормативного регулирования сети Интернет.
Среди перечисленных мер важное значение имеет поощрение создания антинаркотических ресурсов, так как данные ресурсы повышаю правовую и наркотическую грамотность населения, дают ответы на распространенные вопросы, а также способно оказывать различную помощь их посетителям. В настоящее время антинаркотические ресурсы гораздо менее многочисленны; альтернативная антинаркотическая деятельность, в русскоязычном варианте находится в состоянии развития и представлена единичными и не всегда достаточными по объёму серверами. Западное пространство, напротив, довольно плотно заполнено различными по целям и содержанию ресурсами — от официальных серверов правительственных и международных организаций до серверов инициативных гражданских движений. Некоторые из них содержат и русскоязычные разделы.
Следует отметить, что сеть Интернет не стоит на месте и постоянно развивается, постоянно появляется множество сайтов различной тематики. Сейчас, в связи с большой распространенностью всемирной паутины, каждый может внести свой вклад в развитие Интернета и создать свой собственный сайт по профилактике наркотизма. Таким образом, решение этой проблемы зависит не только от органов, осуществляющих профилактику преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и их аналогов.
Как отмечает А.В. Шеслер целью специально-криминологического воздействия на «серые зоны» является нейтрализация или локализация их негативного влияния на социальные процессы в обществе, создание предпосылок для укрепления антикриминогенного потенциала общества. Очевидно, что подобные цели могут быть достигнуты только с помощью системы мер, реализуемых на уровне государства в целом[3].
Так как основу «серых зон» составляет теневая экономика, специально-криминологическое воздействие на нее должно осуществляться в двух направлениях: с одной стороны - это пресечение незаконной
деятельности, с другой - поощрение ее законных форм. Специальнокриминологическое воздействие на «серые зоны» реализуется в следующих направлениях: создание препятствий к легализации деятельности
наркопреступников, прежде всего в сфере экономики; вытеснение легализовавшихся наркопреступников; вытеснение криминогенных методов регулирования общественных прежде всего экономических отношений.
Специально-криминологическое воздействие на негативное влияние глобальной сети Интернет включает в себя деятельность
правоохранительных органов и специальных учреждений, направленная на устранение причин и условий совершения наркопреступлений с использованием сети Интернет (предотвращение и пресечение наркопреступлений в сети Интернет), создание препятствий к легализации деятельности наркопреступников в сети Интернет, вытеснение
криминогенных методов регулирования общественных, прежде всего экономических, отношений в сети Интернет, мониторинг сети Интернет сотрудниками специальных подразделений правоохранительных органов, направление сведений на блокирование доступа к сайту пронаркотического характера.
Специально-криминологическое воздействие на наркопреступников в сети Интернет реализуется в следующих направлениях: создание препятствий к легализации их деятельности в сети Интернет; закрытие сайтов, используемых для совершения преступлений, связанных с наркотическими средствами; совершенствования способов выявления таких сайтов.
В целях усиления общей и специально-криминологической профилактики наркопреступлений, совершаемых с использованием сети Интернет, приоритетными задачами являются:
1. Обеспечение дальнейшей активизации работы по выявлению и пресечению работы сайтов пронаркотической направленности, прежде всего распространяющих наркотические средства, с уделением особого внимания изобличению лидеров и организаторов наркоторговли.
2. Обеспечение выявления механизмов и способов создания и продвижения web-сайтов и иных пронаркотических ресурсов сети Интернет. Постоянное совершенствование в этих целях тактики подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
Для решения вышеуказанных задач по нашему мнению необходимо организовать:
Ведение постоянного мониторинга сайтов в сети Интернет.
Постоянный мониторинг сайтов необходим для непрерывного контроля различных пронаркотических ресурсов сети Интернет в целях своевременного выявления и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, их аналогов, наркосодержащих растений с использованием сети Интернет.
Система мониторинга сайтов сети Интернет должна включать данные, отражающие основные направления деятельности пронаркотических и антинаркотических сайтов сети Интернет на основе следующих принципов: приоритетность показателей первичной профилактики; соответствие координирующих превентивных направлений деятельности показателям мониторинга сайтов; причинная обусловленность; отражение совокупности направлений профилактики наркотизма в сети Интернет.
