С выделением в самостоятельное звено в одном перевозочном процессе операторов железнодорожного подвижного состава, оказывающих услуги по предоставлению вагонов и контейнеров отправителям грузов, без предоставления которых перевозка не может быть осуществлена, возникла объективная потребность в заключении операторами договоров с грузоотправителями.
Оказание услуг по предоставлению железнодорожных вагонов и юридическим и физическим лицам - клиентам для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок является основным видом деятельности операторов.
Вместе с тем, согласно Письму Минэкономразвития России от 27 февраля 2014 г. № д18н -103 данный вид деятельности в соответствии с ОКВЭД может быть квалифицирован по коду 72.21.2 «Аренда железнодорожного транспорта и оборудования» раздела 71.21 - «Аренда прочих сухопутных транспортных средств»[1]. Группировка 72.21.2 ОКВЭД предусматривает аренду железнодорожного подвижного состава без машиниста[2]. Код 60.10 «Деятельность железнодорожного транспорта» включает оказание услуг по перевозке и оказание маневровых услуг.
Итак, согласно ОКВЭД услуги оператора железнодорожного подвижного состава квалифицированы в качестве аренды и не выделены в самостоятельный вид экономической деятельности.
В общем виде содержание услуг, предоставляемых оператором клиентам в заключаемом им договоре, предусмотрено п.6 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. № 626. Договор о взаимодействии оператора и клиента должен включать, по крайней мере, следующие условия, которые обозначены в Постановлении как сведения:
- род подвижного состава и тип контейнеров, предоставляемых оператором клиенту;
- вид груза, для перевозки которого предоставляются железнодорожные вагоны и контейнеры оператора;
- требования к предоставляемым железнодорожным вагонам и контейнерам оператора;
- цена договора и порядок оплаты оказанных услуг по договору;
- состав и порядок представления клиентом документов, подтверждающих использование железнодорожных вагонов и контейнеров оператора в перевозочном процессе;
- порядок взаимодействия сторон в случае выявления технической неисправности железнодорожных вагонов и контейнеров оператора по подаче их под погрузку, а также в процессе перевозки груза.
В Положении не дана правовая характеристика заключаемого договора и не определена правовая природа этого договора.
Несмотря на то, что операторы достаточно давно участвуют в перевозочном процессе, арбитражные суды неоднозначно квалифицируют и обозначают договор оператора по передаче вагонов и (или) контейнеров клиентам под погрузку для перевозки груза.
Так, Открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к закрытому акционерному обществу «Совфрахт-Казань» о взыскании 601 800 рублей штрафа за сверхнормативное пользование вагонами. Суды, исследовав заключенный между сторонами договор, пришли к выводу о том, что отношения между истцом и ответчиком возникли из перевозки грузов и регулируются положениями главы 40 ГК РФ «Перевозка» и Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Вместе с тем, согласно заключенному между сторонами договору, названному договором оперирования, от 8 декабря 2009 г. N ДД/ФНжн/ПТНП-290/9 исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов заказчика в вагонах исполнителя, а заказчик - оплатить оказанные услуги в порядке и объемах, предусмотренных этим договором.
Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что данный договор не является договором перевозки грузов, а отношения сторон вытекают из оказания услуг по организации и сопровождению перевозки грузов. Такие взаимоотношения сторон регулируются положениями главы 39 ГК РФ[3].
При рассмотрении другого спора ФАС Московского округа в постановлении от 10 июня 2013 г. по делу № А40-112364/12-55-106 указал, что из содержания условий спорного договора следует, что отношения сторон вытекают из оказания услуг по организации перевозок, под которыми стороны понимают: организацию подачи вагонов для перевозки грузов заказчика (или привлеченных заказчиком грузов третьих лиц), оформление необходимых документов и соблюдение требований, предъявляемых к грузам органами контроля, информирование заказчика о дислокации железнодорожного подвижного состава во время его следования под погрузку. И сделан вывод, что спорный договор является договором возмездного оказания услуг, к которому применяются положения главы 39 ГК РФ и, соответственно, общий трехлетний срок исковой давности[4].
На наш взгляд, судом сделан правильный вывод о правовой природе данного договора, однако обозначение его как договора оказания услуг по организации перевозок неверно, поскольку согласно ст. 791 ГК РФ и ст. 10 УЖТ РФ договор об организации перевозок заключается перевозчиком с грузовладельцем при систематическом осуществлении перевозок грузов.
Заключаемые операторами договоры по предоставлению подвижного состава в ряде случаев обозначаются в качестве договора транспортных услуг по предоставлению подвижного состава[5].
Как указывает В.Ф. Яковлев, «чтобы правильно определить, какие конкретно нормы подлежат применению для регулирования данного отношения, необходимо точно установить вид отношения и его разновидность. Иначе говоря, дать его правовую квалификацию»[6].
Существенные условия договора в соответствии со ст. 432 ГК РФ могут быть определены не только в законе, но и в иных правовых актах. Выше нами указывалось, что такое решение законодателя представляется неверным, поскольку правовое регулирование определенного вида договора должно осуществляться федеральным законом.
Вместе с тем, указанные в п. 6 Положения условия, которые должен включать договор о взаимодействии оператора и клиента, следует рассматривать как существенные условия договора.
Поскольку в Постановлении Правительства РФ № 626 содержатся правила о договоре оперирования, которому не дано название, хотя и в общем виде, данный договор не может считаться непоименованным.
При формировании условий заключаемого договора операторы руководствуются помимо Положения об основах правового регулирования деятельности операторов ГК РФ, УЖТ РФ, а также подзаконными нормативными правовыми актами, включая Правила перевозок грузов, Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 28[7], Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденные Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 29[8], и иными.
