Заключение договора как правовая деятельность подразумевает взаимодействие контрагентов - сторон по договору между собой с намерением включить в договор наилучшие для себя условия[1].
Целью проведения процедур запроса котировок и запроса предложений является заключение договора. Заключение договора, с одной стороны, означает окончание процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а с другой стороны, - начало исполнения договора.
Само же обязательство по передаче имущества, выполнения работы, оказания услуги возникает из сложного юридического состава: проведения запроса котировок (запроса предложений) и заключенного на основе их результатов договора.
Г оворя о форме договора, договор по результатам запроса котировок и запроса предложений, в соответствии с частью 8 статьи 78, статьей 83 Закона № 44-ФЗ, пунктом 4 статьи 434 ГК РФ, заключается в письменной форме только путем составления одного документа, подписанного сторонами договора.
Так, по результатам проведенных запроса котировок или запроса предложений подписанный заказчиком проект договора передается победителю запроса котировок или запроса предложений (оферта). В свою очередь победитель акцептирует оферту путем подписания договора и направления его заказчику. Причем, моментом заключения договора, как правильно отмечает А.Е. Кирпичев[2], является дата получения акцепта оферентом.
В Законе № 44-ФЗ существуют временные ограничения заключения договора по результатам проведенных запроса котировок и запроса предложений: не ранее чем через семь дней с даты опубликования протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и итогового протокола при проведении запроса предложений и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанных протоколов (часть 13 статьи 78, часть 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ Закона № 44-ФЗ). Следует отметить, что указанные нормы повлекли несоответствие положений Закона № 44-ФЗ, поскольку часть 3 статьи 105 Закона № 44-ФЗ предусматривает
десятидневный срок на обжалование во внесудебном (административном)
порядке действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок и других лиц1.
Итак, организатор и победитель запроса котировок (запроса предложений), желающий акцептовать полученную оферту, связаны установленным сроком. В соответствии со статьей 440 ГК РФ договор считается заключенным, если лицо, направившее оферту, получило акцепт в пределах установленного в оферте срока.
В части 11 статьи 78 Закона № 44-ФЗ, воспроизводящей часть 6 статьи 47 Закона № 94-ФЗ, предусмотрено, что в случае если победитель запроса котировок не акцептировал оферту в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора. Часть 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ содержит подобную норму для запроса предложений.
Однако договор может быть заключен и в случае получения оферентом акцепта с опозданием - если оферта была акцептирована своевременно. Такой акцепт не признается опоздавшим, если оферент немедленно уведомит акцептанта о получении акцепта с опозданием. В случае принятия такого акцепта оферентом, договор считается заключенным (статья 442 ГК РФ).
В Законе № 44-ФЗ содержатся нововведения относительно возможности приостановления течения сроков для заключения договора (контракта) по результатам запроса котировок и запроса предложений. Основаниями для приостановления таких сроков является принятые судом судебные акты либо возникновение обстоятельств непреодолимой силы, в результате которых одна из сторон не может своевременно подписать договор. Течение сроков приостанавливается до момента отмены, изменения или исполнения таких судебных актов или до момента прекращения действия таких обстоятельств, но не более чем на 30 дней (часть 15 статьи 78, часть 21 статьи 83 Закона № 44-ФЗ).
Положения части 12 статьи 78 Закона № 44-ФЗ определяют последствия признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчику предоставляется право на возмещение убытков уклонившимся от заключения контракта победителем, а также на заключение контракта с участником, предложившим такую же цену контракта, как и уклонившийся от заключения контракта победитель запроса котировок, или лучшую цену контракта, следующую после предложенной уклонившимся от заключения контракта победителем. При этом заключение контракта также является обязательным для указанных участников запроса котировок, и в случае уклонения на них распространяются последствия признания победителя уклонившимся от заключения договора, а заказчик вправе осуществить повторно запрос котировок.
Аналогичные положения о последствиях уклонения победителя запроса предложений от заключения контракта содержатся в части 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.
Следует отметить, что ранее подобные положения предусматривались в части 7 статьи 47 Закона № 94-ФЗ, однако, наряду с изложенным, заказчику предоставлялось право также обратиться в суд с требованием о понуждении победителя запроса котировок заключить контракт, а на случай уклонения других участников запроса котировок от заключения контракта - право обратиться в суд с требованием о понуждении таких участников заключить контракт1.
Положения Закона № 44-ФЗ предусматривают ответственность лишь победителя запроса котировок (запроса предложений) в случае уклонения от заключения договора.