Мониторинг сайтов сети Интернет должен фиксировать следующие показатели: характер информации о наркотических средствах и их аналогах, размещенной в сети Интернет; способы сетевой активности наркопреступников; количество посетителей пронаркотических сайтов в день, месяц, год; состояние профилактической деятельности антинаркотических сайтов; эффективность деятельности антинаркотических ресурсов как субъектов профилактики наркотизма, которая учитывает показатели оценки качества наркопрофилактики; ресурсного обеспечения;
кадровую готовность к работе; разработку и внедрение инновационных профилактических программ; выявленные преступления.
Критерием выделения направлений мониторинга сайтов Интернета выступают способы совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их аналогов с использованием компьютерных технологий (сети Интернет), рассмотренные ранее. Отсюда следует выделить следующие основные направления:
контроль вновь создаваемых веб-сайтов;
выявление фактов размещения информационных баннеров;
отслеживание фактов распространения информации с использованием сети Интернет, например, массовых рассылок электронных писем или сообщений;
проверка информации в социальных сетях;
анализ информации чатов, мессенджеров и т.п. сервисов сети Интернет.
Критериями оценки профилактики преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и их аналогов с использованием компьютерных технологий (сети Интернет) могут выступать: количество пронаркотических сайтов в сети Интернет; характер информации о наркотических средствах и их аналогах, размещенной в сети Интернет; минимально необходимое время для поиска информации о приобретении, сбыте, изготовлении наркотических средств через различные поисковые системы в сети Интернет.
Создание специализированных подразделений (групп) по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, их аналогов, наркосодержащих растений с использованием сети Интернет.
Работа данных подразделений (групп) позволит обеспечить постоянный мониторинг ресурсов сети Интернет пронаркотической направленности, выявлять механизмы и способы создания и продвижения таких сайтов, своевременно пресекать преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и их аналогов с использованием сети Интернет. Для более эффективной работы данных подразделений целесообразно привлекать специалистов в сфере информационных и Интернет технологий для оказания практической помощи по выявлению сайтов пронаркотической направленности.
Введение общественного контроля и системы взаимодействия с гражданами.
Общественный контроль нацелен в первую очередь на то, чтобы повысить эффективность и качество работы подразделений по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, их аналогов, наркосодержащих растений с использованием сети Интернет.
«Технологическая цепочка» общественного контроля должна включать в себя наблюдение за работой названных подразделений, анализ существующей ситуации с выявлением проблем и оценкой на соответствие международным и российским стандартам, распространение результатов с целью привлечь внимание граждан и правоохранительных органов, взаимодействие, призванное изменить положение дел, при необходимости - выполнение части работы за данные подразделения.
Система взаимодействия с гражданами обеспечит оперативное и своевременное получение информации от граждан о фактах совершения деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их аналогов в сети Интернет.
Также необходимо дальнейшее совершенствование организационных и правовых мер по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в сети Интернет; профилактике злоупотреблений наркотическими средствами, обеспечение контроля за производством и распределением наркотических средств, пресечению их незаконного оборота, а также международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств в сети Интернет.
Цель организационных и правовых мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в сети Интернет состоит в определении фактических масштабов распространения пронаркотических ресурсов. Кроме того, необходимо на законодательном уровне регламентировать размещение такого рода информации и ответственность лиц, использующих сети Интернет для незаконного распространения наркотических средств и пропаганды их употребления. Также нужно увеличить количество сайтов в сети Интернет, посвященных профилактике злоупотребления наркотическими средствами.
Учитывая зарубежный опыт , считаем целесообразным ввести для провайдеров обязанность регистрировать личные данные авторов сайтов, что позволит в дальнейшем установить лиц, использующих эти сайты для совершения незаконных действий в сфере оборота наркотических средств и их аналогов.
С 1 ноября 2012 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ в Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, и начала свою работу единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (https://eais.rkn.gov.ru) в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской [4]
Федерации запрещено. В перечень запрещенной информации включена информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений[5]. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ[6] и Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101[7] создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), формирование и ведение- Роскомнадзром и оператором реестра (организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации). Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, являются решения ФСКН России, Роскомнадзора; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией. В целях качественного ведения единого реестра на сайте https://eais.rkn.gov.ru организовано круглосуточное получение обращений от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При этом территориальными органами Роскомнадзора осуществляется проверка операторов связи на предмет ограничения доступа к сайту в сети Интернет, содержащему запрещенную информацию, в рамках проведения плановых и внеплановых мероприятий по контролю.
