Статьей 42 Конституции Российской Федерации1 предусмотрено право каждого человека на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1] [2] окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Той же статьей вышеназванного Федерального закона к компонентам природной среды отнесены земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Атмосферный воздух как один из ее компонентов является существенной составляющей окружающей среды, его природная чистота - одно из важнейших условий ее безопасности.
Атмосферный воздух представляет собой жизненно необходимый элемент природы, неотъемлемую часть среды обитания человека, растений и животных.
Основная полезная функция атмосферы заключается в том, что она служит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на Земле.
Кроме того, атмосфера обладает рядом других полезных для человека и иных видов живых существ свойств. Являясь проводником энергии Солнца, она служит естественным барьером для разрушительного воздействия космоса: ее озоновый слой защищает человеческий организм и другие живые организмы на планете от губительных ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Земной поверхности достигают лишь те компоненты солнечного излучения, которые или не зависят от уровня солнечной активности (солнечный свет), или очень малы по интенсивности. Г еомагнитное поле и атмосфера эффективно изолируют биосферу от негативной для нее космической среды.
Атмосфера также нейтрализует большую часть космических частиц и тел, не позволяя оседать им на поверхности планеты, за исключением крупных метеоритов, несгорающих полностью в ее верхних слоях.
Физические и химические процессы, протекающие в атмосфере, являются существенным фактором развития климатических и погодных условий на Земле.
Ресурсы атмосферы занимают большое место и в экономической деятельности человека. Атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная коммуникация. Воздух является неотъемлемым компонентом производственных процессов, получения тепловой энергии, иной хозяйственной деятельности человека.
При этом атмосфера выступает как среда для выброса и рассеивания множества видов загрязняющих веществ, образующихся в результате работы различных производств.
Все названные функции атмосферного воздуха, выполняемые им по отношению к растительному и животному миру, человеку и обществу, являются важнейшей предпосылкой для обеспечения государством его рационального использования и охраны.
Эти же обстоятельства предопределяют и необходимость правового регулирования общественных отношений по поводу использования атмосферного воздуха и его охраны от загрязнения и других вредных воздействий средствами экологического, гражданского, административного, уголовного и других отраслей права.
Юридическое понятие атмосферного воздуха дается Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»1, который является основным нормативным правовым актом, устанавливающим правовые основы охраны атмосферного воздуха.
Согласно ст. 1 названного Федерального закона атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Анализируя данное понятие, в след за другими авторами можно выделить несколько критериев, установленных законодателем для определения атмосферного воздуха:
экологический критерий:
а) атмосферный воздух относится к компонентам окружающей среды;
б) является естественной смесью газов атмосферы (не созданной человеком в искусственных условиях);
пространственный критерий. То есть атмосферным будет считаться только тот воздух, который находится за пределами жилых, производственных и иных помещений. [3] [4]
Следует отметить, что оба указанных критерия в целом характеризуют атмосферный воздух именно как компонент окружающей среды, элемент природы, возникающий в результате протекающих в ней естественных процессов, а не хозяйственной или иной деятельности человека.
Для полного раскрытия понятия «атмосферный воздух» необходимо уяснить сущность ряда терминов, в частности таких, как «компонент окружающей (или природной) среды», «газ», «помещение», соотношение понятий «окружающая среда» и «природная среда».
Как уже отмечалось ранее, понятие окружающей среды сформулировано в тексте ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
По мнению ряда авторов, данное понятие является более чем лаконичным и фактически обозначает совокупность составляющих ее компонентов и объектов, то есть в таком виде указывает лишь на целостность правового понимания окружающей среды, не раскрывая ее свойств, характеристик и связей между составляющими ее элементами. Поэтому для освоения содержания данного термина приходится обращаться к естественнонаучным толкованиям и к доктрине экологического права.
В литературе различают общее понятие среды как вещества и (или) пространства, окружающего рассматриваемый объект (физическое); природные тела или явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях, связях (экологическое); совокупность физических (природных), природно-антропогенных (культурных ландшафтов, населенных мест и т.п.) и социальных факторов жизни человека (социально-экологическое).[5]
Различные авторы подчеркивали разные стороны понятия «окружающая среда», выделяя наиболее важные моменты, в частности: окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, то есть созданных природой, но в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; это весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество. Окружающая среда существует как целое, взятое в разных масштабах и в разных сочетаниях, а не только как совокупность отдельных элементов, природных ресурсов и природных объектов. Подчеркивается, что окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурнобытового и иного назначения.
В законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения среда обитания понимается как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека, а в перечень этих факторов включены биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные, оказывающие или могущие оказать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1).
Различают также понятия «окружающая среда» и «природная среда» («природа»).
По тексту Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» данное понятие фактически совпадает с понятием «окружающая среда», хотя из него исключен по понятным причинам такой компонент, как антропогенные объекты.
Тем не менее, в естественнонаучной, философской и экологической литературе понятие природы отличается от понятия окружающей среды по большему количеству признаков. Так, в широком смысле Природа - это все сущее, весь мир и многообразие его форм; данное понятие употребляется в одном ряду с такими, как энергия, универсум, Вселенная; природа - объект естествознания; совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество, с которой оно связано хозяйственной деятельностью.[6] [7]
Понятие компонента окружающей (природной) среды в действующем законодательстве отсутствует. В ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды определяются через перечень их разновидностей, среди которых названы земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, объединенные одним свойством: в своей совокупности они обеспечивают благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В русском языке под компонентом понимают составную часть чего-нибудь, элемент чего-либо.
