В научной литературе такое понятие, как "социальное обслуживание населения" используется довольно редко. Ряд ученых рассматривает социальное обслуживание в нынешних условиях, как одно из направлений социальной деятельности и организационной формы именно этого типа социальной работы, которую принято рассматривать в качестве системы довольно определённых способов социальной общечеловеческой деятельности, направленную на социальную реабилитацию и адаптацию, как отдельного индивидуума, так и семьи или человеческого общества.
Надо отметить, что отдельные авторы, квалифицируют понятие "социальное обслуживание", привержены, формулировать его как оказание поддержки нетрудоспособным гражданам (инвалидам, пенсионерам) в случае нуждаемости. Это представляет собой недостаточно полное определение рассматриваемого понятия, прежде всего, по субъективному характерному признаку. Так как нынешнее законодательство значительно расширило круг лиц, у которых есть право на социальное обслуживание.[1]
Авторы Тучкова Э. Г. и Захаров М. Л. объективно считают, что социальное обслуживание определяется в нашей стране так - это работа социальных служб по поддержке, оказанию социально-медицинских, социально-бытовых, социально-правовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, проведению социальной реабилитации и адаптации (реабилитация духовных и физических сил) граждан, находящихся в трудной ситуации. Поэтому, права на социальное обслуживание имеют те граждане, которые находятся в проблемной жизненной ситуации.[2]
Социальное обслуживание выступает, как институт права человека на социальное обеспечение. "Регламентацию в сфере социального обслуживания нужно рассматривать в виде одного из направлений работы государства по социальной защите населения".[3] Исходя из этого высказывания управление социальными процессами - привилегия государства и это, на мой взгляд, правильно.
Таким образом, важнейший компонент социальной защиты это социальное обслуживание населения, схема, позволяющая на практике решить сложные вопросы жизнедеятельности семьи, общества и отдельного гражданина. Социальное обслуживание надо рассматривать значительное дополнение к всецелой системе материальной помощи пожилых и нетрудоспособных граждан.
Приоритетная задача нашего государства в социальном обслуживании выступает в оказании поддержки не денежного характера, а в консультативной помощи, обслуживании на дому, реабилитационные услуги, оказание временного приюта и так далее. В подобных задачах, на мой взгляд, отображается высшая степень человеколюбия и гуманности в обществе всецело поддерживаемая государственной политикой.
Кандидат экономических наук Шарин В.И. в статье "Социальное обслуживание: вектор развития" ведёт разговор о социальном обслуживании, как об одном из направлений социальной поддержки (медицинской, бытовой, правовой, педагогической, психологической и т. д.) обеспечиваемой государством.[4] При этом роль гарантий государства весьма весома, в особенности в период экономических реформ.
Отмены гарантий, установленных законом, не должно происходить даже при весьма интенсивном развитии негосударственных форм социального обслуживания, за превалирование которых высказываются многие авторы. В качестве гарантий действуют законы целенаправленные на получение прав на социальное обслуживание; подзаконные акты, гарантирующие средства, условия, охрану данного права; установившаяся практика работы органов государства по обеспечению прав на социальное обслуживание и защиту таких прав.
Права человека на социальное обеспечение входят в состав правового статуса любого человека. Данное право сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Наряду с этим не имеют значения национальные, возрастные, социальные и другие особенности граждан - у всех без исключения есть право на социальное обслуживание.
Статусное право на социальное обслуживание, закреплено в законе, оно реализуется при наступлении нелегкой жизненной ситуации. Это понятие тоже нужно охарактеризовать.
В настоящее время, в нашей стране проходят рыночные реформы, которые сопровождаются инфляцией (падением покупательной возможности рубля), падением объема производства, практически, во всех отраслях производства, обнищанием значительной части населения, безработицей, ростом смертности, ухудшением состояния здоровья населения и т.д. Все перечисленные факторы поспособствовали попаданию граждан в так называемые трудные жизненные ситуации. Хотя, помимо экономических факторов, имеются естественные причины, в виду которых люди нуждаются в социальном обслуживании: детство, сиротство, старость, временная нетрудоспособность.
Многие авторы определяют понятие "трудной жизненной ситуации" так, это ситуация, объективно разрушающая жизнедеятельность человека (болезнь, безнадзорность, сиротство, малообеспеченность, инвалидность, безработица, неспособность к самообслуживанию, конфликты, отсутствие определённого места жительства, одиночество, жестокое обращение в семье и т.п.). Многие трудные жизненные ситуации человек не может преодолеть сам.
Ослухова Н.Г. дала определение трудной жизненной ситуации, как ситуацию при которой "в результатах внешнего воздействия или внутреннего изменения наступает нарушение адаптации личности человека к жизнедеятельности, в итоге он не может удовлетворить свои основные жизненные потребности с помощью способов и моделей поведения, которые он выработал в предшествующие периоды своей жизни". При таких ситуациях гражданин признается - нуждающимся в социальной поддержке.[5]
Периодически или на длительное время в серьезных жизненных ситуациях оказываются десятки миллионов людей – детей и взрослых, это очень негативно сказывается на психологическом восприятии мира, вызывает у граждан чувства незащищенности и уверенности в равнодушии государства к их проблемам. Поэтому, развитие социальной сферы и забота государства крайне необходима до сих пор, без государственного содействия сложно представить эффективно функционирующий комплекс социального обслуживания и помощи.
[1] Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобчсва С. И. Право социального обеспечения: учебное пособие. — М.: КноРус. 2014. С. 69.
[2] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК. — 560 с.. 2009
[3] Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобчсва С. И. Право социального обеспечения: учебное пособие. — М.: КноРус. 2014. С. 69.
[4] Шарин В. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. 2003. № 5. С. 19.
[5] Воронцова М.В., Бюндюгова Т.В., Макаров В.Е., Моздокова Ю.С., Социальная реабилитация в социальных службах. Учебно-методическое пособие – Таганрог:Изд-ль С.А. Ступин, 2015, стр 269
|