Понятия предмета и пределов надзора являются категориями, которые обусловливают особенности той или иной отрасли прокурорского надзора, позволяют выделить задачи каждой отрасли, а также правовые средства, методы и формы деятельности прокуроров в каждой отрасли. Именно специфика объекта надзора и определяемые ею особенности правового положения прокурора принципиально важны для конструирования системы отраслей прокурорского надзора.[1]
Исходя из этого, особенности содержания предмета и пределов прокурорского надзора в рассматриваемой сфере являются одной из основ эффективной организации указанного направления надзорной деятельности прокуратуры.
Большинство авторов понятие предмета прокурорского надзора связывали с законодательными формулировками, в связи с чем под предметом понимали точное и единообразное исполнение законов перечисленными в ст. 1 Закона о прокуратуре СССР субъектами (например, Звирбуль В.К., Чеканов В.Я., Гаврилов В.В. и др.)[2], при этом перечисленные в законе субъекты деятельности назывались объектами прокурорского надзора[3].
Бровин Б.И. и Михайлов В.Т. под предметом прокурорского надзора понимали действия и бездействие участников правоотношений, связанные с исполнением законов[4], при этом понятия предмета и объекта надзора не
57
различали.[5]
Спиридонов Б.М. отмечал, что предмет надзора - это то, что обязан делать прокурор, чтобы наиболее эффективно выполнять задачи[6]. Емельянов С., определяя предмет надзора, писал, что это - выявление нарушений законности и обстоятельств, способствующих им, пресечение правонарушений, восстановление законности и привлечение виновных к ответственности, принятие мер к предупреждению правонарушений.[7]
Развернутое понятие предмета прокурорского надзора было предложено Гавриловым В.В., который под предметом прокурорского надзора понимал: исполнение законов, т.е. соответствие нормативных актов и действий поднадзорных органов и должностных лиц предписывающим, запретительным и разрешительным указаниям Конституции и правовых актов; соблюдение законов гражданами; принятие поднадзорными органами и лицами мер к предупреждению нарушений законов.[8]
Следует согласиться с определением предмета прокурорского надзора как сферы общественных отношений, на регулирование которых направлена деятельность прокурора, представляющей собой соответствие закону действий (бездействия) поднадзорных органов и лиц, а также издаваемых ими актов.[9]
Таким образом, в настоящей работе основой для определения предмета надзора за процессуальной деятельностью органов дознания ФССП России будет понимание предмета надзора как исполнения законов поднадзорными юридическими и физическими лицами, а также сферы общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.[10]
Вопрос о понятии объекта прокурорского надзора и его соотношении с предметом прокурорского надзора является менее разработанным в теории, иногда такое различение вообще не проводится.[11]
Дехтяр С.И., анализируя соотношение объекта и предмета прокурорского надзора, пишет, что объектом прокурорского надзора не может быть деятельность поднадзорных органов во всех её аспектах, так как в противном случае произошла бы подмена надзора контролем,[12] и делает вывод о том, что «единственно правильным является взгляд на объект прокурорского надзора как на законность деятельности поднадзорных органов и должностных лиц».[13] При этом под предметом прокурорского надзора понимается закон: «Прокурор является блюстителем законов, наличие которых и составляет правовой фундамент предмета его работы. Отсутствие закона указывает на беспредметность прокурорского надзора».[14]
Встречается определение объекта прокурорского надзора через понятие самой деятельности. Так, Крюков В.Ф. отмечает, что «процессуальная деятельность следователя по соблюдению им требований федерального законодательства при проведении предварительного следствия по уголовному делу является объектом прокурорского надзора»[15], Г улягин А.Ю. выделяет правовые объекты надзора, в качестве которых выступает деятельность соответствующих государственных структур, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, и фактические (материальные) объекты надзора, указанные перечнем в федеральном законе, - федеральные министерства, государственные комитеты, службы и т.п.[16]
В соответствии с лингвистическим толкованием понятия объект представляет собой явление, предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чье-нибудь внимание, а также все то, что является местом какой-нибудь деятельности, то, на что (кого) направлено действие или обращено состояние.[17]
Предмет Ожеговым С.И. определяется как всякое материальное явление, вещь; то, на что направлена мысль, действие, объект[18].
При анализе указанных понятий объекта и предмета обращает на себя внимание взаимное определение одного понятия через другое (упрощенно говоря, объект - это предмет, а предмет - это объект).
Использование подобных методологических оснований позволило ряду авторов понятия предмет и объект надзора не разграничивать, а использовать их как равнозначные.
В философии различие понятий предмета и объекта также весьма относительно, однако оно проводится ввиду определенного гносеологического значения такого разграничения.
Под объектом в философии понимается «то, что противостоит субъекту в познавательной и практической деятельности»[19], или часть объективной действительности, с которой взаимодействует субъект в процессе познания[20], т.е. то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания.
Предмет как категория представляет собой «вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершенное»[21].