В изученных договорах стороны рассматривают заключаемый договор по предоставлению вагонов в качестве договора услуг. Данный договор в ГК РФ не предусмотрен, и как отмечает В.В. Витрянский, глава 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» «... рассчитана исключительно на договоры, которые в ГК РФ не выделены. В отличие от этого поименованные в нем договоры в предмет регулирования соответствующей главы, посвященной генеральному для этой группы договору - о возмездном оказании услуг, не входят»[9].Как было указано выше, поскольку имеются специальные правила о рассматриваемом договоре в постановлении Правительства РФ № 626, сначала применяются данные правила.
Сторонами договора являются оператор, правовое положение которого рассмотрено в параграфе третьем главы 1, и заказчик (клиент). В Постановлении Правительства РФ № 626 установлено, что операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам (клиентам) для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок. Как правило, клиентом выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, поскольку оператор передает под погрузку преимущественно грузовые вагоны, предназначенные для перевозки грузов (объектов, в том числе изделий, предметов, полезных ископаемых, материалов, сырья, отходов производства и потребления, принятых в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах (абз.5 ст.2 УЖТ РФ). Следует отметить, что в качестве клиента по данному договору выступает только грузоотправитель.
Заключение договора осуществляется различными способами: путем направления проекта договора заинтересованной стороной и его подписания либо путем размещения в сети «Интернет» публичной оферты о заключении договора оперирования вагонами[10]. Данный способ заключения договора широко применяют крупные операторы. В публичной оферте АО «Федеральной грузовой компании» (АО «ФГК») указано, что она является официальным, публичным и безотзывным предложением АО «ФГК» заключить договор на содержащихся в нем условиях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Акцептом данной оферты считается подписание договора на бумажном носителе и отправка отсканированного подписанного и скрепленного печатью экземпляра договора исполнителю.
В соответствии с п.2 ст.437 ГК РФ публичная оферта должна содержать все существенные условия предложения. В размещаемых в сети «Интернет» публичных офертах операторы предусматривают существенные условия договора оперирования, а также указывают на ее публичный и безотзывный характер, а полным безоговорочным акцептом считается осуществление клиентом (заказчиком) оплаты предложенных оператором услуг, определяемых в соответствии с условием договора. При таком способе заключения договора оператор уже не может отказаться от заключения конкретного договора при согласии заказчика на все указанные в публичной оферте условия.
Договор заключается либо на длительный срок или под разовую погрузку груза (краткосрочный период).
В заключаемых на практике договорах предмет договора формулируется, как правило, единообразно: оказание исполнителем услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок грузов заказчика, перевозимых по территории Российской Федерации, в вагонах исполнителя. Заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в порядке и объемах, предусмотренных договором.
Какие действия рассматриваются в качестве услуг, предусматриваются в договоре. В проанализированных договорах под услугами по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок грузов понимается предоставление
и обеспечение наличия на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов, отвечающих требованиям,
предъявляемым к подвижному составу, используемому для перевозок груза, признаки которого будут указаны в заявке; диспетчерский контроль над продвижением вагонов.
Вагоны предоставляются заказчику на основании заявок, поэтому в договоре предусматривается специальный раздел, в который включаются условия о порядке оформления заявок, сроках предоставления, согласования и их принятия исполнителем. Заявки являются важнейшим элементом договора и неотъемлемой его частью, поскольку в заявках предусматривается значительная часть договорных условий.
Заказчик выбирает способ подачи вагонов: указание конкретной даты подачи вагонов; подача в соответствии с графиком; равномерная подача вагонов и указывает в заявке.
В заявке определяются объем, маршрут и номенклатура груза, вид отправки. В Положении об основах правового регулирования деятельности операторов установлено требование о соблюдении операторами соответствия предоставляемых ими железнодорожных вагонов и контейнеров оператора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России (п. 9), которые рассмотрены в параграфе четвертом главы первой диссертации.
В статье 17 Закона о железнодорожном транспорте также предусмотрено, что железнодорожный подвижной состав должен соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании.
На основании согласованной сторонами заявки заказчик обеспечивает оформление заявки формы ГУ-12 и направляет ее для согласования перевозчику (железная дорога по месту нахождения грузоотправителя). Порядок и сроки изменения заявок устанавливаются в договоре.
Права и обязанности сторон по договору устанавливаются в специальном разделе договора.
Основными обязанностями исполнителя является:
- оказывать услуги в соответствии с согласованной сторонами заявкой;
- подавать под погрузку на станцию отправления технически исправные и коммерчески пригодные вагоны в соответствии с заявкой, с полученным разрешением на курсирование по согласованным сторонами маршрутам перевозки;
- организовать диспетчерский контроль за продвижением вагонов по согласованным сторонами маршрутам и по требованию заказчика предоставлять сведения о месте нахождения груженых и порожних вагонов;
- предоставлять заказчику инструкцию по заполнению перевозочных документов, акты приемки-передачи оказанных услуг, акты сверки взаиморасчетов, счета, счета-фактуры и иные документы в соответствии с договором;
- от своего имени и за свой счет производить оплату провозных платежей за перевозку порожних вагонов.
В свою очередь клиент обязуется:
- в согласованные договором сроки предоставлять исполнителю заявку;
- использовать вагоны исполнителя для перевозок грузов только в строгом соответствии с заявками, а также с соблюдением законодательства Российской Федерации;
- обеспечивать своевременный прием и отправление вагонов с железнодорожных станций, а также обеспечить оформление перевозочных документов на них;
- обеспечить простой вагонов, поданных согласно заявке, на станциях погрузки/выгрузки не более сроков, предусмотренных в договоре. Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные;
- своевременно и в полном объеме в соответствии с договором производить оплату услуг исполнителя;
- осуществлять осмотр вагонов на предмет соответствия их годности под погрузку заявленным грузом;
- не допускать без письменного согласия исполнителя изменения маршрутов курсирования и переадресовку вагонов как груженых, так и порожних, за исключением случая, согласованного сторонами изменения заявки;
- по окончании использования вагонов вернуть их в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии.