Основываясь на изложенном, можно сделать вывод, что компонент природной среды - это элемент ее системы, во взаимосвязи с другими элементами обеспечивающий благоприятные условия жизни на Земле.
Газ - одно из агрегатных состояний вещества, в котором составляющие его частицы (атомы, молекулы) находятся на значительных расстояниях друг от друга и пребывают в свободном движении. В отличие от жидкости и твердого тела, где молекулы находятся на близких расстояниях и связаны друг с другом значительными по величине силами притяжения и отталкивания, взаимодействие молекул в газе проявляется лишь в короткие моменты их сближения (столкновения). При этом происходит резкое изменение величины и направления скорости движения сталкивающихся частиц. Название «газ» происходит от греческого слова «haos» и было введено Ван Г ельмонтом еще в начале XVII века, оно хорошо отражает истинный характер движения частиц в газе, отличающегося полной беспорядочностью, хаотичностью. В отличие, например, от жидкости газы не образуют свободной поверхности и равномерно заполняют весь доступный им объем. Газообразное состояние, если причислять к нему и ионизованные газы, является самым распространенным состоянием вещества во Вселенной (атмосферы планет, звезды, туманности, межзвездное вещество и т.д.).
Атмосферный воздух состоит из смеси 10 различных газов, преимущественно азота (около 78%) и кислорода (около 21%). Оставшийся один процент приходится в основном на инертные газы (аргон, неон, гелий, криптон и ксенон) плюс небольшие количества углекислого газа, метана и водорода. Данные газы в указанных пропорциях образуют основной состав атмосферного воздуха - так называемого чистого сухого воздуха. Кроме того, в атмосферном воздухе имеются также водяные пары, количественный показатель содержания которых сильно варьирует.
Вышеуказанное процентное соотношение составляющих атмосферный воздух газов характерно для приземного слоя атмосферы.
Помещение - пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и огражденное со всех сторон строительными конструкциями: стенами (с окнами и дверями), перекрытием и полом. Помещение выступает единицей комплекса недвижимого имущества, выделенной в натуре; предназначенной для самостоятельного использования для жилых и нежилых целей; находящейся в собственности физических или юридических лиц.
Таким образом, атмосферный воздух можно определить как жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов вне каких-либо помещений и во взаимосвязи с другими ее компонентами обеспечивающий благоприятные условия жизни на Земле. Загрязнение атмосферного воздуха или иное изменение его природных свойств создает угрозу жизни и здоровью людей, животных и растений.
В целях его правовой охраны атмосферный воздух законодательно закреплен как предмет ряда правонарушений, в том числе и экологических преступлений, предусмотренных главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации, в частности рассматриваемого нами загрязнения атмосферы (ст. 251 УК РФ).
Совершение преступления с объективной стороны, как правило, сопряжено с воздействием виновного на материальные предметы внешнего мира.
Речь о предмете преступления может идти в тех случаях, когда причинение вреда объекту преступления необходимо связано с причинением ущерба входящему в сферу этого объекта предмету материального мира. В случае экологических преступлений такими предметами выступают компоненты окружающей среды.
Предмет преступления играет важную роль как в законодательной, так и в правоприменительной практике при описании составов и квалификации преступлений. Поэтому наряду с объектом преступления необходимо устанавливать и его предмет.
«В советской науке уголовного права, - пишет М.П. Бикмурзин, - наибольшее распространение получила концепция предмета преступления, согласно которой он определялся как вещь материального мира, воздействуя на которую виновный посягает на охраняемый уголовным законом объект, и был закреплен в системе элементов состава преступления в качестве факультативного признака, характеризующего объект преступления».1
Эта позиция оказалась воспринятой и в современной уголовно-правовой доктрине. Так, в многотомном Курсе уголовного права, подготовленном авторским коллективом Московского государственного университета, под предметом преступления в теории уголовного права предлагается понимать вещи, по поводу которых или в связи с которыми совершается преступление.[8] [9] [10]
Вместе с тем вопрос о предмете преступления по-прежнему относится к числу дискуссионных в теории уголовного права, и до настоящего времени в это понятие вкладывается различное содержание.
Например, высказываются мнения, что предмет преступления не входит в число признаков, характеризующих объект преступления, а относится к
-5
факультативным признакам объективной стороны состава преступления.
Для определения атмосферного воздуха как предмета загрязнения атмосферы предварительно рассмотрим само понятие предмета преступления.
Проблема определения предмета экологического преступления напрямую связана с вопросом понимания того, что является объектом экологического преступления. Коль скоро предмет и объект преступления соотносятся как часть и целое, невозможно определить часть целого, не охватив вниманием целое. Справедливо пишет Э.Н. Жевлаков, что «в экологических преступлениях предмет посягательства всегда следует рассматривать в связи с объектом и наряду с ним. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому наносится ущерб, порождает ошибки, путаницу в квалификации преступления».1
Характер общественной опасности экологических преступлений обусловлен тем, что объектом их посягательства являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.
Степень общественной опасности данных преступлений зависит от социальной значимости объекта посягательства и определяется объемом причиняемого преступлением вреда.
Данная оценка важности объектов преступных посягательств, за которые главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, в том числе и объекта загрязнения атмосферы, дана Верховным Судом РФ в постановлении его Пленума от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».[11] [12]
Приступая к изучению объекта загрязнения атмосферы, рассмотрим некоторые общетеоретические понятия, необходимые нам для понимания его существа.