Представляется, что объект, являясь тем, что воспринимается, мыслится, обсуждается и обрабатывается, в отличие от субъекта (того, кто это воспринимает, мыслит, обсуждает и обрабатывает), по содержанию является понятием более широким, нежели предмет, являющийся некоторой целостностью, выделенной из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, поскольку основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки.
Таким образом, понятия предмета и объекта прокурорского надзора не равнозначны, обратное означало бы невозможность определения пределов прокурорского надзора, поскольку «объект надзора показывает, на что он распространяется, где осуществляется»[22]. Исходя из данных предпосылок, а также анализа руководящих документов Г енеральной прокуратуры России, в которых упоминается понятие объекта надзора[23], можно сделать вывод о том, что объектом надзора является орган, организация, учреждение, в котором проводится проверка исполнения законов.
Подход к определению предмета прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания службы судебных приставов, с учетом рассмотренных теоретических предпосылок, должен строиться на понимании предмета такого надзора исходя из деятельностной характеристики поднадзорных органов и должностных лиц. Изложенное также подтверждает высказанную выше мысль о том, что законность деятельности поднадзорных органов и должностных лиц не является объектом прокурорского надзора, тем более, не может являться предметом прокурорского надзора закон.
Воссоздание службы судебных приставов было осуществлено в 1997 году в соответствии с Федеральными законами «О судебных приставах»[24] и «Об исполнительном производстве»[25]. В результате административной реформы, проведенной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы службы судебных приставов»[26], Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утверждённой Указом Президента России от 12.05.2008 № 724, ФССП России
подведомственна Министерству юстиции России, которое в свою очередь входит в группу федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральной службе судебных приставов, утверждённому указом Президента России от 13.10.2004 № 1316, ФССП России осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
При принятии УПК РФ согласно п.2 ч. 1 ст. 40 органом дознания были поименованы Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного
Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 02.10.2007 №225-ФЗ из указанной формулировки были исключены главный военный судебный пристав и старший военный судебный пристав, что связано с проводимой реформой службы судебных приставов[27].
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 № 38-ФЗ, внесшим изменения в ст. 40 УПК РФ, к органам дознания относятся органы Федеральной службы судебных приставов.
Указанные изменения закона устранили существовавшую коллизию норм УПК РФ: п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ наделял полномочиями органа дознания конкретных должностных лиц - главных и старших судебных приставов, в то время как п. 4 ч 3 ст. 151 УПК РФ - дознавателей «органов службы судебных приставов».[28]
Деятельность Федеральной службы судебных приставов РФ как предмет прокурорского надзора имеет четыре аспекта.
Во-первых, п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закрепляет, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. В предмет прокурорского надзора в этом аспекте входит, в силу ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами службы судебных приставов. По смыслу закона данная отрасль прокурорского надзора имеет своим предметом деятельность судебных приставов-исполнителей в рамках исполнительного производства при осуществлении принудительного исполнения судебных актов.
Во-вторых, согласно ч. 1 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ на судебных приставов-исполнителей возложено исполнение наказания в виде штрафа. Данный вид деятельности должностных лиц Федеральной службы судебных приставов охватывается прокурорским надзором за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора здесь выступает законность исполнения наказания в виде штрафа.
В-третьих, деятельности Федеральной службы судебных приставов и её должностных лиц, являющаяся предметом прокурорского надзора - это деятельность ФССП как органа дознания в уголовном процессе, на рассмотрении которого остановимся подробнее.
В-четвёртых, надзор за соблюдением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - ОУПДС). Так, надзирающие прокуроры должны рассматривать все аспекты деятельности дознавателей, в том числе и при организации взаимодействия с судебными приставами по ОУПДС, которые, в свою очередь, обязаны оказывать содействие дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания. Кроме того, следует отметить, что судебные приставы по ОУПДС при выявлении признаков преступления (в том числе подследственных дознавателям ФССП) обязаны составить соответствующий рапорт и направить его начальнику органа дознания для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. В этом плане взаимодействие подразделений дознания и соответствующих отделов по ОУПДС также входит в поле зрения прокуроров.
Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Часть 1 ст. 37 УПК РФ наделяет прокурора полномочием осуществлять в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Статья 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определяет, что предметом надзора за исполнением законов указанными выше органами является, во-первых, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, во-вторых, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, в- третьих, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, в-четвертых, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Таким образом, закон определяет, что предметом прокурорского надзора, в частности за органами, осуществляющими дознание, выступают два аспекта: деятельность этих органов и должностных лиц и законность принимаемых ими решений.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст. 5 определяет дознание как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
Рядом советских ученых выделялись такие аспекты дознания, как «первичная деятельность по установлению события преступления и его материальных следов»[29], «первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором фиксируются следы преступления и производятся неотложные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника».[30]
Понятие дознания как деятельности по производству неотложных следственных действий по делам, отнесенным к подследственности следователей, а также расследовании преступлений, отнесенных к компетенции органов дознания, встречается и в литературе современного периода.
