К факультативным признакам объективной стороны состава преступления в науке уголовного права традиционно относят место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершения преступления.
В качестве факультативных они выступают лишь применительно к общему понятию состава преступления. В конкретных составах преступлений, где они предусмотрены, названные признаки являются обязательными.
Рассмотрим факультативные признаки состава загрязнения атмосферы.
Место совершения преступления представляет собой, с одной стороны, общее условие уголовной ответственности, а с другой - факультативный признак состава преступления.
Как общее условие уголовной ответственности он предусмотрен ст. ст. 11 и 12, включенными в главу 2 под названием «Действие уголовного закона во времени и в пространстве» раздела I «Уголовный закон» УК РФ, в которых закреплены принципы действия УК РФ в пространстве (территориальный принцип и принцип гражданства). На основании этих принципов регламентирована уголовная ответственность за преступления, совершенные на территории РФ и вне пределов Российской Федерации.
Факультативным признаком место совершения преступления является тогда, когда оно специально обозначено в диспозиции статьи Особенной части УК РФ, устанавливающей ответственность за соответствующее преступление.
В диспозиции ст. 251 УК РФ место совершения преступления специально не определено. В других статьях главы 26 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за экологические преступления, в качестве обязательного факультативного признака основных и квалифицированных составов преступлений - места совершения преступления указаны особо охраняемые природные территории (ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» и ст. 258 «Незаконная охота» УК РФ), в том числе и территория заповедника или заказника (ст. 250 «Загрязнение вод» УК РФ), зона экологического бедствия и зона чрезвычайной экологической ситуации (ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», ст. 250 «Загрязнение вод», ст. 254 «Порча земли», ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» и ст. 258 «Незаконная охота» УК РФ).
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»1 особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с п. 1.1 Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденного приказом Минприроды РФ от 06.02.1995 № 45 , зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, приостановка и предотвращение которых невозможны только за счет организационно-управленческого потенциала и материально-финансовых ресурсов данной территории.
Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны, объявляются зонами экологического бедствия (Методика «Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации
-5
и зон экологического бедствия» (утв. Минприроды РФ 30.11.1992)).
Таким образом, как видим из приведенных выше определений особо охраняемой природной территории, зоны чрезвычайной экологической ситуации [1] [2] [3] и зоны экологического бедствия уже сам факт преступного загрязнения атмосферы на таких территориях способен причинить больший вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям, чем совершение того же преступления на другой территории.
Не случайно, например, ст. 14 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»[4] предусматривается предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, который устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории, в том числе входящих в ее состав особо охраняемых природных территорий.
Как уже отмечалось ранее, полагаем также возможным рассмотреть вопрос
0 включении вышеуказанных мест совершения преступления в качестве обязательных факультативных признаков в квалифицированный состав загрязнения атмосферы, так как совершение данного преступления в таких местах может иметь более тяжкие последствия для общества и окружающей среды (под «последствиями» в данном случае имеются в виду социальные и иные негативные последствия совершения преступления в целом, а не обязательный признак объективной стороны материального состава преступления).
Кроме того, следует отметить, что место совершения общественно опасного деяния и место наступления общественного опасных последствий в виде загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха могут различаться в пространстве.
Это особенно наглядно можно проиллюстрировать, на примере квалифицированных составов загрязнения атмосферы, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 251 УК РФ. Обязательными признаками этих составов являются причинение вреда здоровью или смерти человеку. Так, например, облако поступившего в атмосферу в результате выброса ядовитого газа (например, зорина, зомана и т.п. веществ, используемых в качестве химического или биологического оружия), унесенное ветром на расстояние в несколько километров от источника выброса, загрязняет атмосферный воздух и способно причинить вред человеку.
При квалификации загрязнения атмосферы имеет значение и время совершения преступления.
Время совершения преступления так же, как и место его совершения, выступает в качестве и общего условия уголовной ответственности, и факультативного признака. Как общее условие уголовной ответственности оно регламентировано ст. ст. 9 и 10, помещенными в названную главу 2, а также ст. ст. 78 и 86, включенными соответственно в главы 11 и 12, поименованные «Освобождение от уголовной ответственности» и «Освобождение от наказания» раздела IV «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания» УК РФ, и имеет значение для применения в целом УК РФ во времени. Роль факультативного признака время совершения преступления играет в случаях, когда оно специально указано в диспозиции статьи Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за соответствующее преступление.
