В Законе № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) противопоставляется всем остальным - конкурентным - способам определения контрагента.
Таким образом, можно говорить о том, что в Законе № 44-ФЗ аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений объединены в одну группу, в то время как в Законе № 94-ФЗ они находились в разных группах: путем проведения торгов (конкурс, аукцион) и без проведения торгов (запрос котировок и по аналогии в данную группу следует отнести запрос предложений).
Среди исследователей отсутствует единство относительно правовой природы запроса котировок и запроса предложений. Одни рассматривают запрос котировок как упрощенную форму аукциона, а запрос предложений - упрощенную форму конкурса[1]. Другие, наоборот, утверждают, что подход
отождествления запроса котировок и запроса предложений с конкурсом и
2
аукционом является неверным[2].
В соответствии со статьей 24 Закона № 44-ФЗ под аукционом понимается способ закупки, при котором победителем признается участник, предложивший наименьшую цену контракта. Аукцион может быть в электронной форме или закрытым.
В соответствии с Законом № 44-ФЗ запрос котировок имеет значительные сходства с аукционом, в частности:
- победителем размещения заказа признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 4 ст. 24, ст. 68, ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 86 Закона № 44-ФЗ);
- при проведении аукциона и запроса котировок достаточно использовать один критерий оценки заявок при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) - цену контракта (ч. 4 ст. 32 Закона № 44-ФЗ);
- в случаях проведения запроса котировок и электронного аукциона публикация и размещение извещения осуществляется в единой информационной системе (ч. 1 ст. 59, ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ), однако при проведении закрытого аукциона - такой публикации в единой информационной системе, а также в средствах массовой информации не допускается (ч. 3 ст. 86 Закона № 44-ФЗ);
- информация о закупке (в случаях запроса котировок и электронного аукциона) сообщается неограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 59, ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ), лишь при проведении закрытого аукциона информация о его проведении направляется ограниченному кругу лиц (ст. 84 Закона № 44-ФЗ). Необходимо отметить, что отдельными организациями[3], подпадающими под действие Закона № 223-ФЗ, также может сообщаться информация о закупке определенному кругу лиц, в случаях, когда положением о закупке допускается закрытый запрос котировок;
- и при проведении запроса котировок, и при проведении аукциона имеются ограничения на их проведение (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 59, ст. 84, 86 Закона № 44-ФЗ);
- обязательность заключения договора с победителем (ст. 70, 78, 91 Закона № 44-ФЗ).
В то же время между запросом котировок и аукционом имеется значительное количество различий, в том числе:
- начальная (максимальная) цена контракта для запроса котировок не может превышать пятьсот тысяч рублей (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ), для аукциона начальная (максимальная) цена контракта не ограничена (ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
- запрос котировок по Закону № 44-ФЗ может проводиться только в открытой форме, в отличие от аукциона, который может быть также закрытым в предусмотренных Законом случаях. Отметим, что отдельные организации, не являющиеся заказчиками по Закону № 94-ФЗ, использовали раньше или продолжают использовать в настоящее время в своей хозяйственной деятельности закрытый запрос котировок[4];
- запрос котировок, в отличие от аукциона, обычно проводится в небольшие сроки;
- при запросе котировок заказчик размещает лишь извещение о проведении запроса котировок, при аукционе - также документацию о нем (ст. 59, 72, 86 Закона № 44-ФЗ);
- запрос котировок не предполагает, как правило, комплекта документов - от участников требуется только подача заявки, в которой выражается согласие с условиями договора и дается предложение о его цене; при проведении электронного аукциона от участника требуется также получение аккредитации на электронной площадке в порядке статьи 61 Закона № 44-ФЗ, а при проведении закрытого аукциона в заявке должна содержаться определенная информация, а также документы, указанные в статье 88 Закона № 44-ФЗ;
- в отличие от запроса котировок, при проведении аукциона участниками предоставляется обеспечение заявки на участие (ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
- по результатам рассмотрения заявок, в случае запроса котировок, определяется победитель запроса котировок и подписывается протокол подведения итогов (ст. 78 Закона № 44-ФЗ); в случае аукциона - по результатам рассмотрения заявок принимается решение о допуске или отказе в допуске подавшего заявку участника закупки к участию в аукционе (ст. 67, 89 Закона № 44-ФЗ).
