Вторник, 26.11.2024, 17:17
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Содержание семейных правоотношений между родителями и детьми

Отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов. Ю.Ф. Беспалов называет семейные правоотношения с участием ребенка особым, самостоятельным видом семейных отношений, выходящим за рамки родительских[1]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ребенок является особым субъектом семейных отношений.

В силу того, что ребенок из-за своего возраста является слабозащищенным, не обладает необходимым жизненным опытом и уровнем умственного и физического развития, он нуждается в повышенной правовой защите. Как пишет Г.А. Трофимова «ребенок в силу своей биологической природы не может выжить, а без надлежащего воспитания - стать достойным членом общества[2]». Именно этим обусловлено большое количество международных актов, направленных на защиту прав детей. Так, в 1924 г. Генеральной Ассамблеей Лиги Наций была принята Женевская декларация прав ребенка. Она стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В Декларации подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

Основы правового регулирования отношений по воспитанию детей заложены в Конституции Российской Федерации, в силу ст. 38 которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Безусловно, что основная часть соответствующих правовых норм закреплена в Семейном кодексе РФ.

Основы международного правового регулирования отношений по воспитанию детей, содержатся в Конвенции о правах ребенка[3]. К правоотношениям с участием граждан государств, являющихся членами Содружества Независимых Государств, применяются также положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой 22 января 1993 г. в г. Минске государствами - членами Содружества Независимых Г осударств[4].

Кроме того, при разрешении споров об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, а также об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, суды, в частности, применяют Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[5].

Разъяснения по применению семейного законодательства содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".

Говоря о международно-правовых основах регулирования отношений между родителями и детьми по поводу воспитания, следует отметитьь, что Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946 г. после распада Лиги Наций. В 1948 г. Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, провозглашается право всех детей на особое попечение и помощь. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка[6] с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами. Декларация прав ребенка состоит из десяти статей, направленных на гармоничное развитие и социальную защиту детей. Провозглашаются принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении. В Декларации перечисляются не только права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту - особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации), но и выделяются в качестве самостоятельных положений, касающиеся его воспитания в семье. Однако это Декларация носила рекомендательный характер.

В 1966 г. ООН были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах[7] и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах[8], которые можно рассматривать как первые международные обязывающие документы в области прав человека. Эти документы затрагивают также в отдельности права ребенка: запрет дискриминации, право на защиту семьей, государством и обществом, право на имя и гражданство, защиту ребенка в случае распада семьи. Основой международно-правового регулирования прав ребенка, на которой базируются нормы российского законодательства в данной сфере, является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.

На основе перечисленных международных актов строится и отечественное право. Оценивая историю развития института прав ребенка, В.И. Абрамов отмечает, что как ценность и юридическая категория в России оформились лишь в 90-х гг. ХХ в., в досоветский же период ребенок был объектом родительской власти, в советский - объектом государственной политики[9]. Действительно, только после принятия Конвенции 1989 г. в России внутригосударственное законодательство стало приводиться в соответствие с требованиями международных стандартов.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ положения Конвенции имеют прямое действие на территории России, соответственно в последнее время появляется все больше судебных актов со ссылками на нормы Конвенции[10]. Достаточно большое количество споров возникает по поводу устройства детей в дошкольные образовательные учреждения в связи с нехваткой мест.

В рамках данной работы особую важность представляют семейные права ребенка, которые, по сути, относятся к категории основных. Это обусловлено тем, что, как правило, ребенок живет вместе с родителями, постоянно с ними взаимодействует, вся его жизнь проходит в семье. Несовершеннолетний до 14 лет является недееспособным, с 14 до 18 лет является не полностью дееспособным, соответственно он не может быть субъектом многих гражданских правоотношений. Поэтому несовершеннолетний выступает, прежде всего, субъектом семейных правоотношений.

В Конвенции о правах ребенка закреплено значительное число положений принципиального порядка: дается перечень всех прав ребенка без выделения ни одного из них в качестве главенствующего. Общеправовой принцип равенства в Конвенции нашел отражение в том, что правовой статус ребенка не зависит от уровня его материального, семейного благополучия. В Конвенции определяется общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего)[11].

Права ребенка являются субъективными права, соответственно обладают общими признаками, характерными для данной категории. Однако они должны рассматриваться с учетом возрастного фактора - несовершеннолетия. Некоторыми правами ребенок не имеет возможности обладать с момента рождения. Речь идет о дееспособности, которая, как известно, зависит от возраста. Примером тому служит брачный возраст (ст. 13 СК РФ). Усыновителем, опекуном, приемным родителем может быть лишь совершеннолетнее лицо (ст. 127, 146, 153 СК РФ) и т.д. О динамичности объема семейных прав, зависимости от возраста говорят многие ученые[12]. Так, с 10 лет ребенок может самостоятельно давать согласие при решении вопросов, затрагивающих его интересы (ст. 57, п. 1 ст. 129 СК РФ), с 14 лет - получает право на самостоятельное обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов (п. 2 ст. 56 СК РФ), может требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке (п. 3 ст. 62 СК РФ), а также требовать отмены усыновления в отношении себя (ст. 142 СК РФ). По достижении 16 лет несовершеннолетний может самостоятельно осуществлять родительские права по отношению к своему ребенку (ст. 62 СК РФ).

Следует помнить, что признание несовершеннолетнего полностью дееспособным согласно ст. 56 СК РФ дает прав несовершеннолетнему самостоятельно осуществлять свои семейные права и обязанности, за исключением права быть усыновителями, опекунами, приемными родителями. Поэтому приобретение полной гражданской дееспособности не предоставляет полной семейной дееспособности, за исключением совершеннолетия.