ГК РФ предусматривает в ряде случаев приостановление исполнения договора, в том числе в ст.328 о встречном исполнении обязательств, в п.5 ст.486 - договоре купли-продажи, в п. 1 ст. 719.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В договоре по предоставлению вагонов предусматриваются условия о приостановлении исполнения обязательств исполнителем в определенных случаях, в частности, когда нарушение заказчиком своих обязанностей препятствует исполнению договора оператором.
Исполнитель согласно заключенному договору вправе приостановить исполнение согласованной заявки в случаях:
- непредставления заказчиком информации, необходимой для исполнения и указанной в договоре, несвоевременной или неполной оплаты услуг (счетов) исполнителя в обусловленные настоящим договором сроки;
- в случае нарушения заказчиком сроков оплаты услуг (счетов), погашения задолженности более чем на согласованный договором срок отказаться от исполнения договора, письменно уведомив об этом заказчика в указанный договором срок до предполагаемой даты расторжения договора. При этом убытки, возникшие у сторон, в том числе по возврату вагонов на станцию, указанную исполнителем, относятся на заказчика;
- объявления уполномоченными на то компетентными органами конвенционных запретов на перевозки грузов в направлениях, указанных в согласованных заявках.
Приостановление исполнения заявки осуществляется на период до предоставления необходимой информации, момента оплаты услуг соответственно либо отмены конвенционного запрета на перевозки грузов на соответствующих направлениях. Указанное приостановление исполнения заявки не считается неисполнением исполнителем своих обязанностей и не влечет его ответственности.
В случае превышения установленного в договоре срока неоплаты задолженности исполнитель вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом заказчика.
Как отмечается в литературе, «...стороны в договорных отношениях должны добиваться баланса распределения прав и обязанностей по заключаемому договору, учитывая интересы и разумные потребности своих контрагентов. Поэтому исполнение сторонами своих обязанностей или осуществление прав в пределах указанного баланса интересов будет свидетельствовать об их добросовестном поведении»[11].
В этом отношении баланс прав исполнителя и заказчика несколько нарушен, поскольку в рассматриваемом договоре предусмотрено, как правило, только право заказчика получать информационную поддержку относительно исполнения заявок, стоимости оказываемых услуг.
Одним из условий, отражающим сущность данного договора, является согласование маршрута курсирования переданных вагонов. Данное условие согласовывается сторонами в заявке. Изменение маршрута курсирования клиентом без согласования с исполнителем является нарушением договора, влекущим имущественную ответственность.
Одним из наиболее важных условий рассматриваемого договора является порядок взаимодействия сторон в случае выявления неисправностей вагонов или контейнеров при подаче под погрузку или в процессе перевозки грузов. В договоре должно быть установлено, что оператор несет имущественную ответственность за утрату, повреждение груза вследствие подачи вагонов с неисправностями. По этим соображениям суды, рассматривая споры об утрате, повреждении или порче груз, должны привлекать в качестве третьих лиц оператора железнодорожного подвижного состава.
В договоре (протоколе согласования цены, являющемся неотъемлемой частью договора) указывается стоимость оказываемых услуг и порядок проведения расчетов. Ставка исполнителя включает плату за предоставление вагона под перевозку и другие услуги в соответствии с договором. Как правило, в заключенных договорах предусматривается условие о 100% предоплате на основании счета исполнителя. Окончательный расчет производится на основании актов сверки взаиморасчетов, составляемых ежемесячно или ежеквартально. В случае изменения условий перевозки грузов (рода вагонов, наименования груза), указанных в протоколе согласования договорной цены к настоящему договору, или добавления новых условий стороны обязуются согласовать новую ставку исполнителя путем подписания соответствующего протокола. Стоимость оказанных услуг определяется сторонами самостоятельно путем ее согласования в договоре.
В письме Федеральной службы по тарифам от 11 мая 2011 г. № ТС-3775/13 подтверждено, что транспортные организации, в том числе ОАО «ТрансКонтейнер», оказывающие услуги не по перевозке грузов, а по предоставлению вагонов для перевозки, не входят в сферу регулирования Федеральной службы по тарифам и определяют стоимость оказываемых ими услуг по предоставлению вагонов под перевозки самостоятельно (на договорной основе). По мнению Федеральной службы по тарифам, самостоятельное установление ОАО «ТрансКонтейнер» тарифов по предоставлению собственных вагонов и контейнеров под перевозку не противоречат действующему законодательству Российской Федерации в
области государственного регулирования деятельности естественных
~?0?
монополий[12].
Приемка оказанных услуг осуществляется путем составления акта приема-передачи оказанных услуг заказчиком, который в течение согласованного в договоре срока обязан передать его исполнителю. Исполнитель в свою очередь рассматривает его и при отсутствии возражений подписывает акт.
В случае если у заказчика имеются возражения по объему или качеству услуг или по акту приема-передачи оказанных услуг, заказчик подписывает акты с протоколом разногласий, в котором фиксируются все замечания заказчика, и направляет его исполнителю вместе с документами, обосновывающими разногласия.
Услуги, в отношении которых не заявлены разногласия, считаются принятыми заказчиком, и их оплата производится в сроки, установленные договором.
Выявленные разногласия стороны рассматривают в претензионном порядке. Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 42 утверждены Правила предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с
осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом[13], однако данный документ не рассчитан на предъявление взаимных претензий оператора и клиента.
В целях оперативного рассмотрения и согласования объема оказанных услуг стороны составляют, как правило, ежемесячно акты сверки взаиморасчетов.
Предоставление вагонов под погрузку рассматривается сторонами в заключенных договорах в качестве услуги, поэтому важным условием договора является определение момента оказания услуг.
В договорах датой оказания услуг считается дата раскредитования груженого вагона на станции назначения. В соответствии с Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 39 «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» под раскредитованием перевозочных документов понимается выдача перевозчиком оригинала накладной грузополучателю и удостоверение перевозчиком путем проставления в оригинале накладной и в дорожной ведомости календарного штемпеля выдачи оригинала накладной грузополучателю[14].
