Запрос котировок и запрос предложений являются одними из известных теории и законодательству способов закупок. В соответствии с действующим законодательством рассматриваемые способы закупок относятся к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).
Ранее действовавшим Законом № 94-ФЗ предусматривалась иная классификация способов закупок. Согласно части 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ запрос котировок являлся способом размещения заказа, который осуществлялся без проведения торгов. Вместе с тем, указанный Закон не предусматривал такого способа закупок как запрос предложений.
В то же время, как было отмечено, Законом № 223-ФЗ предусмотрена лишь общая норма относительно возможности использования заказчиками различных способов закупок: заказчики, исходя из специфики своей деятельности, вправе сами определить в своих положениях о закупке иные, помимо конкурса и аукциона, способы закупок. То есть юридические лица, подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ и не являющиеся заказчиками по Закону № 44-ФЗ, также могут использовать запрос котировок и запрос предложений в качестве способов закупок, в случае если предусмотрят своим положением о закупке такие способы закупок, а также их процедуру.
Так, например, ОАО «Военторг» применяет приглашение делать оферты, запрос котировок, конкурентные переговоры и закрытые процедуры закупки[1]; ОАО «Интер РАО Сервис» использует, в том числе, запрос предложений и запрос цен[2]; ОАО «Ростелеком» применяются такие формы закупок как открытый запрос предложений и открытый запрос котировок[3]; ОАО «РОСНАНО» использует, в том числе, запрос предложений и простую процедуру закупки[4]; Единый отраслевой стандарт закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»[5] предусматривает выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью процедур, в том числе, запроса ценовых котировок и запроса предложений.
Таким образом, с принятием Закона № 223-ФЗ отечественные компании, подпадающие под действие данного Закона, широко использовали и продолжают использовать в качестве способов закупок запрос котировок и не предусмотренный Законом № 94-ФЗ запрос предложений.
Согласно статье 72 Закона № 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения контрагента, при котором информация о закупаемых товарах, работах или услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем которого признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Проводя сравнение положений Закона № 44-ФЗ с Законом № 94-ФЗ, представляется, что прежде в Законе № 94-ФЗ содержалось подобное определение понятия запроса котировок.
Как уже было сказано, положения Закона № 94-ФЗ разработаны с учетом Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ).
В статье 21 Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ, услуг) указано, что заказчик может осуществлять закупки с помощью запроса котировок имеющихся в наличии товаров или услуг, при условии, если они производятся или предоставляются не по конкретным заявкам и поручениям заказчика и для которых функционирует рынок. При этом стоимость договора о закупках должна быть ниже суммы, указанной в правовых актах о закупках.
То есть относительно условий, при выполнении которых допускается проведение запроса котировок, Закон № 94-ФЗ перенял положения Типового закона ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и, согласно частям 2, 3 статьи 42 Закона № 94-ФЗ, предусмотрел:
закупка путем запроса котировок допускается в случае, если производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок;
заказчик не вправе осуществлять закупку путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
Если второе условие определяет начальную (максимальную) цену договора (контракта), при превышении которой заказчиком в течение одного квартала необходимо использовать иные способы закупки, то первое условие показывает экономическую сущность запроса котировок[6].
Применительно к необходимым условиям проведения запроса котировок, предусмотренным Законом № 94-ФЗ, К.В. Кузнецов отмечает, что с помощью запроса котировок возможна закупка только той продукции, производство которой не будет зависеть от того, есть ли в ней потребность у какого-либо конкретного заказчика[7].
Отмечается, что закупка простых товаров, работ, услуг на типовых условиях договора и оплаты на сложившихся рынках на относительно небольшую сумму является предпочтительной сферой применения запроса котировок[8].
Как указывается в литературе, понятие «конкретная заявка» может рассматриваться как предметно обозначенная, четко определенная потребность лица в каком-либо конкретном товаре, работе или услуге[9]. Формулировка «не по конкретным заявкам заказчика» означает то, что «данные товары (работы, услуги) могут быть поставлены (оказаны, выполнены) по заказу любого лица»[10].
