Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется на двух уровнях – международно-правовом и национальном. Бесспорным является тот факт, что регулирование ВЭД на международно-правовом уровне имеет тенденцию к стремительному усилению.
Для определения правовой природы международных договоров нормативного частноправового характера применительно к Республике Беларусь в настоящее время следует исходить из классической концепции «трансформации». Это означает, что международно-правовой договор такого рода действует (в том числе непосредственно применяется судом при разрешении хозяйственных дел) при соблюдении следующих условий[1].
1. Участие в договоре Республики Беларусь или (в предусмотренных законом случаях) СССР, выразившееся в подписании, присоединении или иных формах.
2. Ратификация договора парламентом (Национальным собранием или до 1996 г. Верховным Советом) либо иная соответствующая законодательству о международных договорах Республики Беларусь форма введения международно-правового договора в систему внутреннего законодательства.
3. Публикация текста международно-правового договора в официальном издании Республики Беларусь с указанием даты вступления в силу на территории Республики Беларусь.
Если для данного международно-правового договора все эти условия соблюдены, и если при этом его нормы имеют частноправовой характер, т.е. непосредственно устанавливают права и обязанности физических и юридических лиц как участников имущественных (экономических) отношений, – такой договор имеет приоритет перед национальным законодательством. Поскольку юридическая сила международно-правовому договору придается соответствующим внутренним актом Республики Беларусь, этот приоритет основан не на международно-правовом происхождении акта, а на его специальном по сравнению с национальным законодательством характере.
Иными словами, если одна национальная норма (например, соответствующая норма ГК) регулирует договор купли-продажи товаров, а вторая национальная норма (норма подписанной и ратифицированной соответствующим образом конвенции) регулирует договор международной купли-продажи товаров, то при разрешении спора из внешнеторгового контракта приоритет, разумеется, будет иметь норма конвенции[2].
Остановимся на конкретных международно-правовых соглашениях, действующих в Республике Беларусь, по вопросам внешнеэкономических сделок.
Договор международной купли-продажи товаров регулируется Конвенцией ООН 1980 года «О договорах международной купли-продажи товаров». Данная Конвенция регулирует заключение, оформление, исполнение договора, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение. Основной ее целью является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров.
Республика Беларусь подписала Конвенцию, будучи в составе СССР, в 1989 году. После распада Советского Союза правопреемство в отношении Конвенции было соответствующим образом подтверждено.
Конвенция состоит из 4 частей, включающих 101 статью. Первая часть «Сфера применения и общие положения» устанавливает, что Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Из сферы применения исключены: продажа товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования (кроме случаев, когда продавец не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования); продажа товаров с аукциона, в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона, продажа фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке и электроэнергии.
Конвенция не применяется также к случаям, когда обязательства стороны, поставляющей товары, заключаются в основном в выполнении работы или предоставлении услуг: в частности, когда сторона, заказывающая товары, берет на себя обязательства поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров.
Во второй части Конвенции «Заключение договора» рассматривается порядок заключения соглашения о международной купле-продаже товаров. Здесь приводится перечень необходимых условий действительности предложения о заключении договора, адресованного одному или нескольким конкретным лицам (оферты), определяются его содержание и виды. В соответствии с Конвенцией оферта считается достаточно определенной, если в ней обозначен товар, прямо или косвенно устанавливаются его количество и цена либо предусматривается порядок их определения.
Оферта вступает в силу с момента получения ее адресатом и может быть отзывной или безотзывной. После изучения предложения о заключении контракта адресат оферты может ее акцептовать, сделав соответствующее заявление или совершив другие действия, свидетельствующие о согласии с офертой (отправить товар или его часть, уплатить деньги за товар и т.д.). Молчание или бездействие сами по себе акцептом не являются[3].
Акцепт должен содержать согласие с офертой и не вносить каких-либо предложений, существенно меняющих ее условия. В противном случае речь должна идти об отклонении первоначального предложения и выдвижении встречной оферты. Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом или с момента совершения адресатом оферты действий, свидетельствующих о его согласии с условиями оферты[4].
Третья часть Конвенции «Купля-продажа товаров» непосредственно посвящена регулированию отношений сторон по договору. Впервые в международные нормативные документы по международной купле-продаже товаров вводится понятие существенного нарушения договора. В соответствии со статьей 25 при наличии существенного нарушения договора покупатель может требовать замены поставленного товара или заявить о расторжении контракта.
Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение обязательств по договору, если после заключения контракта станет ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного существенного нарушения договора потерпевшая сторона также вправе заявить о расторжении контракта.
