Несмотря на многочисленные попытки анализа феномена коррупции, выявления ее природы, на сегодняшний день отсутствуют адекватные и объективные объяснения факта существования данного социального явления. Ряд исследователей рассматривают коррупцию как отражение извечных человеческих пороков, другие видят причину коррупции в неэффективных законах. Еще большее число ученых считают главной причиной коррупции существование государства, с его многочисленным корпусом чиновничества, способствующего бюрократизации общественной жизни[1].
Однако изучение причин коррупции сопряжено с рядом серьезных трудностей, главная из которых - очень высокая латентность коррупционных проявлений. Кроме того, оценка степени коррумпированности общества значительно затруднена в связи с крайней ограниченностью показателей, которые могут быть использованы для их характеристики. Помимо этого «облик» коррупции определяется не каким-то отдельным фактором, а является следствием сложного комплекса причин. При этом выделить и оценить степень воздействия каждого в отдельности чрезвычайно трудно[2].
Этимологически термин «коррупция» восходит к латинскому corruption (порча, совращение, упадок, подкуп), что определяет содержательное значение этого понятия в правовом изменении. В современном русском языке коррупция представляется как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей [3].
Причины, обусловливающие коррупцию, крайне разнообразны по своей природе, формам проявлений, направленности воздействия. Попытка систематизации причин коррупции по степени устойчивости и стабильности во времени приводит к следующей причинной иерархии.
Наиболее статичными являются природные (природно-ресурсные) и социокультурные факторы, которые определяют общую предрасположенность (или непредрасположенность) общества к проявлениям коррупции.
Экономические факторы обусловливают «коррупционный облик» страны в долго- и среднесрочные периоды.
Наиболее динамично изменяющиеся политические и правовые факторы определяют коррупцию в непродолжительные (краткосрочные) промежутки времени[4].
Природно-ресурсные факторы.
К числу природных факторов, в той или иной степени оказывающих влияние на уровень коррумпированности общества, может быть отнесена степень обеспеченности страны природными ресурсами (минеральными, лесными, водными, агроклиматическими и др.). Влияние данного фактора может быть расценено двояко. C одной стороны, наличие значительных природных ресурсов является базой для экономического развития страны, что, в свою очередь, может способствовать снижению коррупции. Но при этом природные богатства являются мощным стимулом, своего рода провокационным фактором для «ренто- ориентированного» поведения.
Кроме того, в обществе, изначально обладающем естественным богатством, складывается особый «потребительский», «нехозяйский» тип взаимоотношений, что является благоприятной средой для развития коррупции.
Социокультурные факторы.
Оценка воздействия на коррупцию социокультурных факторов является наиболее сложной задачей ввиду «нематериальности», «эфемерности» этой сферы. Однако именно культурную предрасположенность социума следует рассматривать как основную причину коррупции.
3. Социально-экономические факторы.
Основной закономерностью пространственных особенностей коррупции является зависимость степени коррумпированности страны от уровня ее экономического развития. В этом аспекте существует и обратная взаимосвязь, которая прослеживается следующим образом. Исследования коррупции Международным валютным фондом идентифицировали ее негативное воздействие на экономический рост. Так увеличение коррупции на одну единицу (по шкале от 0 до 10) будет снижать реальный рост валового национального продукта на душу населения на 0,3-1,8%[5].
4. Политические факторы.
Среди наименее подверженных изменениям во времени политических факторов следует выделить особенности государственного строя. Государственный строй любой страны характеризуется прежде всего формой правления. Теоретически, при монархической форме правления, когда власть сосредоточена в руках узкой группы людей или даже одного человека - монарха, следует ожидать высокую коррумпированность общества, и, наоборот, в республике, как наиболее демократической форме правления, коррупция должна быть значительно ниже. В реальной же действительности теоретические предположения не подтверждаются.
5. Правовой фактор.
