Правовой режим имущества в юридической литературе является сложившимся понятием и определяется «как совокупность установленных законодательством правил по владению, пользованию и распоряжению имуществом»[1].
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта
Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[2] в УЖТ РФ внесены многочисленные поправки, связанные с перевозкой порожних грузовых вагонов, на получение которых грузополучатель уполномочен наряду с грузом (абз. 5 ст. 2 УЖТ РФ), а также введено понятие «вагон, не принадлежащий перевозчику». После внесенных изменений грузовые вагоны включены в определение договора перевозки наряду с другими объектами, такими как груз, багаж, грузобагаж (абз.2 ст.2 УЖТ РФ).
До проведения реформы железнодорожного транспорта железнодорожные вагоны, за исключением некоторых специальных видов, находись в ведении Министерства путей сообщения, и подача вагонов под погрузку осуществлялась самой железной дорогой управления вагонами по всей сети. Одной из основных целей реформирования железнодорожного транспорта было перевести на конкурентную основу регулирование парком вагонов и контейнеров, осуществляемое ранее административным путем в рамках железнодорожной сети.
Грузовые вагоны являются основным видом имущества операторов железнодорожного подвижного состава.
Проблема правового режима вагонов как необходимого элемента грузоперевозочного процесса обнаружилась при реструктуризации железнодорожного транспорта. В процессе демонополизации этого сегмента структуры железнодорожного транспорта вагонами стали обладать не только операторы подвижного состава, дочерние общества ОАО «РЖД», но и независимые от ОАО «РЖД» операторы, владеющие вагонами на праве собственности.
Для любой организации, являющейся юридическим лицом, необходимо иметь обособленное имущество для осуществления предпринимательской деятельности. Новая редакция ст.48 ГК РФ в отличие от прежней не связывает такую обособленность только с правом собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, как было ранее до принятия Федерального закона от 5 мая 201 4г. № 99-ФЗ[3]. Как уже указывалось, оператор железнодорожного подвижного состава имеет вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве. Выходит, что если у оператора нет вагонов, он должен получить их у других лиц.
Оператор для того, чтобы оказать услуги юридическим или физическим лицам по предоставлению грузовых вагонов для перевозок железнодорожным транспортом, должен заключить договор аренды вагонов и получить их от арендодателя. Арендованные вагоны предоставляются для перевозки грузов. В то время как обычный грузоотправитель, не имеющий собственных вагонов для перевозки груза, должен предварительно обратиться к оператору. В таком случае обязательство по перевозке порожнего вагона является частью договора аренды вагонов, поскольку вагоны могут быть предоставлены оператору только по железнодорожному пути. Таким образом, железнодорожные вагоны относятся к имуществу железнодорожного транспорта, независимо от формы собственности.
Имуществу железнодорожного оператора посвящен Федеральный закон от 27 февраля 2003г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», в котором был установлен порядок приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта[4].
Имущество железнодорожного транспорта, в том числе вагоны, контейнеры, может находиться в государственной, муниципальной или частной форме собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. То, что в ст.71 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в ведении Российской Федерации находится федеральный транспорт, пути сообщения, вовсе не означает, что все элементы железнодорожного транспорта общего пользования как производственно-технологического комплекса находятся в федеральной собственности. Само ОАО «РЖД», созданное в процессе реформы как единый хозяйствующий субъект, не может быть охарактеризовано как обычное публичное акционерное общество, поскольку в его уставный капитал внесены объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение, железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления специальных железнодорожных перевозок. Названные, а также другие объекты, в частности, магистральные железнодорожные линии со всем, расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте, ОАО «РЖД» не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог. Такое имущество может находиться только в собственности единого хозяйствующего субъекта или федеральной собственности (ст.8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»).
Следовательно, такой специализированный железнодорожный подвижной состав, указанный в ст.8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», относится к ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав и в соответствии с требованием п. 2 ст. 129 ГК РФ ограничения оборотоспособности данных объектов должен быть установлен в Федеральном законе от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».
