По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.
Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.
С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.
Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:
- общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;
- структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;
- сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;
- требований покупателей к качеству товаров.
Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.
Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.
Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.
Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.
Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
- рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг и др.
Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.
Региональная экономика является частью общенациональной экономики, которая, в свою очередь, представляет собой часть мирового хозяйства. Тенденции глобализации и информатизации мировой экономики отражаются на внутригосударственных и региональных процессах и механизмах оптимального размещения ресурсов, пространственной интеграции экономики, разработке мероприятий по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, сохранению единого рыночного пространства[1].
Выделение из общенациональной экономической системы региональных или локальных экономик обусловлено, прежде всего, более детальным изучением особенностей их функционирования в пространственно-географическом аспекте. Критерием “локальной экономики” может служить наличие особых пространственно-временных параметров, определяющих характер взаимодействия данных образований, их иерархию, пропорции и формы хозяйственной деятельности. Субъектами региональной экономики выступают домохозяйства, отдельные фирмы, корпоративные структуры, разнообразные региональные экономические образования, этно-экономические структуры и хозяйственные комплексы отдельных государств, экономические блоки стран и регионов планеты, существующие экономические системы и уклады. Региональная экономика анализирует их хозяйственно-экономическое взаимодействие, исследует их пространственно-временную взаимозависимость, выявляет универсальные закономерности функционирования и алгоритмы соразвития[2].
Таким образом, в научной литературе под региональной экономикой понимаются территориально-функциональные аспекты экономических отношений[3]. Необходимо отметить, что в исследованиях по регионалистике теория локальных экономик рассматривается как теоретическая “надстройка”, объединяющая исследования в рамках двух научных направлений: экономической географии и региональной экономики. В свою очередь региональная экономика, оставаясь наукой экономической (акцентированной на исследовании экономических отношений), концентрируется на территориальных (региональных, географических) факторах и параметрах проявлений экономических процессов и явлений[4].
Формирование региональных экономических структур обусловливается не только экономическими, но и политическими, этическими, религиозными и культурными факторами. В контексте данной работы основным объектом анализа выступают экономические факторы. Как отмечалось выше, региональная организация хозяйственной деятельности выступает “генератором правил”, которые наряду с общегосударственными, являются внешними (экзогенными) ограничениями для экономических субъектов, действующих на данной территории. Такие правила и нормы представляют собой формальные институты.
Однако формальные ограничения, правила и нормы возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. Структура формальных институтов неоднородна и включает политические, экономические институты и системы контрактации, т.е. способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами.
Региональная экономика в значительной мере формируется под воздействием не только экономических институтов, но и политических, поскольку политические институты определяют властную иерархическую структуру общества, способы принятия решений и контроля. Особенно ярко это проявилось в процессе формирования федеральных округов, в рамках которых регионы были объединены в значительной мере по геополитическим признакам. Формальные экономические институты в научной литературе рассматриваются чаще всего в одном контексте с правами собственности, так как они “устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов”.
Институты контрактации определяют условия соглашения между покупателем и поставщиком, которые зависят от трех факторов: цены, специфичности активов и гарантий[5]. Наряду с правами собственности они являются базовыми институтами институциональной структуры любой экономической системы. Для эффективного функционирования рыночной экономики свобода заключения контрактов имеет решающие значение. Отход от принципа свободы выбора агента для заключения контракта к принципу “c¢esta prendre ou a laisser” (хочешь - бери, не хочешь - тебе же хуже - фр.), является причиной усложнения процедуры контрактации, что снижает эффективность обмена[6] в рамках региона.
Для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные организации, являющиеся проводниками и исполнителями того или иного закрепленного правила или обычая хозяйствования. В этой стороны региональная организация хозяйственной деятельности предстает как сеть организаций, которые выступают проводниками правил, генерируемых мезоорганизацией – регионом.
В процессе экономического развития происходит трансформация внутренних информационных структур индивида, в число которых входят, прежде всего, неформальные институты, понимаемые как устойчивые мыслительные модели. Общепризнанным стало утверждение о том, что именно инерционность сознания, “менталитета” экономических субъектов является одним из главных препятствий эффективной рыночной трансформации экономики России[7]. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всей инерционности неформальных институтов они представляют собой систему динамичную, способную к трансформации и подлежащую активному формирующему воздействию со стороны государства. Многократный рост информационных потоков в конце ХХ века позволяет прогнозировать повышение изменчивости неформальных институтов в постиндустриальном обществе, расширение возможностей информационного воздействия на индивидуальное и массовое сознание с целью сокращения времени формирования неформальных институтов рыночного типа.
