Организация труда в любой сфере построена таким образом, что всегда должно присутствовать лицо, руководящее процессом труда, лицо, которое может направить в нужном русле трудовую деятельность целой группы людей, определить общую цель и задачу для каждого. Такие люди должны, несомненно, обладать задатками лидера, способностью объединить подчас разрозненную группу людей, четко определив права и обязанности каждого. Роль эта связана с повышенной ответственностью за принимаемые решения и вверенных в подчинение людей. В сфере труда и экономики данная роль наиболее ярко выражена у руководителя организации как у лица, обладающего полномочиями по управлению наиболее обособленным, самостоятельным и независимым образованием в современном обществе – организацией. Ключевой категорией при понимании сущности руководителя является категория управления, поскольку именно реальные действия по управлению организацией превращают человека в настоящего руководителя и «хозяина» организации.
Выделим основные этапы в формировании различных подходов к регулированию труда руководителя организации.
Первый этап, для которого было характерно преимущественное применение гражданско-правовых средств и методов регулирования труда руководителя организации. Такое положение вещей характерно для конца XIX – начала XX вв. (до момента окончания НЭПа). Трудовое право находится еще только на стадии становления. Решаются принципиальные проблемы самостоятельности отрасли трудового права и отграничения трудового договора от иных сходных правовых явлений, вследствие чего выявление особенностей труда руководителей организаций не является приоритетной задачей в тот момент и традиционно остается в гражданско-правовом поле. Делаются лишь первые попытки и предположения, позволяющие в дальнейшем прийти к утверждению, что руководитель – это специальный субъект трудового права, работник с особым трудоправовым статусом. Поэтому на тот период развития права, рассмотрение процедуры назначения руководителя организации, порядка его деятельности, объема полномочий и ответственности было, в основном, уделом ученых-цивилистов. Изучение руководителя организации производилось ими с точки зрения детального анализа исполнительного органа юридического лица в рамках учения о товариществах и акционерных обществах.
Тем не менее, значительным достижением данного этапа следует признать постановку основных проблем, без разрешения которых было невозможно в дальнейшем рассмотрение руководителя организации как специального субъекта трудового права. Происходит выделение лиц, в оперативное управление которым отдается организация. Формируется категория субъектов («заведывающие», «директора-распорядители»), которые осуществляют управление организацией в качестве профессиональной деятельности. Происходит наделение их всеми полномочиями работодателя, необходимыми для осуществления действий по управлению. В научной литературе обсуждается правовая природа договора, на основании которого действует исполнительный орган юридического лица. Пишется о необходимости заключения трудового договора. Пристальное внимание уделяется закреплению специальных норм об ответственности. Таким образом, «заведывающие» и «директора-распорядители» являют собой прообраз современного руководителя организации и уже включают определенные элементы его правового статуса.
Второй этап, для которого было характерно преимущественное применение административно-властных средств и методов регулирования труда руководителя организации. Это характерно для периода развития советского права 30-х – 90-х годов XX в. Практически не затрагивая трудоправовые аспекты деятельности руководителей, советское право переориентировало средства и способы регулирования их труда под нужды существующей административно-командной системы. Преобладают принципы подчиненности вышестоящим организациям и принцип преимущественного применения административно-принудительных средств регулирования труда руководителей организаций. Руководители организаций (директора) превращаются в придатки органов государства, что не позволяло развивать специфику трудоправового статуса данной категории работников. Наступает затишье в регулировании и дифференциации их труда. Государство не считает необходимым предусматривать специальные средства трудового права по регулированию их труда. В условиях административно-командной системы это вполне объяснимо. Руководители лишены самостоятельности, воли и объема полномочий, достаточных для принятия решений по управлению организацией и достижения максимальной экономической эффективности в получении прибыли. Отсутствие важнейших специальных элементов правового статуса руководителя организации позволяет сравнивать его с обычными работниками.
На третьем этапе, длящемся с 90-х годов XX в. и по настоящее время, наиболее ярко проявляются коллизии между сторонниками применения гражданско-правовых и трудоправовых средств правового регулирования к трудовых отношениям руководителей организаций. Для данного этапа характерны попытки субсидиарного применения трудовых, гражданских и административно-правовых средств и способов в различные периоды с постепенным переходом к преимущественному применению трудоправовых средств и способов регулирования.[1]
До 2001 г. легальное понятие «руководитель организации» отсутствовало. Единственное определение, закрепленное на законодательном уровне, могло быть обнаружено в ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. №6-ФЗ.[2] Такая позиция законодателя определялась концепцией, в соответствии с которой руководитель предприятия не обладал самостоятельным правовым статусом и растворялся в общепринятом определении «администрация». Кодекс законов о труде[3] (далее – КЗоТ РФ) предусматривал термин «руководитель», который мог быть отнесен к любым должностным лицам, наделенным функцией управления. Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»[4] и от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[5] используют термин «единоличный исполнительный орган», а Гражданский кодекс РФ[6] (далее – ГК) – орган юридического лица. При этом во всех случаях имеется в виду руководитель организации. Понятие «администрация» сохраняет правовое значение в сфере государственного или муниципального управления, где руководители именуются главами администраций муниципальных образований или субъектов РФ.