Вагон как средство для перевозки грузов железнодорожным транспортом не упоминается в ГК РФ. Наиболее близким по содержанию к вагону термином можно считать «транспортное средство». В статьях 791, 794 ГК РФ говорится о подаче транспортных средств, ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств.
В главе 34 ГК РФ имеется параграф 3 «Аренда транспортных средств», из содержания которого можно сделать только вывод, что аренда может быть, как с экипажем, так и без экипажа. Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные особенности аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 641 ГК РФ). Анализ содержания данного параграфа позволяет прийти к выводу, что в данном случае под транспортным средством понимаются самодвижущиеся транспортные средства. Таким образом, вагоны к нему не могут быть отнесены.
К самодвижущимся транспортным средствам относятся воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, которые относятся к недвижимым вещам, если они подлежат государственной регистрации (ч.2 п.1 ст.130 ГК РФ). Вагоны, равно как и контейнеры, могут участвовать в перевозочном процессе при помощи локомотивов и других средств тяги, поэтому их нельзя отнести к самодвижущимся транспортным средствам, и они признаются движимым имуществом. Таким образом, транспортные средства могут быть самодвижущимися и несамодвижущимися.
В Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 9 мая 1980 г. железнодорожное транспортное средство означает любое транспортное средство, способное передвигаться на своих собственных колесах по железнодорожным путям с или без помощи средств тяги; вагон обозначает любое транспортное средство, способное передвигаться на своих собственных колесах по железнодорожным путям и не имеющее средств тяги (ст.2 Приложение D)[5].
В понятие железнодорожного подвижного состава включаются помимо вагонов локомотивы и мотор-вагонный подвижной состав, то есть транспортные средства, имеющие тягу (ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации). В правоприменительной деятельности операторы не владеют локомотивами, в противном случае они сочетали бы свою основную деятельность с функциями перевозчиков, что не соответствует цели проведенной реформы в сфере железнодорожных перевозок.
Виды объектов, составляющих понятие подвижного железнодорожного состава, определяются в ст.2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. Таким образом, Закон прямо относит железнодорожный подвижной состав к средствам обеспечения перевозок, элементу инфраструктуры. Определение железнодорожного подвижного состава и его элементов осуществляется Законом в целях установления основных государственных требований к нему, в частности, безопасности.
Статья 2 Закона о железнодорожном транспорте не содержит исчерпывающего перечня объектов железнодорожного подвижного состава. В управлении оператора не находятся локомотивы и мотор-вагонный подвижной состав, к которому относятся моторные и прицепные вагоны, из которых формируются мотор-вагонные поезда, предназначенные для перевозки пассажиров в городском, пригородном и дальнем сообщениях.
Подвижной состав представляет собой комплекс технических устройств, непосредственно осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и багажа, к элементам которого относятся:
локомотивы;
вагоны (грузовые и пассажирские);
мотор-вагонный подвижной состав;
иной подвижной состав, предназначенный для перевозок и функционирования железнодорожного транспорта[6].
Грузовые вагоны - это основный вид имущества оператора. Грузовые вагоны в соответствии с действующим законодательством не ограничены в гражданском обороте, индивидуально определены и являются движимым имуществом.
Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 12 декабря 2010 г. № 286, перечислены виды транспортных средств, относящихся к грузовым вагонам[7]. К грузовым вагонам относятся вагоны,
предназначенные для перевозки грузов, такие как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы, контейнеровозы.
В зависимости от вида перевозимого груза железнодорожный подвижной состав, основное имущество оператора можно поделить на следующие группы: полувагоны; крытые вагоны; платформы; цистерны.
Полувагон - это железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки каменного угля, руды, лесоматериалов, проката металлов, а также других сыпучих и штучных грузов, не требующих защиты от
воздействия атмосферной среды[8].
Кузов полувагона не имеет крыши, что обеспечивает удобства для использования различных средств механизации при погрузке и выгрузке грузов (мостовые и козловые краны, вагоноопрокидыватели и др.). Все универсальные полувагоны имеют люки в металлическом полу для разгрузки сыпучих грузов гравитационным способом.
