Процедура выбора предложения конкретного участника среди предложений иных участников в ходе проведения торгов имеет сложную внутреннюю структуру. Для возникновения правоотношения требуется, помимо изъявления желания участника торгов на заключение договора на указанных условиях, познание организатором торгов содержания такого предложения, а также совпадение его с волей организатора в рамках встречного волеизъявления[1].
Поэтому важным элементом процедуры запроса котировок или запроса предложений, в результате которых заключается договор, является процедура рассмотрения и оценки заявок. При этом обязанность организатора запроса котировок (запроса предложений) по рассмотрению и оценке заявки участника возникает в силу договора о проведении запроса котировок (запроса предложений).
Под рассмотрением и оценкой заявок на участие в запросе котировок и запросе предложений, согласно статьям 78, 83 Закона № 44-ФЗ, понимается процедура публичного вскрытия всех поступивших конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. В рамках данной процедуры объявляются сведения о лицах, подавших заявки, предложенные ими цены товара (работы, услуги) и иные существенные условия исполнения контракта, которые необходимы заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок (запроса предложений). Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и запросе предложений оформляются соответствующим протоколом.
Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок и запросе предложений довольно подробно регламентировано в статьях 78, 83 Закона № 44-ФЗ.
Нововведением в Законе № 44-ФЗ является регламентация процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам.
Предоставление возможности всем участникам запроса котировок и запроса предложений, которые подали заявки на участие в запросе котировок (запросе предложений), или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (часть 2 статьи 78, часть 9 статьи 83 Закона № 44-ФЗ) является одной из обязанностей заказчика, которая возникает в силу договора о проведении запроса котировок (запроса предложений).
При этом в первоначальной редакции Закона № 44-ФЗ исполнение этой обязанности заказчиком считалось надлежащим, если все участники запроса котировок и запроса предложений имели возможность получать полную информацию о вскрытии конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам в режиме реального времени. В настоящее время указанное положение Закона № 44-ФЗ исключено, и участникам запроса котировок (запроса предложений) и их представителям предоставляется лишь право присутствовать при вскрытии заявок на участие в запросе котировок (запросе предложений), однако их присутствие не является обязательным.
При определении победителя в запросе котировок (запросе предложений) котировочная комиссия и комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений обязаны руководствоваться правилами, которые закреплены в Законе № 44-ФЗ. Так, в Законе № 44-ФЗ появилось нововведение по отношению к Закону № 94-ФЗ, определяющее общие правила оценки заявок, окончательных предложений, а также критерии этой оценки. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ заявки на участие в запросе котировок и запросе предложений, окончательные предложения участников запроса предложений оцениваются с помощью следующих критериев:
- стоимостных: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ. При этом цена в заявке на участие в запросе котировок не должна быть нулевой: такая заявка не соответствует требованиям Закона и подлежит отклонению[2].
- нестоимостных: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки.
Вместе с тем, в случае проведения запроса предложений заказчик, в силу части 2 статьи 32 Закона № 44-ФЗ, имеет право не применять вышеперечисленные критерии, а предусмотреть в документации о проведении запроса предложений иные, не предусмотренные Законом критерии оценки заявок, окончательных предложений.
Стоит отметить, что предусмотренные в Законе № 94-ФЗ критерии оценки, как срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), объем предоставления гарантии качества товара (работ, услуг), в Законе № 44-ФЗ исключены. Представляется, что уход от использования указанных критериев оценки вызван тем, что данные критерии оценки вызывали существенные злоупотребления со стороны заказчика[3].
Котировочная комиссия при определении победителя запроса котировок оценивает поступившие заявки на участие в запросе котировок с на основании предложенной цены товара (работы, услуги), при условии соответствия всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок. Победителем признается участник запроса котировок, в заявке которого указана наиболее низкая цена товара, работы, услуги (часть 6 статьи 78 Закона № 44-ФЗ).
В свою очередь, комиссия по рассмотрению и оценке заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений оценивает заявки участников запроса предложений на основании совокупности всех критериев, указанных в извещении и документации о проведении запроса предложений. Выигравшим признается окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товарах (работах, услугах) (части 11, 16 статьи 83 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, на стадии рассмотрения и оценки заявок по результатам запроса котировок или запроса предложений определяется сторона договора, а также устанавливаются условия будущего договора (контракта) с учетом предложений, содержащихся в заявке победителя.
В соответствии с частью 8 статьи 78, частью 16 статьи 83 Закона № 44- ФЗ по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и запроса предложений составляется протокол проведения запроса котировок и итоговый протокол проведения запроса предложений.
