Для совершенствования уголовно-правовых норм РФ об ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков имеет значение анализ общепринятых норм международного права и норм об ответственности за незаконный оборот наркотиков отдельных государств с учетом национальной специфики.
Основу современного правового регулирования оборота наркотических средств в большинстве государств и в Российской Федерации составляют нормы международного права.
В соответствии с Единой Конвенцией о наркотических средствах 1961 г., с поправками от 25 марта 1972 г., незаконный оборот означает культивирование или любое действие по сбыту наркотиков в нарушение постановлений Конвенции. При этом в нашей стране, в соответствии в Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" данное понятие трактуется более расширено, и включает в себя разработку, производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, отпуск, реализацию, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме понятия незаконный оборот наркотиков в отдельных документах встречается термин незаконное распространение наркотиков. Так, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. распространение входит в число уголовных преступлений.
Хотя нормы международного права не раскрывают его содержание, в нашей стране, словосочетание «распространение наркотиков» используется в таких документах как Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"[1] [2] [3],
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 299 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков" , Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" и иных документах.
В научных работах, посвященных вопросам борьбы с наркотиками и наркоманией, словосочетание «распространение наркотиков» применяется по-разному, однако сущность его не раскрывается. Например, одни авторы к нему относят деяния, связанные с продажей и покупкой наркотиков (распространение их), то есть хранение, предложение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, маклерство[4], а другие - излагают его с точки зрения распространения наркомании[5].
Применение термина распространение наркотиков связывают с расширением круга действия, сферы влияния наркотиков, а также способом сделать доступными и известными для многих наркотики[6] [7] [8]. Данный термин часто употребляется как синоним сбыта .
В настоящее время более устоявшимся является понятие незаконного оборота наркотиков, как основы сотрудничества, с тем, чтобы более эффективно решать различные проблемы, связанные с ним, что составляет сферу применения Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.
Среди преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств особое место занимают деяния, связанные с распространением наркотиков в сети Интернет. Преступники, стремясь обезличить себя, используют при совершении незаконных действий с наркотиками современные технические средства и программное обеспечение. С использованием возможностей глобальной сети, дилеры организуют интернациональную доставку наркотических средств почтой или курьерской службой.
ООН по международному контролю над наркотиками и предупреждению преступности содержит Типовой закон о наказании за преступления, связанные с наркотиками, в соответствии с которым запрещается использование сетей обмена компьютерными данными для облегчения или продвижения производства, изготовления, незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков (Article B. 2.6-3) . Согласно
Программе ООН, введение такой нормы обусловлено глобализацией и развитием сетей, таких как Интернет, использование которых осуществляется в целях незаконного оборота наркотиков. Интернет часто используется людьми для получения информации об их изготовлении, использовании и приобретении. Наркоторговцы могут использовать Интернет для размещения заказов и обмена информацией о наркотиках, при этом оставаясь незамеченными. В соответствии с Программой ООН государствам рекомендуется осуществлять сотрудничество с Интернет провайдерами путем принятия нормативных документов.
Установление ответственности за наркопреступления, совершаемые с использованием сети Интернет, в соответствии с Типовым законом о наказании за преступления, связанным с наркотиками по программе ООН, путем введения специальной нормы в уголовном законе, по нашему мнению, позволит дифференцировать ответственность за наркопреступления, что позволит осуществлять эффективное правоприменение и соответственно позволит отражать реальную общественную опасность деяния, а также будет способствовать справедливому назначению наказания, с учетом характера и степени общественной опасности посягательства.
Международный комитет по контролю над наркотиками в 2010 году проводил изучение всех аспектов использования семян каннабиса в незаконных целях в рамках которого была собрана нормативно - правовая информацию по семенам каннабиса, в том числе по торговле семенами каннабиса через Интернет, у 104 государств - членов. 14 ответивших на вопросник правительств сообщили о наличии конкретных норм, регулирующих куплю - продажу семян каннабиса через Интернет. Вместе с тем многие из них подчеркнули , что купля - продажа семян каннабиса через Интернет регулируется общими положениями купли - продажи семян каннабиса, которые применяются независимо от метода купли - продажи.
В рамках собственного исследования соискателя по состоянию на настоящее время зарубежного правового инструментария, пресекающего незаконную, в том числе пронаркотического характера, информацию в сети Интернет, можно выделить различные подходы правового регулирования такой деятельности.
В соответствии с уголовным законодательством США использование сети Интернет выступает квалифицирующим признаком отдельных наркопреступлений[9]. Примеры таких деяний приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Наркопреступления по Своду законов США и соответствующие им наказания
№
п/п
Преступление
Штраф
Лишение свободы
1
Продажа через Интернет наркотиков для совершения изнасилования на свидании (Глава 21 Свода законов США, раздел 841(g))
Осознанное использование Интернета для распространения наркотиков для совершения изнасилования на свидании
до $250,000
до 20 лет
2
Распространение контролируемых субстанций, с помощью Интернета (Глава 21 Свода законов США, раздел 841(h))
Сознательное или намеренное использование Интернета для поставки, рассылки или распространения контролируемых субстанций без действительного рецепта (или пособничество такой деятельности) -
Поставка, рассылка или распространение контролируемой субстанции с помощью Интернета
с помощью интернет-аптеки
Выписка рецепта для контролируемой субстанции с целью доставки или распространения с помощью Интернета
Предложение заполнить рецепт для контролируемой субстанции, основанного исключительно на завершении потребительского онлайнового медицинского вопросника
Наказание зависит от вида, размера контролируемых субстанций, и иных квалифицирующих признаков (Глава 21 Свода законов США, раздел 841(b))
3
Преступления, находящееся в юрисдикции регулятивных органов (не очень серьезное правонарушение), совершаемые с использованием коммуникаций для облегчения распространения (Глава 21 Свода законов США, разделы 842, 843)
1 -е преступление
В общем (в основном)
до $100,000
до 1 лет
Преступление, связанное с рекламой - Противозаконное сознательное или намеренное использование Интернета лицом, чтобы разместить объявление о продаже или предложить продавать, распространять или дозировать контролируемые субстанции(Глава 21 Свода
до $250,000
до 4 лет
В отличии от российского уголовного законодательства, в США рекламе посвящен отдельный подраздел, где в качестве отдельного признака выделяется использование сети Интернет. При этом в Своде законов США подчеркивается цель рекламы - поиск или предложение незаконно получить, купить или распространить контролируемую субстанцию. В российском законодательстве за совершение подобных деяний предусмотрена административная ответственность (ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ105106). Подобные действия охватываются понятиями пропаганды или незаконной рекламы наркотических средств. [10] [11]
Диспозиция ст. 6.13 КоАП РФ является бланкетной. Понятия пропаганды или незаконной рекламы наркотических средств раскрываются в иных нормативных актах.