В статье 782 ГК РФ предусмотрено право обеих сторон на односторонний отказ от исполнения договора, при этом заказчик должен оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, а исполнитель - полностью возместить заказчику убытки. При этом Пленум ВАС РФ в Постановлении от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» пояснил, что предоставленное ст. 782 ГК РФ право на немотивированный отказ от исполнения договора не исключает возможность согласования сторонами договора иного режима определения последствий отказа от исполнения договора (например, полное возмещение убытков, как заказчиком, так и исполнителем).
Рассматриваемый договор предоставления вагонов (контейнеров) под погрузку, хотя подпадает под действие правил о договоре возмездного оказания услуг, но имеет ряд особенностей, одна из которых состоит в неразрывной связи данного договора с договором перевозки грузов. В этой связи представляется, что в нормативном порядке следует установить запрет на немотивированный отказ от исполнения договора исполнителя при надлежащем выполнении договорных обязательств заказчиком и при согласованной им заявке с перевозчиком на перевозку груза. В противном случае при принятии исполнителем заявки заказчика на предоставление им определенного количества вагонов (контейнеров) в целях перевозки груза и согласовании заявки заказчиком с перевозчиком, отказ исполнителя от предоставления вагонов (контейнеров) повлечет грубое нарушение баланса интересов сторон.
Особенностью ответственности перевозчика является ее ограниченный характер (ст. 96 УЖТ), на что обращается внимание в литературе[15].Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, наступает за нарушение установленного срока доставки груза и за необеспечение его сохранности и носит ограниченный характер: она установлена либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза), либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку его доставки), что соответствует правилу, установленному в п. 1 ст. 400 ГК РФ.
Как указал Конституционный Суд РФ, введение ограниченной ответственности перевозчика обусловлено тем, что использование транспортных средств сопряжено с повышенным предпринимательским риском перевозчика, включая риск повреждения или уничтожения, как перевозимого груза, так и транспортного средства[16].
Включение оператора железнодорожного подвижного состава в перевозочный процесс и вызванные этим внесенные изменения и дополнения в транспортное законодательство не привели к появлению специальных правил в законодательстве об ответственности оператора за нарушения договорных обязательств.
В главе У11 УЖТ «Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей, пассажиров» не предусмотрено норм, устанавливающих ответственность операторов, не учтено, что перевозчик в настоящее время может не иметь в собственности или на ином законном титуле вагонов и контейнеров, и ответственность за нарушение обязательств, касающихся железнодорожного подвижного состава, возлагается только на перевозчика.
Не учтены изменения относительно оператора и в ГК РФ. В статье 794 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств отправителю, а отправитель - за неиспользование поданных транспортных средств в соответствии с транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Хотя в некоторых статьях УЖТ РФ и упоминаются иные лица, участвующие в перевозочном процессе, но ответственность их не установлена. Так, в ст. 94 УЖТ РФ одним из оснований ответственности грузоотправителя за полное или частичное невыполнение принятой заявки является отсутствие не принадлежащих перевозчику и предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.
В этой же статье другими основаниями ответственности грузоотправителя является неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе по причине невнесения им платы за перевозку грузов и других причитающихся перевозчику платежей в соответствии со ст. 30 Устава, если иной порядок внесения этой платы и других платежей не предусмотрен соглашением сторон; отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров, за исключением случаев, если причиной отказа стала техническая неисправность поданных вагонов, произошедшая по вине перевозчика. То есть в УЖТ РФ не предусмотрено, что железнодорожный подвижной состав грузоотправителю подается оператором, а не перевозчиком.
Таким образом, основным документом, устанавливающим ответственность оператора и заказчика за допущенные нарушения обязательств, является заключенный между ними договор.
В проанализированных договорах, проекты которых разрабатывают операторы, установлена имущественная ответственность, как правило, за нарушение каждой обязанности, возлагаемой договором на заказчика, в то время как исполнитель согласно договору несет ответственность за нарушение не всех обязанностей, возлагаемых на него договором, что нарушает баланс прав и обязанностей сторон. Так, в договорах предусмотрено право заказчика отказаться от поданных вагонов только в случае несоответствия вагонов в случае подачи коммерчески и технически неисправных, но не неравномерного или с нарушением количества поданных вагонов, а также в случае непредоставления вагонов. Тем самым нарушается принцип равенства участников гражданско-правовых отношений (ст. 1 ГК РФ).
Наиболее часто встречающимся нарушением договорных обязательств заказчика является повреждение переданных ему вагонов, за совершение которого исполнитель вправе потребовать от заказчика возместить стоимость ремонта вагонов, стоимость подготовки к ремонту, а также платежи за перевозку вагонов к месту проведения подготовки к ремонту, к месту ремонта, а также за перевозку после осуществления ремонта на железнодорожную станцию, указанную исполнителем. Исполнитель представляет заказчику все необходимые документы, подтверждающие сумму расходов. Определение ремонтопригодности и объема восстановления вагонов производится специализированными предприятиями, имеющими соответствующую лицензию. За данное нарушение в договорах устанавливается штраф за непроизводительный простой вагонов в ремонте за каждые сутки нахождения его в ремонте. Время нахождения вагонов в ремонте определяется на основании данных, указанных в актах специальных форм ВУ-23М и ВУ-36М.
Следует отметить, что в заключаемых на практике договорах установлено, что клиент несет ответственность за действия грузоотправителей/грузополучателей, как за свои собственные.