То есть по смыслу Закона № 94-ФЗ, закупка с помощью запроса котировок на определенные товары, работы, услуги, была допустима, если эти товары, работы, услуги были представлены на рынке не зависимо от наличия или отсутствия в них государственных (муниципальных) потребностей.
Относительно существования функционирующего рынка на определенный товар, являющийся предметом закупки, суд указал, что коммерческие предложения и котировочные заявки, отвечающие требованиям заказчика, свидетельствуют о том, что круг организаций, способных выполнить поставки, является неограниченным[11].
Другой суд отметил, что критерием наличия функционирующего рынка является факт производства соответствующего товара не по конкретным заявкам данного заказчика. Количество производителей товара не является само по себе таким критерием. Иными словами, функционирующий рынок товара есть и тогда, когда товар с заданными характеристиками производится одним производителем, но при этом товар находится в свободном гражданском обороте[12].
Таким образом, из анализа судебной практики[13] представляется сложным установление нарушений части 2 статьи 42 Закона № 94-ФЗ, а также определение наличия функционирующего рынка товара в виду того, что законодателем не раскрывается содержание понятий «функционирующий рынок», «не по конкретным заявкам».
В настоящее время законодатель отошел от использования данного условия при проведении запроса котировок. По-видимому, такое решение связано с невозможностью точно определить содержание понятий «функционирующий рынок», «не по конкретным заявкам». При этом, самостоятельно раскрывая содержание указанных категорий, заказчик, тем самым, берет на себя определенные риски.
В соответствии с действующим законодательством проведение запроса котировок допускается при одновременном соблюдении следующих требований (часть 2 статьи 72 Закона № 44-ФЗ):
начальная (максимальная) цена контракта должна быть не более пятьсот тысяч рублей;
годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом- графиком, и не должен составлять более ста миллионов рублей в год.
В этой связи можно утверждать, что новые законодательные положения являются более гибкими для заказчика, позволяя ему использовать различные способы закупок, при этом количественное ограничение запроса котировок теоретически остался неизменным[14].
Также Законе № 44-ФЗ устанавливаются особенности регулирования специальных видов запроса котировок: для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства (статья 75 Закона № 44- ФЗ);
для оказания скорой помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан (статья 76 Закона № 44-ФЗ); для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (статья 80 Закона № 44-ФЗ).
Рассмотрим понятие запроса котировок, которое дается в положениях о закупках отдельных организаций, подпадающих под действие Закона № 223- ФЗ.
В соответствии с пунктом 2.12 Положения о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Военторг»[15] под запросом котировок понимается конкурентная процедура размещения заказа, по результатам проведения которой заказчик может заключить договор с участником процедуры закупки, чья заявка в наибольшей степени соответствует требованиям заказчика, указанным в извещении о проведении закупочной процедуры. При этом цена не является единственным критерием отбора.
В соответствии с пунктами 28.1, 28.2, 28.7. Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Интер РАО Сервис»[16] запрос цен определяется как конкурентный способ закупки, победителем которого признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора, при условии соответствия других параметров закупки. Положением «Интер РАО Сервис» предусмотрены условия проведения запроса цен: способ закупки предназначен для закупок простой продукции, наличие функционирующего рынка, планируемая стоимость закупки не превышает десять миллионов рублей.
Согласно пунктам 19.1, 19.3 Положения о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Ростелеком»[17] открытый запрос котировок - способ закупки, не являющийся формой проведения торгов, победителем которой признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора.
Во всех определениях по-разному определяется суть запроса котировок: в соответствии с Законом № 44-ФЗ это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); в положении о закупках ОАО «Военторг» сказано, что это процедура размещения заказа; а в положениях о закупках ОАО «ИнтерРАО Сервис» и ОАО «Ростелеком» это способ закупки. Однако, исходя из сравнения в первом параграфе понятия «закупка» с иными схожими категориями, видно, что все указанные выше категории тождественны.
Рассмотренные определения запроса котировок едины в том, что запрос котировок - это конкурентный способ закупки и его целью является поиск поставщика (исполнителя, подрядчика), однако отличаются тем, какое понятие берется в качестве родового.