В соответствии со ст. 46 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах пропаганда наркотических средств представляет собой запрещенную деятельность, осуществляемую юридическими или физическими лицами и направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях . Исключение составляет распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах (Примечание к ст. 6.13 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и [12] [13] его продвижение на рынке; под ненадлежащей рекламой - реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
Ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации[14]"[15] установлен запрет распространения в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
При этом, закрепленное в законодательстве о рекламе и СМИ, понятие рекламы приобретает иное значение в гражданском законодательстве и рассматривается как синоним термина предложение. Так, согласно ст. 437 Гражданского кодекса РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении[16].В таком значении данное понятие соотносится с нормами уголовного законодательства, так как может рассматриваться как действия, направленные на приготовление к сбыту наркотических средств.
Уголовно наказуемыми действиями в российском уголовном законе признаются любые умышленные действия, в том числе однократного характера, направленные на возбуждение у другого лица желания потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в уговорах, предложениях, даче совета и т.п.), а также в обмане, психическом или физическом насилии, ограничении свободы и других действиях, совершаемых с целью принуждения к их потреблению лицом, на которое оказывается воздействие, то есть склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ). Исключение составляет пропаганда применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и органами внутренних дел.
Таким образом, основным отличием российского уголовного законодательства является установление уголовной ответственности за распространение информации о наркотических средствах только при наличии умысла на возбуждение желания или принуждения другого лица к потреблению наркотических средств. Если такие действия имеют умысел на возбуждение желания или принуждение к потреблению наркотических средств, однако адресованы неопределенному кругу лиц, то по действующему законодательству они охватываются понятием рекламы и не являются уголовно-наказуемыми.
В штате Квинсленд Австралии является уголовно наказуемым деянием публикация рецепта для производства опасного наркотика. Публикация или загрузка инструкции или собственного документа, содержащего инструкцию о том, как производить опасный наркотик, является преступлением. Простая загрузка рецепта метамфетамина из Интернета может привести к 25 годам лишения свободы[17].
В уголовном кодексе Чехии использование публичных компьютерных сетей, включая сеть Интернет, выступает квалифицирующим признаком при совершении деяния, состоящего в распространении наркомании.
Соблазнение другого человека злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами, вызывающими привыкание или зависимость, или иное поощрение злоупотребления такими веществами или их распространения с использованием публичных компьютерных сетей подлежит наказанию в виде лишения свободы от одного до пяти лет или денежным штрафом . Данная норма близка по формулировке к ст. 230 УК РФ, однако главным ее отличием является то, что согласно уголовного закона Чехии склонение к потреблению наркотических средств является не персонифицированным и не направлено на конкретного человека, в отличии от российского уголовного законодательства. Более точным будет применить к рассматриваемой норме уголовного кодекса Чехии термин рекламы, которая адресована к неопределенному лицу или группе лиц.
В Китае действует фильтрация материалов и «поощрение самоцензуры путем регулирования, управления и карательных мер». Существующую в Китае систему фильтрации называют «великая китайская веб-стена» или «великий китайский файрволл». «Великий китайский файрволл» - «это специальный сервер или система серверов, которые устанавливаются на интернет-канале между пользователями и поставщиком Интернет-соединения и фильтруют информацию, передающуюся по каналу».
Китайские власти вмешиваются в деятельность Интернет - сайтов в случае осуществления любых действий, нарушающих законодательство Китая, в том числе пропаганды наркотических средств, азартных игр, социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды.
Положения об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств достаточно подробно представлены в УК Китая. Ей посвящен 7 параграф, в который включены 10 статей. [18]
Использование сети Интернет при совершении наркопреступлений в уголовном законодательстве Китая не выделяется в качестве квалифицирующего признака, однако это компенсируется установлением достаточно жестких мер ответственности в целом за наркопреступления и постоянным контролем Интернет-пространства на территории страны.
В частности, в ст. 347 отмечается, что контрабанда, транспортировка и изготовление наркотиков, независимо от их количества, рассматриваются как преступление и подлежат наказанию в соответствии с УК Китая.
Например, контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление опиума в количестве менее 200 г., героина или метилфениламина в количестве менее 10 г., или иных наркотиков в небольшом объеме - наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом; совершение вышеназванных действий при отягчающих обстоятельствах - наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и штрафом.
По французскому законодательству использование сети Интернет не выделяется в качестве квалифицирующего признака состава преступления, но при этом установлена уголовная ответственность провайдеров за предоставление хостинга неидентифицированным пользователям. При этом все авторы сайтов должны представлять личные данные провайдерам до того, как сайт появится в сети Интернет. Для пользователей сети Интернет также предусмотрена уголовная ответственность за предоставление неполных или неверных сведений (за совершение таких преступлений может быть предусмотрено наказание в виде тюремного заключения сроком до 6 месяцев)[19]. Провайдерам, предоставившим место на сервере не идентифицированным пользователям, грозит то же наказание. Иными словами, провайдер несет ответственность за всех авторов своего сервера.