В свою очередь, тесная взаимосвязь договора перевозки груза и договора предоставления вагонов, контейнеров под погрузку выражается в том, что невыполнение поданной заявки на перевозку груза грузоотправителем по вине оператора влечет возложение на него ответственности перед перевозчиком, т.е. он отвечает за действия третьих лиц в соответствии со ст. 403 ГК РФ. Характерным в этой связи является спор, рассмотренный судебными органами по иску ЗАО «Ольшанский карьер» к ОАО «РЖД» «о взыскании убытков в размере 48 932 руб., причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору от 21.03.2011г. N 569/8/19. Заявки истца на перевозку грузов не были исполнены в полном объеме из-за невыполнения обязательств по передаче истцу вагонов, принадлежащих ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК». Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 октября 2013 г. № Ф05-12616/13 по делу № А40-128924/2012 иск был оставлен без удовлетворения в соответствии со ст. 94 УЖТ РФ, в которой в качестве основания для возникновения ответственности за невыполнение принятой заявки указывается отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами. В этом случае грузоотправитель несет ответственность по правилам ст. 403 ГК РФ, согласно которой он отвечает за неисполнение обязательства третьим лицом, на которое было возложено исполнение[17].
Ответственность в виде штрафа устанавливается в случае допущения заказчиком простоя вагонов сверх сроков, установленных в договоре, на станции погрузки/выгрузки груза. Штраф за сверхнормативное пользование вагонами устанавливается за каждые сутки за один вагон до даты отправления вагонов, также исполнитель вправе требовать возмещения иных расходов, возникших в связи с простоем вагонов.
Имущественная ответственность в виде штрафа устанавливается и за нарушение такого условия договора, отражающего его специфику, как изменение маршрута курсирования или переадресовку груженого рейса или возврата порожних вагонов. В таких случаях исполнитель вправе потребовать от клиента уплаты штрафа в установленном размере в сутки за каждый вагон, отправленный клиентом или грузоотправителем/грузополучателем на железнодорожную станцию назначения, не согласованную с исполнителем, начиная с даты отправления вагонов до даты их прибытия на железнодорожную станцию, указанную исполнителем. Все расходы по оплате провозных платежей от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции выгрузки, а также от станции выгрузки до железнодорожной станции, указанной исполнителем, несет клиент. Так, согласно договору № ДД/ФНжн/ПТНП- 209/9 от 9 декабря 2009 г., заключенному между ОАО «ПГК» (исполнитель) и ЗАО «Совфракт-Казань» (заказчик), исполнитель обязался оказать услуги по сопровождению перевозок грузов заказчика в вагонах исполнителя, а заказчик - оплатить оказанные услуги.
В соответствии с п.4.2.12 договора клиент обязался без письменного согласия исполнителя не допускать изменение маршрутов курсирования. За нарушение указанного условия в договоре предусмотрен штраф в размере 1 180 руб. в сутки за каждый вагон, отправленный заказчиком (грузоотправителем или грузополучателем) на железнодорожную станцию, не согласованную с исполнителем. Данное условие заказчиком было нарушено, в связи с чем, поскольку в претензионном порядке спор не был урегулирован, дело было рассмотрено в судебных инстанциях, и постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23 июля 2014 г. иск исполнителя был удовлетворен.
В договоре по предоставлению вагонов установлена специальная ответственность за невозврат вагонов клиентом исполнителю в течение установленного в договоре срока. В таких случаях клиент уплачивает двойную рыночную стоимость вагона, а также возмещает исполнителю затраты последнего на привлечение оценщика.
Следует отметить, что в судебной практике совершенно верно различаются случаи самовольного использования вагонов и нарушения срока возврата вагонов. На это обстоятельство обратил внимание Президиум ВАС РФ, который в Постановлении от 26 марта 2013 г. № 14948/12 указал, что самовольное использование вагонов и задержка вагонов не являются тождественными понятиями и согласно абз. 5, 6 ст. 62 УЖТ РФ рассматриваются законодателем как два самостоятельных правонарушения. Самовольное использование грузополучателем вагонов означает их использование вне установленного УЖТ РФ порядка предоставления для целей перевозки, а также без разрешения на то их владельцев[18]. Правовым основанием таких исков являются ст. 66 и 99 УЖТ РФ.
Так, Открытое акционерное общество «Вторая грузовая компания» (далее по тексту - ОАО «ВГК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу «Ванинский морской торговый порт» (далее по тексту -
ОАО «Порт Ванино») о взыскании штрафа за несанкционированное использование вагонов в размере 112 800 рублей.
Арбитражный суд установил, что владельцем вагона № 64086606 является ОАО «ВГК», что следует из договора сублизинга № 56 от 11.02.2011, заключенного с ОАО «РЖД». Также в накладной, оформленной ответчиком, имеется отметка о том, что владельцем перевозившего груз вагона № 64086606 является ОАО «ВГК». ОАО «ВГК» не давало согласия ОАО «Порт Ванино» на использование указанного вагона для перевозки груза. В период использования ответчиком вагона между ОАО «ВГК» и ОАО «Порт Ванино» отсутствовали какие-либо соглашения об использовании ответчиком вагона, находящегося во владении и пользовании ОАО «ВГК», для перевозки груза. Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и удовлетворил иск[19].
При рассмотрении подобных споров суды применяют ч. 5 ст. 62 УЖТ РФ, согласно которой грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны для перевозок грузов. В соответствии со статьей 99 УЖТ в случае использования вагонов без согласия их владельцев виновные физические и юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава за задержку вагонов. В соответствии с п.3 ст.797 ГК РФ, ст.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав
железнодорожного транспорта Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» по таким спорам действует специальный срок исковой давности в один год, что подчеркнул Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 25 февраля 2014 г. № 17072/13[20].
Согласно статье 99 Устава при самовольном использовании вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), перевозчик уплачивает в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава за задержку вагонов, контейнеров.
В соответствии с пунктом 30 постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. № 30 требование об уплате штрафа может быть предъявлено перевозчику только грузоотправителем или грузополучателем.
По настоящему делу требование предъявлялось владельцем вагона (истцом) к грузоотправителю (ответчику). Поскольку истец является законным владельцем спорного вагона, право которого нарушено, на него распространяется действие статьи 62 Устава.