Следует отметить, что до принятия Трудового кодекса РФ 2001 г. не было на практике четкого единого мнения, что руководитель организации является тоже работником[7]. КЗоТ 1971 г. содержал о нем лишь две специальные нормы по увольнению (п.2 и 4 ст. 254).
Путаницу же внес и создал коллизию трудовых и гражданских норм по правовому регулированию труда руководителей федеральных государственных предприятий Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. №1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»[8], установивший, что их труд регулируется контрактом в соответствии с гражданским законодательством. О его ошибочности и необходимости отмены сразу было заявлено специалистами российского трудового права. Теперь же в связи с гл.43 ТК РФ этот Указ практически применению не подлежит, как и отдельные нормы некоторых федеральных законов, противоречащие ТК РФ, в которые надо вносить изменения. Об этих коллизиях подробно пишет Н.Л. Лютов в своей статье[9]. К таким актам неприменима часть 2 ст. 423 ТК РФ; их надо или отменять, или исправлять.
Действующее законодательство о труде закрепляет два основных критерия, характеризующие правовое положение руководителя организации. С одной стороны, руководитель организации является работником, состоящим в трудовых отношениях и выполняющим особую трудовую функцию. С другой стороны, руководитель выполняет функции органа юридического лица, и трудовая функция руководителя организации есть реализация прав и обязанностей юридического лица в гражданском обороте.
Согласно ст. 273 ТК РФ, руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Это определение подчеркивает двойственность правового статуса руководителя организации.
Изучим понятие «руководитель организации» путем его «разложения» на составляющие категории: «руководитель» и «организация», с последующим совмещением результатов исследования.
Организация как наиболее общее понятие представляет собой нечто иное, как «организационно оформленное коллективное образование». В целях исследования рассмотрение понятия «организация» ориентировано, в первую очередь, на определение соотношения используемого в трудовом праве понятия «организация» и гражданско-правового понятия «юридическое лицо».
По вопросу соотношения понятий «организация» и «юридическое лицо» в теории трудового права и теории гражданского права делается вывод о том, что по своему содержанию понятие «организация» шире, нежели понятие «юридическое лицо».
Данный вывод позволяет прийти к заключению о существовании организаций – не юридических лиц, то есть не обладающих статусом юридического лица. К таковым могут быть отнесены некоторые общественные объединения (абз. 4 ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях»[10]), религиозные группы (п. 1 ст. 7 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[11]), профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации (п. 1 ст. 8 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[12]). Подобный подход позволяет обеспечить должный уровень гарантий и защиты прав и свобод работников, являющихся руководителями организаций – не юридических лиц. Специфика и особенности труда руководителя не изменяются, в зависимости от того, возглавляет он юридическое лицо или организацию, не имеющую статуса такового. К сожалению, не разработан механизм реализации работодательских полномочий такими организациями, которые, не приобретая статуса юридического лица, могут быть субъектами трудового права.
Руководствуясь действующим законодательством, сформировавшейся судебной практикой и достижениями трудового и гражданского права, можно сделать вывод о невозможности наделения филиалов и представительств юридических лиц правовым статусом организации в трудоправовом смысле.
Проведя анализ содержания понятия и выделив необходимое количество признаков, нам представляется возможным определить руководителя организации как обладающего специальным трудоправовым статусом работника, который в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией в качестве единоличного исполнительного органа.
Во всех законодательных и подзаконных актах РФ, определяющих статус единоличного органа организации, в качестве единого следует использовать понятие «руководитель организации», указанное в ст. 273 ТК РФ. Таким образом, все федеральные законы об АО, ООО, унитарных предприятиях и других организациях, использующих труд руководителя на основании трудового договора, должны быть в части определения единоличного исполнительного органа приведены в соответствие с ТК РФ.
