Семантика, которая соответствует оценочным глаголам, должна быть исследована в речи, являющейся их естественной средой, а также в оценочных высказываниях, которые используются в речевых актах. В процессе осуществления семантико-прагматического описания оценочных глаголов, которые существуют в русском языке, необходимо:
- разложить значение оценочного глагола на «семантические примитивы»;
- исследовать оценочный глагол в актах речи. Исследование должно включать в себя характеристики, которые относятся к слушающему и говорящему, необходимо также проанализировать ситуации, которые связаны с общением, прагматические пресуппозиции и т.д.;
- обязательно также присутствие лингвокультурологического комментария, который способствует тому, чтобы более полно раскрыть содержательную сторону, которая характеризует оценочный глагол и его место в языковой картине.
Семантико-прагматическое описание оценочных глаголов русского языка можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1.
Выделение общих и дифференциальных компонентов (сем) в семантической структуре анализируемого материала позволяет определить границы лексико-семантической группы оценочных глаголов русского языка. Уже на уровне лексико-структурного описания ОГ выявляются различия между собственно оценочными и эмоционально-оценочными глаголами.
В описание оценочных значений, в силу их субъективного характера, обязательно включаются данные о социальном статусе и психологическом состоянии коммуникантов.
Особо необходимо выделить анализ оценочных глаголов с точки зрения национальной специфики мышления, так как формирование аксиологических значений в сознании отдельного индивида в значительной степени подвержено большому влиянию системы ценностей народа.
Рисунок 1 – Схема семантико-прагматического описания оценочных глаголов русского языка
Лингвисты единодушно признают содержательность и динамичность того круга значений, которые присущи русскому глаголу. В этом смысле глагол занимает особое место в ряду остальных частей речи: «На лексическом уровне пропозициональные отношения (ситуации) наиболее «развернуто» выражаются глаголами, в семантике которых содержится указание не только на наличие и типы субстанциональных компонентов, но также на характер их взаимосвязи»[1].
Исследование различных лексико-семантических полей глаголов русского языка выявило исключительное богатство и сложность глагольной семантики: «Значение глагола — многоярусное образование, оно состоит из совокупности денотативных сем, которые отражают признаки денотата (события или ситуации) и, следовательно, обусловлены экстралингвистически, и сем денотативных, которые не связаны непосредственно с отображением различного рода впечатления и ассоциации, вызванные денотатом, или оценку денотата, или способ его отражения в языке»[2].
Принципиально существенной для семантико-прагматической классификации русских оценочных глаголов представляется характеристика коммуникативных особенностей оценочной ситуации.
Оценочная ситуация, с одной стороны, включает в себя референтную ситуацию, т.е. фрагменты действительности, запечатленные в национальном языковом сознании и формируемые типовыми компонентами. С другой стороны, суждения о ценностях получают соотношение не только с говорящим, но и с адресатом, и это делает прочной их связь с коммуникативной ситуацией.
Построение классификации оценочных глаголов русского языка осуществляется с учетом признания существования языкового и неязыкового знания. Первое, как известно, содержится в самих языковых значениях, второе не входит в языковые значения этих слов, однако окружено определенными ассоциациями в сознании носителей какого-либо языка, т. е. связано с языковой картиной мира. По мнению некоторых исследователей, «слова лгать, предавать, воровать, радоваться, грустить, горевать и т.п. не являются оценочными (не имеют оценочных компонентов в своих значениях), но речевые смыслы высказываний с ними (Он солгал; Он предал своих товарищей и т.д.) содержат в себе (с учетом языкового значения, когнитивной картины мира) отрицательную оценку»[3]. В обширной группе «неязыковых» оценочных глаголов (потенциально каждый глагол в том или ином речевом контексте может стать оценочным, например, Он бежит. В определенном окружении глагол бежать может вызывать отрицательные ассоциации, обусловливать отрицательную оценку субъекта движения, например, Он бежит с поля боя) можно выделить подгруппу глаголов, имеющих наиболее устойчивые отрицательные или положительные ассоциации в сознании носителей русского языка. К последним относят глаголы этической оценки, которые сигнализируют о нарушении каких-либо этических норм: обижать, завидовать и пр.
Л. М. Васильев выделяет десять семантических классов русского глагола, составляющих «обширное и весьма сложное по своей структуре семантическое поле психической деятельности человека»[4]. Так, например, глаголы грустить, сердиться, радоваться, восхищаться и пр. Л. М. Васильев включает в группу глаголов эмоционального состояния (настроения), глаголы любить, обожать, нравиться относит к группе глаголов эмоционального отношения, глаголы мучиться, страдать ученый вводит в группу глаголов эмоционального переживания.