Исключительно важным является также требование минимизации информационного искажения, выражающегося в замедлении движения и расширения информационного потока. Чем выше степень информационной прозрачности общества, чем больший объем информации придется обрабатывать индивиду, тем более рациональный характер и оптимальную структуру приобретают его мыслительные модели, что способствует становлению неформальных институтов рыночного типа.
Если в плановой системе региональная экономика в полной мере могла считаться локальной организацией, как подразделение общесоюзной экономики, то в условиях переходной экономики ее функции по сознательному оптимальному размещению ресурсов значительно сузились. За переходный период сформировались региональные рынки, интегрированные в общероссийскую структуру производства и потребления. Функционирование региональных рынков в РФ институционализировано законом РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, в соответствии с которым региональный рынок определяется как сфера обращения товаров и услуг в рамках субъекта Федерации.
При всех своих различиях институты, рынки и организации имеют одну общую особенность - все они являются по-разному построенными каналами обработки и передачи информации. Такая информация передается в различной кодировке и может служить как экзогенными ограничениями, так и эндогенными стимулами для хозяйственной деятельности. Например, рынки генерируют и передают информацию с помощью механизма цен, который аккумулирует рассеянное в обществе неявное знание, тем самым оптимизируя его использования. Таким образом, под информацией понимаются данные, которые были организованы и переданы.
Применение изложенных положений институциональной экономики к анализу региона позволяет сделать вывод о том, что совокупность формальных и неформальных институтов региональной экономики или ее институциональная структура обеспечивает структурирование социальной и экономической жизни данной социально-поселенческой общности. Опираясь на методологию институциональной экономической теории, которая использует в своем анализе три базовых понятия для исследования любого экономического явления – институты, рынки и организации[8], можно определить регион как институт (организацию), конституирующую условия и ограничения для возникновения и функционирования специфических региональных рынков и организаций.
Как известно, “институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми”[9]. Эти правила и механизмы нацелены на то, чтобы определить условия, в рамках которых может осуществляться индивидуальный или коллективный выбор размещения и использования ресурсов. Поэтому с экономической точки зрения регион можно считать институтом, способствующим определению общественно-исторических условий, при которых могут формироваться адекватные механизмы экономической координации хозяйства региона.
С другой стороны, как уже отмечалось выше, региональная хозяйственная система представляет собой своего рода организацию, имеющую собственные цели и ресурсы, в том числе и информационные, для их осуществления.
В информационной экономике производительность и конкурентоспособность факторов или агентов (будь то фирма, регион или нация) зависят, в первую очередь, от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях[10]. Наступление новой информационной экономики на позиции старой промышленной экономики выражает собой закономерный, естественно-исторический и объективно-неизбежный процесс. Общим их моментом и преемственностью является степень декодирования особенной экономической информации. Отличаются между собой они тем, что критическим ресурсом первой выступает энергия, а второй – человек и информация. В соответствии и параллельно с этим история знает условную двухвидовую объективизацию субъективной информации – это письменная (печатная) и компьютерная. Именно так исторически через насыщение воспроизводственных фаз хозяйственных процессов целесообразной информацией и информационной деятельностью формировались (и формируются в РФ) условия перехода к информационной экономике.
Региональная экономика может сохранить свою эффективность и конкурентоспособность, если будут организованы каналы передачи и обработки информации, необходимой для современной экономической деятельности. И речь здесь идет не только о “технической” стороне вопроса, но более - об институционализации современных форм организации хозяйственной деятельности региона. Достигнутый экономический эффект приведет к снижению издержек передачи информации и, следовательно, трансакционных издержек. В противном случае у экономических субъектов будут возникать стимулы к выводу за пределы региона.
Таким образом, на региональном уровне формируется локальная институциональная структура экономики, которая, с одной стороны, интегрирована в общероссийскую, а с другой, имеет уникальные особенности, позволяющие создавать более гибкие адаптационные условия, учитывать факторы пространственного размещения отраслей хозяйства, нормы и правила, традиционно сложившиеся на данной территории.