Понятие «руководитель» является обобщающим, единым, определяющим юридический статус любого единоличного органа организации, независимо от фактического наименования занимаемой им в соответствии с законом, уставом, положением, штатным расписанием организации должности. Понятие «руководитель» не может использоваться в сочетании с названиями должностей соответствующих руководителей организаций или в структуре таких названий.
Предложенное законодателем в ТК РФ определение понятия «руководитель организации», на наш взгляд, нуждается в уточнении. В частности, нами сформулировано следующее определение понятия «руководитель организации»: «Руководитель организации (единоличный исполнительный орган юридического лица) – это физическое лицо, которое, если иное не установлено законом, является работником данной организации (юридического лица) и в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации (юридического лица), локальными нормативными актами и трудовым договором без доверенности осуществляет руководство этой организацией и представляет ее в отношениях с другими работниками, органами, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствии с законодательством РФ, международными договорами».
Термин «организация» в приведенном определении носит универсальный характер и охватывает все категории работодателей, обладающих статусом юридического лица, включая и учреждения, и предприятия, и органы государственной власти или местного самоуправления, органы политических партий, объединений, выступающих в соответствии с законом работодателями.
Наименование должности руководителя устанавливается работодателем самостоятельно либо на основании обязательных требований, закрепленных федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и определяется учредительными документами организации, локальными нормативными актами и (или) штатным расписанием.
При этом, считаем, что в конкретном наименовании должности понятие «руководитель», как общее для всех должностных лиц, являющихся представителем работодателя, использоваться не может.
Вышеуказанное понятие формулировалось применительно к сфере труда, но с некоторыми дополнениями может быть принято в качестве универсального. Считаем возможным, установить в трудовом праве понятие «руководитель организации», являющееся одинаково верным для характеристики данного субъекта как в отношениях, регулируемых нормами трудового права, так и в правовой системе России в целом.
В науке трудового права дискуссионным является вопрос о моменте возникновения трудовой и гражданской правосубъектности, по которому не существует единой позиции.
Значительная часть правового статуса руководителя организации может быть реализована только с момента наступления правосубъектности работодателя, которая рассматривается как совокупность правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. На формирование специальной правосубъектности руководителя организации существенное влияние оказывает гражданская правосубъектность организации. Момент наступления гражданской правосубъектности работодателя служит определяющим фактором при реализации прав и обязанностей руководителя, что представляет собой важный элемент его трудоправового статуса
Представляется, что анализ действующих норм российского законодательства не дает основания сделать вывод о возникновении у юридических лиц трудовой правосубъектности ранее, чем появилась гражданская правосубъектность. Автор считает, что для реализации работодательской правосубъектности организация должна быть не только зарегистрирована, но и иметь фонд оплаты труда, определить численность рабочих и штат служащих.
В результате рассмотрения особенностей прав и обязанностей руководителя организации как основополагающего элемента правового статуса работника, выявлены определенные закономерности. Для получения представления обо всей совокупности прав и обязанностей руководителя необходимо обращаться к нормам не только трудового, но и иных отраслей российского права. В каждом специальном законе, посвященном регулированию деятельности того или иного вида юридического лица, содержится положение с перечнем полномочий единоличного исполнительного органа данной организации. Помимо этого обычно устанавливаются правила определения пределов полномочий руководителя как исполнительного органа в иерархии органов управления организацией.
Приведем систематизированный перечень обязанностей, который может быть положен в основу трудового договора с руководителем. Выделенные группы прав и обязанностей не являются полностью обособленными, а именно в своем гармоничном сочетании образуют комплексную трудовую функцию руководителя. Предложенное деление трудовой функции руководителя на группы функций призвано создать основу для полного и систематизированного описания прав и обязанностей руководителя в рамках трудового отношения по управлению организацией.
Итак, как представляется, можно выделить пять основных групп прав и обязанностей руководителя, реализация которых входит в его трудовую функцию:
1. Права и обязанности руководителя по организации производственного процесса внутри компании и руководству текущей деятельностью.