Исходя из понятия юридической процедуры, а также понятия закупки и иных категорий, которые были раскрыты в первом параграфе, юридическая суть запроса котировок состоит именно в процедуре размещения заказа и выбора поставщика (так как договор может быть и не заключен, а результаты запроса котировок будут учтены при организации следующей закупки).
Таким образом, запрос котировок является способом закупки, при котором происходит информирование неопределенного круга лиц о проведении закупки и определение в качестве контрагента того участника закупки, который предложил наиболее низкую цену договора при условии соответствия другим критериям закупки.
Близким к запросу котировок является такой способ осуществления закупок как запрос предложений. Стоит отметить, что указанный способ закупок активно применяется в практике частных организаций[18].
Заказчик, изначально заинтересованный в заключении договора, может даже провести запрос предложений без цели дальнейшего заключения договора в случае если он, например, не располагает конкретной информацией о характеристиках товара, среднерыночных ценах на него, рынке в целом, климатических особенностях выполнения работ и прочее. В этом случае при проведении процедуры запроса предложений заказчиком принимается решение о приемлемых условиях договора, который впоследствии может быть заключен, в том числе, с организацией, не принимавшей участия в запросе предложений. Такая процедура выбора контрагента широко распространена практически во всех сферах предпринимательской деятельности[19].
Следовательно, представляется верным, что заказчиками проводится запрос предложений в случаях, когда они преследуют определенную цель закупки, но не до конца понимают способы ее достижения, в этой связи они запрашивают варианты у поставщиков (подрядчиков, исполнителей)[20].
Предложение формулирует участник запроса предложений, а заказчик размещает свои требования и пожелания, которые иногда могут носить достаточно общий характер и необходимы лишь для определения состава желающих представить свое предложение.
Так, например, суд[21] указал, что запрос предложений может проводиться в случае закупки лекарственных препаратов, поскольку заказчик не имеет четкого представления о полной характеристике приобретаемого товара.
В части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик имеет право осуществлять закупку путем проведения запроса предложений:
заключения контракта на поставки спортивного инвентаря, экипировки и оборудования, необходимых для подготовки и участия спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также в Олимпийских и Паралимпийских играх;
осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии;
признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися;
осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
осуществления закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при условии необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, который расторгнут заказчиком на основании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следует отметить, что в первой редакции Закона № 44-ФЗ[22] было больше случаев, когда заказчик мог осуществлять закупку путем проведения запроса предложений. Так, заказчики вправе были использовать запрос предложений также в случаях заключения договора энергоснабжения или договора купли- продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии; заключения контракта на оказание преподавательских услуг и др.
В настоящее время закупка для исключенных из первоначальной редакции Закона № 44-ФЗ случаев проведения запроса предложений проводится иными способами определения контрагента. Так, например, заключение контракта на оказание преподавательских услуг, договора купли- продажи электрической энергии осуществляется путем проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)[23].
В соответствии со статьей 83 Закона № 44-ФЗ под запросом предложений понимается способ определения контрагента, при котором информация о закупаемых товарах, работах или услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки,
направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Рассмотрим определение понятия запроса предложений в положениях о закупках отдельных юридических лиц, подпадающих под действие закона № 223-ФЗ.
В соответствии со статьей 8.1 Положения о закупках
ОАО «Связьинвест»[24] под запросом предложений понимается способ осуществления закупок без проведения торгов и в сокращенные сроки, при котором информация о потребностях Общества в товарах, работах, услугах доводится до неограниченного круга лиц путем опубликования на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений, и победителем признается лицо, которое предложило наилучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки и сопоставления заявок.
Согласно пунктам 1.2.11, 4.2.2. Положения о закупках товаров, работ услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром[25] запрос предложений - конкурентная закупка, не являющаяся торгами (конкурсом, аукционом) или публичным конкурсом, правила проведения которой регламентируются Положением, по результатам проведения которой может быть определена лучшая заявка на участие в запросе предложений, содержащая лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленная участником, наиболее полно соответствующим требованиям документации о запросе предложений, и заключен договор. Запрос предложений может быть открытым или закрытым, одно- или двухэтапным, без проведения или с проведением предварительного отбора.