данной категории вагонов также можно отнести вагоны-самосвалы (думкары). Думкар - грузовой вагон для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня и других подобных грузов. В отличие от других полувагонов, думкар имеет кузов, наклоняющийся при выгрузке груза, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова. Наклон кузова обеспечивается пневматическими
цилиндрами, шарнирно подвешенными на кронштейнах нижней рамы вагона.
Крытые вагоны предназначены для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, требующих укрытия и защиты от воздействия атмосферных осадков и хищения. Кузов этих вагонов имеет раму, боковые и торцевые стены, крышу и боковые двери, люки для загрузки и выгрузки грузов. Отличительной особенностью универсальных крытых вагонов является наличие боковых дверей, настенного внутреннего несъемного оборудования и люков с вентиляционными решетками на боковых стенах.
Все крытые вагоны можно поделить на две большие группы: универсальные и специальные.
Универсальные крытые вагоны предназначены для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, требующих укрытия и защиты от воздействия атмосферных осадков и хищения. Кузов этих вагонов имеет раму, боковые и торцевые стены, крышу и боковые двери, люки для загрузки и выгрузки грузов. Отличительной особенностью универсальных крытых вагонов является наличие боковых дверей, настенного внутреннего несъемного оборудования и люков с вентиляционными решетками на боковых стенах.
Специализированные крытые вагоны предназначены для перевозки отдельных видов грузов, таких как автомобили, бумаги, скот и т. д.
Кроме того, отдельно можно выделить крытые универсальные вагоны, для перевозки скоропортящихся грузов, длительное хранение которых возможно только при пониженных температурах - вагоны-рефрижераторы и вагоны-термосы.
Вагон-термос — изотермический вагон, предназначенный для перевозки термически подготовленных скоропортящихся грузов, в отличие от вагонов- рефрижераторов не имеет холодильной установки: поддержание температуры груза в пути следования обеспечивается за счёт теплоизоляции грузового помещения и запаса тепловой энергии при погрузке груза. Вследствие этого вагоны-термосы имеют ограничения по срокам и дальности перевозки в них грузов.
Согласно Закону о железнодорожном транспорте контейнеры не относятся к железнодорожному подвижному составу. В Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденных Приказом МПС от 18 июня 2003 г. № 30, контейнеры относятся к транспортному оборудованию[9].
Контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальным контейнером признается унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарных и штучных грузов, представляющая собой стандартизированную по максимальной массе брутто, габаритным размерам конструкцию, снабженную стандартизированными по форме, содержанию, месту размещения надписями, табличками и оборудованную приспособлениями для закрепления на различных видах
транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Специализированный контейнер - контейнер, предназначенный для перевозки определенных грузов и в соответствии с этим имеющий специальную конструкцию.
Присвоение номеров и пономерной учет железнодорожного подвижного состава, контейнеров осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта и регламентирован Приказом МПС РФ от 14 ноября 2005 г. № 137 «Об организации работы по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, контейнеров, эксплуатируемых на путях общего пользования»[10]. В соответствии с п.1.2 Приказа присвоение номеров железнодорожному подвижному составу, контейнерам осуществляется в случаях:
отсутствия номера, дающего право на курсирование по железнодорожным путям общего пользования (при наличии у подвижного состава, контейнеров заводского номера);
постройки подвижного состава, контейнеров;
переоборудования для перевозки других грузов, влекущее за собой изменение типа подвижного состава, контейнеров;
смене владельца подвижного состава.
Учетные данные о железнодорожном подвижном составе и контейнерах хранятся в электронном банке данных Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора).
Правила эксплуатации и пономерного учета собственных вагонов, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств- участников СНГ 19 июня 2001 г., установили порядок учета и регистрации грузовых вагонов, используемых на едином железнодорожном пространстве государств СНГ[11].