Правовой фактор, с одной стороны, отражает то, что главная проблема в сфере правового обеспечения противодействия коррупции - это отсутствие целенаправленного антикоррупционного законодательства, которое полностью определило бы порядок взаимодействий представителей власти и носителей экономических интересов, власти и гражданского общества, власти и граждан. С другой стороны, органы законодательной власти также являются объектами коррупционных интересов, а часть представляющих их законодателей различного уровня - активными участниками коррупционных действий. Такое положение тормозит развитие правового обеспечения противодействия распространению коррупции, создает условия для ее расширенного воспроизводства. Кроме того, сами государственные служащие отмечают недостаточность правовой регламентации их деятельности, что тоже объективно способствует распространению коррупции в органах власти[6].
Третьякова Е.-Д.С. отмечает, что коррупция «благоприятно и комфортно «обитает» только в сфере существующего права, то есть бесчисленного множества норм, принятых законодателем, часть из которых впоследствии требует дополнительных нормативных указаний соответствующих органов власти, в которых человек запутывается, словно в стальных сетях»[7]. При этом официальные правовые нормы отличаются своей неразработанностью, потенциальной неэффективностью и возможностью широкого толкования, что порождает коррупционные отношения между должностными лицами и гражданами.
В целях предотвращения эскалации коррупции в российском обществе важно обратиться к институту общественного участия в антикоррупционном механизме. Так И.А. Минникес отмечает, что сегодня роль личности неуклонно выдвигается на первый план, повышается правовая активность граждан. В результате индивидуальные субъекты права становятся сотворцами правового регулирования, его активными участниками, и данный процесс нуждается в теоретико-правовом осмыслении[8]. В этом плане наиболее существенными видятся следующие организационно-правовые мероприятия с участием российской общественности направленные на противодействие коррупции.
Необходимо усовершенствовать институт предоставления гражданином при поступлении на гражданскую службу, а также гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, в Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[9] в котором установлены ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы. Предусмотренные наказания за нарушение этих норм — дисциплинарные взыскания, увольнение, а в отдельных случаях возбуждение административного или уголовного дел, «О муниципальной службе в Российской Федерации»[10], «О противодействии коррупции»[11] следует внести изменения и дополнить обязанностью для государственных и муниципальных служащих ежегодно предоставлять сведения об имуществе не на конец отчетного периода (31 декабря), а о находившемся в собственности имуществе за отчетный период, а также о находящемся на конец отчетного периода. Здесь важно установить обязанность для государственных и муниципальных служащих сообщать о полученных кредитах и ссудах, которые могут поставить их в зависимость от кредиторов и повлиять на принимаемые этими служащими решения[12]. Следует также ввести процедуру контроля не только в отношении доходов государственного служащего, но и его расходов, где в подобной процедуре можно соответствующее место отвести институтам российской общественности.
Характеризуя Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует отметить, что предметом регулирования Закона являются порядок поступления на муниципальную службу, особенности ее прохождения, а также условия прекращения служебных отношений. Законом также регламентируются организационные и правовые отношения, связанные с прохождением муниципальной службы, которые включают в себя:
- юридический статус должностей муниципальной службы;
- классификацию должностей муниципальной службы;
- установление квалификационных требований к должностям муниципальной службы;
- способы замещения должностей муниципальной службы;
- запреты и ограничения на муниципальной службе;
- рабочее (служебное) время и время отдыха;
- общие принципы оплаты труда муниципального служащего;
- гарантии, предоставляемые муниципальному служащему;
- ответственность муниципального служащего;
- и другие вопросы.
Основополагающим понятием Закона «О противодействии коррупции» выступает коррупция, под которой понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица. По замыслу авторов долгожданная новелла призвана устранить правовой пробел в понимании коррупции и восполнить образовавшийся законодательный вакуум в сфере противодействия коррупции.