В настоящее время ведение реестра осуществляется только Роскомнадзором без привлечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 оператора реестра. В этой связи единый реестр, по сути, ведется только в "ручном режиме", и пополняется только при поступлении официального обращения в Роскомнадзор. Как отмечается разработчиками изменений, внесенных в Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. 3 436-ФЗ, сам программноаппаратный комплекс автоматически не распознает и не удаляет запрещенную информацию во всех местах, где она есть[8].
Из анализа Рекомендаций по организации и техническим решениям по ограничению операторами связи доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных распоряжением Роскомнадзора от 23 июля 2013 г. № 18, следует, что операторам связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, рекомендуется осуществлять ограничение доступа к Интернет-сайтам, содержащим запрещенную информацию, только в своих сетях доступа и перенаправлять маршруты к сетевым адресам заблокированных сайтов на специальный интернет-ресурс, уведомляющий о факте блокирования. Рекомендованный способ блокировки запрещенных сайтов не позволяет полностью ограничить доступ к таким ресурсам, так как ограничения применяются только операторами связи, работающими на территории Российской Федерации, и легко обходятся через зарубежных операторов связи, где такие ограничения не действуют, с помощью соответствующего программного обеспечения или с использованием сайтов, реализующих такие функции. Соответственно с введением блокировки запрещенных сайтов в сети Интернет появилось большое количество сайтов, описывающих механизм обхода применяемых ограничений (онлайн сервисы, плагины для браузеров, браузер Тор, браузеры с функцией турбо, такие как OperaTurbo, Яндекс.Браузер, программа HotspotShield т.п.). Исследования наиболее популярных в России поисковых систем показали, что в поисковой системе Яндекс при наборе в строке поиска словосочетания браузер в выпадающем меню строки поиска с возможными вариантами выбора выходят среди различных вариантов 3 браузера: Google Chrome, Яндекс.Браузер и Тор; в поисковой системе Google - выходит всего лишь один браузер - Тор. Отсюда следует вывод о наличии в сети Интернет негласной рекламы и росте популяризации браузеров, позволяющих обходить закрытый контент.
Кроме того, нормы закона, направленные на ограничение доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не затрагивают работу поисковых систем сети Интернет, соответственно запрещенные сайты выводятся одним списком с незапрещенными, что в свою очередь позволяет запрещенным на территории Российской Федерации сайтам не только сохранить, но и постоянно пополнять количество своих посетителей.
С учетом вышеизложенного необходимо внесение изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которые позволят регламентировать ряд правоотношений, которые действующим законом не урегулированы. Для более качественного ведения Единого реестра предлагаем:
ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ изложить в следующей редакции:
3. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, совместно с операторами хостинга и операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ дополнить ч. 14 следующего содержания:
14. Операторы хостинга и операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обязаны обеспечивать самостоятельный мониторинг в автоматическом режиме сети "Интернет" в целях выявления запрещенной информации.
Для решения проблемы доступа к запрещенным ресурсам через поисковые системы предлагаем ч. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ изложить в следующей редакции:
10. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет"; владелец сайта, зарегистрированного на территории Российской Федерации, предоставляющего возможность поиска информации в сети "Интернет", обязан исключить из результатов поиска такой сайт в сети "Интернет".
Для решения проблемы доступа к запрещенным сайтам через ресурсы анонимного доступа предлагаем расширить перечень оснований для включения в реестр сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ дополнив пункт 1 подпунктом е следующего содержания:
е) информации о способах доступа к запрещенным сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включая сайты, обеспечивающие доступ к запрещенным сайтам, позволяющие получать доступ к запрещенным сайтам в анонимном режиме.
Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в соответствии с которым функция государственного контроля (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию изменена.В соответствии с данным федеральным законом за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию устанавливается только государственный надзор, а функция контроля исключена из нормы закона. При этом в новой редакции ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ более полно раскрывается перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих данные функции, что позволяет определить границы компетенции каждого органа.