Характеризуя семейную правоспособность ребенка, Ю.Ф. Беспалов в качестве ее характерных черт называет наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи. Ученый также обращает внимание на то, что семейная правоспособность связано с семейной правоспособностью совершеннолетнего члена семьи (тому служит институт законного представительства). Межотраслевой характер семейно-правовых отношений подтверждает, что объем прав и обязанностей (а также границ) определяется и в отдельных случаях гражданским и гражданским процессуальным законодательствами. Ученый в связи с этим отмечает связь семейной правоспособности ребенка с правоспособностью гражданской и гражданскопроцессуальной. Профессор также говорит о преобладание семейных прав над обязанностями; увеличение ее объема по мере взросления, а следовательно, несовпадение ее содержания с содержанием правоспособности совершеннолетнего лица[13].

Ребенок в семье обладает рядом взаимосвязанных и взаимозависимых прав, определяющими из которых являются его личные неимущественные права. Используемое в законодательстве понятие «личные права ребенка» относится к числу собирательных, так как в перечень личных прав включаются права, имеющие разное содержание, преследующие разные цели. СК РФ в отдельной главе 11 в качестве приоритетных самостоятельных прав выделил следующие личные права несовершеннолетних: право жить и воспитываться в семье (ст. 54); право на общение с родителями и родственниками (ст. 55); право на свою защиту (ст. 56); право выражать свое мнение (ст. 57); право на имя, отчество и фамилию (ст. 58). «Закрепив эти права в семейном законодательстве, государство тем самым подчеркивает их значение и создает гарантии их реализации».[14]

И.Г. Король предлагает разделить все личные неимущественные права ребенка на материальные личные неимущественные права и процессуальные личные неимущественные права. В первую группу включаются право на общение с родителями и другими родственниками; право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями и образование и т.д. Во вторую право на защиту и представительство, право на обращение в суд, право быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства[15].

По мнению А.Г. Райкуновой Семейный кодекс РФ, являясь основным нормативным правовым актом семейного законодательства, ограничивается достаточно небольшим перечнем личных неимущественных прав несовершеннолетних, предлагая, соответственно, установить если не исчерпывающий, то наиболее полный перечень прав, которыми может обладать несовершеннолетний, в частности право на жизнь, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду, право на психическую и физическую неприкосновенность[16]. С ней солидарны и другие исследователи: «поскольку в действующем СК РФ среди ряда личных неимущественных прав несовершеннолетнего ребенка отсутствует право на получение им основного общего образования, предлагается закрепить в п.п. 1 п. 2 ст. 54 гл. 11 СК РФ данное право ребенка»[17].

Характеризуя основные неимущественные права ребенка, прямо закрепленные в СК РФ, хотелось бы отметить следующие моменты.

Ребенку должно быть обеспечено право на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие. В семейных правоотношениях (которые будут относительными, не обладающими признаками «корпоративных в широком смысле» отношений) оно реализуется путем исполнения соответствующих обязанностей родителями (усыновителями), опекунами и попечителями. В результате ребенок получает возможность физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни, с развитыми творческими началами, максимально реализованными индивидуальными способностями. О.Ю. Ильина замечает, что эти возможности предоставляются ребенку в должном объеме, прежде всего в

224

семье

Замечу, что не только родители (усыновители), опекуны и попечители могут заниматься воспитанием ребенка. Это их обязанность, за нарушение которой установлены меры ответственности. Воспитание предполагает общение, которое согласно номе ст. 55 СК РФ возможно не только с обоими родителями, но и другими родственниками, среди которых особо названы дедушка, бабушка, сестры, братья. Только в семье, причем где не только родители, но и братья, сестры, бабушки, дедушки, воспитание, на мой взгляд, воспитание будет наиболее полноценным. Не даром И.Г. Король, рассуждая о проблеме воспитания, акцентирует внимание на закрепленном в ст. 1 СК РФ принципе приоритета семейного воспитания[18] [19]. Хотя, право на воспитание именно в семье может быть осложнено, скажем, расторжением брака родителей, когда теряется возможность ежедневного общения с членами семьи. Однако, нарушение интересов ребенка с точки зрения юридической не будет, если только не имело места злоупотреблением родительскими правами, уклонения от воспитания и содержания.

По мнению Л.М. Пчелинцевой, право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме права на семейное воспитание и совместно проживание с родителями, включает такие права ребенка, как право знать своих родителей, право на заботу родителей, на воспитание своими родителями, на обеспечение его интересов и всестороннее развитие, на уважение его человеческого достоинства[20].

Право на имя - одно из прав, обеспечивающих индивидуализацию личности. Оно относится к гражданским субъективным правам[21] и оценивается как существенное, изначальное и наиболее индивидуальное[22]. Именем ребенок нарекается родителем, оно включает, по отечественной традиции, также отчество, то есть указание на имя отца. Однако в последствии ребенок при соблюдении условий, предусмотренных в законодательстве, может сменить имя. Вопрос возникает при оценке возможности изменения такой составляющей имени как отчество. Предположим ситуацию, когда отец ребенка меняет имя, скажем, с Алексея на иностранное имя, допустим, на Али. Изменится ли автоматически имя ребенка в части отчества: с Алексеевича на Алиевича. Полагаем, что нет. Однако при осуществлении отдельных прав возможны проблемы, каждый раз придется подтверждать смену имени родителем, чтобы доказать происхождение ребенка от него. В то же время ограничить родителя в праве на изменение имени тоже нельзя. Полагаем возможным закрепление в законе необходимость согласования несовершеннолетним ребенком с возраста 10 лет перемены имени своего родителя.