Третья часть содержит специальные главы, посвященные обязательствам продавца и покупателя, переходу риска, положениям, общим для продавца и покупателя. В качестве общих для продавца и покупателя выделены положения, касающиеся предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм, освобождения от ответственности, последствий расторжения договора и т.д.
В последней, четвертой части Конвенции «Заключительные статьи», помимо общих вопросов процедурного характера, определен порядок ее действия на территории государства, имеющего две или более территориальные единицы с самостоятельными системами права.
Следует подчеркнуть диспозитивный характер основных положений Конвенции. Стороны могут исключить применение Конвенции, отступить от любого из ее положений или изменить его действие. Единственное исключение из этого правила – норма ст. 12, позволяющая договаривающемуся государству, законодательство которого устанавливает письменную форму договора купли-продажи товаров, сделать заявление о неприменимости положений Конвенции, допускающих устную форму договора. Соответствующее заявление было сделано СССР при присоединении к Конвенции, и в настоящее время норма об обязательной письменной форме договора имеет императивное значение.
Поскольку Конвенция не предназначена для регулирования абсолютно всего комплекса отношений по международной купле-продаже товаров, то неурегулированные этим документом вопросы регулируются в соответствии с правом, применимым к конкретному контракту. Применимое право, как и в иных аналогичных случаях, определяется в соответствии с соглашением сторон договора, а при отсутствии соглашения сторон – в соответствии с нормами международного частного права, т.е. в соответствии с коллизионными правилами международно-правовых договоров или национального законодательства.
Надо отметить, что для единообразного коллизионного регулирования договоров международной купли-продажи товаров в Гааге в 1986 г. была заключена Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров. Однако к настоящему моменту эта Конвенция не вступила в силу, поскольку не набрала достаточного количества ратификаций. Республика Беларусь в Конвенции не участвует.
В 1974 году была заключена Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров. Конвенция была разработана ЮНСИТРАЛ. В 1980 г. был принят Протокол об изменении ее положений в целях приведения их в соответствие с нормами Венской конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров. На территории Республики Беларусь Конвенция действует с 1997 г.
Конвенция устанавливает единый четырехлетний срок исковой давности по рассматриваемым договорам. Дело в том, что в национальных законодательствах стран-участниц срок исковой давности по договорам такого рода колеблется от шести месяцев до 30 лет. Конвенция предусматривает, что четырехлетний срок исковой давности по требованию, вытекающему из нарушения договора, начинается со дня, когда имело место такое нарушение, а по требованию, вытекающему из дефекта или иного несоответствия товара условиям договора, – со дня фактической передачи товара покупателю или его отказа от принятия товара.
Нью-Йоркская конвенция 1974 г. устанавливает также правила о перерыве или продлении срока исковой давности и порядке его исчисления. Вводится общее ограничение срока исковой давности – 10 лет. В соответствии с Конвенцией истечение срока исковой давности принимается во внимание при рассмотрении спора только по заявлению стороны, участвующей в процессе. При наличии такого заявления право требования не подлежит признанию и принудительному осуществлению, если рассмотрение спора начато после истечения срока исковой давности.
В настоящее время международные экономические организации прилагают немало усилий к разработке универсальных конвенций по иным видам внешнеэкономических сделок. Так, в 1988 г. были заключены три Конвенции УНИДРУА: о международном факторинге, о международном финансовом лизинге и о международной аренде оборудования. Однако к настоящему моменту Республика Беларусь к этим Конвенциям не присоединилась (Российская Федерация с 1998 г. участвует в Конвенции о международном финансовом лизинге).
С участием Беларуси в Москве в 1998 г. была заключена Конвенция о межгосударственном лизинге, призванная урегулировать лизинговые отношения между субъектами хозяйствования государств-участников соглашения.
В 1992 г. в рамках СНГ было заключено Соглашение об общих условиях поставок между организациями государств – участников СНГ (ОУП СНГ). Участниками ОУП СНГ являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина.
Соглашение распространяется на отношения между субъектами хозяйствования независимо от форм собственности государств-участников СНГ по межгосударственным экономическим связям. Предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, за исключением случаев поставки товаров по межгосударственным соглашениям. ОУП СНГ содержат, в частности, положения, касающиеся заключения, изменения и расторжения договоров.
[1] Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник, издание пятое, перераб. и дополненное / Богуславский М.М. – М.: Юристъ, 2005. – С. 104.
[2] Акимова И.Р. Практические вопросы составления внешнеторгового договора // Государство и право. — 2000. — № 12. – С. 24-27.
[3] Тихиня В.Г. Международное частное право: Учебник / В.Г. Тихиня. -Мн.: Книжный Дом, 2007. – С. 116.
[4] Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: правовое регулирование. — М.: Академия, 2005. – С. 99.
|