Между тем, согласно ч.2 ст. 40 УПК на органы дознания возлагается также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса. Таким образом, выполнение неотложных следственных действий по смыслу закона понятием дознания не охватывается, а является одной из функций указанных органов.
Исходя из содержания Положения об Управлении организации дознания и административной практики Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 24.06.2013 № 218, задачами ФССП как органа дознания являются: осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступления против правосудия, принятие мер к раскрытию, полному, всестороннему и объективному расследованию уголовных дел, отнесенных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к компетенции Федеральной службы судебных приставов. Кроме того, п. 2.1.10 указанного положения устанавливает в качестве задачи осуществление неотложных следственных действий по преступлениям, отнесенным к подследственности иных органов.
Обязанность производства неотложных следственных действий закреплена и в п. 15 Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утверждённой приказом Минюста России от 02.05.2006 № 139, согласно которому при наличии явных признаков общественно опасного деяния государственные служащие подразделений дознания Федеральной службы судебных приставов выносят постановление о возбуждении уголовного дела и производят неотложные следственные действия, после чего незамедлительно представляют имеющиеся материалы прокурору.
Сказанное позволяет включить в предмет прокурорского надзора за процессуальной деятельностью службы судебных приставов ещё и выполнение неотложных следственных действий.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о статусе дознавателя в структуре органов Федеральной службы судебных приставов с позиций определения объекта и предмета прокурорского надзора за производством дознания службой судебных приставов.
Анализ понятий дознания и дознавателя позволяет сделать вывод о том, что дознаватель является субъектом-носителем той деятельности, которая осуществляется органом дознания в целом и входит в предмет прокурорского надзора за производством дознания службой судебных приставов. Данный вывод вытекает также из содержания ч.3 ст. 151 УПК РФ, согласно которой дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации производится дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов.
Более того, дознаватель ФССП является тем должностным лицом, соблюдение законности в действиях и решениях которого являются предметом прокурорского надзора. Иными словами, прокурор в своей предметно-практической деятельности, направленной на проверку исполнения закона службой судебных приставов как органа дознания, имеет дело именно с процессуальными актами дознавателя, в связи с чем дознаватель в своей деятельности является выразителем воли Федеральной службы судебных приставов как органа дознания и органа государственной
власти вообще, правовой статус службы судебных приставов в конкретных уголовно-процессуальных отношениях делегируется дознавателю.
Изложенное свидетельствует о том, что дознаватель ФССП все же не является самостоятельным объектом прокурорского надзора за
производством дознания службой судебных приставов, однако законность действий и решений данного должностного лица, несомненно, входит в предмет прокурорского надзора.
Возложение законом на ФССП России функций органа дознания произошло с 01.01.2003 в связи с принятием в 2001 году УПК РФ (Федеральный закон от 18.12.2001 № 177-ФЗ). Ранее ст. 117 УПК РСФСР «Органы дознания» к числу органов дознания службу судебных приставов и её должностных лиц не относила.
Подследственность по уголовным делам о преступлениях, отнесенных в настоящее время к подследственности ФССП, в соответствии со ст.ст. 126, 414 УПК РСФСР определялась следующим образом. Статья 126 УПК РСФСР исключала ст. 157, 177, 297, ч.1 ст. 311, 312 и 315 УК РФ из перечня статей, расследование которых осуществлялось в форме следствия, ч.1 ст. 294 УК РФ относилась к подследственности следователей прокуратуры. При этом ст. 414 УПК РСФСР относила их к тем преступлениям, по которым осуществляется протокольная форма досудебной подготовки материалов (за исключением ст. 294 УК РФ). Дознание по делам о преступлениях, перечисленных в статье 414 указанного кодекса, производилось органами дознания в следующих случаях:
при возбуждении начальником органа дознания уголовного дела, если в десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления;
при возвращении судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании;
при возвращении прокурором либо судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения уголовного дела.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство в ст. 151 УПК РФ все указанные преступления относит к подследственности дознавателей органов Федеральной службы судебных приставов.
Особенности подследственности ФССП России вызваны спецификой деятельности данного органа.
Дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157, 177 УК РФ, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 150 и пунктом 1 части 3 статьи 151 УПК РФ проводилось органами внутренних дел.
Вместе с тем принудительное исполнение судебных актов (в т.ч. исполнение требований исполнительных документов о взыскании алиментов и кредиторской задолженности) в силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» возложено на судебных приставов и осуществляется структурными подразделениями территориального органа ФССП России по месту работы или месту жительства должника.
Получив исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство и в процессе принудительного исполнения принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; в т.ч. принимает меры к установлению места жительства, финансового и имущественного положения должника (часть 1, 2 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах»).