При анализе действия норм права, регулирующих сферу защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию о наркотических средствах, выходит что Роскомнадзор уполномочен как вести Единый реестр и контролировать осуществление блокировки соответствующего контента операторами связи, так и в целом контролировать соблюдение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, то есть один и тот же орган реализуя нормы закона сам себя контролирует.
В связи с этим, не смотря на наличие норм закона, предписывающих блокировать сайты, содержащие информацию о наркотических средствах, ограничение доступа к таким сайтам реализуется не в полной мере.
Для решение коллизии контрольных функций соблюдения законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию предлагаем расширить перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и изложить ч.1 ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ в следующей редакции:
1. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ закрепляет право зарегистрированных в установленном федеральным законом порядке общественных объединений и иных некоммерческих организаций в соответствии с их уставами, а также граждан осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации о наркотических средствах. Для направления предложений и замечаний по работе Единого реестра на базе сайта http://eais.rkn.gov.ru создана Г орячая линия по адресу zapret-info@rkn.gov.ru.
В рамках общественного мониторинга сети Интернет в настоящее время функционируют такие ресурсы как Центр Безопасного Интернета в России («Национальный узел интернет-безопасности в России») - член Международной сети «горячих линий» по борьбе с противоправным контентом INHOPE (www.saferunet.ru), Лига безопасного интернета - крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети (www.ligaintemet.ru), где в круглосуточном режиме функционируют горячие линии по приему информации о противоправном контенте.
Установление общественного контроля имеет важное профилактическое значение в рамках противодействия наркопреступности в сети Интернет, позволяет гражданам принимать участие в мероприятиях, направленных на противодействие такой незаконной деятельности. Однако в настоящее время порядок осуществления общественного контроля на законодательном уровне не регламентирован должным образом. Так до сих пор по действующему законодательству не закреплено обязательное рассмотрение соответствующими государственными органами итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а также учет такими органами предложений, рекомендаций и выводов, сделанных при проведении общественного контроля, поэтому реальные возможности субъектов общественного контроля воздействовать на решения, принимаемые соответствующими государственными органами, участвовать в регулировании правоотношений в сфере защиты детей от информации о наркотических средствах значительно сокращены. В связи с этим необходимо дополнить ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" ч. 3 следующего содержания:
3. Документы, содержащие предложения, рекомендации и конкретные выводы, подготовленные по результатам общественного контроля, должны в обязательном порядке рассматриваться федеральным органом
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Основными усилиями в сфере международного сотрудничества в области борьбы с преступным оборотом наркотических средств, совершаемым с использованием сети Интернет, должны сосредоточиться на решении таких приоритетных задач как, расширение сотрудничества с различными странами и международными организациями с целью практического взаимодействия по вопросам пресечения работы
пронаркотических сайтов, а также «отмывания» наркодоходов и содействия их конфискации, поддержание на постоянной основе контрактов с правоохранительными органами и специальными службами зарубежных стран по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотических средств, в том числе и в сети Интернет.
Изложенные меры борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств, их аналогов и растений, содержащих наркотические средства, либо их частей, содержащих наркотические средства в сети Интернет могут быть реализованы только при четком их организационном обеспечении, и при объединении усилий как государственных и правоохранительных структур, так и общественных и неправительственных организаций.
Из характеристики общего предупреждения наркопреступности в сети Интернет следует что, в разрез со сложившейся теорией, о том что меры общего предупреждения прямо на преступность не нацелены, именно данные меры непосредственно воздействуют на данную категорию преступлений, выступают основными при осуществлении противодействия таким деяниям.