Обязанности руководителя по организации работы и эффективного взаимодействия структурных подразделений организации являются основными обязанностями единоличного исполнительного органа юридического лица. Выделение и классификация основных элементов, составляющих рассматриваемую группу обязанностей первого лица организации, производилось многими учеными-экономистами. В частности, французский исследователь Анри Файоль (1841-1925)[13] выделил пять основных элементов управления из которых, по его мнению, складывается функция администрации: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль[14]. Указанные «пять элементов администрации» нашли дальнейшее развитие в трудах Лютера Гьюика – видного систематизатора «классической» теории управления. Он формулирует и раскрывает следующие функции управления:
– планирование, т.е. постановку в широком аспекте подлежащих выполнению задач и указание способов их решения для достижения цели, стоящей перед предприятием;
– организацию, т.е. создание формальной структуры подчиненности, на основании которой осуществляется разделение работы между производственными подразделениями, определяется и координируется их деятельность, направленная к достижению поставленной цели;
– укомплектование штата, т.е. всю работу с личным составом, подбор и подготовку кадров и создание необходимых условий для трудовой деятельности;
– руководство, т.е. постоянную функцию принятия решений и оформления их в виде приказов, инструкций, распоряжений;
– координацию, т.е. обеспечение согласованного действия всех подразделений предприятия, образующих благодаря координации единое целое;
– отчетность, т.е. обеспечение информацией вышестоящих инстанций о ходе работы и организация собственной информации администратора и его подчиненных о ходе дел посредством отчетов, докладов и проверок;
– составление бюджета, куда входит все, что связано с составлением бюджета в виде финансовых планов бухгалтерии и финансового контроля.
Надо сказать, что приведенная система достаточно полно отражает круг основных обязанностей современного руководителя по организации производственного процесса внутри компании. В качестве важнейшей обязанности руководителя из вышеприведенного перечня можно отметить функцию по руководству текущей деятельностью организации, заключающуюся в каждодневном принятии, оформлении и донесении до подчиненных управленческих решений.
Состав и содержание конкретных прав и обязанностей, входящих в рассматриваемую группу, зависит от специфики каждой конкретной организации, ее организационно-правовой формы, отрасли деятельности, целей и рыночной конъюнктуры. Привести приблизительный перечень входящих в эту группу прав и обязанностей можно, опираясь на Примерный трудовой договор с руководителем государственного унитарного предприятия, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 2 марта 2005 г. №49 «Об утверждении Примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия»[15]. Использование перечня прав и обязанностей из Примерного договора для детализации рассматриваемой и других граней трудовой функции представляется разумным, так как этот документ носит достаточно универсальный характер и вполне может быть использован при оформлении трудового договора с руководителем организации любой другой организационно-правовой формы. Итак, в договоре с руководителем рассматриваемая грань трудовой функции может быть представлена следующими правами и обязанностями:
– руководитель организует работу юридического лица;
– распоряжается имуществом организации в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными документами и договором с руководителем;
– утверждает структуру и штатное расписание организации;
– в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников организации, утверждает положения о представительствах и филиалах, уставы дочерних организаций;
– определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, а также порядок ее защиты, обязуется не разглашать сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
– обеспечивает использование имущества организации, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности организации, установленными учредительными документами;
– обеспечивает своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств организации;
– обеспечивает развитие материально-технической базы, увеличение объема работ, услуг организации;
– не допускает принятие решений, которые могут привести к неплатежеспособности (банкротству) организации;
– обеспечивает содержание в надлежащем состоянии движимого и недвижимого имущества организации, своевременно проводит капитальный и текущие ремонты недвижимого имущества;
– добросовестно и разумно руководит организацией, организовывает деятельность организации, обеспечивает выполнение установленных основных экономических показателей и осуществляет иные полномочия, отнесенные законодательством, учредительными документами и договором к его компетенции;
– руководитель самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению иных органов.
Следует обратить внимание, что последнее положение из вышеприведенной группы делает перечень прав и обязанностей руководителя организации открытым, что подчеркивает высокую степень организационной самостоятельности его труда.
[1] Сергеенко Ю.С. Правовое положение руководителя организации в отношениях, регулируемых нормами трудового права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2007. – С. 15.
[2] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №2. – Ст. 222.
[3] Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1971. – №50. – Ст. 1007.
[4] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №1. – Ст. 1.
[5] Российская газета. – 1998. – 17 февр.
[6] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №32. – Ст. 3301.
[7] Мартиросян Э. Правовое положение руководителя организации // Управление персоналом. – 2000. – №4; Филиппова С. Основания увольнения руководителя должны быть указаны в контракте // Российская юстиция. – 2001. – №1.
[8] Российская газета. – 1994. – 16 июня.
[9] Лютов Н.Л. Правовой статус руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации с точки зрения трудового права // Трудовое право. – 2003. – №2. – С.25-26.
[10] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Российская газета. – 1995. – 25 мая.
[11] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. – 1997. – 1 окт.
[12] Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета. – 1996. – 20 янв.
[13] Основным трудом этого ученого была книга «Общая и промышленная администрация», появившаяся в 1916 г.
[14] Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 1998. – С. 255.
[15] Российская газета. – 2005. – №13.
|