В случае если должник продолжает злостно уклоняться от уплаты алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей либо погашения кредиторской задолженности, перед судебным приставом- исполнителем возникает необходимость организации проведения по данному факту проверки и принятия дознавателем решения в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В целях сокращения сроков дознания и исключения неоправданного затягивания принятия решения в порядке ст. 145 УПК РФ по собранным федеральными служащими ФССП России материалам было решено отнести статьи 157 и 171 УК РФ к подследственности службы судебных приставов.
Таким образом, расширение подследственности данного органа позволило укрепить уголовно-правовой механизм обеспечения исполнения судебных решений, а также создало дополнительные условия для укрепления режима законности и повышения результативности работы органов правосудия и принудительного исполнения.
Резюмируя вышесказанное, Федеральная служба судебных приставов как объект прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, представляет собой федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией по принудительному исполнению судебных актов, исполнению уголовного наказания в виде штрафа, являющийся органом дознания, включающим в себя должностных лиц - дознавателей, уполномоченных законом в силу ч.1 ст. 21 УПК РФ осуществлять уголовное преследование по уголовным делам публичного обвинения о преступлениях, отнесенных к подследственности дознавателей п.4 ч.3 ст. 151 УПК РФ.
Как было отмечено выше, предмет прокурорского надзора представляет собой такую часть деятельности объекта надзора, выделенную прокурором как познающим субъектом в силу стоящих перед прокуратурой целей и задач, которая концентрирует в себе сущностные характеристики деятельности Федеральной службы судебных приставов как органа дознания.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», структура предмета прокурорского надзора за процессуальной деятельностью Федеральной службой судебных приставов представляется следующей:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе производства дознания,
соблюдение дознавателем установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
соблюдение дознавателем установленного порядка проведения расследования в форме дознания,
законность решений, принимаемых органами Федеральной службы судебных приставов и её дознавателями.
Уголовно-процессуальное законодательство вслед за закрепленным в ст. 2 Конституции Российской Федерации принципом признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина как обязанности государства устанавливает ряд требований (принципов), соблюдение которых служит реализации указанного положения Конституции Российской Федерации. Так, ч.1 ст. 9 УПК РФ устанавливает, что в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья; ст. 10 УПК РФ определяет принцип неприкосновенности личности; ч.1 ст. 11 УПК РФ обусловливает необходимость разъяснения участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности и обеспечение возможности осуществления прав; ст. 12, 13 УПК РФ гарантируют реализацию
конституционных прав на неприкосновенность жилища, тайну переписки и переговоров.
Ряд гарантированных Конституцией Российской Федерации прав человека могут быть ограничены в уголовном судопроизводстве, при этом основания и порядок такого ограничения четко урегулированы законом. Так, согласно ч.1 ст. 10 УПК РФ лицо может быть подвергнуто задержанию на срок свыше 48 часов только на основании судебного решения, в соответствии с ч.2 ст. 12 УПК РФ обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения.
Пунктом 2 приказа Генерального прокурора России от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» прокурорам предписано считать важнейшей обязанностью защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда.
Следует отметить, что в предмет прокурорского надзора входит не только соблюдение в ходе дознания конституционных прав и свобод человека и гражданина, но и соблюдение иных процессуальных прав, установленных законом. Например, нарушение права подозреваемого на представление доказательств в ходе дознания будет являться в силу п.2 ч.1 ст. 226 УПК РФ основанием для возвращения уголовного дела для производства дополнительного дознания.
Вторым элементом предмета прокурорского надзора за процессуальной деятельностью Федеральной службы судебных приставов является установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 в ходе досудебного производства по уголовным делам прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Из перечисленных в указанной формулировке действий законом определен только порядок разрешения сообщений о преступлениях.
Часть 1 ст. 144 УПК РФ, определяющая порядок рассмотрения сообщения о преступлении, ограничивается указанием на обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и принять по нему одно из четырех решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ.
Сообщения о преступлениях могут быть выражены в виде устных и письменных заявлений; явки с повинной, сделанной как в устном, так и в письменном виде; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников.
Порядок приема, регистрации и учета сообщений о преступлениях предусмотрен совместным приказом Г енпрокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений». Кроме того, данный порядок определяется ведомственными нормативными правовыми актами указанных органов. Так, в Федеральной службе судебных приставов применяется Инструкция о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утверждённая Приказом Минюста России от 02.05.2006 № 139.
Входит ли соблюдение норм, установленных в данных нормативных актах в предмет прокурорского надзора за производством дознания службой судебных приставов? Думается, что указанные нормативные акты требуют, как минимум, учёта при осуществлении и организации надзора. Пунктом 1.1. приказа Генерального прокурора России от 10.09.2007 № 140 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» установлено, что проверки исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) необходимо проводить в органах Федеральной службы судебных приставов систематически, не реже одного раза в месяц;
при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно, при этом согласно п.1.2. данного приказа необходимо тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.
Соблюдение органами дознания установленного порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях как элемент прокурорского надзора связан с первой его составляющей (соблюдение прав и свобод человека и гражданина), поскольку нарушения законности в данной сфере препятствуют эффективной защите прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, а также доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству (или правосудию, как установлено Конституцией России).