Рассматривая запрос предложений и конкурс, следует отметить, что порядок проведения запроса предложений во многом совпадает с порядком проведения конкурса.
В силу части 3 статьи 24 Закона № 44-ФЗ конкурсом признается способ закупки, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Частью 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ предусматриваются открытый конкурс, конкурс с
ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс.
Отметим основные сходства запроса предложений и конкурса как способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
- запрос предложений и конкурс могут быть как открытыми (с публикацией извещения в печатных средствах массовой информации или в единой информационной системе), так и закрытыми (с участием лиц, заранее получивших персональное приглашение) (ст. 48, 83, 85 Закона № 44-ФЗ).
Отдельными организациями[5], подпадающими под действие Закона № 223-ФЗ, также могут проводиться открытые и закрытые запросы предложений в случаях, когда это указано в положении о закупке;
- невозможность проведения переговоров с участниками закупки;
- помимо извещения о проведении конкурса или запроса предложений, необходимо размещать конкурсную документацию или документацию о проведении запроса предложений соответственно (ст. 50, 83 Закона № 44-ФЗ);
- при проведении конкурса и запроса предложений участниками предоставляется обеспечение заявки на участие (ст. 44, ч. 4 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
- договор заключается с тем участником, предложение которого наиболее полно отвечает потребностям заказчика, по итогам оценки в соответствии с опубликованными критериями и порядком оценки предложений в извещениях о проведении запроса предложений или конкурса.
Основными отличиями запроса предложений от конкурса считаются следующие:
- законом определены случаи осуществления закупки путем запроса предложений, в то время как конкурс является основным способом осуществления закупки и может проводиться в любых закупках (ст. 48 Закона № 44-ФЗ);
- более короткие по сравнению с конкурсом сроки приема заявок при запросе предложений и их рассмотрение;
- в отличие от запроса предложений при проведении конкурса заказчик вправе вносить изменения в извещение о проведении конкурса (ст. 49, 83 Закона № 44-ФЗ);
- победителем конкурса признается участник, заявке которого конкурсной комиссией присвоен первый номер по результатам оценки всех заявок на участие в конкурсе (ст. 52 Закона № 44-ФЗ), при проведении запроса предложений победителем признается участник или участники, заявка которого признана лучшей по итогам рассмотрения всех заявок на участие в запросе предложений, а также окончательных предложений (ст. 83 Закона № 44-ФЗ)
- в отличие от запроса предложений по результатам проведения конкурса в обязательном порядке заключается договор (ст. 54, ч. 12, 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, в случае, если организатор запроса предложений не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, он может провести запрос предложений без цели дальнейшего заключения конкретного договора.
Следует отметить, что аукцион - это упрощенный по критериям определения победителя конкурс.
Согласно части 4 статьи 32 Закона № 44-ФЗ при указании заказчиком в документации о закупке используемых при определении контрагента критериев количество таких критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В силу статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, пункта 77 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, при определении победителя торгов в форме конкурса помимо цены договора необходимо учитывать и иные критерии оценки заявок на участие в конкурсе, которые являются предложениями об условиях исполнения договора.
Как указано в правовой позиции Верховного суда Российской Федерации[6], поскольку конкурсная документация не содержала иных критериев оценки заявок на участие в конкурсе кроме размера арендной платы в год, и победителем конкурса признана организация как участник, предложивший наиболее высокую цену договора аренды, а не лучшие условия выполнения договора, администрацией фактически объявлен аукцион, а не конкурс.
Следовательно, понятие аукциона можно считать видовым по отношению к конкурсу: аукцион - это упрощенный по критериям (единственный критерий определения контрагента - цена) конкурс.
Таким образом, запрос котировок является упрощенной формой аукциона, а запрос предложений - упрощенной формой конкурса.
В пункте 4 статьи 447 ГК РФ аукцион и конкурс именуются формами торгов.
Однако, несмотря на частое использование в теории и законодательстве термина «торги», законодатель не определил критерии отнесения тех или иных способов определения контрагента к торгам.
Вместе с тем, в научной литературе отмечается, что торгами является особый порядок заключения договора с лицом, выигравшим торги, состоящий в организации собственником вещи или иным управомоченным лицом состязания между лицами на предмет наиболее выгодных условий договора[7].