Нормы об ответственности заказчика в случае его уклонения от заключения договора Законом № 44-ФЗ не предусмотрены. Как указал Д.В. Пятков, «само по себе наличие государства среди субъектов гражданского права трудно совместить с признанием равенства участников гражданских правоотношений».[3] Контрагент публично-правового образования изначально является менее защищенной стороной договора[4].
В свою очередь, обязанность заключить договор организатором закупки по результатам запроса котировок и запроса предложений установлена в положениях статьи 448 ГК РФ, касающихся проведения торгов.
Кроме того, как было отмечено, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, итоговый протокол представляют собой предварительные договоры. В этой связи обязательность заключения основного договора для организатора запроса котировок (запроса предложений) и победителя запроса котировок (запроса предложений) вытекает также из статьи 429 ГК РФ.
Таким образом, к рассматриваемым отношениям применяются положения статьи 445 ГК РФ о заключении договора в обязательном порядке.
Как справедливо указывает О.А. Беляева, договор, заключаемый по результатам торгов, всегда должен соответствовать конструкции договора присоединения. По мнению автора, такой подход к правовой природе договора, заключаемого по результатам торгов, в наибольшей степени уравновешивает интересы заказчика и победителя торгов и позволяет снизить количество споров между ними на стадии заключения договора[5].
Согласно пункту 1 статьи 428 ГК РФ условия договора присоединения определяются одной из сторон в стандартных формах и могут быть приняты
другой стороной лишь путем присоединения к предложенному договору в целом, то есть изменения каких-либо условий договора другой стороной не допускается.
Условия договора (контракта) формируются заказчиками еще на стадии размещения извещения о проведении запроса котировок (запроса предложений) в проекте договора (контракта), который, в силу части 2 статьи 73, части 7 статьи 83 Закона № 44-ФЗ, прилагается к извещению о проведении запроса котировок и документации о проведении запроса предложений и является их необъемлемой частью. Однако нельзя говорить, что условия договора в каждом конкретном случае индивидуальны и зависят от определенной закупки товаров, работ, услуг. Безусловно, различаются существенные условия каждого договора, но в отношении иных условий договоров заказчики практически всегда используют положения о типовых договорах (контрактах), заключаемых по результатам торгов[6], которые разрабатываются и утверждаются самими заказчиками или их учредителями[7].
Согласно части 14 статьи 78 Закона № 44-ФЗ договор, заключаемый по результатам запроса котировок, включает условия, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок, а также цену, предложенную победителем в своей заявке на участие в запросе котировок (или предложенную иным участником запроса котировок, с которым заключается договор в случае уклонения победителя от заключения контракта).
Договор по результатам проведения запроса предложений, согласно части 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ, подлежит заключению на условиях, определенных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений.
То есть направляемый для подписания победителю запроса котировок (запроса предложений) проект договора составляется заказчиком путем включения цены или иных условий договора, предложенных победителем запроса котировок (запроса предложений), в проект договора, прилагаемый к извещению о проведении запроса котировок или документации о проведении запроса предложений. При этом Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможности для победителя рассматриваемых способов закупок самостоятельно разработать проект договора и направить его заказчику для подписания.
В практической деятельности при заключении договора (контракта) по результатам проведенного запроса котировок могут возникнуть ситуации, когда заказчик не включил в контракт характеристики товара, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок. В связи с этим возникает вопрос - правомерен ли отказ, например, поставщика от поставки товара, предусмотренного в извещении о проведении запроса котировок, в связи с тем, что заказчик не включил описание товара в контракт.
В данной ситуации Законом № 44-ФЗ императивно установлены условия контракта, которые должны быть обязательно согласованы (содержатся в извещении о запросе котировок и в заявке на участие в запросе котировок), и порядок такого согласования (путем определения заказчиком победителя).
Поэтому, следуя закону и судебной практике[8], контракт по итогам запроса котировок должен считаться заключенным на условиях, определенных извещением о проведении запроса котировок и заявкой на участие в запросе котировок победителя, даже если все эти условия не были отражены непосредственно в тексте контракта[9]. Исключением могут быть случаи, когда условия, определенные извещением о запросе котировок и котировочной заявкой победителя, противоречат требованиям законодательства Российской Федерации.
Договор, заключаемый по результатам запроса котировок или запроса предложений, представляет собой гражданско-правовой договор. Следовательно, он считается, в соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ, заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора. Существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые законом или иными правовыми актами названы как существенные, а также все условия, по которым по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В статье 34 Закона № 44-ФЗ отражены обязательные требования к контракту на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд. Такими для договора, заключаемого по результатам проведенных запроса котировок и запроса предложений, являются:
цена контракта, которая является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ). Вместе с тем, в ряде случаев, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19[10], в контракте может быть установлено ориентировочное значение цены или формула определения цены. Например, в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, агентских услуг и т.д.