Объектом предупреждения наркопреступности в сети Интернет на специально-криминологическом уровне является социальная среда незаконного оборота наркотиков. Цель такого воздействия состоит в нейтрализации ее влияния на личность, пресечение процесса вовлечения лиц в деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотических средств. В круг субъектов, осуществляющих такую профилактическую деятельность входят такие основные институты, как семья, трудовые коллективы, учебные заведения и другие. В основе профилактического воздействия на такие группы по нашему мнению лежит переориентация, позволяющая изменить негативную социальную направленность деятельности наркопреступников. К формам переориентации групп, в частности несовершеннолетних ученые относят переориентацию через лидера группы, через позитивный подростковый коллектив, через трудовой коллектив[9] [10]. Однако, в настоящее время роль социальной среды в профилактической деятельности на уровне закона не учитывается. Так, в соответствии с ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" к субъектам профилактической деятельности относятся: федеральные органы
исполнительной власти, органы прокуратуры РФ, следственные органы Следственного комитета РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления . В отношении несовершеннолетних к таким органам и учреждениям относятся - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное
управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел,
94
учреждения уголовно-исполнительнои системы .
В рамках специально-криминологического предупреждения
наркопреступности важная роль состоит в работе ФСКН России, которая до ликвидации в апреле 2016 г. была специализированным органом по борьбе с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств. ФСКН России осуществлялась реализация государственнои программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков»[11] [12], включающей в себя следующие подпрограммы: комплексные меры противодействия
незаконному обороту наркотиков; координация антинаркотической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
При осуществлении противодействия незаконному обороту наркотиков основными показателями (индикаторами) проведенной работы являются статистические данные.
В 2015 году число возбужденных ФСКН России уголовных дел составило 79 136 (2014 г. - 85 095).
В суд направлено 27 870 уголовных дел (2014 г - 29 653). Вместе с тем, заметное увеличение данного показателя отмечается по уголовным делам групповой направленности (2015 г. - 5 702 дел, 2014 г. - 4 911 дел, рост на 16%), в том числе о преступлениях, совершенных группой лиц по предварительному сговору в суд направлено 4 506 дел (в 2014г. - 3 813, рост на 18,2%); о преступлениях, совершенных организованной группой - 1 824 (в 2014 г. - 1 799, рост на 11,2%).
В 2015 году продолжена работа по совершенствованию действующего законодательства в сфере противодействия легализации наркодоходов, а также развитию и укреплению международного сотрудничества.
Во взаимодействии с компетентными органами государственной власти проводилась работа по подготовке Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем».
Анализ оперативной обстановки свидетельствует о динамичном проникновении наркопреступности в сеть Интернет, что, в первую очередь, обусловлено высокими темпами роста интернет-аудитории. В настоящее время Россия входит в пятерку ведущих стран по темпу роста новых пользователей сети Интернет.
ФСКН России в установленном порядке принимала и направляла в Роскомнадзор решения в отношении поступивших запросов о наличии запрещенной информации на страницах Интернет-сайтов.
В 2015 году проведен ряд комплексных международных антинаркотических операций, в числе которых Региональные антинаркотические операции «Канал - Патруль» (Киргизская Республика), «Канал - Синтетик - Почта» (РФ, г. Владивосток), «Чистый Каспий», международная специальная антинаркотическая операция «Мозаика», а также международные антинаркотические учения «ГРОМ-2015» и «Аравийский муссон - 2015». Их практические результаты и достигнутая высокая степень координации совместной деятельности компетентных органов различных государств предполагают продолжение взаимодействия на данном направлении.
В рамках профилактической деятельности с «группами риска» и организованными коллективами в течение 2015 года организован и проведен комплекс Всероссийских профилактических мероприятий, призванных обеспечить профилактику немедицинского потребления наркотиков: всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью», всероссийские антинаркотические мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с наркоманией, оперативно-профилактическая операция «Дети России», всероссийская антинаркотическая профилактическая акция «Призывник».
Служба инициирует проведение и является активным участником масштабных международных антинаркотических форумов. Следует отметить, что в результате деятельности федеральных органов исполнительной власти при координирующей роли ФСКН России наметились тенденции по снижению оценочного числа наркопотребителей (с 8 до 7,3 млн. человек), а также негативного влияния наркоэкспансии на социально-демографическую обстановку в стране.
Подпрограмма «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях» направлена на реализацию Стратегии государственной антинаркотической политики в части сокращения спроса на наркотики и ликвидации негативных последствий от наркомании.
В настоящее время функции ФСКН России, в том числе по профилактической работе перешли к Управлениям по контролю за оборотом наркотиков, которые входят в структуру МВД России. Кроме рассматриваемых подразделений профилактическую работу проводят специализированные подразделения МВД России, в том числе подразделения по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные полиции, а также иные правоохранительные органы.