Третьей составляющей предмета прокурорского надзора за производством дознания службой судебных приставов является соблюдение дознавателем установленного порядка проведения расследования в форме дознания.
Прокурорский надзор за соблюдением установленного законом порядка производства дознания является одной из гарантий реализации прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств, неотвратимости ответственности за совершенное преступление. «Соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности»[31].
Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным законом.
В соответствии ч. 1 ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 - 29 данного Кодекса, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ. Особенности производства дознания касаются его сроков, избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, процессуального положения подозреваемого, формы окончания предварительного расследования.
Проверка общих условий предварительного расследования и порядка производства отдельных следственных действий составляет наибольший объем прокурорского надзора за процессуальной деятельностью ФССП России. В предмет прокурорского надзора здесь входит проверка наличия оснований для производства следственных действий, соблюдение дознавателем порядка их осуществления и документирования, исполнение требований закона о доказательствах и доказывании, наконец, проверка полноты, законности и обоснованности предъявленного обвинения при проверке обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд. При этом перед прокурором стоит задача проверки наличия или отсутствия существенных нарушений закона, допущенных дознавателем службы судебных приставов, и неустранимых в судебном производстве, которые, по смыслу постановления Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 № 18-П, являются основанием для возвращения дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ, если возвращение дела не связано с восполнением неполноты проведенного дознания.
По сути, в предмет прокурорского надзора в этой части входит проверка законности процессуальных актов дознавателя, т.е. действий, облеченных в процессуальную форму и закрепленных в соответствующих документах. В теории уголовного процесса процессуальные акты субъектов уголовно-процессуальных отношений делятся на две группы: протоколы - процессуальные акты, закрепляющие условия производства процессуального действия, сам факт его производства, а также содержание и результаты процессуального действия, и решения, надзор за законностью которых представляет собой самый ответственный участок деятельности прокурора.
Поскольку прокурор статьей 37 УПК РФ наделен полномочиями отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, утверждать обвинительный акт, прокурор при реализации данных полномочий осуществляет надзор за законностью принятого дознавателем решения и в случае применения указанных полномочий решение дознавателя признается законным и обоснованным, поэтому данный участок надзорной деятельности характеризуется большей ответственностью прокурора.
Так, в силу требований п.20 приказа Генерального прокурора России от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за
процессуальной деятельностью органов дознания» необходимо ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования, проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.
Пунктом 18 указанного приказа установлено, что особое внимание следует обращать на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления.
Таким образом, особого внимания прокурора заслуживают решения дознавателя, влияющие на движение уголовного дела.
Зачастую данный элемент предмета прокурорского надзора за производством органами ФССП России дознания переплетается с первым элементом, а именно соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие: о задержании подозреваемого[32]; об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о привлечении в качестве обвиняемого; о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; о временном отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств; о продлении срока следствия, содержания под стражей; о выделении уголовных дел и другие. Прокурорской проверке подлежат и такие важные решения, принимаемые на завершающем этапе предварительного расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.
Надзор за законностью решений, принимаемых в досудебном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных решений, независимо от того, принимает ли орган дознания или дознаватель такие решения
самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.
Таким образом, объект и предмет прокурорского надзора за производством дознания органами Федеральной службы судебных приставов тесно взаимосвязаны, поскольку предмет прокурорского надзора представляет собой часть объекта, выделенную познающим субъектом (прокурором) из массы иных свойств и аспектов объекта и отражающую установленные законом как объективные, так и субъективные свойства, обусловленные целями, задачами, принципами субъекта и концентрирует в себе сущностные характеристики Федеральной службы судебных приставов как органа дознания.
Под объектом прокурорского надзора за производством дознания службой судебных приставов понимается Федеральная служба судебных приставов как самостоятельная часть государственного аппарата - государственный орган и коллектив должностных лиц, уполномоченный законом осуществлять дознание, наделенный для этого соответствующей подследственностью уголовных дел и процессуальными полномочиями.
При этом под предметом надзора предлагается понимать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в том числе обеспечение защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения; соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, а также установленного порядка приема, регистрации сообщений о преступлениях; соблюдение установленного порядка проведения дознания; законность решений, принимаемых органами дознания и должностными лицами ФССП России.
Вопрос о пределах прокурорского надзора вообще, и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания Федеральной службы судебных приставов в частности, зачастую не рассматривается в специальной литературе. Вместе с тем, понятие и определение пределов прокурорского надзора за процессуальной деятельностью ФССП России является важным фактором, как влияющим на постановку задач надзорной деятельности, так и являющимся одним из средств организации этой деятельности, поскольку пределы, исходя из лингвистического толкования, представляют собой «пространственные или временные границы чего-нибудь, то, что ограничивает собою что-нибудь».[33]
В теории прокурорского надзора вопрос о пределах надзора рассматривается в нескольких плоскостях: относительно круга объектов надзора, актов, надзор за исполнением которых осуществляют прокуроры, характера прокурорского надзора и характера мероприятий, рекомендуемых прокурорами в целях устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий и др. Эти параметры в достаточной мере определяют границы прокурорского надзора, и их знание способно обеспечить единство подхода прокуроров к работе по надзору за исполнением законов, в чем, в сущности, и заключается смысл обозначения пределов прокурорского надзора[34].