Согласно ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Временем совершения исследуемого нами загрязнения атмосферы согласно ч. 1 ст. 251 УК РФ будет время нарушения субъектом преступления правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.
Однако согласно ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.
Поэтому не менее актуальным для нашего исследования является вопрос о времени окончания загрязнения атмосферы.
Временем окончания преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ, состав которого является материальным, будет момент наступления общественно опасных последствий в виде загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха. Причем данные последствия могут наступить по истечении определенного времени с момента совершения общественно опасного деяния в виде конкретного нарушения или нарушений правил охраны атмосферного воздуха (правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов).
Это обусловлено, прежде всего, сложностью физических и химических процессов, протекающих в атмосфере, влиянием природных и антропогенных факторов (например, скорость ветра, наличие фонового загрязнения, при контакте с которым незаконно выброшенные в атмосферный воздух вредные вещества могут вступать в сложные химические реакции).
Таким образом, как справедливо отмечает П.У. Исмаилова, применительно к делам о преступных загрязнениях атмосферного воздуха этот элемент состава преступления включает в себя следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные составные части: 1) время совершения противоправного деяния, повлекшего выброс вредного вещества в атмосферный воздух; 2) время наступления вредных последствий: загрязнение воздуха либо иное изменение природных свойств. Наступление вредных последствий в данном случае обусловлено именно взаимодействием между деянием и обстановкой его совершения. Загрязнение воздуха (по ст. 251 УК РФ) признается преступным лишь тогда, когда помимо других условий оно осуществляется в определенных пространственно-временных границах, которые в свою очередь установлены не произвольно, а в связи с объективными процессами. 1
Как видим из всего вышеизложенного, время и место совершения преступного загрязнения атмосферы неразрывно связаны с обстановкой или условиями совершения данного преступления.
Исмаилова П.У. Противодействие загрязнению атмосферы (региональный аспект). С. 27-28.
Обстановка (условия) совершения преступления, как уже отмечалось ранее, также является признаком состава преступления, факультативным по отношению к его общему составу и обязательным в конкретных случаях, специально очерченных в диспозициях статей Особенной части УК РФ. Обстановка (условия) - это обстоятельства, в которых или при наличии которых совершается преступление.
Обстановку совершения загрязнения атмосферы могут формировать постоянно или временно существующие в месте его совершения природные или антропогенные факторы (например, скорость ветра, наличие осадков и другие природные условия, фоновое загрязнение атмосферного воздуха и т.п.).
Способ совершения преступления - это «прием, действие, метод исполнения какой-либо операции. Применительно к объективной стороне состава преступления способ - это метод, прием, набор тактических средств, с помощью которых достигается успех преступного деяния или его неудача».1
С позиции общего понятия состава преступления способ совершения преступления выступает в двух значениях: 1) обязательного, в том числе альтернативного, признака объективной стороны и 2) факультативного ее признака. В первом значении способ идентичен описанному в диспозиции статьи Особенной части УК РФ деянию, характеризующему соответствующий вид преступления, индивидуализирует данный вид преступления в целом и отличает его от других видов преступлений. Во втором значении - факультативного признака - способ совершения преступления выступает тогда, когда он дополнительно предусмотрен в диспозиции статьи Особенной части УК РФ в качестве квалифицирующего признака.[5] [6]
Способом совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 251 УК РФ, является выброс в атмосферу загрязняющих веществ или вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов).
Проблема определения орудий и средств совершения преступления и их отграничения друг от друга представляется крайне недостаточно исследованной в теории отечественного уголовного права. В частности, в юридической литературе указано, что «средства совершения преступления представляют собой орудия, приспособления, химические вещества и др., при помощи которых было совершено преступление»1, то есть согласно этому определению орудия являются одной из разновидностей средств совершения преступления.
