Вторник, 26.11.2024, 17:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Атмосферный воздух как предмет преступления в международном праве и уголовном законодательстве зарубежных стран

Завершающее десятилетие XX века ознаменовалось интенсивным развитием не только российского уголовного законодательства, но и уголовного законодательства зарубежных стран. Во многих странах были проведены реформы действующих уголовных кодексов в части совершенствования норм, устанавливающих уголовную ответственность за экологические преступления.

Специфика проведения реформы уголовного законодательства в конкретной стране была обусловлена ее принадлежностью к той или иной правовой системе, традициями законотворчества в целом, уголовного и экологического законотворчества в частности, особенностями источников права, организации правоохранительной и судебной систем и многими другими обстоятельствами.

Вместе с тем, во многом направления реформы уголовно-экологического законодательства совпадают в странах, весьма существенно отличающихся по экономическому развитию, общеполитическим традициям и т.п. Существенную роль в своеобразной унификации этой реформы сыграла Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного права (г. Страсбург, 4 ноября 1998 г.) даже для тех стран, которые ее не подписали, в том числе России.

Положениями данной Конвенции для стран-участниц - членов Совета Европы было предложено расширить круг уголовно наказуемых деяний в сфере охраны экологической безопасности, защищать больший круг объектов окружающей среды и экологических ценностей; в качестве возможных санкций предусматривать лишение свободы и штрафы, а также мероприятия по восстановлению окружающей среды; принять необходимые и адекватные меры по созданию условий для конфискации средств и доходов или собственности, стоимость которой оценивается на сумму доходов применительно к экологическим преступлениям, для применения уголовных или административных санкций или мер воздействия к юридическим лицам; шире использовать конструкцию составов опасности при формировании составов экологических преступлений.

Например, в ст. 2 Конвенции о защите окружающей среды посредством уголовного права предписано, что каждая из Сторон принимает необходимые [1] меры по квалификации в качестве уголовных преступлений в соответствии с национальным законодательством деяний, посягающих на атмосферный воздух путем выброса или выпуска в него веществ или ионизирующего излучения, которые служат причиной смерти или наносят телесные повреждения любому человеку или вызывают серьезную опасность наступления смерти или телесных повреждений человека; наносящих или способных оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, угрозу жизни или здоровью человека либо состоянию охраняемых памятников истории и культуры, другим охраняемым объектам, собственности, нанести вред жизни или здоровью животных или растений; незаконной деятельности производства, выполняющего представляющие опасность операции и вызывающего смерть или способного привести к смерти или серьезному вреду здоровью любого человека или способных оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, нанести серьезный вред жизни или здоровью животных или растений.

В ряде стран в ходе реформирования действующего уголовного законодательства или при принятии новых уголовных кодексов были выделены отдельные главы, объединяющее все или большинство составов экологических преступлений (глава 26 УК РФ, раздел XXII УК Республики Польша, главы III и IV раздела XVI УК Испании, раздел 29 УК ФРГ, глава XI УК Латвии, раздел IX УК Республики Беларусь и др.). Названия этих разделов или глав варьируются в пределах использования понятий «экологические преступления», «преступления против экологической безопасности и природной среды», «преступные деяния против окружающей среды» (УК ФРГ), «преступления против естественных ресурсов и окружающей среды» (глава III раздела XVI УК Испании) и «преступления, связанные с охраной флоры и фауны» (глава IV того же раздела, который называется «О преступлениях, связанных с управлением территориями и защитой исторического наследия и окружающей среды»), «преступные деяния в отношении природной среды» (УК Латвии), «преступления против охраны окружающей среды» (§ 6, ст. ст. 338-346, глава 6 «Преступления против порядка управления» УК КНР).

В ходе реформы в зарубежных странах преобладали тенденции криминализации опасного для окружающей среды поведения, а не декриминализации такового. В уголовные кодексы были введены новые составы экологических преступлений, в том числе предусматривающие уголовную ответственность за загрязнение атмосферы.

