Говоря об эволюции института президентства в Российской Федерации, следует отдельно и особо акцентировать внимание на том, что с 1991 г. по настоящий момент параллельно с развитием нормативного регулирования полномочий Президента Российской Федерации и постепенной практической трансформацией конституционно закрепленной модели данного института эволюционирует и избирательное законодательство. Выборы Президента Российской Федерации гражданами являются одним из основных факторов, определяющих положение Президента Российской Федерации в системе разделения властей в президентской или смешанной республике, поскольку полномочия Президента Российской Федерации как реального главы государства и исполнительной власти нуждаются в самой широкой и мощной легитимации.
Хотя российский опыт проведения выборов высшего должностного лица государства еще сравнительно невелик, состоявшиеся пять президентских кампаний позволяют выявить определенные тенденции и обозначить проблемы в развитии законодательства о выборах Президента, которое в течение прошедших лет изменялось весьма интенсивно. Принятие новой Конституции РФ и тот факт, что специализированных Законов о выборах Президента Российской Федерации в новейшей конституционной истории России, включая первый Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. №1096–1 «О выборах Президента РСФСР», было уже четыре и объем их увеличивался практически в геометрической прогрессии, – яркое тому подтверждение.
Основой и отправной точкой нормативного оформления выборов главы Российского государства являются соответствующие положения Конституции, и второй этап развития избирательного законодательства начался именно с обновления фундамента – с принятия новой Конституции РФ в 1993 г.
В главе 4 Конституции РФ, посвященной Президенту Российской Федерации, устанавливаются минимальные конкретные требования применительно к порядку замещения поста Президента Российской Федерации (ч. 2 и 3 ст. 81). К ним относятся: способ избрания: равные прямые выборы при тайном голосовании; корпус избирателей: все граждане Российской Федерации; срок полномочий: четыре года и не более двух сроков подряд; требования к кандидату: а) российское гражданство; б) постоянное проживание в России не менее 10 лет; в) минимальный возраст – 35 лет. Что касается назначения выборов, то Конституция относит это к полномочиям Совета Федерации – верхней палаты парламента (п. «д» ч. 1 ст. 102).
На данном этапе было произведено шесть базовых изменений:
Срок президентских полномочий сократился с пяти до четырех лет. Некоторые специалисты полагают, что нововведение было скопировано с американской модели, но этот срок является весьма распространенным в мировой практике. По большому счету такое незначительное изменение, видимо, объясняется просто желанием уравнять сроки полномочий Президента и нижней палаты парламента. Если же оценивать эту норму с точки зрения простой логики, то срок в четыре года представляется вполне справедливым, потому что «не позволяет мешкать, а значит, вполне понуждает к действию. Кроме того, он предполагает решительное подтверждение определенной способности к управлению страной и истинных намерений избранного лица»;
Было отменено требование к кандидату обладать избирательным правом, подразумевавшее согласно ст. 2 Закона о выборах 1991 г., что данное лицо не только достигло установленного возраста, но и является дееспособным, а также не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Причина проста – новая Конституция закрепила это требование отдельно в ч. 3 ст. 32, сделав его общим.
Исчезло требование, касающееся предельного возраста в 65 лет, что выглядит вполне логично, так как этот возрастной ценз являлся не чем иным, как «памятью» о генеральных секретарях преклонного возраста, а также своеобразной страховкой от занятия президентского поста на выборах 1991 г. конкретными людьми из «старой гвардии»;
Была ликвидирована и норма об одновременных выборах вице-президента.
Появился так называемый ценз оседлости – требование о проживании кандидата на территории России не менее 10 лет, что весьма целесообразно, поскольку «Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели;
Назначение выборов Президента Российской Федерации закреплено в качестве одного из полномочий Совета Федерации. Как представляется, это обусловлено желанием не только внести конкретику в вопрос назначения выборов, но и сбалансировать отношения «Президент – парламент», уравновесив полномочие Президента Российской Федерации назначать выборы в Государственную Думу.
Говоря об отличиях прежде действовавших и новых конституционных положений о Президенте Российской Федерации, интересно отметить также и весьма серьезное изменение, которое на первый взгляд не относится непосредственно к выборам главы государства, поскольку адресовано уже избранному Президенту Российской Федерации. По прежней Конституции Президент не мог быть депутатом, занимать другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имел права на предпринимательскую деятельность. Действующая Конституция не устанавливает этих запретов.