Мы предлагаем комплексное семантико-прагматическое описание глаголов русского языка с точки зрения одного из важнейших видов психической деятельности человека – оценочной деятельности. Перечисленные глаголы находятся на периферии в группе оценочных глаголов, так как их семантическая структура осложнена эмоциональным компонентом. Кроме того, вторичность этой группы определяется тем, что эмоционально-оценочные глаголы нередко осложняются дополнительной семантикой спонтанности, неконтролируемости субъектом своего состояния.
В центре этой группы расположены собственно оценочные глаголы, доминирующим семантическим элементом которых является оценочность:
- хвалить - архисема «оценочное действие»;
- дифференциальная сема «знак оценки» – положительный;
- дифференциальная сема «способ действия» – вербальный;
- осуждать - архисема «оценочное действие»;
- дифференциальная сема «знак оценки» — отрицательный;
- дифференциальная сема «способ действия» – смешанный (вербальный и невербальный).
Производителем оценочного действия, как известно, является человек, поэтому одним из неотъемлемых компонентов семантической структуры оценочного глагола является сема «субъект действия» — человек.
Человек выносит какую-либо оценку с целью оказать воздействие, одобрить хорошее или осудить плохое, словом, вызвать изменения в состоянии объекта оценки или слушающего, когда речь идет об оценке третьего лица. Следовательно, следующей семой в семантической структуре оценочного глагола является сема «цель действия» – вызвать изменения в состоянии объекта оценки (слушателя).
Объектом оценки является человек, его состояние, поступки и т. п., то есть его деятельность в широком смысле. Таким образом, семантическую структуру оценочных глаголов можно представить в следующем виде:
1. Архисема – оценочное действие.
2. Сема «субъект действия» – человек.
3. Сема «цель действия» – изменение в состоянии слушателя.
4. Альтернативно-дифференциальные семы – знак оценки, способ действия.
Хвалить:
1. Х говорит что-то.
2. иногда человек думает примерно так:
а) я думаю, что У/Х совершил что-то довольно хорошее
б) поэтому я делаю ему приятное (говорю хорошее)
в) я могу сказать или говорю ему это сейчас// скажу ему это завтра// сказал ему вчера и пр.
Одобрять:
1. Х говорит/чувствует что-то.
2. иногда человек думает примерно так:
а) я думаю, что У/Х совершил что-то хорошее
б) поэтому я делаю ему приятное (говорю хорошее/ выражаю хорошее жестом, взглядом и пр.)
в) я хочу, чтобы он поступал так всегда
г) я могу сказать/выразить или говорю/выражаю это хорошее ему сейчас// скажу/выражу ему это хорошее завтра// сказал/выразил ему хорошее вчера и пр.
Порицать:
1. Х говорит что-то.
2. иногда человек думает примерно так:
а) я думаю, что У совершил что-то довольно плохое
б) поэтому я делаю хорошее (говорю ему плохое)
в) я хочу, чтобы он больше так не поступал
г) я знаю, как должно быть, как надо поступать
д) я могу сказать/выразить или говорю/выражаю это хорошее ему сейчас// скажу/выражу ему это хорошее завтра// сказал/выразил ему хорошее вчера и пр.
Осуждать:
1. Х говорит/чувствует что-то.
2. иногда человек думает примерно так:
а) я думаю, что У совершил что-то плохое
б) поэтому я делаю хорошее (говорю/выражаю плохое)
в) я хочу, чтобы он больше так не поступал
г) я знаю, как должно быть, как надо поступать
д) я могу сказать/выразить или говорю/выражаю это хорошее ему сейчас// скажу/выражу ему это хорошее завтра// сказал/выразил ему хорошее вчера и пр.
Глаголы хвалить, порицать, осуждать, одобрять, критиковать, являются собственно оценочными, так как «содержат в своем дескриптивном значении семантику оценки в наиболее «чистом», «неосложненном» виде и поэтому являются инвариантными представителями иллокутивной цели основных речевых актов оценки: осуждения, одобрения, похвалы и порицания»[5].
За рамками «центральной» группы собственно оценочных остаются такие глаголы, как восхищаться, восторгаться, возмущаться, негодовать и т.п., семантическая структура которых осложнена различными коннотативными, эмоциональными, прагматическими и стилистическими наслоениями. Семантическая структура эмоционально-оценочных глаголов, в отличие от собственно оценочных глаголов русского языка, имеет другую архисему:
1. восхищаться – архисема «эмоциональная оценка»;
2. сема «субъект действия» – человек;
3. сема «цель действия» – изменение состояния слушающего;
4. дифференциальные семы – «знак оценки» — положительный; «способ действия» — смешанный.