В ходе реформы уголовного законодательства существенно расширен круг защищаемых уголовным законом объектов преступного посягательства. В текстах многих норм указываются окружающая среда, экосистемы, популяции редких и исчезающих видов растений и животных. Более подробным стал и перечень орудий, средств, способов совершения преступлений: в него включены различные виды опасных веществ, отходов и т.п.

Очередной шаг в направлении совершенствования уголовно-правовых норм на уровне Европейского союза и входящих в него стран был сделан благодаря принятию Директивы Европейского Парламента и Совета от 19 ноября 2008 года «Об охране окружающей среды уголовным правом», вступившей в силу с 26 декабря 2008 года.[2] Государствам - членам ЕС предписано провести ряд изменений своего национального законодательства, касающихся уголовной ответственности юридических лиц, ответственности за подстрекательство и пособничество, введения новых составов преступлений (в том числе за торговлю экземплярами охраняемых видов дикой фауны и флоры, их частями и продуктами, поведение, приводящее к уничтожению естественных мест обитания на охраняемых территориях, производство, ввоз, вывоз, введение в оборот или использование веществ, уничтожающих озоновый слой) и уточнения уже существующих уголовно-правовых запретов, касающихся обращения с отходами, опасными веществами и т.д.

В целом можно сделать вывод, что нормы международного уголовного права нашли свое отражение в национальном уголовном законодательстве. Разделы об экологических преступлениях в большинстве случаев являются очень современными не только с точки зрения актуальности борьбы с ними, но и с учетом использованных средств и приемов юридической техники для формулирования запретов. При этом, как отмечают некоторые авторы, одновременно они и самые сложные.1

В разрезе нашего диссертационного исследования интересен опыт установления уголовной ответственности за загрязнение атмосферного воздуха в зарубежных странах.

Воздух как компонент окружающей среды, необходимый для жизнеобеспечения всего живого, ставится под уголовно-правовую охрану подавляющим большинством стран. При этом законодатель, как правило, выбирает один из двух путей: уголовно-правовая охрана атмосферного воздуха наряду с остальными компонентами окружающей среды в рамках общего состава экологического преступления либо введение в уголовный закон самостоятельного специального состава преступления, посягающего на атмосферный воздух.

Наиболее близка к российскому уголовному закону позиция законодателей стран-участниц Содружества независимых государств.

Так, статья об ответственности за загрязнение атмосферы, аналогичная ст. 251 УК РФ, содержится в Уголовном кодексе Кыргызской Республики (ст. 272).[3] [4] [5]

Более развернутая формулировка данного состава преступления дается в ч. 1 ст. 227 УК Таджикистана, диспозиция которой гласит, что уголовнонаказуемым признается загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха с превышением установленных нормативов вследствие нарушения правил эксплуатации установок, сооружений или иных объектов, если эти деяния

~ ~ 3

повлекли причинение существенного вреда окружающей природной среде.

Все вышеуказанные статьи уголовных кодексов стран СНГ также, как и ст. 251 УК РФ, содержат квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления, в качестве общественно опасных последствий в которых указаны соответственно причинение вреда здоровью и наступление смерти человека в результате загрязнения атмосферы.

Но наиболее полно признаки загрязнения атмосферы даны в ч. 1 ст. 274 УК Республики Беларусь: «Загрязнение атмосферного воздуха посредством производственных выбросов загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов предельно допустимых или временно согласованных выбросов либо вследствие ионизирующих излучений, электромагнитного, шумового или иного вредного физического воздействия на атмосферный воздух с превышением нормативов предельно допустимых уровней вредных физических и иных воздействий (загрязнение атмосферы), совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение».1

Те же квалифицирующие признаки - загрязнение, засорение атмосферного воздуха, физическое или иное вредное воздействие на него в любой форме с превышением установленных нормативов или нарушением правил, совершенные повторно в течение года - содержатся в ч. 1 ст. 103 УК Латвии , устанавливающей уголовную ответственность за загрязнение атмосферного воздуха.