Следует отметить, что по общему правилу Законом № 44-ФЗ, так же, как и Законом № 94-ФЗ, не допускается установление в контракте, заключаемом по результатам запроса котировок и запроса предложений, возможности изменения цены контракта в ходе его исполнения. Однако в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон, если это было предусмотрено документацией о закупке и контрактом:
- при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) и иных условий контракта;
- при увеличении или уменьшении предусмотренных контрактом количества поставляемого товара, объема выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов;
2) условие об ответственности заказчика и контрагента - поставщика, подрядчика, исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (часть 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);
3) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, а также условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, результатов выполненной работы или оказанной услуги (часть 13 статьи 34 Закона № 44- ФЗ).
В контракте следует указать форму осуществления оплаты, сведения об авансе (если предусмотрена его выплата): его размер, срок и порядок выплаты, срок и порядок оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) и т.д.
Кроме того, в контракт необходимо включить порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара, выполненной работы, оказанной услуги условиям контракта по количеству, объему, комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта, а также порядок оформления приемки товаров, работ, услуг (например, с помощью товарных накладных, актов сдачи-приемки и иных документов).
Тем самым воспроизведено положение части 12 статьи 9 Закона № 94- ФЗ, но с определенным дополнением: прежде устанавливалось, что в контракт включается обязательное условие лишь о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности и качества требованиям, установленным в таком контракте.
В определенных случаях обязательно также указываются иные условия контракта. Так, при заключении контракта по результатам проведенного запроса предложений (в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 6 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ), признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в силу пункта 6 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ) обязательным является условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (часть 27 статьи 34, части 1, 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ).
Также в соответствии с частью 14 статьи 34, частями 9, 19 статьи 95 Закона № 44-ФЗ для реализации заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) права одностороннего отказа от исполнения контракта в порядке статьи 95 Закона № 44-ФЗ сторонам необходимо предусмотреть в контракте обязательное условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Причем основания, по которым допускается односторонний отказ от исполнения контракта, указаны в Гражданском кодексе РФ.
Таким образом, установлено, что договор, заключаемый по результатам проведения запроса котировок и запроса предложений, представляет собой гражданско-правовой договор, который по правовой природе является договором присоединения и заключается в обязательном порядке на основании предварительного договора - протокола о проведении запроса котировок, итогового протокола при проведении запроса предложений.
Порядок заключения договора в результате проведения рассматриваемых способов закупок является схожим. Следовательно, сделанные выводы относительно запроса котировок применимы к запросу предложений.
Кроме того, следует отметить, что все существенные и необходимые для заказчика условия контракта определяются на стадии организации и проведения запроса котировок и запроса предложений. При этом установление данных условий является прерогативой заказчика. Следовательно, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок (извещением о проведении запроса предложений и документацией) и заявкой на участие в запросе котировок победителя (окончательным предложением победителя запроса предложений).
[1] См.: Филиппова С.Ю. Дефекты формирования правовой связи при заключении договора в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд // Публичные закупки: проблемы правоприменения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14 июня 2013 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М., 2013. С. 95.
[2] Кирпичев А.Е. Муниципальный контракт в гражданском праве Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 148.
[3] Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности. СПб., 2003. С. 9.
[4] Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. М.: Юстицинформ, 2012 // СПС «Консультант».
[5] Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования; автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М, 2012. С. 13.
[6] См.: например, Приказ Минпромторга России от 20.02.2016 № 467 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд и информационной карты типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СПС «КонсультантПлюс»; постановление Правительства Москвы от 24.12.2012 № 67-1III «О системе закупок города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 13. 06.03.2012; приказ Минздрава России от 20.01.2014 № 29н «Об утверждении типовой формы контракта с иностранной организацией на оказание услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» // Российская газета. № 113. 22.05.2014; Приказ ФТС России от 30.07.2010 № 1421 (ред. от 17.05.2013) «О применении образцов государственных контрактов (договоров)» // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Курц Н.А. Государственный (муниципальный) контракт и договор присоединения: проблемы соотношения // Право и экономика. 2012. № 1. С. 19-24.
[8] Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу № А26-7051/2012; постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 № 02АП-3572/12; постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 по делу № А33-10993/2010; постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.04.2011 по делу № А56-34266/2010; постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.09.2011 № Ф06-7630/11 по делу № А49-18/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
[9] Яковлева И.Г. Новеллы правового регулирования запроса котировок в законодательстве о контрактной системе // Российское правосудие. 2014. № 5 (97). С. 35-36.
[10] Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» // СЗ РФ. 20.01.2014. № 3. Ст. 288.
|