Восхищаться:
1. Х говорит/ чувствует или чувствует что-то.
2. иногда человек думает примерно так:
а) У сделал что-то очень хорошее
б) я чувствую что-то очень хорошее
в) я не знал, что это можно делать
в) я хочу, чтобы это длилось долго
г) я хочу сделать что-нибудь
д) я могу сказать/выразить или говорю/выражаю это очень хорошее ему сейчас// скажу/выражу ему это очень хорошее завтра// сказал/ выразил ему очень хорошее вчера и пр.
В самом общем виде семантическую классификацию оценочных глаголов можно представить так: прежде всего они подразделяются на три большие группы:
1) собственно оценочные (хвалить, порицать, осуждать, одобрять, критиковать, льстить, упрекать, винить, обвинять, придираться);
2) эмоционально-оценочные (любить, нравиться, уважать);
3) эмоционально-оценочные с семой интенсивности (возмущаться, негодовать, восхищаться, восторгаться)[6].
Подобное распределение глаголов на собственно оценочные и эмоционально-оценочные напрямую связано с субъектом оценки. Субъект оценки — одна из важнейших составляющих категории оценки – в зависимости от речевой ситуации расщепляется: он фигура логическая, рациональная и алогичная, иррациональная одновременно. Как личность рациональная, субъект должен действовать согласно принятым в обществе вербальным этическим нормам. Наши рассуждения о добре и долге, как и любые другие, подчиняются принципам логики. Вынесение рациональной оценки, выдержанной в рамках этических норм, описывается посредством глаголов, выделенных в класс собственно оценочных.
Указанную выше классификацию мы уточняем дополнительными дифференциальными признаками. В таблицу 1 включен признак ориентации оценочного действия (ориентация на субъект и ориентация на объект).
Таблица 1 – Оценочные глаголы русского языка
Объектные ОГ
Субъектные ОГ
Собственно
оценочные глаголы
Эмоционально-оценочные глаголы
Эмоционально-оценочные глаголы с семой интенсивности
хвалить
уважать
восхищаться
доносить
порицать
любить
восторгаться
клеветать
критиковать
нравиться
негодовать
завидовать
осуждать
претить
гневаться
дерзить
обвинять
иронизировать
сердиться
глумиться
придираться
насмехаться
обожать
грубить
упрекать
признавать
преклоняться
злословить
попрекать
благоволить
благоговеть
злопыхательствовать
одобрять
ехидничать
ненавидеть
злорадствовать
стыдить
жаловать(разг.)
презирать
злобствовать
благословить(2)
игнорировать
пренебрегать
бравировать
грешить(3)
импонировать
брезговать
бахвалиться
возмущаться
хвастаться
идеализировать
важничать
лютовать
зазнаться
млеть
льстить
славословить
спесивиться (разг.)
заискивать
казниться
кляузничать (разг.)
кощунствовать
каяться
Оценочные глаголы отражают различные стороны человеческой деятельности: «Поскольку эмоциональное и рациональное отношение одного из участников ситуации к другому может выражаться в речи, поведении, деятельности лица — выразителя отношения, в значениях различных глаголов данного класса сема отношения сочетается с другими семантическими компонентами, указывающими на способ обнаружения»[7]. Так, например, глаголы хвалить, критиковать, ругать, которые относят к группе глаголов речи, содержат в своей семантической структуре обязательный компонент «говорить», тогда как для глаголов осуждать, одобрять этот компонент факультативен. В группу оценочных глаголов входят и такие глаголы, которые вообще не предполагают наличие вербального компонента, например, уважать, любить, нравиться, ср.: *Твоя работа заслуживает самой высокой оценки, – уважала его Мария; *Сергей – хороший плотник, – нравился его отец и Твоя работа заслуживает самой высокой оценки, – одобрила его Мария; Сергей – хороший плотник, - похвалил отец.
Интересно, что отсутствие компонента «говорить» в глаголах замещается экспликацией невербальных способов вынесения оценки. Молчаливое осуждение или одобрение можно выразить, например, взглядом: Мария бросила на него осуждающий взгляд; Старушка неодобрительно посмотрела на подростков; Егор с уважением посмотрел на брата; Зина посмотрела на Александра. Это был взгляд полный любви и нежности; Незнакомец проводил Римму восхищенным взглядом. Ср.: *Мария бросила на него критикующий взгляд; *Старушка хвалебно/ с похвалой посмотрела на подростков; *Зина бросила на мужа ругающий взгляд и пр.