Объект преступления - это то, на что посягает преступление, то есть то, на что оно направлено, что оно нарушает и чему причиняет или может причинить вред.
Проблема объекта преступления является одной из дискуссионных в теории уголовного права. В науке уголовного права существуют четыре основных подхода, которые к объекту преступления относят: 1) общественные отношения;
2) общественные отношения и правовую норму; 3) общественные отношения и производственные силы общества, то есть людей, орудия и средства производства; 4) предмет преступления.
При этом при определении объекта преступления в соответствии с господствующей концепцией исходным положением является признание в качестве такового общественных отношений.1
Наиболее верной с нашей точки зрения представляется теория «объект преступления - общественные отношения». Конечно, проблема определения объекта преступления заслуживает детального рассмотрения, но находится за рамками данной работы. Вопрос о понятии объекта преступления мы будем затрагивать лишь применительно к экологическим преступлениям в целом и загрязнению атмосферы в частности.
В отечественной литературе одной из наиболее спорных уголовно-правовых проблем длительное время была именно проблема понимания объекта экологических преступлений. Подходы к пониманию ее решения менялись по мере развития и совершенствования природоохранного и уголовного законодательства.
Широкое понимание объекта экологического преступления было сформулировано в работах П.С. Дагеля и Т.А. Бушуевой и развито в публикациях в 1980-е гг. По их мнению, родовой объект преступлений - это нормальные отношения между людьми по поводу окружающей среды как основы существования и жизнедеятельности человеческого общества. Они опосредуют функционирование системы «человек - окружающая среда», включая как пользование природными ресурсами, так и целенаправленное воздействие человека на природу с тем, чтобы сохранить и приумножить ее.
Непосредственными же объектами отдельных преступлений являются социальные ценности, определяемые функциями окружающей среды в жизни человека.[13] [14]
В современных учебниках уголовного и экологического права объект преступных посягательств на окружающую среду обычно понимается максимально широко.
Исходя из господствующего в отечественной уголовно-правовой доктрине мнения об объекте преступления как охраняемых уголовным законом общественных отношениях, на которые посягает преступник, объектом экологических преступлений признается сложный целостный комплекс фактических общественных отношений.
Этот комплекс включает в себя общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права, по своему содержанию касающиеся собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
В современной отечественной литературе обосновывается и иной подход к пониманию объекта экологических преступлений. А.Э. Жалинский указывает, что первое значение этого понятия раскрывает его как фундаментальную социальноправовую ценность (правовое благо), охраняемую уголовным законом, а второе - как элемент состава преступления.[15]
Обозначая позиции разных авторов по данному вопросу, их можно сгруппировать следующим образом. Экологические преступления посягают на: 1) отношения собственности; 2) порядок природопользования; 3) воспроизводство природных богатств, сохранение и улучшение окружающей природной среды; 4) экологическую безопасность; 5) экологическую безопасность, жизнь и здоровье человека; 6) на перечисленные и другие объекты, взятые в их совокупности по принадлежности к окружающей среде (как ее элемент, качество, проявление) и по взаимодействиям человека с нею (или точнее - воздействиям их друг на друга).
В свете всего вышесказанного в настоящем диссертационном исследовании под основным объектом экологического преступления мы будем понимать общественные отношения по поводу обеспечения экологической безопасности и экологического порядка.
В уголовном праве объекты преступления классифицируются по вертикали и по горизонтали.
Рассмотрим данные классификации объектов преступления применительно к исследуемому нами загрязнению атмосферы.
По вертикали принято выделять следующие виды объектов: общий, родовой, видовой и непосредственный.
Общим объектом всех преступлений, предусмотренных УК РФ, в том числе и загрязнения атмосферы, является совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств.
Перечень общественных отношений, охраняемых уголовным законом, содержится в ст. 2 УК РФ. Это права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества.
Как видим, сформулированный в общем виде в ст. 2 УК РФ общий объект преступления наряду с прочим предусматривает и защиту окружающей среды как одну из основных задач уголовного права.
Родовой объект преступления - это группа однородных и взаимосвязанных общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступлений, которые по своей юридической природе также образуют однородную группу.[16]
Наименование раздела в УК РФ соответствует группе общественных отношений, которые охраняются нормами данного раздела от указанных в нем преступлений, и характеризует их родовой объект.
Несмотря на то, что окружающая среда отдельно поименована в ст. 2 УК РФ, структурно экологические преступления в рамках главы 26 УК РФ входят в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».
Таким образом, родовым объектом загрязнения атмосферы как и других экологических преступлений является общественная безопасность и общественный порядок в широком смысле.
Ранее общее понятие безопасности содержалось в ст. 1 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности»1: безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом под жизненно важными интересами названный Федеральный закон понимал совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Используя данное правовое понятие безопасности, многие авторы определяли общественную безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов общества, то есть совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества.[17] [18] [19]
По смыслу ст. 1 действующего в настоящее время Федерального закона от
-5
28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» общественная и экологическая безопасность входят в общее понятие национальной безопасности, которое дается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683.[20]
Согласно п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социальноэкономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Анализируя вышеприведенное понятие национальной безопасности, можно сделать вывод, что несмотря на изменения в федеральном законодательстве, в целом подход к определению понятия «безопасность» не изменился.