При пропуске данного срока исковой давности истцы по подобным спорам обращаются с арбитражные суды с иском о неосновательном обогащении.
На наш взгляд, при рассмотрении таких споров следует применять нормы специального железнодорожного законодательства, поскольку согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В заключаемых договорах по предоставлению вагонов сторонами установлена имущественная ответственность за нарушение обязательств по договору, независимо от вины, что характеризует предпринимательский характер данного договора.
Применение норм п. 3 ст. 401 ГК РФ о повышенной имущественной ответственности сторон по рассматриваемому договору осуществляется и судебными органами[21].
Как отметил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 марта 2016 г. №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушения обязательств», если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ)[22].
Как уже указывалось, в отношении договора о передаче вагонов под погрузку отсутствует единообразие судебной практики.
Первоначально во многих случаях судебные органы квалифицировали данные договоры в качестве договоров перевозки, и к таким
правоотношениям применяли сокращенный срок исковой давности, установленный ст.797 ГК РФ для правоотношений по перевозке грузов. В ряде случаев такие обязательства судами рассматривались как договор на оказание услуг по организации перевозки.
Характерным для определения правовой природы рассматриваемого договора является спор между ООО «ТГИ-Транс» - истцом и ООО «Волготранссервис» - ответчиком о взыскании 58 500 рублей договорной неустойки за сверхнормативный срок нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки (простой вагонов). Спор был рассмотрен в трех судебных инстанциях, каждая из которых дала свою юридическую квалификацию договора по передаче вагонов под погрузку. Суд первой инстанции указал, что между сторонами имеются правоотношения по перевозке груза.
Апелляционный суд согласился с доводом истца о правовой природе договора как возмездного оказания услуг и сделал вывод об ошибочной квалификации судом первой инстанции спорного договора как договора перевозки груза, поскольку исполнитель не является перевозчиком и не осуществлял перевозку грузов заказчика, и квалифицировал спорный договор в качестве договора об организации перевозок грузов, регулируемого статьей 798 ГК РФ.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 10 июня 2013 г. по делу № А40 -112364/12 отметил, что договор об организации перевозок грузов заключается между перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов, и сделал вывод, что спорный договор является договором возмездного оказания услуг, к которому применяются положения главы 39 ГК РФ[23].
К такому же выводу, как уже указывалось, пришел и Высший Арбитражный Суд, изложив свою позицию в Постановлении Президиума N 14269/12 от 12 февраля 2013 г.
Операторы железнодорожного подвижного состава предоставляют принадлежащие им на праве собственности вагоны и контейнеры также в аренду, хотя заключаемый договор аренды не опосредует основной вид деятельности оператора. В то же время отсутствие надлежащего правового регулирования договорных отношений оператора привело к тому, что и договор предоставления вагонов под погрузку заказчику рассматривается в качестве договора аренды вагонов либо смешанного договора, содержащего признаки договора оказания услуг и аренды. Так, между ЗАО «АТА» и ООО «ДТС» 21 января 2014 г. был заключен договор № 1513-14/АТА/ПВ об обеспечении подвижным составом, согласно которому ЗАО «АТА» обязывалось предоставить для перевозки грузов технически исправные и коммерчески пригодные собственные/арендованные вагоны по указанным ООО «ДТС» реквизитам. При этом ЗАО «АТА» обязалось осуществлять диспетчерское слежение за продвижением вагонов, по запросу истца передавать информацию о нахождении вагона и его подходе к станции погрузки/выгрузки. Как указал Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 10 марта 2016 г. N Ф03-586/16 по делу N А73-2203/2015, нижестоящими судами был неверно квалифицирован договор от 21.01.2014 N 1513-14/АТА/ПВ в качестве смешанного договора, содержащего элементы договора возмездного оказания услуг и договора аренды, а не договора по оказанию услуг[24].
Существо договора аренды содержится в его определении. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 2 ст. 614 ГК РФ предусмотрено, что арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно. Так, 1 октября 2011 г. между ООО «Севтехнотранс» и ОАО «Вольскцемент» был заключен договор № 1101-ВЦ/2011/18 аренды железнодорожных вагонов - хопперов, в соответствии с которым (пункт 1.1.) арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование железнодорожные вагоны-хопперы, находящиеся в собственности арендодателя или принадлежащие ему на ином законном основании, а арендатор обязуется принять вагоны и уплачивать за них арендную плату в размере и сроки, установленные договором. Пунктом 7.2 договора аренды (в редакции Дополнительного соглашения от 22 февраля 2013 г. № 3) был установлен срок действия договора до 1 апреля 2014 г. В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды начисление арендных платежей начинается с даты подписания акта приема-передачи при передаче вагонов арендатору прекращается с даты подписания акта приема-передачи при возврате вагонов арендодателю. Вследствие нарушений условий договора, в том числе срока арендной платы, дело рассматривалось судебными органами[25]. Таким образом, в соответствии с заключенным договором аренды арендатор самостоятельно решает вопрос об использовании переданных ему вагонов.
Предоставление вагонов под погрузку в качестве аренды квалифицируется и некоторыми авторами[26].
Аргументы по обоснованию рассматриваемого договора в качестве договора аренды приводятся А.А. Ананьевой, которая отмечает, что арендные отношения должны занимать центральное место в рассматриваемых правоотношениях, поскольку главной задачей оператора является предоставление вагонов в пользование. «Интерес грузоотправителя заключается в получения вагонов во временное пользование, а интерес оператора заключается в получении прибыли от предоставления в пользование имущества»[27]. Вместе с тем, особенности данного договора, в том числе наличие в предмете транспортно-экспедиционных услуг по подаче и уборке вагонов и по их технической эксплуатации, позволяют выделить данный договор в отдельный вид договора аренды[28].
