Вторник, 26.11.2024, 19:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Земельный участок как объект изъятия для государственных и муниципальных нужд

Когда речь идет об имущественных правах на землю, то в это случае объектом данных прав выступает конкретный земельный участок.

Проанализировав, нормы ГК РФ и ЗК РФ может сделать вывод, что объектом изъятия выступает конкретный земельный участок. Законодатель рассматривает земельный участок как объект гражданских и земельных правоотношений, закрепляя соответствующие правовые нормы в ГК РФ и ЗК РФ.

В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли, границы которого описаны в соответствии с федеральными законами1).

Гражданское законодательство определяет землю как недвижимость, объект права собственности и иных имущественных прав. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства2).

Законодатель при рассмотрение земельного участка как объекта права собственности устанавливает, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Право собственности на земельный участок не распространяется на недвижимые объекты, на нем расположенные. В гражданском законодательстве закрепляются общие положения, связанные с понятием недвижимости, которые конкретизируются и развиваются в земельном, градостроительном и ином законодательстве. Согласно ст. 216 ГК РФ вещными правами, наряду с правом собственности, гражданское законодательство признает право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст.265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст.268), сервитуты (ст.274, ст.277).

В ГК РФ в ст. 279-282 содержатся нормы регулирующие выкуп земельного участка, а в ЗК РФ данные нормы содержатся в ст. 11, 49, 55, 60 и 63.

Гражданско-правовое регулирование рассматриваемых отношений возможно лишь в отношении ограниченной и определенной части земли, конкретного земельного участка в определенных границах. По мнению К.И. Скловского, «установление границ (наряду с местоположением) является не только средством индивидуализации земельного участка, но и способом создания самого объекта права»1).

Описание границ участка необходимо для его идентификации, определения его местоположения, выделения из состава других земель. Земельные участки характеризуются размером, местом расположения, целевым назначением, качественными показателями - кадастровой оценкой и, наконец, объемом прав.

Все это находит свое отражение при государственной регистрации прав на землю, а также в других документах земельного кадастра. Фиксация границ участка необходима в целях установления порядка обладания им, его использования тем или иным лицом, которое на основании такой фиксации будет иметь возможность требовать защиты своего права.

Чрезвычайно важным является вопрос о способах и порядке определения и установления границ земельных участков, так как речь идет об установлении объекта правового регулирования и объекта прав лиц, заинтересованных в обладании и использовании земли. Конкретизация границ земельного участка является обязательным условием для установления в отношении него гражданских прав, а также вовлечения его в имущественный оборот.

В соответствии с п. 1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленным земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

В соответствии со ст. 68 ЗК РФ и ст. 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве»1), землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Главной целью проведения землеустройства, как считают Е.Г. Литвак и В.А. Харченко «является обеспечение рационального использования земель и их охраны, которое выражается в установлении границ объектов землеустройства, определении процедуры предоставления и изъятия земельных участков, определению мер по созданию благоприятной окружающей среды»1).

В соответствии с п.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данный пункт разъясняет, какие действия следует понимать под образованием земельного участка. Действия по образованию земельных участков носят землеустроительный характер, так как образование участков, по сути, основано на установлении новых границ.

В целом нормы данной главы весьма тесно связаны с нормами Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и Федерального закона «О землеустройстве».

Глава I.1 ЗК РФ, как следует из ее содержания, ставит задачу уточнить юридические последствия, связанные с образованием земельных участков для правообладателей и иных лиц.

Так же земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2).

ЗК РФ устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно ст. 11.9 Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Необходимо отметить, что до недавнего времени п. 5 ст. 279 ГК РФ допускал выкуп с согласия собственника части земельного участка, что противоречило статьям 49 и 55 ЗК РФ. У цивилистов относительно возможности участия части земельного участка в гражданском обороте и существа коллизии разделились.

Как считает А. Ерш, часть земельного участка не может участвовать в имущественном обороте, если она не выделена в соответствии с требованиями законодательства в самостоятельный объект1).

Как отмечает С. О. Бадулина, в целом, существующее правовое регулирование права собственности в отношении земельных участков не позволяет говорить о таком самостоятельном объекте правоотношений, как часть земельного участка2).

Другую позицию, допуская возможность участия части земельного участка в гражданском обороте, занимают Г.А. Волков, А.К. Голиченков, О.М. Козырь3).

Интересную точку зрения высказывает М.Г. Пискунова, указывая, что часть земельного участка не может быть объектом только вещных прав, а на

обязательственные права это ограничение не распространяется1).

На практике может возникать необходимость раздела или объединения земельных участков в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд. Так, Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» делает попытку регламентации раздела земельного участка с последующим выкупом земельных участков, которые будут образованы в результате такого раздела, а также объединения участков.

Согласно п.13 ст.15 Закона, в случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов или документацией по планировке территорий, прилегающих к олимпийским объектам, предусмотрен раздел существующих земельных участков, решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, может быть принято в отношении земельных участков, которые будут образованы в результате такого раздела2). В данном случае указанное решение принимается до раздела существующего земельного участка.

Тем не менее, не вполне ясно, как возможно принятие решения в отношении еще не сформированных участков. Раздел земельного участка в этом случае допускается с письменного согласия правообладателя такого земельного участка, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений. В случае отказа указанных лиц от раздела земельного участка, такой участок также подлежит изъятию для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, на основании решения об изъятии.

Подводя итоги можно сделать следующий вывод, что законодатель придает особое значение правовому режиму объекта, предполагаемого к изъятию для государственных или муниципальных нужд.

 

1) Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: федер.закон:[принят Гос.Думой от 25 октября 2001 г.: по состоянию 21.07.2014 г. ] // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

2) Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер.закон: [принят Гос.Думой 30.11.1994 г.: по состоянию на 01.09.2014 г.] // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

1) Скловский, К.И. Применение законодательства о собственности и владении. Практические вопросы / К.И. Скловский. М.: Статут. 2009. С.60.

1) Российская Федерация. Законы. О землеустройстве: федер. закон:[принят Гос.Думой 18 июня 2001 г.: по состоянию на 18 июля 2011 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 26. Ст. 2582.

1) Литвак, Е.Г. Анализ состояния в области нормативно-правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации и предложения по его совершенствованию: Анализ регулирования и практики осуществления землеустройства и кадастрового учета земельных участков, резервирования земель и земельных участков для государственных и муниципальных нужд / Е.Г. Литвак. М.: Норма. 2005. С. 15.

2) Российская Федерация. Законы. Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер.закон:[принят Гос.Думой 19.07.2011 г.: по состоянию на 28.12.2013 г. ]// Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4594.

1) Ерш, А. Земельный участок как объект гражданских прав / А. Ерш // Хозяйство и право. 2006. № 4. С. 42.

2) Бадулин, О. Часть земельного участка как объект земельных отношений / О. Бадулин // Хозяйство и право. 2006. № 1. С. 89.

3) Волков, Г.А. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. А.К. Голиченкова. М.: БЕК. 2010. С.89.

1) Пискунова, М. Кадастр - всему голова /М. Пискунова // Бизнес-адвокат. 2009. № 24. С.9.

2) Российская Федерация. Законы. Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер.закон: [принят Гос.Думой 1 декабря 2007 г.: по состоянию на 28 июня 2014 г. ] //Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6071.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.04.2017)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%