Рассмотрение вопроса об определении органов, поднадзорных прокурору при осуществлении надзора за производством дознания Федеральной службой судебных приставов, позволяет сделать вывод о том, что пределы прокурорского надзора здесь ограничены деятельностью Федеральной службы судебных приставов как самостоятельной части государственного аппарата - государственного органа (коллектива должностных лиц), уполномоченного законом осуществлять дознание, наделенного для этого соответствующей подследственностью уголовных дел и процессуальными полномочиями.
При рассмотрении пределов прокурорского надзора за производством органами ФССП России дознания, необходимо рассмотреть вопрос о дознавателе как должностном лице, деятельность которого входит в предмет данного вида (направления) прокурорского надзора.
Обозначенная в литературе проблема определения лица, обладающего процессуальным статусом начальника органа дознания в службе судебных приставов в свете положений п. 17 ст. 5 и ст. 40 УПК РФ,[35] не нашла своего разрешения и с введением Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ в ст.
17 и ст. 40.1 УПК РФ понятия начальника подразделения дознания как должностного лица органа дознания, возглавляющего соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместителя. Между тем, определение данного вопроса определяет поднадзорность решений, принятых должностным лицом ФССП России тому или иному прокурору.
Исходя из понятия начальника органа дознания, даваемого в специальной литературе, посвящённой данному вопросу, следует, что процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают «Главный судебный пристав РФ и главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители», поскольку «.. .В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ именно эти органы наделены правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания»,[36] при этом правовой статус начальника органа дознания регламентируется (пусть и не совсем удачно) статьёй 40.2 УПК РФ.
Каким должностным лицом должен утверждаться обвинительный акт в соответствии с требованиями ч.4 ст. 225 УПК РФ, кем в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ продлевается до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении?
Исходя из изложенного выше толкования, принимая во внимание, что процессуальная деятельность главного судебного пристава субъекта Федерации входит в полномочия прокуратуры субъекта Российской Федерации, не понятно - какой прокурор - районный или областной - должен утверждать обвинительный акт и направлять в суд в порядке п.1 ч.1 ст. 226 УПК РФ уголовное дело, расследованное дознавателем районного подразделения службы судебных приставов, но обвинительный акт по
которому утверждён главным судебным приставом субъекта Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики органов управления службы судебных приставов субъектов Российской Федерации показывает, что практика шла по пути наделения полномочиями начальника органа дознания начальников районных отделов управлений ФССП по субъекту Федерации.
Данная практика нашла нормативное закрепление. Так, в ранее действовавшем приказе ФССП России от 16.02.2010 №66 «Об утверждении Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов» полномочия начальника органа дознания возложены на старших судебных приставов и их заместителей, курирующих вопросы организации дознания в структурных подразделениях территориальных органов ФССП, а также на главного судебного пристава субъекта Российской Федерации в территориальных подразделениях ФССП России, функции же начальника подразделения дознания, исходя из текста указанного Положения, возложены на начальников отделов дознания и административной практики и их заместителей.
В настоящее время только в п.4.1 Положения об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов (утв. приказом ФССП России от 10.04.2015 № 232 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов») начальник отдела - старший судебный пристав именуется начальником органа дознания, в остальных пунктах Положения при употреблении термина «начальник органа дознания» его содержание (а именно круг должностных лиц, которые подпадают под это понятие) не раскрывается.[37]
Уяснение структуры органов дознания ФССП России и круг должностных лиц, имеющих соответствующий уголовно-процессуальный статус, имеет важное значение для организации надзора, поскольку кроме представления о компетенции и положении конкретного должностного лица позволяет выстраивать вертикальное и горизонтальное взаимодействие при осуществлении надзора за производством дознания.
Согласно п. 1.8 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утверждённого приказом ФССП России от 29.05.2012 №256, структура центрального аппарата ФССП России включает в себя руководство ФССП России: директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации (далее - Директор), первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, заместителей директора Федеральной службы судебных приставов - заместителей главного судебного пристава Российской Федерации (далее - заместители Директора), помощников (советников) Директора, а также структурные подразделения по основным направлениям деятельности ФССП России (управления, самостоятельные отделы). В управлениях образуются отделы.
Для осуществления своих полномочий в субъектах Российской Федерации ФССП России создает территориальные органы, являющиеся государственными органами, находящимися в ее подчинении.
