Воскресенье, 24.11.2024, 17:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и сущность коррупции как социального и общеправового явления

Общество представляет собой динамическую систему, в которой постоянно появляются новые виды общественных отношений и видоизменяются старые. В связи с этим появляются новые виды преступлений, а общественная опасность старых может изменяться в большую или меньшую сторону, либо пропадать вовсе.

Природа любого социального явления связана с его общественной ролью и причинными взаимосвязями с другими социальными явлениями. Причины его возникновения лежат в постоянно развивающихся и изменяющихся общественных связях. Возникающие между социальными явлениями взаимосвязи при наличии определенных условий выступают основой появления нового, что полностью отвечает законам диштектики. Возникновение и трансформация социальных явлений происходит в среде, характеризующейся определенной коммуникативностью, т.е. обладающей определенными механизмами общения между индивидами. Такой средой выступает человеческое общество, вне которого невозможно возникновение социальных явлений. По этой причине исследование любого из них, в том числе и коррупции, предполагает в первую очередь, уяснение его природы и причинной взаимосвязи с другими явлениями.[1]В конце XX века, когда динамика общественных отношений в связи с глобализацией, усложнением социальной организации, появлением новых технологий и видов экономической деятельности, эти процессы существенно ускорились. Криминализации подверглись деяния, которые в последующем стали называться «коррупционными преступлениями».[2]

Корни коррупции скрываются в механизме осуществления государственной власти. С появлением общества и его социальным расслоением, возникла объективная потребность в государстве, как некой организованной форме управления социальными группами с противоречивыми интересами. Такая форма организации спасла общество от саморазрушения и создала условия для дальнейшего развития.

В диссертации Гуцева П.Ю. «Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции» отмечается, что понятие коррупции относится к числу неоднозначных в современной юридической науке. Проведенный в диссертационной работе обзор точек зрения и их авторский анализ позволили выявить следующие признаки исследуемой категории: негативность; разложение власти и гражданского общества; вовлечение в теневой рыночный оборот полномочий и публично-значимых функций органов власти; использование выгодоприобретателями соответствующих преимуществ в личных целях. В данной работе подчеркивается, что от коррупции не застрахована ни одна страна в мире; элементы психологии коррупционера присущи почти каждому взрослому человеку; коррупция имманентно присуща всем моделям социального и государственного устройства, вследствие чего Россия не является каким-то исключением. Однако если масштаб коррупции достигает порогового значения, развиваются системные дисфункции экономических и социальных механизмов.[3]

Это негативное явление создает реальную угрозу безопасности, демократическому развитию государства и общества, конституционному строю, а именно: подрывает авторитет страны, приносит ущерб демократическим основам управления обществом, функционированию государственного аппарата, ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина, особенно простых граждан, нарушает принципы верховенства права, нарушает установленный порядок выполнения полномочий должностных и служебных лиц органов государственной власти, управленческих структур частного сектора, разрушает моральные и общественные ценности; дискредитирует государство на международном уровне.[4]

До принятия федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-ФЗ в российском законодательстве не употреблялся термин «коррупция». Несмотря на это у ученых-административистов была и есть полная ясность в понимании существа понятия «коррупция». Речь идет об использовании институциональной, прежде всего государственной власти для частных целей.У административистов, цивилистов и специалистов в области уголовного права есть общее понимание глубинных причин этого социального явления. Рыночная экономика имманентно склонна к коррупции, поскольку происходит смещение от идеологии государственного обслуживания к идеологии максимизации частного (собственного) интереса. Это особенно характерно для российского общества. Отказ от идеологических убеждений потребовал активной опоры на личный интерес. «Быть и владеть - иначе в этом мире не быть» - главный лозунг класса собственников.[5]Понятие «коррупция» - новое для отечественной правовой системы и не вполне определенное. Однако вряд ли отсутствие нормативного закрепления понятия «коррупция» создает препятствия в правоприменительной деятельности. Наличие нормативного определения коррупции вовсе не необходимо для квалификации деяний в качестве коррупционных. Важно определение составов коррупционных правонарушений.[6]