Право ребенка выражать свое мнение представляет собой признание за ним права голоса (ст. 57 СК РФ). Его А.М. Нечаева справедливо называет свидетельством стремления следовать положениям Конвенции о правах ребенка[23]. По мнению Л.Б. Максимович, право выражать свое мнение относится к категории естественных прав. Указанные права принадлежат человеку в силу его сущности, его природы и потому существуют вне зависимости от их нормативного закрепления[24]. Значимость права ребенка выражать свое мнение достаточно лаконично определена М.В. Антокольской: «учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано; во-вторых, при несогласии с мнением ребенка, лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка»[25]. Действительно, ребенок любого возраста вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (что подтверждает квалификацию семьи как семейно-правового сообщества, в котором все его члены действуют сообща), а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Степень внимания к взглядам или мнению ребенка при решении конкретного вопроса не может и не должна зависеть от его возраста, несмотря на то, что правовое значение высказанного им мнения меняется в зависимости от степени зрелости ребенка, как правило, возрастающей с его возрастом. Право ребенка на учет его мнения возникает лишь при достижении возраста десяти лет.

По достижении десятилетнего возраста мнение ребенка должно рассматриваться как его волеизъявление, имеющее определенные правовые последствия. Однако закон предусматривает возможность решения вопроса, вне зависимости от мнения ребенка, если его мнение противоречит его же интересам, что является учетом его естественной, по меткому выражению Л.Б. Максимович, инфантильности[26]. Заметим, что 10-летний возраст для дачи согласия не является общеприменимым. Так, в ст. 360 Французского гражданского кодекса 1804 г. сформулировано положение о том, что усыновляемый старше тринадцати лет должен дать свое личное согласие на усыновление. По итальянскому законодательству требуется согласие усыновленного в том случае, если он достиг двенадцатилетнего возраста. По законодательству ФРГ требуется согласие ребенка на усыновление в возрасте четырнадцати лет[27]. Да и в нашем законодательстве нет четкой привязки необходимости самостоятельного волеизъявления ребенка по тем или иным значимым в его жизни вопросам. Так, частичная дееспособность наступает с 14 лет, но лишь с 15 лет несовершеннолетний самостоятельно принимает решение о даче согласия на медицинское вмешательство.

Отдельного внимания заслуживает право ребенка на защиту. Однако данный институт имеет ряд правовых проблем. Защита прав ребенка не всегда была неотъемлемой частью государственной политики России. На протяжении нескольких столетий общество постепенно переходило от государственной заботы о ребенке - объекте права к признанию за ним определенных прав и их защите. Соответственно, и семейное законодательство постепенно менялось в сторону более совершенной защиты ребенка, его само собой разумеющихся прав[28]. Е.Г. Куропацкая указывает на то, что «в семейном законодательстве ведущая роль принадлежит мерам защиты, а не мерам ответственности, которые чаще применяются при защите имущественных прав[29]».

Ранее мы отмечали, что иногда объем дееспособности дает возможность несовершеннолетнему на самостоятельное осуществление некоторых прав. В этой связи обратим внимание и на то, что право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов.

Например, ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд, если со стороны родителей имело место злоупотребление своими правами, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию, образованию ребенка (что, по сути, является формой такого злоупотребления).

Простого законодательного закрепления прав детей недостаточно для того, чтобы добиться их выполнения. Необходимо предусмотреть и гарантии осуществления ребенком его прав, а также их защиты[30]. Однако многие исследователи отмечают, что в России в настоящее время существуют проблемы в решении этого вопроса. А.М. Нечаева подчеркивает, что защита прав ребенка семейным законодательством затрудняется тем, что «в СК РФ содержатся неработающие, «мертвые» нормы, создающие лишь иллюзию защиты прав несовершеннолетнего члена семьи в той или иной сложной жизненной ситуации»[31]. Г.А. Трофимова на этот счет пишет «государство не реагирует на качественную сторону воспитательного процесса, пока дело не доходит до крайней степени отсутствия заботы со стороны родителей - оставление детей на несколько дней без еды, долгое непосещение ребенком школы, применение к нему насилия и т.п.[32]». Необходимость совершенствования законодательства в этой сфере признается в науке[33], а также предлагается несколько способов решения данного вопроса:

- необходим специальный механизм правового закрепления и регулирования прав ребенка и их защиты, то есть принятие Федерального закона «О правах ребенка»[34], а также выработка концепции об охране материнства, детства и семьи, на основе которой необходимо принять комплексный нормативно-правовой акт - Федеральный закон «О защите материнства, детства и семьи»[35];

исключить из проектов законодательных актов, посвященных правам ребенка, положения сугубо декларативного порядка, создающие видимость государственной заботы о детях; предусмотреть прохождение каждым законом, касающимся обеспечения прав детей, научной экспертизы с учетом требований Конвенции «О правах ребенка»; предусмотреть прохождение каждым законопроектом, посвященным правам детей, финансовой экспертизы[36];

закрепить в законодательстве правило о порядке осуществления самозащиты ребенка во избежание ограничения такого права в полном объеме[37].

К сожалению, когда семья распадается, возникает вопрос о том, с каким из родителей будет проживать ребенок. В последнее время наметилась тенденция, когда суды стали определять его по месту жительства отца. Как указывает Верховный Суд РФ[38], при определении места жительства ребенка кроме условий, закрепленный в п. 3 ст. 65 СК РФ, следует учитывать такие обстоятельства, как: проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; моральнопсихологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности; наличие судимости; состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах; климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем, при проживании родителей в разных климатических поясах; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий; цель предъявления иска (например, по одному из дел, рассмотренных районным судом Челябинской области, было установлено, что доводы истца об определении места жительства сына с ним были связаны с получением пенсии на сына-инвалида).