Под видовым объектом в уголовно-правовой литературе понимается тот объект, на который посягает преступление отдельного вида. [21]
Как уже отмечалось ранее, общественные отношения по поводу обеспечения экологической безопасности и экологического порядка выступают в качестве видового объекта всех экологических преступлений, в том числе и загрязнения атмосферы, который соотносится с родовым объектом преступления как частное и общее.
Экологическая безопасность является составной частью общественной безопасности.
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность определена как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Экологический правопорядок - это состояние соблюдения всех установленных нормативов и правил экологического поведения субъектов правоотношений.1
Применительно к составам экологических преступлений непосредственный объект - это охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов, природных объектов, по обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности населения и территорий в ходе эксплуатации промышленных и других объектов и иной производственной деятельности.[22] [23]
Таким образом, непосредственным объектом загрязнения атмосферы являются общественные отношения по обеспечению экологической безопасности, охраны и рационального использования атмосферного воздуха.
Кроме представленной выше классификации объектов преступления по вертикали в науке уголовного права, как уже отмечалось ранее, используется и другой вид классификации объектов преступления, а именно: их классификация по горизонтали.
Основным непосредственным объектом исследуемого состава преступления являются, как уже говорилось ранее, общественные отношения по обеспечению экологической безопасности, охраны и рационального использования атмосферного воздуха.
В качестве дополнительного непосредственного объекта квалифицированных составов загрязнения атмосферы, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 251 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья и жизни человека.
Необходимость их закрепления в качестве дополнительных непосредственных объектов преступления обусловлена прежде всего тем, что в конечном счете любые негативные воздействия на природу, в том числе и на атмосферный воздух, могут отразиться на здоровье людей.
Кроме того, факультативным объектом загрязнения атмосферы могут быть, например, общественные отношения по поводу охраны собственности в случае причинения ущерба имуществу, гибели домашних и сельскохозяйственных животных.
При этом следует отметить, что личная безопасность человека (безопасность его жизни, здоровья, имущества) является элементом экологической безопасности, а значит предметом уголовно-правовой охраны ст. 251 УК РФ, не сама по себе, а лишь во взаимосвязи с общественными отношениями по обеспечению экологической безопасности, охраны и рационального использования атмосферного воздуха.
Как пишет Н.А. Лопашенко: «Частью общественной безопасности является безопасность экологическая, представляющая собой состояние защищенности двух взаимосвязанных компонентов: жизни и здоровья людей от экологической угрозы и природной среды от негативного воздействия жизнедеятельности человека».[24] Таким образом, общественные отношения по обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества человека выступают объектами загрязнения атмосферы лишь в контексте их защищенности от негативного влияния атмосферы, подвергшейся в свою очередь загрязнению и иному негативному изменению в результате хозяйственной или иной деятельности человека.
То есть общественно опасные последствия в виде гибели человека, причинения вреда его здоровью, имуществу опосредованы причинением экологического вреда атмосферному воздуху.
Напротив, причинение физического или имущественного вреда в результате или в процессе хозяйственной или иной деятельности, не загрязняющей атмосферу, не является экологическим преступлением и образует общие составы преступлений против жизни и здоровья человека, собственности, здоровья населения. В этом случае личная безопасность человека является самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны других глав Особенной части УК РФ.
Данное положение имеет важное практическое значение, ибо позволяет отграничить преступное загрязнение атмосферы от прочих преступлений, предусмотренных другими главами УК РФ.
Факультативным признаком объекта преступления является предмет преступления.
Проведенный анализ экологической безопасности как объекта
экологических преступлений позволяет уяснить, что является предметом экологического преступления. Как и сам непосредственный объект экологических преступлений, понимание их предмета в науке уголовного права не является однозначным.
Как уже отмечалось ранее, предмет преступления - это материальный субстрат, предмет материального мира, в связи с которым или по поводу которого совершается преступление, на который непосредственно воздействует
преступник, совершая преступление.
Когда таким предметом является человек, то он именуется потерпевшим.
Предмет преступления и потерпевший от преступления характеризуются определенными признаками, указанными в диспозиции соответствующей статьи Особенной части УК РФ или устанавливаемыми в результате сопоставления данной статьи с другими статьями Особенной части УК РФ.
Однако в последнее время в результате научных дискуссий традиционное понятие предмета преступления как материального субстрата претерпело некоторые изменения. Такой подход обусловлен отождествлением понятий «предмет общественных отношений», в качестве которого могут выступать в том числе нематериальные явления, по поводу которых складываются общественные отношения, и «предмет преступления», служащий формой их выражения.
Отождествление предмета отношений с предметом преступления произошло также из-за широкого понимания физического и социального признаков предмета преступления, содержание которых заключается в том, что предмет преступления способен подвергаться воздействию и удовлетворять потребности людей. В связи с чем к предмету преступления современными авторами относится также и информация, и энергия: «предмет преступления как форма выражения общественных отношений - это предметы внешнего мира и информация, существующие до совершения преступления и удовлетворяющие потребности людей (быть социально значимыми), энергия и объекты экологии, доступные для восприятия и способные подвергаться воздействию, изменению и учету произошедших в них изменений».1
В связи с изложенным при определении предмета экологических преступлений также возникает много спорных проблем. Часть из них порождена объективными причинами (разнообразие предметов преступных посягательств, их сложное соотношение между собой), часть - субъективными (трудности в ряде случаев из-за невозможности разграничить предмет и средство (орудие) совершения преступления, отсутствие в природоохранном законодательстве не только легитимных определений того или иного охраняемого правом компонента окружающей среды, но даже законодательного акта, регулирующего данную сферу).