Пунктом 9.7 указанного Регламента установлено, что структура территориального органа включает в себя руководство территориального органа: руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и заместителей руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - заместителей главного судебного пристава субъекта Российской Федерации (далее - руководитель территориального органа, заместители руководителя территориального органа), подразделения аппарата управления и структурные подразделения. Подразделениями аппарата управления и структурными подразделениями территориального органа являются отделы.
Таким образом, организационными нормативными актами установлена двухзвенная система органов ФССП России: центральный аппарат и территориальные органы, осуществляющие свои полномочия в субъектах Российской Федерации, при этом районные отделы являются структурными подразделениями территориальных органов.
Однако рассмотрение вопросов организации дознания в ФССП России приводит к выводу о наличии не двух-, а трёхзвенной организации,
состоящей из центрального аппарата ФССП России, территориальных органов по субъекту Федерации и районных отделов.
Так, приказом ФССП России от 06.12.2010 №677 «О
совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания» определен круг должностных лиц, осуществляющих полномочия дознания.
Согласно п.1 данного приказа полномочия начальника органа дознания осуществляют:
- в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов:
заместитель директора Федеральной службы судебных приставов -
заместитель главного судебного пристава Российской Федерации,
координирующий деятельность Управления организации дознания и административной практики и курирующий организацию работы по производству дознания в Федеральной службе судебных приставов.
- в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов: руководители территориальных органов - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, координирующие деятельность отделов организации дознания и административной практики и курирующие организацию работы по производству дознания в территориальных органах ФССП России.
- в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов: начальники отделов судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности.
При этом из пункта 2 рассматриваемого приказа следует, что реализация полномочий начальника подразделения дознания в Федеральной службе судебных приставов осуществляется лишь на двух уровнях:
- в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов: начальником Управления организации дознания и административной практики, его заместителями.
- в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов: начальниками отделов организации дознания и административной практики территориальных органов, их заместителями.
Знание структуры организации дознания в ФССП России имеет важное значение с точки зрения организации надзора, поскольку позволяет во- первых, правильно определить круг должностных лиц, действия (бездействие) и решения которых поднадзорны конкретному прокурору в системе прокуратуры, во-вторых способствует установлению связей в рамках межведомственного взаимодействия.
Следует учитывать, что в ФССП России полномочия начальников органов дознания и начальников подразделения иногда толкуются весьма расширительно, что подтверждается как действующим нормативноправовым регулированием, так и на практике.
Так, п. 6.1.6 Положения об организация дознания обязывает указанных должностных лиц при выявлении обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме, или несоблюдении условий его производства вносить прокурору ходатайство об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме и организовать производство дознания в общем порядке,
то время как законом данное полномочие не предусмотрено.
Из содержания п 1.1.14 Положения об организации дознания следует, что в случае принятия прокурором постановления об отмене постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела, в срок не позднее 3 суток с даты вынесения соответствующего решения руководитель должен составить заключение, в котором сообщить о согласии (несогласии) с выводами по принятому процессуальному решению, а также о принимаемых в связи с этим мерах, в том числе по его обжалованию. Однако возможность обжалования постановления прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела имеется только у следователя с согласия руководителя следственного органа.
Аналогичная норма закреплена в п. 2.1.14 Положения об организации дознания, в соответствии с которым в случае принятия прокурором решения о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям в ходе дознания начальник отдела - старший судебный пристав или его заместитель обязаны рассматривать вопрос об обжаловании принятого решения, что не предусмотрено УПК РФ.
На практике руководители органов и подразделения дознания ФССП России идут ещё дальше, и пытаются реализовывать полномочия, которые им не предоставлены не только законом, но и ведомственными нормативными актами.
Так, 16.06.2016 дознавателем районного отдела Нижегородской области был прекращено уголовное дело в отношении обвиняемой по ст. 157 ч.1 УК РФ в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ). В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 28 УПК РФ данное решение было принято с согласия заместителя прокурора района, осуществляющего надзор за производством дознания в данном отделе. После этого в прокуратуру района поступило ходатайство начальника отдела организации дознания территориального управления ФССП России по области (далее - ООД) об отмене постановления дознавателя, при этом возможность принесения данного ходатайства не только не предусмотрена законом, но начальник ООД, являясь начальником подразделения дознания, по смыслу ст. 40.1 УПК РФ имеет процессуальные полномочия только по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям ООД, а не всем дознавателям территориального органа ФССП России по субъекту Федерации. Более того, исходя из сложившейся в теории и практики процессуальной и надзорной деятельности структуры и иерархии надзирающих прокуроров и поднадзорных объектов, получается, что процессуальная деятельность начальника подразделения дознания (начальника ООД УФССП по субъекту РФ) должна быть поднадзорна прокуратуре соответствующего субъекта РФ. В приведённом примере начальник подразделения дознания, минуя начальника органа дознания - старшего судебного пристава районного отдела УФССП, вышел с ходатайством к прокурору районного звена, минуя все вертикальные и горизонтальные связи, а действуя не только вне предоставленных полномочий, но и так сказать «по диагонали».