В уголовных кодексах Республики Беларусь и Латвии помимо причинения по неосторожности смерти человеку либо заболевания людей (ч. 3 ст. 274 УК Республики Беларусь) и вреда здоровью людей (ч. 2 ст. 103 УК Латвии) в квалифицированных составах загрязнения атмосферного воздуха в качестве квалифицирующих признаков указаны также причинение ущерба в крупном размере (ч. 2 ст. 274 УК Республики Беларусь) и причинившие существенного вреда природной среде, имущественным или хозяйственным интересам (ч. 2 ст. 103 УК Латвии).

В Уголовном кодексе Республики Узбекистан отсутствует специальная статья об ответственности за загрязнение атмосферы. Охрана атмосферного воздуха рассматривается как часть охраны окружающей природной среды от [6] [7]

загрязнения наряду с загрязнением земель и вод (ст. 196).1

Среди европейских стран довольно детально регламентирована ответственность за загрязнение воздуха в Уголовном кодексе Федеративной Республики Германия.

В параграфе 325 «Загрязнение воздуха» (в редакции Сорок пятого закона о реформе уголовного законодательства, принятого с целью трансформации директивы Европейского Парламента и Совета об уголовно-правовой защите окружающей среды от 6 декабря 2011 года и вступившего в действие 14 декабря 2011 года) предусмотрена ответственность за изменение состава воздушной среды в результате нарушения административно-правовых обязанностей, что создает угрозу наступления указанных в данной норме последствий. В ч. 1 параграфа 325 УК ФРГ говорится: «Тот, что при осуществлении эксплуатации установки, в частности производственного комплекса или оборудования, нарушая административно-правовые обязанности, производит изменения воздуха, пригодные для того, чтобы вне территории, на которой находится установка, причинить вред здоровью другого лица, животным, растениям или иным объектам, имеющим значительную ценность, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом».[8] [9]

В ч. 2 этого параграфа предусмотрена ответственность за нарушения административно-правовых обязанностей, в результате которых в воздухе оказываются вредные вещества в значительном количестве. И в ч. 2 параграфа 325 законодатель также оговаривает, что речь идет именно об изменении состава воздушной среды вне прилегающей к загрязняющей установке территории. За данные деяния установлено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет или денежного штрафа.

Ч. 3 параграфа 325 УК ФРГ устанавливает уголовную ответственность за выбросы в воздух вредных веществ в значительном количестве с нарушением административно-правовых обязанностей, в случае если это деяние не подлежит наказанию по ч. 2 настоящего параграфа. То есть исходя из буквального толкования текста данной части можно сделать вывод, что в ней установлена уголовная ответственность за такие выбросы вредных веществ в значительном размере, которые не связаны с распространением загрязнения за пределы территории предприятия. За данные деяния установлено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет или денежного штрафа.

В ч. ч. 4 и 5 параграфа 325 УК ФРГ предусмотрена ответственность лиц, действующих по неосторожности, а в ч. 7 говорится об изъятии из сферы действия ч. ч. 1 и 4 этого параграфа транспортных средств, в том числе железнодорожных, воздушных или водных средств передвижения. В случае совершения этих деяний по неосторожности уголовный закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет или денежный штраф.

В ч. 6 параграфа 325 УК ФРГ дается определение понятия «вредные вещества», используемого в тексте уголовного закона, - это вещества, пригодные для того, чтобы:

причинить вред здоровью другого лица, животным, растениям или иным объектам, имеющим значительную ценность, или

на длительное время загрязнить водоем, воздух или почву или иным образом ухудшить их состояние.[10]

Таким образом, мы видим, что параграф 325 УК ФРГ сконструирован законодателем так, что составы преступлений, посягающих на атмосферный воздух, расположены от наиболее общественно опасного к наименее общественно опасному, при этом первый из них является составом опасности.