Грузовые вагоны, принадлежащие оператору на праве собственности, выходящие на пути общего пользования, подлежат учету в картотеке железнодорожной администрации (железной дороги) приписки вагона с последующей передачей необходимой информации в информационный вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА) в автоматизированном режиме для формирования автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ).
Только грузовым вагонам, зарегистрированным в АБД ПВ ИВЦ ЖА, разрешается курсирование по путям общего пользования всех железных дорог государств-участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия,
Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики от 12 марта 1993 г.[12].
Учет и регистрация грузовых вагонов, используемых в общей железнодорожной сети государств СНГ, осуществляется по
унифицированным правилам железнодорожной администрацией каждого государства-участника Соглашения.
Согласно п.2 ст.130 ГК РФ регистрация движимых вещей не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что в случаях, указанных в законе, возможна не только государственная регистрация недвижимых вещей. Регистрация грузовых вагонов в автоматизированном банке данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ) имеет специальный характер, осуществляется по унифицированным правилам с целью обеспечения допуска грузовых вагонов на железнодорожные пути общего пользования государств СНГ и иных государств, заключивших Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров. Такая регистрация носит публичноправовой характер, и с правовой точки ее можно считать разрешением на использование железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования государств-участников Соглашения.
Давая характеристику железнодорожного подвижного состава, следует отметить, что в УЖТ РФ порожние вагоны, хотя и не отождествляются с грузом, но при их доставке применяются правила о грузах. Такой же практики придерживаются и судебные органы.
Так, Арбитражный суд Московского округа от 3 апреля 2015 г. № Ф05-819/2015 по делу № А40-181208/13, удовлетворяя требование о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки порожных вагонов, суд в порядке пункта 1 статьи 785, статьи 792 ГК РФ, статей 33, 97 УЖТ РФ, установил, что в спорный период ответчиком на договорной основе оказывались услуги по перевозке порожних железнодорожных вагонов, принадлежащих истцу, при этом перевозчиком допущена просрочка доставки грузов по спорным транспортным железнодорожным накладным; доказательств того, что вагоны не могли следовать иным маршрутом, минуя транспортные узлы, ответчиком не представлено[13].
В отличие от обычного движимого имущества, денег, ценных бумаг, вагоны физически перемещаются в пространстве в сети железных дорог, что требует их учета. Учет вагонов производится, если вагоны используются на железнодорожных путях общего пользования. Нумерация вагонов с указанием владельца и при смене владельца осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта в целях обеспечения защиты интересов владельцев подвижного состава, а также грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечения безопасности движения[14]. Учетные данные о железнодорожном подвижном составе и контейнерах хранятся в электронном банке данных Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Учет железнодорожного подвижного состава осуществляется при соответствии вагонов требованиям безопасности, установленным законодательством о техническом регулировании. Требование о безопасности железнодорожного подвижного состава и контейнеров содержатся в Законе о железнодорожном транспорте (ст.6).
Закон о железнодорожном транспорте рассматривает безопасность железнодорожного подвижного состава и контейнеров в качестве необходимого элемента безопасности перевозок грузов (ст.2).
Безопасность подвижного железнодорожного состава и контейнеров должна удовлетворять требованиям законодательства о техническом регулировании и специальным требованиям, установленным применительно к подвижному железнодорожному составу.
Данное императивное требование Закона о железнодорожном транспорте обязательно для всех субъектов, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожного транспорта и владеющих объектами подвижного железнодорожного состава на праве собственности.
В Положении об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками также установлена обязанность операторов предоставлять грузоотправителям вагоны и контейнеры, соответствующие требованиям законодательства о техническом регулировании (п.9).
С созданием Таможенного союза Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»[15], действие которого распространяется на вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготавливаемые железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на таможенной территории ТС со скоростями движения до 200 км/ч включительно. Термин «продукция» в Техническом регламенте понимается в качестве железнодорожного подвижного состава и (или) его составных частей.
Железнодорожный подвижной состав и его составные части по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное движения поездов с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений (п. 4 ст. 4 Технического регламента).