по семейному законодательству остается обладателем не только личных, но и имущественных прав, однако последние, как утверждает Л.И. Носенко категория малоисследованная[39]. Действительно, семейное

законодательство уделяет имущественным правам ребенка в семье минимум внимания, посвящая им всего лишь одну, но развернутую статью.

Ряд имущественных прав ребенка закреплен в норме ст. 60 СК РФ: на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка, право владения и пользования имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).

Права ребенка по распоряжению принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется гражданским законодательством и зависят от объема его гражданской дееспособности (ст.26, 28 ГК РФ).

Статья 60 СК РФ не один раз ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается и с другими отраслями права, что подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство[40]. С положительно стороны следует оценить ссылку в СК РФ на право собственности ребенка.

Как отмечает Л.М. Пчелинцева, имущественные права детей «имеют собственную правовую основу (ст.60 СК), и хотя их перечень выходит за рамки семейных отношений, а правовое регулирование осуществляется в большей степени гражданским законодательством, тем не менее, наличие таких прав у ребенка позволяет говорить о нем как о самостоятельном субъекте семейных правоотношений»[41]. Это, действительно, так. Несмотря на то, что ребенок является членом семьи как семейно-правового сообщества, предполагается, что по достижению взрослого возраста, он покинет эту семью с целью создания собственной. Это предполагает наличие у него собственных, отличных от общесемейных интересов.

Что касается семейных обязанностей детей, то нормами права они не регулируются. Но, по справедливому замечанию Ю.Ф. Беспалова нести из можно и до достижения совершеннолетия. Например, вступление в брак до наступления совершеннолетия возлагает супружеские обязанности, предусмотренные гл. 6 СК РФ, которые можно приобрести и по брачному договору (ст. 40 - 42 СК РФ). При рождении детей несовершеннолетние родители приобретают права и обязанности, предусмотренные гл. 10, 12, 13 СК РФ[42]. Но, следует отметить, что в этих случаях речь идет скорее о супружеских и родительских правах, которыми могут обладать и несовершеннолетние.

Если речь идет о деликтах, совершенных детьми, проблема заключается в определении солидарной или долевой является ответственность родителей за вред, причиненный малолетним (соотношение ст. 321 и ст. 322 ГК РФ). В соответствии со ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет, отвечают их родители, опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Важно иметь в виду обязанность супругов по воспитанию ребенка при определении ответственности за вред, им причиненный. Вот пример того, что суды называют проявлением нарушения такой обязанности. Возлагая на родителей Р. в соответствии с ч. 1 ст. 1073 ГК РФ обязанность возместить вред, причиненный их малолетним сыном, суд в решении указал на то, что ответчики не доказали отсутствия их вины в ненадлежащем воспитании сына, состоящего на учете в ИДН и не являющегося, по мнению суда, законопослушным[43].

Данное судебное решение подтверждает ранее сделанный вывод о том, что дети, по сути, имеют право на имущество, являющееся совместной собственностью супругов, и тем самым образуют вместе единый субъект.

Можно полагать, что сам термин «родители» в данном контексте предполагает неделимую общность, можно полагать «гражданско-правовое сообщество» особого рода, и при определении размера ответственности родителей следует исходить из простого принципа: «ребенок общий - обязательство общее». Вместе с тем, пока единства в судебной практике по данному вопросу нет. Так, решением Троицкого городского суда Челябинской области от 30 мая 2002 года с родителей несовершеннолетних, совершивших преступление, солидарно взыскан материальный ущерб, причиненный хищением телевизора, стоимостью 7580 руб., видеомагнитофона, стоимостью 2820 руб., обосновано взысканы расходы на погребение и поминальный обед, в сумме 3135 руб. 50 коп., всего 13535 руб. 50 коп.[44] Однако Определением Президиума Челябинского областного суда от 9 июля 2003 г. решение было изменено. Президиум областного суда указал: при разрешении спора допущено нарушение в применении норм материального права, поскольку суд возложил на родителей солидарную ответственность, тогда как за ущерб, причиненный их малолетними детьми, родители отвечают по принципу долевой ответственности[45].

Действительно, формально правовые нормы, закрепленные в ГК РФ и регулирующие правоотношения, вытекающие из ответственности родителей за вред, причиненный несовершеннолетними, не предусматривают солидарной ответственности должников. В случае причинения вреда совместными действиями нескольких несовершеннолетних, происходящих от разных родителей, родители отвечают по принципам долевой ответственности[46]. Однако следует иметь в виду, что родители отвечают, по сути, не за деликт ребенка, а за недолжное воспитание, на что прямо указывает ВС РФ в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 26января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»: указанные субъекты «отвечают за вред, причиненный несовершеннолетним, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.)». Обязанность по воспитанию на указанных лиц возложена ст. 63, 148.1 и 155.2 СК РФ. В ст. 63 СК РФ между родителями не разделена обязанность по воспитанию ребенка, причем не зависимо от того, проживают они вместе или отдельно. Таким образом, учитывая системность всего российского права, полагаем, что ответственность родителей за вред, причиненный ребенком должна быть солидарной.