Второй этап, помимо изменившейся конституционной основы, ознаменовался принятием Федерального закона от 17 мая 1995 г. №76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», заменившего соответствующий Закон 1991 г., а также первого в российской истории Федерального закона от 6 декабря 1994 г. №56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.е. произошла полная замена законодательной базы президентских выборов. И в данном случае это объясняется объективной причиной: новая Конституция требует новых законов для новой страны.
В сущности, ко вторым по счету президентским выборам в 1996 г. правила их проведения претерпели изменения по нескольким основным параметрам.
Прежде всего, были отдельно детально сформулированы принципы выборов Президента. Кроме того, была установлена система с двумя турами голосования: 50% + 1 голос для первого тура и относительное большинство во втором. При этом в первом туре требовалась 50-процентная явка избирателей, а во втором туре это уже не было необходимостью. Данные положения составили основной блок, который в последующих нормативных актах корректировался и дополнялся.
Помимо этого, оба новых Закона обстоятельно урегулировали статус, формирование и деятельность избирательных комиссий.
Трансформировались также положения, регулирующие право выдвижения кандидата. Теперь это право принадлежало: а) непосредственно избирателям; б) избирательным объединениям и в) избирательным блокам.
По сути, это означало пять основных изменений:
Объективное исключение упоминания о не существующих более всесоюзных организациях;
Исключение профессиональных союзов из числа субъектов этого права, представляющееся вполне логичным с точки зрения целей, для которых они должны создаваться;
Фактически требование перерегистрации в Министерстве юстиции РФ существовавших ранее политических партий и движений или регистрацию вновь созданных в качестве избирательных объединений, что в принципе совершенно правильно в контексте оформления новой политической системы на основе новой Конституции и законодательства;
Новелла, касающаяся возможности создания избирательными объединениями блоков, позволивших сплотить силы и объединить голоса избирателей не самых сильных политических игроков;
Поглощение таких субъектов, как трудовые коллективы и т.п., более широким понятием «избиратели», т.е. само право непосредственного выдвижения кандидатов гражданами сохранялось, но облекалось в другую форму – инициативные группы избирателей в количестве не менее 100 человек. Такой формы, как самовыдвижение кандидата, на тот момент законодательством не предусматривалось.
Изменение процедуры выдвижения кандидатов. По новым правилам избирательные объединения и инициативные группы избирателей должны были собрать в поддержку кандидатов не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно было приходиться не более 7% требуемого числа подписей. При этом был детально прописан порядок сбора подписей.
Следует отметить, что Закон о выборах 1995 г. был уже значительно объемнее и детальнее своего предшественника. Как указывалось в одном из комментариев, его принятие явилось результатом продолжительной и кропотливой работы в Государственной Думе, в ходе которой использовались трехсторонние согласительные процедуры. Интересно, что наиболее спорными были положения: о неназначении выборов Президента РФ в срок; о гласности в деятельности избирательных комиссий; об обжаловании решений и действий избирательный комиссий и их должностных лиц; о понятии избирательного объединения (блока); о количестве подписей избирателей, которые необходимо собрать в поддержку кандидата; о статусе кандидата; о недопустимости злоупотребления правом на проведение предварительной агитации, в том числе на радио, телевидении и в периодических печатных изданиях; о финансировании выборов; о голосовании и определении результатов выборов Президента РФ; о порядке подсчета голосов избирателей на избирательном участке; о наблюдателях; об установлении итогов голосования; о повторном голосовании; об использовании автоматизированной информационной системы; об ответственности за нарушения избирательных прав граждан и др.
Третий этап развития законодательства о президентских выборах соответствовал кампании 2000 г. и вновь выразился в полной замене нормативной базы посредством принятия Федерального закона от 17 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (к моменту выборов он действовал в редакции от 30 марта 1999 г.) и Федерального закона от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Причиной такого обновления, видимо, стало накопившееся большое количество корректирующих дополнений в связи с развитием всей системы законодательства.
