Вторник, 26.11.2024, 17:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

История развития права социального обслуживания в системе социального обеспечения РФ

История социального обслуживания, в нашей стране, начинается с Октябрьской социалистической революции. Это было революционное право, создаваемое социалистическим государством, поэтому в первые годы советской власти система социального обеспечения имела классовый характер.

Ноябрь 1917 создание Наркомата государственного призрения, коллегии по вопросам материнства и детства под руководством Коллонтай А.М. Функции Наркомата - организация и оказание помощи детям, старикам, инвалидам войны и их семьям. В декабре 1917 года принято Положение о страховании на случай безработицы и Декрет "О страховании на случай болезни".

Март 1918 вопросы по выплате пособий и пенсий возложены на Наркомат. Учреждается, при Народном банке, Учетно - ссудный комитет социального обеспечения. В этот же год Наркоматом стал руководить Винокуров А.Н.

Апрель 1918 переименование народного комиссариата в Наркомат социального обеспечения, которому стали подведомственны дома для престарелых и инвалидов.

30 апреля 1918 г публикуется постановление СНК, где подчеркивается, что прежнее название "Народный комиссариат государственного призрения" имеет несоответствие требованиям для социалистического понимания задач и функций социального обеспечения и проявляется, как пережиток прошлого, когда социальная помощь имела характер благотворительности и милостыни. Милютин Н.А. (заместитель руководителя реорганизованного наркомата социального обеспечения) писал, что " начиная с Октябрьской революции, и в дальнейшем наряду с социальным страхованием появляется новая форма социального обеспечения через госаппарат Нарком - собеса". Подведены итоги процесса развития законодательства социального обеспечения в первые годы советской власти по Программе РКП (б) в марте 1919 г., - При советской власти проведено в законодательном порядке полное социальное обеспечение всех трудящихся, которые не эксплуатируют чужой труд, от всех видов потери трудоспособности и, впервые в мире, от безработицы, за счёт государства и нанимателей, при широком участии профсоюзов и полном самоуправлении обеспечиваемых.[1]

Переход к нэпу диктовал возникновение общественного (социального) страхования для тех, кто работал наёмным трудом, появилась новая форма снабжения крестьянства (комитет взаимопомощи) и обеспечение государством в учреждениях социального обеспечения. В Тезисах ЦК РКП (б) от 4.09.1922 года о социальном страховании - перевод социального снабжения к социальному страхованию объяснялся так: "Переход предприятий на народнохозяйственный расчет, при факте существования частной промышленности выдвинуло новые задачи в сфере социального обеспечения. В прошедшие годы социальное обеспечение велось только за счет государства, тогда как при нынешних отношениях необходимо заменить государственное социальное обеспечение граждан, работающих на производстве по найму, социальным страхованием за счёт предприятий, где они непосредственно работают".

Декабрь 1921 принят Декрет "О социальном обеспечении при безработице". В это же время введены пособия на погребение застрахованных и членов их семей. Введено взимание взносов с государственных, общественных, частных и кооперативных предприятий. Взносы шли на нужды лечения застрахованных в соответствии с Декретом от 19.12.1921г. "О страховании на случай болезни". При этом сохраняется бесплатное медицинское обслуживание, при финансировании здравоохранения в пределах возможности местных бюджетов.

1922 год образование СССР, социальное обеспечение находится введении наркоматов союзных республик, общероссийского управления социальным обеспечением ещё нет. С 1923 года социальным обеспечением ведает Наркомат труда СССР. В период 1926 -1927 гг. в некоторых Закавказских республиках наркоматы соцобеспечения совмещены с республиканскими комиссариатами труда и внутренних дел. В ряде автономных республик РСФСР произошел аналогичный процесс.

30 августа 1923 года принято постановление СНК РСФСР "О порядке передачи учреждений социального воспитания, содержащихся за счёт культурных фондов профессиональных союзов и хозяйственных органов, органам Народного Комиссариата Просвещения". Поэтому все учреждения социального воспитания и обслуживание детей рабочих и служащих, детские дома, школы, детские сады и т.п., передаются Народному Комиссариату просвещения РСФСР и содержаться за счёт государства.