Во второй главе обосновано, что указанный протокол по своей правовой природе является предварительным договором, создающим для заказчика и победителя запроса котировок или запроса предложений обязанность заключить основной договор - государственный (муниципальный) контракт или договор.
Новая редакция ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ) не содержит положений о протоколе, составленном по результатам запроса котировок и запроса предложений. В пункте 6 статьи 448 ГК РФ указана лишь правовая природа протокола, который оформлен по результатам аукциона и конкурса: данный протокол приравнивается к договору.
Вместе с тем, не следует отождествлять протокол проведения запроса котировок и итоговый протокол проведения запроса предложений с основным договором, заключаемым по результатам проведения запроса котировок (запроса предложений). Как верно отмечает О.А. Беляева, роль протокола о результатах проведения торгов одновременно сводится к закреплению за победителем торгов исключительного права на заключение соответствующего договора на условиях, определенных в процессе торгов, и обязанности вступить в этот договор. Протокол, завершая сложный юридический состав торгов, не является целью торгов, а является необходимой предпосылкой для заключения основного договора[4].
В этой связи представляется ошибочной точка зрения Л.А. Новоселовой о том, что договор (контракт) должен считаться заключенным с момента подписания протокола[5].
В результате проведения запроса котировок или запроса предложений между победителем и организатором запроса котировок (запроса предложений) устанавливается обязательство по заключению соответствующего договора, нарушение которого влечет определенные негативные последствия Так, при уклонении победителя запроса котировок (запроса предложений) от заключения договора заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении причиненных убытков (часть 12 статьи 78, часть 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ), а также направить информацию в
уполномоченный орган, осуществляющий контроль в сфере закупок, о таком участнике закупки для включения в реестр недобросовестных поставщиков (статья 104 Закона № 44-ФЗ).
Об ответственности заказчика, в случае его уклонения от заключения договора, в Законе № 44-ФЗ ничего не говорится. ГК РФ предусмотрены лишь последствия для организатора торгов в случае его уклонения от подписания протокола: в этом случае победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заказчика заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения (абзац 3 пункта 6 статьи 448 ГК РФ).
Подводя итог параграфу, следует отметить, что непосредственная процедура рассмотрения и оценки заявок по запросу котировок или запросу предложений выступает элементом сложного юридического состава, направленного на определение поставщика (подрядчика, исполнителя). Протокол проведения запроса котировок и итоговый протокол проведения запроса предложений, в свою очередь, является необходимой предпосылкой для заключения договора (контракта).
Также определено, что порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в Законе № 44-ФЗ во многом схож с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. В то же время имеется ряд отличий, в частности:
- срок рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок составляет один рабочий день, в то время как о сроках рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в Законе № 44-ФЗ ничего не сказано;
- заявки на участие в запросе предложений вскрываются и рассматриваются комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений; заявки на участие в запросе котировок - котировочной комиссией;
- оценка всех заявок участников запроса предложений осуществляется на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений. В запросе котировок критерием оценки заявок является цена товара, работы, услуги, с учетом соответствия иным требованиям, предусмотренным извещением о проведении запроса котировок;
- в отличие от запроса котировок, при проведении запроса предложений на заказчика возлагается обязанность непосредственно перед вскрытием заявок на участие в запросе предложений объявить присутствующим участникам о возможности не только подачи заявок, но и изменения или отзыва поданных заявок.
- в силу Закона № 44-ФЗ оглашение условий исполнения договора (контракта), содержащихся в признанной лучшей заявке, означает завершение запроса предложений; запрос предложений считается завершенным также в случае, если все присутствующие участники при проведении запроса предложений отказались направить окончательное предложение. Запрос котировок, в свою очередь, завершается определением победителя;
различаются случаи признания запроса котировок и запроса предложений несостоявшимися.
[1] Анисимов В.А. Торги как способ размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 23.
[2] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 N 17АП-6977/2015-АК по делу N А60-1211/2015; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 N 17АП-6848/2015-АК по делу N А60-1351/2015; постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2014 N Ф07-3225/2014 по делу N А13-5659/2013; решение Московского УФАС России от 16.01.2013 по делу № 2-57- 153/77-13 // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Яковлева И.Г. Процедура рассмотрения и оценки заявок по результатам проведенного запроса котировок в соответствии с Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 7. С. 1375.
[4] Беляева О.А. Какими быть торгам в "новом" Гражданском кодексе РФ? // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 115 - 116.
[5] Новоселова Л.А. Публичные торги в рамках исполнительного производства. М.: Статут, 2006. С. 13.
|