В частности, высказывалось мнение, что предметом экологических преступлений следует считать как элементы (компоненты) окружающей среды, так и продукты человеческой деятельности, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды и ее элементов, например опасные радиоактивные, химические, биологические вещества и отходы.[25] [26]
Однако мы не разделяем данную точку зрения. По нашему мнению, предметом экологических преступлений являются компоненты окружающей среды и природные объекты. Экологически вредные антропогенные объекты не следует относить к предмету экологического преступления, поскольку их существование фактически может являться способом внесения негативных изменений в окружaющую среду или ее компоненты. Например, выбросы вредных веществ зaгрязняют атмосферный воздух, или сброс отходов в воду наносит вред водному объекту.
Окaзaниe та экологически вредные aнтропогeнныe объекты воздействия, не cвязaнного с их обeзврeживaниeм, не причинит таким объектам какого-либо ущерба, а только нанесет вред компонентам окружающей природной среды, в которых дaнныe объекты будут таходиться. Cлeдовaтeльно, в конечном итоге, как справедливо указывают современные исследователи, единственным предметом экологических преступлений являются окружающая природная среда и ее компоненты.1
Полагаем, что указанные вещества и т.п. предметы материального мира могут выступать, например, орудиями или средствами совершения экологических преступлений, используя которые человек воздействует на компоненты окружающей среды, но не в качестве самостоятельного предмета экологического преступления. Под предметом экологических преступлений в настоящей работе мы будем понимать компоненты окружающей среды, на защиту которых от преступных посягательств направлено установление уголовной ответственности за конкретные деяния.
Предметом преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ, выступает такой жизненно важный компонент окружающей среды, неотъемлемая часть среды обитания человека, растений и животных, как атмосферный воздух (преамбула Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
В уголовно-правовой литературе высказывались мнения, что предметом
л
преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ, является атмосфера. [27] [28]
К предмету преступного посягательства относят также и атмосферу, и атмосферный воздух, и его природные свойства, вместе взятые.1
Полагаем, что наличие таких мнений связано, прежде всего, с тем, что действующем природоохранным законодательством четко не разграничены такие понятия, как «атмосфера» и «атмосферный воздух».
Между тем, ученые - исследователи такого направления в науке, как физика атмосферы, разграничивают данные понятия.
Согласно Государственному стандарту ГОСТ 25645.103-84 «Условия физические космического пространства. Термины и определения»[29] [30] [31], разработанному в целях унификации применяемых в науке и технике терминов и определений наиболее общих понятий в области физических условий космического пространства, атмосфера планеты - это газовая среда вокруг планеты, гравитационно связанная с ней.
Атмосфера Земли представляет собой газовую оболочку толщиной примерно 2000 - 3000 км от ее поверхности, которая подразделяется на несколько слоев: тропосфера (верхняя граница - 8 - 10 (18) км от поверхности Земли в зависимости от широт), стратосфера (11 (19) - 50 км), мезосфера (50 - 80 (90) км), термосфера (80 (90) - 800 км), экзосфера (800 - 2000 (3000) км).
Нижний, основной слой атмосферы - тропосфера - содержит более 80 % всей массы атмосферного воздуха и около 90 % всего имеющегося в атмосфере водяного пара. Суммарная масса воздуха - (5,1-5,3)*10 кг. Из них масса сухого воздуха составляет 5,1352 ± 0,0003*10 кг, общая масса водяных паров в среднем равна 1,27* 1016 кг.[32]
Кроме атмосферного воздуха в атмосфере имеются также озон, углеводороды, соляная кислота, ртуть и другие вещества, испаряющиеся из земной коры в незначительном количестве. В тропосфере постоянно находится большое количество взвешенных твердых и жидких частиц (аэрозоль) естественного происхождения (например, пепел в результате извержения вулканов).
Рассеянное в атмосфере вещество, не содержащее в ее постоянном составе, является примесью (загрязнителем) (Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.1.04-77 «Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения»1).
Таким образом, понятия «атмосфера» и «атмосферный воздух» в их естественно научном толковании соотносятся как целое и часть.
В связи с чем некоторыми авторами даже высказывалось предложение, что
Л
ст. 251 УК РФ следует озаглавить «Загрязнение атмосферного воздуха».
Действительно, исходя из буквального толкования диспозиции ст. 251 УК РФ, необходимо сделать вывод о том, что предметом посягательства является именно атмосферный воздух, так как атмосфера в диспозиции уголовного закона не упоминается.
Однако предложенное название статьи, хотя и устраняет некоторые несоответствия с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха», но не в полной мере охватывает все указанные в уголовном законе вредные для атмосферного воздуха последствия (в частности иное изменение природных свойств воздуха). Так как действующим российским природоохранным законодательством загрязнение понимается в узком смысле исключительно как поступление в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (см. ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»). Об этом более подробно будет идти речь в дальнейшем в рамках следующей главы нашего исследования.
Кроме того, причинение вреда атмосферному воздуху не исключает причинения вреда атмосфере в целом. [33] [34]
Вместе с тем, совершенно очевидно, что необходимо уточнение и приведение в соответствие друг с другом используемых в современных естественных науках, уголовном и природоохранном законодательстве терминов.
В связи с этим необходимо уточнить, что в настоящей работе термин «загрязнение атмосферы» будет использоваться нами в значении, придаваемом ему УК РФ, в целях обозначения наименования и содержания ст. 251 УК РФ.