Таким образом, данный подход устраняет анонимность и вводит цензуру на уровне провайдера.
Кроме того, уголовный кодекс Франции предусматривает уголовную ответственность юридических лиц (Ст. 222-42 УК Франции - Юридические лица могут нести уголовную ответственность за совершение преступных деяний, определенных в статьях с 222-34 по 222-39 УК Франции[20]), и соответственно, в случае установления причастности провайдера или вебресурса организации к незаконном обороту наркотических средств, они также могут быть привлечены к ответственности. Рассматриваемые деяния по уголовному кодексу Франции относятся к так называемому малому уголовному праву, которое регулирует ответственность за малозначительные правонарушения. При этом ответственность юридического лица не исключает ответственности физического лица.
Кроме уголовного кодекса Франции, уголовная ответственность юридических лиц закреплена на законодательном уровне в Англии, Г ермании, Канаде, КНР, Нидерландах, США.
Проблема установления уголовной ответственности юридических лиц рассматривается и в отечественной правовой науке.
Одни авторы поддерживают такое законодательное урегулирование и оценивают как шаг в борьбе с преступностью (Б. В. Волженкин, М.Ю. Дворецкий, С.Г. Келина, А.В. Наумов, А.С. Никифоров, Р.И. Михеев, А.Г. Корчагин, Е.Ю. Антонова, Г. Смирнов, В. А. Широков). Другие ставят это вопрос под сомнение либо отрицают необходимость установления такого рода ответственности (Власов И.С., Н.Ф. Кузнецова, Н.Н Полянский, М.И. Бажанов, Л.Д. Ермакова, Т.В. Кондрашова, Л.К. Савюк).
Так, Г. Смирнов отмечает, что введение уголовной ответственности юридических лиц позволит сместить вектор наказания за преступление в сторону неблагоприятных последствий для организации, которая наряду с
физическим лицом будет нести ощутимые имущественные, репетиционные и иные потери. Угроза уголовно-правовых санкций мотивирует компании более ответственно подходить к обеспечению безопасности, инвестиционной стратегии, будет способствовать принятию ими действенных мер контроля за членами органов управления, а также наемными работниками[21] [22]. Б. В. Волженкин при исследовании данной проблемы справедливо подчеркивает, что целесообразно различать субъект преступления и субъект уголовной ответственности. Преступление как общественно опасное противоправное и виновное деяние может совершить только физическое лицо, обладающее сознанием и волей. Именно такое деяние, содержащее все признаки соответствующего состава преступления, является основанием уголовной ответственности. А вот нести уголовную ответственность за такие деяния могут не только физические, но, при определенных условиях, и юридические лица. Следовательно, задача состоит в том, чтобы определить условия, при которых юридическое лицо будет нести уголовную ответственность за преступление, совершенное физическим лицом, и наряду с физическим лицом. Такими условиями могли бы быть следующие положения: действие (бездействие) совершено: 1) с ведома юридического лица (его органа управления) или было им санкционировано; 2) в пользу (в интересах) юридического лица (при умышленной преступной деятельности); 3) субъектом, уполномоченным юридическим лицом . 23 марта 2015 года заместителем председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству А. Ремезковым был внесен на рассмотрение нижней палаты
парламента законопроект об уголовной ответственности юридических лиц . Этот правовой институт должен был повысить превентивную роль уголовного закона в сфере предупреждения преступности, однако формы закона данный законопроект так и не получил.
Ученые, ставящие под сомнение либо отрицающие необходимость установления уголовной ответственности юридических лиц руководствуются следующими доводами. Основным аргументом является невозможность согласования института уголовной ответственности юридических лиц с принципами вины и основными целями уголовного наказания. Считается, что действующих в настоящее врем норм гражданского и административного отраслей права, регулирующих ответственность юридических лиц, вполне достаточно. Кроме того, если для обозначения коллективного субъекта использовать только термин «юридическое лицо», то меры уголовно- правового характера будут применяться исключительно в отношении организаций, которые зарегистрированы в надлежащем порядке (ст. 51 ГК РФ), а остальные коллективные образования окажутся вне уголовной юрисдикции.
Ряд ученых предлагает введение в российское уголовное законодательство института мер безопасности - санкций, которые не являются уголовными наказаниями[23] [24].
Глава Следственного комитета РФ А. Бастрыкин полагает, что модернизация уголовного закона невозможна без упорядочения существующих экономических отношений, особенно в сфере привлечения и размещения частного капитала[25].
При совершении преступлений с использованием сети Интернет, к такой незаконной деятельности также могут быть причастны юридические лица - владельцы интернет-сайтов, которые используются для осуществления уголовно наказуемых деяний, хостинг-провайдеры, где размещаются те или иные ресурсы. Введение уголовной ответственности для таких лиц способствовало бы пресечению их незаконной деятельности.
Угроза применения мер уголовного характера сделает более строгим внутренний контроль в организациях - владельцах интернет-сайтов, и в организациях - хостинг-провайдерах, что позволит усилить их заинтересованность в соблюдении требований закона, независимо от экономических интересов. В результате угроза репутации такой организации будет иметь превентивный характер.
Установление уголовной ответственности юридических лиц для российского уголовного законодательства позволило бы, под угрозой наказания, пресекать противоправную деятельность в сфере незаконного оборота (распространения) наркотиков в сети Интернет.
В Великобритании существует эффективная горячая линия, так называемый «Фонд Интернет Наблюдения» (Internet Watch Foundation - IWF), в финансировании которой принимают участие провайдеры Интернет-услуг. Они передают информацию о подозрительных пользователях в IWF, которые, в свою очередь, информируют специальные подразделения в полиции, а затем подразделения по борьбе с преступлениями National Crime Squad (NCS). IWF разбирает жалобы о незаконном содержании информации в сети Интернет. Если IWF признает материал незаконным, об этом незамедлительно информируется соответствующий провайдер Интернет - услуг, который тотчас удаляет материал со своего сервера. Указанная деятельность полностью поддерживается полицией, соглашающейся не преследовать провайдеров, если по извещению IWF противозаконный материал тут же уничтожается.[26] [27]
Подобные меры борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков в сети Интернет, без закрепления на уровне уголовного закона квалифицирующего признака, реализованы в Испании и Италии.