Третий по счету Закон о выборах воспроизвел положения предыдущего и внес ряд дополнений. Так, например, были более подробно и четко изложены полномочия избирательных комиссий и уточнен порядок их формирования, вплоть до указания на соотношение количества избирателей, зарегистрированных на избирательном участке, и членов комиссии с правом решающего голоса. Появилось указание на то, что кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения, при этом было разъяснено, что под этим понимается законодателем. Регламентировалось обжалование нарушений избирательных прав. Иными словами, законодательная база на выборах 2000 г. была уже более полной и развернутой, развиваясь в изначально определенном русле. Вместе с тем основание для выделения данного этапа скорее формальное – принятие новых законов, нежели содержательное, поскольку глубинных изменений, позволяющих ясно определить направленность, тенденции развития, не произошло.
Но при обращении к практике становится понятно, что в коренном изменении законодательства не было необходимости, ведь «конституционный переход власти от Б.Н. Ельцина к В.В. Путину не сопровождался реальной конкуренцией между кандидатами, поскольку Б.Н. Ельциным был создан и успешно осуществлен новый механизм передачи власти, получивший в СМИ название «Операция «Преемник».
Принятие на четвертом этапе нового, четвертого, Федерального закона от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», обусловлено тем, что необходимо было, во-первых, реализовать положения нового Федерального закона от 12 июля 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; во-вторых, создать законодательную базу, обеспечивающую участие политических партий в выборах Президента РФ, поскольку Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» объявил эти объединения единственным самостоятельным коллективным участником избирательного процесса, и в-третьих, завершить формирование законодательной базы для федеральных выборов в 2003–2004 гг.
Расширился перечень ограничений в отношении кандидата. Согласно Закону о выборах 2003 г. права быть кандидатами лишились также лица, в отношении которых имелся вступивший в силу приговор суда о лишении права занимать государственные должности, и бывший Президент в случае его отставки с этого поста по состоянию здоровья, что вполне оправданно и разумно, хотя последнее выглядит некоторой хитрой страховкой.
Существенно сузился круг субъектов права выдвижения кандидатов. На выборах 2004 г. кандидаты могли быть выдвинуты: а) политическими партиями (созданными и зарегистрированными в соответствии с новым регулированием, в связи с чем их численность существенно уменьшилась); б) избирательными блоками (в которые все-таки наряду с партиями могли войти некоторые общественные объединения) и в) в порядке самовыдвижения. Этот способ представлял собой имевшее место ранее выдвижение избирателями наоборот: инициативная группа и кандидат поменялись местами, теперь самовыдвиженцу была необходима поддержка группы избирателей в количестве не менее 500 граждан. Немаловажно и то, что перечень документов, которые должны были представлять кандидаты от партии и выдвинувшиеся самостоятельно, существенно отличался явно не в пользу последних.
В результате увеличения количества подписей, необходимого для регистрации кандидата, с одного до двух миллионов (при этом на один субъект должно было приходиться не более 50 тысяч подписей) усложнилась процедура выдвижения в целом, и для независимых кандидатов особенно. Более того, сами политические партии (блоки) оказались в неравном положении: партиям, прошедшим в Государственную Думу, и вовсе не требовалось собирать подписи. Практически менее сильные партии и самовыдвиженцы последовательно вытеснялись с политической арены, что можно оценивать по-разному.
Наряду с этим на данном этапе имели место и другие многочисленные уточнения, которые позволяют говорить, что исходный вектор развития законодательства изменил направление. Отчасти благодаря этим переменам, отчасти в силу политической ситуации в стране президентские выборы 14 марта 2004 г. оказались абсолютно лишены какой-либо интриги.
Что же касается пятого этапа, то ситуация здесь прямо противоположная 2000 г. С формальной точки зрения следовало бы сказать, что его не было, поскольку не произошло ни столь усиленно муссировавшегося изменения Конституции Российской Федерации (в части отмены ограничения на занятие президентского поста одним лицом более двух сроков подряд), ни принятия, как это делалось прежде, новых законов. Однако вопреки вышеупомянутому оптимистическому предположению о том, что процесс формирования законодательной базы для президентских выборов должен был завершиться в 2003–2004 гг., кампания 2008 г. показала, что правила игры все еще не являются устоявшимися. На сей раз законодатель ограничился внесением поправок в имевшиеся Законы, но и этих изменений более чем достаточно для того, чтобы вести речь об очередном этапе в развитии нормативной базы выборов Президента Российской Федерации.