Также следует отметить, что понятие «загрязнение атмосферного воздуха» отражает самый распространенный вид негативного воздействия человека на данный компонент окружающей среды и наиболее часто встречающееся общественно опасное последствие указанных в диспозиции ч. 1 ст. 251 УК РФ деяний, что подтверждается анализом следственной и судебной практики.
Таким образом, полагаем, что именно название ст. 251 УК РФ - «Загрязнение атмосферного воздуха» - будет более полно отражать содержание данной статьи уголовного закона.
Атмосферный воздух, как и любой другой природный газ, обладает определенными природными свойствами.
Прилагательное «природный» в русском языке означает естественный, натуральный.[35] Таким образом, под природными свойствами следует понимать такие свойства, которые присущи чему-либо от природы.
Уяснение перечня природных свойств воздуха имеет не только естественно научное, но и уголовно-правовое значение для квалификации преступления, так как их изменение указано в диспозиции ст. 251 УК РФ в качестве одного из общественно опасных последствий совершенного деяния.
В действующем законодательстве об охраны атмосферного воздуха исчерпывающий перечень природных свойств воздуха отсутствует. Указания на те или иные природные (в основном физические) свойства воздуха содержатся в различных нормативных правовых актах.
Так, Межгосударственным стандартом ГОСТ 30319.1-96 «Газ природный. Методы расчета физических свойств. Определение физических свойств природного газа, его компонентов и продуктов его переработки»[36] к природным свойствам газа отнесены молярная масса, плотность, давление и температура, компонентный состав, скорость звука в нем, динамическая вязкость и объемная удельная теплота сгорания (количество выделяемого в результате сгорания тепла).
Этим же ГОСТ-ом для ряда природных газов, в том числе и воздуха, некоторые числовые характеристики вышеуказанных свойств закреплены в качестве стандартных. Например, молярная масса чистого сухого воздуха в стандартных условиях составляет 28,9626 кг/кмоль, плотность воздуха равна 1,20400 кг/м3.
В ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» говорится также о температурных, энергетических, волновых, радиационных и других физических свойствах атмосферного воздуха.
Таким образом, при квалификации загрязнения атмосферы могут возникнуть проблемы понимания сущности физических и других природных свойств воздуха, для решения которых необходимо привлечение специалистов и экспертов в сфере естественных наук.
Значение рассмотренных нами объекта и предмета загрязнения атмосферы состоит в том, что они позволяют уяснить социальную и правовую сущность этого преступления, его влияние на другие компоненты окружающей среды и природные объекты, являются критерием отграничения данного преступления от других преступлений, предусмотренных как главой 26, так и другими главами Уголовного кодекса Российской Федерации, и, следовательно, играют важную роль в квалификации преступлений.
Например, загрязнение атмосферы может иметь место при совершении других преступлений, таких как нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ), нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ), или быть средством совершения преступлений, в частности убийства (ст. 105 УК РФ), умышленного причинения вреда здоровью различной степени тяжести (ст. ст. 111, 112, 115 УК РФ), террористического акта (ст. 205 УК РФ), диверсии (ст. 281 УК РФ), экоцида (ст. 358 УК РФ), преступлений, связанных с уничтожением или повреждением имущества (ст. ст. 167, 168 УК РФ), а также отдельных компонентов природной среды.
Поэтому при разграничении данных составов преступлений следует исследовать вопрос о том, на какой именно объект посягает виновный или какому объекту непосредственно в результате совершения общественно опасного деяния причиняется вред. Так, при совершении умышленных преступлений против жизни и здоровья основным непосредственным объектом преступления будут общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека, а не общественные отношения по обеспечению экологической безопасности, охраны и рационального использования атмосферного воздуха.
По объекту преступления следует отграничивать друг от друга загрязнение атмосферы и террористический акт, диверсию, экоцид, непосредственными объектами которых являются соответственно общественные отношения по обеспечению общественной безопасности, экономической безопасности и
обороноспособности страны, безопасных экологических условий существования человечества.
Смежными с загрязнением атмосферы являются составы преступлений, предусмотренные ст. 143 «Нарушение требований охраны труда», ст. 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ», ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах» и ст. 217.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности и
антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» УК РФ. Их разграничение с составами преступлений, предусмотренными ст. 251 УК РФ, также проводится по объекту преступления, в качестве которого выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия труда, общественную безопасность при проведении определенных видов работ или функционировании отдельных видов объектов.
Причем загрязнение атмосферы и нарушение требований охраны труда, как отмечают некоторые авторы1, не совпадают еще и по предмету преступления. Так предметом загрязнения атмосферы, как установлено нами ранее, является атмосферный воздух, а предметом нарушения требований охраны труда - воздух производственных помещений, рабочих зон. [37] [38]
При этом следует отметить, что если объект преступления является основным критерием разграничения составов преступлений, предусмотренных разными главами УК РФ, то определение предмета преступления - компонента окружающей среды или природного объекта, на который посягает виновный, - является простейшим критерием разграничения составов экологических преступлений.
В частности именно по предмету преступления можно разграничить составы преступлений, предусмотренные ст. 251 «Загрязнение атмосферы» УК РФ и ст. 250 «Загрязнение вод», ст. 252 «Загрязнение морской среды», ст. 253 «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 254 «Порча земли», ст. 255 «Нарушение правил охраны и использования недр», ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов», ст. 257 «Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов», ст. 258 «Незаконная охота», ст. 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации», ст. 259 «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации», ст. 260 «Незаконная рубка лесных насаждений», ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений», ст. 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов» УК РФ.