Выделяются следующие особенности торгов: наличие публичного интереса, состязательность сторон, необходимость регламентации процедур для создания конкурентной среды, наличие механизмов контроля, позволяющие оперативно устранить нарушения[8].
Н.А. Курц отмечает, что запрос котировок и запрос предложений содержат все стадии торгов: опубликование извещения, подача заявок участниками, рассмотрение и оценка заявок, заключение договора с участником[9].
А.Е. Кирпичев относит запрос котировок к процедурам, фактически равным торгам, однако императивно от них отделенным[10].
В судебной практике относительно соотношения понятий «торги» и «запрос котировок» можно встретить такие разъяснения: запрос котировок - это форма проведения закупок, не являющаяся торгами[11]; размещение заказа может осуществляться без проведения торгов в форме запроса котировок[12]; признание недействительными торгов в форме запроса котировок[13].
Из проведенного сравнения запроса котировок с аукционом и запроса предложений с конкурсом, представляется, что запрос котировок и запрос предложений:
- являются состязательными способами закупок;
- процедура проведения запроса котировок и запроса предложений во многом схожа с процедурой проведения торгов;
- одинаковый механизм заключения договора по результатам проведения[14].
Фактически отличия между запросом котировок с аукционом сводятся лишь к начальной (максимальной) цене контракта, а также разным срокам проведения данных способов закупок.
Различия запроса предложений и конкурса, главным образом, проявляются в законодательно установленных критериях возможности использования указанных способов закупок и разных сроках их проведения.
Итак, по нашему мнению, запрос котировок и запрос предложений также могут считаться формами торгов[15].
Отметим, что ранее действовавший Закон № 94-ФЗ определял запрос котировок (по аналогии и запрос предложений) как способ закупки без проведения торгов. Закон № 44-ФЗ не использует понятие «торги», а применяет термин «конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», поскольку данным Законом, помимо аукционов и конкурсов, регулируются также процедуры запроса котировок и запроса предложений, также относящиеся к числу конкурентных способов закупок.
В то же время с 01 июля 2015 года вступили в силу изменения в ГК РФ[16], согласно которым торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. То есть правила о торгах будут распространяться на все конкурентные способы определения контрагента в специальных законах, в том числе на запрос котировок и запрос предложений.
Следовательно, в настоящее время определено на законодательном уровне, что запрос котировок и запрос предложений являются формами торгов.
Таким образом, в гражданском законодательстве устранен существенный пробел.
Вместе с тем, как указывает Д. Балакин, изменения не учитывают особенности Закона № 223-ФЗ, которым вопрос об используемых способах закупок не регулируется, а определяется заказчиком в положении о закупках. Поэтому, по мнению исследователя, для этой сферы торгами останутся только конкурсы и аукционы[17].
На наш взгляд, такая позиция не увязывается с общими представлениями о праве, когда законодателем, наряду с прямым способом изложения нормы права, может использоваться бланкетный способ (отсылка в статье закона к другим правовым актам).
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены вопросы соотношения запроса котировок и запроса предложений, с одной стороны, и аукциона и конкурса, с другой.
В Законе № 44-ФЗ аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений объединены в одну группу - конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в то время как в Законе № 94-ФЗ они находились в разных группах.
На основе проведенного анализа были выявлены сходства и различия аукциона и запроса котировок, конкурса и запроса предложений, по результатам которых сделаны выводы:
запрос котировок следует считать упрощенной формой аукциона, а запрос предложений - упрощенной формой конкурса;
запрос котировок и запрос предложений, наряду с аукционом и конкурсом, являются формами торгов. Общие положения, касающиеся проведения торгов и порядка заключения договора на торгах, содержатся в ГК РФ.
Вместе с тем, в пункте 6 статьи 447 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные ГК РФ, касающиеся организации и проведения торгов, признания их недействительными, применяются к торгам, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.
Следовательно, к запросу котировок и запросу предложений применяются нормы ГК РФ о торгах в части, не противоречащей Закону № 44- ФЗ и Закону № 223-ФЗ.