В Испании разработан национальный план действий, связанных с борьбой против распространения наркотиков, в котором предусмотрено создание наблюдательного органа контроля над использованием организациями наркобизнеса новых технологий, включая Интернет. Кроме того, в рамках министерства внутренних дел действует департамент по борьбе с преступлениями, связанными с использованием высоких технологий, в компетенцию которого входит деятельность по
предупреждению использования сети Интернет для незаконного
122
рекламирования наркотиков .
В Италии проблемой незаконного оборота наркотиков в сети Интернет занимается Департамент по политике в области контроля над наркотиками (DPA), входящий в Совет министров. DPA имеет свои страницы в Facebook, Twitter и канал на Youtube. Кроме того, департамент открыл около 20 веб - сайтов о вреде наркотиков и пропаганде здорового образа жизни. Мониторинг сайтов, содержащих пропаганду, рекламу и коммерческое предложение наркосодержащих средств осуществляет Национальная система раннего предупреждения, созданная в 2009 году в рамках DPA.
В своей работе DPA сотрудничает с NAS (итальянские карабинеры) и AIFA (Ассоциация по обороту лекарственных препаратов). Операции по выявлению и закрытию сайтов, предлагающих наркосодержащие препараты, проводят DPA и карабинеры совместно с AIFA, после чего провайдеры обязаны запретить доступ к указанным сайтам .
В соответствии с Национальным планом действий по борьбе с наркотиками (PAN) с 2010 года осуществляется мониторинг и оценка сети Интернет. PAN поощряет создание и развитие национальных систем обнаружения Интернет-ресурсов и проводит борьбу с незаконным оборотом наркотиков в сети Интернет через Интернет-магазины .
DPA с помощью системы мониторинга определяет новые направления в производстве, поставке и потреблении наркотиков, «вкусы» потребителей. Это, по утверждению самих наркополицейских, помогает им в принятии превентивных мер и помощи полиции в проведении облав.
Тем не менее, ведущие итальянские СМИ утверждают, что в течении 5 лет количество интернет-сайтов в мире, предлагающих наркотические вещества, увеличилось в 4 раза .
В конце мая 2014 DPA представил новую систему мониторинга выявления в сети Интернет новых наркотических веществ, их распространения и доставки с помощью почтовых служб, которая была высоко оценена Европолом в контексте борьбы с распространением наркотиков, оружия и детской порнографии.
Приведенные модели регулирования имеют свои плюсы и свои минусы. Китайский подход при всей своей эффективности в настоящее время может оказаться неперспективным в будущем, поскольку резкое увеличение числа пользователей сети Интернет и быстрое развитие и распространение информационных технологий (которое активно поощряется самим [28] [29] [30] государством) создаст огромные трудности для эффективного контроля над ними. Введение в законодательстве европейских стран ответственности провайдеров за всех авторов на серверах тоже не является оправданным, так как в таких случаях владельцы сайтов остаются не наказанными, что способствует дальнейшей их противозаконной деятельности.
Среди государств с либеральной политикой в отношении наркотиков особое место занимают Нидерланды, где официально разрешены легкие наркотики. В соответствии с Опиумным законом Нидерландов наркотики подразделяются на два списка: тяжелые наркотики (ЛСД, кокаин, героин и пр.) и легкие наркотики, от которых вред для здоровья человека можно считать минимальным. Такая политика государства направлена на защиту население от тяжелых наркотиков с помощью контролируемой доступности легких наркотиков и от столкновения с преступными элементами, связанными с наркобизнесом, за счет торговли легкими наркотиками через легальные заведения, кофешопы, а также на уменьшение числа преступлений, связанных с наркотиками. Кроме того, уголовное законодательство Нидерландов предусматривает ответственность за пропаганду наркотиков, что в соответствии с российским законом является административным правонарушением. Ст. 3b Опиумного закона устанавливает запрет на любую публикацию, которая явно предназначена для содействия продаже, поставке или распространению наркотиков по смыслу статьи 2 или 3. Исключение составляют публикации в медицинских и научных целях[31]. Непосредственный объект рассматриваемого состава преступления - совокупность общественных отношений по предупреждению распространения потребления наркотиков, по осуществлению легального
превентивного информирования об опасности наркотиков, по
функционированию кофешопов в пределах установленных для них правил .
Применение норм уголовного закона Нидерландов по
наркопреступлениям раскрывается в подзаконном акте - "Директиве по методам расследования и пресечения наказуемых деяний, описанных в Опиумном законе". В соответствии с п. 3.4 данной Директивы к публикации информации о наркотиках относится распространение таких сведений через любые средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, интернет, рекламные щиты вдоль дороги, плакаты, листовки, журналы, справочники, во время демонстраций и т.д.) . Согласно проведенного
анализа Директивы и диспозиции статьи 3 b Опиумного закона состав рассматриваемого преступления является формальным, то есть не предполагает наступления общественно опасных последствий.
Ст.ст. 10, 11а Опиумного закона устанавливают ответственность за деяния, предусмотренные ст. 3b Опиумного закона. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Опиумного закона тот, кто действует в нарушении ст. 3b Опиумного закона наказывается лишением свободы на срок не более шести месяцев или штрафом в размере четвертой категории. Квалифицированным составом данного деяния является самовольное действие вопреки статьи 3b, которое наказывается лишением свободы на срок до четырех лет или штрафом пятой категории. В ст. 11а Опиумного закона отдельно, тоже в качестве квалифицированного (особо квалифицированного) состава, выделено деяние, предусмотренное ст. 10 Опиумного законом, совершенное организованной [32] [33]
группой, которое наказывается лишением свободы на срок до восьми лет или штрафом пятой категории[34] [35].
