Коррупция является существенным фактором ухудшения ситуации с правами человека, а в России – чуть ли не главным таким фактором. Следствием использования власти или положения в корыстных целях становится пренебрежение правами граждан, ведущее к безнаказанности и беззаконию со стороны представителей государства. При этом влияние коррупции на права человека может быть прямым или косвенным[1].
Примером прямого влияния может служить коррупция в судах, когда взятка судье напрямую наносит ущерб его независимости и, таким образом, нарушает право на справедливое судопроизводство.
Но гораздо чаще коррупция влияет косвенным образом, а именно – когда она оказалась необходимым, но не единственным условием нарушения прав человека, стала звеном в цепочке факторов, приведших к нарушению. Это происходит, когда факт нарушения прав человека становится следствием совершения коррупционного действия[2]. Ярким примером может служить судьба Химкинского леса под Москвой, незаконно вырубаемого в результате коррупционного сговора, из-за чего страдают права местных жителей на благоприятную окружающую среду. Многочисленные примеры непрямого влияния коррупции в случаях нарушения прав человека приведены и в данном докладе.
Как же коррупция способствует нарушениям прав человека? Прежде всего, она нарушает важнейший принцип равенства: если граждане не хотят или не могут платить взятки и не принадлежат к сообществу избранных, то могут быть лишены равного доступа к общественным благам и услугам. Подтверждением этому может служить тот факт, что по оценкам экспертов и результатам социологических исследований самыми коррумпированными институтами общественной жизни в России являются ГИБДД и в целом полиция, а также здравоохранение, образование и призыв на военную службу[3]. Это именно те институты, которые должны обеспечивать важнейшие для каждого гражданина права на личную неприкосновенность, жизнь, здоровье, образование, а также должны обеспечивать правопорядок в государстве и выполнение его социальных обязательств перед гражданами. И именно эти институты оказываются сильнее всего коррумпированными в нашей стране, и именно эти институты чаще всего нарушают права и свободы наших граждан[4].
Коррупция способствует росту социальной дискриминации, углубляет разрыв между бедными и богатыми. Если представители обеспеченных слоев платят взятки в основном для того, чтобы нейтрализовать угрозы источникам доходов и выиграть для себя дополнительные выгоды, то люди из бедных слоев, а значит, без налаженных коррупционных связей, – с целью нейтрализовать угрозы своим правам, жизни и здоровью, восстановить справедливость и получить то, что им и так положено по закону. Социальная дискриминация проявляется и в том, что бедные подвергаются принуждению к даче взятки намного чаще, чем люди из обеспеченных слоев. Таким образом, коррупция особенно тяжело сказывается на положении беднейших слоев, навешивая на них дополнительное экономическое ярмо[5]. Принимая во внимание уязвимость социальных слоев общества перед коррупцией, Организация Объединенных Наций включила антикоррупционные элементы в свою программу помощи развивающимся странам, в частности, аргументируя это следующим образом: «Коррупция наносит ущерб бедным людям диспропорционально, пользуясь их неспособностью изменить статус кво и невозможностью платить взятки, чтобы повысить свое социальное положение, таким образом, создавая неравенство, которое ведет к нарушению их прав»[6].
Коррупция способствует также углублению дискриминации по расовому, этническому, религиозному, языковому, социальному, гендерному и другим признакам. Примером дискриминации по этническому признаку во многом вследствие коррупции является положение в России рабочих-мигрантов из стран Средней Азии или Кавказа, которые несравнимо чаще подвергаются вымогательствам взяток со стороны сотрудников государственных органов, чем представители других этнических групп[7]. Дискриминация по гендерному признаку на основе коррупции проявляется, например, в том, что женщины, находясь в более зависимом положении, чем мужчины, чаще сталкиваются с произволом государственных органов и чиновников при обращении за социальными выплатами и льготами или при приеме на работу. Жертвы дискриминации испытывают из-за коррупции двойной удар, ведь после того, как произошло нарушение их прав, не все из них могут восстановить справедливость, если не способны или не хотят платить взятки. Именно поэтому международные антидискриминационные принципы требуют от государств обеспечения равного доступа к услугам, благам и ресурсам для всех социально-уязвимых групп и меньшинств, будь то женщины, беженцы, мигранты, малые коренные народы, люди с ограниченными физическими возможностями, заключенные, неимущие и др.
У обоих этих явлений – коррупции и нарушений прав человека – много общих черт. Например, и в нарушениях прав человека, и в коррупционных действиях часто оказываются, замешаны представители государства. В первом случае это очевидно, потому что участие сторон в «правочеловеческих» отношениях проходит исключительно по линии «гражданин – государство». Что касается второй части утверждения, то прослеживается вполне четкая тенденция: основные (но не единственные) субъекты коррупционных действий – это люди, облеченные властью и полномочиями, государственные чиновники, а объекты – частные граждане.
Главная проблема коррупции в том, что она представляет собой угрозу стабильному развитию общества[8]. Использование метафоры зачастую помогает лучше уяснить действительность. Так, правовую действительность можно сравнить с реальной жизнью. Существуют нормы права, есть реализации этих норм в виде правоотношений, правоприменений, реализации в целом. Все это «переваривается» через правосознание человека. Данный механизм является живым организмом, по аналогии с живой землей, живым лесом, живым человеком и т. д.
Коррупция есть болезнь этого организма. Этимологическое значение слова «коррупция» — это «порча». Известно, что у английских судей нет такой болезни вообще. Для них совершить коррупционный акт все равно что съесть кусок гнилого мяса.
Вопрос в том, какова мера поражения коррупцией. Есть страны, где поражены только некоторые элементы государства, права. Существует и более серьезная возрастающая степень поражения, и тогда можно говорить об элементах криминализации государства и права. Крайняя же и самая опасная стадия — криминальное государство. На пути становления развитой правовой системы и демократии в странах на постсоветском пространстве, странах новой демократии опасность возникновения этой стадии болезни очень высока.
[1] Третьякова Е.-Д. С. О практике выявления коррупционных факторов в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации территориальными органами Минюста России // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2010. № 1. С. 15
[2] Рамазанов Р. У. Коррупции - решительное нет. Совершенствование механизма предоставления государственными и муниципальными служащими и членами их семей сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Закон и право, 2011. № 5. С. 6
[3] Состояние бытовой коррупции в Российской Федерации (на основании результатов социологического исследования, проведенного во втором полугодии 2010 г.). Москва, 2011 год. С. 17
[4] Иванов Н. Коррупция - историческая неизбежность? // Уголовное право, 2009. № 6. С. 102
[5] Рамазанов Р. У. Коррупции - решительное нет. Совершенствование механизма предоставления государственными и муниципальными служащими и членами их семей сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Закон и право, 2011. № 5. С. 7
[6] Конвенция организации объединенных наций против коррупции // Принята Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 года // Собрание законодательства РФ", 26.06.2006. N 26. ст. 2780.
[7] Иванов Н. Коррупция - историческая неизбежность? // Уголовное право, 2009. № 6. С. 104
[8] Козельская Н.Л. Влияние коррупции на экономику // Право и экономика. 2011. № 4. С. 69
|