[1] См.: например, Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2009. С. 137; Зинченко С.А., Ванин В.В. Проблемы заключения государственных и муниципальных контрактов на торгах // Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права в современной России. М., 2007. № 2. С. 152, 154; Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Е.С. Беспалова, А.А. Вострикова, В.Р. Исхакова и др., под ред. В.Ю. Панченко. Москва, 2012. (автор параграфа - В.Ю. Панченко) // СПС «КонсультантПлюс»; Курц Н.А. Заключение договоров о государственных и муниципальных закупках: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 101, 107.
[2] См.: например, Кузнецов К.В. Основные проблемы размещения заказа способом запроса котировок // Государственные и муниципальные закупки - 2008. Сборник докладов III Всероссийской практической конференции - семинара. М., 2008. С. 97; Борисов Д.Ю. Гражданско-правовая регламентация торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2011. С. 8.
См., например, п. 28.4 Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Интер РАО Сервис» от 24.12.2010 (утверждено Советом директоров ООО «ИНТЕР РАО СЕРВИС» от « 07 » февраля 2012 г., протокол № 2/12) // Официальный сайт ОАО «Интер РАО». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interrao-
zakupki.ru/activities/!!!%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F% 20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B0%D1%85_%D0%94%D0%9 7%D0%9E.pdf (дата обращения - 30.09.2014).
[4] См., например: ч. 9 ст. 13 Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации «Росатом», утв. Приказом генерального директора ГК «Росатом» от 27 июля 2009 г. // http:// zakupki.rosatom.ru/ ?mode= CMSArticle&action= siteview&oid= 68&retumurl=&mde=af23» (дата обращения - 30.09.2014).
См., например, п. 27.4 Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Интер РАО Сервис» от 24.12.2010 (утверждено Советом директоров ООО «ИНТЕР РАО СЕРВИС» от « 07 » февраля 2012 г., протокол № 2/12) // Официальный сайт ОАО «Интер РАО». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interrao-
zakupki.ru/activities/!!!%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F% 20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B0%D1%85_%D0%94%D0%9 7%D0%9E.pdf (дата обращения - 30.09.2014)
[6] Определение Верховного суда Российской Федерации от 14.09.2015 № 309-ЭС15-11323 по делу № А47- 6467/2014; постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.05.2015 по делу № А47-6467/2014 // Официальный сайт Федеральных арбитражных судов Российской Федерации. Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/Card/d0ea834f-3855-4011-b596-2460f2f58d70 (дата обращения - 09.12.2015).
[7]Агешкина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Вахрушева Ю.Н., Гришина Я.С., Закиров Р.Ю., Кожевников О.А., Копьев А.В., Кухаренко Т.А., Морозов А.П., Морозов С.Ю., Серебренников М.М., Шадрина Е.Г., Юдина А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
[8] См.: например, Балакин Д. Торги в законодательстве о публичных закупках и в ГК РФ. // Конкуренция и право. 2013. № 4. С. 17-20; Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. М.: Юстицинформ, 2012 // СПС «Консультант»; Фоминых О.М. Признание недействительными торгов и заключенных на них договоров: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С.30.
[9] Курц Н.А. Заключение договоров о государственных и муниципальных закупках: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 101, 107.
[10] Кирпичев А.Е. Муниципальный контракт в гражданском праве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 22.
[11] Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу № А19-22577/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
[12] Решение Свердловского областного суда от 22.05.2013 по делу № 72-306/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
[13] Определение ВАС РФ от 04.02.2013 № ВАС-260/13 по делу № А40-43837/11-149-161 // СПС «КонсультантПлюс».
[14] Яковлева И.Г. Понятие запроса предложений как способа закупки // Материалы VII Международной научнопрактической конференции «Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее» (Кутафинские чтения). В 2 кн. Кн. 1. М., 2015. С. 212, 213.
[15] Яковлева И.Г. Понятие запроса предложений как способа закупки // Материалы VII Международной научнопрактической конференции «Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее» (Кутафинские чтения). В 2 кн. Кн. 1. М., 2015. С. 212, 213.
[16] Федеральный закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. № 10. ст. 1412.
[17] Балакин Д. Торги в законодательстве о публичных закупках и в ГК РФ // Конкуренция и право. 2013. № 4. С. 19.
|