Неоспоримым является тот факт, что значение коррупции как антисоциального явления устанавливается нормами конституционного и международного права. Так, по определению Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» 1999 года, которая вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля 2007 года (ратифицирована Федеральным законом «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»), коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, ведущее к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, и имеющее целью получение любых незаконных выгод для себя и других.[7]В связи с этим проблема возможности признания подкупа в частном секторе заслуживает отдельного обсуждения и должна приниматься во внимание при возможном определении этого понятия в национальном законодательстве. В целом международно-правовые определения коррупции, использующиеся в документах ООН и Совета Европы, выглядят следующим образом: коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. В соответствии с этим определением коррупция выходит за пределы взяточничества и подкупа и охватывает также непотизм и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.[8]В результате бурных концептуальных дискуссий в политико-правовых науках оформились два равноценных подхода к пониманию феномена коррупции, первых из них А.Е.Чуклинов назвал формально-юридическим, поскольку в его рамках делается акцент на включенности коррупционных деяний в перечень преступлений и проступков, предусмотренных действующим уголовным и административным законодательством.[9]Второй квалифицирован как социально-политический в силу того, что в его методологических рамках коррупция исследуется не столько как система должностных преступлений, сколько в качестве девиации ролевых функций любых субъектов, наделенных властными полномочиями.[10]

В отечественной криминологии достаточно распространенным является понимание коррупции как подкупа должностных лиц (публичных служащих) и их служебного поведения, осуществляемого в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

В частности, А.И. Долгова представляет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узко групповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей».[11]Однако, в настоящее время виды коррупционного поведения должностных лиц при осуществлении правотворческой деятельности вышли за рамки простого подкупа. Помимо ранее называемых криминального лоббизма, инвестирования коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан, повсеместное распространение получили корыстный сговор должностных лиц, создание лжепредприятий, незаконные внешнеэкономические операции, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, а также совмещение государственной службы с участием в коммерческих организациях, неправомерное вмешательство в деятельность правоохранительных органов.

Правильным представляется более широкое понимание коррупции, представленное в нашей научной литературе. Так, в широком смысле данное понятие охватывает явление, поразившее публичный аппарат управления и выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.[12]Характерными признаками этого явления являются:а) использование публичным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;б) получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица, а равно незаконное предоставление такой выгоды физическим или юридическим лицом должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в своих интересах, а также от имени или в интересах другого физического или юридического лица (данный признак соответствует положениям статей 2, 3, 7, 8 Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» 1999 года, которая вступила в силу для Российской Федерации 1 февраля 2007 года).[13]в) наличие корыстной цели (получение имущественных выгод) или личной заинтересованности в неправомерных преимуществах имущественного или неимущественного характера. Заинтересованность проявляется в стремлении должностного или иного публичного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера и других имущественных выгод; иная личная заинтересованность - в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, протекционизм, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении каких-либо вопросов.

г) причинение вреда интересам личности, организации, государства либо угрозы такого причинения. На первый взгляд, данный признак может показаться спорным, так как не всегда есть прямое причинение вреда (либо угроза такого причинения) ввиду того, что коррупция зачастую имеет место в рамках законных правоотношений (например, при даче ускоряющей взятки). Однако при этом все равно наносится вред авторитету права, которое должно быть общим для всех. А дискредитация права - это ущерб для государства. Помимо этого, ускоряющая взятка может предполагать решение вопроса «вне очереди», что также причиняет определенный вред интересам конкретных лиц.[14]В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина «коррупция»: «Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».[15]Таким образом, коррупция - это совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации и отличающихся таким квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. [2]

Цель коррупционного поведения точно охарактеризована группой авторов, разработавших один из проектов Концепции антикоррупционной политики в РФ. Ею является удовлетворение личного или группового, то есть не публичного, как правило, корыстного или иного антиобщественного интереса, конфликтного по отношению к общественно-полезным целям деятельности.[16]