Преступное загрязнение атмосферного воздуха по уголовному закону Германии может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. При этом от формы вины зависит и квалификация содеянного, и назначаемое виновному лицу наказание.

Кроме того, в УК ФРГ в отдельном параграфе - параграфе 325а - предусмотрена уголовная ответственность за создание шума, сотрясений и высвобождение неионизирующего излучения.

Так, в ч. 1 параграфа 325а говорится, что тот, кто при осуществлении эксплуатации установки, в частности, производственного комплекса или технического устройства, нарушая административно-правовые обязанности, производит шум, пригодный для того, чтобы вне пределов территории расположения установки причинить вред здоровью другого лица, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом.

Согласно ч. 2 параграфа 325а тот, кто при осуществлении эксплуатации установки, в частности, производственного комплекса или технического устройства, нарушая административно-правовые обязанности, служащие обеспечению защиты от шума, сотрясений и неионизирующего излучения, создает опасность для здоровья другого лица, не принадлежащих ему животных или чужих вещей, имеющих значительную ценность, - на срок до пяти лет или денежным штрафом.

Ч. 3 параграфа 325а по аналогии с ч. ч. 4 и 5 параграфа 325 УК ФРГ предусматривает наказание за совершение тех же деяний по неосторожности.

Таким образом, уголовно-наказуемые воздействия шума, вибраций и неионизирующего излучения (электромагнитные) на атмосферный воздух и другие компоненты окружающей среды уголовным законом Германии регламентируются отдельно от уголовно-наказуемого загрязнения атмосферного воздуха.

То есть УК ФРГ в отличие от УК РФ и некоторых других государств различает эти два вида воздействия на атмосферу, аналогами которых в российском законодательстве выступают загрязнение атмосферного воздуха и вредное физическое воздействие на него в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В ряде других государств Европы ответственность за загрязнение воздуха предусмотрена в одной статье с загрязнением воды и земли.

Так, например, такие общие составы экологических преступлений

1 2

предусмотрены в уголовных кодексах Польши (ст. 182) , Сербии (ст. 133) , Испании (ст. 325)3, Голландии (ст. ст. 173a и 173b).4

Помимо этого в Уголовном кодексе Республики Польша содержится и ст. 186 об ответственности за содержание в ненадлежащем состоянии или неиспользование устройства, предохраняющего от загрязнения воду, воздух или землю, или устройства, предохраняющего от радиоактивного или ионизирующего излучения.5 За данные деяния предусмотрено наказание в виде штрафа, ограничения свободы либо лишения свободы на срок до 2 лет.

Данная статья не имеет аналогов в российском уголовном законодательстве. Нарушения правил эксплуатации установок, сооружений или иных объектов, в случае если они не повлекли каких-либо последствий, наказываются в рамках административной юрисдикции в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ч. 2 ст. 133 Уголовного кодекса Республики Сербия в отличие от ст. 251 УК РФ прямо предусмотрен специальный субъект: «Ответственное лицо, которое в нарушение законодательства об охране, сохранении и улучшении условий окружающей среды не исполняет надлежащим образом обязанности по установке очистных устройств, либо допускает строительство, запуск или использование установок, загрязняющих окружающую среду, либо любым иным способом не исполняет обязанности по принятию мер к прекращению либо предотвращению загрязнения окружающей среды, что влечет за собой загрязнение воздуха, воды либо почвы в значительной степени либо на обширной территории, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до пяти лет».6 За совершение преступления специальным субъектом предусмотрено более строгое [11] [12] [13] [14] [15] [16]

наказание, чем в ч. 1 ст. 133 УК Сербии (лишение свободы на срок до трех лет).

В Уголовном кодексе Испании ответственность за негативное воздействие на атмосферу предусмотрена несколькими общими составами преступлений, устанавливающими ответственность за преступления против природных ресурсов и окружающей среды.