В Техническом регламенте установлены подробные требования к безопасности при проектировании подвижного состава, его производстве и маркировке.
Железнодорожный подвижной состав и его составные части по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное движения поездов с наибольшими скоростями в пределах допустимых значений (п. 4 ст. 4 Технического регламента).
Перечни железнодорожного подвижного состава, подлежащего сертификации и декларированию, приведены в приложениях к Техническому регламенту.
Продукция, соответствующая требованиям безопасности и прошедшая процедуру подтверждения соответствия согласно требованиям Технического
регламента, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции осуществляется перед ее выпуском в обращение на рынке. Единый знак обращения продукции наносится на каждую единицу продукции, т.е. на отдельный объект железнодорожного подвижного состава (грузовой вагон).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2015 г. №104 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности
высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» контроль за соблюдением в Российской Федерации технических регламентов Таможенного союза в области железнодорожного транспорта осуществляет Ространснадзор[16].
С заключением Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014г.) Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (Санкт-Петербург, 18 ноября 2010 г.) прекратило свое действие.
Правила технического регулирования содержатся в Протоколе о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Данные правила не претерпели значительных изменений по сравнению с нормами Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования.
Помимо требования безопасности железнодорожного подвижного состава Закон о железнодорожном транспорте предусматривает необходимость выполнения работ по стандартизации на железнодорожном
транспорте, которые осуществляются в соответствии с законодательством о техническом регулировании (ст.7).
В сфере железнодорожного транспорта основной целью стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов. Так, в Договоре о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.)[17] установлено, что в целях выполнения требований технического регламента Союза Комиссия Евразийского союза утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Союза (п. 4 приложения № 9). Применение на добровольной основе соответствующих стандартов, включенных в указанный перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента Союза.
Международные и региональные стандарты применяются после принятия их в качестве межгосударственных или национальных (государственных) стандартов.
Технический регламент «О безопасности железнодорожного подвижного состава» также предусматривает применение стандартов в целях обеспечения требований технического регламента. Перечень таких стандартов, а также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний), измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для исполнения требований Технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, прилагаются к Техническому регламенту «О безопасности железнодорожного подвижного состава».
Комиссия ЕАЭС также утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
Следует согласиться с мнением Л.А. Тихомировой о том, что стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента, являются обязательными для применения[18].
Основной целью стандартизации в сфере железнодорожного транспорта является обеспечение выполнение требований технического регламента. Так, в Перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», содержится 76 наименований стандартов.
Вместе с тем, насущной задачей в сфере железнодорожного транспорта является не только установление минимально необходимых требований к безопасности подвижного железнодорожного состава, но и замена устаревших конструкций вагонов, обновление парка грузовых вагонов, производство и выпуск в эксплуатацию инновационных вагонов. Данная задача поставлена в ряде документов стратегического планирования, в том числе в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)».
Инновационные вагоны позволяют удешевить перевозки грузов за счет большей вместимости вагонов и экономичности в ремонте. В настоящее время в сети ОАО «РЖД» уже есть 33,4 тысячи инновационных вагонов[19].
В Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» инновационная продукция, которая включает в том числе вагоны, определяется как продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой является принципиально новым или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции (ст. 2). Однако для признания грузовых вагонов или контейнеров инновационными необходима разработка критериев инновационности такой продукции. Поскольку государственная политика направлена на применение инновационных товаров, работ и услуг в экономике, в различных сферах деятельности критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции установлены ведомственными нормативными актами[20].
Такие критерии разработаны в целях формирования плана закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованием ч. 4 ст. 4 Федерального
закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг иными видами юридических лиц». Но несомненно, данные критерии имеют более общее значение.
В сфере железнодорожного транспорта распоряжением ОАО «РЖД» от 23 января 201 5г. № 125-р утверждена Методика отнесения предметов закупки к высокотехнологичной и инновационной[21]. В соответствии с п. 14 ст. 2.1 Методики ее действие распространяется на закупки, осуществляемые не только ОАО «РЖД», но и его дочерними обществами, т.е. распространяется на дочерние общества операторов.