Коррупция - это дезорганизующий процесс, от характера протекания которого зависит степень разбалансированности общественных экономических взаимоотношений. Утверждать, что коррупция есть процесс возможно потому, что прослеживается наличие, как минимум, следующих признаков[13]:
а) возможность деления на элементы, каждый из которых имеет конкретные и измеряемые «входы» (ресурсы) и «выходы» (результаты);
б) взаимодействия в рамках процесса представляют собой не одномоментное воздействие, а набор действий;
в) процесс характеризуется как развертывающийся во времени и сквозной;
г) процесс представляет собой целенаправленную совокупность видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы», представляющие возросшую ценность для «потребителя»;
д) коррупционная деятельность является целенаправленной, приводящей к заданному конечному результату - «выходу» процесса.
Такая трактовка коррупции позволяет заключить, что для нас главная проблема - коррупционный процесс, а не статичная модель коррупции. Это позволяет с новых позиций рассмотреть и оценить меры воздействия (противодействия) коррупции.
Суммируя различные экспертные оценки по данной проблеме, необходимо выделить следующие общие правовые факторы роста коррупции[14]:
- пробелы в правовом регулировании антикоррупционной политики (отсутствие лоббистского законодательства, закона о нормотворчестве, закона об антикоррупционной экспертизе и др.);
- господство в национальном законодательстве, так или иначе регулирующем (в том числе охраняющем) сферу экономики, правовых норм, не имеющих официального толкования;
- высокий удельный вес так называемого делегированного экономического законодательства, т. е. передача самим законодателем другим органам (ветвям власти) полномочий по урегулированию тех или иных экономических отношений, прямо не урегулированных в законе;
- господство в уголовном и административном законодательстве норм с альтернативными, относительно определенными санкциями;
- очевидный недостаток административно-правовых запретов на различные виды коррупционного поведения чиновников, наделенных различными полномочиями.
Итак, основные выводы проведенного анализа касаются современного состояния коррупции и комплекса причин, вызывающих предрасположенность общества к коррупционной манере поведения. К их числу можно отнести наличие природных ресурсов, уровень экономического развития, степень монополии государства, политическую нестабильность. Однако неразрешимые трудности представляет комплексность воздействия этих факторов, их внутренняя взаимосвязь и взаимозависимость, что практически исключает возможность оценки степени влияния каждого из них в отдельности. Тем не менее выявление сфер, ответственных за существование коррупции, необходимо для определения приоритетов и направлений деятельности в деле предупреждения и борьбы с этим явлением.
[1] Гражданское общество в борьбе с коррупцией: история и современность. Материалы Открытого регионального форума / Под редакцией С.А. Репинецкого, А.П. Аржанова. Самара, 2007. С. 127
[2] Шедий М.В. Причинные факторы, влияющие на развитие коррупционной преступности в современной России// Среднерусский вестник общественных наук.№1.2010. С. 128
[3] Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. Изд. 25-е, испр. и доп. М.: Оникс; Мир и Образование, 2007. С. 292
[4] Шедий М.В. Причинные факторы, влияющие на развитие коррупционной преступности в современной России// Среднерусский вестник общественных наук.№1.2010. С. 129
[5] Global Corruption Report 2010. Transparency International. http://www. globalcorruptionreport.org/gcr2010.shtml
[6] Шедий М.В. Причинные факторы, влияющие на развитие коррупционной преступности в современной России// Среднерусский вестник общественных наук.№1.2010. С. 130
[7] Третьякова Е.-Д. С. О практике выявления коррупционных факторов в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации территориальными органами Минюста России // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2010. № 1. С. 15
[8] Минникес И.А. Правовые средства индивидуального правового регулирования // Акад. юрид. журн., 2010. № 2. С. 5
[9] Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 251.11.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
[10] Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
[11] Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.09.2013) «О противодействии коррупции»// Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
[12] Рамазанов Р. У. Коррупции - решительное нет. Совершенствование механизма предоставления государственными и муниципальными служащими и членами их семей сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Закон и право, 2011. № 5. С. 6-7
[13] Меликова Л.М. Методологические аспекты исследования экономической категории «коррупция»: формы проявления.// Новые технологии. 2012. № 1. С. 157-158
[14] Шедий М.В. Причинные факторы, влияющие на развитие коррупционной преступности в современной России// Среднерусский вестник общественных наук.№1.2010. С. 131
|