В связи с изложенным, в методических целях экологические преступления подразделяются учеными на две группы: экологические преступления общего характера и специальные экологические преступления.1
Все перечисленные выше составы экологических преступлений, в том числе и исследуемый нами состав загрязнения атмосферы, образуют группу специальных экологических преступлений. В отличие от специальных экологических преступлений экологические преступления общего характера
Л
(ст. ст. 246-249 УК РФ) посягают на окружающую среду в целом.
Таким образом, трудно переоценить значение определения атмосферного воздуха как предмета преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ, для процесса квалификации специальных экологических преступлений. Вопросы разграничения загрязнения атмосферы и экологических преступлений общего характера будут белее подробно рассмотрены нами в следующей главе нашего исследования.
Вместе с тем решение проблемы уголовно-правовой охраны атмосферного воздуха, требует также и анализа развития уголовного законодательства, условий и закономерностей его формирования. Применение метода исторического анализа способствует более эффективному прогнозированию путей дальнейшего совершенствования уголовного закона. Несмотря на появляющиеся в последние годы работы по истории природоохранного законодательства[39] [40] [41], историкоправовые аспекты уголовной ответственности за посягательства на природные богатства, по справедливому мнению некоторых авторов, к настоящему времени являются наименее изученными. [42]
Историю развития уголовно-правовых норм об ответственности за загрязнение атмосферы, как и историю становления российского законодательства, условно можно разделить на три этапа: дореволюционный период, период советского государства и современный период.
Рассмотрим основные тенденции развития уголовного закона,
устанавливающего ответственность за загрязнение атмосферы, на
дореволюционном этапе.
Обычно историю российского законодательства дореволюционного периода начинают рассматривать с дошедшего до нас в двух редакциях (краткой и пространной) исторического памятника Древней Руси - Русской Правды.
Однако атмосферный воздух в качестве объекта правовой охраны в нем вообще не упоминался.
Дифференциация охранных мер в отношении различных природных объектов более четко начала проявляться только в конце XVI - начале XVII вв. В российском законодательстве XVII - XVIII вв. прослеживается тенденция к ограничению прав собственников в отношении природных объектов (например, лесов).[43]
Необходимость самостоятельной защиты такого компонента окружающей среды, как атмосферный воздух, объективно возникла к началу XIX в. и была обусловлена развитием промышленности, ростом числа мануфактур, фабрик, являющихся источниками смога и химического загрязнения.
Появляются нормативные акты, направленные на охрану чистоты атмосферного воздуха в городах. Так, 24 мая 1826 года Министерством внутренних дел был издан приказ «О переведении из городов заведений, смрад и нечистоту производящих».
В 1833 году были изданы правила «О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в С.-Петербурге», которые предусматривали, что «все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы». В этом документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе.1
Развитие регулятивного нормотворчества в этой сфере закономерно привело к установлению запретов, ориентированных на охрану атмосферного воздуха.
В Отделении V «О нарушении правил для охранения чистоты воздуха и безвредности воды» Главы I «О преступлениях и проступках против постановлений, ограждающих народное здравие» Раздела VIII «О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. законодательно сформулированы уголовно-правовые нормы, которые, по мнению некоторых авторов, можно считать экологическими преступлениями. [44] [45]
Данное Отделение содержало пять статей (ст. ст. 1053 - 1057). Из них непосредственное отношение к охране атмосферного воздуха имели только две статьи, содержавшие два состава правонарушения:
ст. 1053 устанавливала ответственность за строительство «признанных по законам вредными для чистоты воздуха, безвредности воды фабрики, мануфактуры или завода в городе, или хотя и вне города, но выше онаго по течению реки или протока» в виде уничтожения их за счет виновного и денежного взыскания (штрафа) в размере от пятидесяти до ста рублей;
ст. 1054 гласила: «кто в городах допустит в местах, которыя он обязан содержать в чистоте, а в селениях на улицах и дорогах накопление в большом количестве сору, нечистоты, иди вообще чего-либо, что может заражать воздух, тот за сие подвергается: денежному взысканию, в столицах, губернских и портовых городах от одного до трех рублей; в прочих городах от двадцати пяти копеек до одного рубля, а в селениях от десяти до двадцати пяти копеек, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину
его».
Однако однозначно отнести вышеуказанные правонарушения к уголовным или административным весьма проблематично.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. не содержало четких критериев разграничения преступления и проступка. Как говорилось в п. 3 Отделения I «О существе преступлений и проступков», «за преступления и проступки, по роду и мере важности оных, виновные подвергаются наказаниям уголовным или исправительным». То есть, анализируя устанавливаемые за то или иное правонарушение виды наказаний (уголовные или исправительные из соответствующих перечней, содержащихся в Уложении), также не возможно дать окончательный ответ на этот вопрос.
Вместе с тем нельзя не отметить важную роль Уложения 1845 г., впервые выделившего в качестве самостоятельного объекта правовой охраны средствами уголовного и административного права атмосферный воздух.
Дальнейшее развитие нормы об ответственности за загрязнение воздуха получили в Уголовном Уложении, утвержденном 22 марта 1903 г.
Однако, не смотря на обширный перечень статей, направленных на уголовно-правовую охрану объектов живой природы, количество составов правонарушений, непосредственно посягающих на безопасность атмосферного воздуха, по сравнению с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в нем уменьшилось.