Семейный кодекс РФ не регулирует обязанности детей, что можно признать обоснованным, так как какие-либо санкции за невыполнение обязанностей детей установить не представляется возможным. Однако, возможно хотя бы определение их в декларативном виде, подобно неимущественным обязанностям супругов, установленным ст.31 СК РФ. К таким обязанностям можно отнести обязанность следовать указаниям родителей при реализации ими родительских прав; обязанность по возможности участвовать в решении внутрисемейных вопросов и др. Исходя из положения о том, что семью можно полагать как некое семейно-правовое сообщество, можно поставить вопрос о возможности участия несовершеннолетних детей в расходах, связанных с их неправомерным поведением, даже с учетом их неполной дееспособности. На несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет возможно возложение и имущественных обязанностей, например, при обладании каким-либо имуществом или доходом на таких несовершеннолетних может быть возложена обязанность частичной оплаты расходов по собственному содержанию в том случае, когда имущества и доходов родителей недостаточно,

Исходя из сказанного, предлагается дополнить п. 1 ст. 1073 ГК РФ предложением следующего содержания: «Родители (усыновители) солидарно отвечают за вред, причиненный несовершеннолетним», а также дополнить абзац первый п. 2 ст. 1074 ГК РФ предложением следующего содержания: «В таком случае родители (усыновители) отвечают солидарно».

В теории семейного права встречаются предложения по правовому регулированию семейных обязанностей детей вне зависимости от их статуса несовершеннолетних родителей или супругов. Так, по мнению В.А.

Рясенцева несовершеннолетние дети «должны помогать родителям в домашних делах и в заботах о младших братьях и сестрах. Присутствие таких норм в названных законодательных актах будет иметь воспитательное значении. И с чисто юридической точки зрения возложение на детей названной обязанности вполне оправдано, независимо от того, что невыполнение ими этой обязанности не влечет применения правовых санкций. Отсюда вытекает разумность и справедливость декларирования определенных правовых обязанностей и для несовершеннолетних детей с моральной и практической целью»[47]. На самом деле, речь здесь идет о внутрисемейных отношениях, в которых все члены семьи в пределах своих возможностей, возраста, дееспособности должны принимать решение по общим вопросам семьи.

А.Л. Кумановская считает, что праву несовершеннолетних детей на уважение их человеческого достоинства родителями соответствует обязанность родителей уважать человеческое достоинство детей. Следовательно, праву родителей на уважение человеческого достоинства детей корреспондирует встречная обязанность детей по уважению человеческого достоинства своих родителей и предлагает ст. 54 СК РФ дополнить пунктом, закрепляющим их личную неимущественную обязанность - по уважению человеческого достоинства родителей[48].

Полагаем, что закрепление такой обязанности будет иметь больше не юридическое значения, а устанавливать моральный ориентир, поскольку ответственности за соответствующее нарушение нет. Вместе с тем заметим, что в зарубежных странах отдельные обязанности ребенка подвергаются правовому воздействию. Так, в Великобритании до достижения совершеннолетия дети обязаны подчиняться родителям, обязаны уважать своих родителей, следовать их советам. В Польше ребенок, который имеет собственные доходы, должен принимать участие в покрытии расходов по содержанию семьи, если он живет у родителей. В Чехии ребенок обязан чтить и уважать своих родителей[49].

Характеризуя семейные права и обязанности ребенка, следует отметить, что в доктрине семейного права обсуждается идея более четкого правового регулирования данных вопросов. Так, Н.Н. Тарусина считает, что на современном этапе возникла необходимость формирования подотрасли детского права.[50] По мнению О.Ю. Ильиной, «существуют все предпосылки для формирования ювенального (детского) права как комплексной отрасли права, что обусловлено спецификой регулируемых законом отношений с участием несовершеннолетних и необходимостью обеспечения прав и интересов последних»[51]. О. Зубарева считает, что необходимо включить в Конституцию специальную главу об основах правового статуса личности в РФ и выделить в ней самостоятельный конституционно-правовой институт семьи и детства, что призвано способствовать формированию конституционно-правового статуса ребенка как самостоятельного правового института. При этом «акцент необходимо сделать на закреплении юридических прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних; на определении правосубъектности несовершеннолетних; на юридических гарантиях реализации прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних[52].

Подводя итог можно отметить, что:

- нормы международного законодательства о правах детей, их защите и охране, находят свое развитие в нормах внутригосударственного российского права; на сегодняшний день российское законодательство в основном соответствует требованиям международных нормативно-правовых актов, посвященным вопросам прав детей, однако, существуют некоторые замечания по реализации норм законодательства в правоприменительной деятельности,

ребенок в РФ является субъектом прав. Основой правового регулирования прав ребенка является Конвенция о правах ребенка. Основные положения Конвенции нашли свое выражение в нормах Конституции РФ и СК РФ. Вместе с тем, целый ряд прав ребенка отражен в российском законодательстве в общем виде, как права присущие человеку и гражданину, что не способствует необходимой защите и охране прав ребенка. СК РФ осуществляет регулирование лишь небольшого перечня прав ребенка. Такие права, как право на сохранение индивидуальности, право на доступ к информации, право надостойный уровень жизни, право на отдых и досуг, закрепленные в Конвенции не нашли своего развития в нормах СК РФ,

СК РФ не регулирует обязанности детей, что можно признать обоснованным, так как какие-либо санкции за невыполнение обязанностей детей установить не представляется возможным. Однако, возможно хотя бы определение их в декларативном виде, подобно неимущественным обязанностям супругов, установленным ст.31 СК РФ. К таким обязанностям можно отнести обязанность следовать указаниям родителей при реализации ими родительских прав; обязанность по возможности участвовать в решении внутрисемейных вопросов и др. На несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет возможно возложение и имущественных обязанностей, например, при обладании каким-либо имуществом или доходом на таких несовершеннолетних может быть возложена обязанность частичной оплаты расходов по собственному содержанию в том случае, когда имущества и доходов родителей недостаточно,

для совершенствования механизма правового регулирования семейных прав детей возможно принятие дополнительного законодательства, например, федерального закона, посвященного исключительно вопросам правового регулирования прав детей в РФ,

- имущественные права детей в основном являются гражданскоправовыми и не регулируются семейно-правовыми нормами, за исключением алиментных прав, которые являются семейными имущественными правами ребенка.