Прокурор, осуществляя надзор за производством дознания службой судебных приставов, обязан в пределах прав, предоставленных ему Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и УПК РФ, добиваться устранения любого нарушения уголовного и уголовнопроцессуального законодательства и восстановления нарушенных прав и свобод граждан. Результаты многочисленных исследований показывают, что прокурорско-надзорная деятельность может иметь место только в рамках правовых отношений.[38] Все прокурорско-надзорные отношения характеризуются неразрывной связью прав и обязанностей их участников и не являются отношениями власти-подчинения.
Специфика прокурорского надзора за производством дознания службой судебных приставов связана также с тем, что прокурор, осуществляя рассматриваемый вид надзора, вступает в первую очередь в уголовно-процессуальные отношения, которые в данном случае имеют приоритетный характер по следующим основаниям.
Во-первых, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ст. 30 определяет, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, тем самым отдавая приоритет в регулировании правовых отношений с участием прокурора уголовно-процессуальному законодательству.
Во-вторых, ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ наделяет прокурора функциями по осуществлению от имени государства уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания.
Таким образом, именно рамками уголовно-процессуального отношения ограничены пределы прокурорского надзора за производством дознания службой судебных приставов. При этом с учётом положений п.п. 9, 56 ст. 5 УПК РФ, согласно которым уголовное судопроизводство делится на досудебное и судебное производство, а досудебное производство представляет собой уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу, пределы прокурорского надзора за производством дознания службой судебных приставов ограничены указанным уголовно-процессуальным отношением, в рамках которого, собственно, и реализуются уголовно-процессуальные функции прокурора.
Обязательным субъектом рассматриваемого правоотношения является прокурор. Другим субъектом (участником) является в первую очередь дознаватель службы судебных приставов и начальник органа дознания.
Содержанием надзорных правоотношений при осуществлении надзора за производством дознания службой судебных приставов является совокупность прав и обязанностей его субъектов.[39] В области надзора за производством дознания службой судебных приставов — это права и обязанности (полномочия) прокурора, предусмотренные в первую очередь ч.2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса.
Данный перечень не является исчерпывающим. Так, пределы прокурорского надзора за производством дознания службой судебных приставов на стадии возбуждении уголовного дела определены и в иных нормах уголовно-процессуального законодательства (например, в ч.4 ст. 146, ч.6 ст. 148 УПК РФ и т.д.).
Следует отметить, что вышеуказанные полномочия прокурора в силу характера прокурорского надзора являются одновременно и его обязанностями. Согласно сформировавшимся в теории прокурорского надзора положениям надзорные полномочия прокурора независимо от конкретной отрасли, в рамках которой они реализуются, рассматриваются как правовые средства, направленные, во-первых, на выявление нарушений законов, с помощью которых прокурор проводит проверку исполнения законодательных требований, и, во-вторых, предусматривающие возможность прокурора реагировать на выявленные им нарушения, а также способствующие принятию мер по предупреждению таких нарушений в будущем.[40]
Нельзя смешивать понятия объекта уголовно-процессуального отношения и объекта надзорного отношения, так как понятие последнего значительно уже.
Практика свидетельствует о том, что любая деятельность прокурора неизбежно облекается в соответствующую процессуальную форму, установленную законом. Это относится и к деятельности прокурора, осуществляющего надзор за производством дознания службой судебных приставов.
В сферу прокурорского надзора не входят решения судьи, принимаемые в досудебном производстве, о проведении процессуальных действий и принятии решений (ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Например, только суд правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о проведении обыска и выемки в жилище, контроле и записи переговоров; о наложении ареста на имущество и др.
Однако, следует отметить, что пределы прокурорского надзора за производством дознания службой судебных приставов шире, чем, например, пределы прокурорского надзора за производством предварительного следствия, поскольку согласно ч.1 ст. 165 УПК РФ, п.5 ч.2 ст. 37 УПК РФ в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9, 11 и 12 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, ходатайство о производстве следственного действия возбуждается перед судом с согласия прокурора, который в силу требований п.п. 14, 16 приказа Генерального прокурора России от 06.09.2007 № 137 обязан тщательно проверять доводы, изложенные в ходатайстве, проверять наличие оснований и обстоятельств при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, при несогласии с ходатайством дознавателя выносить мотивированное постановление.
В практическом плане важным является вопрос о том, какое содержание вкладывается законодателем в понятие законов, надзор за исполнением которых призвана осуществлять прокуратура. От точности ответа на данный вопрос непосредственно зависят целенаправленность и профессиональная определенность надзорной деятельности прокуратуры.
Закон о прокуратуре (ст. 1 и 21) устанавливает, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В настоящее время действующие на территории Российской Федерации законы представляют двухуровневую систему, элементами которой выступают федеральные законы и законы субъектов
Федерации. В связи с этим предметом прокурорского надзора является исполнение как федеральных законов, так и законов субъектов Федерации.
|