А.А. Вяземская сравнивает диспозицию ст. 3b Опиумного закона со ст. 230 УК РФ, проводя между ними аналогию , что по нашему мнению является спорным моментом, так как согласно нидерландскому законодательству уголовно наказуемой признается не персонифицированная публикация, которая предназначена для содействия продаже, поставке или распространению наркотиков в отличии от российского уголовного закона, согласно которому уголовно наказуемо деяние, состоящее в склонении к потреблению наркотических средств, что представляет собой воздействие, с одной стороны, непосредственное и, с другой - на конкретное лицо.
Опыт США, Чехии и Нидерландов по установлению уголовной ответственности за пропаганду наркотиков может быть применен и в рамках уголовного законодательства нашей страны, так как позволит создать правовой механизм привлечения к уголовной ответственности владельцев сайтов в сети Интернет, используемых для пропаганды наркотических средств, потому что, как показывает практика, закрытие доступа к сайтам на уровне провайдера, не гарантирует прекращение его работы.
Основным отличием пропаганды наркотических средств от склонения к их потреблению является ее не персонифицированный характер. Однако это свойство только усиливает ее общественную опасность, так как пропаганда способствует расширению числа наркозависимых, формированию наркотической субкультуры в информационном пространстве сети Интернет. По сути, пропаганда наркотиков в сети Интернет адресована всем пользователям глобальной сети.
Приведенные ранее данные о незаконном распространении и пропаганде наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет, свидетельствуют о необходимости противодействия им уголовно-правовыми средствами, что обуславливает необходимость криминализации способа совершения деяний.
В целом незаконный оборот наркотиков в сети Интернет вышел за рамки конкретных государств и приобрел глобальный масштаб. Сбыт наркотических средств осуществляется бесконтактным способом с использованием возможностей глобальной сети, почтовых и курьерских служб. В целях сохранения анонимности преступники используют сеть Tor (The Onion Router - свободное и открытое программное обеспечение, система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение, защищённое от прослушивания) и защищенные VPN соединения, что позволяет им обходить запреты на территории отдельных государств. Самой популярной площадкой, своего рода огромным рынком любых наркотических средств и психотропных веществ продолжительное время была площадка SilkRoad («Шелковый путь»). Данный ресурс был основан в 2011 году и стал лидером нелегального рынка. Оплата наркотиков производилась биткоинами (криптовалютой).
2 октября 2013 года создатель ресурса Уильям Росс Ульбрихт был арестован в Сан-Франциско. Агенты смогли поймать его благодаря обнаруженной канадским правительством посылке с девятью поддельными документами, отправленной в Сан-Франциско, которые Ульбрихт планировал использовать с целью аренды серверов.
Постепенно с помощью нанятых на работу в ФБР и АНБ хакеров власти США смогли установить расположение некоторых серверов Tor и арестовывать владельцев компьютеров. Нанятые программисты устраивали Ddos-атаки, как это было сделано в 2011 году в Нидерландах, что позволило выявить организаторов и покупателей Интернет-сайтов.
Тем не менее, торговля наркотиками не прекращается: в ноябре 2013 года SilkRoad снова открылся и по данным DigitalCitizensAlliance, там было размещено более 13 тысяч объявлений о продаже наркотиков. Не отстают от него и нелегальные сервисы Agora (7400 объявлений), PandoraOpenmarket (более 5000). 13 февраля 2014 новый «Шелковый путь» был взломан, и огромное количество биткоинов (на сумму в $2,6 млн) было украдено. Не смотря на это, 7 мая 2016 года ресурс SilkRoad снова был запущен в новой версии по анонимному адресу http://reloadedudjtjvxr.omon, ссылка на который и инструкция по доступу по состоянию на сегодняшний день находится в
131
открытом доступе .
Независимая британская общественная организация Global Drug Survey в апреле 2014 года опубликовала отчет. Так, по данным опроса, в Великобритании 22% процента респондентов признались, что покупали наркотики в интернете, чуть меньше таких людей в Ирландии (20,5%) и Дании (19,8%), далее идут Франция (14,7%), США (14,3%) и Нидерланды (10,4%). Согласно докладу, «открытая продажа наркотиков онлайн увеличивает их доступность среди потребителей и дельцов». В Великобритании Королевская почта доставляет миллионы посылок, в их числе и наркотические вещества. 44% британцев признались, что заходят на SilkRoad[36] [37].
В докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 2014 год рядом стран отмечается, что после принятия на национальном уровне соответствующих законодательных мер количество Интернетмагазинов и торговых точек, через которые осуществляется продажа новых
133
психоактивных веществ, сократилось . Кроме того, введение таких норм, по нашему мнению, позволяет дифференцировать ответственность за наркопреступления и способствует справедливому назначению наказания.
Исследование уголовно-правовых норм отдельных зарубежных государств, устанавливающих ответственность за незаконный оборот (распространение) наркотиков с использованием сети Интернет позволило сделать следующие выводы:
Установление ответственности за наркопреступления, совершаемые с использованием сети Интернет, в соответствии с Типовым законом о наказании за преступления, связанным с наркотиками по программе ООН, путем введения специальной нормы в уголовном законе, по нашему мнению, позволяет дифференцировать ответственность за наркопреступления и способствует справедливому назначению наказания.
Законодательство таких стран США, Чехия предусматривает уголовную ответственность за использование сети Интернет как признака состава преступления, повышающего уголовную ответственность.