В соответствии с Положением о закупках ОАО «ЗМЗ»[26] под запросом предложений понимается процедура исследования рыночных предложений и выбора контрагента, при которой заказчиком определяется по результатам рассмотрения всех поступивших предложений участника запроса предложений, предложившего лучшие условия исполнения договора.
Согласно пунктам 20.1, 20.3. Положения о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Ростелеком»[27] открытый запрос предложений определяется как способ закупки, не являющийся формой проведения торгов, победителем которой признаётся участник, который предложил лучшие условия исполнения договора. При этом открытый запрос предложений не накладывает на Общество обязательств по заключению договора с победителем открытого запроса предложений или иным участником.
В соответствии с пунктами 27.1, 27.2. Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Интер РАО Сервис»[28] запрос предложений - конкурентный способ закупки, победителем которой признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора и предложению которого, согласно критериям определения победителя, присвоено первое место. Запрос предложений может быть открытым или закрытым.
В рассмотренных определениях (так же как при определении понятия запроса котировок) по-разному определяется суть запроса предложений: в соответствии с Законом № 44-ФЗ это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); в положении о закупках ОАО «Связьинвест» сказано, что это способ осуществления закупок; в положениях о закупках ОАО «ИнтерРАО Сервис» и ОАО «Ростелеком» это способ закупки; а в Положении закупках ОАО «ЗМЗ» это процедура исследования рыночных предложений и выбора поставщика. Определения сходятся в том, что запрос предложений - это конкурентный способ закупки и его целью является поиск поставщика (исполнителя, подрядчика).
Исходя из понятия закупки, а также понятия юридической процедуры, представляется, что экономическая суть запроса предложений аналогична сути запроса котировок и состоит в процедуре исследования рыночных предложений и выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Юридическая суть запроса предложений, в свою очередь, состоит в процедуре размещения заказа и принятия решения об условиях будущего договора, а также выбора контрагента (в случае не заключения договора результаты запроса предложений будут учтены при организации следующей закупки).
Согласно части 16 статьи 83 Закона № 44-ФЗ окончательное предложение признается выигравшим, если оно наилучшим образом соответствует указанным заказчиком требованиям к товарам (работам, услугам) в соответствии с критериями, установленными в извещении о проведении запроса предложений.
Таким образом, под запросом предложений понимается способ закупки, при котором происходит информирование неопределенного круга лиц о проведении закупки и определение в качестве контрагента того участника закупки, который предложил в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, условия договора, наилучшим образом соответствующие установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
В соответствии с частью 12 статьи 83 Закона № 44-ФЗ запрос предложений завершается оглашением условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей (или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений). Следовательно, процедура направления и рассмотрения окончательных предложений, в результате которой определяется победитель, согласно указанным положениям Закона № 44-ФЗ, не входит в процедуру запроса предложений.
Вместе с тем, как было указано выше, сутью запроса предложений является процедура размещения заказа и выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), предлагающего наиболее выгодные условия договора и в силу части 1 статьи 83 Закона № 44-ФЗ направившего окончательное предложение. На наш взгляд, норма части 12 статьи 83 Закона № 44-ФЗ не соответствует сути запроса предложений. В связи с этим, представляется необходимым исключить из части 12 статьи 83 Закона № 44-ФЗ положение о том, что после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, запрос предложений завершается, и предусмотреть, что запрос предложений завершается подписанием итогового протокола, в котором фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений[29].
Следует отметить, что как дефиниция «торги» объединяет понятия конкурсы и аукционы, так в некоторых нормативных правовых актах закупки с помощью запроса предложений и запроса котировок объединяются в одно понятие. Так, в соответствии со статьей 9 Соглашения о государственных (муниципальных) закупках[30] запрос предложений и запрос котировок отождествляются и рассматриваются вместе. В статье 5 данного документа, в частности, говорится, что закупки проводятся любыми из способов, предусмотренных законодательством государства Стороны о закупках, в том числе в форме запроса ценовых предложений (запроса котировок).