Итак, для классификации оценочных глаголов можно выделить следующие признаки:
1) знак оценки (положительный или отрицательный);
2) характер субъекта (собственно оценочные или эмоционально-оценочные);
3) характер действия (речь, поведение, состояние, отношение). Распределение оценочных глаголов по указанным признакам представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Классификация оценочных глаголов русского языка по дополнительным дифференциальным признакам
Собственно оценочные глаголы
со знаком «плюс»
р
е
ч
ь
п
о
в
е
д
е
н
и
е
с
о
с
т
о
я
н
и
е
о
т
н
о
ш
е
н
и
е
со знаком «минус»
р
е
ч
ь
п
о
в
е
д
е
н
и
е
с
о
с
т
о
я
н
и
е
О
т
н
о
ш
е
н
и
е
хвалить
+
критиковать
+
+
одобрять
+
+
порицать
+
осуждать
+
+
Эмоционально-оценочные глаголы
любить
+
ненавидеть
+
нравиться
+
претить
+
уважать
+
+
презирать
+
+
признавать
+
пренебрегать
+
+
восхищаться
+
+
+
возмущаться
+
+
+
восторгаться
+
+
негодовать
+
+
+
сердиться
+
+
+
благоволить
+
+
гневаться (устар.)
+
+
+
+
ругать
+
бранить
+
распекать, песочить, чихвостить (разг.) и др.
+
В таблице 3 расположены оценочные глаголы по степени нарастания интенсивности оценки и представлена градация оценок по степени проявления эмоций субъектом. Выстроенная оценочная шкала основана на интенсивности внешнего проявления эмоций. Так, зачастую внешне спокойное проявление эмоций, обозначаемых глаголами «презирать» и «пренебрегать», на самом деле имеет большую концентрацию отрицательной оценки, чем, казалось бы, при таком «бурном» проявлении эмоций, как в случае с глаголами «возмущаться» и «негодовать». Кроме того, глаголы «возмущаться» и «негодовать» описывают кратковременные проявления эмоций, тогда как в высказываниях с глаголами «презирать» и «пренебрегать» речь идет об отношениях, то есть о более длительном и устойчивом проявлении чувств, чем состояния. Интенсивность оценки, обусловленная семантикой слов, оказывает большое влияние на сочетаемостные и прагматические свойства оценочных глаголов.
Таблица 3 – Оценочные глаголы со знаком «плюс» и со знаком «минус»
Оценочные глаголы со знаком «плюс»
Оценочные глаголы со знаком «минус»
одобрять
не одобрять
хвалить
осуждать
уважать
критиковать
восхищаться
порицать
восторгаться
насмехаться
обожать
иронизировать
пренебрегать
презирать
сердиться
возмущаться
негодовать
гневаться
Следующим основанием для классификации оценочных глаголов русского языка может служить отношение данных глаголов к субъектам оценки. Оценочные глаголы, о которых говорилось выше, выражают оценку объекта. Так, если мы говорим: Отец хвалит сына или Петров презирает Сидорова, то, следуя семантическому значению глаголов, мы можем сформулировать модель оценочного высказывания таким образом: [С (субъект) дает оценку О (объекта)]. Однако в русском языке есть ряд оценочных глаголов, которые характеризует не объект, а субъект оценки: Петров завидует Сидорову; Начальник оскорбляет подчиненных; Старшие обижают младших; Отец позорит сына; Сергей превозносит брата и др.
Специфика оценочной семантики таких глаголов такова, что субъект сам становится объектом оценки. Когда наши действия интерпретируются как оскорбление кого-либо, клевета на кого-либо, нанесение обиды, оценка объекта остается «за кадром», в подобных высказываниях важно не «какой он?», а «какой я?».
В отличие от оценочных глаголов объекта, оценочные глаголы субъекта в большинстве случаев не поддаются градуированию. Трудно определить, в какой степени хуже или лучше действия: оскорблять или клеветать, завидовать или обижать и т.п. Названные эмоциональные речевые действия с точки зрения морали являются одинаково негативными, разными в них являются лишь способы проявления этого негативного.