Сбережение народа в широком смысле включает в себя сохранение или умножение не только числа людей, его составляющих, но и их здоровья и благополучия, интеллектуального и нравственного потенциала общества и каждого отдельного человека, способности народа к успешному освоению всех мировых достижений и активному участию в их развитии.
Однако все эти цели могут быть достигнуты только в том случае, если обеспечивается сбережение народа в узком смысле, если народ не убывает количественно, если не сокращается, а еще лучше — увеличивается численность населения страны.
К сожалению, Россия сейчас оказалась в таком положении, что не выполняется это базовое условие. Численность ее населения с 1993 г. сокращается, и за весь период сокращения — до начала 2009 г. — страна потеряла 6,6 млн человек, или 4,4% по отношению к историческому максимуму 1993 г. Хотя в 2009 г. население не сократилось, это вряд ли свидетельствует о переломе тенденции, скорее всего в обозримом будущем сокращение численности населения России продолжится[11].
Убыль населения случалась в России и прежде — в ХХ в. его рост прерывался четырежды. Первые три раза это было связано с периодами социальных и военных катастроф, сопровождавшихся огромными, но относительно кратковременными подъемами 5
смертности и снижением рождаемости (Первая мировая война, революция и гражданская война; голод 1932–1933 гг.; Вторая мировая война). В эти периоды о «сбережении народа» можно было забыть. Подсчитано, что если бы этих трех катастрофических колебаний численности населения России не было, то к началу 1954 г. население России, несмотря на снижение рождаемости, могло бы достичь 185 млн человек. Фактически же оно составляло 108,6 млн (в начале 1941 г. было 111,4 млн), или на 76,4 млн меньше, чем могло бы1.
Однако вместе с окончанием катастрофических событий заканчивались и периоды убыли населения, и оно снова начинало расти, так что демографическая ситуация в спокойные годы выглядела относительно благополучной. К сожалению, это было лишь внешнее благополучие, в стране давно шли долговременные эволюционные процессы, осложненные политическими, социальными и военными потрясениями, которые с неизбежностью подводили страну к ставшей явной в 1992 г. депопуляции.
Нынешняя депопуляция в России имеет глубокие корни, связанные с долговременными неблагоприятными тенденциями рождаемости и смертности именно в «спокойные» годы, хотя, конечно, потрясения катастрофических лет накладывали тяжелый отпечаток на демографическое поведение людей и на демографические тенденции и в более спокойные периоды.
В последние годы в демографическом развитии страны обозначились некоторые позитивные сдвиги, которые, по всей видимости, связаны с активизацией с начала 2007 г. мер государственной социально-демографической политики. Речь идет, прежде всего, о фиксируемых статистикой росте рождаемости и снижении смертности. Отдавая должное этим позитивным переменам, следует, тем не менее, предостеречь от чрезмерного оптимизма в отношении демографических тенденций обозримого будущего. Эйфория, связанная с позитивными подвижками последних лет в момент вхождения России в один из самых сложных периодов ее демографической истории, представляется неоправданной.
[1] Регионоведение / Под ред. Морозовой Т.Г. М.: ЮНИТИ , 2008. С.21.
[2] Дружинин А.Г. География и экономика: актуальные проблемы соразвития. Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 2009. С.14-15.
[3] Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Региональная экономика // Универсальный учебный экономический словарь.М.,2006. С. 117; Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М., 2010. С.7.
[4] Дружинин А.Г. Указ. соч. С.17.
[5] Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Экономическая школа, 2006. С.71-74.
[6] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 2009. С.196-197.
[7] См.: Олсон М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики. 2008. №8., Нестеренко А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. 2009. №6.
[8] См.: Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФА-М, 2006. С.23-33.
[9] Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. М.: Начала-Пресс, 2010. С.73.
[10] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ИНФА-М, 2000. С.81.
[11] Вишневский, А. Г. Сбережение народа или депопуляция россии?. докл. к XI Междунар. науч. конф. Государственного университета — Высшей школы экономики по проблемам развития экономики и общества, Москва, 6—8 апреля 2010 г. М. : Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010. С. 5.
|