Следовательно, для разграничения запроса котировок и запроса предложений как способов закупок между собой необходимо определить их сходства и отличительные особенности. Рассмотрение данного вопроса не возможно без анализа процедуры проведения запроса котировок и запроса предложений. В связи с этим целесообразно вернуться к поставленному вопросу в третьей главе.
Подводя итог главе, можно сформулировать следующие авторские определения запроса предложений и запроса котировок. Под запросом предложений следует понимать способ закупки, при котором происходит информирование неопределенного круга лиц о проведении закупки и определение в качестве контрагента того участника закупки, который предложил в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, условия договора, наилучшим образом соответствующие установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге[31].
Запрос котировок - это способ закупки, при котором происходит информирование неопределенного круга лиц о проведении закупки и определение в качестве контрагента того участника закупки, который предложил наиболее низкую цену договора при условии соответствия другим критериям закупки.
Таким образом, понятие запроса котировок является видовым по отношению к запросу предложений: запрос котировок - это упрощенный по критериям (единственный критерий определения контрагента - цена) и процедуре (отсутствует документация о закупке и необходимость повторного предложения условий договора) запрос предложений.
[1] Положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Военторг». (утверждено решением совета директоров
ОАО «Военторг», протокол № 4 от 04.12.2012г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://oaovoentorg.ru/netcat_files/userfiles/Polozhenie_o_zakupkah_Voentorg.pdf (дата обращения - 30.09.2014).
[2] Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Интер
РАО Сервис» от 24.12.2010 (утверждено Советом директоров ООО «ИНТЕР РАО СЕРВИС» от 07 февраля 2012 г., протокол № 2/12) // Официальный сайт ОАО «Интер РАО». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mterrao-zakupki.ru/purchase/managment/normative-legal-acts/mdex.php?sphrase_id=29772 (дата
обращения - 30.09.2014).
[3] Положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Ростелеком» (утверждено решением Совета директоров ОАО «Ростелеком». Протокол от 7 февраля 2013 г. № 32). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/about/konkurs/Tender_regulation.pdf (дата обращения - 30.09.2014).
[4] Официальный сайт ГК «Роснано». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rusnano.com/ Section.aspx/ Show/ 24662 (дата обращения - 30.09.2014).
[5] Официальный сайт ОАО «Росатом». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// zakupki.rosatom.ru/ ?mode= CMSArticle&action= siteview&oid= 68&returnurl= &node=af23 (дата обращения - 30.09.2014).
[6] Кирпичев А.Е. Муниципальный контракт в гражданском праве Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 140.
[7] См.: Кузнецов К.В. Основные проблемы размещения заказа способом запроса котировок // Государственные и муниципальные закупки-2008: Сборник докладов. М., 2008. С. 98.
[8] См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Е.С. Беспалова, А.А. Вострикова, В.Р. Исхакова и др.; под ред. В.Ю. Панченко. Москва, 2012. 160 с.
[9] См.: Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» / Под общ. ред. проф. Ю.А. Тихомирова. М., 2007. С. 257.
[10] Лермонтов Ю.М. Комментарий к изменениям законодательства о государственных закупках, вступившим в силу с 1 января 2009 г. // СПС «КонсультантПлюс». Абз. 167.
[11] Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу № А56-14631/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
[12] Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 № 18АП-6967/2013 по делу № А07-137/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
[13] См.: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу № А56- 14631/2013, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013 № 18АП- 6967/2013 по делу № А07-137/2013 // СПС «КонсультантПлюс»; Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (Подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2014), решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.04.2014 по делу № А60-1403/2011 // СПС «Гарант».
[14] Курц Н.А. Заключение договоров о государственных и муниципальных закупках: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 96.
[15] Положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Военторг». Утверждено решением совета директоров
ОАО «Военторг» протокол № 4 от 04.12.2012г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://oaovoentorg.ru/netcat_files/userfiles/Polozhenie_o_zakupkah_Voentorg.pdf (дата обращения - 30.09.2014).