Данные подразделения осуществляют свою работу как на специально- криминологическом (пресекают совершение наркопреступлений, проводят профилактическую работу в образовательных организациях, досуговых учреждениях и т.д.), так и на индивидуальном уровне (проводят индивидуальную работу с лицами, склонными к совершению наркопреступлений и наркозависимыми).
В ходе социологического исследования в форме опроса 42 лиц, состоящих на профилактическом учете в ОВД и наркозависимых установлено, что большинство респондентов отмечает недостаточность существующих мер профилактики наркопреступности (62%).
Несмотря на то, что в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России на профилактическом учете в ОВД должны стоять наркозависимые, результаты опроса показали, что реабилитационные центры и медицинские организации не осуществляют взаимодействие с правоохранительными органами. Так, сотрудники Свердловского областного наркодиспансера констатировали, что такая работа осуществляется ими только в рамках принудительного лечения по приговору суда. Реабилитационные центры, как правило, проводят анонимное лечение и реабилитацию, учет наркозависимых не ведут и взаимодействие с правоохранительными органами не осуществляют.
С учетом того, что в ходе социального опроса установлено, что наркотическая зависимость является одним из основных мотивов совершения наркопреступления (67% - лиц, состоящих на профилактическом учете в ОВД и наркозависимых, 52,5% - осужденных за совершение
наркопреступлений), профилактическая работа с наркозависимыми должна быть на более высоком уровне.
В связи с этим считаем необходимым установить обязанность медицинских организаций и реабилитационных центров взаимодействовать с ОВД в рамках профилактики наркозависимости, вести персонифицированный учет лиц, проходящих лечение и реабилитацию.
Профилактическое воздействие на лиц, совершающих или совершивших наркопреступления в сети Интернет означает предупреждение рассматриваемой преступности на индивидуальном уровне. Цель такой деятельности - нейтрализация антиобщественных свойств личности, которые могут перерасти в криминальную мотивацию. Оно должно опираться как на социально полезные свойства личности, так и включать антикриминогенный потенциал окружения личности, а также ее воспитание, защиту прав и законных интересов, оказание социальной и правовой помощи.
К индивидуальным мерам предупреждения наркопреступности в сети Интернет относятся: профилактические беседы с лицами, склонными к совершению наркопреступлений в сети Интернет, постановка на профилактический учет лиц, склонных к совершению наркопреступлений в сети Интернет, оказание социальной, психологической, медицинской поддержки и помощи лицам, состоящим на профилактическом учете, применение правовых мер воздействия к лицам, совершившим наркопреступления в сети Интернет, направление по месту работы/учебы сведений о незаконной деятельности лица в сфере незаконного оборота наркотиков в Интернет.
В связи с тем, что общесоциальные детерминанты оказывают непосредственное влияние на личность наркопреступника в сети Интернет, а остальные лишь косвенным образом воздействуют на нее, мы не будем подробно останавливаться на характеристике предупреждения на специально-криминологическом и индивидуальном уровнях.