Так ст. 325 УК Испании устанавливает уголовную ответственность за нарушения закона и других общих положений о защите окружающей среды, которые спровоцировали прямо либо косвенно излучения, проливание, облучение, извлечение или экскавацию, снос, шум, вибрацию, излияние или хранение в атмосфере, земле, недрах или наземных, морских или грунтовых водах, в том числе в межпограничных пространствах, собирание вод (каптаж), которые могут причинить тяжкий ущерб равновесию в естественных системах и здоровью людей.1

Видами санкций, предусмотренных ст. 325 УК Испании, являются тюремное заключение на срок от шести месяцев до четырех лет, штраф на сумму от восьми до двадцати четырех месячных заработных плат и лишение права заниматься определенной профессией или деятельностью на срок от одного года до трех лет, если вышеуказанные деяния могут причинить тяжкий ущерб равновесию в естественных системах (по аналогии с установленным в российском праве так называемым составом опасности). При этом в ст. 325 указано, что если «риск тяжкого вреда существовал для здоровья людей, срок лишения свободы назначается ближе к верхнему пределу».2

Уголовная ответственность за причинение тяжкого ущерба одному из элементов охраняемого естественного пространства установлена в ст. 330 УК Испании, которой предусмотрено назначение наказания от одного года до четырех лет тюремного заключения и штрафа на сумму от двенадцати до

-5

двадцати четырех месячных заработных плат.

При этом УК Испании содержит ст. 326, в которой предусмотрены [17] [18] [19] отягчающие вину обстоятельства для экологических преступлений: «наказание назначается на одну ступень выше, независимо от наказания, которое еще может быть назначено по настоящему Кодексу при наличии следующих условий:

производство или деятельность существует подпольно без предписывающего разрешения или одобрения в административном порядке на их установки;

б) не будут исполнены ясно выраженные распоряжения административной власти о взысканиях или о временном приостановлении деятельности, описанной в предыдущей статье;

в) информация об аспектах, связанных с окружающими условиями, будет сфальсифицирована или скрыта;

будут создаваться препятствия для контролирующей деятельности администрации;

будет создан риск необратимых повреждений или катастрофы;

будет произведен незаконный слив воды во время ограничений».1

Кроме этого, в ст. 331 испанского Уголовного кодекса предусмотрена

возможность смягчить наказание за экологическое преступление и назначить его на одну ступень ниже за деяния, предусмотренные в главе о преступлениях против природных ресурсов и окружающей среды, если они были совершены по грубой неосторожности.[20] [21]

В Уголовном кодексе Голландии имеются две общие статьи, устанавливающие уголовную ответственность за загрязнение почвы, атмосферного воздуха, вод в зависимости от формы вины.

Ст. 173а установлена ответственность за умышленное и незаконное помещение какого-либо вещества на почву, в введение его в почву, в воздух или в поверхностные воды. В ч. 1 ст. 173а УК Голландии закреплены признаки состава опасности: если преступник знает или имеет серьезное основание предполагать, что в результате этого возникнет опасность для общественного здоровья или жизни другого человека, то он приговаривается к сроку тюремного заключения не более двенадцати лет или штрафу. В ч. 2 той же статьи уже описываются признаки материального состава преступления: если преступник знает или имеет серьезное основание предполагать, что в результате его деяния возникнет опасность для жизни другого лица, и если последует смерть человека, то в этом случае он приговаривается к сроку тюремного заключения не более пятнадцати лет или штрафу.1

Санкция ст. 173b УК Голландии за то же преступление, совершенное по небрежности или неосторожности, устанавливает срок тюремного заключения или заключения не более одного года или штраф в пониженном размере, если преступник знает или имеет серьезное основание предполагать, что в результате его деяния возникнет опасность для общественного здоровья или жизни другого человека (ч. 1 ст. 173 b). Если же преступник знает или имеет серьезное основание предполагать, что в результате его деяния возникнет опасность для жизни другого человека, и если в результате этого наступит смерть человека по небрежности или неосторожности, то он приговаривается к сроку тюремного заключения не более двух лет или штрафу (ч. 2 ст. 173 b).[22] [23] [24]