Прежде всего, еще больше расширился перечень ограничений для кандидата. Теперь права баллотироваться на пост Президента Российской Федерации лишались также: граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, либо вид на жительство, или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства; лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющие неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; лица, осужденные за совершение преступления экстремистской направленности и имеющие неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; лица, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и ст. 20.29 КоАП РФ; лица, которые решением суда признаны виновными в совершении деяний и распространении информации экстремистского характера, если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования.
Вновь сузился круг субъектов права выдвижения кандидатов. Теперь кандидаты могли быть выдвинуты только: а) политическими партиями и б) в порядке самовыдвижения. Возможность создания избирательных блоков была ликвидирована, чем окончательно была поставлена преграда консолидации недостаточно сильных политических игроков.
Особо следует отметить отмену 50-процентного порога явки избирателей, существовавшего с первых выборов. Это дало дополнительную гарантию проведения выборов даже при самой низкой активности населения (объективной или спровоцированной).
Еще одним знаковым изменением явилась так называемая отмена графы «Против всех». При этом невозможным стало не только проголосовать против всех, но и вести такого рода агитацию.
Также внесенными изменениями были существенно детализированы правила относительно назначения / неназначения выборов Советом Федерации и досрочных выборов, полномочий и юридической силы актов избирательных комиссий, агитации и финансирования выборов, ответственности за нарушения законодательства о выборах и т.д. То есть два базовых Закона в их исходном виде и в редакциях представляли собой весьма существенно отличавшуюся нормативную базу выборов 2004 и 2008 гг.
В 2008 году вступила в силу поправка к Конституции РФ об изменении срока полномочий президента. Изменения инициированы президентом РФ Дмитрием Медведевым. Согласно им, ч. 1 ст. 81 Конституции РФ теперь звучит следующим образом: «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».
Ситуация с последними выборами Президента Российской Федерации является если не итоговым результатом развития законодательства, то как минимум яркой иллюстрацией того, в каком направлении оно эволюционировало все эти годы.
Таким образом, нужно констатировать, что российское законодательство о выборах Президента, равно как и сам институт, еще достаточно «молодо». Глядя на столь частое и бурное изменение российского законодательств о выборах Президента «по ситуации» (таб. 1), можно сказать, что оно еще не прошло стадию формирования. Простор для изменений существует, и они могут носить различный характер: от изменения собственно положений действующей Конституции Российской Федерации, касающихся выборов и самого статуса Президента Российской Федерации, а следовательно, и коренного изменения базовых Законов о выборах, до точечных поправок в законодательство, которые в совокупности могут серьезно трансформировать систему выборов. Менять можно еще многое, причем как в сторону ужесточения, так и в сторону демократизации либо просто рационализации и большей проработанности.
Таблица 1. Президентские выборы в России и развитие законодательст
Дата выборов
Этапы развития
Основная нормативная база
12 июня 1991 г.
(первые)
1-й этап
– Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. от 24 мая 1991 г.);
- Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. №1096–1 «О выборах Президента РСФСР»;
- Закон РСФСР «О Президенте РСФСР»;
- иные законы и подзаконные акты
16 июня 1996 г.
(очередные)
2-й этап
– Конституция РФ 1993 г.;
- Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. №56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 17 мая 1995 г. №76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
- иные федеральные законы и подзаконные акты
26 марта 2000 г.
(внеочередные - в связи с отставкой)
3-й этап
– Конституция РФ 1993 г.;
- Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» (в ред. от 30 марта 1999 г.);
– Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
- иные федеральные законы и подзаконные акты
14 марта 2004 г.
(очередные)
4-й этап
– Конституция РФ 1993 г.;
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 4 июля 2003 г.); \
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
- иные федеральные законы и подзаконные акты
2 марта 2008 г.
(очередные)
5-й этап
– Конституция РФ 1993 г.;
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос-сийской Федерации» (в ред. от 24 июля 2007 г.);
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 2007 г.);
- иные федеральные законы и подзаконные акты
Март 2012 г.
Вопрос о дальнейших перспективах развития законодательства о
выборах Президента РФ пока остается открытым
|