В рамках социологического исследования был проведен опрос в форме анкетирования 136 осужденных за совершение наркопреступлений, 42 лиц, состоящих на профилактическом учете в ОВД/наркозависимых, 45 сотрудников подразделений, осуществляющих борьбу с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков с целью установления эффективности применяемых в настоящее врем мер противодействия. Результаты опроса приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Результаты опроса по эффективности применяемых мер противодействия наркопреступности
№
п/п
Вопрос/варианты
ответа
Место по
результатам
опроса
осужденных за совершение наркопреступлений
Место по результатам опроса лиц, состоящих на профилактичес ком учете в ОВД и
наркозависи
мых
Место по результатам опроса сотрудников подразделений, осуществляющ их борьбу с наркопреступлениями
Итого
вое
место
1
По Вашему мнению, какие меры предупреждения наркопреступности являются наиболее эффективными (поставьте баллы: 3 - наиболее эффективные, 1 - наименее эффективные)
1
Общие
1
1
1
1
2
Специально-
криминологическ
ие
3
2
2
2
3
Индивидуальные
2
3
3
3
2
По Вашему мнению, какие меры предупреждения наркопреступности в сети Интернет являются наиболее эффективными (поставьте баллы: 3 - наиболее эффективные, 1 - наименее эффективные)
1
Общие
1
3
1
1
2
Специально-
криминологическ
ие
3
1
2
2
3
Индивидуальные
2
2
3
3
3
Какие из перечисленных общих мер профилактики наркопреступности в сети Интернет являются наиболее эффективными (поставьте баллы)
1
Общественный мониторинг сети Интернет
3
4
5
4
2
Фильтрация
2
4
3
2
контента в сети Интернет
3
Организация "горячих линий" по вопросам нелегального контента в сети Интернет
7
3
7
5
4
Сбор и регистрация сведений об авторах сайтов в сети Интернет
5
5
1
3
5
Поощрение создания социальнополезных Интернетресурсов, в том числе
антинаркотическо й направленности
4
2
6
4
6
Пропаганда
1
1
4
1
здорового образа жизни в сети Интернет
7
Совершенствован ия нормативного регулирования сети Интернет
6
4
2
4
4
Какие из перечисленных специально-криминологических мер профилактики наркопреступности в сети Интернет являются наиболее эффективными (поставьте баллы)
1
Предотвращение
1
1
3
1
наркопреступлений в сети Интернет
2
Пресечение
2
3
1
2
наркопреступлений в сети Интернет
3
Создание
5
3
2
3
препятствий к легализации деятельности наркопреступников в сети Интернет
4
Вытеснение
криминогенных
методов
регулирования
общественных,
прежде всего
экономических,
отношений в сети
Интернет
3
4
5
4
5
Мониторинг сети Интернет сотрудниками специальных подразделений правоохранительных органов, направление
4
2
4
3
сведений на блокирование доступа к сайту пронаркотического характера
5
Какие из перечисленных индивидуальных мер профилактики наркопреступности в сети Интернет являются наиболее эффективными (поставьте баллы)
1
Профилактичес-
3
4
3
3
кие беседы с лицами, склонными к совершению наркопреступлений в сети Интернет
2
Постановка на профилактический учет лиц, склонных к совершению наркопреступлений в сети Интернет
4
3
4
4
3
Оказание
2
1
5
2
социальной, психологической, медицинской поддержки и помощи лицам, состоящим на профилактическом учете
4
Применение
1
2
1
1
правовых мер воздействия к лицам,
совершившим наркопреступления в сети Интернет
5
Направление по месту
работы/учебы сведений о незаконной деятельности лица в сфере незаконного оборота
5
5
2
5
наркотиков в Интернет
По результатам опроса видно, что большинство респондентов отмечает значимость общего предупреждения для наркопреступлений в сети Интернет.
В рамках проведенного опроса установлено, что среди общих мер профилактики наркопреступности в сети Интернет наиболее эффективными являются пропаганда здорового образа жизни в сети Интернет, фильтрация контента в сети Интернет, сбор и регистрация сведений об авторах сайтов в сети Интернет.
В настоящее время, в связи с развитием и активным проникновением практически во все сферы человеческой деятельности сети Интернет, всё более ощутимым становится ее влияние на потребителей аддиктивных веществ (от англ. addiction - пристрастие, зависимость). Пространство сети Интернет можно рассматривать как социальное «киберпространство» - своего рода информационно-коммуникативное поле, сформированное взаимодействующими друг с другом пользователями, и характеризующееся практически неограниченной свободой и анонимностью этого информационного взаимодействия. Поскольку в последнее время появились методические разработки по использованию ресурсов сети Интернет в профилактической работе, мы можем рассмотреть два направления сетевой деятельности, по-разному влияющих на преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и их аналогов: пронаркотическое и антинаркотическое. Оба эти направления имеют довольно обширные сетевые ресурсы, немалая часть их сосредоточена и в русскоязычном пространстве.