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики в главе 6 «Преступления против порядка общественного управления» содержит § 6 «Преступления против охраны окружающей среды», в котором предусмотрены такие составы преступлений, как незаконная добыча продуктов водного мира, загрязнение вод, земли, атмосферы. Так, в ст. 338 УК КНР предусмотрена ответственность за незаконное размещение, хранение или выброс в воду, землю или атмосферу радиоактивных загрязняющих веществ, содержащих источники инфекционных заболеваний, ядовитых или опасных отходов, если это привело к серьезной экологической катастрофе, причинив значительный ущерб государству

-5

или частному имуществу либо жизни и здоровью людей.

Ответственность за данные деяния наступает в виде лишения свободы на срок до трех лет или краткосрочного ареста, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания - штрафа. Если те же деяния повлекли особо тяжкие последствия, срок лишения свободы устанавливается от трех до семи лет и назначается дополнительное наказание в виде штрафа. Если же указанное преступление совершено организацией (ст. 346 УК Китая), по отношению к ней применяются штрафные санкции, размер которых устанавливается по усмотрению суда, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, наказываются в соответствии с рассмотренной нами санкцией ст. 338 УК Китая.1

Особенностью американского законодательства является отсутствие самостоятельных правовых актов, предусматривающих в комплексе различные виды ответственности за правонарушения, включая экологические. В американской правовой системе на уровне штатов действуют уголовные кодексы. Так, Уголовный кодекс штата Нью-Йорк предусматривает ответственность юридических лиц в § 20 «Уголовная ответственность корпораций». За особо тяжкие нарушения природоохранного законодательства применяется уголовная ответственность в виде штрафа и (или) тюремного заключения. По законодательству США за умышленное нарушение конкретных положений закона

качестве воды, воздуха, об отходах может быть наложен уголовный штраф до 25 тыс. долл. за один день нарушения, либо тюремное заключение до 1 года, либо то и другое. При повторном нарушении - штраф до 50 тыс. долл. за один день нарушения или тюремное заключение на срок до 2 лет.

Таким образом, уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха предусмотрена во многих странах мира, разнятся только квалифицирующие признаки, способы описания и виды составов преступлений.

Следует также отметить, что нормы о привлечении юридических лиц к уголовной ответственности за экологические преступления, в том числе [25] [26] загрязнение атмосферного воздуха, содержатся в уголовных кодексах многих государств. Еще в 1978 году Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям европейских государств признать уголовную ответственность юридических лиц за экологические преступления. Позднее данная рекомендация, как уже отмечалось ранее, нашла свое закрепление в Конвенции о защите окружающей среды посредством уголовного права (г. Страсбург, 4 ноября 1998 г.) и была реализована в Нидерландах, Португалии, Финляндии, Люксембурге, Дании, Бельгии и других государствах.1

Этот институт действует во всех странах англо-американского права, в том числе в Великобритании, Ирландии, США, Канаде, Австралии, а также в Китае и ряде стран Ближнего Востока (Иордания, Ливан, Сирия). Прижился этот институт и на постсоветском пространстве - в Г рузии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии, Молдове, Украине.

Основными видами наказания для юридических лиц являются штраф и ограничения в их деятельности (ликвидация юридического лица; запрещение навсегда или сроком до пяти лет осуществлять прямо или косвенно какую-нибудь деятельность; юридический контроль за деятельностью юридического лица сроком до пяти лет и т.д.).[27] [28]

В целях эффективного совершенствования действующего российского уголовного законодательства, в том числе регламентирующего ответственность за загрязнение атмосферы, современными авторами предлагается на постоянной основе проводить мониторинг и сравнительный анализ зарубежного законодательства по охране окружающей среды.