В настоящее время Федеральный закон от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» даёт следующее определение коррупции: коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.[17]Социальная сущность коррупции (от латинского corruptio - порча, испорченность) выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государства, и бесполезен для общества. В целом в современной России, как и многих других странах, понятие «коррупция» остается весьма уязвимым с теоретической точки зрения, однако непоколебимая решимость властей бороться и покончить с преступлениями, совершаемыми на этой почве, вызывает уважение и заслуживает самого пристального внимания.[18]Нравственные основы антикоррупционного поведения неразрывно связаны с понятиями о чести, достоинстве, безупречной репутации, неподкупности, патриотизме, гражданственности, умении соизмерять личные и общественные ценности. Служение отечеству есть основное предназначение каждого представителя государственной или муниципальной власти, которое исключает использование суверенных политических ресурсов в личных, тем более корыстных целях. Антикоррупционное конституционное правосознание имеет основным источником духовно-нравственный мир индивида, основанный на принципе сочетания свободы и ответственности. Современный человек должен воспитываться на ценностях демократии, гуманизма и справедливости. В этом состоит основная цель воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений, гражданского общества и государства.Гуцев П.Ю. делает вывод о том, что исключительно силовые методы предотвращения коррупции, лишенные воспитательно-нравственной основы, приводят не только к углублению «теневых» форм коррупционной деятельности, но и развивают коррупцию в тех государственных органах, которым закон доверил осуществление антикоррупционной политики. Силовая антикоррупционная стратегия лишь стимулирует реструктуризацию коррупционной деятельности по секторам государственной и муниципальной власти. Однако дефекты конституционного правосознания, выраженные в допустимости нечестных форм личного обогащения за счет государственного или муниципального имущества, еще не успели глубоко укрепиться в российской культуре, поэтому при эффективной государственной политике имеются значительные шансы воспрепятствования росту коррупционных настроений в обществе и их последующему снижению. В борьбе с коррупцией необходимо сбалансированное сочетание профилактического и репрессивного подходов. Здесь могут применяться как точечные удары, так и системное воздействие. Предотвратить коррупцию только путем призывов к честности или только путем самого совершенного и строгого законодательства невозможно.[19]

Делая заключение понятию и сущности коррупции можно прибегнуть к цитате из научно-практического издания ученых-юристов «Противодействие коррупции»: «Основываясь на анализе правоприменительной практики, коррупционные проявления представляется возможным разделить на два основных вида:

а) деяния (действия, бездействие) членов коллегиальных органов публично-правовых образований, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, государственных (муниципальных) служащих, в том числе контролирующих, правоприменительных и иных органов обеспечения законности;

б) совместные согласованные противоправные деяния должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления, государственного (муниципального) служащего с иными лицами, хозяйствующими субъектами».

 

[1] Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1999. – 66 с.

[2] Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1999. – 66 с.

[3] Гуцев П.Ю. Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции: дис. … канд. юр. наук. – Б., 2010. – 7 с.

[4] Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. - 2007. – 1-20 с.

[5] Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. - 2007. – 1-20 с.

[6] Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. - 2007. – 1-20 с.

[7] Ст. 1, Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (принят ГД ФС РФ 08.07.2006 / ред. от 08.07.2006) // Российская газета, N 164, 28.07.2006.

[8] Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. - 2007. – 1-20 с.

[9] Чуклинов А.Е. Административный ресурс как специфическая форма политической коррупции: специализированный учебный курс / под ред. доц. Е.В. Кобзевой. Саратов: Сарат. Центр по исслед. проблем организованной преступности и коррупции, 2004. - 2 с.

[10] Коррупция - как деструктивный процесс в правотворческой деятельности // Юридический вестник, №2, 2009. – С. 1-11.

[11] Долговой А.И. Криминология: учебник для юридических вузов. М.: Норма, 1997. – 501 с.

[12] Коррупция - как деструктивный процесс в правотворческой деятельности // Юридический вестник, №2, 2009. –1-11 с.

[13] Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (принят ГД ФС РФ 08.07.2006 / ред. от 08.07.2006) // Российская газета, N 164, 28.07.2006. Ст. 1

[14] Федотов П.В. Лекции о противодействии коррупции. - М.: Академия экономической безопасности МВД РФ, 2011. – 15 с.

[15] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (слова на букву К) / под ред. Трушкина С.А. - М.: Оникс, 2008. – 80 с.

[16] Коррупция - как деструктивный процесс в правотворческой деятельности // Юридический вестник, №2, 2009. –1-11 с.

[17] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ О противодействии коррупции (принят ГД ФС РФ 19.12.2008 / ред. от 21.11.2011) // Российская газета, № 266, 30.12.2008. Ст. 1.

[18] Трепашкин М.И. Что такое коррупция, и как с ней бороться? // Профсоюз сотрудников милиции г.Москвы. http://prof-police.ru. – 2009.

[19] Гуцев П.Ю. Конституционные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в системе противодействия коррупции: дис. … канд. юр. наук. – Б., 2010. – 17 с.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (27.02.2017)
Просмотров: 449 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%