Понятно, что с момента рождения ребенка возникают соответствующие правоотношения, содержанием которого выступают родительские права и обязанности, а также права и обязанности несовершеннолетних. Эти отношения будут длиться непременно до наступления совершеннолетия, именно поэтому в науке соответствующие права и обязанности характеризуются как первоначальные[53], традиционные и естественные[54]. Этот их характер Н.Н. Тарусина объясняет большим воздействием законов физиологии, нравственности и обычая, которые с внешней стороны поддаются и юридическим определениям, некоторой правовой формализации»[55].

Права и обязанности родителей включают в себя как имущественные, так и личные неимущественные права и обязанности. Родительские правоотношения возникают между ребенком и каждым из его родителей и носят двусторонний характер. Если же предположить в свою очередь супругов как некое единство - именно «родители» (во мн.ч.), то такое двустороннее отношение со стороны родителей будет представлять некую множественность, сходную с солидарной. Большинство прав родителей корреспондируются с правами ребенка. В соответствии со ст. 18 Конвенции о правах ребенка государства - участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Перенесение акцента на права (а не обязанности) родителей явилось прямым следствием влияния ст. 2, 17, 18 Конституции РФ на семейное законодательство, что особенно заметно, потому что все ранее действовавшие семейные кодексы делали приоритетными родительские обязанности. С принятием Семейного кодекса 1995 г. первое место заняли права члена семьи, а второе - его обязанности.[56] Вместе с тем, специфика родительских прав проявляется в том, что они неразрывно связаны с родительскими обязанностями.

родительские права, воспитывая ребенка, родители исполняют соответствующие обязанности, и, наоборот, исполняя их осуществляются и права. Феномен совпадения родительского права и обязанности является специфической чертой соответствующего семейного правоотношения. В законе прямо указано, что родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ) независимо от наличия/отсутствия брака,

добровольности/недобровольности установления отцовства, поскольку за родителем сохраняется право на общение (п. 1 ст. 66 СК РФ ). Даже если же брак родителей был признан недействительным, предполагается, что дети, родившиеся в таком браке или в течение трехсот дней со дня вынесения решения суда, имеют такое правовое положение, что и дети, родившиеся в законном браке.

По нашему мнению, феномен совпадения прав и обязанностей родителей в отношении своих детей объясняется через понятие компетенции, которой наделен родитель в целях обеспечения воспитания детей.

Понятие «компетенция» (от лат. competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) получило широкое распространение в законах, других нормативных правовых актах органов государственной власти, в правовых актах органов местного самоуправления, других актах, издаваемых в министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях, организациях. Данный термин, обычно, применяемый к субъектам административных правоотношений, наделенным властным полномочиям, стал использоваться и в корпоративном праве, когда говорят о компетенции органа юридического лица.

В юридической литературе нет единого мнения в определении содержания понятия «компетенция». Одни авторы считают, что компетенция - это совокупность полномочий или прав[57]. Другие определяют ее как совокупность прав и обязанностей[58]. Третьи утверждают, что компетенция - это совокупность функций органа, его прав и обязанностей, основных форм и методов работы[59].

В науке административного права выделяют элементы компетенции. Так, Н.В. Постовой выделяет два таких элемента: первый составной элемент компетенции - права и обязанности, или полномочия, с помощью которых реализуются функции и задачи местного самоуправления. Права и обязанности в основном находятся в тесной диалектической связи, единстве, взаимозависимости. Вторым элементом выступают предметы ведения. Термин «предмет» означает все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством[60]. В Рекомендациях по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Спецстроя России, утв. директором Спецстроя России 10 февраля 2012 г. компетенция определена как совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций[61].

Напомним, что и в законодательстве Российской Империи, и ФГК права и обязанности родителей охватываются понятием родительской власти. Власть, как известно, предполагает не только права, но обязанности по отношению к подвластными.

По аналогии с компетенцией государственного (муниципального) органа (должностного лица) и органа управления юридического лица компетенция родителей включает в себя в качестве элементов:

во-первых, цели и задачи деятельности родителей, заключающиеся в формировании личности ребенка;

во-вторых, обеспечивающие решение этих задач функции, отражающие содержательную характеристику воспитательных (управленческих) действий;

в-третьих, полномочия, права и обязанности родителей в осуществлении указанных целей и задач;

в-четвертых, организационные и правовые формы, заключающиеся в возможности осуществлять определенные воспитательные (управленческие) действия в отношении детей (разрешать, запрещать, контролировать и т.д.).

По мнению отдельных исследователей, в настоящее время принцип равенства родителей не всегда соблюдается. Так, Д.Ф. Латыпова отмечает, что в случаях расторжения брака, ограничении или лишении родительских прав дети отдаются на попечение матери или иных лиц женского пола. Получается, что семейное законодательство понятия «мать» и «лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком» отождествляет, то есть, мужчины исключаются не только из той категории, которая может воспитывать ребенка, но и вообще из приватной сферы (семейной сферы). Совершенствование семейного законодательства должно идти по пути дальнейшего обеспечения равенства между мужчинами и женщинами в реализации ими родительских прав и обязанностей, а также возможности свободно определять свое поведение в семейной сфере, в частности, выбирать либо заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей, либо участвовать в общественном производстве.[62]

О.Ю. Ильина также делает вывод, что «конституционный принцип равенства прав мужчины и женщины находит особое преломление в семейных отношениях, что во многом обусловлено спецификой их содержания. Однако установление ряда правовых льгот и гарантий для женщин, имеющих детей, легальное закрепление фактической презумпции преимущества прав матери следует признать необоснованным и противоречащим равенству прав супругов и родителей».[63]

Действительно, стоит согласиться с вышеуказанными авторами, в пользу указанной позиции свидетельствует знаменитое дело Маркина. Когда Конституционный суд признал соответствующей Конституции норму устанавливающую возможность получения отпуска по уходу за ребенком только для женщины-военнослужащего[64]. Однако Европейским судом по правам человека решение было принято в пользу гражданина[65]. Такой дисбаланс прав мужчин и женщин по нашему мнению недопустим, необходимо привести нормы действующего законодательства в соответствие с принципом равенства прав мужчин и женщин.