Сравнительный анализ зарубежного законодательства по охране атмосферного воздуха представляет несомненный интерес для изучения, а положительный опыт может быть использован при разработке новелл российского законодательства. Некоторые законодательные нормы представляют особый научный интерес и заслуживают подражания.[29]

Законодателем, учеными и практиками рассматриваются вопросы введения института уголовной ответственности юридических лиц, введения составов опасности и внесения в уголовный закон изменений путем установления дополнительных квалифицирующих признаков (например, превышение установленных нормативов выбросов и иных воздействий на атмосферный воздух), которые более подробно будут проанализированы нами в последующих главах нашего исследования.

 

[1] СПС «Консультант Плюс».

2 Дубовик О.Л. Уголовно-правовая охрана окружающей среды: история развития, задачи и перспективы (влияние идей В.В. Петрова на формирование и реализацию). // Экологическое право, 2009, № 2/3, Специальный выпуск. С. 25.

[2] Экологическая преступность в Европе / Составители: Франсуаза Комт, Людвиг Кремер; отв. ред. О.Л. Дубовик; перевод на русский язык. - М.: Издательский Дом «Городец», 2010. С. 9.

[3] Дубовик О.Л. Уголовно-правовая охрана окружающей среды: история развития, задачи и перспективы (влияние идей В.В. Петрова на формирование и реализацию). С. 28.

[4] Курс уголовного права в пяти томах. Том 4. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. - М.: Зерцало, 2002. С. 311.

[5] Там же.

[6] Курс уголовного права в пяти томах. Том 4. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. С. 312.

[7] Там же.

[8] Курс уголовного права в пяти томах. Том 4. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. С. 312.

[9] Головненков П.В. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: научнопрактический комментарий и перевод текста закона. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. С. 257.

[10] Головненков П.В. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: научнопрактический комментарий и перевод текста закона. С. 257.

[11] Курс уголовного права в пяти томах. Том 4. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. С. 312.

[12] Уголовный кодекс Республики Сербия / Научное редактирование и предисловие д-ра юрид. наук., проф. Ю.А. Кашубы, перевод с английского С. Карибова. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. С. 161.

[13] Уголовный кодекс Испании / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Юридический факультет. Кафедра уголовного права и криминологии; Пер. с испанского В.П. Зыряновой, Л.Г. Шнайдер; Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Ф.М. Решетникова. - М.: Зерцало, 1998. С. 103.

[14] Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. д-р. юрид. наук, заслуж. деят. науки РФ, проф. Б.В. Волженкин; пер. с англ. И.В. Мироновой. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. С. 309.

[15] Курс уголовного права в пяти томах. Том 4. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. С. 312.

[16] Уголовный кодекс Республики Сербия / Научное редактирование и предисловие д-ра юрид. наук., проф. Ю.А. Кашубы, перевод с английского С. Карибова. С. 161.

[17] Уголовный кодекс Испании. Пер. с испанского В.П. Зыряновой, Л.Г. Шнайдер; Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Ф.М. Решетникова. - М.: Зерцало, 1998. С. 103.

[18] Там же.

[19] Там же, с. 104.

[20] Уголовный кодекс Испании. Пер. с испанского В.П. Зыряновой, Л.Г. Шнайдер; Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Ф.М. Решетникова. С. 103.

[21] Там же, с. 104.

[22] Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. д-р. юрид. наук, заслуж. деят. науки РФ, проф. Б.В. Волженкин; пер. с англ. И.В. Мироновой. С. 309.

[23] Там же, с. 309-310.

[24] Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Пер. с китайского Д.В. Вичикова; Под ред. А.И. Коробеева. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001. С. 225.

[25] Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Пер. с китайского Д.В. Вичикова; Под ред. А.И. Коробеева. С. 227.

[26] Краснослободцева Н.В. Экологические преступления как социальное явление. // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки. Право», 2011, № 10 (102). С. 341-342.

[27] Багаутдинов Ф.Н., Сагирова А.Г. Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления. // Российская юстиция, 2010, № 8. С. 36.

[28] Там же.

[29] Краснослободцева Н.В. Экологические преступления как социальное явление. С. 343.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (20.04.2017)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%