В соответствии с п. 5.12 Методики для целей закупочной деятельности в ОАО «РЖД» рекомендуются к использованию следующие критерии отнесения продукции к инновационной:
новизна продукции (объекта техники, технологии);
высокий технический уровень продукции;
новые потребительские свойства продукции.
Разработанные в ОАО «РЖД» критерии инновационной продукции в целом соответствуют определяемым критериям инновационности, указанным в Техническом регламенте о безопасности подвижного железнодорожного состава.
При сравнении установленных министерствами критериев с установленными критериями инновационности продукции в ОАО «РЖД» также следует отметить схожесть данных критериев. Вместе с тем, в отличие от утвержденных критериев отнесения товаров к инновационным в указанных выше министерствах, в системе критериев, разработанных в ОАО «РЖД», отсутствует такой критерий, как экономический эффект от реализации товаров.
Однако хотя такой критерий и не указан в распоряжении ОАО «РЖД», использование инновационных вагонов обеспечит заводам и их клиентам так
необходимые им в условиях кризиса конкурентные преимущества и позволит, в конечном счете, решить имеющуюся сейчас проблему профицита вагонного парка - за счет смены поколений подвижного состава.
Для этого необходимы меры государственного стимулирования по приобретению более дорогостоящих по сравнению с обычными инновационных вагонов.
Разработанные ОАО «РЖД» критерии отнесения товаров к инновационным могут применяться в рамках холдинга, в связи с чем необходимо критерии отнесения грузовых вагонов к инновационным вагонам утвердить нормативным правовым актом Министерства транспорта РФ.
для обновления парка грузовых вагонов, замены устаревших моделей на инновационные, необходимы меры государственной поддержки. Такие меры предусмотрены в постановлении Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1223[22]. Они заключаются в предоставлении субсидий российским покупателям инновационных вагонов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. При этом технические характеристики
приобретаемых вагонов должны соответствовать установленным
Правительством РФ требованиям (восприятие осевой нагрузки - от 25 тс и более; пробег от постройки до первого деповского ремонта - не менее 500 тыс. км (либо не менее 4 лет); межремонтный пробег между плановыми видами ремонта - не менее 250 тыс. км (либо не менее 2 лет); климатическое исполнение УХЛ категория 1 (все комплектующие, узлы и составные части имеют климатическое исполнение УХЛ категория 1) по ГОСТу 15150-69.) По существу, указанные требования к инновационным вагонам можно рассматривать в качестве технических характеристик критерия отнесения вагонов к инновационным.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены субсидии на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, а также на возмещение части затрат российским организациям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой в рамках подпрограммы «Транспортное машиностроение» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»[23].
Требования Технического регламента о безопасности железнодорожного подвижного состава распространяются и на инновационный подвижной состав. Кроме того, в Технический регламент включены специальные правила в отношении инновационной продукции применительно к ее сертификации.
Органы государств-членов Таможенного союза, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере железнодорожного транспорта, на основании обоснований указанных значений в установленном государствами-членами Таможенного Союза порядке разрабатывают и утверждают стандарты, устанавливающие требования к опытной партии инновационной продукции, с целью обеспечения безопасности, включая методы контроля и объем испытаний, необходимых для доказательства безопасности инновационной продукции.
На основании положительных результатов испытаний инновационной продукции в соответствии с утвержденными стандартами орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата соответствия на партию инновационной продукции. В сертификате соответствия указываются количество образцов инновационной продукции и срок действия сертификата соответствия. Срок действия сертификата соответствия на образцы инновационной продукции должен составлять не более 2 лет (п.19 ст.6). Указанные правила свидетельствуют, что в Техническом регламенте отражены особенности инновационной продукции.