Обратим внимание на ограниченность родительских прав во времени. Они прекращаются по достижении ребенком совершеннолетия (приобретении полной дееспособности).

Направленность родительских прав и обязанностей объясняет норму о приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Этот приоритет пронизывает многие нормы СК РФ. Однако, как справедливо замечала Н.С. Шерстнева, цель, которая преследуется субъективным родительским правом, заключается в удовлетворении, с одной стороны, интереса ребенка, с другой - интереса родителя, а также интересов государства[66]. Поэтому обязанность родителя - это и его право. Родитель, воспитывая ребенка, тем самым удовлетворяет собой естественную потребность в заботе, составляющую естество нормального человека. Поэтому особенностью родительских прав и обязанностей является преимущественное право именно родителей на воспитание своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). Отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

Право на воспитание представляет собою разновидность субъективного права со всеми присущими ему особенностями, которые заключаются, во- первых, в предоставлении государством возможности действовать определенным образом в целях обеспечения надлежащего семейного воспитания, во-вторых, в совершении родителями действий и поступков, одобряемых государством. М.В. Антокольская полагает возможным включить в право на воспитание ряд правомочий: в частности, на личное общение с ребенком; по религиозному воспитанию, выбору формы образования и образовательного учреждения; представлять и защищать интересы своих детей; давать согласие на усыновление ребенка и др.[67] Е.А. Фомина полагает, что право родителей (заменяющих их лиц) на воспитание ребенка относится к собирательным понятиям, состоящим из целого ряда правомочий, среди которых главенствует возможность лично воспитывать

~?74

своих несовершеннолетних детей[68].

Если говорить о содержании данных прав и обязанностей, следует вспомнить Д.И. Мейера, который характеризовал предписанные законом заботу о содержании, воспитании детей как не имеющие определенного юридического содержания[69]. Как о сложном говорит о праве на воспитание А.М. Белякова: оно включает целый комплекс мероприятий нравственного и правового характера, заключающихся в заботе о здоровье ребенка и его психическом и умственном развитии[70]. Действительно, сюда можно отнести выбор учебного заведения, выбор направления спортивного развития и т.д. Следует согласиться с О.Ю. Ильиной в тезисе о невозможности точной формулировки в законе права родителей на воспитание своих детей. Речь может идти об осуществлении родителями всех предоставленных им законом прав и обязанностей в отношении ребенка, что будет выражаться как реализация права на воспитание[71].

В настоящее время приоритетным является такой подход к семейному воспитанию, когда ребенка расценивают не только как его объект, но и как субъект, наделенный целым комплексом прав и обязанностей, соответственно возрасту и умственному, физическому развитию, состоянию здоровья ребенка.

Как известно, любое субъективное право предполагает правомочие защиты, соответственно в семейном законодательстве закреплены права и обязанности родителей по защите прав и интересов своих детей (ст. 64 СК РФ). При этом следует иметь в виду, что защите подлежат не только семейные, но и гражданские, жилищные, наследственные права ребенка, право на охрану его жизни и здоровья, других нематериальных благ и др.

Согласно п. 4. ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Это положение нашло развитие в норме ст. 63 СК РФ. Вместе с тем в этой же статье (п.3) закреплено и право родителей на выбор образовательной организации, а также формы образования и формы обучения с учетом мнения детей. К сожалению, в законе не указано с какого возраста учитывается мнение ребенка, но, возможно, таким возрастом будет 10 лет по аналогии с иными институтами семейного праваю

Право родителей на общение с ребенком относится к числу личных. Поэтому его так трудно обеспечивать с помощью закона, возможности которого в этом случае ограничены[72]. Проблема в осуществлении права возникает, как правило, у родителя, проживающего отдельно. Пункт 2 ст.66 СК РФ предусматривает возможность защиты данного права отдельно проживающего родителя в судебном порядке. При этом возникают два вопроса: необходимо ли согласие ребенка на общение с отдельно проживающим родителем и как осуществлять это право, если второй родитель препятствует такому осуществлению?

Мы считаем, что мнение ребенка выяснить необходимо, однако, это мнение не будет носить обязательного характера, поскольку ст. 55, 66 СК РФ, предусматривающие право на общение, не входят в перечень статей СК РФ, по которым согласие (несогласие) ребенка имеет правовое значение. По мнению В.А. Рясенцева, «в тех случаях, когда желание ребенка явно не соответствует его интересам, целям воспитания или когда один из родителей восстановил ребенка против другого, суд может не посчитаться с желанием ребенка».[73]

Если родитель, проживающий совместно с ребенком, препятствует общению с ребенком другому родителю, то последний имеет право предъявить иск о передаче ему ребенка для совместного проживания. В теории семейного права встречаются предложения применения и более серьезных санкций. Так, Г.М. Свердлов даже допускал возможность в

злостных случаях неподчинения судебному решению возможность привлечения виновного к уголовной ответственности.[74]

Так, Московский городской суд удовлетворил требование матери ребенка об устранении препятствий в общении с несовершеннолетним ребенком. Исходя из материалов дела, отец, с которым проживает несовершеннолетний ребенок препятствует встречам матери с сыном, устраивает скандалы возле школы, выясняет отношения в присутствии ребенка, своими действиями ответчик нарушает право матери на общение с сыном, в связи с чем, истец просит суд обязать ответчика не чинить препятствий. Суд со ссылкой на ст. 65, 66 СК РФ указал, что родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений[75].