Опыт США, Чехии и Нидерландов по установлению уголовной ответственности за пропаганду наркотиков может быть применен и в рамках уголовного законодательства нашей страны, так как позволит создать правовой механизм привлечения к уголовной ответственности владельцев сайтов в сети Интернет, используемых для пропаганды наркотических средств, потому что, как показывает практика, закрытие доступа к сайтам на уровне провайдера, не гарантирует прекращение его работы.
Установление уголовной ответственности юридических лиц за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков в сети Интернет, позволило бы также, под угрозой наказания, пресекать противоправную деятельность в сфере незаконного оборота (распространения) наркотиков в сети Интернет в случае установления причастности провайдера или вебресурса организации к незаконном обороту наркотических средств. [38] § 2.Основания криминализации преступлений, совершаемых «с использованием компьютерных технологий (сети Интернет)» в уголовном законодательстве России (ч. 2 ст. 128.1, ч. 3 ст. 137, ст. 171.2, ст. 185.3, 187, 205.2, п. "б" ч. 2 ст. 228.1, п. "б" ч. 3 ст. 242, п. "г" ч. 2 ст.
242.1, п. "г" ч. 2 ст. 242.2, ст. 159.6, ст. 274, ч. 2 ст. 280, ч. 2 ст. 280.1, ст. 282 УК РФ)
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом[39] [40]. Это подчеркивает важность информационной сферы в жизни общества и государства. Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации . Одной из ключевых составляющих информационной сферы является электронная или информационно-телекоммуникационная сеть.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники[41].
Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении преступлений оказывает непосредственное воздействие на информационную сферу, создает угрозу информационной безопасности государства.
Компьютерные технологии представляют сбой обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютерной техники. Как совокупность теоретических и практических знаний, которые используют в своей работе специалисты в области вычислительной техники, программирования, информационных систем и технологий, компьютерные технологии включают в себя разделы: операционные системы и компьютерные сети, разработка программного обеспечения, базы данных и информационно-поисковые системы, искусственный интеллект и другие.
Одним из ключевых понятий в сфере компьютерных технологий выступает компьютерная техника, включающее в себя всю совокупность разнообразных компьютерных систем. К основным видам компьютерной техники относятся непосредственно компьютеры, компьютерная периферия и сетевое оборудование.
Использование первых двух видов техники, по сути, не представляет общественной опасности. Однако соединение компьютерной техники с помощью сетевого оборудования в единую сеть, и, как правило, подключение к сети Интернет, для размещения различного рода информации может выступать способом совершения преступлений.
Среди различных научных исследований в данной области применяется большое число терминов и понятий, характеризующих данный вид преступлений. Так, И.Г. Чекунов вводит понятие преступлений,
-137
совершаемых с использованием компьютерных сетей , при определении которого выражает убежденность в том, что данные преступления представляют один из срезов информационной преступности. Мы поддерживаем данную точку зрения, при этом, применение им термина"компьютерные сети", при характеристике преступлений в данной [42]
весьма дискуссионно, так как в уголовном законе такое понятие отсутствует. У.В. Зинина, Т.П. Кесареева, В.А. Широков, Е.В. Беспалова относят рассматриваемые деяния к компьютерных преступлениям или киберпреступлениям , под которыми понимается совокупность преступлений, совершаемых в киберпространстве с помощью или посредством компьютерных систем или компьютерных сетей, а также иных средств доступа к киберпространству, в рамках компьютерных систем или сетей и против компьютерных систем, компьютерных сетей или компьютерных данных . Р.И. Дремлюга сужает данную категорию деяний к дефиниции Интернет-преступности[43] [44] [45] [46]. Однако данные утверждения
заслуживают критики, так как в уголовном законе использование информационно-телекоммуникационных сетей является признаком состава преступления (криминализировано) не только в рамках главы 28 УК РФ, но ив иных составах (например, ч. 3 ст. 137 УК РФ, ч. 1 ст. 171.2 УК РФ, ч. 1 ст. 185.3 УК РФ, п. "б" ч. 2 ст. ст. 228.1 УК РФ, п. "б" ч. 3 ст. 242 УК РФ и т.д.).
И.Г. Чекунов справедливо отмечает, что систему преступлений, совершаемых с использованием компьютерных сетей, нельзя отождествлять с киберпреступностью, которая по своей структуре еще уже компьютерной
141
преступности .
На основании изложенного можно сделать вывод, что преступления, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных сетей - это общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, охраняемые уголовным законом, совершаемые с использованием технологических систем, предназначенных для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В отношении системы преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, существуют различные точки зрения. Так, И.Г. Чекунов утверждает, что система рассматриваемых преступлений повторяет структуру информационной преступности. Именно данный вид преступности, по его мнению, охватывает все проявления данного вида преступной деятельности. Он выделяет две категории информационных преступлений, отличающихся от других преступлений наличием специфичного объекта, как основного, так и дополнительного, и способом совершения, предполагающим использование компьютерной сети в качестве средства или орудия преступления . Р.И. Дремлюга данную категорию деяний подразделяет на виды по признаку объекта посягательства[47] [48]. А.В. Суслопаров выделяет два вида информационных преступлений: преступления, предметом которых является информация, и преступления, способом совершения которых является информационное воздействие[49] [50]. У.В. Зинина полагает, что в зависимости от объекта и предмета посягательства все компьютерные преступления можно разделить на две группы: преступления в сфере компьютерной информации, предметом которых выступает компьютерная информация, как, например, в деяниях, предусмотренных ст.ст. 272-274 УК РФ; преступления, где компьютерная информация является орудием или средством совершения другого
145
преступления .
Каждая из приведенных классификаций имеет свое научное обоснование и заслуживает внимания, однако сфера информационных
технологий постоянно развивается, совершенствуются и способы, и средства совершения общественно опасных деяний, что в свою очередь оказывает влияние на систему преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
По нашему мнению, преступления, совершаемые с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, по значению в составе, следует классифицировать следующим образом:
Преступления, где электронные или информационно - телекоммуникационные сети являются предметом посягательства. К данной группе следует отнести деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 274 УК РФ.