Ведение политики натурализации социального обеспечения трудящихся по 3 направлениям:

- создание учреждений социального обеспечения, в том числе учреждений для использования труда инвалидов, а также школ для их обучения и переобучения,

- включение обеспечиваемых, в некоторых случаях их нетрудоспособности, в область общего снабжения комитетом продовольствия одновременно с трудоспособными гражданами (например, снабжение рожениц и беременных по специальным карточкам),

- охват всех нетрудоспособных: сирот, вдов, которым не может быть предоставлено социальное обеспечение в учреждениях вследствие недостаточности учреждений, ни путём их зачисления на общее снабжение.

Политика социального обеспечения в отношении крестьян была иной. В соответствии с Декретом СНК от 14 мая 1921 г. "Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев" предписано образовывать при волостных исполкомах и сельсоветах крестьянские комитеты взаимопомощи. Такие комитеты осуществляли внутреннее самообложение для помощи нуждающимся гражданам, распределяли государственные денежные средства, организовывали общественную трудовую помощь и др.[2]

В начале форсированного развития экономики (1926 – 1936гг.) в нашей стране решались основные задачи индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции. Совместно с этим развивается и социальное обеспечение. Особое внимание уделялось социальному обеспечению трудящихся. Также вводится социальное страхование по старости для трудящихся в специфических отраслях промышленности (на пример, впервые в 1928 году для рабочих на предприятиях текстильной промышленности).

С 1917 по 1927 год старость ("старческая дряхлость") была признана одной из причин инвалидности дающая право на пенсию. С 1928 года старость стала самостоятельным основанием для пенсии (пенсионного обеспечения). Поэтому пенсионное обеспечение по старости стали осуществлять вне зависимости от состояния трудоспособности, но при наличии определённого трудового стажа.

Прогрессом стало введение понятий по профилактике заболеваемости и социально - бытовой помощи. Все расходы на санитарно - курортное лечение, путёвки, финансирование детских учреждений (ясли, детские сады, молочные кухни), пионерские и молодёжные лагеря, бани, прачечные берёт на себя соцстрах. В 1925 году в сельской местности, в 1929 году в городах народным учителям, а в 30 - е годы - писателям и работникам изобразительных искусств, агрономам, медицинским и ветеринарным работникам вводится пенсионное обеспечение за выслугу лет. В 1932 году пенсионное обеспечение по старости распространяется на всех рабочих и на некоторую часть служащих, также были повышены нормы выплаты пенсий и введены надбавки за продолжительный срок работы, узаконен новый вид пенсии за выслугу лет.[3]

1937 - 1989 гг. Незадолго до начала Великой отечественной войны (1941 - 1945) государство стало выплачивать пособия по уходу за заболевшим членом семьи, при карантине или при переводе на работу связанную с иным трудом в следствии заболевания и в связи с рождением ребёнка. Начало формирования единой государственной системы по социальному обеспечению. Вводится категория "непрерывный трудовой стаж" в трудовом праве, которая способствует прикреплению трудящегося к месту работы и довольно затрудняла увольнение работника по собственному желанию. Принятие 14 июля 1956 года Закона о государственных пенсиях и утверждение в феврале 1955 года ВЦСПС Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию стало важным этапом в развитии законодательства о социальном обеспечении. Трудящиеся были подразделены на ряд категорий и социальных групп, а размер пособий был зависим от принадлежности к партийно-хозяйственной номенклатуре, важности отрасли народного хозяйства и др.

Во второй половине 50 - х гг. ввелись законодательные новеллы по улучшению условий социального обеспечения женщин (к примеру, по беременности и родам). По закону о государственных пенсиях от 14 июля 1956 года были установлены льготы для женщин, такие как: трудовой стаж и пенсионный возраст для выхода на пенсию по старости у женщин стал составлять на пять лет меньше, чем для мужчин. По возрасту и трудовому стажу предоставлялись дополнительные льготы многодетным матерям. Впервые для работающих в колхозах Законом СССР от 15 июля 1964 года установлены оплачиваемый отпуск по беременности и родам и пенсии по инвалидности и по старости, а для членов их семей - пенсии по случаю потери кормильцев.