Следует учитывать, что в случае принятия решения о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд исходя из п. 2 ст. 24 СК РФ принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и разъясняет сторонам, что отдельно проживающий родитель имеет право и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а родитель, с которым проживает несовершеннолетний, не вправе препятствовать этому.[76]

Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, всегда относилось к самым уязвимым местам семейного законодательства. Уязвимым потому, что обеспечить реализацию данного права чрезвычайно трудно, ибо речь идет о конфликтных личных отношениях родителей.[77]

Статус родителя, проживающего отдельно от ребенка, обладает рядом особенностей. Отдельно проживающий родитель имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, право на получение информации о своем ребенке (п.п. 1, 4 ст. 66 СК РФ). По нашему мнению, отдельно проживающий родитель сохраняет и все иные права, а также обязанности родителя. Это предусмотренные ст.63 СК права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, ст. 64 СК права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей, ст. 80 СК РФ обязанность по содержанию несовершеннолетних детей и т.д.

При необходимости урегулировать вопросы содержания, проживания, участия в воспитании ребенка родители могут заключить соответственно соглашение об уплате алиментов (ст. 99 СК), соглашение о месте жительства ребенка (п. 3 ст. 65 СК), соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК).

Определенные особенности имеют права и обязанности несовершеннолетних родителей, поскольку до момента совершеннолетия в силу прямого указания СК РФ, несовершеннолетний является ребенком. Как отмечает А.М. Нечаева: «Несовершеннолетние родители (один из них) обладают весьма сложным семейно-правовым статусом. Они, будучи несовершеннолетними, обладают всем комплексом прав, предоставляемых семейным законодательством ребенку. С другой стороны, они как родители наделяются СК родительскими правами и обязанностями».[78]

Нормой, непосредственно устанавливающей права несовершеннолетних родителей, является ст. 62 СК РФ. В соответствии с ней определяются права несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, до достижения ими возраста 16 лет; несовершеннолетних родителей, не состоящие в браке, после достижения ими возраста 16 лет; несовершеннолетних родителей, состоящих в браке, независимо от возраста. По мнению А.М. Нечаевой, «сам факт признания Семейным кодексом РФ подобного субъекта родительских прав есть реакция на реалии происходящего в обществе явления, его признания как факта, имеющего юридическое значение, порождающего определенные правовые последствия».[79]

Несовершеннолетние родители, состоящие в браке, обладают необходимыми юридическими критериями для реализации прав и обязанностей по защите прав и интересов своих детей, поскольку, с одной стороны, обладают полным объемом гражданской дееспособности, а с другой стороны, обладают полным объемом семейной родительской дееспособности.

Родители, не состоящие в браке, по достижению 16 лет обладают семейной родительской дееспособностью, но не обладают гражданской дееспособностью в полном объеме. О.И. Величкова по этому поводу обнаруживает парадоксальную ситуацию, когда такой родитель не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом без согласия законных представителей, но вправе совершать сделки от имени своего ребенка. Равным образом, требует согласия родителей алиментное соглашения, в котором несовершеннолетний родитель выступает в качестве плательщика, но если тот же родитель выступает как представитель получателя алиментов (т.е. действует как законный представитель своего ребенка) согласия не требуется[80]. М.В. Антокольская предлагает достаточно радикальное изменение ГК РФ, наделив несовершеннолетнего родителя полной дееспособностью с шестнадцати лет или включение рождения несовершеннолетним ребенка в число обстоятельств, при наличии которых несовершеннолетний может быть эмансипирован[81] или, как пишет Н.М.

Савельева, факт рождения ребенка несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, должно стать основанием для приобретения полной семейной и гражданской дееспособности[82].

В зарубежных правовых системах родителям предоставляются и другие права, а также устанавливаются некоторые дополнительные обязанности. Так, в США родители обязаны осуществлять контроль за ребенком, но могут быть освобождены от всех родительских обязанностей в случае неподчинения детей родительской власти. В Чехии на родителей возлагается управление имуществом ребенка с позиций рачительных хозяев. Доходы от имущества ребенка разрешено использовать в первую очередь на его содержание, потом - на нужды семьи. После достижения ребенком совершеннолетия родители обязаны передать ему имущество и по его требованию в течение года с даты окончания управления предоставить заключительный отчет. При этом ребенок имеет право предъявить родителям иск из причинения убытков или из неосновательного обогащения. Во Франции родители имеют право руководить детьми, контролировать их знакомства, право запрещать детям всякое времяпровождение, которое родители считают опасным или предосудительным.[83]

Осуществляя свои права, родители не могут злоупотреблять ими. Как отмечал Г.Ф. Шершеневич: «...юридическое господство над детьми вручается родителям не ради одного удовольствия, а ввиду общественных задач воспитания. Отношение родителей к детям, обнаруживающее недостаточное понимание первыми своих обязанностей, должно повести к отнятию у недостойных власти».[84]

А.Ю. Касаткина предлагает понимать под злоупотреблением родительскими правами «использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.[85]»

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (20.04.2017)
Просмотров: 288 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%