[16] Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Интер РАО Сервис» от 24.12.2010 (утверждено Советом директоров ООО «ИНТЕР РАО СЕРВИС» от 7 февраля 2012 г., протокол № 2/12) // Официальный сайт ОАО «Интер РАО». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interrao-
zakupki.ru/activities/!!!%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F% 20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B0%D1%85_%D0%94%D0%9 7%D0%9E.pdf (дата обращения - 30.09.2014).
[17] Положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Ростелеком» (утверждено решением Совета директоров ОАО «Ростелеком», протокол от 7 февраля 2013 г. № 32). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/about/konkurs/Tender_regulation.pdf (дата обращения - 30.09.2014).
[18] См., например, п. 4.1 Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОГК-3), утв. Советом директоров 19 ноября 2007 г., Протокол № 92 // http:// www.ogk3.ru/ userdata/ docs/
polozhenie_zakup_19112007.pdf; п. 5.1 Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Петербургская сбытовая компания», утв. Советом директоров 11 апреля 2008 г., Протокол № 2008-4 // http://www.pesc.ru/purchase/136/ (дата обращения - 30.09.2014).
[19] Беляева О.А. Приглашение делать предложения и торги: вопросы разграничения // Хозяйство и право. 2009. № 11. С. 126-131.
[20] См.: Храмкин А.А. Противодействие коррупции в госзакупках. М., 2011. С. 22.
[21] Определение Конституционного Суда РФ от 04.02.2014 № 373-О // СПС «КосультантПлюс».
[22] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. № 1 от 05.04.2013, редакция не действовала) // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. N 14. ст. 1652.
http://zakupki.gov.ru/epz/order/quicksearch/search.html?searchString=%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0
%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2
%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%83%D1%81%D0
%BB%D1%83%D0%B3;
http://zakupki.gov.ru/epz/order/quicksearch/search.html?searchString=%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0
%B8-
%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B6%D0%B8+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D 1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D1%8D%D0%BD%D0%B 5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B8 (дата обращения - 04.04.2015).
[24] Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ОАО «Связьинвест» (редакция №2) (утверждено Правлением ОАО «Связьинвест», протокол № 7 от 21 июня 2011 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: zakupki.gov.ru (дата обращения - 30.09.2014).
[25] Положение о закупках товаров, работ услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (утверждено решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969). Режим доступа: http://www.gazprom.rU/f/posts/21/053269/2014-06-27-polozhenie-o-zakupkah.pdf (дата обращения - 30.09.2014).
[26] Положение о закупках ОАО «ЗМЗ» (утверждено решением совета директоров ОАО «Заволжский моторный
протокол № 10 от 24.12.2012г.). Режим доступа:
http://www.zmz.ru/supplier/Polozhenie_o_zakupkah_OAO_ZMZ_po_____ 223_FZ (дата обращения - 30.09.2014).
[27] Положение о закупках товаров, работ и услуг ОАО «Ростелеком» (утверждено решением Совета директоров ОАО «Ростелеком», протокол от 7 февраля 2013 г. № 32). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/about/konkurs/Tender_regulation.pdf (дата обращения - 30.09.2014).
[28] Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Интер РАО Сервис» от 24.12.2010 (утверждено Советом директоров ООО «ИНТЕР РАО СЕРВИС» от « 07 » февраля 2012 г., протокол № 2/12) // Официальный сайт ОАО «Интер РАО». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interrao-
zakupki.ru/activities/!!!%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F% 20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B0%D1%85_%D0%94%D0%9 7%D0%9E.pdf (дата обращения - 30.09.2014).
[29] Яковлева И.Г. Понятие запроса предложений как способа закупки // Материалы VII Международной научнопрактической конференции «Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее» (Кутафинские чтения). В 2 кн. Кн. 1. М., 2015. С. 209, 210.
[30] Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (Заключено в г. Москве 09.12.2010) // СЗ РФ. 30.01.2012. № 5. Ст. 540.
[31] Яковлева И.Г. Понятие запроса предложений как способа закупки // Материалы VII Международной научнопрактической конференции «Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее» (Кутафинские чтения). В 2 кн. Кн. 1. М., 2015. С. 212, 213.
|