Рассматривая содержание договора по подаче вагонов клиенту в связи с перевозкой продукции оператором ОАО «Первая грузовая компания», именуемого в качестве договора аренды, В.А. Белов обоснованно отмечает, что заключаемый договор не содержит признаки договора аренды. Содержащиеся в нем условия, в том числе условие об арендной плате, не соответствуют положениям п. 2 ст. 614 ГК РФ, согласно которому арендная плата должна быть согласована таким образом, чтобы текст договора позволял определить порядок ее внесения - однократный (за весь срок аренды) или периодический. Размер платежей, вносимых грузоотправителем за пользование вагонами по договору с ОАО «ПГК», не зависит от времени такого пользования. Далее автор отмечает, что «...после установления этого обстоятельства мы уже не удивимся тому, что в рассматриваемом договоре не содержится ни единого намека на какие-либо сроки пользования вагонами - условие, являющееся если и не безусловно необходимым, то, по крайней мере, обычным для классического договора аренды».
Вместе с тем, В.А. Белов делает вывод, что рассматриваемый договор - это типичный договор об организации перевозок (ст. 798 ГК РФ), согласно которому одно лицо (перевозчик) обязуется принимать по заявкам другого лица (грузовладельца) предъявляемые к перевозке грузы, однако он заключается компанией, формально не имеющей статуса перевозчика, - операторской компанией[29]. В целях развития конкуренции при перевозках грузов автор предлагает наделить операторов статусом публичных перевозчиков.
Рассматривая соотношение договоров аренды вагонов и предоставления вагонов под погрузку, необходимо отметить, что в соответствии с правилами об аренде арендатор может использовать переданные ему вагоны и контейнеры по своему усмотрению, не согласовывая с оператором маршрут перевозки и другие условия. Операторские компании при оказании услуг по предоставлению под погрузку подвижного состава предоставляют вагоны и контейнеры под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Клиент заключает с оператором такой договор с целью обеспечения перевозки груза, а не получения в пользование транспортного средства, как при заключении договора аренды. По договору с оператором клиент получает право осуществить загрузку конкретного груза в вагоны и контейнеры для перевозки в согласованный пункт назначения. Существенные различия двух этих договоров прослеживаются и в отношении срока договора и производимых расчетов. В соответствии с п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно. Размер арендной платы обусловлен сроком пользования вагонами и контейнерами, услуга по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку для осуществления перевозок непосредственно связана с организацией конкретной перевозки. Срок предоставления вагона и контейнера под погрузку заканчивается с завершением договора перевозки, а плата за предоставление устанавливается исходя из условий конкретной перевозки.
Важно отметить, что п. 2.7 ст.164 Налогового кодекса РФ операции с вагонами рассматривает как услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортноэкспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России.
Таким образом, при аренде вагонов и контейнеров отсутствует связь с перевозкой определенного груза. Операторы предоставляют вагоны и контейнеры под перевозку груза по определенному маршруту. Цель заключения договора оперирования вагонами - обеспечить перемещение груза в определенное место, а не предоставить вагоны и (или) контейнеры в пользование без указания целей их использования. Кроме того, арендная плата за подвижной состав не привязана к конкретной перевозке, а исчисляется из количества дней нахождения вагона (контейнера) у арендатора. Услуги по предоставлению вагонов (контейнеров) под погрузку для осуществления перевозки груза непосредственно связаны с организацией конкретной перевозки. Такую же позицию занимают и некоторые арбитражные суды.
Так, Федеральный Арбитражный суд Московского округа в постановлении по делу № А40-16745/12-32-1589 от 30 октября 2013 г. отметил, что под услугами понимается предоставление вагонов для участия в процессе перевозки грузов заказчика; обеспечение наличия вагонов на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов, отвечающих требованиям, предъявляемым к подвижному составу, используемому для перевозки груза, признаки которого указаны в заявке, диспетчерский контроль за продвижением вагонов (п.2.2 договора)[30].
другом деле, рассмотренном в кассационном порядке Федеральным Арбитражным судом Волго-Вятского округа 23 июня 2014 г. (дело № А43-12868/2013), по уплате штрафа за изменение маршрута курсирования (возврата) вагонов суд указал, что договор оперирования вагонами основывается на п. 1 ст. 779 ГК РФ. Из материалов дела усматривается, что крытые вагоны собственности ОАО «ПГК» предоставлены ответчику в рамках договора для целей перевозки грузов на станции Майлин, а после их погрузки должны быть отправлены ответчиком в порожнем состоянии на станцию Горный Южно-Уральской железной дороги[31]. Данные
обстоятельства учитываются и судебными органами при рассмотрении споров, связанных с арендой вагонов и контейнеров, при рассмотрении которых суды основывают свои решения на нормах Гражданского кодекса РФ об аренде[32].
Значительно сложнее выявить соотношение и разграничительные признаки договора по предоставлению вагонов и/или контейнеров под погрузку и договора транспортной экспедиции. И в том и в другом случае оказываются возмездные услуги, связанные с перевозкой грузов, но набор услуг при этом различен.
В научной литературе преобладает мнение о том, что услуги оператора по своей правовой природе относятся к транспортно-экспедиционным услугам.
Одним из обоснований данной точки зрения является то, что перечень экспедиторских услуг, указанных в ст.801 ГК РФ, является примерным. В литературе отмечается, что «...современные экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах. Во-первых, это деятельность в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком, или в качестве лица, организующего перевозку груза из пункта «А» в пункт «Б» согласно полученным инструкциям. В таких случаях экспедитор выступает от имени своего клиента в договоре перевозки и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчика. Во-вторых, экспедитор может выступать в качестве перевозчика. Это значит, что он может либо перевозить грузы собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за перевозку в целом»[33].
В статье 801 ГК РФ оказываемые экспедитором услуги разделяются на основные и дополнительные. К основным услугам относятся организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, обязанность заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени и обеспечить отправку и получение груза. Дополнительными услугами являются получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, хранение груза, его получение в пункте назначения. Перечень основных и дополнительных услуг является примерным, в связи с чем предоставление собственных или арендованных вагонов и контейнеров может входить в перечень оказываемых экспедитором услуг.