Преступления, где использование электронных или информационнотелекоммуникационных сетей является средством совершения преступления. К данной группе следует отнести деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 159.6 УК РФ.
Преступления, где использование электронных или информационно - телекоммуникационных сетей является способом совершения преступления. К данной группе следует отнести следующие преступные деяния:
Преступления, где использование электронных или информационно-телекоммуникационных сетей является способом совершения преступления в основном составе: ст. 171.2 УК РФ, ст. 185.3 УК РФ, ст. 282 УК РФ.
Преступления, где использование электронных или информационно-телекоммуникационных сетей является способом совершения преступления в квалифицированном составе: ч.2 ст.128.1 УК РФ,
ч. 3 ст. 137 УК РФ, ч. 2 ст. 205.2 УК РФ, п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, п. "б" ч. 3 ст. 242 УК РФ, п. "г" ч. 2 ст. 242.1 УК РФ, п. "г" ч. 2 ст. 242.2 УК РФ, ч. 2 ст. 280 УК РФ, ч. 2 ст. 280.1 УК РФ
Что же обусловило, послужило основанием для криминализации преступлений, совершаемых с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей?
Как справедливо отмечает Л.М. Прозументов, основы общественной жизни являются источником определения общественной вредности деяний[51] [52]. Отсюда, причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям, нарушающее основы общественной жизни, имеет важное значение для определения основания криминализации преступных деяний.
Основания криминализации преступлений, совершаемые с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, рассматривались рядом ученых, в том числе, по ст. 171.2 УК РФ - О.П. Науменко, И.Н. Мосечкин, В.В. Усынин, Р.А. Севостьянов, Е.В. Просвирин , по ст. 159.6 УК РФ - Д.Д.Харламов, И.А. Александрова, Д.В. Шебанов[53], по ст. 185.3 УК РФ - И.Г. Мильков, К.В. Чемеринский, Ю.Г.Васин, С.Ш. Сабиев[54], по п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ - А.И.Ролик,
Гузеева, А.Д. Щербаков[55], по п. "б" ч. 3 ст. 242 УК РФ, п. "г"ч. 2 ст. 242.1, п. "г"ч. 2 ст. 242.2 - Р.В. Торосян, М.М. Зазирная, В.Рохлин,
Кушниренко, Ю.В. Лагов, С.Н. Ковалев[56] [57], по ст. 274 УК РФ - И.Р. Бегишев, В.Г. Степанов-Егиянц, Н.А. Лопашенко , по ч.2 ст. 205.2 - Д. Литвинов, А. Крикунов, Е.Ю. Антонова, А. Н. Тарбагаев, Г. Л. Москалев, Е.Е. Черных, Т.В. Пинкевич, В.А. Бурковская, Е.А. Маркина, В.В. Мельник, Н.Ю. Решетова[58], по ч. 2 ст. 280 УК РФ - Е.Ю. Антонова,
Е.Н. Иваницкая, А.С. Салманидина, В. Михайлов, Б. М. Омаров[59], по ч. 2 ст.
УК РФ - В.В. Гладкий, Э.С. Ахъядов[60], по ст. 282 УК РФ - С.В. Борисов, А.В. Жеребченко, В. Михайлов, А.Г. Хлебушкин[61], по ч. 2 ст.
УК РФ - А. С. Тараненко, В.Б. Поезжалов, М.М. Шахмаев[62] [63], по ч. 3 ст. 137 УК РФ -И. А. Шевченко, С.А.Смирнов, Н.И. Пикуров, А.Г. Кибальник, В.Н. Клочков, И.Г. Соломенко, О.А. Пальчиковская, Е.Е. Калашникова, А.Х. Хуаде и многими другими .
Основной особенностью преступлений, совершаемых с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей является то, что они оказывают непосредственное воздействие на информационную сферу, создавая угрозу информационной безопасности общества и государства. При этом информационно-телекоммуникационная сеть может выступать и объектом посягательства, и средством, и способом совершения преступления.
Не смотря на наличие общего признака состава преступления - использование электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), основания криминализации рассматриваемых преступлений различаются. Хотя, несомненно, научнотехническое развитие, способствовавшее появлению и повсеместному проникновению сети Интернет во все сферы жизнедеятельности выступает одним из основных условий появления признака состава преступления - использование электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет).
В результате бурного развития информационных технологий, информационно-телекоммуникационных сетей были криминализированы такие деяния как нарушение правил эксплуатации информационнотелекоммуникационных сетей, введен квалифицированный состав мошенничества - мошенничество в сфере компьютерной информации, введен квалифицирующий признак публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма, нарушения неприкосновенности частной жизни, сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, преступлений в сфере незаконного оборота порнографии - с использованием информационнотелекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
В настоящее время сеть Интернет соединяет в себе все современные технологии. На сегодняшний день сеть Интернет используется во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической, духовной; позволяет получить доступ к большому объему информации; является средством массовой коммуникации и информационной средой.
Результатом интеграции глобальной сети в экономическую сферу выступает развитие купли-продажи товаров, оказания услуг с использованием сети Интернет, электронного документооборота, Интернетбанков, электронных платежных систем, позволяющих производить электронные расчеты и многое другое. В тоже время это создает своего рода благоприятную среду и для совершения незаконной деятельности. В связи с этим возникает необходимость предотвращения оборота финансовых средств, связанного с преступной деятельностью, совершаемой с использованием компьютерных технологий(сети Интернет), а также предотвращение ущерба от такой деятельности. Так, например, сеть Интернет может использоваться для незаконной предпринимательской деятельности - организации и проведения азартных игр, а также для манипулирования рынком.
Общественная опасность мошенничества в игорной деятельности и при манипулировании рынком проявляется, прежде всего, в том, что в результате обмана наносится серьезный имущественный ущерб игрокам, организаторам законных азартных игр, и участникам рыночных отношений.
При совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств с использованием сети Интернет также осуществляется большое количество финансовых операций, связанных с оплатой наркотических средств (с использованием электронных платежных систем, Интернет-банков, криптовалюты и т.п.), которые способствуют развитию теневого сектора экономики.
Как отмечает З.И. Хисамова, изучение материалов уголовных дел, находящихся в производстве следственных подразделений МВД России, а также приговоров по уголовным делам, вступивших в законную силу, свидетельствует о том, что на сегодняшний день порядка 70 % преступлений в финансовой сфере, сопряженных с использованием информационно - телекоммуникационных технологий, совершаются с использованием электронных средств платежа и квалифицируются как мошенничество и (или) тайное хищение денежных средств[64].
Преступления в сфере оборота порнографических материалов, представляя собой оборот продукции, которая в обороте фактически запрещена, помимо половой неприкосновенности и половой свободы личности также посягают на интересы экономики. Следует согласиться с Ю.В. Лаговым и С.Н. Ковалевым, которые отмечают, что оборот порнографии, как часть теневой экономики, играет роль в причинении таких негативных изменений в экономических процессах, как антисоциальное перераспределение доходов общества, разрушение системы централизованного управления экономикой, подрыв хозяйственной этики[65].
Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации на первый план в современной международной политике выходят имеющие
природу новые вызовы и угрозы, стремительно возрастают их уровни, диверсифицируются их характер и география. К числу глобальных угроз относятся такие угрозы как международный терроризм, радикализация общественных настроений, провоцирующая религиозный экстремизм и этноконфессиональные антагонизмы, незаконный оборот наркотиков. Глубоко трансформируется транснациональная организованная преступность, приобретающая в условиях глобализации макроэкономическое измерение, что приводит к появлению новых криминальных “центров силы”, аккумулирующих значительные ресурсы и последовательно расширяющих сферы своего влияния, в том числе путём проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, установления связей с террористическими и экстремистскими организациями»[66]. Изложенное обуславливает необходимость
предотвращения посягательства на деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также жизнедеятельность общества, связанную с функционированием государства, совершаемого с использованием компьютерных технологий (сети Интернет),путем
разжигания межнациональной ненависти и вражды, унижения человеческого достоинства, нарушения территориальной целостности государства, создания атмосферы страха, незащищенности, навязывания представления о несостоятельности и нестабильности действующей власти.
Результатом интеграции сети Интернет в социально-политическую сферу жизни общества выступает широкое освещение деятельности государства, вопросов и событий общественной жизни в глобальной сети.
О негативных фактах использования сети Интернет как информационного поля для размещения информации, направленной на возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, клеветы, публичных призывов к осуществлению экстремистской, террористической деятельности или сепаратизму, неоднократно отмечается в международных и отечественных источниках[67]. Так, судебный процесс над женщиной, обвиняемой в использовании «Facebook» для разжигания межнациональной розни, разделил общественное мнение в Казахстане и возобновил споры о взаимоотношениях с соседней Россией. Алматинский городской суд обвинил Татьяну Шевцову-Валову в разжигании вражды к казахам, основному этносу страны. Посты на сайте «Facebook» также указывали на то, что с северным Казахстаном - с его многочисленным славянским населением - может произойти то же самое, что и с Крымом, который Россия забрала у Украины в марте 2014 года. В них говорилось о том, что если продолжится «возвеличивание» казахов и популяризация их языка, то эти северные территории могут перейти в Россию.[68]
З.Г. Зазулин отмечает необходимость смены существующей парадигмы уголовно-правовой борьбы с наркотиками и медикаментозной помощи наркоманам на конфликтологическую парадигму антинаркотической политики, которая заключается в деятельности правового государства и деятельности поддерживающих его негосударственных организаций (общественных, религиозных и производственных) по обеспечению, во- первых, усиления субъектов стороны «против наркотиков» в их способности снижать экспозиционное давление наркосреды до минимально возможного значения и ослабления субъектов стороны «за наркотики» в их способности повышать экспозиционное давление наркосреды, а во-вторых, консолидации и сплоченности стороны «против наркотиков» в решении тех проблем, которые решаются только совместными усилиями нескольких ведомств или только с участием негосударственных организаций (например, участие общественности в судебных заседаниях и размещение неоправданно «мягких» приговоров в отношении наркоторговцев в Интернете как форма предупреждения наркокоррупции в судебной ветви власти, что предлагал в свое время депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Е. Ройзман)[69].
С большой распространенностью социальных сетей, мессенджеров, электронных почтовых систем сеть Интернет занимает важное место в социальной сфере, выступая средой коммуникации между людьми.
А.В. Манойло в ходе проведенного исследования особенностей виртуальной сети приходит к выводу, что Интернет-среда, предоставляя пользователям уникальные возможности для общения и обмена информацией, одновременно способствует формированию у человека искаженного чувства восприятия реальности, заменяя в сознании многие реальные элементы жизни их упрощенными моделями, существующими только в Интернет-пространстве и в природе не встречающихся (симулякрами). В результате в сознании человека, проводящего значительную часть времени в сети Интернет, происходит активное замещение объективной реальности симулякрами, являющимися ключевыми элементами реальности виртуальной. Наличие указанных симулякров определяет формирование мировоззрения активного пользователя сетей, его ценностные ориентации, и, как следствие, модели и типы социального поведения, которые он заимствует из виртуальной реальности и переносит в реальный мир. Особенно это касается социальных сетей, в которых виртуальная реальность замещает одну из самых важных сфер человеческой жизни - сферу межличностного общения, дружбы, симпатий[70]. В процессе коммуникации сеть Интернет может использоваться для возбуждения ненависти или вражды, унижения человеческого достоинства, призывов к осуществлению терроризма или его оправдания, экстремистской деятельности, действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в целях нарушения неприкосновенность частной жизни, распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица.
|