Постановлением Совета Министров от 12 августа 1970 года принято положение о порядке назначения и выплаты пособий по беременности и родам. Размер этого пособия стал зависеть от общего и непрерывного стажа. Все женщины были "поделены" на четыре категории (общий стаж работы свыше 3 лет из них не менее двух непрерывно; не менее двух лет; от одного до двух лет; менее одного года). При первой категории весь период отпуска до родов и после родов пособие выплачивали в размере полного заработка, для последней категории только в размере 2/3 заработка. В 1975 году это положение было отменено, и размер пособия прекратил различаться по трудовому стажу.[4]

Для кооперированных ремесленников и кустарей в СССР работала особая система социального страхования. Вначале она называлась взаимным, а позже кооперативным страхованием. Сначала 70 - х и далее улучшается социальное обеспечение трудящихся сразу по нескольким направлениям: увеличен размер пенсий; сближены размеры пособий и пенсий между служащими, рабочими и колхозниками; улучшена социально - трудовая реабилитация престарелых и инвалидов; усилена государственная помощь семьям, имеющим детей. Также в 1974 году вводятся пособия на детей малообеспеченным семьям.

С середины 70 - годов в СССР развивается система социального обслуживания. Появляется новый вид социального обслуживания - социально-бытовое обслуживание нетрудоспособных на дому. В районных отделах социального обеспечения местных органов исполнительной власти организуются специальные отделения социальной помощи на дому для одиноких нетрудоспособных граждан. Идёт расширение системы социальной реабилитации инвалидов от домов - интернатов до их трудоустройства (профессиональная подготовка, переподготовка, обеспечение транспортными средствами, протезирование).[5]

В 1977 году к моменту принятия Конституции СССР сформировалась государственная система социального обеспечения, включившая в себя две организационно - правовые формы: государственное социальное обеспечение служащих и рабочих и социальное обеспечение членов колхозов, и сформирована государственная система здравоохранения. В 80 - е годы прошлого века существовала единая государственная система социального обеспечения. Социальное обеспечение регулировалось, финансировалось за счет государственных и частично колхозно - кооперативных средств. Вычетов из заработка трудящихся не было.

Все формы социального обеспечения были взаимосвязаны, часто дополняли друг друга. В порядке государственного социального страхования осуществлялось пенсионное обеспечение трудящихся, но целевых платежей никто не вносил - ни работодатели, ни застрахованные.[6]

В начале 90 - х годов началась организация новой системы социального обеспечения, она шла сложно с большими социальными издержками. Выделяют три основных направления реорганизации системы социального обеспечения, которые сопровождались принятием соответствующих законов:

1) восстановление добровольного и обязательного социального страхования;

2) восстановление системы государственного вспомоществования, государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;

3) преобразование государственного социального обеспечения для частичных категорий граждан.[7]

В настоящее время обязательное социальное страхование в системе социальной защиты населения отводится основная роль. Мы переживаем этап социально - экономических реформ. В стране массово присутствует особый вид социального риска такие, как бедность, нуждаемость. И на началах государственной социальной помощи компенсируются последствия таких социальных рисков. Получило развитие законодательство о государственной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам и т.д. Развивается и усовершенствуется целостность социальной защиты детей и семей с детьми, (детей - сирот и детей, родители которых отказываются от воспитания, социальное обслуживание предоставляют в специальных учреждениях, пособия семьям с детьми).

Принимаются законодательные акты о социальном обслуживании инвалидов и граждан старого возраста, ветеранов и лиц, оказавшихся в нелегкой жизненной ситуации (полустационарное и полное стационарное патронаж в учреждениях социального обслуживания, социальная работа на дому, профобучение и устройство на работу инвалидов и др.). Но до сих пор важна надёжная сеть мер правительственного социального содействия для всех социально незащищённых категорий граждан.

 

[1] Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 1980. С. 26-29..

[2] Социальное обеспечение в СССР. Советское право социального обеспечения: Курс лекций, темы IХ-ХIV / Андреев В.С. - М.: РИО ВЮЗИ, 1970. С. 12.

[3] Советское право социального обеспечения / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1982. С. 9..

[4] Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде: заметки юристов. М., 2006. 106-113.

[5] Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. С. 155-157.

[6] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004. С. 46.

[7] Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2007. С. 365-366.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (22.04.2017)
Просмотров: 206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%