Таким образом, в данном параграфе работы произведен анализ предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их аналогов в сети Интернет, результатом которого являются следующие выводы:
1. В целях усиления общей и специально-криминологической профилактики наркопреступлений, совершаемых с использованием сети Интернет, обоснован вывод о наделении подразделений по контролю за оборотом наркотиков МВД России специальной функцией постоянно осуществлять деятельность по выявлению и пресечению работы сайтов пронаркотической направленности, а именно:
- Ведение постоянного мониторинга различных ресурсов сети Интернет: контроль вновь создаваемых веб-сайтов; выявление фактов размещения информационных баннеров; отслеживание фактов распространения информации с использованием сети Интернет, например, массовых рассылок электронных писем или сообщений; проверка информации в социальных сетях; анализ информации чатов, мессенджеров и т.п. сервисов сети Интернет.
- Создание специализированных подразделений (групп) по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств, их аналогов, наркосодержащих растений с использованием сети Интернет, осуществляющих постоянный мониторинг ресурсов сети Интернет пронаркотической направленности.
- Организовать взаимодействие названных подразделений с общественностью с целью усиления общественного контроля и помощи с их стороны.
2. В целях пресечения незаконной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств с использованием сети Интернет в рамках общесоциального предупреждения необходимо более качественное ведение Единого реестра. Для реализации этого предлагаем:
ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ изложить в следующей редакции:
"3. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, совместно с операторами хостинга и операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ дополнить ч. 14 следующего содержания:
"14. Операторы хостинга и операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обязаны обеспечивать самостоятельный мониторинг в автоматическом режиме сети "Интернет" в целях выявления запрещенной информации."
3. Для решения проблемы доступа к запрещенным ресурсам через поисковые системы в рамках общесоциального предупреждения предлагаем
ч. 10 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ изложить в следующей редакции:
"10. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет"; владелец сайта, зарегистрированного на территории Российской Федерации, предоставляющего возможность поиска информации в сети "Интернет", обязан исключить из результатов поиска такой сайт в сети "Интернет"."
4. Для решения проблемы доступа к запрещенным сайтам через ресурсы анонимного доступа в рамках общесоциального предупреждения предлагаем расширить перечень оснований для включения в реестр сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ дополнив пункт 1 подпунктом е следующего содержания:
"е) информации о способах доступа к запрещенным сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в
Российской Федерации запрещено, включая сайты, обеспечивающие доступ к запрещенным сайтам, позволяющие получать доступ к запрещенным сайтам в анонимном режиме."
5. В целях урегулирования порядка общественного контроля в рамках общесоциального предупреждения необходимо дополнить ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" ч. 3 следующего содержания:
"3. Документы, содержащие предложения, рекомендации и конкретные выводы, подготовленные по результатам общественного контроля, должны в обязательном порядке рассматриваться федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию."
Среди общих мер профилактики наркопреступности в сети Интернет наиболее эффективными являются пропаганда здорового образа жизни в сети Интернет, фильтрация контента в сети Интернет, сбор и регистрация сведений об авторах сайтов в сети Интернет.
[1] Бурлаков В.Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: проблемы моделирования. СПб.: Санкт-Петербургская Академия МВД России, 1998, с. 47.
[2]
Чуфаровский Ю.В. Криминология в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - с. 54.
[3]Шеслер А.В. Указ.соч. - С. 55.
[4] Паламарчук А.В. Регулирование правоотношений в сети Интернет в зарубежных странах [Текст] // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. № 6(32) 2012 - М., 2012. - С. 28.
[5] Далее - информация о наркотических средствах.
[6]
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3448
[7]Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. № 44 ст. 6044.
[8] Елена Мизулина, один из разработчиков закона о черных списках, в интервью «Известиям» подвела итоги работы закона в первые две недели с его вступления в силу [Электронный ресурс] // IZVESTIA.RU: ОАО «Газета Известия». URL: http://izvestia.ru/news/539672 (дата обращения: 16.10.2014).
[9]
См.: Николаева Л.П. Попова Г.М. Групповая преступность несовершеннолетних и меры ее предупреждения. - М., 1973. - С. 66-75; Тарасов А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. - Минск, 1982. - С. 34-43.
[10]
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 26 (часть I) ст. 3851.
[11] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // ГАРАНТ-Максимум: справочно-правовая система. Версия 8.00.1.011. Екатеринбург, 2016. Доступ из локальной сети Уральского юридического института МВД России.
[12] Государственная программа Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков" (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 299) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 18 (часть I) ст. 2148.
|