Как отмечает В.А. Вайпан, договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг, хотя в нем могут сочетаться «...элементы различных обязательств - поручения, комиссии, агентирования, хранения, перевозки и т.д. Однако это сочетание не означает «смешение» договора транспортной экспедиции с иными схожими договорами. Напротив, именно особое сочетание различных обязательственных элементов, связанных с перевозкой грузов, превращает договор транспортной экспедиции в специальный вид договора в сфере транспортной деятельности»[34].
Арбитражные суды также нередко квалифицируют правоотношения по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку в качестве транспортно-экспедиционных услуг.
Так, при рассмотрении одного спора ФАС Уральского округа отметил, что оказание ОАО «ТрансКонтейнер» услуг по предоставлению контейнеров является транспортно-экспедиционными услугами, а не услугами по перевозке и регулируются отдельной главой ГК РФ (имеется в виду глава 41 «Транспортная экспедиция»)[35].
Однако с такой позиции трудно объяснить, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора выполняются перевозчиком (п.2 ст.801 ГК РФ). Именно по отношению к перевозчику определяются фигуры отправителя и (или) получателя, а не по отношению к любым правосубъектным лицам, заинтересованным в транспортно-экспедиционным сотрудничестве. Обязанность экспедитора состоит в заключении от имени клиента или от своего имени договора (договоров), обеспечении отправки и получения груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой грузов. Именно совершаемые с грузом действия составляют основные обязанности экспедитора в отличие от оператора, который предоставляет вагоны клиенту.
Обеспечение отправки грузов предполагает предоставление вагонов или контейнеров под погрузку. Значит, полноценным экспедитором может стать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или ином праве вагоны. Более того, согласно ст. 12 УЖТ РФ (в редакции от 31 декабря 2014 г. № 503-ФЗ) экспедитор как отправитель порожнего грузового вагона (вагонов) до предъявления их для перевозки представляет перевозчику запрос-уведомление на их перевозку.
Включение в перевозочный процесс оператора как самостоятельного субъекта завершило создание договора оперирования вагонами как самостоятельного вида договора услуг, регулируемого железнодорожным законодательством.
Кроме того, в отличие от экспедитора, оператор вагонов и контейнеров выступает всегда от собственного имени и несет ответственность за предоставление вагонов под погрузку, технически и коммерчески неисправных вагонов или с нарушением сроков предоставления только перед грузоотправителем. Последний вправе взыскать штраф, взысканный с него перевозчиком за полное или частичное невыполнение принятой заявки, с оператора вагонов в регрессном порядке.
Приведенные выше условия договора с точки зрения его правовой природы позволяют охарактеризовать договор оперирования вагонами как один из видов договора возмездного оказания услуг (п.1 ст. 779 ГК РФ). Оператор может заключать договор, в который могут быть включены и условия, характерные для договора транспортной экспедиции. Так, согласно упомянутому постановлению Правительства Российской Федерации оператор вправе выступать от имени грузоотправителя при перевозках грузов
железнодорожным транспортом в вагонах и контейнерах оператора, вносить плату за перевозку груза, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи, а также осуществлять иную деятельность, связанную с оказанием услуг по организации перевозок, т.е. данные действия подпадают под правила, содержащиеся в ст.801 ГК РФ и Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»[36] [37]. И в таких случаях операторы заключают с клиентами договор транспортной экспедиции.
Договор предоставления вагонов под погрузку - это отдельный вид договора, относящийся к типу договора возмездного оказания услуг, однако неразрывная связь этого договора с договором перевозки требует специального правового регулирования. Предлагается наименовать рассматриваемый договор в качестве договора по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку в целях перевозки грузов.
Еще в советский период процесс перевозки разделялся на две стадии - стадию по подаче транспортного средства и предъявлению груза, носящую плановый характер, и стадию непосредственно перевозки груза.
Конструкцию единого обязательства железнодорожной грузовой перевозки выдвинул Я.И. Рапопорт, который пришел к выводу, что «железнодорожная перевозка грузов является единым гражданским правоотношением, основной целью которого является выполнение
227
государственного плана перевозок».
О.С. Иоффе разграничивал две стадии перевозки - плановую и договорную. Однако он отмечал, что две группы отношений, «...будучи расчлененными в законе, становятся слитными с точки зрения порядка их исполнения»[38].
Обязательственный характер отношений не только второй стадии, но и первой стадии в рыночных условиях отмечается в научной литературе.
Теория сложных обязательств в современный период развита и обогащена В.В. Кулаковым, которым установлено, что обязательство перевозки груза является структурно-сложным, но единым[39].
Т.Е. Абова считает, что обязательство перевозки грузов содержит права и обязанности сторон, возникающие не только из договора перевозки, и является значительно более сложным.
«Перевозка является сложным по своему составу обязательством, состоящим из трех, как правило, сменяющих друг друга частей (этапов): обязательство по предоставлению перевозчиком транспортных средств и их использованию грузоотправителем; обязательство, возникающее из договора перевозки груза между перевозчиком и грузоотправителем; обязательство между перевозчиком и грузополучателем с момента его включения в перевозку, в особенности в ходе и после выдачи ему груза»[40].
В своей статье Т.Е. Абова отмечает, что «операторы, т.е. владельцы подвижного состава (вагонов, контейнеров), перевозчиками грузов по магистральным железнодорожным путям не являются. Их вагоны, контейнеры, иногда в большом количестве, включаются в железнодорожные составы, но договоры на перевозку находящегося в подвижном составе груза
заключает ОАО «РЖД», которое принимает груз и провозную плату за его перевозку»[41].
Таким образом, с разделением функций по перевозке и предоставлению вагонов и контейнеров в обязательственные отношения по перевозке на первой стадии включены новые субъекты - операторы вагонов и контейнеров - и сложное обязательство по перевозке приобретает новый субъектный состав.
|