Необходимы и иные стимулирующие меры собственникам грузовых вагонов. Одним из таких стимулов может стать предоставление владельцам инновационных грузовых вагонов льготных тарифов на перевозку грузов и услуги инфраструктуры. Расширение перечня стимулирующих мер направлено на адаптацию к существующим рыночным условиям реализации таких проектов и масштабное оздоровление парка подвижного состава российских железных дорог. Все вместе должно ускорить решение накопившихся проблем по управлению вагонным парком, так как позволит существенно разгрузить железнодорожные пути от лишних вагонов и ускорить грузооборот.
Рассмотрение правового режима имущества оператора невозможно без установления места железнодорожного подвижного состава в структуре железнодорожного транспорта общего пользования как производственнотехнологического комплекса. В статье 2 Закона о железнодорожном транспорте в него в качестве элементов включены локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для осуществления перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. Сопоставляя его с понятием оператора подвижного железнодорожного подвижного состава, следует прийти к выводу, что последний проводит операции только с грузовыми вагонами и контейнерами, находящимися на праве собственности или ином праве у оператора подвижного железнодорожного состава.
ГК РФ, определяя договор перевозки грузов, не содержит указания, что вверенный перевозчику отправителем груз должен быть доставлен транспортным средством. В статье 791 ГК РФ обязанность подачи транспортного средства возлагается на перевозчика, а в ст. 794 ГК РФ ответственность за неподачу транспортного средства возлагается на перевозчика. Другими словами, ГК РФ не учитывает современную организацию грузоперевозочного процесса на железнодорожном транспорте, в частности, деятельность операторов по предоставлению вагонов и контейнеров для перевозки грузов.
В этой связи необходимо, на наш взгляд, дополнить абзац 1 п. 1 ст. 791 ГК РФ «Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза» положением о том, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, словами «если обязанность подачи вагонов не возложена на иное лицо в соответствии с УЖТ РФ».
[1] См.: Российское предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. 2012. М.: Проспект. С. 320 (автор - И.В. Ершова).
[2] СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. I). Ст. 56.
[3] СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
[4] СЗ РФ. 2003. № 9. Ст. 805.
[5] СЗ РФ. 2011. № 35. Ст. 5060.
[6] Ст. 2, «Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (постатейный) (Бевзюк Е.А.) /Под ред. С.Ю. Морозова. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)// СПС «КонсультантПлюс».
[7] Документ не опубликован. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[8][Электронный ресурс]// http://www.vagoni-jd.ru
[9] Российская газета (специальный выпуск). 2003. N 119/2. 20 июня.
[10] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51.
[11] Экономика железных дорог. 2001. № 11. С. 166 - 188.
[12] Бюллетень международных договоров. 1993. № 3.
[13] См.: Аналогичный спор - Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.03.2015 № Ф02-800/2015 по делу № А58-1152/2014 // СПС
«КонсультантПлюс».
[14] См.: Приказ Минтранса РФ от 14 ноября 2005 г. № 137 «Об организации работы по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, контейнеров, эксплуатируемых на путях общего пользования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51.
[15] Текст Технического регламента опубликован на сайте Комиссии Таможенного союза //http://www.tsouz.ru (дата обращения: 2.08.2011).
СЗ РФ. 2015. № 7. Ст. 1044.
[17] Текст Договора опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации»// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.01.2015).
[18] Тихомирова Л.А. Оценка соответствия: сравнительно-правовое исследование в плоскости отраслевого законодательства // СПС «Гарант».
[19] Кириленко А. Локомотив жизненного цикла // Российская газета. 2016. № 265 (7133). 23 ноября. С. 4.
[20] См.: Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» от 14.12.2012 № 768 // Российская газета. 2013. №42. 27 февраля.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции» от 01.11.2012 № 881 // Российская газета. 2013. №53. 13 марта.
Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» от 01.11.2012 № 1618 // Российская газета.2013. № 59. 20 марта.
СПС «КонсультантПлюс».
[22] См.: Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, а также на возмещение части затрат российским организациям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, в рамках подпрограммы «Транспортное машиностроение» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1223 // СЗ РФ. 2014. № 8. Ст. 6863.
[23] СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. IV). Ст. 2173.
|