Итак, оценочные глаголы русского языка можно разделить на две группы в зависимости от того, на чью оценку ориентирован оценочный глагол: на оценку субъекта или объекта. Этот дифференцирующий признак необходимо отличать от другого противопоставления – оценка, произведенная субъектом, и самооценки субъекта: Петр хвалит Марию; Петр ругает Марию и Петр хвалит сам себя; Петр ругает сам себя.
Как показал анализ, семантика этих глаголов содержит оценку субъекта действий, описываемых данными глаголами. Семантически и прагматически релевантной представляется их классификация по следующим признакам:
1) по семантике действия:
а) оценочные глаголы, обозначающие речевые действия: дерзить, брякнуть, грубить, доносить и т. п.;
б) оценочные глаголы, обозначающие поведение субъекта: кривляться, лизоблюдничать, чваниться, раболепствовать и пр.;
в) оценочные глаголы, описывающие поступки: загрызть (перен.), заклевать (перен.) и пр.;
г) оценочные глаголы, описывающие состояние субъекта: великодушничать, обабиться, окосеть и пр.;
2) по константности аксиологического знака субъекта:
а) оценочные глаголы с постоянной отрицательной оценкой: доносить, клеветать, лизоблюдничать, чваниться, раболепствовать, заклевать и т.п.
б) оценочные глаголы с переменной оценкой: завидовать, великодушничать, хвастаться, издеваться и пр.
Разделение глаголов на две группы по константности/ переменности аксиологического знака субъекта основывается на квалификации семантики оценочных глаголов как 1) обозначающих действия, производя которые субъект нарушает устойчивые этические нормы, причем совершение этих действий является подконтрольным и сознательным; такие глаголы отрицательно характеризуют субъект в любом контексте, любой ситуации – это оценочные глаголы с константным аксиологическим знаком; 2) глаголы, обозначающие действия, которые также сигнализируют о нарушении этических правил, однако чаще всего эти действия неподконтрольны субъекту, происходят как бы не совсем по его воле и вызваны, скорее, несовершенством человеческой природы, кроме того, в контексте иногда может быть «нейтрализован» отрицательный знак оценочных глаголов – это оценочные глаголы с переменным аксиологическим знаком.
Ср. два глагола из разных групп: клеветать и завидовать. Так, очевидно, что субъект, который производит речевое действие «клеветать», всегда в любом контексте оценивается отрицательно. Это связано с семантикой самого слова, а также с его лингвокультурологическим ореолом в русской языковой картине мира. Для глагола «завидовать» характерно употребление в разных контекстах: Она страшно завидовала таланту и красоте сестры. Конечно, он министерский сынок, для него все дороги открыты – завидовали ему сокурсники и Светлана по-хорошему завидовала и радовалась за Марину: все у неё так удачно складывается; Семенов завидовал однополчанам: они уже на передовой, в смертельной битве с зарвавшимся противником, ему очень хотелось туда, к ним, в самую гущу событий. Как видно, оценки субъекта в высказываниях, приведенных выше, значительно разнятся. В первом случае это субъекты, испытывающие чувство зависти, в значении которой имеются семантические компоненты «досада на отсутствие такого же хорошего у него самого», зачастую «желание плохого для других» или «желание прекращения хорошего у других». В русском языковом сознании подобное чувство квалифицируется как «черная зависть». Во втором случае мы имеем дело с так называемой «белой завистью», она возникает невольно, помимо желания субъекта, и не включает таких компонентов, как «желание прекращения у другого…», «желание плохого для других…» и т.д.
Классификация по константности/ переменности аксиологического знака является достаточно сложной, тонкой и требует для отнесения каждого глагола в какой-либо класс обстоятельного и подробного анализа. В разделе II нами дан анализ оценочных глаголов субъекта, которые, как нам кажется, можно считать наиболее яркими и «прозрачными» представителями классов константных и переменных глаголов. К таковым относят глаголы клеветать, доносить, завидовать, грубить.
[1] Семантические вопросы словообразования. Производящее слово / Под ред. Янценецкой М. Н. – Томск: Издательство Томского университета, 1991. – 272 с.
[2] Гайсина Р. М. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в русском языке. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1981. –195 с.
[3] Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. – М.: Наука, 1986. – 143 с.
[4] Васильев Л. М. Семантика русского глагола.– М.: Высшая школа, 1981. – 184 с.
[5] Темиргазина З. К. Оценочные высказывания в русском языке. – Павлодар, 1999. – 272 с.
[6] Темиргазина З. К. Оценочные высказывания в русском языке. – Павлодар, 1999. – 272 с.
[7] Гайсина Р. М. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в русском языке. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1981. – 195 с.
|