В связи с чем предлагалось, что при определении орудий и средств совершения преступления и отграничении их друг от друга следует исходить из такого критерия, как уголовно-правовое значение действия, при совершении которого тот или иной предмет используется, то есть является оно действием, для запрета которого установлена конкретная уголовно-правовая норма или нет.[7] [8]
На основании названного критерия орудие совершения преступления - это предмет внешнего мира, используемый при совершении действия, для запрета которого установлена данная уголовно-правовая норма и которое определяет уголовно-правовую природу соответствующего вида преступления.
Согласно указанному критерию средство совершения преступления - это предмет внешнего мира, используемый при совершении иного действия, то есть сопутствующего тому действию, которое определяет уголовно-правовую природу данного преступления и ради запрета которого установлена конкретная уголовноправовая норма, и повышающего эффективность последнего.
Результатом специальных научных исследований проблемы определения и разграничения орудий и средств совершения преступления может стать выявление, установление и обоснование других, в частности, более наглядных для восприятия, ярких критериев отграничения орудий от средств совершения преступления.
Вместе с тем важно констатировать, что отличия орудий от средств совершения преступления с позиции их уголовно-правового содержания для квалификации преступлений значения не имеют.
Применительно к рассматриваемому нами составу загрязнения атмосферы в качестве орудий или средств совершения преступления в тех или иных ситуациях могут выступать различные установки, сооружения или иные объекты.
Подводя итог анализу признаков объективной стороны состава загрязнения атмосферы, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в связи с отсутствием кодификации нормативных правовых актов в сфере охраны атмосферного воздуха существует проблема отнесения конкретного нарушения установленных норм и правил охраны атмосферного воздуха к той или иной группе: нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушения правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. Так как данное деление является достаточно условным (по усмотрению правоприменителя).
Кроме того, как уже отмечалось ранее, две указанные группы нарушений могут и не охватывать все встречающиеся на практике правонарушения, способные повлечь установленные уголовным законом последствия.
В связи с чем полагаем возможным в целях унификации и приведения бланкетной диспозиции ч. 1 ст. 251 УК РФ в соответствие с природоохранным законодательством заменить фразу «нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов» словосочетанием «нарушение правил охраны атмосферного воздуха».
Во-вторых, в настоящее время отсутствуют четкие критерии определения уголовно-наказуемых загрязнения и иного изменения природных свойств воздуха, позволяющие отграничить их от административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, несмотря на назревшую необходимость совершенствования уголовного закона, внесение изменений в диспозицию ч. 1 ст. 251 УК РФ является сейчас преждевременным и недостаточно проработанным, так как ни один из существующих подходов не позволяет решить в совокупности все возникающие в связи с этим у правоприменителя проблемы.
Для решения этой задачи потребуется комплекс естественно научных исследований и внесение изменений и дополнений в действующее природоохранное законодательство (утверждение соответствующих методик, в том числе и по исчислению ущерба), так как во многом данная проблема порождена именно пробелами в законодательстве об охране атмосферного воздуха.
В-третьих, действующая редакция ч. 1 ст. 251 УК РФ в отличие от статей, посвященных другим экологическим преступлениям, не содержит таких отягчающих уголовную ответственность квалифицирующих признаков, как совершение преступления на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации. При том, что совершение данных деяний на этих территориях способно повлечь более серьезные отдаленные социальные и экологические последствия.
Кроме того, загрязнение атмосферы способно повлечь массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, также предусмотренные в других составах экологических преступлений в качестве квалифицирующих признаков.
Поэтому полагаем возможным внести их в уголовный закон путем дополнения квалифицированных составов загрязнения атмосферы.
[1] СПС «Консультант Плюс».
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] СПС «Консультант Плюс».
[5] Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / отв. ред. И.Я. Козаченко и З.А. Незнамова. 2 -е изд., стер... С. 165.
[6] Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: сборник очерков / под ред. В.В. Лунеева... С. 156157.
[7] Уголовное право России: учебник для вузов. В 2 т. - Т. 1. Общая часть / отв. ред. А.Н. Игнатов и Ю.А. Красиков. - М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. С. 146.
[8] Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: сборник очерков / под ред. В.В. Лунеева... С. 157.
|