Так, в Уголовном Уложении 1903 г. сохранился только один такой состав правонарушения.
Ст. 311 была установлена уголовная ответственность «хозяина завода, фабрики, ремесленного или торгового заведения или заведующего оными, виновного в том, что не устроили в таком заведении приспособления, предписанного законом или обязательным постановлением, для предупреждения заразы воздуха, воды или почвы» в виде ареста на срок не свыше трех месяцев или денежной пени не свыше трехсот рублей.
Данная статья была включена в Главу 16 «О нарушении постановлений о надзоре за промыслами и торговлею» наряду со статьями, устанавливающими ответственность за нарушения в сфере строительства и торговли.
Преступные деяния, описанные в диспозиции ст. 311 Уголовного Уложения 1903 г., исходя из установленных за их совершение видов наказаний относились к проступкам согласно ст. 3 настоящего Уложения, то есть к преступлениям небольшой тяжести.
Преступным же признавалось любое деяние, воспрещенное во время его учинения законом под страхом наказания (ст. 1 Уголовного Уложения 1903 г.).
Таким образом, в российском законодательстве дореволюционного периода отсутствовало четкое разграничение преступлений и административных правонарушений. Фактически имело место слияние понятий административного проступка и преступления небольшой тяжести, также именуемого проступком, к которому относились и нарушения в сфере экологии, в том числе посягающие на охрану атмосферного воздуха.
Положительным достижением дореволюционного уголовного законодательства стало признание объектов природы общечеловеческими ценностями, необходимости ограничения права собственности на них и раздельного правового регулирования вопросов охраны различных компонентов окружающей среды (воздуха, воды, животного и растительного мира и т.д.).
Отчетливо просматривающаяся в дореволюционном уголовном праве России тенденция раздельного правового регулирования вопросов охраны разных компонентов окружающей среды сохранилась и после революции в советском социалистическом праве, а затем и в современном российском законодательстве.
Первый государственный акт по охране окружающей среды в СССР «Декрет о земле» - был принят 8 ноября 1917 г. и заложил основы природопользования в стране.
Первоначально в сферу уголовно-правовой охраны попали только те ресурсы, которые в условиях гражданской войны стали объектом наиболее интенсивного разрушения. В отличие от лесов и животного мира атмосферного воздуха среди них не оказалось.
Вопрос о наказуемости деяний, направленных на загрязнение воздуха, ни Уголовным кодексом РСФСР 1922 г., ни Уголовным кодексом РСФСР 1926 г. не поднимался.
Становлению уголовного законодательства того времени были свойственны все недостатки, сопутствовавшие становлению советского законодательства в целом. Право издавать законы, в том числе и уголовные, принадлежало как ВЦИК и СНК, так и отдельным наркоматам и ведомствам. Уголовно-правовые нормы содержались в актах административно-правового характера, направленных на организацию пользования природными ресурсами.
Начиная с 30-х годов отчетливо наметилась тенденция на ужесточение положений, определяющих преступность и наказуемость деяний. Действия должностных лиц, нарушающих предписания о сохранении чистоты воздуха, предписывалось квалифицировать по статьям о должностных преступлениях. Ответственность же частных лиц за эти деяния не предусматривалась.[46]
С принятием в 1959-1961 гг. нового уголовного законодательства СССР и входящих в его состав республик стала намечаться тенденция к дальнейшему развитию уголовного законодательства, направленного на охрану природы. Но общественная опасность экологических преступлений рассматривалась, прежде всего, с точки зрения экономических потерь от нерационального природопользования.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. устанавливал отдельные санкции за еще более широкий круг деяний против природы, но относил их уже к разным главам Особенной части.
Так, в Главе 6 «Хозяйственные преступления» речь шла и об известных ранее преступлениях (незаконная порубка леса, запрещенное занятие рыбными и другими водными добывающими промыслами, разработка недр без соответствующего разрешения т.д.), и о ряде новых для советского законодательства преступных деяний: нарушение правил лесосплава или взрывных работ, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных насаждений и др. Некоторые составы включались в Главу 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения», в том числе и загрязнение водоемов и воздуха.
По сравнению с Уголовными кодексами РСФСР 1922 г. и 1926 г. был сделан большой шаг вперед - УК РСФСР 1960 г. дополнился новыми нормами, направленными на охрану природы, среди которых в 1970 году появился состав, предусматривающий уголовную ответственность за загрязнение водоемов и воздуха - ст. 223 УК РСФСР.
В последней действовавшей редакции УК РСФСР 1960 г. эта статья была сформулирована следующим образом:
«Загрязнение рек, озер и других водоемов и водных источников неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами или отходами промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других предприятий, учреждений и организаций, причинившее или могущее причинить вред здоровью людей либо сельскохозяйственному производству или рыбным запасам, а равно загрязнение воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного производства -
наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до трех минимальных месячных размеров оплаты труда.
Те же действия, причинившие существенный вред здоровью людей или сельскохозяйственному производству либо повлекшие массовую гибель рыбы, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 21.05.1970 г., Закона РФ от 20.10.1992 г. № 3692-1 - Ведомости ВС РСФСР, 1970, № 22, ст. 441; Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, № 47, ст. 2664)».[47]
Основываясь на буквальном толковании данной статьи можно сделать вывод о том, что она устанавливает уголовную ответственность за любое загрязнение воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного производства.
|